Нод на тему пасха в подготовительной группе. «Пасха — Светлое Христово Воскресение» (конспект занятия в подготовительной группе)

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Конспект занятия. "Пасха Христова" (история праздника)
Рассказ для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи,
рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
Развивать духовно – нравственный потенциал воспитанников.
Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями.
Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству
Ход занятия:
История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев.
Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?
Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков)
Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков)

Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.


Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.


Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.


У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.
Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.
Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.


Пасхальный венок- олицетворение вечной жизни.


Яйцо символизировало маленькое чудо рождения. С яйцом много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания и знаки. Глубинный смысл вложен в простые узоры. К примеру, круг символизирует яркое солнце, а волнистые линии - символизируют океаны, моря.


В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.


Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности.
Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».

Конспект интегрированного занятия «Пасха идёт!» - страница №1/1

Образовательные области – Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Физическая культура, Музыка.

Подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия

«Пасха идёт!»

Цель: дать знания о забытых и утраченных, уважаемых и значимых, берущих истоки из глубокой древности обрядах, традициях, обычаях.

Воспитание нравственных чувств: добро, любовь к ближнему, трудолюбие.


Материал к занятию: готовые изделия пасхальных яиц, силуэты яиц разного тона для детей, краски, кисти, салфетки, вода в баночках, аудиозапись «Пасхальный Благовест»

Чтение стихотворения А.Плещеева «Христос Воскрес»:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес…


С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес, Христос Воскрес!


Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес

Христос Воскрес, Христос Воскрес!


Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь

Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.

У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.

Во время богослужений в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.

В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от болезней.

Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти.

Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца . По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли луковую шелуху яркие обрезки шелка.

С Четверга готовили пасху, пекли куличи, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. По тому, как удался хозяйке кулич, судили о будущем: если

поднялся, всё будет хорошо, а если корка растрескалась –

случится несчастье.

В церковь бабушка ходила. Рассказывают дети.

Помолиться в божий храм

Под свечами и кадилом

Куличи святили там.

Скоро Пасха, Воскресенье,

Зазвенят колокола.

Вешний праздник воскрешенья,

Жизни вечная хвала!


Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.

Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла

большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение.

«Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать.

Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их

тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.

Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

Воскресение Христово символизирует красный – цвет самой жизни, её победы над смертью, на Руси называли Пасху красной. Поэтому букеты из красных роз, гвоздик и тюльпанов очень уместны в этот день. Белый цвет символизирует всё самое святое и светлое. Букеты из цветов белого цвета, например, роз или лилий, можно дарить на все христианские праздники.

Цветы, которые использовались при подготовке праздничного торжества, на Руси назывались пасхальными. Это были весенние цветы, которые расцветают как раз в это время: нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ландыши, фиалки, подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, а также розы и гвоздики. Пасхальными цветами украшали церкви, жилище, праздничный стол. Считалось, что цвета пасхального стола - жёлтый и зелёный – это цвета первых весенних цветов.

Физкультминутка
Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

За столы обратно сели

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца?

Показ готовых изделий, образцов яиц и их рассматривание.

Чем вам нравятся яйца на выставке? Какой узор нанесен на яйца? Какие краски нужно брать для росписи яиц?

Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

Итог – анализ:

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья

Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям

Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем

Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты,

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

Петушиный гребень – к урожаю.

Цветы – символ красоты.

Точечки – символ плодородия.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Великий праздник - Пасха.» (Познание. Художественное творчество. Лепка с элементами аппликации.)

Тема: «Декоративные пасхальные яйца – писанки.»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски.

Материалы и инструменты: Иллюстрации с изображением - пасхальный стол, куличи, самовар, крашеные яйца; Писанки и их изображения, таблица «Писанки: композиционные схемы», плакат «Писанки» ; контейнеры от киндер-сюрпризов; пластилин, стека, доска для лепки, крупа (рис, гречка,пшено), горох; влажная салфетка для рук.

На доске висит изображение белоснежного храма. Звучит колокольный звон. Красному гостю – красное место. Так раньше на Руси приветствовали дорогих гостей.

А говорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи всех своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Какие праздники вы знаете?

(ответы детей…)

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

Играет и льется

Радостный свет,

В душе раздается

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе…

Как радостно жить!

Христос Воскресе!!!

(В. Морозова)

Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Слово Пасха – обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась « праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Пасха – праздник весенний. Длится он неделю. Сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю.

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди принимали гостей, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и простыми – крашеными – писанками… Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, а дома хозяюшки красили разными красками и украшали по-разному свои «писанки».

Давайте рассмотрим коллекцию пасхальных яиц.

(Дети подходят к выставке пасхальных яиц, рассматривают, радуются красоте и удивляются – какие они разные…)

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто-то у себя принимал гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: « Христос воскрес!» - « Воистину воскрес».

В пасхальную ночь все шли в церковь, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом и иконами.

Как вы думаете, для чего люди ходят в церковь и носят туда еду?

В наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Праздничный стол был украшен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен и обогрет.

В день Пасхи верующие люди при встрече, по обычаю, должны трижды поцеловать друг друга. При этом одни произносят слова: «Христос воскрес!», а другие отвечают: «Воистину воскрес!».

Русские люди всегда связывают Пасху с весной, с жизнью природы, с расцветом добрых чувств, с надеждой на будущее счастье. Пасха связана с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Были такие приметы:

На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю.

На Пасху дождь – добрая рожь.

На Пасху гром – к урожаю.

Дети в первый день Пасхи обращались к Солнцу с речевками, закличками, песенками. И верили еще, что если яйцо сохранить до следующей Пасхи, то оно исполнит любое желание.

Давайте, ребята, покличем солнышко!

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

(Водят хоровод и поют….)

Молодцы ребята!!! Посмотрите в окно – солнышко нас услышало и выглянуло…

А сейчас поиграем с вами в пасхальные игры. Их было очень много – например, «Где коки прячешь?» , «Чье яйцо дольше кружится?» , «Прокати яйцо.»

Игра «Прокати яйцо.»

Дети садятся на ковре друг напротив друга – парами. Катают яйца друг другу. Яйца сталкиваются. Чье яйцо разобьется – выходит из игры.

(Дети играют…..)

Игра – соревнование «Чье яйцо дольше кружится?»

По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель. (Под музыку игра повторяется несколько раз.)

Игра – «Где коки прячешь?».

Дети раскладывают пасхальные яйца кучками на столе и накрывают их шапками. На столе лежат и шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры – водящий. Его вызывают и спрашивают: «Где коки прячешь?» Водящий поднимает шапку и, если там крашенки, забирает их себе. Игра проводится до тех пор, пока крашенки не разберут.

Вот так весело мы с вами поиграли…

Как отмечают люди Пасху?

(Ответы детей ….. На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и уважения.)

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яйца очень красиво смотрелись. Яиц надо было готовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр.

А теперь я расскажу о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей материи или полоски цветной бумаги. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и варят минут пятнадцать. Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху лука. Можно нарисовать на яйце воском и потом положить в краску; можно приложить к яйцу любой листочек, цветочек или травку, а потом положить в краску - будет красивый орнамент. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.

А сейчас давайте рассмотрим какие красивые писанки представлены на нашей выставке. И я сегодня предлагаю вам сделать свои писанки, и сделать их совершенно другим способом.

Для этого нам понадобится контейнер от киндер-сюрприза, пластилин разного цвета, стеки, доска для лепки, крупа гречневая, пшено, горох, влажные салфетки.

Приготовьте рабочее место.

Работа у нас ответственная, писанки наши должны получиться красивыми, разными и понравиться вашим родителям.

Этапы изготовления.

  1. Поверхность контейнера от киндер-сюрприза равномерно покрыть тонким слоем пластилина любого цвета.
  2. На пластилиновую основу стеком (или зубочисткой) сначала нанести тонкие линии, горизонтальные и вертикальные, которые разделят поверхность яйца на поля, а затем внутри отдельных зон нарисовать контуры разнообразных элементов: цветов, крестиков, завитков, силуэт солнца, символа Пасхи – букв ХВ – и т. д.- и все, что подскажет вам ваша фантазия.
  3. Выложить крупу или горох по намеченным линиям, чтобы разделить будущую композицию на отдельные зоны. Эту работу выполняйте осторожно, накладывая на контур рисунка и слегка придавливая. Иногда в процессе работы образуются незаполненные участки узора – пустоты, их следует заполнить отдельными элементами декоративного материала.

Дерзайте, старайтесь, выдумывайте и у вас все получится.

(Дети приступили к работе….)

По окончании работы все изготовленные писанки выставить на выставку. Отметить всех за старание и творчество.

Занятие на этом заканчивается.

Литература.

  1. «Народная культура и традиции» автор-составитель В. Н. Косарева, Волгоград, Издательство «Учитель».
  2. «Открытые мероприятия. Для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». ООО «Метода» Воронеж.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная группа. И. А. Лыкова, ООО ИД «Цветной мир», 2013.
  4. «Подарки к праздникам» , Г. Н. Давыдова, Москва, «Скрипторий 2003», 2014.

Конспект НОД
Художественно - эстетическое развитие
Изобразительная деятельность

Рисование
Подготовительная группа
Тема:
«Пасха в моей семье» (« Украсим пасхальное яичко»)
Программные задачи:
Развивать у детей чувство цвета.
Учить составлять простой узор на силуэте яйца, подбирать цвета в соответствии с фоном, использовать навыки и умения в рисовании концом кисти (проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии), закрепить прием примакивания. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения (клеем ПВА наносится контур будущего рисунка).
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.

Предварительная работа: Рассказать детям о праздновании Пасхи, об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия. Проведение русских народных игр «Солнышко-вёдрышко», «Прялица», игры с яйцами.

Оборудование:
- демонстрационный материал:
иллюстрации о праздновании Пасхи, образцы Пасхальных яиц, аудиозапись колокольного звона, магнитофон.
- раздаточный : тонкие кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, палитры для смешивания красок, клей ПВА во флакончиках с дозатором, простой карандаш, силуэт яйца.

Ход занятия:
1 часть – вводная беседа
Воспитатель читает стихотворение:

«На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!

Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!»

Воспитатель помещает на мольберт иллюстрации о праздновании Пасхи:
- Пасха – самый главный праздник христианской церкви. Её называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. В Пасхальную ночь христиане (люди, верующие в Христа) идут в церковь на службу. Заканчивается служба Крестным ходом вокруг церкви. Повсюду звучит колокольный звон (звучит запись колокольного перезвона).

Ранним утром люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю». «На Святой дождь – добрая рожь».
«На Святой гром – к урожаю»

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое. Дети обращались к солнцу с песенкой:

«Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!»

К празднику Пасхи приготовлялись особые блюда – «пасха» из творога, кулич, крашеные яйца. Целую неделю люди ходили друг к другу в гости, поздравляли друг друга с праздником, обменивались пасхальными яйцами и христосовались (целовались), при этом один говорит «Христос воскрес!», а другой отвечает «Воистину воскрес!».
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор. Наверняка и в ваших семьях есть такая традиция.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем украсить пасхальное яйцо».

Физминутка « Грачи»

Грачи летели, машут руками, изображая птиц

Все люди глядели.

Грачи садились, приседают, руки опускают за спиной

Все люди дивились. как бы складывают крылья.

Сели, посидели, делают взмахи руками « крыльями»

Взвились, полетели встают, делают вид, что летят

Полетели, полетели

Песенки запели. Звук «Кра – кра»

2 часть – «Украсим Пасхальное яичко»
Рассматривание образцов:
- Давайте рассмотрим элементы узора, которыми можно украсить силуэт яйца
- солнце (в виде круга с точками и завитками), звезды разной формы и с разным количеством лучей
- растительные элементы (листок, трилистник, ветка, бутон, цветок)
- элементы знакомых росписей народно-декоративного искусства.
Каждую «писанку» системой условных линий можно разделить на части (показывает). Элементы расположены внутри участков или на пересечении линий, они располагаются симметрично, образуя единый орнамент.
Для того, чтобы «писанка» получилась яркой, используем гуашевые краски, их можно смешивать на палитре для получения нужного оттенка.
Выполнять узор будем в технике витража.
Объяснение и показ способов выполнения работы:
Итак:
- простым карандашом (без нажима) разделить силуэт яйца пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края
- нарисовать элементы узора внутри свободного пространства
- обвести контуры узоры клеем ПВА
- закрасить витраж: выполнить одним цветом несколько участков в разных местах, а потом поменять цвет.

Самостоятельная работа детей
Совместно с детьми можно устроить выставку « Здравствуй, Пасха!»

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.


Статьи по теме: