Мусульманские жены обязаны. Обязанности жены перед мужем в исламе

Много баек и легенд ходит вокруг этой щекотливой темы. Если вспомнить средневековье, то у женщин вообще не было прав, не только в исламе, но и вообще в любом обществе. Какие права есть у женщин в исламе, сейчас и ранее?

1. Почитание мужа

Одна из самых главных заповедей в исламе для женщин — это почитание мужа. Давайте разберемся, так ли это плохо, как кричат феминистки. Разве есть что-то ужасное в том, чтобы уважать мужа? Наверное, нет. Это укрепит брак и будет воплощением той самой женской мудрости.

А вот фанатизм и перегибы, насилие, которое маскируют под этой заповедью непорядочные мужчины, очень сильно попортило репутацию этой заповеди.

2. Хиджаб

Это традиционная одежда мусульманок. Выводы о необходимости хиджаба сделали из слов Корана, где говорится о том, что нужно прикрывать свои прелести, ведь ни один посторонний мужчина не должен смотреть на женщину с вожделением, а правоверной мусульманке не нужно выставлять на обозрение свое лицо и тело. Каждый делает выводы сам, до какой степени скрывать свое тело. Конечно, в таких странах как Эмираты, у вас нет выбора, что носить, а вот в других современных странах считается нормальным носить обыкновенную одежду, и никто вас не осудит. Однако если ваш муж — ревностный почитатель ислама, то решать вопрос о ношении хиджаба следует вместе с ним.

3. Денежный вопрос

В исламе принято, что у женщины могут быть свои накопления и имущество, а вот в христианское общество такая практика пришла значительно позже.

4. Физическое наказание

Ислам приемлет физическое наказание жены, если она не слушает мужа, отказывает ему в близости и ведет недостойный мусульманки образ жизни.

5. Брак

Женщинам нельзя выходить замуж за мужчин другой веры. Это связано с тем, что дети скорее всего примут веру мужа, а не ислам. В то время как мужчинам можно брать в жены не мусульманку, это просто нежелательно, но можно, а вот мусульманкам категорически нельзя.

Исламская жена

С современном обществе, с его толерантностью, суровые традиции и обычаи отходят на второй план. Поэтому часто встречаются браки, где жена мусульманка, а муж — нет.

Какая разница какая вера, если люди любят друг друга?

Традиции и обычаи исламской свадьбы

Если вы думаете, в каком стиле играть свадьбу, вот пример традиционной исламской свадьбы. Вы можете перенять оттуда традиции, чтобы порадовать и почтить невесту и ее родню.

1. Никах

Бракосочетание в мечети, наподобие христианского венчания. Мулла читает молитву, спрашивает добровольно ли супруги вступают в брак и выдает документ о заключении брака в мечети. Жених говорит, какую сумму или что подарит жене в случае развода, и что будет дарить в течении семейной жизни. Обычно жених уже с собой берет подарок, чтобы показать, как он любит свою жену и какой щедрый.

2. Валим

На столе не должно быть алкоголя и свинины, то есть продуктов запрещенных в Коране.

3. Одежда

Интересные факты про исламских женщин

1. Исламские женщины еще в средневековье организовывали учебные заведения, и это считалось нормальным, хотя были и противники, но все же Фатима аль-Фихри приняла участие в образовании университета аж в девятом веке нашей эры.

2. В исламе, в отличии от христианства и иудаизма, женщины могут занимать высокие духовные саны. Например, много женщин-имамов в мечетях Китая, Канады. В то время как в христианстве такое запрещено.

3. Имам в Европе запретил женщинам смотреть на фрукты и овощи фаллической формы, например, бананы, огурцы, чтобы не наводить женщин на грешные мысли.

4. Самый молодой женщина-президент в мире, Атифете Яхьяга, является действующим лидером Косово и первой мусульманской женщиной-президентом.


ВАШ СТАТУС

Ислам учит, что мужчины превосходят женщин. (Коран 2:228)

Ислам учит, что женщины имеют только половину прав мужчин в суде и в наследстве. (Коран 2:282, 4:11)

Ислам считает женщину объектом собственности, подобно имуществу или домашнему скоту: «Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и кинтарам золота и серебра, и меченным коням, и скоту, и посевам.» (Коран 3:14).


«Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку они, подобно домашним животным, ничем не владеют.» (Прощальная Проповедь Мухаммеда)

Ислам требует от женщин, чтобы они покрывали себя, когда находятся вне дома: «И скажи женщинам: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди» (Коран 24:31)

Мухаммед учит, что женщины умственно неполноценны по сравнению с мужчинами: «Я не видел ни одного мужчину, у которого был бы такой недостаток ума, как у женщины.» (Сахих Бухари, книга 6, хадис 301)

Мухаммед учит, что женщина является дурной приметой: «Дурная примета в женщине и лошади.» (Сахих Бухари, книга 62, хадис 30)

Мухаммед учит, что женщины вредны для мужчин: «После себя я не оставил бедствия большего для мужчин, чем женщины.» (Сахих Бухари, книга 62, хадис 33)

ВАШ БРАК

Ислам разрешает полигамию для мужчин, они могут иметь до четырех жен одновременно: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех.» (Коран 4:03)

Мужчина может развестись со своей женой, для этого ему достаточно сделать жене устное заявление; жена не имеет такого права. (Коран 2:229)

После того, как муж развелся с женой, она не может восстановить брак с бывшим мужем, пока не выйдет замуж и не разведётся с другим мужчиной. (Коран 2:230)

Ислам учит, что мужу дозволено наказывать жену, лишая её сексуальных отношений и даже бить: «А те, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их.» (Коран 4:34)

ВАША СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Ислам учит, что жена должна удовлетворять сексуальные потребности мужа, когда он этого пожелает:

«Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете и уготовывайте для самих себя» (Коран 2:223)

«Если муж зовет жену в кровать, а она отказывается и заставляет его спать в гневе, то ангелы будут проклинать её до утра.» (Сахих Бухари, книга 54, хадис 460)

«Если женщина проводит ночь вне кровати мужа, то ангелы проклинают её пока она не вернется к мужу.» (Сахих Бухари, книга 62, хадис 122)

ВАШИ ДЕТИ

Ваши дети унаследуют религию их мусульманского отца - ислам. Если муж объявит вам развод, то он получит опеку над детьми и вы не сможете с ними видеться.

Шариат (исламское право) говорит, что в смешанных браках «дети наследуют лучшую из религий родителей», Коран утверждает, что такой религией является ислам. (Коран 3:19)

Вам, как немусульманке, не позволят быть опекуном ваших мусульманских детей.

ВАШЕ БУДУЩЕЕ

Если вы переживёте вашего мусульманского мужа, то его наследство будет распределено по исламскому закону. Жена немусульманка не получит ничего, жена, которая приняла ислам, получит очень мало. Согласно Корану, жена не наследует все богатство мужа.

Если муж умирает, не оставив детей, то жена получает четверть наследства, остальное получают родители мужа, братья, дяди и т.д. Если у умершего мужа есть дети, то жена получает восьмую часть наследства, остальное получают дети, причем, сыновья получают в два раза больше дочерей. (Коран 4:11-13)

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЖЕШЬ "ДА"

Прежде чем выходить замуж за мусульманина, выясните, какими мотивами он руководствуется, предлагая вам брак. Ваш мотив - любовь, но у него могут быть другие мотивы, например, получение гражданства (или из-за нехватки денег он не может жениться на мусульманке и вы - удобное решение проблемы [примечание переводчика]).

Вы можете сказать, что ваш муж не является строго религиозным мусульманином. Но не забывайте, что ислам это больше, чем религия, он включает в себя свод законов, которые полностью регулируют жизнь, как мусульман, так и не-мусульман в исламском обществе.

Если у вас есть сомнения, я предлагаю вам посмотреть фильм «Только не без моей дочери» (Not without my daughter), который основан на реальной истории жизни американской женщины, вышедшей замуж за мусульманина. Это может стать спасительным опытом, который убережет вашу жизнь и жизнь ваших будущих детей.

Говорят «любовь слепа», но я надеюсь, что эта статья откроет вам глаза.

Вафа Султан. Женщина в исламе. АЛЬ ХАЙЯТ ТВ

Психотерепевт из Туниса о положении женщин в мусульманском мире

Бог, Коран и женщина


Другие материалы

Аудио версия настоящей статьи:

«Нет стыда в познании религии…»

Излишней скромности не должно быть, когда задается вопрос, касающийся жизненной практики, даже если речь идет об .

Жена пророка Мухаммада ‘Аиша сказала однажды: «Насколько прекрасны женщины Медины! Скромность их не мешала им становиться грамотными в вопросах веры» . Также один из ученейших людей первого поколения (таби‘ун), Муджахид, сказал: «Не приобретут знаний двое: излишне скромный и высокомерный» .

Чтобы облегчить некоторое стеснение и неудобство читателя, а также в доказательство того, что вопросы на тему интимных отношений супругов задают не только в России, приведу сокращенный вариант вопроса, который был задан одному из современных богословов - Юсуфу аль-Кардави: «Мы - мусульмане-арабы. Многие годы живем в Северной Америке. Часто общаемся с мусульманами самых разных национальностей, в том числе и с представителями коренного населения Америки, принявшими Ислам. При общении возникает много вопросов, среди которых немало таких, с какими мы никогда не сталкивались в арабском обществе. К такого рода вопросам относятся интимные взаимоотношения супругов. Например, «могут ли муж с женой полностью оголяться при совокуплении?» или «может ли муж смотреть на половые органы жены, а жена - на половые органы мужа?» И многое другое, что нам неудобно даже спрашивать в открытую».

Юсуф аль-Кардави дал такой ответ: «Обычно в арабском обществе такого рода вопросы не возникают, об этом говорить не принято. Однако там, где процветает излишняя вседозволенность, публичная оголенность и улицы полны тем, что категорически недопустимо с точки зрения религиозной морали, у людей появляется некоторое безразличие к противоположному полу, отношения в кругу семьи холодеют.

Раньше мы на все отвечали «это запретно», опираясь на нормы арабской морали и те хадисы, которые слышали от проповедников, но не от богословов . Затем мы узнали, что многое в Исламе не так категорично, как мы это себе представляли».

В ответе аль-Кардави были и такие слова: «Категорически недопустимо полагаться на личные, национальные или географические симпатии-антипатии относительно канонов веры, тем более когда это касается начинающих мусульман и вопросов обязательности или категоричной запретности» .

Хочу сразу заметить, что хадис «разрешенное известно, запретное известно, а между ними сомнительное. Кто зайдет в сомнительное, тот впал в запретное» - достоверен, «сомнительным» же может быть то, что косвенно из аятов и хадисов богословы предположительно считают таковым, или то, что человек считает для себя лично сомнительным. Касаясь общего положения вещей, «все незапрещенное является разрешенным» . Это каноническое правило, основанное на положениях Священного Корана и . Также в одном из достоверных хадисов говорится, что неоговоренное Творцом является милостью для верующих, а не тем, что оставлено по забывчивости . Вопрос интимных отношений супругов однозначно не является исключением из упомянутого правила, о чем говорят исламские богословы прошлого и настоящего .

Система, данная нам Всевышним, имеет ответы на все вопросы. Коран и Сунна содержат в себе или общие правила, под которые подводимы ситуации, частично изменяющиеся с течением времени, или оговаривают конкретные ситуации, которые стабильны и неизменяемы.

В любой книге по исламскому законодательству (усулюль-фикх) вы сможете прочитать о том, что основой всего является разрешенность, то есть то, что не запрещено канонами, является разрешенным. Это правило основано на Коране и Сунне.

Что разрешено и что запрещено в интимных отношениях супругов-мусульман?

В интимной жизни запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период , в состоянии ихрама (состояние ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное - время, формы, периодичность - по усмотрению и обоюдному согласию жены и мужа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

- «Проклят тот, кто имеет половые сношения с женой посредством заднего прохода» ;

- «Кто имеет с женой половые сношения во время месячных [именно посредством влагалища] , или посредством заднего прохода [вообще в какое-либо время], или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становится неверующим по отношению к тому, с чем пришел Мухаммад» .

Цитата из восьмитомной исламской энциклопедии по фикху : «Разрешаются все виды полового удовлетворения между мужем и женой, кроме использования заднего прохода, что является запретным (харам)» .

Что касается моральной стороны данного вопроса, то супругам дана свобода выбора в тех рамках, которые оговорены. На сегодняшний день немало разводов происходит из-за сексуальной несовместимости. Хотя причина несерьезна, легко решаема: точки соприкосновения всегда можно найти. В Исламе запрещены интимные отношения между будущими супругами, и это никоим образом не противоречит природе человека, так как свобода в сексуальных отношениях после брака предоставляется на их усмотрение с учетом того, что они любимы друг другом и женились, в первую очередь, по причине интеллектуальной и мировоззренческой совместимости. Между ними отсутствуют стеснительность, недопонимание и недоговаривание. Посредством открытости супруги определяют то, что для них приемлемо, а что аморально.

В Священном Коране есть аят, частично затрагивающий эту тему. «Частично», так как касается той части половых актов, которые совершаются с намерением увеличения потомства, по милости Всевышнего. «Жены ваши - нива для вас, и подходите к вашей ниве как пожелаете [по обоюдному усмотрению]» (), то есть используя всевозможные варианты, насколько хватит вам фантазии и возможностей. Данное пояснение вы можете найти в тафсирах, комментариях к Священному Корану.

Итак, незапрещенность не означает обязательное следование тому или иному устою или практике. В то же время, если применение упомянутых действий способствует улучшению взаимопонимания между супругами, то это вознаграждаемо, так как, имея физическое и психологическое удовлетворение внутри семьи, жена или муж не ищут этого на стороне. Полное взаимопонимание способствует сохранению целостности семьи. Измена - караема. Верность - вознаграждаема: «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] - милостыня», - сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»

То, что не запрещено, при правильном использовании может быть применимо, и человек имеет право свободного выбора.

Общие вопросы об интимной жизни мусульман

Я женился на мусульманке пять лет назад, принял Ислам, но не по убеждению, а ради своей жены, которую очень полюбил. Я пытаюсь понять Ислам, но мне это очень трудно пока.

Мой вопрос интимного характера. Как я уже писал, мы в браке пять лет, и иногда хочется разнообразить свою сексуальную жизнь. Я знаю, что анальный половой акт запрещен по мусульманским канонам. И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза. Так ли это? Если я хочу именно такого секса и жена дает на это согласие, чтобы мужу сделать приятное, считается ли для нее это грехом? Или грех только на мне? Сергей.

1. Анальный половой акт запрещен, вы правы.

2. «И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза» - такого нет.

3. Это считается грехом. Разнообразьте интимную часть семейной жизни иными способами.

Входит ли в анальный половой акт ласкание пальцем?

Правда ли, что мужу запрещено пить молоко своей жены? Если так, то на чем основан этот запрет?

Однозначно, не запрещено. О разрешенности этого упоминается в книгах по мусульманскому богословию.

1. Можно ли изучать, по книгам например, разные позы полового соития?

2. Если да, то можно ли изучать их по графическим рисункам? А., 20 лет.

1. Можно, совместно с супругой (супругом), тем более если это гармонизирует внутрисемейные отношения и вносит разнообразие в интимную жизнь, удаляя от поиска чего-то подобного на стороне, что в реалиях нашей жизни часто и происходит.

2. Да, можно.

Могут ли муж и жена снимать на камеру свои интимные отношения и смотреть вдвоем, реализуя свои фантазии?

Делать этого не следует, так как запись может попасть в чужие руки.

Разрешается ли во время интимных отношений издавать стоны мусульманину и мусульманке? Амина и Абдулла.

Разрешается.

Можно ли увеличивать половой член, если нет никакого вреда для здоровья? Но не операционным методом. Али.

Думаю, не стоит идти путем искусственного увеличения полового члена. Неизвестно, к чему это может привести вас через десять или двадцать лет. Имеется много других путей, обогощающих гармонию внутрисемейных интимных отношений. Следует уделить внимание их изучению и практике.

Если у мусульманина две жены, может ли он заниматься выполнением супружеских обязанностей одновременно с обеими?

Не то что «заниматься выполнением супружеских обязанностей», а даже просто спать всем троим на одной кровати категорически не допускается . У каждой из семей должно быть свое отдельное жилье. Отдельное и идентичное.

Вопрос относительно зихара. Иногда муж и жена шутят и заигрывают друг с другом. Например, иногда муж в шутку играет роль маленького мальчика, а супруга будто его мамы, и муж говорит ей: «Возьми меня на руки», подражая детям. Однако, иногда пошутив, задумываешься, не совершил ли ты зихар? Иногда из-за этого вопроса лишаешься сна и становишься нервозным. Ведь если это зихар, то до искупления жена тебе становится запретной. Абдулла, 30 лет.

Если это помогает развитию и поддержанию внутрисемейной гармонии, превращает порой ваши семейные будни в забавную шутку, от которой всем приятно и весело, то вы можете наслаждаться такой игрой. Не додумывайте, тем более когда это ведет к нарушению сна и внутрисемейного спокойствия. К названному вами (аз-зыхар) упомянутые шутки и игры не относятся.

Имеются ли какие-то запреты на позы во время секса? Рада.

Запретов однозначно нет.

Можно ли иметь близость с женой во время поста?

Разрешено ли вступать в интимные отношения с мужем во время месяца Рамадан в ночное время (после разговения)? Возник спор по поводу беременности в этот месяц - мол, в этот священный месяц ни днем, ни ночью супругам нельзя совокупляться. Это грех. Правда ли?

Это неправда. В Священном Коране сказано:

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] - одежда для вас, и вы [мужья] - одежда для них. Аллах (Бог, Господь) знает, что вы обманывали самих себя , и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость с ними, стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это - границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей Свои знамения, возможно, они станут набожными» ().

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 68.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 183.

Некоторые проповедники используют недостоверные хадисы или притчи для того, чтобы проповедь была более убедительна и проникновенна. Богословы же более строго придерживаются буквы закона в цитатах и комментариях.

См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 350–353.

Факихи (мусульманские богословы) говорят, что «если нет доказательства в пользу запрета, то делается так, как это удобно человеку». См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107, 108.

Имеется в виду то «неоговоренное», что было или могло быть во времена пророка Мухаммада, но нигде не утверждался явный запрет или явная разрешенность по поводу этого. Что касается тех вещей, которые появились в практике людей в последующем, то здесь уже, с учетом научных достижений, а также канонических норм и правил, богословы дают заключения (фетвы).

В Священном Коране или через Сунну Пророка.

В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]». Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

См., например, аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 74–76, 84; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 354, 354.

Послеродовой период оканчивается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили по этому поводу: «Нет предела минимуму. Максимум - сорок дней». Богословы-шафииты утверждают: «Минимум - мгновение. Максимум - шестьдесят дней. Обычно сорок дней». См.: аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 244. Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304, 305, хадис № 390.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2162, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».

Интимные отношения между мужем и женой разрешены во время месячных, они могут доводить друг друга до оргазма, семяизвержения. Главное - не использовать влагалище (лишь во время месячных и в послеродовой период) и задний проход (вообще запрещено). Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114 и 115, хадисы № 300, 302 и 303; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 531–533, хадисы 300, 302 и 303 и пояснение к ним.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 79, хадис № 639, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10. С. 346, хадис № 3823.

Последнее издание энциклопедии за 1997 г. состоит из 11 томов.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 551.

Нива - засеиваемое поле. В данном контексте это аллегория, метафора, образное выражение, подразумевающее интимные отношения между мужем и женой.

Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53–(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91–93, хадис № 53–(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6594.

«Если женам своим вы говорите, что они подобны спинам ваших матерей, то от этого они матерьми вашими не становятся» (Св. Коран, 33:4).

В доисламский период слова мужа в адрес жены «ты для меня подобна спине моей матери» символизировали развод, причем окончательный и навсегда. Кораническим текстом это было отменено. Впредь муж и жена в такого рода случаях могли восстановить семейные отношения, но лишь после искупления: или (1) освобождением невольного, или (2) непрерывным двухмесячным постом, или (3) разовым кормлением шестидесяти нищих. Приоритет соответствует последовательности. Это искупление является своего рода наказанием, дабы люди не разбрасывались неуместными словами. См., например: Св. Коран, 58:1–4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 256.

Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 515, 522.

В ночное время (с момента захода солнца и до появления зари) в полной мере допускаются прием пищи и половые отношения (с супругом, супругой).

Это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

Подробнее об и‘тикяфе читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».

Если жена становится мусульманкой, а муж не собирается принимать Ислам, обязателен ли для них развод? Я слышала, что если один из супругов принимает Ислам, то брак считается автоматически расторгнутым. Так ли это?

Мнение, что брак расторгается, если супруга становится мусульманкой, а ее муж не желает принимать Ислам, очень распространенное, но все же поверхностное, а точнее - ошибочное. По данному вопросу, а тем более относительно обществ, где мусульмане составляют меньшую часть населения, есть несколько подробных богословских исследований. Например, у Ибн Кайима есть детальный труд, в котором он ясно доказывает, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда и никому не говорил о том, что нужно срочно разводиться, и не призывал к этому в случаях принятия Ислама одним из супругов, а таких ситуаций было очень много.

Наш современник Юсуф аль-Кардави говорит следующее: «На протяжении многих лет, когда у меня спрашивали о такого рода ситуациях, я давал заключение (фетву), что брак в срочном порядке расторгается. Максимальный срок расторжения, который упоминался мною, как и многими другими учеными, исчислялся тремя месяцами и не более того» . Около двадцати пяти лет назад Кардави оказался на одном из мусульманских форумов в Америке, где также был поднят данный вопрос. При обсуждении этой темы доктор богословия Хасан ат-Тураби заявил, что жена может оставаться в браке со своим мужем после становления мусульманкой, даже если супруг не примет Ислам. Это заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Возмущений было очень много. Слова доктора Тураби «утонули» в потоке критики и слов, что «это не соответствует канонам Ислама и противоречит тому, в чем есть единодушное согласие (иджма‘)». Среди выступивших категорически против был и имам Кардави. Потом, спустя многие годы, он сказал: «Мусульманин должен учиться от колыбели до могилы, как завещал Пророк. Нет ни одного человека, который охватил бы своим интеллектом все грани познания и науки.

Всевышний Творец, обращаясь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «И моли словами: «Раббии, зиднии ‘ильма» [Господи, приумножь мои знания (мое понимание, навыки применения знаний)!]» (см. ); а также сказано в Коране: «Вам (люди) дано лишь незначительное количество знаний [если сравнивать их с тем, что вообще существует]» (см. ). «Когда я, - продолжил имам Кардави, - столкнулся с подробным исследованием имама Ибн Кайима по данному вопросу, то понял, что ошибался » .

Не буду излагать вам то подробное исследование полностью, как и те многостраничные повествования, которые были написаны в подтверждение того, что в соответствии с Сунной пророка Мухаммада брак не расторгается . Приведу лишь основные практические тезисы по данной теме, которые имеют серьезное богословское обоснование и подтверждены конкретными достоверными фактами .

1. При жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не было ни одного эпизода, когда после принятия Ислама одним из супругов посланник Всевышнего говорил о необходимости расторжения брака. А случаев, когда только жена или только муж становились мусульманами, было много. Например, случай с Сафваном ибн Умайя и его супругой, дочерью аль-Валида ибн Мугыйра. Сначала стала мусульманкой жена, муж же принял Ислам только через месяц. Как были они мужем и женой, так ими и оставались. Нового бракосочетания или иных процедур между ними не производилось. Аналогичная ситуация произошла с Умму Хаким и ее мужем ‘Икримой, с Абу Суфьяном и его женой Хинд. Так же было и в случае с дочерью пророка Мухаммада - Зейнаб. Муж ее стал мусульманином только через шесть лет после того, как она приняла Ислам. Зейнаб вернулась к своему мужу без какого-либо бракосочетания, то есть, несмотря на продолжительный период, каноническая действительность их брака сохранилась и не требовала восстановления, обновления .

2. Что касается утверждения о сроке в три месяца, за который муж должен обдумать - принять или не принимать ему Ислам (в последнем случае брак должен быть расторгнут), то по этому поводу нет никаких подтверждений в Сунне пророка Мухаммада.

3. Суть вопроса состоит в том, что, когда один из супругов становится мусульманином, их брачное соглашение перестает быть непоколебимым и становится тем, что может быть нарушено по желанию одной из сторон. Когда вторая сторона также становится верующей, их брак опять переходит в состояние непоколебимости и обязательности без каких-либо дополнительных процедур.

4. Если кто-то скажет, что ответ на вопрос о разводе в случае принятия женой Ислама четко прописан в Коране, например в 10-м аяте 60-й суры, то я предлагаю ему просмотреть материалы познавательной богословской полемики, где ясно указывается, что данный аят повествует абсолютно о другом .

5. Мусульманке выходить замуж за немусульманина запрещено. В этом нет ни сомнений, ни разногласий. Мусульманину нельзя жениться, кроме как на мусульманке или (с некоторыми условиями) на представительнице людей Писания - христианке или иудейке.

Мы же сейчас рассматриваем ситуацию, когда во время женитьбы оба супруга были неверующими или людьми иного вероисповедания, а через некоторое время один из них стал мусульманином (мусульманкой) .

Думаю, что полезно будет привести выводы одного из исламских исследователей, имама ‘Абдуллы аль-Джади‘, сделанные им в результате детального и глубокого изучения данной темы:

а) Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет слов в пользу обязательности расторжения брака в такого рода ситуациях. Единого мнения ученых (иджма‘) по данному вопросу также нет.

б) Браки, заключенные до становления супругов мусульманами, сохраняют свою каноническую действительность и после принятия ими Ислама. Не нарушаются сами по себе и не расторгаются, кроме как по желанию супругов.

в) Коранический текст и тексты хадисов подтверждают допустимость продолжения супружеских отношений и после того, как один из супругов принял Ислам.

г) Несмотря на то что случаев становления одного из супругов мусульманином (мусульманкой) во времена пророка Мухаммада было много, он (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не инициировал бракоразводный процесс и никого не призывал разводиться. Дочь Пророка Зейнаб вернулась к своему мужу уже после ниспослания 10-го аята из суры «аль-Мумтахана» , и возвращение это было без обновления бракосочетания. То есть брак между ней и ее мужем как был законным, так и оставался, несмотря на то что на протяжении нескольких лет ее муж не желал становиться мусульманином.

д) Что же касается 10-го аята суры «аль-Мумтахана», то в нем говорится о тех случаях, когда муж является воюющим (мухариб, участвующим в военных действиях против мусульман) и ненавистно относящимся к вере своей жены. Категорически недопустимо трактовать этот аят без учета содержания других аятов и многочисленных хадисов. Данный коранический текст как раз таки указывает на то, что в случае нетерпимого и ненавистного отношения супруга-безбожника к своей жене, принявшей Ислам, она имеет полное право уйти от него, и не будет на ней за это греха.

е) Если один из супругов становится мусульманином, а второй сохраняет терпимость к такому выбору, то они могут оставаться мужем и женой, как это происходило в такого рода случаях при жизни пророка Мухаммада. Правильность подобного подхода основывается также на поступках и заключениях ‘Умара ибн аль-Хаттаба и ‘Али ибн Абу Талиба в бытность их правителями правоверных.

ж) После принятия Ислама одним из супругов для их брака становится допустимо расторжение, если будет на то их собственная воля.

з) Внутрисемейные отношения между мужем, ставшим мусульманином, и его женой, сохраняющей свое неверие, а также между женой, ставшей мусульманкой, и мужем, продолжающим оставаться безбожником (или представителем иной религии), в полной мере сохраняются, без каких-либо ограничений .

В заключение довольно продолжительного повествования по данной теме имам Кардави упоминает мольбу, которая всем нам будет тоже полезна: «О Господи! Покажи мне истину в облике истины и предоставь возможность следовать ей. И покажи мне ложь иль ошибку в облике лжи иль ошибки и дай возможность удалиться от них». Аминь.

Изложивший вам данный аналитический материал не ставит свои религиозные познания вровень с познаниями тех богословов, чьи имена упоминались выше. Но, будучи имамом мечети более 20 лет (с 1997 года) и получив в свой адрес многие десятки тысяч живых и реальных вопросов, в том числе и по семейной тематике, имея соответствующее образование и опыт практической деятельности, когда неоднократно приходилось видеть человеческое горе, возникшее на почве дезинформации и неграмотности «консультантов», с полной ответственностью подписываюсь под приведенным.

Ответы на вопросы по теме

Есть ли какое-нибудь ду‘а для моего мужа, чтобы он принял Ислам, начал молиться, держать уразу? Больше всего в жизни я хочу именно этого. М., 22 года.

Всему свое время, не торопите события. На понятном и близком вам языке кратко сформулируйте желанную цель и легко, непринужденно проговаривайте это своим сердцем, устами. Но научитесь смотреть вперед, думать, анализировать, не ограничивайтесь мыслями о сегодняшнем, чувствуйте и представляйте себе прекрасное завтра.

Полгода назад во мне созрело желание принять Ислам. Это не прихоть, не следование какой-то моде, это искреннее и неодолимое желание. Когда я поняла это, в моей душе наступило такое спокойствие, такая уверенность, что я точно с этого пути не сверну, непременно осуществлю задуманное. Я читаю литературу (в русском переводе), прихожу в восторг и очень жалею, что не узнала обо всем этом раньше, ведь могла бы избежать многих неприятностей на своем пути, следуя Исламу. Наверное, может создаться впечатление, что я увлекающийся человек, на самом деле это не так. Я не фанатична, но Ислам - это свет для меня.

Я в 19 лет вышла замуж, в 20 - родила дочь. Муж русский, не религиозный. После загса все внимание и забота ко мне испарились, он стал много времени проводить с друзьями, выпивать, дело дошло и до рукоприкладства. Однажды он предложил мне сделать аборт... Несмотря на все это, мы живем под одной крышей уже девять лет (до свадьбы мы жили вместе некоторое время (очень жалею, что родители не наставили в свое время, как надо). И вот уже третий год мы супруги только официально, живем в разных комнатах, у нас разный бюджет (хотя у меня и крошечная зарплата, но он сразу заявил, что в случае развода я не получу на ребенка практически ничего).

Когда он заметил, что я стала много времени проводить за компьютером (Коран, хадисы и прочую литературу я скачиваю из Интернета), то заподозрил в измене. И вот я поделилась своей радостью, тем, что хочу принять Ислам, съездить в мечеть (в нашем городе нет мечетей), а в ответ услышала такое... В общем, реакция была неприятной.

Я не могу и не желаю встречать старость с этим человеком, но от одной мысли, что я согрешу, если разведусь с ним (не справилась с ролью жены?), у меня на глаза наворачиваются слезы, а душа болит. Неужели я сама загнала себя в ловушку девять лет назад? Я хочу принять Ислам, верю, что смогу сама воспитать дочь и не буду никогда вставать между ней и отцом, но как я могу совершать намаз, подвергаясь постоянным унижениям с его стороны?

Вы - свободный человек. Можете (если серьезно решили) подать заявление на развод. Когда шаг обоснован, тогда в нем нет греха. Нет никакой «ловушки». Принимайте решение и двигайтесь вперед, не сожалея о том, что когда-то было. Нужно смотреть в будущее, а не в прошлое.

Почитав ваше исследование, поняла, что, если я приняла Ислам, а муж остается атеистом, я могу не разводиться с ним. Но мне сказали, что половые отношения с ним теперь будут считаться прелюбодеянием, так как он не верит в Бога. Брак зарегистрирован только в загсе, мы не венчались, а от проведения никяха он категорически отказывается. Лена, 32 года.

Упомянутое вами суждение - чьи-то невежественные домыслы. Утверждение «половые отношения с ним теперь будут считаться прелюбодеянием» - полная глупость.

Что делать девушке, если она не этническая мусульманка, рано вышла замуж за христианина, у нее двое детей, теперь она познакомилась с Исламом и хочет принять его, однако если она примет Ислам, с мужем она жить не сможет, а муж ее и слышать не хочет про Ислам? Так как семья небогатая, средств на самостоятельную жизнь у нее нет, но с мужем она жить не хочет, так как когда она примет Ислам, то с мужем-немусульманином эта жизнь будет прелюбодеянием. К тому же она мужа не любит. Как ей быть с принятием Ислама - повременить до лучших времен или принять, будучи еще замужем? Что говорится об этом в Коране? Альберт, 27 лет.

С мужем она жить может. Прелюбодеянием это однозначно не является. Кто же утверждает подобное, пытаясь выдать себя за канонически просвещенного, безграмотен, по крайней мере в данном вопросе.

Может ли жена попросить развод, если муж требует, чтобы она сняла платок, при этом применяет физическую силу?

Жена в такого рода случаях имеет право попросить развод, так как муж требует от нее отказаться от обязательного (фард) пред Богом. При этом ей, как и ему, мужу, следует принять во внимание, что корень проблемы может скрываться не в приверженности отдельным элементам религиозной практики, а в стиле или форме личных взаимоотношений (внимание друг к другу, вежливость; в том, как супруга готовит и смотрит за домашним хозяйством и т. п.), а также в постоянном и категоричном выставлении друг другу требований и претензий.

Местный религиозный деятель, если он авторитетен для мужа, может проговорить мудрое наставление обоим, пообщаться, чтобы супруги не зацикливались на внешних атрибутах, а посмотрели на проблему с другой стороны, дабы не раздражаться друг другом, а найти пути взаимопонимания и гармонии.

Что касается применения физической силы, то по любым канонам - как светским, так и религиозным - муж не имеет права бить свою жену. В противном случае в этой жизни он уже духовный калека, а может стать таковым и физически, по воле и скорому возмездию Господа. В вечности же его ожидает незавидное наказание, так как притеснять слабых и беззащитных - тирания (зульм), а женившись, он взял на себя обязательства опеки и материального обеспечения жены.

Безволен и слаб во всех отношениях тот мужчина, который поднимает руку на беззащитную женщину, тем более когда она является его женой.

Мухаммад ибн Абу Бакр (более известный как Ибн Кайим аль-Джавзия) (1292–1350 по григор., 691–751 по хиджре) - богослов ханбалитского мазхаба, факых-муджтахид, муфассир, мухаддис, тонкий знаток многих научных направлений исламского богословия. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Т. 3. С. 164, 165.

Становление мусульманином или мусульманкой подразумевает под собой наличие основ веры, согласие с ними, даже при отсутствии отдельных пунктов религиозной практики.

Этот аят является одним из основных аргументов тех, кто говорит об автоматическом расторжении брака.

См.: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 124, 125.

Мусульманская женщина не позволит себе выйти на улицу неподобающе одетой: с открытыми руками выше кистей, ногами выше ступней, с декольте или обнаженной спиной. Тело по нормам ислама должно быть полностью закрытым, чтобы не вызывать плотских желаний у посторонних и тем самым не унижать достоинства правоверной. Но даже ношение хиджаба имеет свои нюансы. Его ткань не должна быть кричащей, слишком яркой, расшитой жемчугами и пр. Это признак безнравственности и стремления к роскоши.

Особым требованием является соблюдение чистоты во всех смыслах. Мусульманка не может себе позволить выйти замуж недевственницей. В этом случае ее ожидает ужасный позор с самыми трагическими последствиями. Согласно Второзаконию (22:13–21) такую женщину следует забить камнями до смерти.

Мусульманка не может позволить себе ходить в грязной и неряшливой одежде, потому что Аллах завещал блюсти телесную чистоту. Женщина не станет и слушать грязные речи, рискуя тем самым осквернить свой слух и помыслы. В исламе нечистые мысли и намерения (ният ) являются таким же тяжким грехом, как и нечистые действия.

Мусульманка также не позволит себе пить алкоголь. Это запрещено Кораном. Правоверная мусульманка не сядет за один стол с мужем и его друзьями. Женщины в исламе принимают пищу и не протяжении дня обычно находятся на женской половине дома.

Также дамы не позволяют себе разгуливать по городу без сопровождения и никогда не заходят в заведения, предназначенные для мужчин (всевозможные чайные, кафе и пр.). Истинная мусульманка строго придерживается требования целомудрия, чистоты, богобоязненности, скромности и контролирует не только свое поведение, но и мысли.

Статьи по теме: