Начало закаливания ребенка. Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания)

Закаливание – крайне полезная процедура, которая способна помочь малышу избавиться от надоедливых простудных заболеваний. Только очень важно . В первую очередь, чтобы закаливание не вызвало негативной реакции, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.

Как правильно закаливать ребенка

Если ваш ребенок часто болеет, необходимо принимать меры. Очень эффективна профилактика простудных заболеваний, особенно закаливание, которое укрепляет иммунитет, помогает сохранить здоровье. При закаливании детей важно соблюдать несколько принципов.

  1. Во-первых , это систематичность. Чтобы добиться эффекта, закаливающие процедуры нужно проводить регулярно, каждый день. В этом случае, лень и разные отговорки недопустимы, особенно если вы только начали закаливающие мероприятия. Даже при легкой простуде, закаливание ребенка 6-7 лет продолжается, только при этом температура воды и воздуха в детской вовремя процедур не понижается. Нужно остановиться на той отметке, которая была до появления симптомов. Исключением является повышение температуры тела у ребенка.
  2. Во-вторых , нужно постепенно увеличивать время проведения процедур. Нельзя резко начинать закаливание, тем более, недопустимо длительное воздействие низкой температуры на организм ребенка, так вы только навредите своему малышу. Для того, чтобы организм адекватно реагировал на закаливающие процедуры, ему необходима адаптация к новым условиям.
  3. В третьих, для того, чтобы не вызвать негативную реакцию ребенка, нужно начинать процедуры в виде игры и обязательно с хорошим настроением. Помните, что никаких резких перепадов температур допускать нельзя. Если вы решили закаливать малыша, начинать следует с воздушных ванн и обязательно летом. Недопустимо начинать процедуры, если у ребенка респираторное заболевание.

Как закаливать часто болеющего ребенка

Первое, самое важное правило – начинать любые закаливающие процедуры после консультации с врачом , который определит необходимость мероприятий для вашего ребенка, а также поможет подобрать индивидуальные методы. Ваша задача – обеспечить безопасность и полезность закаливающих процедур.

Начинать заваливание ребенка 6-7 лет нужно в теплое время, летом. Зимой можно поддерживать здоровье ребенка, который часто болеет, регулярными прогулками при любой погоде и воздушными ваннами в комнате при температуре около 18 градусов. При этом руки и ноги малыша должны быть теплыми.

Летом обязательно нужно спать на открытом воздухе, принимать воздушные и солнечные ванны, которые особенно эффективны утром, гулять босиком, при этом нужно подбирать маршрут в стороне от дороги, где ребенок не поранит ноги стеклом или ржавыми гвоздями. Идеально гулять по гальке, траве, щебню или песку. Не нужно одевать летом колготки или носочки, даже вечером. должна быть открытой, чтобы избежать перегрева.

Для постоянно болеющего ребенка самым идеальным, эффективным методом будет закаливание ног.

Для этого нужно ежедневно устраивать контрастный душ для ножек. При этом горячую воду, температура которой должна быть около 40-42 градусов, не выше, чтобы не обжечь ребенка, нужно через минуту сменить на едва теплую, с температурой, не превышающей 30-32 градусов. При этом каждую неделю, нижнюю температурную границу нужно снижать на 1 градус. Когда вы достигнете 22-25 градусов, можно переходить на общий контрастный душ по такой же схеме.

Помещение, где спит ребенок, нужно проветривать не менее двух раз в сутки. Идеально, если температура в спальне малыша будет около 17-18 градусов. Это обеспечит ребенку здоровый сон, который особенно важен для школьника.

Процедуры следует проводить регулярно, перерыв более 5 дней требует начинать все заново. При этом применяются правила закаливания, как для новичков.

Закаливание – крайне полезная процедура, которая поможет вашему ребенку укрепить иммунитет. Очень важно, чтобы закаливающие мероприятия проводились регулярно, при этом не нужно сосредотачиваться только на одном из факторов. Помните, что вашими помощниками в этом является воздух, вода и солнце в любое время года.

Чтобы посмотреть видео с подробными инструкциями эксперта, вы можете приобрести наш курс

А как вы относитесь к закаливанию детей? Какими методами закаливания пользуетесь - делитесь в комментариях!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Никто не отрицает большую пользу от закаливающих процедур. Но часто родителей пугает сама мысль о том, что ребенка надо выводить босиком на снег, каждый день обливать ледяной водой.

Принципы закаливания

Часты также заблуждения о том, что закаливать ребенка в 5 – 6 лет уже поздно. Все эти страхи беспочвенны, потому что закаливающие процедуры имеют в своем арсенале большое количество методов, от очень мягких до экстремальных.

Начинать оздоровление можно и в дошкольном возрасте. Нужно лишь знать общие правила проведения оздоровительных процедур, а также некоторые особенности, присущие каждому детскому возрасту.

Прежде, чем начинать закаливать ребенка, необходимо позаботиться о том, что будут соблюдены следующие принципы.

Правила закаливания детей 5 - 6 лет:

  • должны быть учтены индивидуальные особенности ребенка. Во-первых, его желание закаливаться вообще, а во-вторых, уровень его здоровья и возможности;
  • закаливание – не арена для демонстрации подвигов. Здесь обязательно должен соблюдаться принцип постепенности. Нельзя резко переходить к интенсивным процедурам. Постепенно нужно снижать температуру воздействия, открывать все больше частей тела, увеличивать длительность процедур;
  • необходимо организовать безопасность мероприятий. А во время проведения самих процедур важно следить за состоянием ребенка, не допускать переохлаждений и перегреваний;
  • от настроения ребенка и родителя при закаливании очень сильно зависит результат. Не стоит начинать, если настроение плохое. А чтобы создать хорошее, можно применить игровые элементы;
  • комплексный подход. Вводя новые закаливающие привычки в жизнь ребенка, необходимо также позаботиться о соблюдении режима дня, правильном питании и прочих профилактических мероприятиях, таких как массаж, физические упражнения;
  • регулярность. Закаливание должно проводиться каждый день. Для того, чтобы легче было ввести новые привычки в жизнь, удобно составить план мероприятий, куда нужно внести не только основные процедуры, но и вспомогательные, такие как, например, умывание и мытье рук прохладной водой, а также составить план увеличения нагрузки на начальном этапе.

На момент начала закаливания ребенок должен быть совершенно здоров. Нельзя вводить новые процедуры, пока болезнь не отступила полностью, особенно это касается ослабленных детей.

Перед началом введения комплекса закаливающих мероприятий рекомендуется посетить врача, чтобы он оценил общее состояние здоровья ребенка и посоветовал закаливающие процедуры, которые для него подходят.

Закаливающие процедуры могут проводиться в двух режимах:

  1. начальный. Период входа в нагрузку, когда организм постепенно привыкает к воздействию более низких температур и прочим внешним факторам. Его длительность обычно 1-2 месяца;
  2. поддерживающий. Период, когда нагрузки остаются в основном постоянными, а меняются только в зависимости от времени года.

Начальный и поддерживающий этапы могут чередоваться. Например, при большом перерыве в занятиях следует вернуться к начальному этапу, а затем опять переходить в поддерживающий.

Как начать закалять ребенка 5 лет?

Закаливать можно воздухом, солнцем и водой. Методы закаливания могут быть общие и специализированные.

Способы закаливания:

  • сон на свежем воздухе;
  • регулярные проветривания помещения;
  • одежда по погоде или чуть легче;
  • умывание и мытье рук прохладной водой;
  • прогулки.

К специализированным относятся такие мероприятия, как обливания, гимнастика, плавание и другие. Для получения хороших и стойких результатов закаливания необходимо сочетать оба способа.

Закаливание воздухом. Это самый доступный закаливающий фактор. Его можно использовать дома и на улице, в детском саду и на даче. Речь идет о воздушных ваннах. Причем летом необходимо разграничивать воздушные и солнечные ванны из соображений безопасности, так как требования к их проведению разные. Таким образом летом на улице оздоравливаться лучше в тени.

Перед проведением воздушных мероприятий в помещении его желательно проветрить. Начинать закаливание следует с температуры 21-23 градуса. И постепенно понижать до 16-18 градусов.

Чтобы закалить ребенка 5 лет на улице, начинать следует с температуры 25-26 градусов, постепенно понижая до 18 градусов. В сильно ветреную или дождливую погоду занятие лучше перенести в помещение. Также следует иметь ввиду, что начальный этап при закаливаниях на улице должен быть более растянутым во времени по сравнению с воздушными ваннами в помещении.

Закаливание солнцем. Закаливание ребенка 5 лет с помощью солнца необходимо проводить либо утром до 10:00, либо вечером после 17:00. Если в это время солнце еще очень жаркое и палящее, тогда начало закаливания лучше проводить в тени деревьев.

Время, с которого следует начинать – 10 минут. Постепенно, в течение 1 – 1,5 месяцев продолжительность принятия солнечных ванн нужно увеличить до 45-50 минут. По достижении указанной продолжительности принятия солнечных ванн можно постепенно сдвигать границы времени суток пребывания на солнце. В результате исключить стоит лишь время с 11:00 до 16:00.

Закаливание водой

Закаливание водой дает самый мощный оздоровительный эффект. При нехватке витаминов в воду для процедур можно добавлять настои трав. Способов закаливания водой довольно большой. Начать закаливать ребенка 5 лет нужно с самых щадящих: с обтираний влажным полотенцем.

Основные виды закаливания водой:

Обтирания влажным полотенцем. Процедуру лучше проводить утром по пробуждении. Проводят так: смачивают полотенце в воде, немного отжимают и конечности, затем туловище. Длительность обтирания 3-4 минуты. Начинать следует с температуры воды – 30 градусов.

Затем каждую неделю ее снижают на один градус до 19 градусов, если закаливание проводится летом и до 23 градусов, если зимой. По окончанию обтирания необходимо растереть тело сухим полотенцем до розового цвета.

Контрастное обтирание. Техника выполнения такая же, как при обычном, только используется попеременно то очень теплая, то холодная вода. Продолжительность процедуры 5 минут. Если ребенок хорошо реагирует на такие обтирания, то через 3-4 дня разницу между температурами можно увеличить на 1 градус. И довести таким образом до обтирания горячей и ледяной водой. По окончанию также нужно растереть тело сухим полотенцем.

Обливания. Подвергаться этой процедуре могут как отдельные части тела, так и все тело. Обливание можно проводить как душем, так и емкостью с водой. Начинать можно с местных или общих обливаний. Температурный режим в начале для местных процедур 28 градусов, для общих – 30 градусов.

За неделю можно уменьшать температуру на 1-2 градуса, доводя постепенно до 15 для местных и 17 градусов для общих обливаний. По окончанию процедуры растереть тело сухим полотенцем до розового цвета.

Контрастный душ. Также можно применять на отдельных участках тела или на всем теле. Голова не участвует в процедуре. Длительность контрастного душа начинают от 30 секунд и в течение месяца доводят до 3 минут. Начинают всегда подачей теплой воды и заканчивают ею же. Продолжительность подачи теплой воды всегда выше, чем холодной. Начинают с температуры 33 и 27 градусов соответственно, доводя в течение месяца до 40 и 20 градусов.

Большой выбор методов позволяет составить программу закаливания максимально учитывающую индивидуальные особенности ребенка. В зависимости от общего уровня здоровья и личных его предпочтений можно начать с самых щадящих, продвигаясь вперед малыми шагами. А можно идти более быстрым темпом, используя сразу более сильные методы.

Как правильно закаливать ребенка 5 лет?

При проведении оздоровительных процедур, необходимо соблюдать меры безопасности, чтобы не нанести вред здоровью. Чтобы правильно закалять ребенка 5 лет, нужно сначала обеспечить необходимые условия.

Схема закаливания для ребенка 5 лет:

Для правильного закаливания требуется:

  • отсутствие сквозняков;
  • проветренное помещение;
  • хорошая погода безветренная или с легким ветерком;
  • головной убор при принятии солнечных ванн;
  • заранее подготовленные полотенца, отвары, термометр.

Залог успеха при закаливании ребенка 5 лет является его хорошее настроение и готовность ощутить дискомфорт. Легче всего этого добиться, создав игровые условия. Можно придумать сюжет и обыгрывать его в закаливающих мероприятиях.

Очень легко добиться нужного настроя, сочетая принятие воздушных ванн с гимнастикой. Это могут быть простые подвижные упражнения с пользой для опорно-двигательного аппарата. Закаливание ребенка 5 лет предполагает проведение физических упражнений длительностью 25-30 минут.

С чего начать закаливание ребенка 6 лет?

Чтобы начать закалять ребенка 6 лет, подойдут все рекомендации для детей 5 лет с небольшой разницей в температурном режиме и продолжительности процедур.

Начинать закаливание в помещении с помощью воздушных ванн следует с температуры 20-22 градуса и постепенно понижать до 15-17. Для проведения мероприятий на улице начинать нужно с 24-25 градусов, понижая до 17.

Закаливание солнцем проводить согласно такой же схеме, как и для 5 лет, только продолжительность загорания в результате нужно увеличить до 55-60 минут. При необходимости обязательно пользоваться защитными кремами от солнца. Это касается южных районов страны.

О том, что закаливание полезно, нам всем известно с детства. Но многие родители отказываются закалять своего ребенка, считая, что для этого нужно обязательно обливать малыша ледяной водой, купать в проруби или ходить с ним по снегу босиком. Так ли это? Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла), позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.

Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:

— на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;

— на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду — сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;

— на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).

У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, резкое сужение сосудов приводит к плохому кровоснабжению слизистых верхних дыхательных путей, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.

Закаливание может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов:

индивидуальный подход. Выбирая комплекс закаливающих процедур для своего малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и возможности, а также его желание заниматься тем или иным видом закаливания.

— систематичность. Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любое время года без перерывов. Они должны стать естественной составляющей образа жизни ребенка и выполняться наряду с другими мероприятиями привычного распорядка дня (умывание, прогулки, купание, сон). Тренирующий эффект закаливания достигается за несколько месяцев, а при прекращении процедур исчезает значительно быстрее, в течение 2-3 недель, а у детей 1-го года жизни уже через 5-7 дней, поэтому начиная закаливать своего ребенка, закаливающие мероприятия желательно проводить на протяжении всей его дальнейшей жизни.

постепенность. Интенсивность воздействия закаливающего фактора необходимо увеличивать постепенно, не допуская резких скачков, переходя от мягко действующих процедур к более интенсивным (например, обтирание – обливание – душ – купание). При переходе от слабых закаливающих процедур к более сильным необходимо ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на данное воздействие. Также постепенно следует увеличивать продолжительность процедур и площадь воздействия «раздражителя» на тело малыша.

безопасность. Нельзя допускать переохлаждения или перегрева ребенка от чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Начинать закаливающие процедуры можно, только если тело, ручки и ножки малыша теплые, в обратном случае положительного эффекта от закаливания получить не удастся, а ребенок может заболеть от переохлаждения. Кожа малыша во время закаливающих процедур должна быть розовой (не бледной и не синюшной), а сам ребенок — активным и жизнерадостным.

положительный настрой ребенка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребенок относится к этим процедурам. Закаливающие процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие, поэтому детям рекомендуется проводить закаливание в форме игры.

— комплексность. Закаливание может быть эффективным только в комплексе с другими составляющими здорового образа жизни: соблюдением режима дня, полноценным и сбалансированным питанием, адекватными физическими нагрузками. Значительно повышает эффективность закаливания сочетание процедур с массажем и гимнастикой.

В результате правильно проводимого закаливания повышается иммунитет и устойчивость детского организма к резко меняющимся условиям внешней среды, малыш легко и безболезненно переходит из одного сезона в другой, легче адаптируется к новым условиям проживания, и страдает хроническими заболеваниями, у ребенка улучшается сон и аппетит, повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.

Правильный подход

От трех до шести

Этот возраст называется дошкольным — раннее детство уже позади, начинается этап, предшествующий поступлению в школу.
Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В течение дня — обязательно!

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры. Предлагаем следующее расписание.

  • Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.
  • После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили — 27 градусов.
  • До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой — 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Бели ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.
Ножные контрастные ванны — после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Купание и плавание

Купание в открытом водоеме — наиболее эффективная закаливающая процедура. Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален — не ниже 24), в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите — не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» — сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань». Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно).
«Кто скорее». Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.
«Кто выше». Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.
«Спрячься под воду». Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» — выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья». Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.
«Мельница». Грести руками в воде: одна рука гребет, другая проносится по воздуху.
«Поплавок». Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.
«Медуза». После того, как малыш научится делать «поплавок», выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.
«Ножницы». Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.
Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале — не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап — научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие и натает затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,— не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,— применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно — надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной — и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.
Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя.

Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

При использовании материалов статьи обязательна активная гиперссылка на источник -

Статьи по теме: