Музыкально - ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей. Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду

Движения под музыку дошкольников формируют как общую музыкальную карьеру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

Музыкально-ритмическая деятельность предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, формирование художественно-творческих способностей, формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм.

Музыкально-ритмическая деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения музыкально-ритмической деятельностью, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать те стороны личностного потенциала детей, на которые содержание других предметов имеют ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.

Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.

Большую роль занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка, середина зала и т.д.).

В процессе занятий важным является постановка спины или формирования правильной осанки. Осанкой принято называть способности человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать корпус и голову прямо. У ребенка с правильной осанки - легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.

Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот.

Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанки затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз или кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника - сколиоз встречаются весьма часто среди детей. Самые распространенные нарушения осанки сутулость (опущенная спина, плечи сведены впереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки круговидные). Характерные признаки правильной осанки: прямое положение головы и позвоночника; симметричные лопатки: практически горизонтальная линия ключиц; симметричное положение ягодиц; ровные линии крыльями таза; одинаковая длинна нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев). Правильно подобранные упражнения в процессе музыкально-ритмической деятельности позволяют, в какой-то степени исправить недостатки фигуры, помогут детям приобрести устойчивость. Привычка держать корпус подтянутым становится в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину, как в танце, так и в жизни.

Присутствует на занятиях музыкально-ритмической деятельностью так же профилактика плоскостопия. Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующая упрощением ее сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса тела и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Основные симптомы продольного плоскостопия - боль и быстрое утомление стоп. При слабовыраженном плоскостопии после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. Плоскостопие относится к тому заболеванию, которое, возникнув, достаточно быстро прогрессирует.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные упражнения и приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, ходьба на полупальцах, прыжки, подвижные игры.

Важнейшей считается функция рук - пластическое выражение эмоций, смысла исполняемого танца, и та гармоническая форма, которую придают руки всей фигуре. Широкий свободный и выразительный жест во многом зависит от правильного технического и художественного движения рук в позициях. Изучив позиции рук дети не "зажимаются", чувствуют себя свободно и гармонично, исполняя все движения и композиции. Им руки не мешают, а наоборот помогают в исполнении танцев и танцевальных композициях.

Использование на занятиях музыкально-ритмической деятельностью различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Музыкально-ритмическая деятельность неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре? в частности.

Когда смотришь на танцующего, то, кажется как легко и просто все исполняется, на за этой легкостью стоит большой и напряженный труд, как ребенка, так и педагога.

Развитию музыкальности, способствует проведение впервые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.

Самым любимым для детей являются музыкально-ритмические и речевые игры. Они организуют детей, вырабатывают внимание, сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие.

Если правильно подобраны игры, в которых детям даются творческие задания - подумай, сочини, с импровизируй, найди, составь, - то они развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить, творить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал занятия как интересную игру-задачу.

Большое внимание целенаправленному развитию чувства музыкального ритма через игру у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Кар Орф, который является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, шлепков, хлопков, стуков, щелчков. Эти звучащие жесты автор рассматривал не просто в качестве носителей определенных тембров, но и как одно из средств освоения ритма в движении. Это позволило развитию координации движений, воспитанию быстрой реакции у детей.

Немецкий педагог широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Кроме того, для достижения большего эффекта в развитии тембро-ритмического чувства у дошкольников. К. Орф рекомендовал наиболее частое включение речи в этот процесс (а именно, голоса детей (с целью создания различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводились в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения, или музыкального отрывка.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаться к музыкальному искусству.

Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Музыкально-ритмическая деятельность для детей является дополнительным видом развития двигательного анализатора, формирует культуру тела, которая является необходимым условием их гармонического развития; помогает ребенку учится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, а так же развивает чувство ритма.

Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста

Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области
Описание материала: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения.
Задачи: формировать красивую осанку и навыки выразительного движения детей дошкольного возраста;
развивать творческие способности детей.
" Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс
Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для дошкольников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Музыкально ритмические движения развивают образное мышление потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И.С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.
Музыкально ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Ритмические упражнения
Муравьиная зарядка
1. Муравьи проснулись рано
(дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо.
(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
2. Прыг да скок, прыг да скок!
(прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Новый начался денёк!
3. Вместе весело живем
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьём!
4. Улыбнулись всем друзьям
(останавливаются, улыбаются друг другу)
Побежали по домам
легко бегут в одном направлении)
Музыкально игровая гимнастика
1. Мы идём, идём по кругу,
Друг за другом, друг за другом.
(ребята маршируют)
2. Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли.
Бурые мохнатые
Мишки косолапые.
(ходьба на внешней стороне стопы)
3. Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-
Песню распеваем.
(ходьба с высоким подъёмом ног)
4. Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим
Как лошадки, как лошадки
Резво скачут малыши.
(прямой галоп)
5. Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке.
(легкий бег друг за другом)
"Научились мы ходить"
1.Научились мы ходить,
Ножки поднимая,
Вот как наши малыши
Весело шагают
(ритмичная ходьба друг за другом)
2. Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём!
Прыгнем раз да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
3. А теперь, как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
(ходьба с высоким поднимаем ног)
4. А теперь барашки,
Серые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали.
(легкий бег)
5. А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить флажок.
(построение в круг)

Виды музыкально-ритмических движений

Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике - ходьба, бег, подпрыгивания, подскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые упражнения - построения, перестроения, передвижения. Назначение упражнений - развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово "упражнение" звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: "шагают кузнечики", "после дождя", "спать хочется" и т.д.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение - хоровод. Хороводы проходят под народные песни, текст которых подсказывает последовательность движений. Игра с пением - начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Следующий вид музыкально-ритмического движения - детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с фиксированными движениями и свободные - импровизационные, а также комбинированные, т.е. имеющие и фиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется и авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу - добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Требования к музыкальному репертуару для всех видов музыкально-ритмического движения - его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение музыки педагогом; словесный - образный рассказ о новой игре, танце; метод упражнения - многократное повторение и закрепление движений, а также поэтапное разучивание каждого танца. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких, выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповых изменений. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит усвоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что соответственно не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного

исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно явиться требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Методика обучения ритмике содержит три этапа: 1) знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремясь пробудить в детях желание разучить их. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, его элементы, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к обучению; 2) углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки; 3) закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений; творчество детей, придумывание новой композиции хоровода из разученных элементов танца.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных в движениях; недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент выполнения упражнения. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками, так как в педагогической практике замечено, что школьники быстрее понимают движение, когда его выполняют их сверстники.

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения детей. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой ритмическим упражнениям на уроке трудно уделить достаточное внимание. Но, понимая значение ритмического движения, способного помочь ребенку "войти в образ", почувствовать музыку "всем телом", глубже проникнуться ее настроением, можно рекомендовать выполнять задания сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Например, под веселую музыку можно предложить детям "танцевать" в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под "таинственную" музыку изображать любопытство или испуг. Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

В качестве программных произведений Ю.Б. Алиев предлагает следующие упражнения: игры, пляски, танцы и инсценировки.

Упражнения: 1. В. Шаинский "Вместе весело шагать" (маршировка). 2. М. Глинка "Детская полька" (подскоки, кружение). 3. Д. Кабалевский "Рондо-марш" (ходьба под музыку разного характера) и т.д.



Игры: 1. Игра в куклы: П. Чайковский "Болезнь куклы", "Новая кукла". 2. Игра в солдатики: П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", В. Ребиков "Игра в солдатики". 3. Игра "Медведь и дети": русская народная песня "Как пошли наши подружки", И. Стравинский "Медведь". 4. Игра "Дирижеры" (тактирование на 3 4 , 2 4 , 4 4) на 3 4 - П. Чайковский "Камаринская" из "Детского альбома", Ф. Шуберт "Лендлеры"; на 3 4 - Н. Римский-Корсаков "Песня Индийского гостя" из оперы "Садко"; на 4 4 - М. Глинка "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила".

Пляски и танцы: 1. Русская народная песня "Пойду ль я, выйду ль я". 2. П. Чайковский "Полька" из "Детского альбома". 3. И. Шатров "На сопках Маньчжурии". 4. П. Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица".

Инсценировки: 1. А. Александров "Без музыки скучно". 2. М. Красев "Летний вальс". 3. Г. Свиридов "Колдун". 4. Э. Соколова "Баба-Яга". 5. 77. Перковский "Ссора". 6. П. Чайковский "Подснежник" из цикла "Времена года".

Рекомендуемые игровые движения и элементы плясок в начальной школе (подробнее можно прочитать в книге: Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001. - С. 251 - 252):

1. Исходное положение: основное положение стоя - стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раздвинуты.

2. Виды шага: бодрый шаг - обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу. Высокий шаг - шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, активные движения руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки. Тихая и "осторожная" ходьба - корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движения рук сдержанные. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки. Хороводный шаг - голова чуть приподнята, плечи немного отведены назад; хоровод исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, т.е. рука, которая была впереди, идет назад, а та, что

сзади, - вперед. Таким образом дети идут хороводным шагом, поварачиваясь в круг то лицом, то спиной. Чтобы выполнить шаг на носках, надо выпрямиться, как бы вытянувшись вверх. Мягкий, пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется, встает на носок (полупальцы).

3. Виды бега: легкий бег - бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег - энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

4. Подскоки: легкие подскоки выполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются - одна вперед, другая назад. Сильные подскоки - движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.

5. Прыжки: пружинное подпрыгивание выполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются пальцы и лишь затем - вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса прямое, движение вверх подчеркнуто вертикальное.

6. Элементы танцев: боковой галоп - правая нога делает шаг вправо, левая - продтягивается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается.Шаг польки - на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На "раз-и-два" делаются три небольших шажка-бега на носках, правой - левой - правой ногой, на "и" - снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т.д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок: ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с "выбрасыванием" ног вперед - нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касающимся пола. Корпус чуть откинут назад.

7. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте: на "раз" - шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на "два" - притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на "раз" следующего такта - шаг на месте правой ногой, на "два" - притоп левой впереди правой и т.д. Дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса. Тройной шаг: на "раз-и" делаются два коротких шага, на "два" - один долгий (равный четверти).

Основной характер движения плавный. Переменный шаг: на "раз" делается удлиненный шаг правой ногой, на "и" - небольшой шаг левой, на "два-и" - небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Полуприсядка: на "раз-и" делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на "два" - выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога. "Ковырялочка": на "раз-и" делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено повернуто внутрь. На "два-и" - подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно - правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

8. Положения рук в русской пляске: руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны; руки отведены в стороны и кисть открыта; руки убраны за спину; руки скрещены перед грудью. В хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), "лучами" (к центру круга и от центра), "змейкой", "ручейками", "стенкой на стенку" (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед-назад либо одновременно - "расчесочкой").

Ограниченное единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения.

Эту важную мысль подчеркивал известная русская балерина Г.Уланова: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность».

К. Станиславский подчеркивал, что «как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой». Не зря об известной русской балерине А. Павловой говорили, что ее движения - это «танцующая музыка».

Активно пропагандировала единство музыки и движений, которые в совокупности должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашенная в 1921 году в нашу страну Советским правительством с целью создания балетной школы. Самым важным в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринужденность. Она говорила детям: «Смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы. Все, что естественно, то прекрасно».

Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию ребенка. Инсценировки, праздничные настроения, национальные танцы, игры формируют нравственные качества школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувства прекрасного, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процессе движения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Занятия ритмикой помогают детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.

Формируя творческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку. Они учатся передавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композиции танцев, построить игры, инсценировать песни. Для этого они используют разнообразные выразительные средства - речь, движения, мимику, пение. К.Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами» процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующие задачи:

  • а) учить детей согласовывать детей с характером музыки, самыми яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично, выразительно двигаться, играть музыкальные игры, водить хороводы, танцевать как на занятиях, так и вне их;
  • б) развивать чувство ритма, заключающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;
  • в) развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что они сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании принадлежит танцам. Как и другие движения они способствуют музыкальному развитию ребенка, приучают точно и изящно двигаться.

«Танцы - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика».

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

  • а) танцы с зафиксированными движениями;
  • б) характерные танцы;
  • в) свободные танцы.

В танце с зафиксированными движениями за определенной музыкой определенная последовательность движений. Его построение зависит от структуры музыкального произведения. Например, «Танец-приглашение» состоит из 3-х частей: бег, кружение, притопывания - соответственно музыке, имеющей трехчастную форму.

Важную роль в музыкальном воспитании играют народные танцы, хороводы, в которых отражены чувства и обычаи разных народов. Разучивание их способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою историю и традиции народа. Характерные танцы состоят из таких движений, которые рельефно рисуют данный персонаж и свойственны только ему. Например, танец «снежинок», «медвежат».

Наиболее сложным видом является свободный танец (или творческий). В этом танце дети, прослушав музыку, должны самостоятельно исполнить те знакомые танцевальные движения, которые соответствуют звучащей музыке. Под украинскую народную музыку «Ой, лопнул обруч» можно выполнить и легкий четвертной бег, и «ковырялочку». Под плавную спокойную музыку русской народной песни «Выйду ль я на реченьку» можно двигаться «переменным» шагом по кругу или же кружиться парами вокруг себя, и т.п. Надо предупреждать детей, что нельзя повторять движения товарищей, каждый должен самостоятельно придумать и исполнить свой танец. Ребенку, плясавшему лучше всех, педагог, с целью поощрения, предлагает показать свой танец всем присутствующим.

Благодаря систематической и тщательной работе над танцевальными движениями детей, развиваются танцевальные навыки и эстетический вкус.

Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы у детей, придавая им легкость и непринужденность движений.

Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов танцевальных композиций народных танцев, которые входят в репертуар данной группы. Упражнения народно-сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее необходимые основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца.

Для развития музыкальности и ритмичности проводятся соответствующий ритмические упражнения и игры.

Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения способствуют также активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.

«Эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты» - так определяют конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство:

  • - общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.) ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество - средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству
  • - оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально-ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство кроме того осуществляет своеобразную психотерапию. Способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально-активной личности.

Школа осуществляет эстетическое воспитание благодаря тому, что самые различные виды искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литература, изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетике взаимоотношений в школьном коллективе.

Ирина Шорникова
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка

Научная статья на тему «Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка »

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально . Ритм же – одно из выразительных средств музыки , с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку . Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально -ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) . Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики , и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха , памяти, внимания, выразительности движений , творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.

Отечественные и зарубежные ученые, музыканты , учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания . Среди них – Карл Орф. Это выдающийся немецкий педагог-музыкант , композитор, который создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк» . В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением , танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать её, но и быть её исполнителем.

Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. Российские педагоги понимали важность распространения музыкально -ритмического воспитания для детей. В 50-60 годы на основе идей Э. Жака Далькроза, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и другими разрабатывались программы музыкального воспитания , методика работы с детьми и разнообразный музыкально -ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы были включены в раздел «Музыкально -ритмического воспитания детей» типовой программы. как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном , но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения , ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально -ритмических навыков и навыков выразительного движения . Музыкально -ритмические навыки- это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма) . Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр . Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это запас движений , которые заимствованы из физической культуры : гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации : изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. Музыка , движение – это средства , которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Движение и танец , помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх , хороводах, танцах, упражнениях, музыкально -ритмических композициях. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения .

Статьи по теме: