Куда деть старую вербу после вербного воскресенья. Что делать с веточками вербы после вербного воскресенья

МОСКВА, 21 апр - РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные отмечают Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. За неделю до Пасхи в храмы освящать вербу приходят даже далекие от Церкви люди. Правда, даже не все верующие знают, что делать с ее ветками после.

Операция "Верба"

Несколько десятилетий назад, чтобы освятить вербу в храме, православным нужно было провернуть целую спецоперацию. Сначала срезать веточки - в ближайшем парке или на даче, да так, чтобы никто не увидел и не сообщил "куда следует". Затем надо было обернуть ветки в газету (авось сойдет за колбасу) и только уже в церкви можно было избавиться от этой маскировки.

"Народу в храмах было много. В некоторых московских церквях на Вербное воскресенье служили не только две литургии, но и два всенощных бдения", - вспоминает настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.

А потом - все по той же "конспиративной" схеме: дома освященную вербу ставили в красный угол. Но так, чтобы не бросалась в глаза, - от греха подальше, как говорится.

И все-таки даже в разгар антирелигиозной кампании в СССР православные соблюдали эту благочестивую традицию. Возможно, потому, что Вербное воскресенье - один из самых "народных" православных праздников. В этот день и сегодня во многие храмы приходит больше людей, чем даже на Пасху.

"Это один из пиковых дней по посещаемости. Может быть, сказывается народная традиция причащаться в первое воскресенье после Великого поста (который кончается в пятницу. - Прим. ред.) и целый год больше не заходить в церковь - она распространена в регионах западнее Москвы. Поэтому на Вербное воскресенье в храм прямо целыми бригадами приходят наши братья с Украины, которые здесь работают и живут, чтоб раз в год исповедаться и причаститься", - объясняет отец Кирилл.

Пальмы по-русски

Сам обычай освящать ветви верб - очень давний. Правда, когда именно он появился, неизвестно. Во всяком случае, с вербой связан целый пласт различных поговорок и примет. Например: "Нет вербы - нет весны".

© Джотто

В жизнь верующих и фольклор верба вошла благодаря евангельской истории о входе Иисуса Христа в Иерусалим. За пять дней до своей крестной смерти и наступления праздника иудейской Пасхи он велел ученикам привести к нему "ослицу и молодого осла". "И положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "Осанна (хвалебный возглас, в дословном переводе означает "Спаси нас!" - Прим. ред.) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: "Кто Сей?" Народ же говорил: "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского", - свидетельствует евангелист Матфей.

Ветви, срезанные с деревьев, были пальмовыми, поскольку именно они росли в библейских местах. Пальмы постилали перед Христом неспроста. Так по древнему обычаю встречали царей после победоносной военной кампании - "чтобы путь был мягок".

Обычай в Церкви прижился. До сих пор в странах с мягким климатом в христианских храмах освящают пальмовые ветви. А в католической церкви есть еще одно название праздника (в этом году его отмечали 14 апреля) - Пальмовое воскресенье.

"В славянском языке этот день назывался "неделей ваий", то есть веток. А поскольку пальмы у нас не растут и зелени в это время еще толком нигде нет, то символом одного из главных христианских праздников стала верба. Только она зацветает так рано, а ведь именно цветение символизирует жизнь и победу над смертью", - объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский и подчеркивает, что настоящее название праздника все-таки не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим.

"Нигде не записано"

Многие знают, что в праздник Входа Господня в Иерусалим в храмах ветки вербы окропляют святой водой. По уставу чин освящения ваий должен совершаться накануне вечером, но и сейчас во многих храмах, как повелось с советских времен, это делают и на литургии непосредственно в день праздника.

Но что делать с уже освященными ветками? Не выбрасывать же.

"До революции ветки просто сжигали - печки ведь были в каждом доме. Сейчас у нас в храме тоже так делается: мы их сжигаем наряду с записками о поминовении", - говорит настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Порядок должен быть в храме!

УТРОМ на маршрутке № 27 мчусь в пос. ГРЭС. С тех пор, как я работаю на КСК, дальние переезды меня не пугают. Сел в Сосновом в 8:00 и в 8:47 был уже у храма. У входа встретил отца Димитрия-2 (бывшего священника из Нерчинска), поздоровались с ним, поздравили друг друга с праздником.
Народу в храме много, больше, чем вчера. У всех в руках большие букеты вербы (про них потом скажет игумен Димитрий). От вербы идёт горьковатый запах, смешивающийся с ароматами фимиама. Кроме Олега Якушева никого знакомых не было, позже подъехал С.Г. Бобров с супругой, в гражданке и тоже с длинной метёлкой вербы.
(Вчера я готовился к причастию. Вычитывал, а точнее "выслушивал", каноны и правила. Такой способ, с помощью плеера и наушников, я нашёл для себя вполне приемлемым. Чтение почему-то рассеивает мысль, некоторые церковно-славянские слова кажутся непонятными, акценты в предложениях расставляются не там, где нужно, к тому же ещё нужно креститься, кланяться, смотреть на иконы - по-моему, на чтение уходит больше времени (часа 2 с половиной). Правила, читаемые чётким красивым голосом гораздо легче воспринимаются, можно сосредоточиться на смысле, смотреть неотрывно на иконостас, молитвослов держать в руках не надо. К тому же обстановка очень располагает к молитве, когда выключен свет, и горит только лампада...)
Конечно, любовь к порядку у отца Димитрия чувствуется во всём. Вот он командует всем сделать шаг вперёд, и в храме становится больше места. Вот он объясняет порядок подхода к Чаше - сначала дети, потом мужчины, затем женщины... К Кресту - сначала к иконам, потом к Кресту. Я понимаю, что напоминать всякий раз прихожанам о правилах (или традициях?) поведения в храме полезно. Тогда и крестное знамение будут правильно на себя накладывать, и поклоны делать как положено (о разнобое, который существует, я уже писал). Кстати, новый атаман Чупин, перекрестившись, зачем-то прижимает к груди кулак и так, с прижатым кулаком, кланяется (может, это что-то боксёрское?). Многие считают, что для веры в Бога соблюдение каких-то внешних атрибутов, вовсе не важно. Я же считаю, что форма действует на содержание и на его смысл напрямую. Я не понимаю, зачем иные женщины натягивают на голову капюшоны и стоят в храме как какие-то католические капуцины - неудобно, жарко и некрасиво. Не понимаю, когда иные неистово машут рукой стараясь изобразить на себе крест на каждое "Господи, помилуй". Вот если заснять на камеру и посмотреть потом с замедлением, что же там получается вместо креста? Недаром некоторые священники придумывают такие поговорки: "Не маши рукой, будто от бесов отмахиваешься" или "Не ломай крест" (это когда человек не успев обозначить на себе крест уже делает поклон - "ломает крест" и т.д. Конечно, это как-то заставляет людей задуматься...

Что делать с прошлогодней вербой?

ТЕПЕРЬ о вербе.
В конце службы (была, конечно, проповедь о Входе Господа в Иерусалим, я это опускаю) отец Димитрий вышел на амвон и спросил:
- Зачем вы принесли такие большие букеты вербы?
Молчание.
- В прошлом году, по всей видимости, букеты были не меньше?
Шевеление в толпе.
- А что вы сделаете с прошлогодней вербой? - продолжал отец Димитрий.
Молчание. Реплика:
- За иконку уберу!
Отец Димитрий берёт у кого-то из прихожан пышный букет вербы:
- Вот такой букет, за иконку?
- В другую комнату поставлю! - выкрикивает кто-то.
- Большая у вас квартира! - замечает отец Димитрий. - И всё-таки, что делать с прошлогодней освященной вербой?
Наконец посыпались такие предложения от "бывалых":
- Сжечь! Пустить по воде! Закопать в непопираемом месте!
Похоже эти варианты отца Димитрия не очень устраивали, хотя со всеми он согласился. На последнее ответил: "Где же найти такое место, чтобы ни человек, ни животное не раскопали, не осквернили?"
- Есть ещё один способ, традиционный, - раскрыл секрет отец Димитрий. - Отделять цветочки вербы от веток, ветки сжигать, а цветочки складывать в мешочек...
Все устремили внимание на священника.
- Знаете зачем? - продолжал о. Димитрий. - Для подушечки в гроб покойнику. Чтобы, как древние говорили, всегда помнить о смерти...
В храме установилась тишина, каждый посмотрел на свой букет или метёлку. Понятно, что с большого букета такую подушечку "в последний путь" раньше набьёшь, а то и не одну. Поэтому не лучше ли обходиться тремя веточками? Многие-многие годы жизни понадобятся, чтобы наполнить такую подушечку.
В завершении службы диакон раздавал прихожанам вербу. Я не взял. Мне достаточно одного букетика, который я получил вчера.

Главным символом великого христианского праздника Вербное воскресенье является освященная верба, а также веточки ивы с первыми появившимся на них листиками. Освященной вербе на Руси всегда приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что она помогает исцелиться от болезней и весь год отгоняет от дома несчастье. Но что делать с прошлогодней вербой?

Ведь освященная верба – это не просто ветки, а уже святыня, которая символизирует вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим.

Интересно, что со времен зарождения христианства празднование Вербного, или, как его называются католики и протестанты, Пальмового, воскресенья не изменилось. На Руси было невозможно найти пальмовые ветки, которыми, по преданию, иудеи встречали Иисуса Христа. А потому символ праздника на славянских территориях был заменен ветками вербы (ивы), которые доступны в начале весны в большом количестве.

Каждый год проводится освящение новые веточек вербы в церквях и храмах, но что делать с вербой с прошлого года? Во-первых, надо помнить о том, что освященные в этом году веточки лучше оставить дома на целый год. Ветками украшают дом. Можно расставить их во всех комнатах, положить в красном уголке. Букеты вербы дома в канун Пасхи напоминают о том, что уже совсем скоро придет Светлое Христово Воскресение.

Освещенная в период праздника верба защитит дом и его жителей от проблем и невзгод в течение всего года. Во-вторых, перед тем как заниматься расстановкой свежей вербы, надо понять, куда деть вербу с прошлого года. Ее ни в коем случае нельзя просто выбрасывать!

Когда и как следует избавляться от прошлогодней вербы

Через год, в Вербное воскресенье, после освящение новых веточек, настает пора проведения определенных ритуалов, чтобы избавиться от старых букетов. Тут есть несколько сценариев действия, из них можно выбирать наиболее удобный для конкретного случая.

  1. Можно просто собрать все веточки, которые есть дома, и сжечь их. Пепел от сожженных ветвей необходимо высыпать в местах, где по нему не будут ходить люди. К примеру, хорошее место – под деревом в собственном саду или в чаще леса. Также хорошая возможность избавиться от пепла – высыпать его в текущую реку.
  2. Можно не сжигать веточки, а просто собрать их все вместе и сплавить по реке с бурным течением. Важно не бросать вербу в стоячие водоемы, а именно в реки и ручейки, в которых есть течение.
  3. Бывает, что верба прорастает. Если так случилось, что у веток появились корни, то лучший способ избавления от них – высадка. Такие деревья не следует сажать в собственном дворе, потому что существует поверье, что тогда в доме кто-то умрет. Лучше всего высадить ростки в лесу или возле реки.
  4. Можно также отнести прошлогодние ветки в церковь. Там происходит их сожжение с чтением соответствующих молитв.
  5. Как вариант – ветки можно сжечь в собственной печи. При этом в жаре, который получится, хорошо выпекать пасхальные куличи и пироги.

Это наиболее подходящие варианты, что делать с вербой после Вербного воскресенья. Новая верба обладает магическими качествами, которыми можно воспользоваться в своих целях.

Жизнь русских православных протекает в северных широтах. Так как праздник Входа Спасителя в Иерусалим неразрывно связан с пальмовыми листьями, то нашему народу пришлось искать более подходящее растение.

Именно этим растением стала всем известная верба, которая еще со времен древних славян символизирует теплое весеннее дыхание и пробуждение матушки-земли. Возникает логичный вопрос – что же с ней делать в этот замечательный праздник? Для начала вербу необходимо наломать, или, если нет такой возможности, приобрести в специальном месте. Обычно перед праздником возле церквей сидят женщины и мужчины, у которых без проблем можно купить пучок ветвей. Затем во время специальной службы следует посетить церковь и окропить ветви святой водой, чтобы растение приобрело уникальные свойства. Традиция освящать растение берет свое начало еще с 10 века.

После того как вы на Вербное воскресенье принесли из церкви свежие ветки вербы, возникает правомерный вопрос: а что делать с прошлогодней освещенной вербой? Ведь просто так выкидывать такую «святыню» нельзя, так как она выступала в роли оберега от злых духов целый год и продолжает сохранять в себе защитные функции. Поэтому необходимо провести некий обряд по избавлению от старых веток вербы.

Ниже приведены способы, как можно это сделать:

  • Если есть поблизости какой-нибудь водоём (а лучше река), то ветки вербы можно пустить вниз по течению.
  • Можно просто сжечь старую вербу, а пепел развеять по реке либо высыпать в безлюдном месте.
  • Проросшие веточки можно посадить около реки или в лесу.
  • Ветки старой вербы можно положить в гроб умершему человеку. Некоторые люди с возрастом начинают собирать освещенные вербные ветки, чтобы их положили им в гроб после смерти.
  • Можно очищать и освящать свой дом при помощи старой ветки вербы. Её нужно зажечь как свечу и пройтись с ней по всему дому, произнося молитву.
  • Раньше сжигали ветки вербы в печи на Страстной неделе, когда пекли куличи для Пасхи.
  • Накануне Вербного воскресения или сразу же после него нужно подмести углы жилища ветками вербы и сжечь на улице, проговаривая слова благодарности за сбережение дома.
  • Можно отнести вербу в лес и оставить там, положив в кустах ивы.
  • Принести в церковь, где сжигают старую вербу, читая молитву.

Традиции и ритуалы

Возвратившись домой, верующие совершают следующие действия: берут ветки, на которые попала святая вода, и размещают их по всем комнатам. Ваза, в которой стоят пучки, должна быть обязательно светлой, так как считается, что такой цвет отталкивает злую энергетику. Раньше ветки стояли рядом с образами в Красном углу дома. Сейчас такую традицию размещать иконы в одном месте уже редко где можно увидеть.

И тем не менее, если в жилище есть икона, рядом тоже следует поставить вазу с вербой. Такой пучок обязательно хранится до следующего праздника. Если их выбросить раньше, можно накликать на себя беду. Традиционно перед Вербным воскресеньем прошлогодние веточки сжигают или выбрасывают в бурную реку, но не в стоячий водоем. Это связано с мнением, что такой оберег в течение года накапливает энергетику, плохо влияющую на семью. Традиционно праздник отмечается только в кругу семьи.

Интересно, но на Руси тещи ходили в гости к зятьям, чтобы подарить символический пучок вербы, чтобы те не обижали дочерей и в доме всегда был достаток. Также принято легко бить веточками вербы деток, чтобы те в течение года не болели и слушались родителей. Чтобы больной исцелился, по страдающему месту ударяли пучком. Народ верил в целебные свойства распустившихся почек – сушил их и добавлял во все блюда и выпечку.

Считалось, что так можно оградить себя от всех недугов. Перед длинным следованием путник съедал пару почек, тем самым оберегая себя от беды в дороге и неудачи в начинаниях. Женщины, которые не могли иметь детей, мастерили себе амулеты и носили их все время. Считалось, что верба – проводник между силами плодородной земли и человеком. В случае свадебного гулянья заботливые матери клали под подушку детям вербу, чтобы у них все получилось с потомством.

Поздравление с Вербным воскресеньем

Или Вербное воскресенье. За неделю до Пасхи в храмы освящать вербу приходят даже далекие от Церкви люди. Правда, даже не все верующие знают, что делать с ее ветками после.

Операция "Верба"

Несколько десятилетий назад, чтобы освятить вербу в храме, православным нужно было провернуть целую спецоперацию. Сначала срезать веточки - в ближайшем парке или на даче, да так, чтобы никто не увидел и не сообщил "куда надо". Затем надо было обернуть ветки в газету (авось сойдет за колбасу) и только уже в церкви можно было избавиться от этой маскировки.

"Народу в храмах было много. В некоторых московских церквях на Вербное воскресенье служили не только две литургии, но и два всенощных бдения", - вспоминает настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.

А потом - все по той же "конспиративной" схеме: дома освященную вербу ставили в красный угол. Но так, чтобы не бросалась в глаза, - от греха подальше, как говорится.

И все-таки даже в разгар антирелигиозной кампании в СССР православные соблюдали эту благочестивую традицию. Возможно, потому, что Вербное воскресенье - один из самых "народных" православных праздников. В этот день и сегодня во многие храмы приходит больше людей, чем даже на Пасху.

"Это один из пиковых дней по посещаемости. Может быть, сказывается народная традиция причащаться в первое воскресенье после Великого поста (который кончается в пятницу. - Прим. ред.) и целый год больше не заходить в церковь - она распространена в регионах западнее Москвы . Поэтому на Вербное воскресенье в храм прямо целыми бригадами приходят наши братья с Украины , которые здесь работают и живут, чтоб раз в год исповедаться и причаститься", - объясняет отец Кирилл.

Пальмы по-русски

Сам обычай освящать ветки вербы - очень давний. Правда, когда именно он появился, неизвестно. Во всяком случае, с вербой связан целый пласт различных поговорок и примет. Например: "Нет вербы - нет весны".

В фольклор верба вошла благодаря евангельской истории о входе Иисуса Христа в Иерусалим. За пять дней до своей крестной смерти и наступления праздника иудейской Пасхи он велел ученикам привести к нему "ослицу и молодого осла". "И положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "Осанна ("Спаси нас!" - Прим. ред.) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: "Кто Сей?" Народ же говорил: "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского", - свидетельствует евангелист Матфей.

Пальмы постилали перед Христом неспроста. Так по древнему обычаю встречали царей после победоносной военной кампании - "чтобы путь был мягок".

Обычай в Церкви прижился. До сих пор в странах с мягким климатом в христианских храмах освящают пальмовые ветви. А в католической церкви есть еще одно название праздника (в этом году его отмечали 14 апреля) - Пальмовое воскресенье.

"В славянском языке этот день назывался "неделей ваий", то есть веток. А поскольку пальмы у нас не растут и зелени в это время еще толком нигде нет, то символом одного из главных христианских праздников стала верба. Только она зацветает так рано, а ведь именно цветение символизирует жизнь и победу над смертью", - объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский и подчеркивает, что настоящее название праздника все-таки не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим.

"Нигде не записано"

Многие знают, что в праздник Входа Господня в Иерусалим в храмах ветки вербы окропляют святой водой - по уставу чин освящения ваий должен совершаться накануне вечером, но и сейчас во многих храмах, как повелось с советских времен, это делают и на литургии непосредственно в день праздника.

Но что делать с уже освященными ветками? Не выбрасывать же.

"До революции ветки просто сжигали - печки ведь были в каждом доме. Сейчас у нас в храме тоже так делается: мы их сжигаем наряду с записками о поминовении", - говорит настоятель храма Мученицы Татианы при
"Православные люди стараются подходить к этому благоговейно. В нашей семье принято так: когда мы выезжаем за город, берем с собой освященные веточки и сжигаем их на костре", - рассказывает отец Максим.

Хотя, по его словам, никакого богохульства или святотатства не будет, если ветви просто отправить в мусорное ведро - правилами это никак не прописано. "Правда, лично у меня рука не поднимется так сделать", - заключает священник.

Статьи по теме: