Можно ли женщине в брюках в церковь заходить? Можно ли женщине носить брюки.

"Обрати все внимание на евангельские заповеди...
В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу,
как например в перемене платья и тому подобных,
будь решительно свободен."

(Свт. Игнатий Брянчанинов)



В качестве причины не носить брюки женщинам называют только три, обоснованность которых сомнительна:

1) "На женщине не должно быть мужской одежды" (Втор. 22. 5).

Разбор "полетов":

а) а где здесь слово "брюки"? Где вообще в Библии слово "брюки"?

б) тогда на Востоке ВСЕ - и мужчины и женщины - носили платья, отличавшиеся лишь покроем.

О происхождении брюк на Востоке:

в) почему-то обычно забывают привести окончание этого запрета: "и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22. 5). Если женщине нельзя надеть брюки, которые ассоциируются сегодня именно с мужской одеждой, то почему священники и монахи носят рясы - одежда в виде платья, которое ассоциируется сегодня с женской одеждой? А если признается, что существуют платья не только женские, то почему отвергается факт существования не только мужских брюк?

г) ни одной женщине (естественно, кроме случаев вынужденной необходимости) в голову не придет надевать мужские брюки - они и покроем то отличаются. Так же, как отличались покроем платья древних евреев.

д) переодевание в одежду другого пола было в древности ритуальным языческим действом. Естественно, монотеизм Израиля отвергал языческие ритуалы. И это указание - не надевать одежду противоположного пола - было дано именно древним израильтянам, которые были уязвимы перед соблазном язычества (достаточно вспомнить золотого тельца, которого они сделали, едва успел Моисей подняться на гору). Вопрос: что, все женщины, даже надевающие (от нужды) мужские брюки, непременно совершают этим актом какой-либо языческий ритуал?

2) "В старину крестьянки даже на полях в сарафанах работали" .

Но ритмы жизни дореволюционной крестьянки и современной женщины различаются в разы.

3) "Женщина в брюках провоцирует насильников" .

Но женщины в платьях точно так же не застрахованы от этого (в том числе не были застрахованы от этого и монахини во времена разбойничьих нападений на монастыри).

________________________________________ ____________

Протоиерей Игорь Савва

Можно ли православной женщине носить брюки?

Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция и о чем на самом деле пишется в Библии?

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Данный текст не оригинален, а является компактной компиляцией выдержек и цитат различных авторов и по сути есть справочное пособие по этому вопросу.

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «БРЮКИ» И ВАЖНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2

РОДОСЛОВНАЯ БРЮК 2

ИЗБЫТОЧНОСТЬ КОСТЮМА - КАК ЭЛЕМЕНТ АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 2

БРЮКИ – ПОРОЖДЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 3

ПЕРВЫЕ «ПРАВИЛЬНЫЕ» БРЮКИ 3

БРЮКИ – КАК РЕДУЦИРОВАНИЕ ИЗБЫТОЧНОСТИ КОСТЮМА 3

БРЮКИ КАК КАБУРА И ЧЕХОЛ 4

БРЮКИ – КАК ОДЕЖДА ЯЗЫЧНИКОВ, джинсы 4

БИБЛЕЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ 4

БРЮКИ – КАК ЭЛЕМЕНТ ПОСЛУШАНИЯ 5

БРЮЧНОЕ ИСКУШЕНИЕ 6

БРЮКИ – КАК ЗНАК СТАРШИНСТВА 6

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТРАДИЦИИ НЕ НОШЕНИЯ БРЮК В ЦЕРКВИ 7

БРЮКИ – КАК ЭЛЕМЕНТ ФЕМИНИЗМА И ЭМАНСИПАЦИИ ЖЕНЩИН 7

БРЮКИ КАК СНИЖЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗМНОЖЕНИЯ НАЦИИ 9

Этимология слова «брюки» и важное наблюдение

Вплоть до XVI в. всякую одежду называли "порты" или "портище", а мастеров, изготавливающих ее - портными. Со временем содержание этих понятий изменилось, но до сих пор в словарях русского языка есть термин "портки" с пометкой "устаревшее". Более поздний вариант наименования - "штаны", широко употребляемый в просторечии, неприемлем для официальной лексики.

Теперь общим понятием, объединяющим все мыслимое разнообразие форм - шаровары, панталоны, бриджи, галифе, рейтузы, джинсы и др. является термин "брюки".

Слово «брюки» тюркского происхождения, означает оно «сдвоенная юбка» или «двойная юбка». Уже в самом слове заключена история возникновения брюк. Последние родились из юбки и, фактически, представляют собой юбку на каждой ноге. Следовательно, юбка – первична, брюки – вторичны.

Родословная брюк

Предшественником брюк являются шаровары. Родиной шароваров считается Восток, а именно – Персия. Шаровары образовались из юбки по чисто утилитарной причине: персидским воинам было неудобно участвовать в походах и сражениях в юбках. Самые смекалистые из них перетягивали ремнем свои юбки между ног, чтобы было удобнее ехать на коне. Через какое-то время юбки стали сшивать определенным образом, оставляя незашитые места внизу для продевания ног. Еще через некоторое время верх и низ юбки начали подворачивать и подшивать в виде кулиски. В эти кулиски вставляли веревки и затягивали юбку на талии и низ юбки на щиколотках. Получилась юбка-брюки или всем известные шаровары. Еще спустя какое-то время шаровары начали раскраивать определенным образом. Что интересно – крой классических шаровар не изменился до сих пор, он остался таким же, как в эпоху Древнего Востока.

Несмотря на то, что шаровары – это «мужское» изобретение, они не стали на Востоке «мужским» видом одежды, а очень быстро перекочевали к женщинам. В быту восточный мужчина носил юбку, а во время военных походов надевал шаровары. Так, во всяком случае, поступали мужчины Персии. Нельзя сказать, когда появились шаровары в женской одежде, но можно точно указать, с чьей легкой руки это свершилось. Этот «мужской» вид одежды был внедрен в дамский гардероб ассирийской царицей Семирамидой еще в 800-м году до нашей эры! Она участвовала в боях вместе с мужем и надевала «брюки-гольфы», дабы ее не узнавали. А из сказок «Тысяча и одна ночь» мы знаем, что женщины Востока с давних пор носили шаровары, и даже – какие именно: это были широкие прозрачные шаровары, присобранные на щиколотках. Шаровары носили не только женщины из гарема, но и те, что работали в поле, но на этот раз не шелковые, а полотняные и в большинстве случаев – черного цвета.

Китаянки и японки с удовольствием надевали шелковые брюки наподобие пижамных, а таджикские женщины и по сей день носят под платьем узкие брюки. Такие же брюки являются типичной одеждой вьетнамских женщин. К сказанному можно добавить, что на перстне-печати из Микен была выгравирована женщина в брюках, да и у древних славян мужчины носили юбочки, а женщины германских племен ходили одетые в брюки.

В эпоху средневековья мужчины брюк в современном виде не знали, а вот юбки у них были в ходу. Такое положение закономерно, во всяком случае, для Западной Европы. Феодальная знать брюк не носила, этот факт точно установлен. Брюки в виде шаровар встречаются только у крестьян.

В эпоху абсолютизма у мужчин появляются широкие юбки-брюки длиной до колена или до середины бедер. И только в конце семнадцатого века в мужской одежде появляются «кюлоты», предшественники брюк-гольфов или бридж, т.е. штаны чуть ниже колена и застегивающиеся ниже колена. Интересно отметить, что эта разновидность брюк дожила до сегодняшних дней без каких-либо серьезных изменений. Господство «кюлотов» длилось аж до Великой французской буржуазной революции, которая дала толчок появлению брюк в мужской одежде

Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция и о чем на самом деле пишется в Библии?

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

4.6 (92.31%) 26 votes

Сегодня очень многие женщины, можно сказать практически все, ходят в брюках. Это уже не считается чем-то неестественным, наоборот, женщина в платье или юбке, особенно длинной, привлекает внимание, т.к. ярко выделяется на общем фоне.

Немногие женщины сегодня знают, что ношение мужской одежды является грехом. А даже те, кто и знает, оправдывают себя тем, что в брюках тепло и удобно, и что «все так ходят». Но так ли это удобно и безобидно, как кажется?

Еще во Второзаконии сказано:

«И да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску, яко гнусен есть Господеви Богу твоему всяк творяи сия» . (Втор.22:5).

То есть еще в Ветхом Завете Господь дал указание и женщинам, и мужчинам носить одежду только сообразно своего пола.

Тысячелетиями это выполнялось неукоснительно, теперь же – нет. Но и последствия нарушения этого закона тоже достаточно серьезны, ученые, психологи, врачи это подтверждают и доказывают. Ниже приводятся факты. Ознакомьтесь и задумайтесь.

Материал к размышлению:

Голландия задает тон: РЕБЕНОК СРЕДНЕГО ПОЛА

Свежая публикация обозревателя газеты МЕТРО, переехавшей на ПМЖ в Голландию. Ее путевые заметки как молодой мамы регулярно приоткрывают для нас будущее нашего толерантного общества…

Из беседы с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором медицинских наук, профессором Галиной Вячеславной Козловской (печатается с сокращением).

Корр.: В последние годы российские женщины практически все поголовно ходят в брюках. Можно сказать, это тоже некий эксперимент, поскольку для миллионов девочек брюки с раннего детства стали более привычной и желанной одеждой, нежели юбка. Оказывает ли это какое- то воздействие на личность?

Г.К.: Вопрос, конечно, непростой. С одной стороны, брюки помогают сохранить здоровье, поскольку в них теплее, чем в юбке. Кроме того, в брюках удобнее вести подвижный образ жизни, ездить в общественном транспорте. Но с другой стороны, женщина, носящая брюки, утрачивает специфически женский облик. А вместе с ним - и специфические женские качества, ведь форма и содержание всегда очень тесно связаны. Женщина волей-неволей маскулинизируется.* Это отражается даже на женской физиологии. Например, сейчас в моде длинноногие женщины с мужской фигурой. Но природа жестоко мстит за нарушение ее законов. У длинноногой женщины скорее всего будут трудные роды, поскольку у нее узкий таз. То есть мужеподобие оборачивается снижение способности к деторождению. А во-вторых, возникают проблемы в интимной сфере. Наверно не все знают, что длинноногие женщины часто бывают фригидны. Ну, а о психологических последствиях маскулинизации женщин и говорить нечего. Отказываясь от женского облика, женщина утрачивает ту роль, которую она играла на протяжении тысячелетий. Она перестает быть эстетическим образцом, «гением чистой красоты».
Казалось бы, ерунда: сменилась всего лишь форма одежды. А нет: женщина в платье требует иного к себе отношения, мужчина чувствует ее иную, более токую, хрупкую природу. А в брюках она - «свой парень», сотрудник. С ней можно вести себя гораздо фамильярней, не церемонясь, не щадя ее чувств.

Корр.: Значит, если маленькая девочка почти все время ходит в брюках, у нее не формируется нормальный образ женщины?
Г.К.: Конечно, нет. А главное, ей некому подражать, потому что мама сама ходит в брюках, стрижется как мальчик, зачастую курит. А если и не курит, то все равно не имеет естественного запаха, поскольку пользуется косметикой, духами.

Корр.: Ну и что?
Г.К.: Обонятельные ощущения играют для младенца огромную роль. Поэтому употребление косметики или резко пахнущих духов далеко не безобидно, когда в доме малыш. Оно тоже может нарушить систему «мать-дитя». Ребенку нужно, чтобы мама пахла естественно, а не разнообразной парфюмерией.

Корр.: А если еще и длинных волос у мамы нет?!
Г.К.: Существует мнение, что у ребенка генетически запрограммирован определенный архетипичный образ женщины, который предполагает и специфический женский запах, и длинные волосы, и многие другие черты. Ребенок ищет его, а его нет!

Корр.: И у ребенка возникает тревога?
Г.К.: Да. Тревога и отторжение. Ему же надо еще понять, что это мама… И не только понять, но и принять, ведь из подсознания поступают сигналы, что мама «не такая», какой она вообще-то должна быть…

Корр.: В последние годы дети очень часто рисуют семью так, что совершенно не ясно, где папа, а где мама. Оба нарисованы одинаково.
Г.К.: Так они и на самом деле одинаковы! Маскулинизация женщин приводит к тому, что она не только выглядит как мужик, но и ведет себя по-мужски.
Критерии нормы смещаются, общество начинает потихоньку сходить с ума. Некоторые мои коллеги-психиатры в последние годы договорились до того, что мать-одиночка, воспитывающая мальчика, обязательно должна на него кричать. Иначе он, дескать, не будет ее слушать. Вот вам еще одна педагогическая новация - «воспитание криком». Представляете? Мальчик заранее рисуется таким монстром, что он не будет слушать женщину, если она не подавит его криком и подзатыльниками. А ведь это противоестественно!
Женщина, мама, наоборот, должна быть для мальчика символом добра и красоты. Он должен ее оберегать, помогать ей, ухаживать за ней, место уступать. А тут матерей вдруг призывают стать крикливыми и драчливыми.

Корр.: В последние годы я не раз сталкивалась с тем, что маленькие мальчики демонстрируют просто запредельное пренебрежение матери. Раньше такого не было… Подростки, конечно, вели себя по-разному, но малыши не проявляли такой грубости и даже цинизма, какие они проявляют сейчас. Разве это не искажение психики?
Г.К.: Конечно, искажение! Искажение, которое является следствием искаженной системы «мать-дитя». Здесь мы, как в зеркале, видим то, что ребенок воспринял в начале своей жизни. Генетические «компьютерные программы» были включены несвоевременно и неправильно. И отношения с мамой (а в дальнейшем и с обществом) развиваются также неправильно. Это глубочайший конфликт, который испытывает младенец. Нарушены его самые сокровенные связи с миром, ибо мать для маленького ребенка- самое близкое, самое любимое существо на земле. Но того образа, на который генетически настроена его психика, нет, и у малыша возникает протестное поведение, которое в некоторых случаях может приобретать и такой, указанный Вами асоциальный характер.

Корр.: Насколько мне известно, агрессивность по отношению к матери нередко свидетельствуют о каких-то тяжелых нарушениях психики. Например, она бывает при аутизме… Может ли сбой системы «мать-дитя» привести к психическим отклонениям?
Г.К.: К сожалению, это вполне возможно.

Как бы подводя итог приведенной беседе, известный православный педагог и писатель Татьяна Львовна Шишова в книге «Ребенок не слушается. Что делать?» пишет: «Бывает так называемое «протестное поведение», причина которого коренится в том, что в младенчестве, когда только еще устанавливается система «мать- дитя», между мамой и ребенком не существовало полного взаимопонимания. Известный детский психиатр проф. Козловская Г.В. указывает на то, что очень многое в облике и манерах современных матерей противоречит традиционному образу материнства. Мать одевается в мужскую одежду, коротко подстрижена, пахнет не молоком, а духами, не поет колыбельных, ведет себя с ребенком нервно, раздражительно или равнодушно, ухаживает за ним чисто физически, эмоционально не включаясь. Все это идет вразрез с генетически заложенными представлениями младенца о том, какой должна быть мама, вызывает отторжение, протест. А поскольку это все происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным, и впоследствии она воспроизводится автоматически».

А вот уже мнение православного врача- фитотерапевта Давыденко Н.Т (г.Киев): «Из моей многолетней практики замечено, что гормональные нарушения у девочек «закладываются еще в утробе матери, если она живет недуховной жизнью и не придерживается правил, установленных Церковью. В частности, у девочек повышен тестостерон (сугубо мужской гормон) из-за того, что матери носили мужскую одежду (в том числе во время беременности), а мы помним апостольское предупреждение, что женщина НЕ должна носить мужскую одежду».

Теперь несколько слов о симптомах. Повышенное содержание тестостерона в крови матери оказывает влияние на характер будущей дочери. У женщин с повышенным уровнем тестостерона чаще рождаются девочки-сорванцы, поведение которых больше походит на мужское. Такие девочки в детстве больше интересуются машинками и конструкторами, а меньше – куклами. Девочки и девушки с повышенным уровнем тестостерона охотнее дружат с мальчиками, играют в футбол, «гоняют» на велосипедах, лазают по деревьям, а некоторые даже не прочь подраться. Напротив, у женщин с низким уровнем тестостерона, дочери ведут себя по-девичьи: играют в куклы, любят наряжаться, дружат с девочками. Такие выводы сделали медики лондонского Городского Университета на основании анализов крови нескольких сотен будущих мам и проведенного опроса спустя 3 года после рождения детей. Высокий уровень тестостерона у беременной женщины влияет на ее ребенка женского пола. Поскольку гормоны влияют на основные процессы развития мозга, они целиком влияют на гормональный фон будущей женщины. Девочки с повышенным уровнем мужских гормонов (тестостерона) страдают врожденной гиперплазией надпочечников и гиперандрогенией (состояния, обусловленные избыточной секрецией или усиленным действием андрогенов). Распространенность гиперандрогении среди женщин достигает 15%. Легкая гиперандрогения проявляется себореей, угрями, алопецией, гирсутизмом (оволосением в большей или меньшей степени). Тяжелая гиперандрогения приводит к бесплодию».

Это приведены мнения психолога и врача на ношение женщинами брюк, как таковых. Но есть и еще одна сторона у этой проблемы. Женские брюки сегодня, как и вся современная модная одежда, направлена в основном на то, чтобы максимально обтянуть-оголить фигуру женщины, сделать ее «привлекательной» для мужчин. И сейчас женщины уже не стыдятся того, что и, будучи одетыми, выглядят как обнаженные. А об этом очень много писали святые отцы. Преподобный Иоанн Лествичник писал:

«Благой Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживается стыдом, как бы некою уздою, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть».

Иоанн Златоуст пишет:

«Во всем, и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке обнаруживается или целомудрие, или распутство.» (Творения, т.6, с.52.)

«Красивая женщина, если не украсила себя целомудрием – гроб разукрашенный» (Творения, т.5, с.638-639).

«Лучше грязью или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть на такое беззаконие, потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины» (Творения, т.7, стр.71).

Ведь даже сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляют к любодеянию (блуду). Спаситель так говорит о сем:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй: а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем» (Мф.5, 27, 28). Если взирающий с вожделением грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взоры и прельщались ею, «ибо горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Спаситель говорит так: «Кто соблазнит единого от малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили бы его в глубине морской» (Мф. 18, 6).

Отдает ли себе отчет женщина, скольких мужчин она может соблазнить своим видом, просто пройдясь по улице в брюках, которые подчеркивают ее фигуру? В скольких падениях она виновна?

Еще один факт. Врачи отражают следующую статистику: в странах, где женщины следуют тенденциям современной моды, проблемы у мужчин с мужским здоровьем начинаются уже в молодом возрасте. В мусульманских же странах, где женщины до сих пор носят целомудренную одежду, таких проблем нет.


Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: женщина, которая нарушает Божию заповедь, и надевает на себя мужскую одежду, наносит непоправимый вред своему здоровью, физическому и психическому здоровью своих детей, здоровью окружающих, губит свою душу, прельщает и низводит в бездну ада множество других душ, получая вечное осуждение для себя.
Вы все еще думаете, что женские брюки – это удобно?

Подготовила матушка Ирина ЗЫРЯНОВА

Используемая литература:
1. Шишова Т.Л., Ребенок не слушается. Что делать?, Изд. «Христианская жизнь», 2008.
2. «Опробированные рецепты для восстановления гормонального баланса в организме женщины» – «Монастырский лечебник» №5, 2006г.
3. Бородина Н.М., 7 смертных грехов. Наказание за грехи. Покаяние и исповедь. Изд. «Артос-Медиа», М., 2008.
4. Бажан В. О тайне пола. Книга для супругов и молодежи. г.Львов.

* Маскулинизация – (лат. masculinus – мужской), омужествление, усиление мужских признаков в организме мужчины или женщины

газета «Старовер Верхокамья», №1(21), 2011г.

Достаточно часто веской причиной отказаться от посещения храма становится строгое требование к внешнему виду, которое существует в Православной церкви. Женщин, в частности, может отпугнуть запрет на ношение брюк. Можно ли заходить в церковь в брюках женщине? Об этом и пойдет речь в статье.

Женский взгляд

Некоторые православные утверждают, что можно ходить в церковь в брюках женщинам. Бытует и абсолютно противоположное мнение. Данный запрет на их ношение не столь однозначен, как может выглядеть на первый взгляд. Некоторые христианки соблюдают его слишком ревностно, не нося брюки не только при посещении храма, но даже в повседневной жизни. Другие женщины говорят о том, что если проводить сравнение между брюками и мини-юбками, то первый вариант выглядит намного скромнее.

Насколько бы парадоксально это не звучало, но единого мнения по поводу того, нет среди священников.

Вопрос эстетический

Можно ли в брюках женщине посещать церковь? Рассуждения стоит начать с достаточно важного вопроса эстетики. К красоте в православии относятся с особым трепетом. Мир был создан Богом прекрасным. Широкие пейзажи или еле заметный цветок - везде можно рассмотреть следы прикосновения Творца. Поэтому истинно верующий человек старается быть отражением той красоты, что создавалась Богом. Делается это не только в духовном, моральном плане, но также и материальном. Не стоит доверять тем, кто пытается вас убедить, что «настоящему верующему» полагается ходить с нечёсанными и немытыми волосами, в дырявой одежде.

Необходимо уважительно относиться к красоте, любить и стараться сберечь то, что было вложено Создателем. Исходя из этого, можно сделать простой вывод - у православных женщин одежда должна быть красивой, опрятной и скромной. Вещи не должны становиться важнейшей частью жизни, делать из нее культ, занимаясь только этим вопросом - грех. Но следить за собственным внешним видом не просто не возбраняется. Это даже заслуживает похвалы.

Брюки как мужской элемент

Сейчас немногие, помимо историков, смогут вспомнить, что ношение этого предмета гардероба при посещении церкви раньше находилось под категорическим запретом даже у мужчин. В IX веке болгарский князь едва не отказался от крещения страны из-за того, что византийские начальники требовали запретить его подчиненным носить штаны даже вне стен храма. Подобную форму одежды называли языческой.

В более позднее время никто не видел в брюках ничего такого, что бы не соответствовало христианской вере, а вплоть до Новейшего времени женщины так и не носили штаны. Таким образом, брюки были только мужским атрибутом.

Библейский запрет

Почему женщине нельзя в церковь в брюках? Запрет на ношение одежды противоположного пола, что для мужчин, что для женщин, можно увидеть в Ветхом, а также Новом Завете, который его не отменил. В определенной мере подобное поведение приравнивалось к нестандартной сексуальной ориентации, которая также осуждается Библией. Но причины были и иные.

Переодевание в другую одежду было характерно для язычников во время магических обрядов. Магия и все, что касалось ее, строго осуждалось церковью в любые времена. Подобные нормы также распространились на ношение женщинами мужских вещей, тем более если речь идет о посещении храма.

Но именно из-за этого сегодня некоторые священники говорят о том, что не стоит так слепо придерживаться подобного ограничения. Уже давно брюки перестали быть чисто мужской одеждой. Сегодня есть и дамские разновидности, которые не подойдут ни на одного мужчину. О девушке в подобном виде просто не получится сказать, что она носит мужской элемент гардероба, отсюда нет оснований запрещать ей посещать храмы.

Необходимо иметь в виду, что к подобному запрету серьезно относятся в монастырях. В такой одежде не стоит отправляться туда даже в виде экскурсантки.

Другие причины

Но некоторая часть священников все-таки придерживается этих норм и запрещает посещать церковь женщинам, одетым в брюки. Они говорят о том, что подобная одежда диктует четкие формы поведения, которые идут вразрез с христианскими устоями. Девушка в юбке не сможет позволить себе находиться в неподобающей позе, а в брюках - достаточно просто. При изменении манеры держать себя можно наблюдать не свойственное ранее поведение и черты характера.

Можно ли в церковь в брюках женщине? Степень строгости может напрямую зависеть от настроения прихожан и священника из конкретного прихода. В некоторых местах к девушкам в штанах относятся достаточно терпимо, где-то нет, но в любом случае не стоит рисковать, особенно если вы впервые решили посетить храм. К тому же такие действия могут привести к конфликтным ситуациям. Даже в случае, когда прихожане не склонны возмущаться на сей счет, они поймут, что женщина, которая пришла в юбке, не только понимает, но и уважает установленные правила. Тем самым удастся сразу же наладить достаточно теплые отношения.

В чем можно посещать церковь

Можно ли в церковь в брюках женщине? Основное требование к одежде, в которой вы сможете отправиться в храм - неброскость и скромность. Под строжайший запрет попадают майки и шорты. Женские плечи обязательно необходимо прикрывать. Существуют некоторые рекомендации о том, какой внешний вид считается приемлемым, когда вы решили отправиться в храм:

  • Идя в церковь, представительницы слабой половины человечества должны надевать платки. Если вы чисто случайно проходили мимо храма и решили зайти в него, но под рукой не оказалось косынки, то голову можно покрыть капюшоном или любым балахоном. Также разрешаются берет или шляпа.
  • Если вы приняли решение надеть платье, то подберите модель с длинными рукавами и закрытым воротником (подойдет модель, у которой рукав три четверти). В любом случае обязательное условие - закрытые плечи, грудь.
  • Запрещается приходить в дом Божий в обуви, у которой высокие каблуки. На время переоденьтесь в обувь на низком ходу или плоской подошве.

Возможны ли исключения

Если человек не является постоянным прихожанином, но решил зайти помолиться в брюках, никто его из церкви не выгонит. Часто священники просто промолчат, но на исповеди тактично укажут на ошибки.

Правда, справедливости ради стоит сказать о том, что существуют такие разновидности брюк, в которых лучше не посещать дом Божий. Это, например, сильно обтягивающие варианты в сочетании с короткой кофтой.

Безусловно, бывают различные ситуации. К примеру, на улице зима и тридцать градусов мороза, теплой юбки у женщины попросту нет, а сам храм находится на достаточно далеком расстоянии. Не отказываться же из-за этого от молитвы. В случае, когда человек сам понимает, что его поступок неправильный, но по-другому просто не получается, стоит постараться все-таки соблюдать благопристойность. Наденьте длинную шубу или пальто, чтобы брюки не были заметны.

Также возможно взять юбку с собой и просто надеть ее поверх штанов перед храмом. Главное условие - это должно выглядеть более-менее прилично. На худой конец, конечно, возьмите брюки со свободным кроем, которые не подчеркивают фигуру, а, скорее, наоборот, прикрывают ее. Пусть наряд, в котором вы собрались в церковь, будет достаточно скромным.

Вывод

Несмотря на все устои, которые складывались не один год, главное условие - искреннее желание молиться, соприкоснувшись с чем-то прекрасным, тем самым став немного ближе к Богу. Важно хотеть посещать церковь и верить в то, что чудеса возможны.

Статьи по теме: