Новорожденный: физические показатели, уход. Здоровый новорождённый

Первичный осмотр новорожденного проводят непосредственно после его рождения в детской палате родильного блока с целью выявления возможной патологии и оценки состояния в целом. Температура в помещении должна быть 24–26С, пеленальный стол с подогревом, ребенок должен быть сухим. Осмотр в палате новорожденных отделения проводят при температуре не менее 22С на пеленальном столе или в кувезе. Обследование новорожденного требует терпения, осторожности и мягкости в обращении.

Внешний вид. Для здорового доношенного новорожденного характерно спокойное выражение лица. Начало осмотра нередко сопровождается громким эмоциональным криком. Длительность крика здорового ребенка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые раздражения), вскоре после его устранения крик прекращается. Крик больного ребенка оценивается как по силе, так и по длительности. Слабый крик или его отсутствие у глубоко недоношенного ребенка не вызывает беспокойства у неонатолога. Афоничный крик может быть вследствие проведения реанимационных мероприятий (травматизация трахеи) или поражения ЦНС. Особенности крика новорожденного могут способствовать диагностике обменных нарушений и некоторых наследственных заболеваний (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика»).

Движения новорожденного ребенка носят избыточный, не координированный характер. Характерно физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое обуславливает позу ребенка (поза флексии, эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки. Нижние конечности согнуты в коленных и тазобедренных суставах, при положении ребенка на боку голова иногда запрокинута. Тремор в области голеностопных и челюстных суставов обычны для здорового ребенка. Выражение лица и поза здорового новорожденного зависят от положения плода в родах. При разгибательных вставлениях (лобное, лицевое) лицо отечное, возможны обильные петехии, голова обычно запрокинута. При тазовом предлежании ноги могут быть резко согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных.

В норме у здоровых новорожденных вызываются следующие основные рефлексы периода новорожденности :

    Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок отвечает сосательными движениями.

    Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.

    Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в руку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.

    Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо руки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (I фаза) с последующим «обниманием» туловища (II фаза).

    Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

    Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.

    Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).

    Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

Выражение лица. Недовольное «болезненное» - характерно для многих заболеваний новорожденных. Беспокойное выражение лица, «испуганный» взгляд или гипомимическое, иногда маскообразное лицо нередко сопровождает субарахноидальные кровоизлияния, гипоксию головного мозга, билирубиновую энцефалопатию. Лицо новорожденного может быть асимметричным в связи с особенностями положения плода в родах, параличом VII пары черепных нервов.

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. У недоношенных новорожденных форма черепа как при гидроцефалии, так как для них характерен интенсивный рост головного мозга. Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1–2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга (дискомплектация), что обусловлено процессом родов, и характерно для затяжного течения. В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни. Выбухание родничка может быть обусловлено повышением внутричерепного давления, менингитом или гидроцефалией. При обезвоживании роднички западают. У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 33(32)–37(38) см.

Глаза в первые дни жизни почти все время закрыты. Они самопроизвольно открываются и закрываются при покачивании, что служит проявлением лабиринтных рефлексов. Зрачки приобретают симметричность через несколько недель после рождения. Диаметр зрачков не превышает 3 мм. Склеры обычно белого цвета. У недоношенных детей склеры могут быть голубыми, так как они у них тонкие. Если склеры темно-голубые, необходимо исключить несовершенный остеогенез. Пятна Брашфилда на радужке, радужная оболочка как бы обсыпана солью с перцем, часто наблюдается при синдроме Дауна. Субконъюнктивальное кровоизлияние - разрыв мелких капилляров конъюнктивы может отмечаться и у здоровых новорожденных, но чаще является результатом травматических родов. Впервые дни жизни может отмечаться самопроизвольный горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизвольные подергивания глазных яблок), симптом «заходящего солнца».

С помощью назогастрального зонда необходимо проверить проходимость носовых ходов для исключения атрезии хоан. Раздувание крыльев носа свидетельствует о респираторном дистресс-синдроме.

Ротовая полость . Проводится осмотр твердого и мягкого неба, для исключения ращелины. На дне полости рта можно обнаружить кистозную опухоль (ранула), которая в большинстве случаев исчезает самостоятельно, не требуя лечения. На твердом и мягком небе могут находиться кисты (жемчужины Эпштейна), не являющиеся отклонением от нормы, исчезают спонтанно. Дополнительные зубы (натальные) встречаются у 1:4000 новорожденных, как правило, требуется их удаление. Пенистое отделяемое из носа или полости рта обычно может свидетельствовать о атрезии пищевода.

Цвет кожи : плетора (темно-красный, эритематозный), чаще встречается у новорожденных с полицитемией, но может наблюдаться при гипероксии (даче высокой концентрации кислорода) и перегревании ребенка. Желтуха - при уровне билирубина в крови выше 85,5 мкмоль/л, это является патологией для детей в возрасте до 24-х ч и может свидетельствовать о гемолитической болезни новорожденных, сепсисе или внутриутробной инфекции, у детей старше 24-х ч жизни желтуха может быть обусловлена этими же заболеваниями или физиологическими состояниями. Бледность кожных покровов - следствие анемии, асфиксии в родах, шок или функционирование артериального протока. Цианоз:

а) центральный (цианотичный цвет кожи, языка, губ) - может быть связан с врожденным пороком сердца или заболеванием легких;

б) периферический (цианотичная кожа, а язык и губы розовые) - симптом метгемоглобинемии;

в) акроцианоз (цианотичный цвет кожи только в области кистей и стоп) - в норме встречается у только что родившегося ребенка или при переохлаждении; если акроцианоз сохраняется в более поздние сроки, следует подумать о нарушении периферического кровообращения вследствие гиповолемии, большого количество экхимозов, что чаще является результатом травматических родов;

    «цианоз на розовом фоне» или «розовый цвет на цианотичном фоне» - неадекватная оксигенация, вентиляция или полицитемия;

    симптом Арлекина (четкая разграничивающая линия между областью красноты и областью нормального цвета кожи - как результат персистирующего фетального кровотока, коарктации аорты или транзиторное) - линия может проходить от головы до живота;

    «мраморный рисунок» (кружевная красная окраска кожи) - как следствие переохлаждения, гиповолемии, инфекции, приводящее к нарушению периферического кровообращения.

Возможно наличие высыпаний в области естественных складок - милиариа , обусловленных закупоркой потовых желез, которые могут быть в виде: 1) поверхностных тонкостенных везикул; 2) небольших групповых эритематозных папул; 3) неэритематозных пустул. Появление на первой неделе жизни или при рождении высыпаний на лбу, грудной клетке, руках, ногах, характерно для транзиторного неонатального пустулярного меланоза. Довольно часто при рождении в области головы втречается акне новорожденных (неонатальный пустулез головы).

С максимальной тщательностью следует изучать функцию легких . Грудная клетка новорожденного - бочкообразной формы. Дыхание поверхностное, с частотой 40–60 в мин, почти полностью диафрагмальное, сопровождается втяжением податливых участков грудной клетки на вдохе и выпячивание живота. При крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Обычно у новорожденных дыхание бронховезикулярное. У недоношенного ребенка дыхание более частое и лабильное с нерегулярными движениями.

Сердце . Определение границ сердца у новорожденных детей затруднено из-за индивидуальных различий размеров и формы грудной клетки. Следует определять местоположение сердца с целью выявления декстрокардии (правостороннее расположение сердца). Тоны сердца громкие, чистые. В норме частота сердечных сокращений у новорожденных составляет 140–160 уд/мин. Необходимо пальпировать пульс на бедренной, радиальной, плечевой артериях и артериях тыла стопы.

Живот у здорового новорожденного округлой формы, активно участвует в акте дыхания. При перекорме, заболеваниях инфекционного характера и хирургической патологии возникает вздутие живота. При пальпации, живот у здорового ребенка мягкий, доступен глубокой пальпации в спокойном состоянии. Печень у большинства новорожденных выступает из-под края реберной дуги не более 2 см (до 5 лет). Селезенку у здорового новорожденного ребенка можно пальпировать у края реберной дуги. Пальпация почек у здоровых новорожденных свидетельствует об аномалиях развития мочевыделительной системы.

Осмотр половых органов. У здоровых доношенных мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена скрыта под крайней плотью. Размеры полового члена и мошонки сугубо индивидуальны. У некоторых новорожденных головка полового члена не прикрыта крайней плотью - вариант нормы, при этом необходимо убедиться об отсутствии гипоспадии. Увеличение полового члена и мошонки может свидетельствовать о проявлении адреногенитального синдрома (сольтеряющая форма). Пигментацию мошонки следует расценивать как этническую.

У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые. Для недоношенных девочек характерно зияние половой щели и преобладание малых половых губ над большими или они равновелики. Значительное увеличение клитора вызывает необходимость определения пола ребенка.

Таким образом, скрупулезно проведенный клинический осмотр, наряду с тщательно собранным анамнезом, способствует своевременной диагностике заболевания и правильному, своевременному лечению.

1. Педиатрии – как науки о здоровом и больном
ребенке
2. Периоды детского
возраста.
3. Оценка общего состояния. Оценка состояния
новорожденного по В.Апгар
4. Особенности клинического обследования
новорожденного
- Рефлексы новорожденных
- Транзиторные состояния новорожденных
5 Уход за новорожденным

Пропедевтическая педиатрия. Новорожденный ребенок.

Добро пожаловать!
Я вас приветствую!

Место педиатрии – как науки о здоровом и
больном ребенке
Антропология
Детство
Медицина

Область изучения пропедевтики детских болезней

Оценка физического, психического и
социального развития.
Анатомо-физиологические особенности
органов и систем у ребенка. Методика
клинического исследования. Семиотика
важнейших симптомов в педиатрии.
Вскармливание детей.
Организация ухода и воспитания детей.
Оказания доврачебной помощи при
неотложных состояниях.

Ребенок – не уменьшенная копия взрослого!

Практическому врачу, наряду с
изучением индивидуальных
особенностей ребенка, важно
выработать дифференцированный
подход к детям в зависимости от их
возраста. Хотя рост и развитие детей
представляют собой непрерывный
процесс, каждый ребенок проходит
через определенные, общие для всех
детей этапы или периоды развития.

Периоды детского
возраста

От момента зарождения и до взрослого
состояния можно выделить два
важнейших этапа индивидуальной жизни
человека: внутриутробный и
внеутробный.

10.

Внутриутробный период развития
Период эмбриогенеза – начинается с 1-го
дня от зачатия и продолжается 9 недель
беременности. В это время совершается
основной органогенез и образуются
амнион и хорион.
Период фетогенеза – начинается с 9 недели
и заканчивается примерно на 40-й неделе
беременности. В этот период идет
дифференцировка и созревание тканей
плода, созревание и последующее
старение плаценты.

11.

Рождение ребенка в сроке беременности
22 - 38 недель расценивается как
преждевременные роды и, если ребенок
проявляет признаки жизни,
недоношенность.
Дети родившиеся на 42 неделе
беременности и позже классифицируются
как переношенные.

12.

В первые 16 недель беременности рост и
развитие плода идет исключительно за счет
увеличения числа клеток (фаза клеточной
гиперплазии).
В последующие 16 недель, т. е. с 17 по 32
неделю беременности количество образующихся
новых клеток начинает постепенно уменьшаться.
Постепенно набирает силу процесс увеличения
размеров клеток (клеточная гипертрофия). Эту
фазу в развитии и росте плода называют фазой
сочетания гиперплазии и гипертрофии клеток.
С 33 по 40 неделю беременности в развитии
плода доминируют процессы гипертрофии
клеток, а интенсивность роста числа клеток резко
снижается. Эта фаза в развитии плода
называется фазой клеточной гипертрофии.

13.

В настоящее время принято выделять критические периоды
беременности, когда эмбрион и плод особенно чувствительны
к воздействию неблагоприятных факторов.
Первый критический период – время имплантации
оплодотворенного яйца в слизистую оболочку матки.
Неблагоприятное течение этого периода ведет к спонтанному
аборту.
Второй критический период – время плацентации.
Начинается на 3 неделе беременности, когда происходит
васкуляризация ворсин хориона, затем образуется сосудистая
сеть, устанавливается плацентарное кровообращение плода,
идет рост плаценты. Заканчивается период плацентации на
11-12 неделе беременности.
Третий критический период – время системогенеза, когда
идет формирование внутренних органов эмбриона и плода,
значительно различающиеся по срокам.

14. Перинатальный период развития – с 22 недели беременности, роды и первые 7 дней жизни ребенка

Показатель смертности новорожденных
(соотношение детей родившихся живыми с массой
тела более 500 г) к числу умерших в течение 1-го
месяца жизни) тесно связан с течением этого
периода.

15.

Роды –
педиатрическая
точка зрения

16.

Как и многие тысячелетия назад роды
происходят весьма агрессивным способом,
что обусловливает травматическую пандеми
у новорожденных

17.

Летальное внутричерепное кровоизлияние
в родах

18. Абдоминальные (операционные) роды

19. Постнеонатальный период -детство

Постнеонатальный период детство
Внеутробный период развития детей охватывает
время от момента рождения ребенка до состояния
взрослости. Он делится на следующие периоды:
1) период новорожденности (неонатальный) 28 дней,
который в свою очередь подразделяется на:
- ранний неонатальный – 7 дней,
- поздний неонатальный – с 7- го по 28 - й.
2) период вскармливания грудью - грудной – до 1 года;
3) преддошкольный период (ясельный) – от 1 до 3 лет;
4) дошкольный период – 4 – 6 (7) лет.
Примечание: Преддошкольный и дошкольный периоды
иногда объединяют в период молочных зубов.
5) период младшего школьного возраста (отрочества) –
7 – 11 лет;
6) период старшего школьного возраста (полового
созревания) – 12 – 18(21) лет.

20.

Оценка общего состояния
ребенка

21.

При оценке общего состояния ребенка
используют показатели состояния 4-х
витальных функций организма:
Состояние ЦНС (сознания)
Температура тела
Частота дыхания
Частота сердечных сокращений и
артериальное давление

22. Традиционные клинические оценки общего состояния:

Удовлетворительное
(Нарушения) средней тяжести
Тяжелое
Угрожаемое для жизни

23.

Новорожденный
ребенок

24.


Признаки
ЧСС
ЧДД
0
0
нет
Баллы
1
2
<100/мин
>100/мин
слабый крик громкий крик
Мышечный
тонус
нет
небольшое
сгибание в
конечностях
руки и ноги
согнуты,
приведены к
туловищу
Рефлекторная
возбудимость
Цвет кожи
нет
умеренная
крик, гримаса
синий
Розовый на
туловище,
синий на
конечностях
розовый

25.

Проф. V. Apgar (1903 – 1967)

26.

Оценка по шкале Apgar – 1-я и 5-я минуты жизни
Признаки
ЧСС
ЧДД
0
0
нет
Баллы
1
2
<100/мин
>100/мин
слабый крик громкий крик
Мышечный
тонус
нет
небольшое
сгибание в
конечностях
руки и ноги
согнуты,
приведены к
туловищу
Рефлекторная
возбудимость
Цвет кожи
нет
умеренная
крик, гримаса
синий
Розовый на
туловище,
синий на
конечностях
розовый

27. Асфиксия новорожденного

Экспресс - оценка по шкале Апгар позволяет
диагностировать наиболее опасное
патофизиологическое состояние
новорожденного –
а с ф и к с и ю (сумма баллов менее 8).
Под а с ф и к с и е й понимают отсутствие или
нарушение дыхания при сохранности
сердечных сокращений при рождении.
Возникает асфиксия как следствие
перенесенной внутриутробной гипоксии и
гипоксии в родах в результате
преждевременной отслойки плаценты,
сдавления пуповины, при ее истинных тугих
узлах и др. состояниях.

28.

29.

30.

31.

Многоплодная беременность

32.

Понятие о незрелости плода.
Если ребенок, родившийся доношенным по
сроку гестации или с легкой степенью
недоношенности, а также с соответствующей
сроку внутриутробного развития массой тела,
но имеет морфофункциональные черты
недоношенного ребенка (перечислены выше)
говорят о незрелости ребенка. Незрелость
детей характерна для врожденных
эндокринных заболеваний плода, а также
определяется патологией матери (юные
матери, страдающие заболеваниями почек,
сердца).

33.

34.

Боковая расщелина губы и неба у новорожденного

35.

Двойня XX,47(21+) и
ХХ,46

36.

Врожденная цитомегалия у новорожденного

37.

SSSS

38.

39.

Рефлексы
новорожденных

40.

Оральные рефлексы новорожденного. Сосательный
рефлекс. Это один из основных жизненно важных
рефлексов ребенка. При поднесении к губам ребенка
женской груди, соски, пальца, он начинает активно и
ритмично сосать. Этот рефлекс начинает постепенно
угасать после 1 года. Для недоношенных детей он является
своеобразным показателем развития, ведь не имея его,
ребенок не сможет сосать ни грудь, ни бутылочку.

41.

Спинальные
рефлексы
новорожденного
Угасает рефлекс к 4-5
месяцам жизни

42.

Рефлекс подвешивания (Робинсона). Схватывание
ладонями ребенка настолько сильно, что его можно
поднять. Рефлекс вызывается до 9 месяцев жизни.

43.

Хватательный рефлекс стопы

44.

Рефлекс Бабинского. При проведении по наружной
стороне стопы от пятки к пальцам, ребенок разгибает
большой палец, а 2-5-й пальцы распрямляются веером.
Рефлекс угасает к 2 году жизни.

45.

Рефлекс ползания Бауэра. При укладывании
новорожденного на живот он ползет, если подставить
ладонь к его подошве. Угасает к 3-4 месяцам. Именно по
причине этого рефлекса даже новорожденных нельзя
оставлять без присмотра на пеленальном столе.

46.

Рефлекс опоры и
автоматической ходьбы.
Поднимите ребенка,
держа его подмышки, так
чтобы его ноги коснулись
ровной твердой
поверхности. Он
выпрямит ноги и
обопрется на стопы. При
подаче тела вперед, он
будет производить
шагающие движения.
Рефлекс угасает к 3
месяцу жизни.

47. Позотонические рефлексы

Несимметричный шейный тонический рефлекс.
При повороте головы в сторону плеча, ребенок
выпрямляет руку и ногу со стороны плеча, к
которому повернута голова, а с противоположной
стороны руку и ногу он согнет. Угасает рефлекс к
3 месяцам жизни.

48.

Транзиторные состояния
новорожденных

49. Синдром "только что родившегося ребенка"

Синдром "только что родившегося
ребенка"
Характеризуется кратковременной
обездвиженностью ребенка. За ней следует
глубокий вдох, крик. В течение следующих 56 мин. ребенок активен, зрачки его
расширены, несмотря на яркий свет.
Состояние обусловлено избыточным
выбросом в кровь ребенка катехоламинов,
возникновением первичной реакции коры на
обилие тактильных, гравитационных,
температурных раздражителей.

50. Транзиторная гипервентиляция легких, гаспс, апноэ.

Ребенок после родов должен отдышаться и
расправить участки легких еще находящихся в
спавшемся состоянии. Громкий крик ребенку в этой
ситуации полезен. Возможно формирование так
называемого гаспс-дыхания. Выдох удлинен. Во
время такого дыхания вымывается СО2, поэтому
возможны кратковременные, до 5 сек. периоды
отсутствие дыхания - апноэ. В случаях, когда апноэ
продолжаются до 20 сек. сопровождаются цианозом,
диагностируют патологические апноэ, чреватые
вторичной (то есть не связанной с родами)
асфиксией. Приступы вторичной асфиксии
свойственны детям с кровоизлияниями в мозг, с
пороками легких и внутриутробными пневмониями.

51. Частые транзиторные состояния

Физиологическая потеря массы тела
новорожденными (3-4 сутки 4-10% от
первоначальной, восстановление
примерно к 7 – 10 дню жизни).
Физиологический катар кожи
Физиологический катар кишечника
«Мочекислый инфаркт» почек и др.

52. Физиологическая желтуха.

Возникает не ранее 3 дня жизни и
является почти обязательным
состоянием в периоде
новорожеднности. Почти, потому что
иногда ее маскирует
физиологический катар (или
физиологическая эритема)
новорожденных.
Физиологическая желтуха
обусловлена нарастанием
содержания непрямого билирубина,
от 25-35 ммоль/л при рождении до
100 - 140 ммоль/л в период
максимума - на 3-4 сутки. Именно
поэтому сейчас ее называют
конъюгационной физиологической,
Исчезает желтуха самопроизвольно к
10 - 14 дню.

53.

Половой криз характеризуется:
а) нагрубанием молочных желез
(транзиторная мастопатия
новорожденных независимо от
пола ребенка). Ее характеризуют
симметричность. Появляется на 34 сутки и сохраняется до 1-1,5
месяцев. На высоте мастопатии
возможно истечение молочного
секрета.
б)У девочек нередко возникает
десквамативный вульвовагинит.
Его характеризуют появление
выделений из влагалища (белей)
в) На 5-8 сутки возможно
кровотечение из влагалища,
сходное с менструальным
(меноррагия). Всего может
выделиться 1-2 мл крови. .

54.

Не следует выдавливать
секрет, так как существует
опасность
инфицирования и
возникновения
флегмоны.
Мастит новорожденного

55.

Токсическая эритема у новорожденного

56.

Уход за
новорожденным
Наказ № 152 від
04.04.2005 “Про
затвердження
Протоколу
медичного догляду
за здоровою
новонародженою
дитиною”, МОЗ
України.

57. Отсасывание содержимого полости рта и глотки.

Проводится для предупреждения
глотания или аспирации содержимого и
попадания его в легкие. Это
мероприятие служит средством
профилактики удлинения периода
транзиторной гипервентиляции и
пневмонии. Потом проводится
отсасывание из носовых ходов. После
рождения ребенка туалет дыхательных
путей повторяют по мере надобности.

58. Пересечение пуповины.

Производится между двумя зажимами. Таким образом
ребенок отделяется от матери.
Сроки пересечения пуповины могут быть:
а) о б ы ч н и м и примерно через 1 мин. у здоровых
доношенных детей, обычно сразу же после первого
вдоха. При позднем пережатии пуповины, особенно в
случаях, когда новорожденный ребенок располагается
ниже полости матки, возникает опасность
дополнительной плацентарно-фетальной
гемотрансфузии. Клинически это может проявиться
сгущением крови, появлением цианоза ввиду
повышенной нагрузки на сердца. У детей значительно
дольше продолжается желтуха.
б) пересекают пуповину после прекращения ее
пульсации у детей, рожденных при операции кесарева
сечения.
в) в р а н н и е (сразу же после рождения) сроки
пересекают пуповину при очень низкой массе плода,
при лихорадочных заболеваниях роженицы, при
вероятности гемолитической болезни.

59.

Соблюдение правила «тепловой
цепочки». Влажный новорожденный
очень сильно и быстро охлаждается!
Отделенного от матери младенца кладут в
стерильную, подогретую под лучистым
источником тепла, пеленку. Промакивают
остатки околоплодных вод. Меняют пеленку,
ребенка показывают матери, сообщают его
пол и кладут на грудь матери. Фиксируется
точное время родов (час с минутами).
Надевают идентифицирующие ребенка
браслеты. Через 30 мин. после родов
измеряют температуру тела ребенка в
аксиллярной области.

60. Профилактика гонобленнореи

После проведения контакта
«глаза-в-глаза» и не позже, чем
через 1 час после родов
производят закладывание
глазной 0,5% эритромициновой
или 1% тетрациклиновой мази
однократно.

61.

Невыполненная профилактика гонобленнореи
Новорожденный ребенок родился дома без оказания медицинской
помощи. На 5 сутки после рождения при осмотре у ребенка
припухшие веки, ярко красная конъюнктива, обильное гнойное
отделяемое из глаз.

62. Контакт «кожа-к-коже» продолжают 2 часа с момента родов. Клемма. Вит.К

После завершения контакта
новорожденного перекладывают на
подогретый пеленальный стол и
клеммируют пуповину. Затем
производятся измерения массы, длины
тела и окружности головы ребенка.
Внутримышечно производится инъекция
1 мг витамина К (викасола) для
профилактики геморрагической болезни
новорожденных.

63. Первичный патронаж новорожденного

Производится врачом на дому ребенка
в первые сутки после его выписки из
роддома.

64. Поздравляем: закончилась ваша первая лекция по педиатрии! Кстати…

отработки лекций и индивидуальные
консультации производятся на
второй академической неделе с 15 до
17.30 по понедельникам в кабинете
зав. кафедрой д.м.н., проф. Иванько
Олега Григорьевича.

65.

Периоды детского возраста.
Контрольные вопросы.

66.



1 неделя.
2 недели
8-9 недель.
12 недель.
4 месяца.

67.

Укажите продолжительность периода
эмбрионального развития человека:
1 неделя.
2 недели
8-9 недель
12 недель.
4 месяца.

68.



включительно.
1-9 недели беременности.
1 - 22 недели беременности.

родов.

включительно.

69.

Укажите сроки перинатального периода:
22 неделя беременности - 7 сутки жизни
включительно*.
1-9 недели беременности.
1 - 22 недели беременности.
1-40 недели беременности и начало
родов.
40 неделя беременности - 6 сутки жизни
включительно.

70.

У женщины в сроке 24 недель
беременности произошли

наблюдались микроцефалия,



началось заболевание?
Эмбриональном
Раннем фетальном
Позднем фетальном
Перинатальном.
Неонатальном.

71.

У женщины в сроке 24 недель
беременности произошли
преждевременные роды. У плода
наблюдались микроцефалия,
множественные пороки внутренних
органов, не совместимые с жизнью.В
каком периоде внутриутробного развития
началось заболевание?
Эмбриональном*
Раннем фетальном
Позднем фетальном
Перинатальном.

72.

Оценка состояния ребенка.
Контрольные вопросы.

73.

У ребенка 15 лет отмечается

пульс 110 ударов в минуту,



Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное

74.

У ребенка 15 лет отмечается
учащение дыхания до 35 в минуту,
пульс 110 ударов в минуту,
температура тела 39°С. На вопросы
отвечает медленно, односложно.
Состояние ребенка оценивается как:
Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое*
Крайне тяжелое
Агональное

75.






Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное

76.

Ребенку 1 год. Плачет при осмотре.
Температура тела 36,8°С, частота
дыханий в минуту – 35, пульс-120, АД
90/60 мм.рт.ст. Состояние ребенка
вероятней всего можно оценить как:
Удовлетворительное*
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное

77.

Новорожденный ребенок.
Контрольные вопросы.

78.

Когда оценивается состояние

Апгар:
На 1 и 5 мин. после рождения

В первые сутки – каждый час

часа
При наличии жалоб у матери

79.

Когда оценивается состояние
новорожденного ребенка по шкале
Апгар:
На 1 и 5 мин. после рождения*
На 5 и 10 мин. после рождения
В первые сутки – каждый час
Поминутно на протяжении первого
часа
При наличии жалоб у матери
Пример: Апгар 8/10

80.



10-8 баллов
7-6 баллов
5-4 баллов
3-1 баллов
0 баллов

81.

О тяжелой («синей или белой асфиксии»)
свидетельствует оценка по шкале Апгар:
10-8 баллов
7-6 баллов
5-4 баллов
3-1 баллов*
0 баллов

82.


развивается:
На 2-3 сутки после рождения

На 2 месяце жизни
Все верно
Все не верно

83.

Физиологическая желтуха новорожденных
развивается:
На 2-3 сутки после рождения*
На 39-40 неделе внутриутробного периода
На 2 месяце жизни
Все верно
Все не верно

Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Оценка состояния новорожденного ребенка

Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.

По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:

  • частота и ритм сердцебиений;
  • характер дыхания;
  • мышечный бонус;
  • рефлекторная возбудимость;
  • окраска кожных покровов.

Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.

Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:

Показатель

Оценка в баллах

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 в минуту

Более 100 в минуту

Отсутствует

Нерегулярное - гиповентиляция

Регулярное

Мышечный тонус

Отсутствует

Частое сгибание

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Выражена слабо

Громкий крик, активные движения

Цвет кожи

Бледный, синюшный

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей

Розовая окраска всего тела и конечностей

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

Какой кал и моча у новорожденных

Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.

В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.

Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.

Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных

Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.

Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.

Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:

  • подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
  • все тело младенца покрывает обильный пушок;
  • кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
  • малый родничок не закрыт;
  • ушные раковины мягкие, асимметричные;
  • размеры головы превышают размеры грудной клетки;
  • ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
  • пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:

  • недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
  • несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
  • несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
  • слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.

Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета

Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.

Алгоритм туалета новорожденного следующий:

  • умывание лица;
  • промывание глаз раствором фурацилина;
  • обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
  • по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
  • при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.

А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.

Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.

Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.

Статья прочитана 15 928 раз(a).

Общеизвестно, что новорожденный младенец нуждается в особом уходе. Поэтому всем родителям полезно знать, что именно включает понятие «уход за новорожденным», и почему именно за новорожденным ребенком нужно ухаживать так, а не иначе.

Уход за новорожденным: особенности кожи

Кожа новорожденного отличается не только тем, что очень тонка и нежна, но и тем, что имеет определенные физиологические отличия от кожи взрослого человека. Они заключаются в том, что:

  • Потовые и сальные железы только начинают свою работу, поэтому защитная пленка на поверхности кожи выражена слабо.
  • Из-за большой поверхности и большого количества капилляров кожа легко впитывает различные вещества и принимает участие в газообмене (дыхании). Кожное дыхание у новорожденных интенсивнее, чем у взрослых, в 8 раз!
  • Кроме того из-за очень малого количества пигмента меланина кожа практически не защищена от действия солнечных лучей.

Именно поэтому кожа младенца легко травмируется и инфицируется, легко теряет влагу и пересыхает, не может адекватно защитить ребенка от переохлаждения и перегревания.

Уход за новорожденным: создание комфортных условий

Неспособность организма новорожденного защититься от переохлаждения и перегревания обязывают родителей создать комфортные тепловые условия для малыша. Температура в помещении должна быть 20-220 С. Проветривание и влажная уборка проводятся 2 раза в день. Сквозняков необходимо избегать.

Одежда новорожденного должна быть легкой, свободной, не мешающей дыханию кожи, не сковывающей движений. Не надо пеленать кроху, лучше оденьте его в костюмчик и укройте одеялом. В теплых домашних условиях шапочку можно не одевать. Избегайте перегревания!

Ориентир правильности действий родителей (в смысле создания необходимых условий для новорожденного) - температура тела ребенка. В норме она должна находиться в диапазоне 36.6-37.20 С.

Уход за новорожденным: умывание ребенка

Самое главное правило ухода за новорожденным: не забыть хорошенько помыть руки с мылом перед проведением любой гигиенической процедуры!

Умывание ребенка проводится кипяченой водой, по мере загрязнения личика.

Глаза промываются отдельными кусочками ваты (в направлении от ушка к носу).

Нос прочищается вращательными движениями тонкими ватными жгутиками, смоченными водой или детским маслом. Жгутики вводят на глубину не более 1.5 см. Нельзя пользоваться для этого твердыми предметами (ватными палочками и пр.) Помните: очистка носовых ходов - в отличие от купания - не самый приятный момент в жизни ребенка!

Уши новорожденного не надо чистить уши ватными палочками. Ушная сера довольно активно выталкивается при сосании, поэтому достаточно вытирать внутреннюю поверхность ушка и аккуратно забирать кусочки серы ватными жгутиками, стараясь не повредить кожу.

Уход за новорожденным: уход за пупочным остатком, пупочной ранкой.

К сожалению, еще довольно часто можно встретить рекомендации при уходе за новорожденным каждый день обрабатывать пупок перекисью и зеленкой, заклеивать его при купании, присыпать ксероформом и т. д. Так вот: если ребенок после рождения находился вместе с мамой - этого делать не надо! Его кожа заселена материнской флорой, которая при обработке пупка будет уничтожена, что увеличивает шанс на присоединение инфекции.

Однако при уходе за новорожденным необходимо, чтобы пупочный остаток всегда был чистым и сухим. Поэтому его нельзя накрывать подгузником! В случае загрязнения пупочный остаток промывается кипяченой водой с мылом и тщательно высушивается чистой пеленкой. При появлении гнойных выделений из пупка или неприятного запаха необходимо обратиться к врачу: в этой ситуации действительно могут понадобиться антисептики.

Уход за новорожденным: купание

Купание новорожденного можно начинать независимо от того, отпал пупочный остаток или нет. Однако пока не заживет пупочная ранка, купание традиционно проводят в кипяченой воде. Комфортная температура воды для купания - 37-380 С. Внимание! Никогда не добавляйте горячую воду, когда ребенок находится в ванночке! Могут возникнуть ожоги!

Температура воздуха в помещении для купания должна быть не меньше 22 0 С.

Перед купанием новорожденному полезно проведение воздушных ванн. В это время можно выложить малыша на животик, нежно поглаживать его. Начиная при уходе за новорожденным проводить воздушные ванны, подержите малыша голышом 2-3 минуты. Потом постепенно увеличивайте время ”прогулок” до 15-20 минут (для “надежности” можно оставить на новорожденном подгузник).

Перед купанием необходимо заранее подготовить чистые вещи, полотенце, средства по уходу за кожей малыша и, собственно, ванночку. Ванночку рекомендуется вымыть пищевой содой и ополоснуть водой.

Купать ребенка нужно каждый день в одно и то же время, в удобное для родителей время суток. Во время купания при уходе за новорожденным взрослый левой рукой поддерживает головку ребенка (так, чтобы вода не попала в ушки), а правой в течение 1-2 минут поливает водой, нежно обтирает губкой или пеленкой. Со временем длительность купания постепенно увеличивают до 10 мин.

При уходе за новорожденным большое значение имеет тщательный подбор моющего средства. Ни хозяйственное мыло, ни антибактериальное, ни взрослое мыло для ухода за новорожденным категорически не подходят - только специальное детское мыло! С мылом новорожденного ребенка купают не чаще одного раза в неделю. Купание с мылом завершается обливанием ребенка чистой кипяченой водой.

Не стоит злоупотреблять и «травками» - к большому сожалению, при купании в травяных настоях у новорожденных детей все чаще возникают аллергические реакции, поэтому лучше не рискуйте - используйте при уходе за новорожденным чистую воду.

После купания сразу же заверните ребенка в большое полотенце (пеленку), нежно промокните насухо. Обработайте естественные складки кожи новорожденного увлажняющим молочком или детским кремом. Нельзя мазать кремом или маслом все тело: это мешает дыханию кожи.

Уход за новорожденным: смена подгузников

При уходе за новорожденным «долгоиграющие» одноразовые подгузники, которые имеют высокую впитывающую способность, нужно менять не реже, чем каждые 4 часа. Марлевые - сразу же после намокания (загрязнения).

Сняв подгузник, положите малыша на левую руку (спинку на предплечье, головку в локтевой изгиб, а попку удобно разместите на ладони, можно обхватив одну ножку пальцами) и поднесите к крану. Подмойте под теплой проточной водой (обязательно в направлении «спереди назад») и вытрите ребенка насухо (при отсутствии условий для подмывания, кожу новорожденного можно протереть влажной детской гигиенической салфеткой, не забывая проникать во все складочки). Наденьте чистый подгузник.

Для ухода за новорожденным старайтесь покупать одноразовые подгузники в специализированных детских магазинах, где они продаются отдельно от бытовой химии.

Уход за новорожденным: ногти

Уход за новорожденным включает обязательную стрижку ногтей. Ногти у новорожденного ребенка очень острые и довольно быстро растут. Их необходимо стричь по мере отрастания, так как ноготками ребенок может и себя поцарапать, и маму. При этом удобно пользоваться миниатюрными детскими щипчиками или маленькими ножницами.

Министерство здравоохранения России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста.

Основы воспитания детей раннего возраста

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73 С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 1 от 19.09.2013 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Л.А. Решетник – зав. каф. детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ

В.Т. Киклевич - д-р мед. наук, зав. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами при организации ухода за новорожденными, владеть элементами воспитания детей раннего возраста.

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73

© Савватеева В.Г., 2013 © ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013

Наименование

Актуальность темы

Учебные и воспитательные цели

Краткая аннотация

Периоды жизни ребенка

Новорожденный и уход за ним

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни

Кормление детей первого года жизни

Наблюдение за стулом и его регистрация.

Профилактика деформаций скелета.

Транспортировка детей грудного возраста.

Элементы воспитания

Режим дня.

Оборудование детских учреждений.

Массаж и гимнастика.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Тесты для оценки достигнутого уровня знаний

Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Ресурсное обеспечение

Тема: Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста.

Основными задачами занятия являются:

- овладение навыками ухода за новорожденными и детьми грудного возраста, умение не только выполнить все манипуляции по уходу,

- способность научить родителей правильному уходу за ребенком, выполнению необходимых режимных моментов, обеспечению адекватного питания соответственно возрастным потребностям.

Продолжительность занятия: 3 часа.

База проведения занятия: Детское грудное отделение с подбором 5-6 детей, дома ребенка

1, № 2, симуляционный класс.

Материальное оснащение: Методические пособия. Симуляционное оборудование. Тесты для оценки исходного и достигнутого уровня знаний. Ситуационные задачи.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- первичный туалет новорожденного;

- ежедневный уход за новорожденным в родильном доме;

- патронаж новорожденного;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- основы безопасности ребенка. Студенты должны уметь:

- осуществлять уход за пупочным остатком и пупочной ранкой;

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста. Владеть навыками ухода за ребенком в различные возрастные периоды;

- Уметь организовать режим дня, сна, активного бодрствования с учетом возраста;

- Оценить физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста;

- Методиками общего массажа детей грудного возраста;

- Организации грудного вскармливания, искусственного вскармливания, правилами и сроками введения прикормов;

- Подобрать игрушки с учетом возраста, потребностей и возможностей ребенка

Аннотация

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

Период внутриутробног о развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес. (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по 1X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода. Состояние здоровья беременной и в последующие месяцы имеет большое значение для правильного развития плода. Дородовой патронаж беременных включает ряд профилактических мероприятий, предупреждающих рождение недоношенных, мертвых детей, а также внутриутробное развитие различных аномалий и уродств.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает

остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Грудной возраст (младший ясельный) охватывает 1-й год жизни (период от 1 мес. до 1 года), характеризуется интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Период молочных зубов следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6 - 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Первый период характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок много двигается, участвует в играх. Значительно пополняется запас слов, формируется речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии, диатезы. Характерны частые детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заболевания.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, происходит смена молочных зубов. Ребенок получает то же питание, что и взрослый человек. Темп роста несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом. Постоянный контакт с окружающей средой, взрослыми способствует дальнейшему развитию речи, она становится более сложной. К завершению дошкольного возраста ребенок начинает читать и писать, готовится к поступлению в школу. Частота острых детских инфекционных болезней продолжает оставаться высокой, но течение их становится менее тяжелым. В этом возрасте могут наблюдаться различные формы эндокринных расстройств.

Период отрочества, следующий период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет) и старший школьный возраст (от12 до 16-18 лет). У детей происходит дальнейшее развитие мышечной системы аппарата движения, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер детей, интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста все еще имеют значение острые инфекции. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заболевания сердца, нервной системы и т. д.

Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек период полового созревания начинается в 12 -13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков - с 13 лет и заканчивается к 17-18 годам. В этот период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад (половых желез). Внешний облик ребенка изменяется, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Острые детские инфекции отмечаются значительно реже, иногда может обостряться туберкулезный процесс. Большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей.

Можно обрабатывать пупочный канатик и другим способом: на протертый спиртом пупочный канатик на расстоянии 0,5 см от передней брюшной стенки накладывают зажим Кохера или Пеана, затем на 2 см выше зажима пупочный канатик перевязывают тесьмой, после чего над зажимом его перерезают. Под зажим подкладывают стерильную вату, культю с зажимом прибинтовывают к животу, через 4 ч зажим снимают, остаток пупочного канатика покрывают сухой стерильной марлевой салфеткой, сложенной в 4 слоя, и прибинтовывают.

Для обработки пупочного канатика можно использовать скобки Роговина из луженой хромированной жести. Скобки накладывают специальным зажимом. Пупочный канатик отсекают около скобки, остаток обрабатывают 10% раствором перманганата калия

(марганцовокислый калий), затем остаток пупочного канатика смазывают 1 раз в день 5% раствором перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4 --5-й день жизни, осложнения бывают крайне редко. Детям, родившимся от резус-конфликтной беременности, пупочный канатик обрабатывают по способу А. И. Чистяковой с наложением грушевидной повязки на длинную культю, так как сосуды пупочного канатика используют для обменного переливания крови. При открытом методе ведения пуповинного остатка после перевязки пупочного канатика и первичной обработки повязку не накладывают, а остаток пупочного канатика ежедневно осматривают и обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

При обработке пупочного канатика и дальнейшем уходе за культей и пупочной ранкой самым важным является соблюдение правил асептики.

Для профилактики бленнореи новорожденных, чаще гонорейной, применяют 30% раствор сульфацил-натрия, который закапывают сразу после рождения на конъюнктивы глаз по 2 -- 3 капли. Через 2 ч закапывание повторяют. Новорожденным девочкам закапывают по 1--2 капли 2% раствора нитрата серебра в вульву.

Важно обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, так как повреждение кожи и опрелости могут привести к инфицированию с последующим развитием сепсиса. Особое значение имеет первый туалет новорожденного. Слизь, кровь, первородную смазку из глубоких складок кожи удаляют мягкой стерильной салфеткой, смоченной в стерильном масле (вазелиновое, подсолнечное), которое заготавливают для каждого ребенка в отдельном пузырьке по 15 мл. Смазку из складок кожи необходимо удалять в связи с тем, что жиры смазки разлагаются с образованием низших жирных кислот, раздражающих кожу, и это приводит к опрелостям. Если кожа ребенка сильно загрязнена, околоплодные воды инфицированы, рекомендуется сделать ванну со слабым раствором перманганата калия (температура воды 37 -- 38 °С) в течение 2 -- 3 мин.

Через 2 ч после рождения производят взвешивание и измерение длины тела ребенка, проверяют состояние пупочной повязки. Новорожденного внимательно осматривают для установления видимых пороков развития (врожденных пороков). При неудовлетворительном состоянии кожных покровов в связи с инфицированием околоплодных вод можно припудрить кожу порошком ксероформа.

В последующие дни в отделении новорожденных уход за ребенком состоит в следующем. Два раза в сутки проводят туалет - лицо и ушные раковины обтирают стерильной ватой, смоченной в 2% растворе борной кислоты или кипяченой воде. Глаза промывают раствором фурациллина или слабым раствором перманганата калия. Для каждого глаза берут отдельный ватный тампон. Ноздри неглубоко протирают ватным жгутиком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или раствором фурациллина, уши - сухими стерильными шариками. Складки кожи и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом.

Пеленки следует менять не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Врач при ежедневном осмотре детей производит туалет пупочного канатика. Руки предварительно моют с мылом и протирают спиртом. При закрытом методе повязку, если она чистая, не трогают в течение первых двух дней. В дальнейшем повязку меняют, протирая пупочное кольцо 70% спиртом. При наложении скобок Роговина пупочный канатик обрабатывают так же. Остаток пупочного канатика отпадает на 3 --5-й день жизни, пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором калия перманганата, 5% спиртовым раствором йода или спиртовым раствором красителей: бриллиантовый зеленый 0,1; метиленовый синий 0,1; этакридиналактат (риванол) 0,01; этиловый спирт 70% 10 мл до полной эпителизации, которая наступает обычно через 2 дня.

Регистрация новорожденного. Акушерка записывает в истории развития ребенка час, минуты, число, месяц и год рождения, пол ребенка. Через 2 ч после рождения медицинская сестра отделения новорожденных записывает пол, массу тела, рост и окружность головки ребенка в историю родов и историю развития ребенка.

На клеенчатых браслетках, которые надевают на обе ручки ребенка, пишут номер истории родов, число, месяц, год рождения ребенка, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки. Те же сведения пишут на клеенчатом медальоне, который надевают на шею ребенка. При раздаче детей на кормление матерям медицинская сестра проверяет эти сведения.

В историю развития новорожденного вписывают: номер истории родов, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки, дату родов, массу тела, рост ребенка, степень доношенности, сведения о состоянии ребенка в момент рождения, в родовой палате, отмечают особенности родового акта, примененные оперативные вмешательства, лечебные мероприятия в отношении ребенка.

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий).

Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осуществляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром. Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными принципами воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т.е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т.д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточный набор игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовка его к жизни и труду в обществе.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем.

Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка.

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен

носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

Статьи по теме: