Национальный характер и ценности русского и американца. Русские и американцы: сравнение национальных характеров

В 1829 г. русский мыслитель и литературный критик И.В.Киреевский писал: «Изо всего просвещённого человечества два народа не участвуют во всеобщем усыплении: два народа, молодые, свежие, цветут надеждою: это Соединённые Американские Штаты и наше Отечество» 1 .

«Вы‚ русские‚ и мы‚ американцы‚ - заметил поэт У.Уитмен через полвека (1881), - такие далёкие и такие несхожие с первого взгляда… И всё-таки в некоторых чертах‚ в самых главных‚ наши страны так схожи» 2 .

Однако при внимательном взгляде у русского и американца куда больше различий, да и сходство оказывается лишь внешним.

Но прежде чем говорить об американском характере, возникает вопрос: а существует ли американская нация? Откуда ей взяться в стране иммигрантов, говорящих на английском языке и имеющих англо-протестантскую, т.е. европейскую, культурную основу? Не есть ли Америка своеобразный Ноев ковчег с бежавшими за личной свободой и благополучием представителями почти всех народов мира (сейчас в США говорят на 330 языках)? Наконец, какой целостный национальный характер в стране со столь сильными региональными различиями?

И всё-таки можно утверждать: американская нация состоялась. Из бывших английских колонистов переселенцы превратились в народ со своим образом жизни, мысли, со своей культурой и системой ценностей. Становление новой нации началось уже в колониальный период. Американская среда превратила европейца в американца - «продукт взаимодействия наследия Старого Света и условий Нового».

О его появлении возвестил в конце ХVIII в. французский эмигрант Сент-Джон де Кревекер: «Кто же тогда есть американец, сей новый человек? …Если некто, отбросив свои старые привычки и нравы, взамен приобретает новые под воздействием нового образа жизни, им усвоенного, нового правительства, которому он подчиняется, и нового положения, которое он занимает, сей человек и есть американец. …Из раба какого-нибудь сиятельного деспота сделаться свободным человеком, наделённым землёю, к коей присовокуплены все блаженства гражданского состояния!» 3 . Таким новым человеком был Б.Франклин, общественный деятель, писатель, учёный и предприниматель.

В борьбе с англичанами колонисты осознали себя американцами. В ХIХ в. укреплялась их духовная самостоятельность. Р.Эмерсон призывал соотечественников не оглядываться на Европу, не заимствовать, «доверять себе». Его речь перед университетским сообществом «Американский учёный» (31 августа 1837 г.) писатель Оливер У.Холмс назвал «интеллектуальной Декларацией независимости». В ней Эмерсон пророчески заявил: «Время нашей зависимости, время нашего длительного литературного ученичества у иных народов близится к концу. …Мы будем крепко стоять на собственных ногах; мы будем говорить то, что рождается в нашей собственной душе» 4 .



Решающий момент в формировании американской нации наступил после Гражданской войны с отменой рабства и укреплением союза штатов, объединением всех регионов страны благодаря новым средствам связи (железным дорогам и телеграфу). Тогда вырабатывался национальный взгляд на мир‚ основанный на собственном опыте, создавалась самобытная культура. Во многих областях науки появились оригинальные идеи. Прагматизм - философское направление, выросшее исключительно на американской почве‚ в отличие от предшествующих‚ основанных на европейской культурной традиции (пуританство‚ просветительство, романтизм). В конце ХIХ в. в американской литературе впервые появился образ типичного американца в облике подростка Гека Финна.

Рационализм и прагматизм выразили основные качества американского национального сознания, а фундаментом характера стала протестантская этика с личной ответственностью, развитым чувством долга, самостоятельностью, стремлением во всём полагаться на себя и на Бога. Реальности освоения новых пространств, постоянная забота пионера об устройстве быта способствовали развитию в американце склонности к конкретному‚ не теоретическому знанию. Он обеспокоен вопросом «как?»‚ а не «почему?», т.е. занят не проблемами самого познания, не гносеологией, но технологией (know how ); пользуется познанием как инструментом в своей практической деятельности. Он скорее изобретатель, внедритель технологий, чем теоретик.



В отличие от прямолинейности и рационализма американца, начавшего свою историю сразу в Новое время, русский обладает более сложным характером‚ многослойным сознанием, поскольку постоянно преодолевает традиционные структуры‚ ищет выход в извечном противоборстве старого и нового. Самим климатом‚ социальной системой он приучен к терпению и убеждён‚ что собственными силами не решить своей судьбы, поэтому меньше американца верит в разум‚ человеческие способности (отчего в России долго оставалась неразвитой рациональная философия), в прогресс как возможность изменения жизни к лучшему, а его характерное настроение - созерцательность. С трудом отбиваясь от природных и социальных условий‚ он вынужден думать о выживании.

Фонтейн и Портер. Вид Цинциннати с реки. 1848 г.

Давление социальной системы воспитало в нём особый тип стоицизма‚ не известные на Западе формы социального сопротивления: не только побег‚ бунт‚ но так называемая «внутренняя эмиграция» - в себя‚ в семью. Именно постоянное сопротивление нечеловеческим условиям, которое в прошлом было основано на вере в Бога, породило то‚ что называют «русским духом» и что отчётливо выразила русская литература.

В сравнении с холодным рыночным рационализмом американца русскому свойственна душевность‚ сострадательность. «Среди формальной строгости европейского быта, - отмечал мыслитель Г.П.Федотов, эмигрант первой волны, - не хватало нам привычной простоты и доброты‚ удивительной мягкости и лёгкости человеческих отношений‚ которые возможны только в России» 5 .

Но у русского характера есть оборотные стороны, начавшие формироваться в петровскую эпоху: отсутствие уважения к личности своей и другой, слабое развитие индивидуальной ответственности, отсюда небрежность к данному слову, обязательству; категоричность суждений, нетерпимость, отношение к другому как к «чужому», врагу; неспособность к диалогу и компромиссу, что мешает в политике, предпринимательстве, - всё это наследие крепостничества, отсутствия личной свободы.

Весь ХХ в. россияне находились в состоянии классовой и национальной борьбы. «Мы - заложники культуры борьбы», - заметила белорусская писательница С.Алексиевич. Накопившаяся ненависть и агрессия вызывают вспышки насилия и вандализма, что, кстати, характерно и для афроамериканцев, также не изживших последствий рабства. Бедность и чувство безнадёжности - социальная база для преступности.

Русский - человек крайностей, подобно своей природе (то сильная жара, то сильные морозы). В нём нет меры, середины. Он душевен и одновременно жесток, безжалостен; хлебосолен и жаден (мироед); коллективист, оставаясь в душе крайним индивидуалистом. Полярности русского характера описал В.Ф.Тендряков в рассказе «Люди и нелюди».

Французский путешественник и литератор маркиз А. де Кюстин, автор книги «Россия в 1839 г.», отметил «унылость» развлечений русских, «они не могут веселиться». Через сто лет эта хмурость, усиленная прессом тоталитарного режима («на улицах почти не слышно смеха, не видно улыбок»), бросилась в глаза американскому писателю Дж.Стейнбеку, побывавшему в СССР в 1947 г. 6 . В наши дни русский иммигрант признался, что на курсах маркетинга в Америке, где учили искусству общения, советским людям не удаются определённые навыки, такие, к примеру, как умение прямо смотреть в глаза и при этом улыбаться. Им не хватает естественной доброжелательности, открытости и доверия, расположения к человеку, свойственных американцам.

Однако открытость и общительность американца тоже лишь внешняя форма поведения, он дорожит своей частной жизнью (privacy ) и не рассказывает о своих проблемах, как русский. Россиянам, привыкшим к задушевным беседам, тяжело в Америке; они жалуются, что с американцами трудно сблизиться. Душевная закрытость, контроль разума над эмоциями характерны вообще для западного человека, поэтому так привлекала Запад русская литература, изображавшая душу человека. «Великим русским писателям, - заметил Бердяев, - раскрывались такие бездны и пределы, которые закрыты для западных людей, более ограниченных и закованных своей имманентной душевной дисциплиной» 7 . Американцы в силу приверженности протестантской этике особенно скованы её нормами и дисциплиной.

Протестантизм отрицает посредника между верующим и Богом; отказ от исповеди - своеобразной отдушины, когда человек может выговориться, облегчить душу, оставляет его наедине со своими проблемами. Протестантская этика требует строгой регламентации душевной жизни человека, подавления чувств и эмоций. Подобное воспитание вырабатывает рационализм поведения, самостоятельность, организованность, личную ответственность, что содействует успеху в любом деле, особенно в бизнесе. Именно протестантские страны, как заметил М.Вебер, добились наибольших достижений в предпринимательстве. Душевной замкнутости американцев, крайнему индивидуализму способствовал также исторический опыт обособленной жизни на изолированной ферме, необходимость самозащиты. Они не знали деревни как места общего проживания.

Рыночное хозяйство сформировало и рыночный социальный характер: целью людей, работающих «с максимальной эффективностью», становится «надлежащее функционирование». «Преобладание рассудочного, манипулятивного мышления неразрывно связано с атрофией эмоциональной жизни», - полагал Э.Фромм. Такие люди «не умеют ни любить, ни ненавидеть», у них нет «самых близких», они не дорожат даже собой 8 . В этом философ увидел «дегуманизацию» характера, даже «кризис идентичности» современного Запада: «члены этого общества стали безликими инструментами». Упрёк Фромма, конечно, справедлив, но не следует забывать, что ни один тип культуры не освобождал человечество от противоречий, которые и движут его развитие. Пока приходится признать: рыночной экономике и рациональному сознанию, основанному на индивидуалистических ценностях, нет достойной альтернативы, ибо традиционное общество с коллективистскими ценностями и преобладанием эмоциональной жизни явно исчерпало себя, что видно на примере России; тогда как индивидуалистическая культура при всех её минусах доказала свою жизнеспособность и гибкость.

Вытеснение чувств, «душевная дисциплина», постоянная узда разума над эмоциональной жизнью нередко оборачиваются психологическими проблемами. Американцы чаще страдают от одиночества, обращаются к психоаналитикам, их этические нормы не позволяют «отвести душу», выговориться в открытой беседе, задушевном разговоре. Эмоциональная сдержанность препятствует развитию художественных наклонностей, эстетического восприятия.

Русский, напротив, открыт и расположен к «задушевным» беседам настолько, что порой забывает о деле; чувства в нём преобладают над разумом (поэтому порой ум с сердцем не в ладах), отчего ему трудно на Западе, в том числе и в Америке, где ему не хватает «лёгкости человеческих отношений».

Причина «загадочной русской души» не только в неблагоприятных для человека природных и социальных условиях, когда нужно сочувствие и поддержка друг другу, чтобы выжить; но и в неразвитости рыночных отношений, не позволившей выработать рациональное сознание. В России не сложилась культура рационального контроля над чувствами, победившая в Западной Европе с Реформацией. Жёсткими этическими правилами обладали староверы, из которых вышли многие русские предприниматели (Морозовы, Рябушинские и пр.). Но в целом элементарные нормы деловых отношений - умение держать слово, выполнять обязательства, вести переговоры, уважать партнёра и заключать компромиссы, прививались трудно. Не привились протестантская бережливость и накопительство, свойственные американцу. Русский тратит всё, что зарабатывает; не планирует свой бюджет, не откладывает на чёрный день, а расчётливость западного человека принимает за жадность. Впрочем, у большинства населения доходы слишком малы, и откладывать попросту нечего, но россиянин и не стремится (во всяком случае так было в прошлом) заработать больше.

По характеру русский и американец антиподы: первый пассивен, терпелив, вынослив, ему свойственна душевность, он - пессимист; второй энергичен, социально активен, самостоятелен, рационален, практичен, толерантен, оптимист. В отличие от мобильного американца, россиянин малоподвижен, не склонен к перемене работы, места жительства.

Русскому ближе афроамериканец отзывчивостью, господством чувства над разумом, эстетизмом; традиционализмом сознания; сходством исторической судьбы (рабство и крепостное право). Эмигрант из России рассказал, как однажды в Америке, когда он вёз жену в больницу, у него сломалась машина, только чёрный американец остановился на дороге и помог ему.

Американцу недостает качеств, которыми обладает русский. Н.А.Бердяев же призывал к «перевоспитанию» русского характера‚ «усвоению некоторых западных добродетелей». Он имел в виду «эмансипацию личности»‚ «пробуждение творческой активности человека, выход из состояния пассивности» 9 . По сути, философ призвал к воспитанию черт, развитых у американца.

Настюков М.П. Портрет неизвестной купчихи с рукописным посвящением. 1865 г.

Но и в характере американца есть тёмные стороны. Едва ли не все европейские наблюдатели, от А.Токвиля до К.Гамсуна, отмечали тягу американцев к материальному благополучию, ради чего и приехало большинство в Новый Свет, и к чему обращена американская мечта. «Недостаток, в котором чаще всего обвиняют американцев, - писал англичанин лорд Д.Брайс в конце ХIХ в., - заключается в преклонении перед богатством».

Стремление к предельной полезности заставляет американца во всём искать целесообразность, рациональное начало. А поскольку человек, его жизнь не расчисляются до конца, то крайний практицизм, материализм американца превращают его в своеобразного «прагматического идеалиста». «Это Дон Кихот здравого смысла, ибо практичен до такой степени, что совершенно оторван от действительности», - заметил О.Уайльд 10 .

Американец не любознателен‚ у него узкий кругозор‚ неглубокая психология, он увлечён количественным результатом (богатство‚ успех) - «критерий дикаря», по определению немецкого философа Г.Кайзерлинга. «О красоте он судит по массе, превосходство определяет размерами… Он не восторгается Искусством, не ценит Красоту, равнодушен к Минувшему. Он полагает, что цивилизация началась с изобретения паровой машины, и с презрением косится на прошедшие века, когда в домах отсутствовало паровое отопление» 11 .

Уайльду вторит философ Дж.Сантаяна: «Если вы приехали на Ниагарский водопад, то наверняка узнаете от экскурсовода, сколько кубических футов или метрических тонн воды низвергается с водопада каждую секунду, сколько больших и малых городов (с указанием численности населения каждого) получают от этого водопада свет и энергию, а также о том, какова ежегодная стоимость продукции, произведённой на предприятиях, работающих на его энергии». Любовь американцев к количеству Сантаяна объяснил «недоверием к качеству», которое трудно измерить, тогда как «числа не могут лгать».

Длительная изолированная жизнь американцев на континенте сделала их провинциалами. Они до сих пор мало знают об остальном мире, да и не интересуются им, не понимают другой культуры, обычаев (их легко отличить в толпе иностранцев по громкой речи и излишней весёлости), и не хотят учить иностранные языки, полагая, что мир должен знать английский. Любовь к своей стране порой переходит в самомнение. К.Гамсун, побывавший в США в конце ХIХ в., жаловался на «грубое чванство» и провинциализм американцев, считавших, что «есть одна-единственная стоящая страна - Америка», и все изобретения принадлежат ей. Всех скандинавов они называли шведами и с удивлением узнали, что и в Норвегии есть почта и телеграф.

Из-за короткой истории, без Средневековья и рыцарской культуры, в Америке отсутствует историческое сознание. Г.Форд назвал историю чепухой. Для американца история - эволюция материального мира, технологический прогресс. В России, несмотря на многовековую историю, вместо накопления и усвоения постоянно происходит разрушение традиции - своеобразное «отцеубийство». «Мы живём одним настоящим…Исторический опыт для нас не существует…», - писал П.Чаадаев 12 . В Нижнем Новгороде А.Кюстин с удивлением узнал, что старый храм с могилой К.Минина разрушен и заменён новым, а могила перенесена на другое место. Такое отношение сохранилось до наших дней. В 2000 г. калифорнийские полицейские привезли горсть земли с почитаемой американцами могилы красавицы Консепсьон на могилу её возлюбленного, русского дипломата Н.П.Резанова, главы Российско-Американской компании, инициатора первого кругосветного путешествия. Он поехал в Испанию за разрешением на женитьбу на католичке, чего требовали её родители, но умер в дороге около Красноярска. Его могилу не нашли, власти для совершения ритуала срочно сделали её подобие, несмотря на возмущение краеведов.

Американцы тоже не ценят старины. Один из них сказал С.Есенину: «Слушайте, я знаю Европу. Не спорьте со мною. Я изъездил Италию и Грецию. Я видел Парфенон. Но всё это для меня не ново. Знаете ли вы, что в штате Теннесси у нас есть Парфенон гораздо новей и лучше?» 13 Правда, американцы бережно относятся к своему прошлому, стараясь сохранить его для потомков. В 1994 г. около 30 историков объединились в организацию «Защита истории Америки» и выступили против проекта строительства компанией «Уолт Дисней» парка развлечений в штате Вирджиния, поскольку на этой территории во время Гражданской войны произошло 16 сражений.

Русский полагает, что история ничему не учит; американец как западный человек уверен в обратном, ибо делает выводы из неё, стремится не допустить ошибок в будущем. «Великая депрессия невозможна, - заявили американские экономисты, - у нас есть история, помогающая нам избежать повторений».

Американцев и русских часто называют подростками, хотя за плечами первых четыре столетия, у вторых - тысячелетняя история. Но природа их инфантилизма разная. Русский напоминает незрелого человека слабостью рационального начала, пассивностью, привычкой к патернализму; американец - отсутствием культурных корней и традиций, «примитивизмом» сознания.

Европейские, в том числе и российские, интеллектуалы придерживаются весьма невысокого мнения об американской духовности. Поэт Евгений Рейн, преподававший в 40 американских университетах, однажды заявил, что американские студенты - «глупые, абсолютно невежественные, дикие люди», ничего не знающие о России.

«Примитивизм» американского сознания исторически объясним, в первую очередь, уже самим человеческим материалом, отправлявшимся за океан. Большинство переселенцев ехало за материальным благополучием, легко порвав со своим прошлым и традициями. «Счастливые, глубоко укоренённые и ленивые оставались дома», - заметил Сантаяна. «Любовь к отеческим гробам» оставляла человека дома. Исключением были только религиозные и политические диссиденты, бежавшие от преследований, и афроамериканцы, привезённые насильно.

Длительное освоение континента, борьба с природой, индейцами, тяжёлый труд также не способствовали развитию чистого мыслительства, созерцательности, склонности к духовному творчеству: «В бревенчатой хижине не было места для фортепиано, а у пионера - времени на искусство». Протестантизм тоже не поощрял эстетических интересов. Пуритане считали их забавой, праздностью, и не признавали чувственной культуры - театра, живописи, изображавшей обнажённое тело. Подобное отношение сохранилось у американцев до наших дней. Большинство смотрит на занятия искусством как на хобби, удел богатых. В Америке в почёте точные науки, юриспруденция, медицина.

Постоянная забота о материальном благоустройстве, рыночно ориентированное сознание превратились в национальную черту. В США долго не ценился интеллект‚ если он не давал бесспорных внешних результатов, страна стала неблагоприятной средой для писателей, художников. Некоторые из них бежали из атмосферы грубого материализма в Европу (Г.Джеймс, Т.Элиот). «Мы, американцы, - писал Г.Джеймс в 1873 г., - люди, лишённые эстетического наследия! …Мы обречены довольствоваться дешёвкой. Для нас закрыт магический круг. Почва, питающая наше восприятие, - скудные, голые, искусственные напластования. Да, мы повенчаны с посредственностью. Американцу, чтобы добиться совершенства, надо познать в десять раз больше, чем европейцу. Нам не дано глубинного чутья. У нас нет ни вкуса, ни чувства меры, ни силы воображения. Да и откуда им взяться? Грубость и резкие краски нашей природы, наше немое прошлое и оглушительное настоящее, всё это так же лишено того, что питает, направляет, вдохновляет художника… Нам, бедным подмастерьям в святилище искусств, ничего не остаётся, как жить в вечном изгнании» 14 .

В Америке писатель не почитаем и отнюдь не пророк, как в России. «Я чувствую себя здесь изгнанником из-за материальности, утилитаризма американской жизни», - признавался Г.Мелвилл. О том же писал в ХХ в. У.Фолкнер: «В Америке мало читают. У американцев не хватает времени на чтение. Наша культура основывается на производстве и успехе» 15 . Лучших американских писателей, таких как У.Фолкнер‚ Т.Уильямс, больше ценят и знают за границей, в том числе, и в России, чем в своей стране.

По своему духу и мышлению, полагал Г.Кайзерлинг, побывавший в 1928 г. в США, Америка осталась в ХVIII в., сохранив взгляды Просвещения: склонность к морализму, оптимизм, отсутствие веры в личное превосходство, чрезмерно высокая оценка общественных ценностей, убеждение во всемогуществе воспитания 16 . Он призывал к «радикальной смене образа мышления» американцев и сделал пессимистический прогноз относительно духовного будущего этой страны. Ещё более категоричным был через полвека диагноз французского философа Ж.Бодрийара: «Пустыня навсегда. …В этой стране нет надежды» 17 .

Фенимор Купер

Отсутствие исторического опыта традиционного общества, столь благоприятно повлиявшее на экономику и социальные отношения в Европе, отрицательно сказалось на американской культуре, поскольку культура основывается на традициях и создаётся в постоянной борьбе и противоречиях между старым и новым. Американская культура приобрела преимущественно материально-вещественный характер. Соединённые Штаты стали родиной массовой культуры (кино, мюзикл), агрессивно распространившейся по всему миру.

Русская культура стала своеобразной формой сопротивления государству, выполняя отчасти ту роль, которую на Западе играло само общество. Вот почему так чтимы поэты и писатели в России, они - народные заступники‚ пророки‚ помогающие выжить в среде‚ мало пригодной для человека.

Различны и другие ценности. Об этом рассказывалось в предыдущих статьях нашего цикла.

Равенство выбирает бедный народ, постоянно испытывающий недостаток, чья цель - выживание; свободу - общество, уже решившее эту проблему. В России принцип равенства исходит от уравнительного принципа общины. Россияне не любят тех, кто выделяется, например, богатых, в чём проявляется не личная зависть как черта характера, но архаический племенной инстинкт. До сих пор раздаются голоса «забрать всё у богатых и поделить поровну», а в деревнях поджигают имущество успешных фермеров.

Американцу, как и любому западному человеку, дорогa свобода, под которой он подразумевает свободу выбора, равенство возможностей, русскому - воля, т.е. вседозволенность, не ограниченная никакими законами (жить как хочется). Такое понятие могло появиться только в несвободном обществе у зависимого человека - крепостного, раба или заключённого. Свобода - категория гражданского общества, воля - традиционного.

Очевидно, что различия в ценностях двух народов - результат разных принципов жизни: для американского общества главная ценность - индивидуум; для российского - коллектив, община. «На миру и смерть красна», - говорит русская пословица.

Индивидуализм и коллективизм - первое противопоставление, которое напрашивается при сравнении двух народов. Об американцах часто говорят как о крайних индивидуалистах. Но меньше известен их коллективизм - общественный дух (community spirit ). Кайзерлинг даже обнаружил «существенное сходство Америки и России»: «В американской нации социальные тенденции превалируют над индивидуальными».

Среди трёх признаков американизма Дж.Сантаяна назвал‚ наряду с трудолюбием и стремлением к преуспеванию, «свободный дух кооперации». Это подтверждает Б.Франклин в «Автобиографии»: «Я рано проникся общественным духом» 18 .

Даже богатая плантаторша Юга молилась: «Благослови моих детей. Сделай их полезными членами общества».

Этот дух выразился в волонтёрском движении. В США‚ заметил Токвиль‚ как ни в одной стране‚ существует множество добровольных организаций - коммерческих‚ образовательных‚ политических: «Американцы объединяются в комитеты для того‚ чтобы организовать празднества‚ основывать школы‚ строить гостиницы‚ столовые‚ церковные здания‚ распространять книги‚ посылать миссионеров на другой край света…

И всегда там‚ где во Франции во главе всякого нового начинания вы видите представителя правительства‚ а в Англии - представителя знати‚ будьте уверены‚ что в Соединённых Штатах вы увидите какой-нибудь комитет» 19 .

Инициатива граждан особенно проявлялась в годы бедствий. В войну за независимость действовали общественные комитеты безопасности‚ отряды ополченцев - «минитмены». На Западе США‚ если местная власть попадала в руки уголовников‚ создавались комитеты бдительности. Они устанавливали порядок‚ проводили новые выборы‚ как было в Сан-Франциско‚ Лос-Анджелесе в 1850-е гг. В наши дни члены волонтёрских организаций бесплатно помогают бедным семьям‚ иммигрантам‚ готовят детей к школе‚ убирают осенью леса.

А во время бедствий (наводнение на Миссисипи‚ землетрясение в Калифорнии 1990-х гг., ураган «Катрина» 2005 г.) на помощь пострадавшим поднимается вся Америка‚ причём общественные организации действуют эффективнее правительственных.

Американский общественный дух отличен от российского коллективизма‚ ибо исходит из естественного стремления людей к совместным действиям по собственной воле и желанию. Это именно свободная кооперация‚ не ущемляющая интересов отдельного человека и сохраняющая его независимость‚ в противоположность российскому и советскому коллективизму‚ принудительному‚ подавляющему индивида ради неких общих интересов.

Одно из радикальных отличий двух народов - отношение к труду. «У американца труд в почёте, а у нас в презрении», - горестно заметил наблюдатель пореформенной российской деревни А.Н.Энгельгардт 20 . Труд в России не приносит ни богатства, ни положения, ни независимости. Многие из русских пословиц убеждают в необходимости труда: «без труда не выловишь и рыбки из пруда», но едва ли не преобладают другие: «всех работ не переработаешь», «работа не чёрт, в воду не уйдёт», «от трудов праведных не нажить палат каменных», «от работы не будешь богат, а будешь горбат». В сказках отразилась мечта россиян - исполнение желаний без труда: «по щучьему велению», с помощью «скатерти-самобранки».

Положение не изменилось и в советскую эпоху. Можно ли говорить о престижности труда в стране с низкой заработной платой, миллионной армией бесплатного труда заключённых? В Конституции СССР труд объявлялся не только обязанностью, но «делом чести» советского гражданина. Он был извлечён из сферы естественных, первоочередных потребностей человека, ему были приданы идеологические, сакральные функции. Люди работали не для того, чтобы прокормить себя, свою семью, но для Родины, прославляя её своим трудом.

В Америке именно труд определяет социальное положение человека. В условиях освоения континента, при постоянном недостатке рабочих рук, когда пионерам приходилось самим добывать всё необходимое, решающую роль играли не знатность и прошлые заслуги, но личные качества. Работник всегда был уважаемой фигурой в американском обществе. Дж.Вашингтон и Т.Джефферсон называли себя фермерами.

Почему же столь различно отношение к труду в двух странах? Очевидна связь с особенностями истории, культуры народов. Помимо протестантской этики, объявившей труд главной добродетелью, немаловажен и характер труда - свободный в США и принудительный в России. Фраза Маяковского «социализм: свободный труд свободно собравшихся людей» (поэма «Хорошо») - скорее пожелание, чем действительность, и больше применима к Америке, не знавшей социализма.

С момента возникновения английских колоний для них характерен свободный труд, т.е. труд на себя, сыгравший ключевую роль в экономических достижениях Соединённых Штатов. Наёмный труд долго рассматривался как временный, пока человек не станет независимым хозяином. Труд на себя оказался наиболее эффективным и способствовал процветанию всего общества. Привычка интенсивного труда укрепилась в Америке с переходом к рыночному хозяйству.

Россия не знала свободного труда, зато имела почти полутысячелетнюю традицию труда принудительного: от установления крепостного права в ХVI в. до зеков и добровольно-принудительной работы на государство остальных советских граждан в ХХ в. Общинное землевладение и крепостничество не позволили укорениться навыкам производительного труда.

Крепостные и помещики равно ненавидели труд, для одних он был проклятьем, для других - позором. Презрение к любой работе - черта значительной части русского дворянства. В России были редки помещики-хозяева, подобно А.Н.Энгельгардту и А.А.Фету, сделавшие доходными свои имения и доказавшие на своём примере, что можно «наживать палаты каменные трудами праведными».

Рабство тоже прививало плантаторам презрение к труду, в первую очередь, физическому - уделу чёрных невольников. Но принципы протестантской трудовой этики всё-таки брали верх в южанине. Черты, воспитанные рабством, оказались вторичными и исчезли с Гражданской войной. Тогда как барство, сущностная черта русских дворян, не позволила им превратиться в предпринимателей.

Американский фермер привык к регулярному труду, работая более 8 месяцев в году на Севере и почти круглый год на Юге. Как представитель рыночного хозяйства он ценит свой труд и относится к нему как средству дохода. Сжатый цикл сельскохозяйственных работ не способствовал укреплению в русском крестьянине привычки регулярного труда; в отличие от американца, у него, по наблюдению А.Фета, отсутствовала даже «мысль о ценности личного труда» 21 .

Однако даже в условиях принудительного труда, не приносящего работнику достойной жизни, в России всегда было немало умельцев, изобретателей. Русский, поставленный в тяжёлые, порой экстремальные ситуации, отличался необычайной сметливостью и сноровкой, что заметил А.Кюстин. «Вооружённый топором, он превращается в волшебника …в пустыне или лесной чаще. Он починит ваш экипаж, он заменит сломанное колесо срубленным деревом, привязанным одним концом к оси повозки, а другим концом волочащимся по земле. Если телега ваша окончательно откажется служить, он в мгновение ока соорудит вам новую из обломков старой». Об этом же писал Лесков в «Левше», но вместе с тем и о том, как мало ценится труд и талант в России.

Доминирующая роль государства, отсутствие опыта самостоятельного хозяина и свободы частной инициативы у большинства населения лишили мужчину широкого поля деятельности, отчасти поэтому в России много пьют, слаб предпринимательский дух. Работа, как правило, не приносит удовлетворения. Деятельна в России лишь женщина, занятая главным делом жизни - продолжением рода, она - хранительница семейного очага и вынуждена действовать даже вопреки тяжким природным и социальным обстоятельствам.

Успех и достаток американского бизнесмена

США, напротив, - страна мужчин, для которых с момента возникновения английских колоний открылись неограниченные возможности для реализации планов в любой области - хозяйстве, бизнесе, политике. Туда и ехали в основном молодые мужчины, они же осваивали Запад, где до ХХ в. не хватало женщин.

Американец верит в себя, в успех как результат упорного труда. Эта вера сделала его оптимистом, сторонником идеи прогресса. Россиянин природой и социальной системой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчёта, как и надежды на собственные силы; не полагается на разум и не верит в прогресс. Неблагоприятная среда превратила его в фаталиста. «Бог не без милости», - говорил русский крестьянин. Россиянин верит не в успех, но в удачу, случай, зависящий от внешних обстоятельств.

В России с неприязнью относятся к богатству, непременно отождествляют его с бесчестием: «Пусти душу в ад, будешь богат»; «Богатый совести не купит, а свою погубляет»; «Грехов много, да и денег в волю»; «В аду не быть - богатства не нажить». В укреплении такого взгляда, помимо христианского отношения к богатству, важную роль сыграл дух общинного коллективизма.

Для американцев богатство - результат трудовой деятельности, а деньги - её мера. Они отождествляют богатство с успехом и видят его не во внутреннем самоусовершенствовании, но в достижениях во внешнем мире. Страсть к количественному измерению успеха сделала американцев поклонниками рейтингов, конкурсов; американская мечта свелась к погоне за материальным благополучием. Гипертрофированное стремление к богатству ведёт к деформации личности, ибо из средства для полноценной жизни богатство превратилось в цель. Такова тёмная сторона неудержимого трудолюбия американцев.

Во второй половине ХХ в. на смену англосаксонской протестантской культуре, основанной на пуританских ценностях (упорный труд, бережливость, самопожертвование) в США пришла новая культура с иными ценностями (самореализация, удовольствие, досуг, комфорт, игра). Меняется отношение к труду. Работа теперь нужна не столько для выживания - эта цель уже достигнута, - сколько для самореализации человека. Погоня за деньгами перестала быть абсолютной. Растёт число людей, особенно молодых, предпочитающих независимый образ жизни, творческий труд престижной, хорошо оплачиваемой работе.

Впрочем, пока это лишь тенденция: работа продолжает оставаться на первом месте в американском обществе. По данным Международной организации труда, американцы в конце ХХ столетия работали больше, чем другие нации; почти на две недели в году больше трудолюбивых японцев. В то время как в развитых индустриальных странах рабочие часы сокращались, в США они увеличивались (за 1980-1997 гг. с 1883 до 1966 рабочих часов в год).

Если Соединённые Штаты и весь западный мир переживают переход к новому взгляду на труд - от труда как христианской добродетели к труду творческому, приносящему удовольствие, о чём, кстати, объявляли коммунисты в СССР, то Россия всё ещё не перешла первый рубеж - от труда как проклятья к труду как важнейшей ценности. Хотя после отмены крепостного права в стране наметился перелом, заговорили об «эмансипации личности и труда», о необходимости трудиться. Однако ростки нового отношения к труду были сметены Октябрьским переворотом 1917 г., и у основной массы населения, крестьян и рабочих, изменения в отношении к труду не произошло.

С переходом в 1990-е гг. к рыночным отношениям традиционные ценности (патернализм, коллективизм) подверглись эрозии, усиливается процесс индивидуализации, всё большее число людей хочет опираться на собственные силы, быть независимыми, понимает важность личной ответственности, прав и свобод человека. Но для закрепления этих черт нужно сохранение условий свободы и личной инициативы.

Обоим народам свойственно развитое чувство национальной гордости‚ вера в особую миссию своих стран. В 1840-е гг. в США появилась доктрина «предопределения судьбы» (Manifest Destiny ), провозгласившая за Соединёнными Штатами право распространять свободу и демократию во всём мире; в те же годы славянофилы начали проповедовать философию «избранничества» русского народа. Американцы верят в исключительность своей страны, русские - в особый путь России.

«После народа еврейского, - писал Н. Бердяев, - русскому народу наиболее свойственна мессианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма» 22 . Истоки русской идеи восходят ко времени образования государства. Вместе с российским монархизмом зарождалось представление о месте и роли страны в мире: Москва - «Третий Рим», преемница Византии, единственное православное государство. Россия тем самым объявлялась последним оплотом христианства, а «русский царь - царём над царями». Поэтому задача России - возглавить все народы на пути к истине.

По мнению славянофилов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, К.С.Аксакова, русский народ обладает уникальными чертами, не свойственными другим народам: сознательным предпочтением общих, народных, государственных интересов личным, индивидуальным; преобладанием интуиции над разумом; только русский народ, «народ-богоносец», призван обновить и спасти от кризиса старую западную цивилизацию. «По милости Божьей, - писал Хомяков, - наша родина основана на началах высших, чем другие государства Европы» 23 . Русским, утверждал Ф.М.Достоевский, суждено «внести примирение в европейские противоречия уже окончательно‚ указать исход европейской тоске в своей русской душе‚ всечеловеческой и всесоединяющей» 24 . Иными словами, на Россию ложится ответственность за судьбу всего человечества.

Мессианская идея была тесно связана с идеей державности, могущества российского государства, и оправдывала его экспансионизм. От задачи объединения всех славян (панславизм ХIХ в.) в ХХ столетии советская Россия перешла к «спасению» всего человечества, русская идея приняла новую форму: «СССР - оплот мира во всём мире», Москва - «надежда мира». Она жива у россиян даже после распада Советского Союза.

Вера в особое предназначение американского народа появилась у основателей первых английских колоний. Пуритане отправились в Новый Свет, чтобы создать «Град на холме» по библейскому образцу - свободное и справедливое общество. Основатели республики полагали, что Провидение доверило американскому народу миссию распространения свободы и естественных прав по всему миру. Т.Джефферсон был убеждён: Америка - «избранная страна», «надежда человечества».

Идея избранности народа и в США соединялась с верой в государство. Россияне утверждали панславизм, американцы - панамериканизм. «Нам предопределено судьбой, - заявил в 1845 г. нью-йоркский журналист Джон О’Салливэн, впервые озвучивший концепциюпредопределения cудьбы , - распространить своё владычество на весь континент‚ который дарован нам Провидением для выполнения великой миссии: установить свободу и федеративное самоуправление». В ХХ столетии на смену панамериканизму пришел лозунг Pax Americana, чему в советской России соответствовала идея мировой коммунистической революции.

При внешнем сходстве русской и американской национальной идеи её содержание существенно отличается. Американцы как представители современного общества видят свою миссию в распространении ценностей Нового времени - прав и свобод человека, демократии, самоуправления; россияне, уверенные в своём превосходстве над остальными народами, хотят возглавить их на пути к истине и «высшим нравственным началам». «Ещё пройдёт десяток лет, - писал Гоголь, - и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» 25 .

С критикой русского мессианизма выступил В.Соловьёв, призвавший «освободиться от национальной исключительности», «усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой». Философ предлагал признать, что Россия - часть христианского мира, «возвыситься до вселенского братства » 26 . Другой мыслитель, Г.П.Федотов, заметил: «Когда мы, вслед за Достоевским и ориентируясь на Пушкина, повторяем, что русский человек универсален, что в этом его главное национальное призвание, мы, в сущности, говорим об Империи» 27 . Идея превосходства нации, народа неизбежно связана с идеей превосходства государства над другими, над всем индивидуальным, человеческим, неповторимым, что характерно для традиционного общества.

Сомнения в «особом предначертании» американского народа не раз звучали и в США, дожив до наших дней. «Мы должны отчётливо понимать, - заявил Дж. Кеннеди, - что Соединённые Штаты не всемогущи, не всеведущи, что мы составляем только 6% населения мира, что мы не можем навязывать свою волю остальным 94% человечества, … поэтому не может быть американского решения каждой мировой проблемы». А историк А.М.Шлезингер-младший высказался совсем в духе русских мыслителей: «Мессианство - иллюзия. Ни одна страна, будь то Америка или любая другая, не является священной и уникальной. Все нации равны перед Богом. …Провидение не поставило американцев особняком от других, меньших племен. Мы тоже часть целостной ткани истории».

О конце американской исключительности объявил в 1970-е гг. социолог Д.Белл, сожалея, однако, что больше не существует ни «предопределения судьбы», ни особой миссии США. Всё чаще встречается мысль, что эта концепция устарела, что она является «упрощённым, идеализированным взглядом на американское прошлое», результатом узко националистического подхода историков, не способных поставить историю США в контекст мировой истории. Исследователи больше внимания стали уделять компаративистике, пытаясь выяснить типологию и особенности американского развития.

Но если мыслители отказываются от исключительности развития своей страны, национальной идеи, то политики всё ещё им привержены. Президент Дж.Буш-младший провозгласил целью войны с Ираком, помимо борьбы с международным терроризмом, утверждение в нём, как и во всём мире, демократии, хотя по опросам общественного мнения большая часть американцев не разделяет с ним подобную внешнеполитическую миссию США. В 1996 г. российский президент Б.Ельцин выступил с предложением создать новую национальную идею; снова раздаются голоса сторонников великодержавности, что выглядит особенно архаично в эру глобализации.

Разная историческая судьба и культура России и Соединённых Штатов сделали различными, а порой противоположными, национальный характер и ценности двух народов. Этому немало способствовали и разные фазы исторического развития, в которых находятся две страны. Соединённые Штаты, сразу возникшие как современное общество, не пережили мучительного перехода от традиционного общества к современному, не знали борьбы старых и новых структур в хозяйстве, обществе, сознании людей, что стало важнейшим фактором их экономических и социальных достижений. Россия до сих пор в процессе модернизации, и от того, удастся ли её завершить или нет, зависит будущее страны. Но в не меньшей степени оно зависит и от того, о чём писал Н.Бердяев, - от эволюции национального характера.

Русских и американцев одновременно и притягивает, и отталкивает друг от друга. Такой парадокс объясняется внутренними противоречиями, характерными для наших стран.

Русских и американцев одновременно и притягивает, и отталкивает друг от друга. Такой парадокс объясняется внутренними противоречиями, характерными для наших стран.

Может быть, для нас некоторые пары противопоставлений и не покажутся парадоксальными (например, человек вполне может быть гордым и застенчивым), но нельзя отрицать, что в русском характере уживаются довольно противоречивые черты. Не менее парадоксальны и американцы.

Но давайте посмотрим, в чем мы схожи и чем отличаемся друг от друга. Кстати, само наличие такого числа парадоксов у русских и американцев свидетельствует об общности характеров двух наций.

К общим характеристикам можно отнести следующие:

1. Обе державы полиэтничны и объединяют множество народностей, проживающих на их территориях.

2. Америка и Россия – исторические экспансионисты: США продвигались на запад, а Россия – на восток.

3. Обе страны являются атомными державами, что не может не сказаться на их отношении к другим членам мирового сообщества.

4. Огромные территории способствовали выработке у наших народов мышления с размахом. Американцы любят всё большое: их дома большие, их машины большие, их ранчо насчитывают сотни гектар земли. Русских всегда интересовало, что там за горизонтом, и на мелочи мы не обращали внимания.

5. Наши народы отличает прямой, несколько грубоватый стиль общения. Обе нации не одобряют официоз, характерный для многих западноевропейских стран.

6. Как русские, так и американцы проявляют гостеприимство при встрече с зарубежными гостями.

7. Обеим странам присущ дух мессианства. Американцы видят свое предназначение в установлении демократии (в их понимании) во всем мире. Русские всегда стремились объединить Европу и Азию, сохраняя и развивая духовные ценности в противовес западному прагматизму.

8. Русские и американцы любят технические новшества и изобретения.

9. В обеих странах отсутствует класс аристократов.

Означает ли наличие существенных расхождений в наших характерах то, что русские и американцы обречены на неудачи в сотрудничестве? И да, и нет! Да, если мы не будем учитывать эти различия. Нет, если мы будем их знать и использовать. В принципе, это очевидно, и об этом не стоило бы даже писать, если бы мы знали, как их учитывать. Как сделать так, чтобы различия наших национальных характеров не только не мешали, но и помогали нам в деловом сотрудничестве?

Прежде всего, нужно помнить, что кросс-культурное сотрудничество представляет собой улицу с двусторонним движением, где обе стороны должны двигаться навстречу друг другу, и где нужно знать дорожные правила. Конечно, есть международные правила ведения бизнеса, но есть и отличия, являющиеся следствием различий культур. В своей книге «Российские «Законы Паркинсона» Юрий Лужков со свойственной ему иронией обратил внимание на необходимость учета таких различий и на то, какую цену приходится платить за пренебрежительное отношение к ним.

Указывая на одну из причин неудач российских реформ, мэр Москвы пишет: «Нет единого шаблона «нормальной экономики». Нет универсального рецепта, пригодного для всех стран. Одни и те же принципы и программы приводят к совершенно разным результатам в Японии, Германии, Корее, Индонезии и Латинской Америке. Что уж говорить о России! Тут вообще все разводят руками. Наши бравые радикал- реформаторы исходили из постулата, что «не надо ничего придумывать», что «дважды два четыре и здесь, и в Париже», как любил повторять один юный премьер. С бесшабашной настойчивостью эти ретивые молодые люди копировали один к одному всё, что чуждо местной хозяйственной традиции, исторически сложившимся навыкам экономического мышления и поведения. И вот результат...».

А что мы знаем об американцах, и что они знают о нас? Интересные данные приводит П. Н. Шихирев, основываясь на результатах опроса российских и американских бизнесменов Российских и американских специалистов попросили дать характеристику деловым качествам самих себя и друг друга. Русские оценивают себя они считают себя в равной степени индивидуалистами и коллективистами, а своих зарубежных коллег – ярко выраженными индивидуалистами. Американцы же считают русских коллективистами, Говоря о деловой культуре, мы обычно имеем в виду некую обобщенную модель поведения. В каждом конкретном случае приходится иметь дело с индивидом, чьи личные качества могут значительно отличаться от общепринятых в данной культуре. Но, во-первых, такие случаи не многочисленны, во-вторых, базовые национальные ценности проявят себя в любых ситуациях, так как они настолько глубоко в нас сидят, что избавиться от них почти невозможно, по крайней мере, в течение жизни одного поколения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что наиболее эффективным алгоритмом общения русских и американских менеджеров будет тот, который каждый из участников общения построит сам, изучив и сравнив ценности наших культур и посмотрев, как они проявляются в конкретных деловых ситуациях, т.е. на практике.

Начинающим бизнесменам, которые имеют малый опыт общения с американцами, было бы неплохо усвоить ряд правил, позволяющих быстрее адаптироваться к работе с заокеанскими партнерами:

1. В общении с американцами используйте юмор.

2. При переговорах выкладывайте все свои карты на стол и предложите им сделать то же самое.

3. Сразу же переходите к делу и определите, кто за что отвечает.

4. Будьте настойчивы в достижении результата.

5. Американцы не склонны вдаваться в детали сделки до тех пор, пока они не будут уверены в реальности контракта. Имейте это в виду.

6. Американцев раздражают сложности, которых можно избежать. Постарайтесь не усложнять совместные проекты.

7. Полезно объяснять американцам ваши особенности восприятия действительности. Иначе они будут судить о них по своим стандартам.

8. Помните о любимом выражении американцев: «Время – деньги».

9. Они с готовностью идут на риск, поэтому не слишком осторожничайте.

10. Во время переговоров они часто рассуждают вслух. Поступайте так же. Это поможет быстрее выработать общую точку зрения и будет свидетельством того, что вам нечего скрывать.

11. Американцы не любят соблюдать протокол на деловых встречах. Если вам есть что сказать, не бойтесь высказывать свое мнение, даже если по статусу вы ниже многих других участников переговоров.

12. Они любят клишированные выражения. Будьте уверены, что вам знаком их смысл.

13. Не обижайтесь на сарказм, иронию и подшучивание со стороны американцев.

14. Покажите свою твердость – американцы уважают силу. Одновременно с этим дайте понять, что вы готовы идти на уступки.

15. Покажите уверенность в качестве предлагаемого вами товара и будьте настойчивы.

16. Не забывайте, что американцы – трудоголики. Они не уважают медленный темп работы и длительный отдых.

17. Проявляйте изобретательность – американцы открыты к новшествам.

18. Американцев больше интересует их будущее, чем ваше прошлое. Не стоит тратить время на примеры из прошлого, каким бы героическим оно ни было.

19. Американцы ведут себя жестко, но бывают наивны. В переговорах с ними нужно постоянно менять тактику, разговаривая как на их языке, так и на собственном.

20. Ведя переговоры с американцами, желательно иметь в своей команде кого- нибудь, кто хорошо знает особенности их деловой коммуникации.

Порой мне кажется, что русские склонны к самоуничижению, к заниженной самооценке. Мы любим критиковать себя и насмехаться над собственными недостатками. Часто такие действия носят не совсем искренний характер. Ругая себя, мы как бы ждем, что нам скажут: «Да ну что вы! Вы не такие плохие, вы гораздо лучше!».

Сравнивая русских с иностранцами, я все больше убеждаюсь в глубокой духовности и внутренней порядочности наших соотечественников. У многих это высказывание вызовет ироническую улыбку, но таких меньшинство. Да, мы занимаем низкое место по индексу инвестиционной привлекательности. Да, по индексу коррумпированности Россия на 74-м месте из ста стран. Но судят об этом по относительно небольшой группе людей, занимающих средние и верхние этажи исполнительной и законодательной власти.

Основная масса русских – честные, добрые, отзывчивые, гостеприимные, скромные, эмоциональные и умные люди. Придет время, и всё станет на свое место. По словам А. И. Солженицына: «Мы встанем на ноги, когда совесть одержит верх над экономикой». А пока нам нужно учиться общаться с другими культурами, демонстрируя лучшие черты русского национального характера.

Однако сделать это будет очень трудно. Достичь взаимопонимания с зарубежным партнёром мы сможем, лишь поняв, насколько своеобразно мы видим иностранцев, благодаря очкам собственной культурной среды.

В Европе более 300 молодых людей ежедневно умирают по причинам, которые могли бы быть предотвращены. Каждый 10-й 18-летний молодой человек в европейском регионе страдает от депрессии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела крупное международное исследование, призванное выяснить, как сказываются на здоровье подростков их поведение, окружение и семейный достаток. В нём принимали участие учёные из 43 стран, в том числе и России. Оказалось, что у нас в стране избыточная масса тела у детей встречается намного реже, чем в США, дерутся в России реже, чем в Бельгии, Испании и Армении, а курят меньше, чем в Гренландии.

На завершившемся недавно XVII съезде педиатров России Европейское региональное бюро ВОЗ познакомило медиков и СМИ с международным отчётом «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» – «Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков». В ходе исследования, которое учёные проводили в 43 странах, в том числе и в России, подросткам задали больше 80 вопросов об отношениях с членами семьи, друзьями, о физической активности, характере питания, а также об употреблении табака, алкоголя, марихуаны, о сексуальном поведении, драках и издевательствах. Исследование учитывало возраст, пол, социально-экономический статус семей и место проживания.

Подростки в возрасте 11, 13 и 15 лет отбирались для анкетирования методом случайной выборки. В России исследование проводилось в 24 крупных городах: Москве, Петербурге, Омске, Краснодаре, Ижевске, Белгороде, Владивостоке, Калуге, Воронеже и др. На вопросники ответили 10 тыс. респондентов. Мальчики чаще девочек говорили о тяжести заданий в школе, неудовлетворённости успехами, указывали случаи драк, а также становились жертвами обид. Почти 40% подростков в России ответили, что в течение года получали более одной травмы, требовавшей медицинского вмешательства. Более 40% – не завтракают ежедневно, 30% – не получают ежедневно фруктов, 40% подростков чистят зубы реже, чем один раз в день (в 15 лет –30%), более 60% российских подростков проводят больше двух часов в день у телевизоров.

По данным доклада, потребление детьми алкоголя и табака в РФ начало несколько снижаться, хотя в России дети 11 лет активнее всех пристращаются к курению и выпивкам. А вот 15-летних подростков, употреблявших коноплю, в России среди мальчиков 11%, среди девочек – 6%. В Канаде же треть мальчиков и девочек успели попробовать «травку», в Чехии – 31% мальчиков и 30% девочек, в США – 30% мальчиков и 26% девочек, в Испании и во Франции – 30% мальчиков и четверть всех девочек. По многим другим позициям Россия также занимает далеко не худшее место в ряде стран, принимавших участие в исследовании (см. справку).

Исследование показало, что в девяти странах, в том числе и в РФ, курение подростков имеет связь с низким достатком в семьях. Дети в бедных семьях более склонны к рискованному поведению, они не удовлетворены своей жизнью и сверстниками, чаще болеют. В большинстве стран исследователи зафиксировали и связь между высоким достатком семьи и наличием у подростков большого количества друзей. Схемы поведения подростков могут дать прогноз развития мер здравоохранения и благополучия населения в целом, сказал глава офиса ВОЗ в России д-р Луиджи Мильорини. Когда человек станет старше, его физическая активность ещё снизится, скажутся возможные риски при употреблении табака, алкоголя или наркотиков.

Я Скотт Эллиот из американского штата Висконсин. Мне двадцать шесть лет. И я практически «Фока-на-все-руки-дока». Я наслаждаюсь жизнью, учусь на собственном опыте – хотя порой этот опыт приходит в виде таких уроков, без которых можно было вполне обойтись, подумай я заранее и как следует. Но что тут скажешь? В Омске у меня несколько разных работ: даю частные уроки английского, подрабатываю фрилансом-графическим дизайном и модерирую форумы онлайн, всё больше погружаясь в пучину программирования. А ещё я неистовый музыкант-самоучка: играю на барабане, гитаре и сам пишу музыку. Я скучноватый парень — интересуюсь историей, политикой и языками, занимаюсь музыкой. Недавно обзавёлся семьёй.

Почему ты решил приехать в Омск? Был ли это верный шаг?

Проще говоря, я приехал в Омск потому, что моя жена отсюда родом. Она не хотела жить в Америке, а я не стал раздувать конфликт, и приехал в Омск. Не могу сказать, что эта идея была мне совсем не по душе, потому что я и сам был не прочь уехать из Америки. К жизни в Омске и в России вообще мне пришлось приспосабливаться, но я ни о чём не жалею и скажу, что это был определённо верный шаг. В целом, когда попривыкнешь, жизнь здесь очень даже ничего. У меня появились друзья и надо сказать, я вполне счастлив и мысли о возвращении в США пока что меня не посещают.

Что думают о русских девушках в Америке?

Американец тебе бы ответил, что русские очень привлекательные, но у них часто растут усики! Кроме этого им не известно ничего, если, конечно, они не исследовали российские реалии целенаправленно. Восточная Европа для американцев как чёрная дыра. Я имею в виду, что кроме столетних штампов об этих местах мало что известно. Ещё один из главных стереотипов о русских девушках состоит в том, что это очень дорогие «невесты почтой», и если вдруг тебе посчастливилось обзавестись русской подругой в Америке, то вопрос «и сколько ты заплатил?» ты будешь слышать очень часто.

Какая разница между свиданиями в Штатах и России?

Прежде всего, американкам почти сто лет массивно (и интенсивно) промывали мозги феминизмом. В результате ухаживания в традиционном смысле стали практически невозможны. Теперь это значит, что ты выводишь девушку на ужин или куда она ещё пожелает, платишь за это развлечение и выслушиваешь её претензии к мужчинам, причины её ненависти к ним и прочие жалобы. Затем вы прощаетесь в ресторане, откуда она и отчалит, или ты везёшь её домой, где, может быть (а может и не быть), ты удостоишься поцелуя и даже объятий. На этом всё. (Изредка можно встретиться с девушкой, которая разделит с тобой постель в первую же ночь. Она поставит галочку в своём списке трофеев, ты – в своём. Поскольку это действительно легкомысленно и исключительно ради удовольствия, это не кандидатура на ухаживания и долгосрочные отношения). Если только ты сделаешь какие-то намёки, которые девушке не понравятся, она может расценить их как «агрессивные» или сексуальные, и тогда ты проведёшь вечер в одиночестве. Иными словами, у женщин все козыри на руках, и если ты сыграешь опрометчиво или возьмёшь не ту ноту, тебя ждут неприятности.

Русская девушка — наоборот — прислушивается к твоему мнению и ждёт, что ты будешь планировать и вести за собой. Она одарит тебя странным взглядом, если ты не сделаешь заказ сам, не поможешь ей сесть, выдвинув стул, не снимешь с неё пальто (зимой) и вообще, если не будешь просто мужчиной. Чувство юмора приветствуется, не помешает и какое-то понятие о моде или способность носить что-то кроме спортивных тапок и джинсов. Кроме того, не жди восторгов, если ты по дурости решишь впечатлить её сквернословием. Здесь и по сей день не принято грязно ругаться в присутствии женщин. И когда ты увидишь чертовски привлекательную россиянку рядом с так-себе-парнем, знай – худо-бедно, но в нём она нашла необходимые ей качества.

Даже когда я приезжал к девушке в Россию по приглашению, у меня было ощущение, что она постоянно ждала от меня пожеланий: что я буду есть, пить, как бы хотел провести время. И в этом их разительное отличие от американских «я-такая-самостоятельная-в-тебе-ни-капли-не-нуждаюсь» женщин. Само собой, я должен оговориться, что это всё обобщения, хоть и без преувеличений. Но любому обобщению грош цена, так что у вас всё может сложиться совсем иначе.

Каково это – быть женатым на русской? Какие плюсы и минусы?

Да, я женат на русской. Если выразиться одним словом, то это — интересно. День на день не приходится – это может быть «хорошо интересно», ну а может и «плохо». Чего я точно не знал о русских женщинах, пока не столкнулся с ними, так это про их упрямство, эмоциональное и агрессивное. Тем не менее, те женские качества, которые я искал, нивелируют проблемы во взаимоотношениях.

В Америке, когда я очнулся от блаженного неведения, меня озарило, что причины моих несчастий в том, что американские женщины перестали быть женщинами. Теперь это ходячая секс-ловушка, которая таскает деньги из мужского кармана, но отлично подкована и знает, как заявить в полицию на мужчину, если он всё-таки поймал её за руку. Кто захочет быть с американкой, если они подают на развод без особых причин, забирают у мужа дом, машину, деньги, право опеки над детьми, оставляют его ни с чем, даже если он не сделал ничего плохого? Вот тогда я и решил присмотреться к другим культурам, чтобы найти «истинное воплощение женственности».

Мне кажется, что моя жена не могла бы быть женщиной в ещё большей степени, чем она уже есть. Домашняя, отлично готовит, отказывается от любой помощи по дому, очень хорошая хозяйка. Она следит за собой, не курит, выпивает очень редко и до меня у неё был всего один парень. Кроме того, она очень заботливая мать. Огорчает меня её невероятное упрямство и агрессия в ситуациях, когда что-то идёт вразрез с «её планами». Она постоянно всё планирует, ей нужно продумать и расписать каждый день до мелочей. Первое, что я слышу утром после того, как она будит меня криком («СКОТТ, ВСТАВАЙ! ТЫ ОПАЗДЫВАЕШЬ!») – это слова: «Так вот, Скотт, план на день у меня такой…». И если что-то помешает воплощению этого плана в жизнь, то день её безнадёжно испорчен и молитесь за тех людей, кто испытает на себе гнев этой женщины.

Что ты думаешь о западном феминизме? Делает ли он женщин счастливее?

Ответ громкий и чёткий: НЕТ! Феминизм настолько разрушительно действует на отношения мужчины и женщины, что остаётся только поражаться — какую такую освободительную идею находят в нём женщины. Пожалуй, я бы сказал так: феминизм – это когда круглые сутки семь дней в неделю женщины жалуются на то, какие мужчины подлецы и негодяи, что женщины обладают абсолютно такими же способностями и могут всё делать сами так же хорошо и даже лучше, и как неуважительно общество относится к женщинам. И всё это безумие усугубляется идеей о том, что правь женщины миром, все проблемы решались бы эффективнее и без кровопролития. Кому какое дело до того, что одним из кандидатов на пост президента США, яростно отстаивающим войну на Среднем Востоке, была женщина — Хиллари Клинтон. Всякий, кому довелось столкнуться с женской обидой, подтвердит, что нет на земле существа более мстительного, чем женщина. Два парня могут собраться на рыбалку через пять минут после ссоры, а у женщин всё по-другому. Женщина будет тридцать семь лет бередить рану, и сделает всё, чтобы жизнь её обидчицы превратилась в ад ещё при жизни.

Суть в том, что нет в природе никакого равенства. Мужчина и женщина задуманы не для того, чтобы состязаться друг с другом. Они созданы для восхищения, любви и взаимного дополнения. Гендерные различия жизненно необходимы для здоровья и сохранности общества, и даже для личного развития и мотивации. Феминизм – это грубое истребление истинно женских качеств, в результате женщины в конечном итоге женщины теряют все отриентиры. Феминизм оборачивается ненавистью ко всему женскому. Это атака на наше выживание, на наши шансы найти своё счастье в паре. Это какой-то экстремальный беспорядочный аттракцион, в котором женщина ненавидит мужчин, жёстко борется за карьеру, не заводит детей, и в сорок лет вдруг понимает, что всё делала не так, однако при этом имеет наглость спрашивать: «А что, нормальных мужчин больше нет?».

Разное предназначение, равные почести.

Как ты думаешь, почему некоторые россиянки предпочитают иностранцев?

Возможно, они следуют простой логике, что «хорошо там, где нас нет»? Хотя должен сказать, что многие девушки, с которыми я обсуждал эту тему, так не думают. В целом, русские женщины действительно не прочь пожаловаться на своих соотечественников мужского пола. Вокруг такое множество безумно привлекательных женщин, что русские мужчины не составляют себе труда оторваться от дивана, чтобы удержать свою женщину рядом, поскольку им совершенно не нужно напрягаться, чтобы найти новую подругу, ничем не хуже не предыдущей.

Наверное, ещё можно сказать, что западных мужчин принято считать более отзывчивыми в отношении домашних и семейных дел. Что касается нашего случая, то у моей жены не было абсолютно никаких планов по поиску иностранного мужа, просто у нас так получилось. Так что я действительно не могу сказать, что каждая русская девушка делает осознанный выбор и целенаправленно ищет себе парня с Запада. Обычно они просто испытывают желание «уехать из России» и «поехать в Америку», где «всё лучше», и в принципе, это реалистичный взгляд на вещи.

Ты мог бы сравнить манеру женщин одеваться в России и в США?

Хороший вопрос. Я думаю, что это совершенно очевидно, что женщины в России предпочитают более женственный стиль в одежде. Американка натянет джинсы с футболкой и будет довольна. Россиянка же, даже идя в гастроном, наденет юбку, каблуки и блузочку. Кроме того, хочу предупредить, что американцы часто рискуют быть одетыми слишком просто, что может оказаться в некоторых случаях неуместным. Если ты идёшь ужинать в ресторан или в гости, оденься прилично. Я сейчас говорю всего лишь о слаксах, рубашке на пуговицах и чищеных ботинках. Не будь чуваком в джинсах и спортивных тапках.

Как ты думаешь, меняются ли гендерные стереотипы в России? Хорошо это или плохо?
Нет, у меня нет такого ощущения. Скажем, я не вижу женщин в военной форме или на тушении пожаров. Я также не встречал женщин, которые утверждают, что они способны выполнять наравне с мужчинами или даже лучше них тяжёлую физическую работу и заниматься традиционно мужскими делами. (Фактически, здесь считается признаком учтивости предложить помочь женщине донести тяжёлую сумку, и т.п.). А вот какие-то перемены в устройстве общества в целом я улавливаю. Женщины долго строят карьеру и не торопятся рожать. К тридцати годам они понимают, что хотят иметь детей, тогда они начинают встречаться с какими-то парнями, выбирают подходящую кандидатуру на роль отца, беременеют, а потом растят ребёнка в одиночку или вместе со своей мамой. Мужчины слишком заняты — или добиваются заветного статуса «по зову долга» или же, нацепив что-то розовое в облипку, пытаются подснять кого-нибудь в ближайшем ночном клубе. Всё это в равной степени разрушительно и вредоносно для современной семьи. Я вижу в отношении к жизни у здешних молодых людей много американского, и меня это очень беспокоит.

Сильнее ли в России общественный прессинг по поводу брака, чем в Америке? Есть ли необходимость в браке?

Да, брак в жизни Россиян играет очень важную роль, и это вполне ожидаемо и оправданно. Молодёжь всё чаще находит эту идею старомодной. Для меня, американца, брак является чем-то вроде тюремного заключения, потому что американская система правосудия почти всегда на стороне женщин независимо от фактов. Сама по себе концепция брака вполне нормальная, но страшно формализована, а американское правительство обладает слишком большой властью. Я уж не говорю о том, что если жене придёт в голову уйти от мужа хоть и по бредовому поводу, то парень рискует остаться просто ни с чем. Жена заберёт всё, что муж заработал. Когда-то я думал, что брак действительно необходим, но потом насмотрелся, и позиция моя резко изменилась. Теперь мне не очень нравится эта идея.

Есть ли сходство между американскими и русскими семьями?

Нет. Хорошо, давай скажем так: сегодняшние американские семьи – это классические примеры неблагополучных и разрушенных. Таких семей, как в «Проделках Бивера»* уже лет шестьдесят не существует. Но всё-таки, одна из главных традиций американской культуры – зависимость от идеи независимости. В Америке считают, что люди должны быть независимы, что каждый должен идти своим путём, и всё такое. В восемнадцать лет ты так или иначе обязан покинуть родительский дом: поступить в колледж, найти работу, уйти в армию или ещё куда-нибудь, чтобы найти свою дорогу. Если тебе двадцать пять, и ты всё ещё живёшь с родителями, то то репутация отсталого или девственника тебе обеспечена. Однако горькая ирония состоит в том, что большинство американских подростков в восемнадцать лет с радостью отправлялись в самостоятельное путешествие по жизни, но тут в финансовом мире и на рынке труда случился коллапс. Жизненный план «колледж-работа-повышение» приказал долго жить.

Что же касается России, то здесь люди действительно часто связаны очень тесными семейными узами (которые, однако, не препятствие для битв и драм примерно того же характера, что и у нас). Дети за двадцать здесь нередко живут с родителями. Зачастую в этой же квартире живёт и их бабушка. Судя по всему, здесь это считается обычным делом. И всё-таки, я должен сказать, что и русские, и американцы недостаточно заботятся о пожилых людях. Пожилые американцы отчаянно независимы, но их положение очень уязвимо, а пожилые люди в России будто все ходят в шапках-невидимках – никому до них нет дела.

*Американский семейный сериал 1997г.

Продолжаю рассказ об американских девушках-подростках. Если кто не знает, то начало здесь: . Спасибо за Ваши комментарии, которые дали мне направление рассказа!

Опять довольно много книжек. Знаете, когда я был в Голландии, то у них на весь дом наскреблось всего три или четыре книги. Что-то там, типа атласа, кулинарная книга и что-то еще. Хотя в доме жило несколько детей.

Приятно видеть, что юные американки читают книги. Для меня самого это открытие. Замечу еще довольно старый телевизор — толстый и квадратный. Сейчас такие стоят около доллара в уцененке.

А вот тапочки у нее крутые. Во всяком случае, были крутыми с год, примерно, назад. Сейчас они уже подешевели. Тапки литые, своеобразной, узнаваемой формы. Такие же есть и с мехом внутри.

Кто-то там написал о минимализме. Извольте, вот фоточка. Правда, здесь даже аскетизм. Который странно сочетается с татуировкой медведя во все предплечье. Может это русская? Еще и крест перевернут. Нет, русские так не поступят.

Это, вероятно, «фотографиня». Что ж, это хорошо, когда способности или, во всяком случае, желание делать что-то конкретное, проявляются так рано.

Опять татуировки, причем настоящие. Наклеек со словами я что-то не видел. Ошейник розовый — это символ того, что за собачкой ухаживает именно эта девушка.

Американцы позволяют своим собакам валяться где угодно. Впрочем, собаки чистые, их купают часто. Хотя я все равно не сторонник разрешать собакам спать где попало.

Подростковая беременность — огромная проблема в США. Кого только не запускали на борьбу с этим явлением! Опра Уинфри всю плешь проела в своей программе. Но даже ее авторитета не хватило.

На раскрутку Бритни Спирс, как символ крутой девственницы-подростка потратили миллионы, если не миллиарды. Но результат плачевный, как мы видим на снимке.

В общем, средняя девчачья комната. Могу отметить лишь цветочки на стене. Таких наклеек продается уйма. Многие ими пользуются чтобы придать комнате неповторимость.

Столик тоже розовый, девчачий. Кроме того, пинк вообще в моде, как я уже писал. Американцы дома часто ходят босиком, а на улице надевают пляжные лягушки даже в городах.

Кстати, сейчас в США в моде снова платья и юбки. Даже в телепрограммах девушки и женщины сплошь не в джинсах. Кто бы их еще научил правильно садиться в платьях! 🙂

В Америке довольно популярна одежда с капюшонами. Это практично, потому что если замерз, то можно накинуть капюшон. Фотке 5 лет, как мы видим по самодельному календарю.

Во всю стенку висит специальная доска, в данном случае что-то мягкое, типа коврика, чтобы навешивать туда всякие листочки. Такая вещица популярна в США не только в офисах, но и дома.

Называется она Bulletin Board или доска объявлений. Часто делается из пробки, чтобы можно было что-то туда прикалывать. В США вообще страшное количество всяких офисных прибамбасов.

До сих пор я сам просто теряюсь в офисных магазинах, потому что представления не имею для чего нужна та или иная загогулина. Впрочем, в отделах «товары для кухни» не легче.

Здесь начнем слева. Дрессер для барахла — их в США в каждом доме довольно много, потому что встроенных шкафов для одежды явно не хватает. На стенке какая-то аляповатая звезда.

В Америке украшений для дома продается неимоверное количество. Просто приглядывайтесь к стенкам, почти на всех фотках они есть! Не считая тех, что просто стоят на столиках.

Здесь я пока не видел, но у подростков очень популярны маленькие Эйфелевы башни в комнатах. Многие американцы, юные и не очень, мечтают побывать в Париже, это идея-фикс!

Контрабас электронный. Это удобно чисто практически. Играешь и слушаешь себя в наушниках, чтобы не доставать родителей и соседей. Есть даже электронные барабаны.

На двери висит специальная вешалка, которые здесь все вешают, чтобы сэкономить пространство. Я уже об этом говорил. Иногда вместо вешалок цепляют органайзеры для обуви и разной мелочи.

Над той же дверью решетка вентиляции. Все комнаты, даже самые маленькие, включая встроенные шкафы, обязательно вентилируются. Заодно и отапливаются, потому что отопление тут воздушное.

Обязательные постеры на стенках. Там же американский флаг. Американцы — жуткие патриоты. Обратите внимание, когда поют гимн, подпевают почти все. Флаги тоже здесь везде развешаны.

Под постерами стоит коробка с салфетками. Такие салфетки везде: дома и в офисах. Кроме того, продаются специальные гигиенические салфетки, чуть влажные. В основном, для путешествий.

Еще в офисах часто вешают прямо на стенку бутылочки с раствором, чтобы протирать руки, если в лом идти в туалет и просто их помыть. Американцы одержимы чистотой, мне это нравится!

Тут даже от многих бомжей пахнет чем-то приятным. В любом приюте обязательно душ, мыло, полотенца и все в этом роде. В США почти не бывает грязных и еще голодных. Это не реклама, просто так люди живут.

Уже много получается. Ну и еще один снимок, на загладочку.

Начну с очков. В США постоянно всплескивается мода на ретро. Как видите, в таких очках, что висят на сумочке, ходили в 60-е. И теперь о главном.

Если Вы не знаете, чем будете заниматься в США, то идите на курсы маникюра-педикюра. Стоит это удовольствие 2-3 тысячи, учиться месяцев 7-8, примерно.

Если у Вас маленький доход, то можно выучиться вообще бесплатно! Между прочим, это в США постоянно. Если у человека или семьи маленький доход, то многие вещи можно получить затак.

Сколько они получают? Наша одна знакомая после курсов устроилась в Чикаго, в хелсклабе (health club — тренажеры, бассейны и пр), делала маникюр и педикюр клиентам американцам.

Ее официальный доход в год 38 тыс. Это не считая чаевых от клиентов. И того, что она еще делала дома, потихоньку. Но это, в общем, довольно много.

Обычно цифры поменьше, но все равно жить можно. Из недостатков профессии можно отметить частые боли в спине, потому что работать часто приходится согнувшись.

И еще такой момент. Если клиенты американцы, то можно брать больше. С русскими клиентами особо не разбежишься. Отсюда важный вывод. Зарабатывать лучше на американцах, а самому ходить к русским. Это ко всему относится — маникюр, ремонт, доктора, стоматологи и пр.

На сегодня все, но фоток у меня еще много. Вы спрашивайте, если что-то показалось неясным.

Статьи по теме: