Нужны ли единые требования в воспитании дошкольников. Как предъявлять требования к ребенку? Что делать если ребенок не слушается

ТРЕБОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ

Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему, его поведе-нию никаких требований? Это вопрос далеко не праздный. Требо-вания, их содержание, направленность во многом определяют сте-пень «мягкости» и «жесткости» той или иной воспитательной сис-темы. А воспитательные системы различны не только в конкретных семьях, но и у целых народов.

У каждого народа складывается своя система воспитательных требований, которые диктуют, в чем детей целесообразно ограни-чивать, а что им можно позволять. Проблема границ дозволенного всегда стояла перед родителями. До сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости результатов воспитания от степени мягкости-жесткости отношения взрослых к детям. Например, для японской системы воспитания характерно мягкое, нетребователь-ное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте эта однобокость уравновешивается повышенной строгостью, требова-тельностью. Европейская модель воспитания несколько иная: в раннем возрасте воспитание достаточно регламентированно пра-вилами, требованиями взрослых, но по мере взросления ребенка внешний контроль ослабляется.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно вклю-чает регламент детской жизни, ее организацию. Наиболее общим средством организации жизни ребенка в семье является режим, представляющий собой правильное распределение во времени основных жизненных процессов, разумное чередование различ-ных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима - это пре-жде всего сохранение и укрепление нервной системы дошкольни-ка, а следовательно, поддержание его в уравновешенном, спокой-ном и деятельном состоянии. Режим воспитывает в детях привыч-ку к порядку, дисциплинированному поведению. Дети упражня-ются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности, тре-бования взрослых.

В педагогическом требовании заключены две стороны: содер-жание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления - определенная форма выраже-ния требования. Например: «Поиграл в кубики - сложи их в короб-ку», «Если тебе надо пройти, а в дверях кто-то стоит, попроси: «Разрешите, пожалуйста».

Побудительная сила требования зависит от его ясности, четко-сти формулировки. Малышам целесообразно «разложить» требо-вания по действиям, показать отдельные из них. Благодаря такой методике у ребенка складывается образ предстоящей деятельности, необходимой формы поведения. По мере накопления ребенком опыта поведения, деятельности возможна обобщенная формули-ровка требования: «Артем, пора готовиться ко сну», «Олег, наведи порядок, пожалуйста, на своем столе».

Требовательность должна соответствовать достигнутому уров-ню и ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявля-ется уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности. Родителям не следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять» его на следующие достижения. Например, трехлетняя Настя умеет сама надевать кофточку, по-этому мама предлагает ей: «Кофточку надень сама, а пуговицы по-пробуем застегнуть вместе».

Следует помнить о разумности требований. Это значит, что ре-бенок должен понимать, что и для чего он делает. Кроме того, не-обходимо создать реальные условия для выполнения требований, указаний взрослых, обеспечить выполнение требований матери-альными средствами, причем важно, чтобы они подбирались с уче-том сил и возможностей ребенка. Если, например, ребенку предло-жить взрослые столовые приборы, он нескоро научится есть с помощью ножа и вилки. Иногда дети не могут выполнить требования взрослых в силу того, что не владеют необходимыми навыками и умениями. Поэтому родители должны формировать у детей разно-образные умения и навыки с тем, чтобы последовательно повы-шать требовательность к их поведению, деятельности.

Требования достигают цели при условии, что они выполнены ребенком, доведены до конца (в том числе и с помощью родите-лей). И, напротив, дезорганизующее влияние на ребенка оказывают многочисленные требования, которые не согласованы взрослыми членами семьи и не обязательны для выполнения.

Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к не-му с требованиемю. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувство-вал участие, заботу, интерес взрослого к своей личности. Требова-ния в форме окрика, угрозы с раздражительными интонациями плохо воспринимаются ребенком и не вызывают у него желания слушаться взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит осознание требований взрослых, понимание их разумности, необходимости выполнения. Вследствие этого у детей пяти-шести лет можно уви-деть зачаточные формы превращения внешних требований родите-лей во внутренние побудители поведения. Ребенок начинает пони-мать требования, выраженные в просьбе, совете, намеке, косвенном напоминании.

В воспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную так-тику воспитания. А.В Петровский выделяет следующие типы се-мейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе не-вмешательства, сотрудничество.

Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся тре-бования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер Безнрав-ственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого вос-питания - страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс воз-можные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родите-ли не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

К максимуму требовательности в воспитании в свое время при-зывал А.С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату, осво-бодить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но по сути диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, за-частую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований, правил, норм пове-дения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - роди-телей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмо-циональная автономия.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ре-бенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, пра-вил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае не-обходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Венгерские психологи Й.Раншбург и П.Поппер считают, что у ребенка выражена потребность в собственной компетентности, ко-торая формируется по мере накопления жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок достаточно рано хочет сам познавать мир, пробовать свои силы. Вот трехлетний ма-лыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как по-ступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет. «Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно...» Она пресекает желание ребенка быть активным, попробовать свои силы В подобных случаях говорят об отрицательном стимулиро-вании компетентности ребенка. Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности надо всячески под-держивать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение что-либо выпол-нить характеризуют положительное стимулирование компетентно-сти.

При отрицательном стимулировании родители высказывают опасения, отговаривают ребенка, внушают ему «ты не можешь!». Поднял ребенок сухую ветку - «выколешь глаз», подошел к луже -«упадешь!», взял чашку со стола, чтобы помочь бабушке убрать посуду, - «разобьешь!». Одним словом - бесконечные внушения словом и делом, что ребенок не компетентен. К чему это ведет? К ослаблению веры в свои силы, утверждению в отрицательном мне-нии о себе и своих способностях. Ребенок ориентируется на внеш-ний контроль, а это ведет к боязни ответственности, к зависимости от ситуации, требований взрослых. Одним словом, вырастет чело-век, не уверенный в себе.

При положительном стимулировании детской компетентности ему, напротив, внушают, что у него все получится, что он все суме-ет, тем самым укрепляют его веру в свои силы и возможности. Ре-бенок «растет» в собственных глазах. Ненавязчивая помощь роди-телей направлена на развитие у ребенка внутреннего контроля за своим поведением. А это, в свою очередь, благотворно для укреп-ления самостоятельности, становления ответственности. В сово-купности все приемы положительного стимулирования компетент-ности ребенка помогут родителям воспитать личность, уверенную в себе.

Итак, задача родителей организовать жизнедеятельность детей не столько с помощью внешней регламентации, через предъявление требований, правил, а путем всемерной активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити-ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо ли-ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре-восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде-ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ-ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требу-ет никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска-зать, простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплоще-ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родите-лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер-жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер-вую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель-ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду-мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без по-вода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отноше-нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при реше-нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель-ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «вто-ростепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько мень-ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да-же на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих замет-ное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семей-ные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает истори-чески сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные инсти-туты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, роди-тельские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение до-суга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец мате-риальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного ма-лыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитан-ной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолето-писи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застыв-шими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально цен-ных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимо-понимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).

В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синони-мы. Ответ на вопрос о том, насколько правомерно такое отождест-вление, дается в исследовании И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, со-гласно которым они служат средством стабилизации утвердивших-ся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями. Обычаи непосредствен-но, путем детальных предписаний определенных действий в кон-кретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поко-лений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Каждый обычай, естественно, име-ет свой смысл, но он не выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким нужно быть.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, ко-торая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в тра-диции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, тра-диция гостеприимства, которой придерживаются многие совре-менные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему тако-вую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».

В силу указанного выше различия, существующего между тра-дициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным обра-зом, простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппе-тита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, по-вторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся си-туациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффектив-ны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим дина-мизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования совре-менной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведе-ния ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совер-шения конкретного поступка. Сложные привычки дают возмож-ность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, ко-торые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («По-чему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Се-мейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоцио-нально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребен-ка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, ре-лигиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, цен-ность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны тради-ции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценно-стей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктив-ных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истин-ных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожела-ниями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой се-мье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого засто-лья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере тра-диция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к до-бру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму ко-торой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует пол-ноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые вос-полняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками скла-дывались в отечественных семьях, а в послереволюционный пери-од, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, ме-щанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождать-ся. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фото-альбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение му-зеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развле-чения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержа-ния, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований (Т.М.Баринова, Е.С.Бабунова, Н.В.Демидова), эти традиции самые распространен-ные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внима-ние в них уделяется порядку действования (приобретение елки, по-дарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, иницииро-вание активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее ус-тановка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшен-ной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми ел-ку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызы-вают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки ~ это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чув-ства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные иг-рушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно дол-го, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно уз-нать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Алексан-дре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэконом-ленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, получен-ный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая лю-бимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был малень-кий, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть акку-ратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, ока-зывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, уста-новления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жиз-недеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).

Задания

1. Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают хорошо ладить с людьми, «умение держать улыб-ку» (сохранять приветливое выражение лица), обращать внимание на других, слушать, что говорят другие, говорить «нет», не обижая дру-гих, не вступать, не вмешиваться в конфликты, одобрять других

Раскройте, что значит каждое их этих умений, из каких действий оно состоит.

Схематично охарактеризуйте ситуации, которые целесообразно использовать для формирования у себя таких умений.

Докажите необходимость таких умений для создания положитель-ного микроклимата в семье.

Подумайте, можно ли отнести эти умения к профессиональным умениям современного педагога.

2. Американский психолог Эда Ле Шан в книге «Когда ваш ребе-нок сводит вас с ума» (М.1990) пишет о том, что у человека, неза-висимо от возраста, есть потребность в приватности, в праве на личную жизнь Приватность возникает как потребность ребенка быть индивидуальностью, что составляет важный аспект развития и взросления. Э. Ле Шан приводит пример из своей многолетней практики, как одна мать «руководила жизнью своих детей, ни на минуту не вы-пуская их из-под контроля. Она постоянно просматривала их вещи под предлогом уборки их комнаты, следила за каждым их шагом. И результат оказался печальным: дети выросли скрытными, неискрен-ними, лживыми» (с.46). Объясните, почему так произошло.

И кредит. Место... (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-9221-0249-4. ... Федорович. Финансы,денежное обращение ISBN 5-7695 ISBN 5-7611-0338

  • Бюллетень новых поступлений вып 28

    Бюллетень

    Для школьников и студентов ). - ISBN 5-9221-0249-4. ... Федорович. Финансы,денежное обращение и кредит: ... - 186с. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-7695 -0564-8 (В пер.). Место хранения: 5 ... 2002. - 359с. - ISBN 5-7611-0338 -9 (В пер.). Место хранения: ...

  • , Работа с родителями

    Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством взрослых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

    В общении с близкими формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, их делам и поступкам. Воспитание ребенка начинается в семье с самого раннего детства, с первых лет и даже месяцев жизни. Мать кормит малыша. Само присутствие, интонация речи, ласковые прикосновения оказывают на него влияние, вызывая радостное оживление, улыбку.

    Для того чтобы семья успешно справилась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателей с семьей.

    Одно из основных условий правильного семейного воспитания – это понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, честным и справедливым, великодушным и добрым, патриотом своей родины или эгоистом, замкнувшимся в узком кругу своих интересов.

    Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Но родителям нужно объяснить, что этого недостаточно.

    Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от матери, отца и всех остальных членов семьи не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступится своими личными интересами.

    Некоторые молодые родители полностью перекладывают воспитание своего ребенка на уже слабые плечи бабушек, которые, излишне балуя и опекая своих внуков, наносят тем самым им вред. Такие дети, попадая в детский сад, труднее входят в коллектив, медленнее приобретают навыки самообслуживания.

    Весь повседневный жизненный уклад семьи, обстановка, окружающая ребенка, вещи и отношение к ним взрослых воспитывают и формируют мировоззрение детей.

    Ребенок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо в его поведении. Разговоры являются примером для детей, источником подражания. Дети очень чутко воспринимают характер отношений окружающих их взрослых. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношение к событиям и явлениям окружающей жизни они заимствуют, как правило, от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.

    Оценивать свои поступки ребенок тоже учится у близких, любимых им людей. Здесь важно всё, какими словами, и в каком тоне высказано родителями суждение, каким взглядом и действиями оно сопровождается.

    Посоветуйте родителям чаще задумываться над тем, всегда ли их поведение может быть примером для подражания.

    Большое влияние на развитие и воспитание ребенка оказывает речь окружающих его взрослых. От них он слышит и усваивает первые слова, с их помощью овладевает родной речью. Поэтому родители должны особенно тщательно следить за чистотой и выразительностью своей речи.

    Следует напомнить родителям, что нельзя посвящать детей в существо ссор в семье, привлекать к выяснению отношений между родителями. Родители должны знать, что одним из непреложных условий успешного воспитания ребенка в семье является их авторитет.

    Детей всегда интересует, чем занимаются родители, кем они работают. Они гордятся трудовыми успехами своих родителей. Восторженно отзываясь о хороших поступках родителей, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение как образец подражания.

    Родители должны помнить, что всё их поведение находится под постоянным контролем ничего не пропускающих, внимательных глаз детей, с любопытством наблюдающих за ними.

    Уважение к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем хоть и маленького, но всё-таки человека – необходимые условия для укрепления родительского авторитета.

    Для того чтобы правильно разобраться в поведении детей, установить причину того или иного их проступка, родителям необходим определенный педагогический такт, внимательное отношение к событиям жизни ребенка, его стремлениям и привязанностям, настроению, состоянию здоровья. Иногда родители в своих взаимоотношениях с детьми не учитывают этого.

    Очень важно уметь внимательно выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Ведь ребенок, рассказывая родителям о чём-то своём, сокровенном, оказывает этим самым высшее доверие. Но, к сожалению, родители в таких случаях часто остаются безучастными либо стараются уклониться от разговора.

    Ещё опаснее сразу выражать своё бурное возмущение, если даже поступок ребенка, о котором он рассказал, заслуживает порицания. Если поведение, о котором рассказал ребенок, необходимо осудить, это нужно сделать, но не обязательно тотчас же, а, может быть, через некоторое время и непременно в тактичной форме. Иначе он обидится, замкнется в себе, появится та скрытность в общении с родителями, которая может перейти в будущем в полную отчуждённость.

    Некоторые родители объясняют причину недостаточного внимания к детям нехваткой времени, работой, хозяйственными заботами.

    Важно также, чтобы родители поняли, что ребенок испытывает на себе влияние всех членов семьи, даже в тех случаях, когда кто-то как бы отстраняется от воспитания. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребенок привыкает поступать правильно, у него вырабатывается навык оценивать ситуацию и характер своих поступков.

    Очень важно, чтобы навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в семье, закреплялись в детском саду. Единые, согласованные требования семьи и детского сада – одно из условий правильного воспитания.

    Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в детском саду и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой, игровой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

    Особенностью воспитательно-образовательной системы, является единство целей и задач общественного и семейного воспитания.

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

    АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ

    Единство требований

    в воспитании детей

    дошкольного возраста

    Октябрь 2009 год

    Общественному воспитанию принадлежит в нашей стране ведущая и направляющая роль.

    Ценно, что воспитание в детском саду осуществляется педагогами-специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.

    Детский сад « Росинка» работает по «Программе воспитание и обучение в детском саду». Это комплексная образовательная программа для детей дошкольного возраста, разработанная под ред. М.А. Васильевой. Эта программа основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе) конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома; строится по видам деятельности детей; имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

    Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами своих товарищей. В то же время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность. Поэтому при организации занятий, игр, труда в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребенка, различных форм его индивидуальной активности.

    Все эти преимущества детского сада, особенности его работы хорошо понимают и ценят родители.

    Дошкольная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания. Н.К.Крупская подчеркивала: « Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным … создает замечательное поколение людей»

    Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремится вырастить из них активных строителей и защитников своей Родины.

    Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

    Единство в воспитании, осуществляемое детским садам и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями. Ребенку гораздо легче овладеть установленными, нормами, правилами.

    Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, как известно и потому, что она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.

    Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется. В организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей, и это, естественно ведет к большому напряжению нервной системы, отрицательно влияет на его самочувствие, поведение. Подобные случаи бывают в тех семьях, в которых родители не придерживаются установленного для детей режима дня, не воспитывают у них трудолюбие и самостоятельность, организованность, начала дисциплинированности, ответственности, не приучают с уважением относиться к труду и занятиям других членов семьи.

    Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

    Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив к всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

    На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

    Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

    Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольников и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.

    Но одного хорошего примера недостаточно при воспитании. родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, читать, играть, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.

    В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома, и за его пределами. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

    Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.


    Как предъявлять требования к ребенку и делать это так, чтобы он делал то, что нужно и делал это хорошо и вовремя. Очевидно, что требования родителей к детям предъявляться должны в принципе. Ведь если всё пустить на самотёк, то очень многого просто не получится, ребёнок просто не может себя в ряде вопросов контролировать, он не может достаточно долго следить за временем, он не может расставлять приоритеты, многие вещи ему просто не нравятся и он не будет их делать. Например, чистить зубы и убирать игрушки мало кто любит, но, тем не менее, это нужно делать.Поэтому эти требования к воспитанию детей необходимы и научиться предъявлять их так, чтобы не испортить отношения с ребёнком, так, чтобы увлечь его этим делом, так, чтобы он как можно быстрее мог справиться и заняться тем, что ему более интересно - это важное умение для родителей.

    Что делать если ребенок не слушается?

    Самый простой способ добиться от ребёнка выполнения какого бы то ни было неприятного действия - это чем-то увлечь его. Новой игрушкой, сказкой, какой-то игрой. Но проблема заключается в том, что достаточно быстро это всё надоедает, ребёнок в какой-то момент устанет придумывать сказки, в какой-то момент он откажется от ваших конфет со словами, что не будет убираться и всё! Ребенок не слушается что делать, ведь у него есть другие более увлекательные дела и откажется от этого. Поэтому очень часто это не работает, по-крайней мере, в длительной перспективе.
    Если ребенок не слушается что делать? Следующее, что приходит на помощь родителям - это их авторитет. Они стараются уговорить ребенка и объяснить, почему это важно, начинают ему угрожать тем, что кто-то его застыдится или что-то произойдёт неприятное или кому-то нужна помощь или просто начинают требовать потому, что он элементарно должен! С одной стороны это правильно, ведь это действительно всё так, но с другой стороны оказывается, что ребёнок выполняет все эти действия просто потому, что он не может себя никак защитить. Он всё равно не понимает, зачем это нужно, он устаёт, ему это не интересно.

    Следующий шаг

    Если ребенок не слушает родителей - это угроза наказания, лишения чего-то интересного и тому подобные методы. В итоге отношения портятся, и ежедневные действия превращаются в баталии и поле битвы.
    Другой альтернативный и более мирный вариант, как заставить ребенка слушаться родителей - это введение правил. Правила представляют собой две вещи - это чётко сформулированные условия, которые понятны ребёнку, например, вести себя хорошо - это непонятное условие, а сидеть тихо, пока не уйдёт доктор - это понятное условие. Вторая часть любого правила - это последствия, которые могут быть, если ребёнок не сделает то, о чём его попросили. Очень важно, чтобы они естественным образом и понятным для ребёнка ходом вытекали из того, о чём мы его просим. Например, ставить условием того, что нужно помыть руки потенциальное лишение телевизора на два дня не являются естественными последствиями, это фактическое наказание. Естественные последствия в данном случае должны проистекать в качестве прямых последствий. Что делать если не слушается ребенок? В нашем случае, если ребёнок не помыл руки, то естественными последствиями будет закрытие доступа к еде и игрушкам, просто потому, что это опасно.
    Таким образом, данный подход помогает ребёнку понять, чего от него хотят с понятными объяснениями, почему это необходимо сделать. Он будет понимать, что это происходит не потому, что папа и мама просто этого требуют, а потому, что это действительно необходимо сделать по логически обоснованным причинам. И при этом он видит, что действительно, все члены семьи обычно моют руки перед тем, как садиться за стол или придя с улицы и начиная трогать какие-то предметы в доме.
    Поэтому очень важно, чтобы вы продумывали заранее, какие требования вы предъявляете к ребёнку.

    Требовательность, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании, и в частности в формировании активного послушания.

    Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, не на тирании, а на справедливости и глубоком доверии.

    Там, где отношения воспитателей и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.

    Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств; нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные!) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда, с точки зрения взрослых, его заботы и волнения выглядят малозначительными. Как это важно для формирования чувства собственного достоинства, которое является своего рода профилактикой негативных форм поведения!

    Конец трудового дня. Родители спешат за своими детьми в детский сад. Витин папа встречает сына неизменными вопросами: как прошел день? Что было нового? Чем занимались? Что доброго и полезного сделано? Кому помогал?

    Мальчику приятно, что отец проявляет к его делам интерес, и поэтому откровенно рассказывает обо всем, что волнует его: новичок Саша не умеет сам одеваться, и Витя теперь шефствует над ним; ребята сегодня не дружили с Викой, потому что она жадничала»; в уголке природы появились первые всходы овса, который ребята посеяли сами.

    Такие беседы нужны и отцу и сыну: добрые, доверительные отношения большого и маленького - прямой путь к сердцу ребенка.

    Уважать ребенка как личность - это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним: уметь выслушивать его; сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение: правильно выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя его волю и не оскорбляя его человеческого достоинства; найти место и время для внушения, разговора по душам; уметь понять мотивы его поступков и, главное, при выборе воспитательных приемов опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

    Уважение к детям непременно предполагает высокую разумную требовательность, рассчитанную на их совесть и сознание. Если ребенок окружен вниманием, с ним обращаются ласково, но вместе с тем справедливо и требовательно, у него легко возникает готовность выполнять указания воспитателя. Детское расположение и доверие к воспитателю - залог активного послушания.

    Справедливость и законность требований - непременное условие формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись неправильно, то он переживает, и реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами, вступают в пререкания. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым.

    Воспитатель делает Лиде замечание за то, что она постоянно оборачивается к соседу по столу и мешает проводить занятие. Девочка обиделась, так как виновата не она, а сидящий сзади мальчик, который незаметно для педагога дергает ее за платье. Лида попыталась возразить, но получила замечание в еще более строгой форме. В результате остаток занятия она просидела безучастно и задание не выполнила.

    Взрослые должны быть последовательны в своих указаниях. В беседах с родителями воспитатель обращает их внимание на то, что нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить на ночь зубы и т. п., то этого нужно придерживаться постоянно.

    Если же воспитание строится на уступках, то оно в конечном итоге зависит от детского «хочу-не хочу» Отсюда и педагогическая несостоятельность родителей, их беспомощность в применении мер воздействия.

    Дошкольники очень тонко чувствуют отношение к себе взрослых и довольно точно определяют, кого надо слушаться, к чьим указаниям следует относиться с вниманием и уважением. У слабовольных, нетребовательных родителей ребенок не принимает всерьез даже самый строгий их ультиматум, так как он знает, что всегда можно настоять на своем. В этом случае родители незаметно теряют власть над ребенком и управлять им становится все труднее.

    Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и заласкивания к иной крайности - чрезмерной строгости - сбивают детей с толку, они с трудом понимают, что от них хотят. Отсюда детская неуравновешенность.

    Малыш копается в песочнице, мать ласково смотрит на него, то и дело поправляет ему шапку, фартук, стряхивает песок с одежды. А сколько нежности в ее голосе, когда она обращается к сыну, помогая делать песочные пряники! Но … не успела она отвернуться, как мальчик уже в самой середине лужи! Еще одно мгновение - и мать возле него, с силой потянула к себе и подшлепнула:

    Ну вот, намочил сандалии. Теперь придется домой идти переобуваться!

    Ребенок плачет…

    Мать вытирает ему слезы, пытается поцелуями утешить, но безуспешно: мальчик замахивается на нее, топает ногой.

    Внезапная перемена в поведении мамы непонятна ребенку, может вызвать капризы, непослушание, ожесточение даже у вполне уравновешенных детей, не склонных к проявлениям негативизма.

    Виталик, спокойный,. послушный мальчик, пользовался особым расположением воспитателя. Дети называли его любимчиком. Заведующая указала педагогу на ошибку. Воспитатель по неопытности резко изменил свое отношение к мальчику, ребенок сразу же почувствовал это. Стараясь вернуть к себе прежнее внимание, он на любые требования педагога, обращенные ко всем детям, отвечал неподчинением.

    Такое резкое изменение в отношениях взрослых к ребенку можно наблюдать в некоторых семьях после появления новорожденного. Все внимание переключается на малыша, а старший только слышит: «Не шуми!», «Не мешай!», «Уступи ему, ты ведь большой!» Ребенок болезненно реагирует на вновь сложившиеся взаимоотношения, что, естественно, вызывает у него негативные реакции: упрямство, капризы. Таким путем он хочет вернуть прежнее расположение близких.

    На поведение детей в равной мере отрицательно влияют как заниженные, так и завышенные требования.

    Если перед ребенком ставят непосильные задачи и не оказывают ему необходимой помощи, то требовательность лишена смысла. Воспитатель должен предостеречь родителей от подобных ошибок.

    Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т. д. Дошкольник, конечно, не справляется с таким объемом указаний, он нервничает, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

    Чувство меры имеет исключительно большое значение, и если взрослым оно изменяет, то самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

    Требования должны быть понятны ребенку, только тогда можно рассчитывать на их сознательное выполнение. Например, следует объяснить дошкольнику, что значит беречь книгу. Нужно рассказать маленькому читателю, что в книгу вложен труд писателя, редактора, художника, наборщика, переплетчика и других людей. Из книги можно узнать много интересного, занятного, поучительного. По книгам учатся школьники, студенты. Кроме того, ребенок должен знать, что беречь - это значит аккуратно обращаться с книгой, хранить ее в шкафу или на полке, брать чистыми руками, листать с правого верхнего угла, не смачивая пальцы слюной, не перегибать страниц и т. п. Конечно, всю сумму указанных сведений следует давать ребенку по мере необходимости, в зависимости от ситуации и имеющихся у него навыков.

    Стремясь быть всегда неуклонным и последовательным в своих требованиях, воспитатель, однако, не может не считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием детей. Если, например, мальчик пришел в детский сад с плохим настроением, вялый и забыл поприветствовать взрослых и сверстников, то вряд ли следует заставлять его непременно поздороваться да еще с приветливой улыбкой. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. И это не несет в себе ничего антипедагогического в том случае, если растущий человек с малых лет усвоил, что исключение- это событие, из ряда вон выходящее, оно оправдано чрезвычайными обстоятельствами.

    Очень важно не смешивать требовательность с мелочной опекой, с дерганьем по всякому поводу: «Не ходи туда!», «Не трогай это!» В данном случае поток указаний не оказывает должного воздействия: ребенок привыкает к ним и не воспринимает их, а его инициатива и активность подавлены.

    Предъявляя детям определенные требования, необходимо учитывать их возрастные особенности.

    В процессе своего развития дошкольник обретает способность к волевым усилиям, накапливает жизненный опыт. Шестилетние дети при правильном воспитании уже начинают понимать, какие поступки заслуживают одобрения, а какие - порицания. На каждой новой возрастной ступени ребенок стремится проявить все большую самостоятельность, активно использовать свои возросшие силы и возможности. Все это говорит о том, что требования не могут быть статичными, их необходимо перестраивать в соответствии с возрастными изменениями дошкольника.

    С ростом и развитием детей требования изменяются не только по своему объему, но и по степени трудности. В связи с этим перед взрослыми встает более сложная задача: в каждом конкретном случае добиваться, чтобы ребенок осознал справедливость распоряжения, а следовательно, и необходимость подчиниться ему («Комнатные растения будешь поливать регулярно, иначе они могут погибнуть»). Требование, осознанное как справедливое и необходимое, постепенно становится для дошкольника правилом. В связи с этим меняется и сама форма предъявления требований. Например, вместо не подлежащего сомнению «нельзя» следует использовать «не советую» или «подумай сам, что правильно», «а как ты думаешь?». Таким образом ребенка подводят к умению вникать в смысл требований. При таком способе взаимоотношений дети без всякого упорства подчиняются распоряжениям старших.

    Воспитательные. средства, с помощью которых мы воздействуем на ребенка, зависят и от его индивидуальных особенностей.

    Почему, например, одни дети реагируют на спокойное обращение, а другие и после резкого замечания не могут остановиться? Чем объяснить, что у детей, воспитывающихся в одинаковых условиях, складываются различные способы поведения? Один - покладист, другой - строптив.

    Воспитатель должен разъяснить родителям, что наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства», каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, неповторимой индивидуальностью. Ребенок - это своего рода маленькое «государство» с характерными для него способами управления своим поведением, способами контактов с внешним миром, темпераментом, эмоциональными реакциями.

    Каждый человек наделен от природы определенными особенностями нервной системы. Одни дети более спокойны, малоподвижны, даже заторможены; другие более возбудимы;, третьи уравновешенны; четвертые чувствительны к различным воздействиям, обидчивы, часто плачут. Если взрослые не учитывают этих различий, то в ответ на неправильный подход у детей могут возникнуть негативные реакции.

    Уравновешенный ребенок обычно бодр, жизнерадостен, общителен, быстро находит контакт со сверстниками. Положительные эмоции для него более характерны, чем отрицательные. Однако если вместо мягкого, спокойного обращения взрослые станут прибегать к покрикиваниям, вместо терпеливого разъяснения - к запугиванию, вместо указаний - к понуканиям, то природная уравновешенность может уступить место капризам и упрямству.

    Сложнее добиваться послушания от детей с так называемым неуравновешенным типом нервной системы, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Для них характерны подвижность, непоседливость, живость, неуемная энергия.

    Если руководство их поведением строится лишь на постоянных запретах, на стремлении подавить активность, то ответная реакция нередко выражается в буйном озорстве и непослушании.

    Воспитатель должен направить детскую энергию на полезную целесообразную деятельность, периодически переключая внимание ребенка с подвижных игр.на спокойные занятия.

    Слава пришел в детский сад, когда ему было почти 5 лет. Мать просила воспитателя обращаться с мальчиком построже: «Он очень непослушный и непоседливый. Мы его часто наказываем».

    Первое время Слава отнимал у детей игрушки, оби-жа,л даже старших по возрасту ребят. Указаниям взрослых подчинялся с трудом.

    Наблюдая за мальчиком, воспитатель пришел к выводу, что интересное дело отвлекает ребенка от шалостей, он становится более уравновешенным.

    Теперь в детском саду у Славы было всегда какое-то поручение: то он дежурит по столовой, то помогает подготовить материалы к занятию, то наводит порядок в шкафу, где хранятся детские рисунки, лепка, работы по конструированию.

    Педагог посоветовал родителям следить за тем, чтобы и дома мальчик был занят, предостерег их от основной ошибки - применять наказания, ограничивающие детскую, свободу, активность. Наказания перегружают и без того слабый тормозной процесс и лишь усиливают возбудимость ребенка.

    Особой чуткости и осторожности требуют дети, настроение которых отличается неустойчивостью, эмоциональной неуравновешенностью. Даже самые ничтожные причины могут вызвать у них слезы и обиду. Это дети с деликатной, легко ранимой натурой. Они чутко реагируют на тон воспитателя и понимают с полуслова, заслуживает ли их поведение одобрения или порицания.

    Таким образом, чтобы правильно определить и подход к дошкольнику, и меру требовательности, и ее форму, необходимо считаться со своеобразием личности. Например, в определенной ситуации одному достаточно подсказать, как надо поступить, другому твердо запретить, с третьего строго спросить, а иной поймет вас с одного взгляда, а укоризненного покачивания головой достаточно, чтобы он смутился.

    Важным условием воспитания у ребенка привычки слушаться старших является согласованность и последовательность в требованиях.

    Отсутствие единства требований - одна из серьезных причин детского своеволия, упрямства, капризов. Малыша сбивает с толку, если воспитатель потребовал, а родители не поддержали; если мама разрешила, а папа отменил; если бабушка похвалила, а дедушка осудил… А дети постарше, в возрасте четырех - шести лет, могут уже воспользоваться несогласованностью действия взрослых. Воспитатель должен предостеречь родителей от подобных ошибок.

    Там, где царит разнобой в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями.

    Бабушка, хочу еще поиграть с девочками! - просит шестилетняя Настя.
    - Нет, я не разрешаю. Ты ведь еще не закончила порученное дело,- вмешивается мама.
    Девочка умоляюще смотрит на бабушку. - Ну, пусть поиграет… Стоит ли, чтобы из-за этого плакал ребенок? - не выдерживает бабушка.
    - Вот ты всегда так… А потом удивляешься, почему Настя непослушная!

    Пока взрослые выясняют, кто из них прав, девочка убегает на улицу. Она знает, что за свой поступок ей отвечать не придется: бабушка заступится за нее.

    Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый защитник.. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым: папу нельзя не слушать - он строгий; с бабушкой можно покапризничать, прикинуться маленьким, беспомощным - она пожалеет, уступит; ну, а мама всегда купит то, что просишь, особенно если заплакать. С трудом добивается послушания тот из родителей, кто больше уступает ребенку.

    Наташа - девочка добрая, веселая, но очень капризная. Мать ей ни в чем не отказывает» все разрешает, во всем уступает, лишь бы дочка была спокойна и жизнерадостна. Но когда нужно выполнить какое-нибудь распоряжение матери - девочка сразу начинает возражать: ^ходить с улицы - не хочет, мыть руки перед едой - не хочет, убирать за собой игрушки - не хочет.

    Если родители пытаются добиваться послушания ребенка чрезмерно добрым отношением к нему, исполнением всех его желаний, то он, поняв их уступчивость, часто использует ее в эгоистических целях и начинает командовать действиями близких, требовать того, что ему хочется.

    Не лучше, если кто-либо из членов семьи занимает нейтральную позицию, не считая себя причастным к воспитанию ребенка. Ведь подобное невмешательство есть не что иное, как попустительство детским отрицательным поступкам.

    Володя с папой видятся мало: утром отец рано уходит на работу, а вечером учится в институте. «Заниматься воспитанием мне некогда»,- говорит он и, как бы ребенок ни нашалил, предпочитает промолчать. И вот результат: в присутствии отца Володя надерзил матери, но не извинился, как это делал всегда. Четырехлетний ребенок понял, что отцовский нейтралитет позволяет ему так поступать.

    Двойственность в поведении ребенка может возникнуть, если отсутствует единая линия воспитания в семье и в детском саду. В детском саду ребенок вежлив, аккуратен, трудолюбив, послушен, а дома дерзит взрослым, не хочет убирать за собой, самостоятельно одеваться и т. п. Воспитатель, раскрывая родителям причины такого поведения, подчеркивает, что отсутствие единства в подходе к детям не только не может содействовать формированию у них активного послушания, но, более того, рождает приспособленчество: дошкольник привыкает вести себя соответственно тем требованиям, которые предъявляются-в каждом конкретном случае.

    Конечно, в вопросах воспитания не обходится без разногласий, однако это не может быть поводом для споров при детях. Ребенок не должен ощущать, что является предметом семейных распрей. Лишь в его отсутствие следует договариваться о единстве требований, иначе маленький человек непременно на запрет матери попытается прикрыться удобным для него «а папа позволил…»

    Только согласованность требований создает условия для упражнений и закрепления правильных форм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета.

    Для того чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может выглядеть по-разному, в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же - марш в постель!» В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Побыстрей собирайся, ляжешь в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш, конечно, торопится в постель. Но, оказывается, что обещание рассказать сказку - это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову. Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это говорит о том, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного усилителя. В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. И если ребенок это почувствует, то впоследствии не будет реагировать на их требования.

    Следует избегать распоряжений, заранее утверждающих детские непослушание: «Сколько раз еще говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!»

    Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: «Ну будь умником… Ты же обещал слушаться». В таком распоряжении нет твердости, оно располагает к препирательству, к выторговыванию.

    Иногда взрослые, сами того не замечая и не желая, создают почву для капризов и непослушания. Пытаются стыдить, подтрунивать над ребенком: «Такой большой, а плачешь, и не стыдно?», «Ну что гудишь, как паровоз!», «Ну, поплачь, поплачь, а я послушаю» и т. д. Это раздражает, обижает, задевает самолюбие дошкольника, и он начинает упрямиться еще больше.

    Ребенок также будет капризничать, если он чувствует, что с ним обращаются «как с маленьким»: ведь маленькому не зазорно и поплакать, и прикинуться беспомощным.

    Некоторые родители, не выдерживая капризных притязаний детей, как бы расписываются в собственной беспомощности. Например, жена обращается к мужу: «Скажи сыну, что так нельзя делать», «Скажи ему, чтобы он слушал меня». И сын, конечно, сразу улавливает, что слушаться надо тогда, когда скажет веское слово отец.

    Любое распоряжение взрослых не должно вызывать у ребенка сомнений, подчиняться или нет.

    Например, воспитатель говорит детям: «Пора заканчивать игру. Собирайте игрушки, идем в группу. Дежурные пойдут первыми, чтобы вовремя подготовить необходимое к обеду».

    Иногда требование может быть выражено в виде просьбы: этот способ обращения вполне доступен старшему дошкольнику, так как рассчитан на его развивающееся самосознание и чувство собственного достоинства. Например, воспитатель, отлучаясь на некоторое время из группы и оставляя ребят на попечение няни, говорит: «Прошу сидеть тихо, пожалуйста, не подведите меня».

    Требование может иметь форму договора о предстоящих взаимоотношениях в предполагаемой ситуации. Например, вполне возможно сказать шестилетнему дошкольнику: «Хорошо, мы берем тебя на экскурсию, но все ребята и я надеются, что ты будешь вести себя так, как надо. За тебя не придется краснеть». Такое требование выражает доверие к ребенку, побуждает в нем стремление оправдать его.

    От того, каким тоном будет отдано распоряжение, зависит ответная реакция дошкольника. Воспитателю необходимо владеть всеми оттенками интонации, знать, когда и при каких обстоятельствах лучше действует тот или иной тон.

    Расшалившегося малыша быстрее остановит не окрик, а спокойный, требовательный тон. Лишь в самых исключительных случаях допустимо повысить голос, тогда и ребенок воспринимает это как нечто из ряда вон выходящее.

    Мать постоянно обращается к Виталику несколько раздраженным тоном, и у него образовалась привычка реагировать только на ее крик. Отец же никогда не повышает голоса, не повторяет своих распоряжений, а Виталик его слушается беспрекословно. Лишь в редких случаях, когда мальчик медлит с выполнением указания, отец напоминает сыну спокойным тоном, не допускающим возражений: «Ты слышал? Пожалуйста, побыстрее, тебя ждут».

    Плохо, если крик становится нормой общения с ребенком, он раздражает и изнуряет детей и взрослых.

    Не оправдывает себя и тон бесстрастный, так как ребенок в этом случае не может понять, что от него хотят, порицают его или одобряют. Это особенно важно в обращении с самыми маленькими. Ведь малыши не всегда могут вникнуть в смысл распоряжения, зато по тону догадываются, что от них требуют. Иногда важны не только тон, но и мимика, жест, улыбка, даже просто кивок головой. Если ребенок понимает многозначительное молчание, жест, взгляд, то лучше обходиться без замечаний: чем их меньше, тем весомее слова воспитателя.

    Доверительный тон, распоряжение, отданное тихим голосом, почти шепотом, в отдельных случаях воспринимается ребенком особо, так как создает ощущение близости. Даже шалун, привыкший к окрикам (т. е. к сильным раздражителям), скорее прореагирует на ласковый, доброжелательный тон, чем на резкий, потому что окрик - это обычный для него сигнал, к которому у ребенка уже выработалась сопротивляемость, а против ласкового тона он безоружен.

    Таким образом, нужно стараться создать у ребенка умение реагировать не на крик, а на спокойный тон, вникать в смысловое значение слова.

    Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это нетрудное. Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

    1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, С раздражением, но оно не должно быть похожим и на упрашивание.
    2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
    3. Оно должно быть разумным, т. е. не противоречить здравому смыслу.
    4. Оно не должно противоречить другому распоряжению (вашему или другого родителя).

    Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении.
    Самое важное… чтобы у детей не накоплялся опыт непослушания… Очень плохо, если вы допустили такой опыт, если вы позволили детям смотреть на ваши распоряжения как на нечто необязательное.
    Если вы этого не допустите с самого начала, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям.

    Статьи по теме: