Куда деть старую вербу после вербного воскресенья. Что делать с веточками вербы после вербного воскресенья
МОСКВА, 21 апр - РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные отмечают Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. За неделю до Пасхи в храмы освящать вербу приходят даже далекие от Церкви люди. Правда, даже не все верующие знают, что делать с ее ветками после.
Операция "Верба"
Несколько десятилетий назад, чтобы освятить вербу в храме, православным нужно было провернуть целую спецоперацию. Сначала срезать веточки - в ближайшем парке или на даче, да так, чтобы никто не увидел и не сообщил "куда следует". Затем надо было обернуть ветки в газету (авось сойдет за колбасу) и только уже в церкви можно было избавиться от этой маскировки.
"Народу в храмах было много. В некоторых московских церквях на Вербное воскресенье служили не только две литургии, но и два всенощных бдения", - вспоминает настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.
А потом - все по той же "конспиративной" схеме: дома освященную вербу ставили в красный угол. Но так, чтобы не бросалась в глаза, - от греха подальше, как говорится.
И все-таки даже в разгар антирелигиозной кампании в СССР православные соблюдали эту благочестивую традицию. Возможно, потому, что Вербное воскресенье - один из самых "народных" православных праздников. В этот день и сегодня во многие храмы приходит больше людей, чем даже на Пасху.
"Это один из пиковых дней по посещаемости. Может быть, сказывается народная традиция причащаться в первое воскресенье после Великого поста (который кончается в пятницу. - Прим. ред.) и целый год больше не заходить в церковь - она распространена в регионах западнее Москвы. Поэтому на Вербное воскресенье в храм прямо целыми бригадами приходят наши братья с Украины, которые здесь работают и живут, чтоб раз в год исповедаться и причаститься", - объясняет отец Кирилл.
Пальмы по-русски
Сам обычай освящать ветви верб - очень давний. Правда, когда именно он появился, неизвестно. Во всяком случае, с вербой связан целый пласт различных поговорок и примет. Например: "Нет вербы - нет весны".
© Джотто
В жизнь верующих и фольклор верба вошла благодаря евангельской истории о входе Иисуса Христа в Иерусалим. За пять дней до своей крестной смерти и наступления праздника иудейской Пасхи он велел ученикам привести к нему "ослицу и молодого осла". "И положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "Осанна (хвалебный возглас, в дословном переводе означает "Спаси нас!" - Прим. ред.) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: "Кто Сей?" Народ же говорил: "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского", - свидетельствует евангелист Матфей.
Ветви, срезанные с деревьев, были пальмовыми, поскольку именно они росли в библейских местах. Пальмы постилали перед Христом неспроста. Так по древнему обычаю встречали царей после победоносной военной кампании - "чтобы путь был мягок".
Обычай в Церкви прижился. До сих пор в странах с мягким климатом в христианских храмах освящают пальмовые ветви. А в католической церкви есть еще одно название праздника (в этом году его отмечали 14 апреля) - Пальмовое воскресенье.
"В славянском языке этот день назывался "неделей ваий", то есть веток. А поскольку пальмы у нас не растут и зелени в это время еще толком нигде нет, то символом одного из главных христианских праздников стала верба. Только она зацветает так рано, а ведь именно цветение символизирует жизнь и победу над смертью", - объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский и подчеркивает, что настоящее название праздника все-таки не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим.
"Нигде не записано"
Многие знают, что в праздник Входа Господня в Иерусалим в храмах ветки вербы окропляют святой водой. По уставу чин освящения ваий должен совершаться накануне вечером, но и сейчас во многих храмах, как повелось с советских времен, это делают и на литургии непосредственно в день праздника.
Но что делать с уже освященными ветками? Не выбрасывать же.
"До революции ветки просто сжигали - печки ведь были в каждом доме. Сейчас у нас в храме тоже так делается: мы их сжигаем наряду с записками о поминовении", - говорит настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
Порядок должен быть в храме!УТРОМ на маршрутке № 27 мчусь в пос. ГРЭС. С тех пор, как я работаю на КСК, дальние переезды меня не пугают. Сел в Сосновом в 8:00 и в 8:47 был уже у храма. У входа встретил отца Димитрия-2 (бывшего священника из Нерчинска), поздоровались с ним, поздравили друг друга с праздником.
Народу в храме много, больше, чем вчера. У всех в руках большие букеты вербы (про них потом скажет игумен Димитрий). От вербы идёт горьковатый запах, смешивающийся с ароматами фимиама. Кроме Олега Якушева никого знакомых не было, позже подъехал С.Г. Бобров с супругой, в гражданке и тоже с длинной метёлкой вербы.
(Вчера я готовился к причастию. Вычитывал, а точнее "выслушивал", каноны и правила. Такой способ, с помощью плеера и наушников, я нашёл для себя вполне приемлемым. Чтение почему-то рассеивает мысль, некоторые церковно-славянские слова кажутся непонятными, акценты в предложениях расставляются не там, где нужно, к тому же ещё нужно креститься, кланяться, смотреть на иконы - по-моему, на чтение уходит больше времени (часа 2 с половиной). Правила, читаемые чётким красивым голосом гораздо легче воспринимаются, можно сосредоточиться на смысле, смотреть неотрывно на иконостас, молитвослов держать в руках не надо. К тому же обстановка очень располагает к молитве, когда выключен свет, и горит только лампада...)
Конечно, любовь к порядку у отца Димитрия чувствуется во всём. Вот он командует всем сделать шаг вперёд, и в храме становится больше места. Вот он объясняет порядок подхода к Чаше - сначала дети, потом мужчины, затем женщины... К Кресту - сначала к иконам, потом к Кресту. Я понимаю, что напоминать всякий раз прихожанам о правилах (или традициях?) поведения в храме полезно. Тогда и крестное знамение будут правильно на себя накладывать, и поклоны делать как положено (о разнобое, который существует, я уже писал). Кстати, новый атаман Чупин, перекрестившись, зачем-то прижимает к груди кулак и так, с прижатым кулаком, кланяется (может, это что-то боксёрское?). Многие считают, что для веры в Бога соблюдение каких-то внешних атрибутов, вовсе не важно. Я же считаю, что форма действует на содержание и на его смысл напрямую. Я не понимаю, зачем иные женщины натягивают на голову капюшоны и стоят в храме как какие-то католические капуцины - неудобно, жарко и некрасиво. Не понимаю, когда иные неистово машут рукой стараясь изобразить на себе крест на каждое "Господи, помилуй". Вот если заснять на камеру и посмотреть потом с замедлением, что же там получается вместо креста? Недаром некоторые священники придумывают такие поговорки: "Не маши рукой, будто от бесов отмахиваешься" или "Не ломай крест" (это когда человек не успев обозначить на себе крест уже делает поклон - "ломает крест" и т.д. Конечно, это как-то заставляет людей задуматься...
Что делать с прошлогодней вербой?
ТЕПЕРЬ о вербе.
В конце службы (была, конечно, проповедь о Входе Господа в Иерусалим, я это опускаю) отец Димитрий вышел на амвон и спросил:
- Зачем вы принесли такие большие букеты вербы?
Молчание.
- В прошлом году, по всей видимости, букеты были не меньше?
Шевеление в толпе.
- А что вы сделаете с прошлогодней вербой? - продолжал отец Димитрий.
Молчание. Реплика:
- За иконку уберу!
Отец Димитрий берёт у кого-то из прихожан пышный букет вербы:
- Вот такой букет, за иконку?
- В другую комнату поставлю! - выкрикивает кто-то.
- Большая у вас квартира! - замечает отец Димитрий. - И всё-таки, что делать с прошлогодней освященной вербой?
Наконец посыпались такие предложения от "бывалых":
- Сжечь! Пустить по воде! Закопать в непопираемом месте!
Похоже эти варианты отца Димитрия не очень устраивали, хотя со всеми он согласился. На последнее ответил: "Где же найти такое место, чтобы ни человек, ни животное не раскопали, не осквернили?"
- Есть ещё один способ, традиционный, - раскрыл секрет отец Димитрий. - Отделять цветочки вербы от веток, ветки сжигать, а цветочки складывать в мешочек...
Все устремили внимание на священника.
- Знаете зачем? - продолжал о. Димитрий. - Для подушечки в гроб покойнику. Чтобы, как древние говорили, всегда помнить о смерти...
В храме установилась тишина, каждый посмотрел на свой букет или метёлку. Понятно, что с большого букета такую подушечку "в последний путь" раньше набьёшь, а то и не одну. Поэтому не лучше ли обходиться тремя веточками? Многие-многие годы жизни понадобятся, чтобы наполнить такую подушечку.
В завершении службы диакон раздавал прихожанам вербу. Я не взял. Мне достаточно одного букетика, который я получил вчера.
Главным символом великого христианского праздника Вербное воскресенье является освященная верба, а также веточки ивы с первыми появившимся на них листиками. Освященной вербе на Руси всегда приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что она помогает исцелиться от болезней и весь год отгоняет от дома несчастье. Но что делать с прошлогодней вербой?
Ведь освященная верба – это не просто ветки, а уже святыня, которая символизирует вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим.
Интересно, что со времен зарождения христианства празднование Вербного, или, как его называются католики и протестанты, Пальмового, воскресенья не изменилось. На Руси было невозможно найти пальмовые ветки, которыми, по преданию, иудеи встречали Иисуса Христа. А потому символ праздника на славянских территориях был заменен ветками вербы (ивы), которые доступны в начале весны в большом количестве.
Каждый год проводится освящение новые веточек вербы в церквях и храмах, но что делать с вербой с прошлого года? Во-первых, надо помнить о том, что освященные в этом году веточки лучше оставить дома на целый год. Ветками украшают дом. Можно расставить их во всех комнатах, положить в красном уголке. Букеты вербы дома в канун Пасхи напоминают о том, что уже совсем скоро придет Светлое Христово Воскресение.
Освещенная в период праздника верба защитит дом и его жителей от проблем и невзгод в течение всего года. Во-вторых, перед тем как заниматься расстановкой свежей вербы, надо понять, куда деть вербу с прошлого года. Ее ни в коем случае нельзя просто выбрасывать!
Когда и как следует избавляться от прошлогодней вербы
Через год, в Вербное воскресенье, после освящение новых веточек, настает пора проведения определенных ритуалов, чтобы избавиться от старых букетов. Тут есть несколько сценариев действия, из них можно выбирать наиболее удобный для конкретного случая.
- Можно просто собрать все веточки, которые есть дома, и сжечь их. Пепел от сожженных ветвей необходимо высыпать в местах, где по нему не будут ходить люди. К примеру, хорошее место – под деревом в собственном саду или в чаще леса. Также хорошая возможность избавиться от пепла – высыпать его в текущую реку.
- Можно не сжигать веточки, а просто собрать их все вместе и сплавить по реке с бурным течением. Важно не бросать вербу в стоячие водоемы, а именно в реки и ручейки, в которых есть течение.
- Бывает, что верба прорастает. Если так случилось, что у веток появились корни, то лучший способ избавления от них – высадка. Такие деревья не следует сажать в собственном дворе, потому что существует поверье, что тогда в доме кто-то умрет. Лучше всего высадить ростки в лесу или возле реки.
- Можно также отнести прошлогодние ветки в церковь. Там происходит их сожжение с чтением соответствующих молитв.
- Как вариант – ветки можно сжечь в собственной печи. При этом в жаре, который получится, хорошо выпекать пасхальные куличи и пироги.
Это наиболее подходящие варианты, что делать с вербой после Вербного воскресенья. Новая верба обладает магическими качествами, которыми можно воспользоваться в своих целях.
Жизнь русских православных протекает в северных широтах. Так как праздник Входа Спасителя в Иерусалим неразрывно связан с пальмовыми листьями, то нашему народу пришлось искать более подходящее растение.
Именно этим растением стала всем известная верба, которая еще со времен древних славян символизирует теплое весеннее дыхание и пробуждение матушки-земли. Возникает логичный вопрос – что же с ней делать в этот замечательный праздник? Для начала вербу необходимо наломать, или, если нет такой возможности, приобрести в специальном месте. Обычно перед праздником возле церквей сидят женщины и мужчины, у которых без проблем можно купить пучок ветвей. Затем во время специальной службы следует посетить церковь и окропить ветви святой водой, чтобы растение приобрело уникальные свойства. Традиция освящать растение берет свое начало еще с 10 века.
После того как вы на Вербное воскресенье принесли из церкви свежие ветки вербы, возникает правомерный вопрос: а что делать с прошлогодней освещенной вербой? Ведь просто так выкидывать такую «святыню» нельзя, так как она выступала в роли оберега от злых духов целый год и продолжает сохранять в себе защитные функции. Поэтому необходимо провести некий обряд по избавлению от старых веток вербы.
Ниже приведены способы, как можно это сделать:
- Если есть поблизости какой-нибудь водоём (а лучше река), то ветки вербы можно пустить вниз по течению.
- Можно просто сжечь старую вербу, а пепел развеять по реке либо высыпать в безлюдном месте.
- Проросшие веточки можно посадить около реки или в лесу.
- Ветки старой вербы можно положить в гроб умершему человеку. Некоторые люди с возрастом начинают собирать освещенные вербные ветки, чтобы их положили им в гроб после смерти.
- Можно очищать и освящать свой дом при помощи старой ветки вербы. Её нужно зажечь как свечу и пройтись с ней по всему дому, произнося молитву.
- Раньше сжигали ветки вербы в печи на Страстной неделе, когда пекли куличи для Пасхи.
- Накануне Вербного воскресения или сразу же после него нужно подмести углы жилища ветками вербы и сжечь на улице, проговаривая слова благодарности за сбережение дома.
- Можно отнести вербу в лес и оставить там, положив в кустах ивы.
- Принести в церковь, где сжигают старую вербу, читая молитву.
Традиции и ритуалы
Возвратившись домой, верующие совершают следующие действия: берут ветки, на которые попала святая вода, и размещают их по всем комнатам. Ваза, в которой стоят пучки, должна быть обязательно светлой, так как считается, что такой цвет отталкивает злую энергетику. Раньше ветки стояли рядом с образами в Красном углу дома. Сейчас такую традицию размещать иконы в одном месте уже редко где можно увидеть.
И тем не менее, если в жилище есть икона, рядом тоже следует поставить вазу с вербой. Такой пучок обязательно хранится до следующего праздника. Если их выбросить раньше, можно накликать на себя беду. Традиционно перед Вербным воскресеньем прошлогодние веточки сжигают или выбрасывают в бурную реку, но не в стоячий водоем. Это связано с мнением, что такой оберег в течение года накапливает энергетику, плохо влияющую на семью. Традиционно праздник отмечается только в кругу семьи.
Интересно, но на Руси тещи ходили в гости к зятьям, чтобы подарить символический пучок вербы, чтобы те не обижали дочерей и в доме всегда был достаток. Также принято легко бить веточками вербы деток, чтобы те в течение года не болели и слушались родителей. Чтобы больной исцелился, по страдающему месту ударяли пучком. Народ верил в целебные свойства распустившихся почек – сушил их и добавлял во все блюда и выпечку.
Считалось, что так можно оградить себя от всех недугов. Перед длинным следованием путник съедал пару почек, тем самым оберегая себя от беды в дороге и неудачи в начинаниях. Женщины, которые не могли иметь детей, мастерили себе амулеты и носили их все время. Считалось, что верба – проводник между силами плодородной земли и человеком. В случае свадебного гулянья заботливые матери клали под подушку детям вербу, чтобы у них все получилось с потомством.
Поздравление с Вербным воскресеньем
Или Вербное воскресенье. За неделю до Пасхи в храмы освящать вербу приходят даже далекие от Церкви люди. Правда, даже не все верующие знают, что делать с ее ветками после.
Операция "Верба"
Несколько десятилетий назад, чтобы освятить вербу в храме, православным нужно было провернуть целую спецоперацию. Сначала срезать веточки - в ближайшем парке или на даче, да так, чтобы никто не увидел и не сообщил "куда надо". Затем надо было обернуть ветки в газету (авось сойдет за колбасу) и только уже в церкви можно было избавиться от этой маскировки.
"Народу в храмах было много. В некоторых московских церквях на Вербное воскресенье служили не только две литургии, но и два всенощных бдения", - вспоминает настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.
А потом - все по той же "конспиративной" схеме: дома освященную вербу ставили в красный угол. Но так, чтобы не бросалась в глаза, - от греха подальше, как говорится.
И все-таки даже в разгар антирелигиозной кампании в СССР православные соблюдали эту благочестивую традицию. Возможно, потому, что Вербное воскресенье - один из самых "народных" православных праздников. В этот день и сегодня во многие храмы приходит больше людей, чем даже на Пасху.
"Это один из пиковых дней по посещаемости. Может быть, сказывается народная традиция причащаться в первое воскресенье после Великого поста (который кончается в пятницу. - Прим. ред.) и целый год больше не заходить в церковь - она распространена в регионах западнее Москвы . Поэтому на Вербное воскресенье в храм прямо целыми бригадами приходят наши братья с Украины , которые здесь работают и живут, чтоб раз в год исповедаться и причаститься", - объясняет отец Кирилл.
Пальмы по-русски
Сам обычай освящать ветки вербы - очень давний. Правда, когда именно он появился, неизвестно. Во всяком случае, с вербой связан целый пласт различных поговорок и примет. Например: "Нет вербы - нет весны".
В фольклор верба вошла благодаря евангельской истории о входе Иисуса Христа в Иерусалим. За пять дней до своей крестной смерти и наступления праздника иудейской Пасхи он велел ученикам привести к нему "ослицу и молодого осла". "И положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "Осанна ("Спаси нас!" - Прим. ред.) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: "Кто Сей?" Народ же говорил: "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского", - свидетельствует евангелист Матфей.
Пальмы постилали перед Христом неспроста. Так по древнему обычаю встречали царей после победоносной военной кампании - "чтобы путь был мягок".
Обычай в Церкви прижился. До сих пор в странах с мягким климатом в христианских храмах освящают пальмовые ветви. А в католической церкви есть еще одно название праздника (в этом году его отмечали 14 апреля) - Пальмовое воскресенье.
"В славянском языке этот день назывался "неделей ваий", то есть веток. А поскольку пальмы у нас не растут и зелени в это время еще толком нигде нет, то символом одного из главных христианских праздников стала верба. Только она зацветает так рано, а ведь именно цветение символизирует жизнь и победу над смертью", - объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский и подчеркивает, что настоящее название праздника все-таки не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим.
"Нигде не записано"
Многие знают, что в праздник Входа Господня в Иерусалим в храмах ветки вербы окропляют святой водой - по уставу чин освящения ваий должен совершаться накануне вечером, но и сейчас во многих храмах, как повелось с советских времен, это делают и на литургии непосредственно в день праздника.
Но что делать с уже освященными ветками? Не выбрасывать же.
"До революции ветки просто сжигали - печки ведь были в каждом доме. Сейчас у нас в храме тоже так делается: мы их сжигаем наряду с записками о поминовении", - говорит настоятель храма Мученицы Татианы при"Православные люди стараются подходить к этому благоговейно. В нашей семье принято так: когда мы выезжаем за город, берем с собой освященные веточки и сжигаем их на костре", - рассказывает отец Максим.Хотя, по его словам, никакого богохульства или святотатства не будет, если ветви просто отправить в мусорное ведро - правилами это никак не прописано. "Правда, лично у меня рука не поднимется так сделать", - заключает священник.