Надо ли приучать ребенка к труду? Не приучение, а принуждение к труду.

Наверное, никто не будет спорить, что детей постепенно нужно приучать к труду. Иначе, они вырастут пассивными, неумелыми, будут бояться жизненных трудностей и бытовые проблемы покажутся им сверхсложными задачами. И неважно, кого вы воспитываете – сына или дочь, любовь к труду нужно создавать по кирпичику и у тех, и у других.

Неправы бывают те родители, которые стараются оберегать детей от жизненных ситуаций, думая, что тем самым они проявляют заботу, продлевают детство и защищают от невзгод. Взваливая все на себя или на других членов семьи, такие родители, на самом деле, приучают детей к эгоизму, чувству особенности и собственной важности. Эти качества - плохие помощники в будущей жизни.


Мужская и женская работа

Также неправильно разделять домашнюю работу на мужскую и женскую . Мальчиков нужно учить готовить, стирать, гладить и убирать точно так же, как и девочкам нужно поручать несложный ремонт, вынос мусора и пр. Каждый человек должен уметь заботиться о себе сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Хорошо, если в жизни ему встретятся люди, готовые обеспечивать полный комфорт, ну а если вашему ребенку придется жить одному, то он не пропадет. Этим правилом должны руководствоваться все по-настоящему любящие родители.



Посильная помощь

Естественно, что не нужно перекладывать на детей всю домашнюю работу . Но посильная помощь должна всячески поддерживаться. Что можно поручить малышам, спросите вы? Оказывается, очень многое. Убрать за собой игрушки могут малыши самого раннего возраста. Главное, превратить эту задачу в игру и проявить немного терпения.

Понятно, что вначале дети не будут делать все самостоятельно. Но именно те родители, которые не жалеют сил на правильное воспитание , потом могут гордиться своими умелыми детьми. Конечно, можно все быстренько убрать самому, не тратя усилий на уговоры, это, безусловно, легче. Да только смысла в этом не будет. Ребенок привыкнет, что вы и так все сами прекрасно сделаете, зачем же ему напрягаться.

Играть можно по-разному. Можно собирать кубики, представляя, что вы везете их на склад или на будущую стройку. Кукол и мишек можно укладывать спать, а машинки отправлять не в коробку, а в гараж. Тогда сама суть уборки превращается в любимое занятие, ведь именно в это время мама или папа соглашаются, наконец, поиграть с малышом.

Еще дети младшего возраста с удовольствием поливают цветы, протирают влажной тряпочкой любые поверхности, с радостью моют в тазике посуду и овощи с фруктами, стирают платочки и носочки, намыливая их и выкручивая, возятся с тестом и перемешивают салаты. А если устроить между детьми простое соревнование, то уборка в доме превратиться в веселую игру.

Помощь по дому

Но запомните: помощь по дому должна вызывать только положительные эмоции. Известны случаи, когда чрезмерное усердие в приучении детей к труду, вызывало совершенное отвращение от всех домашних работ . Никогда не заставляйте ребенка помогать в виде наказания. Если его поведение было плохим, накажите лучше запретом смотреть мультики или лишите сладкого. Не возлагайте на детей слишком сложных заданий с проверками.

Даже если работа по дому выполнена некачественно, укажите на это в мягкой форме, не упрекая и не высмеивая. Старайтесь распределять обязанности справедливо. Если вы попросили ребенка убрать в квартире, а сами в это время отправились на развлекательную прогулку, то это вызовет обиду и протест против любых домашних работ. Лучше все делать вместе, либо справедливо распределять обязанности. Например: «Давай сейчас вместе уберем, а потом будем вместе отдыхать» Либо так: «Ты моешь пол, а я готовлю ужин» В этом случае, ребенок будет чувствовать, что вы видите в нем равного помощника, а не подневольного работника.

Еще один секрет, как приучить ребенка к труду.

Забота о родителях

Учите детей заботиться о родителях, младших членах семьи или о домашних питомцах . Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что все изначально заботятся о самом малыше. Взрослые привыкают опекать его, подавать и подносить. Они так вживаются в эту роль, что не могут опомниться и тогда, когда помощь давно нужна им самим. Но у ребенка и не может возникнуть желания заботиться о ком-то, если он привык, что предмет заботы – он сам.

И не обязательно ждать, когда вы сляжете или заболеете по-настоящему. Прививайте малышу мысль, что он может вам что-то принести, подать, укрыть и накормить вас и пр. Для этого можно тоже поиграть. Скажите ребенку, что теперь вы будете ребенком, а он взрослым, и малыш с удовольствием включиться в эту роль.

Доверяйте ребенку несложное приготовление пищи, мытье посуды, самостоятельные покупки в магазине, общение с продавцами . Вначале, это будет происходить под вашим присмотром, а затем ребенок научится делать это самостоятельно. Не бойтесь, что он что-то испортит или разольет. Будьте готовы к последующей уборке, к разбитой посуде и испорченной пище. Никогда не ругайте за это малыша, а мягко объясняйте, незаметно помогайте, направляйте. Поверьте, эти затраты стоят того!


Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду , это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно .

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием . В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам . Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента .

Другой вариант – элементарная усталость . Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример . Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь . Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.

Когда кроха принимает участие в готовке, то есть это блюдо потом будет с гораздо большим аппетитом. Актуально для родителей малоешек. Больше советов .

  1. Хвалить . Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Что может ребенок

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

В 1,5-2 года:

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Хорошее задание для этого возраста – перебрать горсть из 2 видов крупы. Развивает мелкую моторику, усидчивость, способствует развитию речи.

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

В 3-4 года:

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Моя старшая дочка еще до 5-летнего возраста освоила несколько блюд. Сладкий чай с молоком. Бутерброд с маслом (хлеб порезанный). И вершина кулинарного искусства – омлет с сосисками.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями.

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Кулинарное достижение моего ребенка: почистить, порезать и посолить огурцы. Почистить, потереть морковку.

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из .

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.

В последнее время эта тема становится все более актуальной. На всех семейных форумах, куда ни посмотри: «Где бы ребенку поработать? Никто не знает, с каких лет можно деточку на работу устраивать?» И апофеоз: «Люди! Кто-нибудь платит детям за домашнюю работу?»

Или вот интересный поворот сюжета: «Как вы считаете, надо ли приучать ребенка к физическому труду?» И дли-и-инная ветка обсуждения.

Мы вспоминаем свое пионерско-комсомольское трудовое прошлое (у кого оно было) - кто с ностальгией, кто с отвращением, более молодое поколение родителей делится опытом выживания в голодные 90-е: «Нас выручал огород. Никто даже не задавался вопросом, хотим или не хотим мы его вскапывать. Это была еда. Пища любой ценой».

А теперь, когда у детей есть почти все, - зачем им работать?

Для чего люди работают

Странный вопрос, скажете вы. Во-первых, для заработка, во-вторых - для социализации, чтобы люди уважали, чтобы статус был приемлемый, чтобы собой гордиться. В-третьих, надо же как-то время убивать, все время балду гонять скучно.

Я провела небольшой опрос среди студентов первого курса университета: из 50 человек работают двое, одна девочка на жизнь зарабатывает, другая - на поездки-развлечения. И все. Стала расспрашивать, как остальные живут, неужели у всех родители олигархи?

Да нет, олигархов в этом конкретном университете днем с огнем не сыскать, обычные семьи, более-менее благополучные. Но дети искренне не желают напрягаться, им легче отказаться от какой-нибудь мечты, чем париться. То есть жить есть где, завтрак-ужин выдают, модный телефон на день рождения раз в году дарят - и на том спасибо. Глаз у них не горит.

Когда говоришь с этими молодыми людьми о будущем, поражает как раз полное отсутствие мечты. Они не хотят ничего, такие квазибуддисты: довольствуйся малым, не зарься на большее - и будет тебе счастье. Карьера? Как-нибудь сложится, пристроимся, мамины-папины друзья помогут, родственников в Москве много…

Мои сверстники, которые сейчас в массе своей руководители и начальники, постоянно жалуются на это явление: приходит наниматься на работу такой выпускник, в глазах тоска, из-под маминой палки доплелся до офиса, папа договорился о собеседовании. «Чего хочешь?» - «Не знаю…» - «Что умеешь делать?» - «Да ничего в общем…» - «Чем хочешь заниматься?» - «Да мне все равно…»

Тут можно подкрутить наш микроскоп, в который разглядываем молодое поколение, и попробовать выделить типы и характеры. А потом и до причин явления и обобщений дело дойдет.

Местные

Я имею в виду москвичей во втором-и-так-далее поколении, чьи родители или пробились к столице в начале 90-х, или уже жили здесь, но в перестройку были вынуждены строить жизнь практически с нуля. Работали на трех работах, меняли специальности, может быть, разорялись и снова богатели. Создавали бизнесы и росли профессионально.

Их дети в это время ходили в частные садики (муниципальные были «перепрофилированы» под офисы фирм), потом в частные школы (из муниципальных дети приходят после обеда, а дома никого нет до ночи), потом поступали в частные вузы (в государственных конкурс, и туда трудно поступить). Детки-конфетки. У родителей к ним смешанные чувства. С одной стороны - кровиночка, наследник, все для него. «Я же работаю, чтобы у тебя все было!» - вопль отчаявшейся матери. С другой - нахлебник, палец о палец не ударит, помощи от него не дождешься, просиживает штаны за компом или целыми днями мотается по бутикам. Сплошное разочарование и позор.

Родителей мотыляет между виной и обидой. Они совершенно растеряны и рассержены одновременно. Ведь они, и правда, все это устраивали ради детей, не ради себя же выдерживаешь 14-часовой рабочий день с двумя неделями отпуска в году. Но почему же такой странный (хотя и вполне предсказуемый) результат?

Совсем в другом положении находятся те семьи, где родителям не удалось оградить детей от тягот молодой самостоятельной жизни. Как показывает практика, там, где детей таскали за собой по командировкам за отцом, давали им посильные задания на дачном участке, пристраивали к работе лет с 14 (вместо того чтобы отправлять в языковые лагеря), и отношения проще и ближе, и дети повеселее смотрят, и родители не мучаются всякими комплексами вины по поводу «отнятого детства».

Потому что детям не нужно беспроблемное детство как в рекламном ролике. Они тоже люди. Им поначалу гораздо интереснее с папой сверлить-чинить, с мамой пироги печь или наоборот - с мамой строить беседку, а с папой готовить плов. В период Возрождения в Европе у детей не было игрушек в нынешнем понимании - нечто для развлечения. А были уменьшенные копии орудий труда, чтобы дети учились жить в современном им обществе.

А чем занимаются наши дети?

Учатся, учатся и еще раз учатся. Английскому, китайскому, логике, риторике, математике. Бальным танцам, тейквондо, фортепиано и флейте. В промежутках мочат монстров или создают фермы «В контакте». И эта бесконечная и в довольно большой степени абсолютно бесполезная и бесплодная учеба преподносится как главный труд и обязанность ребенка.

Родители на форумах всерьез обсуждают проблему: считать ли учебу физическим трудом? Помилуйте, господа, физический труд - это грядки вскапывать «от забора до обеда», мешки грузить, полы мыть, в конце концов. Все эти умственные занятия преподносятся под соусом «мы готовим ребенка к будущей взрослой жизни, приучаем его к труду».

Но эволюционно девятилетка уже достаточно приспособлен для физического и низкоквалифицированного труда, а 12-летний человек вполне в состоянии заменить взрослого у станка, что и было в войну. Самое главное: в этом возрасте настоящая работа интересует любого ребенка гораздо сильнее, чем абстрактная наука.

А трудовые лагеря? Сто человек гормональных подростков на огромных яблонях, как обезьяны, трудовое соревнование, волейбол вечером после работы, танцы с местными ребятами… И куда, скажите на милость, теперь девать летом этих работяг? Опять тратить непомерные суммы на их более или менее осмысленный досуг, вместо того чтобы отправить их зарабатывать деньги.

Между прочим, мы все заработанные деньги отдавали родителям, даже в голову не приходило, что можно их на себя потратить. Хотя некоторым друзьям сами родители потом на эти деньги покупали что-то очень ценное: велосипед или куртку японскую.

Не местные

У них в провинции остались мама с папой, средняя школа, серая жизнь без каких-либо перспектив, потому что те, у кого есть перспективы в родном городе, в Москву не едут. И поначалу им здесь приходится очень несладко, но они очень стараются. Очень. Потому что мосты сожжены и назад дороги нет.

Мне всегда интересно, что же такого говорили и делали их родители, чтобы они выросли такими активными и достигающими целей. Почти в 100% случаев история выглядит следующим образом.

Провинциальный небольшой город, вся инфраструктура завязана на одном-двух предприятиях, большого достатка в семье не было, но родители и не упахивались до звездочек перед глазами. По выходным катались на лыжах или ходили в гости.

Как вариант - папа пил, или его вообще не было, тогда мать работала до изнеможения, и сын решил во что бы то ни стало избавить ее от нужды. Иногда родители влезают в долги, чтобы оплатить чаду поступление в столичный институт, тогда его мотивация на достижения вырастает до неба: кредит доверия надо оплачивать.

И с самого раннего детства ребенку внушалось, что он может достичь многого, если будет усердно трудиться. Сравните с мантрой москвичей: «Главное - попасть в правильный вуз и завязать правильные знакомства». Потом, конечно, эти энергичные и амбициозные товарищи узнают, что не всякий труд вознаграждается, а иногда правильные знакомства важнее, чем профессиональные навыки, но они все равно продолжают сбивать лапками свое масло из сливок.

Не приучение, а принуждение к труду

Я знаю несколько очень грустных историй про детей, которых родители буквально вынуждали устраиваться на работу: постоянными попреками в бесполезности и обременительности их существования в семье. И мальчики, и девочки уходили из дома в слишком юном возрасте, нанимались на тяжелую и унизительную работу, лишь бы не слышать: «Здесь твоего вообще ничего нет! Не заработал пока!»

Ни к чему хорошему столь раннее начало трудовой деятельности не привело. Это сродни сверхраннему отрыву младенца от матери. Он не начинает расти и развиваться быстрее и лучше, наоборот, закукливается и впадает в анабиоз, по-научному - фиксация на возрасте травмы. Эти маленькие работники не получали нужного образования, часто попадали в криминальные истории. Некоторых спасало появление «феи-крестной» в лице сотрудников детской комнаты милиции, воспитателей приюта. Одну мою знакомую девушку спас буквально случайный попутчик, всю ночь в поезде промывавший ей мозги. А ехала она в Москву поступать в публичный дом (интеллигентная девочка, Достоевского начиталась).

Так как приучить чадо к труду? И надо ли этим вообще заниматься?

На мой взгляд, приучить можно домашнее животное к лотку. А человека можно научить чему-то, можно показать ему возможность чего-то, заинтересовать, создать мотивацию. А вот заставляя ребенка мыть посуду, вы приучаете его не к труду, а помогать маме.

Один из моих многочисленных племянников только что произнес для меня прочувственную речь о том, что есть труд. Ему 12 лет, он страшно рукодельный, собирается быть кардиохирургом. «Так вот, - сказал Темий, - труд - это не от слова «трудно». Когда мне интересно, я могу чем-то одним целый день заниматься. Или даже целую неделю. А когда мне скучно - я даже полчаса не могу усидеть. А еще в школе есть предметы дурацкие и никому не нужные, музыка, например, или фонетический разбор слова». «В общем и целом, - подвел итог оратор, - я считаю, что приучать детей к труду не надо. Они сами отлично приучаются, когда есть захотят. Или когда им очень что-то интересно».

И я с ним полностью согласилась.

Вместо заключения

Наш молодой и очень передовой классный руководитель устроил нас на практику в настоящую булочную. И вместо ненавистного отмывания стен в школьном кориоре мы целый месяц сидели за кассой, отпускали хлеб и конфеты, считали на допотопных счетах. Это было просто неописуемо здорово! Вы не представляете, что это был за кайф - надеть чистый белый халат, сесть за кассу, важно говорить: «С вас рубль тринадцать!», а касса звенит тихим звоночком, когда открывается денежный ящик. И все на тебя смотрят и умиляются. Все два твоих рабочих часа.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

5 Comment threads

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

  • Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.
  • Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.
  • Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.
  • Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
  • Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.

Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.

Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.

Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов

Чаще хвалите ребенка и он захочет делать больше!

С маленького возраста ребенок в основном занят играми, прогулками и другими занятиями, которые родителям кажутся приятным времяпрепровождением. Но любые игры, прежде всего, выполняют образовательную роль, ребенок приобретает с их помощью необходимые первичные навыки и знания. И вот наступает момент, когда ребенок приобщается к обществу, и его обязательно следует учить этикету, нормам поведения, а также постепенно готовить его к тому, что в жизни часто приходится трудиться физически.

В в детском садике воспитатели прививают малышам любовь к труду и пытаются из каждого вырастить трудолюбивую личность, которая не будет подвержена лени. Педагоги предлагают деткам такие несложные коллективные виды деятельности, как дежурства и периодическая уборка своих комнат, при этом оказывая детям свою помощь. Дома ребенку также необходимо давать небольшие поручения, которые будут ему по силам. Например, та же уборка или поход в магазин за хлебом. Замечательно, если ребенок растет не один, а имеет брата или сестру – это помогает научить детей взаимовыручке и разделению труда.

Уже на ранних стадиях обучения необходимо рассказывать ребенку в доступной форме о планировании труда, о цели, которая достигается. Таким образом, это помогает детям в будущем стать целеустремленными и организованными.

Поймите, что мы ведем речь не об эксплуатации детского труда, а о посильных физических нагрузках и приучению к ответственности. Когда вы даете ребенку какое-то задание, важно не только поставить цель и объяснить, какого результата он должен достичь, но и мотивировать ребенка к действию.

Необходими регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений. Если работа будет организованна таким образом, что в ней будут задействованы другие члены семьи – это послужит дополнительным стимулом и поможет ребенку познать, что такое «дух соперничества».

Ребенок сам будет стараться проявлять инициативу и выполнять работу качественно, не отлынивая и не перекладывая ее на других.
К тому же, для ребенка очень важно мнение взрослых, и положительная оценка результата труда поспособствует тому, что в следующий раз ребенок с большим удовольствием будет выполнять задание.Маленькие дети очень наивны и добры, поэтому наиболее успешной мотивацией будет та, которая пробуждает в ребенке гуманность и доброту. Следует заметить, что от этого очень сильно зависит результат и качество труда. Например, если не просто поручить ребенку подмести комнату, а сообщить ему, что это входит в план подготовки комнаты ко дню рождения мамы – поверьте, ребенок будет выполнять это действие намного лучше.

В основном трудовая деятельность детей дошкольного возраста может быть условно поделена на такие виды, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Мы говорим «условно», потому что между такими видами труда не наблюдается четких границ, и зачастую они перекликаются друг с другом. Все эти виды деятельности имеют свои цели и особенности.

Обучая детей самообслуживанию, вы даете им очень важные знания и помогаете выработать полезные привычки, которые будут фигурировать в их жизни всю последующую жизнь. Сначала вы учите ребенка правильно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а впоследствии вы непременно обучаете ребенка, как следует выглядеть, чтобы производить впечатление аккуратного и опрятного человека.

Приучайте его к порядку: ребенок должен регулярно производить уборку своей комнаты, складывать книги и игрушки на свои места. В будущем это поможет ребенку выработать такие качества, как организованность и пунктуальность.

Детей постарше привлекайте к хозяйственно-бытовому труду. Это очень разнообразная и интересная работа, которая имеет некоторые нюансы. Старайтесь не разделять хозяйственный труд на мужской и женский. Впоследствии на просьбу подмести комнату, вы можете получить ответ от сына: «я не девочка, чтобы этим заниматься».

Необходимо установить в семье четкое расписание уборки и распределить, кто какую работу выполняет. В качестве мотивации можно в конце работы отвести ребенка на прогулку, в театр, или купить мороженое. Обязательно проверяйте результат, если процесс уборки происходит в ваше отсутствие – соблазн закончить работу поскорее и получить ожидаемую награду бывает очень велик и может привести к тому, что дети могут делать работу быстро и как попало.

Труд по уходу за домашними питомцами и комнатными растениями стоит на особом месте. Когда капризный ребенок просит вас купить щенка, котенка или рыбок, необходимо сразу разъяснять ему, что это не только возможность играть с животными, но и большая ответственность.

Ребенок должен понять, что своим невыполнением трудовых обязанностей по уходу за домашним питомцем, он может нанести ему вред. Если не поливать растения – они завянут, если не кормить и не выгуливать щенка – он заболеет. Донесите это до ребенка в наиболее доступной форме и объясните, что это не только забава, но и действительно полноценный труд.

Что касается ручного труда – это занятие требует индивидуального подхода. В детском саду существуют занятия аппликацией, в школе ребенок посещает уроки труда. Эти занятия заложены в школьной программе именно для того, чтобы дети с юности приобретали необходимые навыки, которые могут пригодиться им во взрослой жизни.

Если у родителей есть желание обучать детей некоторым видам ручного труда, главное, что здесь нужно помнить – возбудите у ребенка интерес. Тогда ребенок не будет отлынивать, а занятия ручным трудом, будут для него не просто работой, а интересной и полезной деятельностью.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Правильно отучаем малютку от груди

Просмотрено

Психиатр Дэвид Эберхард: Так мы выращиваем дерзких паршивцев

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Детские болезни подают маме знаки

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

7 способов остановить детские истерики

Подростки, Советы родителям

Статьи по теме: