О сильных и слабых чертах характера поколения Z. Поколение Z выбирает А кто придет после

Предварительный просмотр:

Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Предварительный просмотр:

Профессии для самых прытких и для самых усидчивых

Удобно устроились

Недавно один из зарубежных сайтов, посвященных карьере, устроил ревизию двумстам профессиям по 5 параметрам (рабочая обстановка, потенциал роста доходов, прогноз занятости, физические нагрузки и стресс). В результате самыми комфортными оказались профессии математика , актуария (специалиста по страховым расчетам), статистика , биолога , инженера-программиста , аналитика компьютерных систем , историка , социолога , промышленного дизайнера и бухгалтера . А вот не выдержали критики – по тем же критериям – профессии лесоруба , фермера с молочной фермы , таксиста , моряка , фельдшера скорой помощи , кровельщика , уборщика , сварщика , подсобного рабочег о, рабочего-металлиста и строителя .

Да, представителям «проигравших» профессий некогда особо рассиживаться в кресле, попивая кофе. Но так ли это плохо? Ведь минимизация физической нагрузки успешных профессионалов на работе имеет свою оборотную сторону.

Чем опасны офисные кресла

В самом начале карьеры сидение по 8 часов в день в строгом костюме за столом воспринимается молодыми специалистами как что-то очень серьезное и привлекательное, как новый уровень солидности и ответственности. Безусловно, всё это так и было бы, если не брать в расчет вопрос здоровья.

Ученые Сиднейского университета (Австралия) доказали, что трудоголики, не покидающие офисных кресел в течение 10 часов ежедневно, на 50% больше рискуют своим здоровьем, чем те, чья работа «умеренно сидячая» и кому проводить рабочее время сидя приходится всего 4 часа в день. От того, что человек «прирос» к офисному креслу, хуже приходится его сердечно-сосудистой системе, также у него возрастает риск диабета и ожирения, нарушается холестериновый обмен в организме. Всё это гиподинамия, и она многообразна!

Впрочем, любому врачу-неврологу, даже не имеющему никакого отношения к вышеупомянутому исследовательскому коллективу, очевидно, что сидячее положение вредит прежде всего позвоночнику. Межпозвонковые диски не могут амортизировать подобную нагрузку на позвонки вечно. Со временем они усыхают и порой дают трещину. И это далеко не все сюрпризы, на которые способен остеохондроз позвоночника – болезнь настолько распространенная даже среди людей среднего возраста, что она нуждается в массовой профилактике.

Нам пора понять: когда на забавных картинках, изображающих эволюцию Homo sapiens, к ряду всё более прямоходящих субъектов пририсовывают современного человека, согнувшегося перед компьютером, это уже не смешно.

От самых прытких до самых усидчивых

В каких профессиях движения достаточно?

Подобным вопросом абитуриенты задаются крайне редко. Конечно, если вы нацелились получать профессию акробата или каскадера , актера кино или театрального артиста , фотомодели или эстрадного певца , учителя физкультуры или спортивного тренера , хореографа или психотерапевта танцевально-двигательной терапии , тогда вам приходится заранее задуматься о характере своей будущей физической активности – и о том, сколько лет вы сможете «так протанцевать» на работе. Тот факт, что, к примеру, балерины выходят на пенсию очень рано, причем будучи в прекрасной танцевальной форме (по сравнению с нетренированными людьми), заставляет всех тех, кто собирается использовать в работе искусство движения и зарабатывать этим на жизнь, серьезно отнестись к вопросам нагрузок и выносливости.

Для граждан чуть менее неугомонных предназначены профессии, получаемые чаще всего в системе среднего профессионального образования (а ранее – и начального тоже). Тут никто не заставляет вытанцовывать идеальные па, однако шевелиться приходится много, и это хорошо, но есть и очевидный минус – движения швеи , парикмахера , рабочего на заводе, кондитера на фабрике, мастера по ремонту в сервисном центре монотонные, однообразные. К тому же многим из этих профессионалов постоянно приходится работать стоя. (Зная об этом риске заранее, многие кидаются в другую крайность – и оказываются в плену сидячей работы.)

А вот сколько бы стресса ни было в работе стюардесс , педагогов , продавцов , хирургов , ветеринаров , медсестер , физическая нагрузка у них относительно сбалансирована. Но так получается случайно! При выборе профессии никто из них не думает, что приятным бонусом к основным трудовым обязанностям окажется возможность проводить рабочее время то на ногах, то сидя.

Баланс усидчивости и активности уже нарушен у тех, кто отлучается из-за офисного стола только на выездные переговоры, согласования рабочих вопросов и в командировки. Это архитекторы , инженеры , менеджеры по работе с клиентами , региональные представители компаний , а иногда и корреспонденты . Но и эти группы профессионалов не сразу замечают количество и качество таких «тренировок», обращая внимание прежде всего на погодные условия, сопутствующие той или иной поездке.

Также можно назвать отдельные профессии, активность в которых своеобразная. Например, археолог . Он и в экспедиции ездит, и в палатке там живет, и еду себе в полевых условиях готовит. Однако носиться туда-сюда по территории раскопок нельзя; ты обнаружил находку – и долго, аккуратно ее очищаешь прямо на месте, зарисовываешь, составляешь ее описание, а потом просиживаешь время в библиотеках и сравниваешь ее с уже найденными аналогичными образцами. Всё же эта профессия – для усидчивых людей. Hапротив, ремесленник-фрилансер , который изготавливает свои поделки дома, или художник-живописец , вроде бы не отходящий от мольберта, занимаются тяжелым физическим трудом.

А вот для самых усидчивых людей – профессии архивариуса , нотариуса , контент-менеджера сайта , IT-специалиста и чиновника-госслужащего . И не только эти, конечно; ведь офисная форма занятости – одна из самых распространенных.

Плясать от печки

А теперь, когда нам известны основные варианты рабочей двигательной активности, давайте плясать от печки. Иными словами, давайте сосредоточимся на моменте выбора профессии и карьерного старта!

В начале своего трудового пути не пренебрегайте возможностью поработать в разных сферах, попробовать себя в роли, скажем, курьера , промоутера , гардеробщика или официанта – эта работа, типичная для студентов младших курсов, поможет вам получить представление о разнообразной физической нагрузке в процессе трудовой деятельности.

А выбирая основное дело жизни, представляйте себе разные по физической активности варианты карьеры, которые предполагает интересующая вас профессия. Вам нравится дизайн? Сколько бы ни носились созданные гейм-дизайнером персонажи по пространству компьютерной игры, работа у их автора сидячая. А вот промышленный дизайнер имеет дело не только с чертежами объектов, но и с их тестированием в реальности, а это предполагает разъезды и встречи с производственниками и заказчиками.

Кстати, как раз промышленные дизайнеры вместе с психологами-эргономистами (эргономика изучает эффективную организацию условий труда) и рабочими-мебельщиками помогают человечеству решить проблему гиподинамии на рабочем месте. В частности, разрабатываются модели современных конторок – это столы, за которыми можно работать стоя. Среди компаний, занимающихся традиционными конторками, назовем американскую StandUpDesks и российскую «Учпрогресс». А вообще конкретно в этой области немало и более оригинальных разработок: ведь конторку реально спроектировать так, чтобы под столом был не пол, а беговая дорожка; дверь в кабинет вполне совместима с откидным столом для пинг-понга; а к офисному креслу подходят элементы тренажера.

Так что и вы можете выбрать профессию, которая позволит вам помогать человечеству беречь свое здоровье на работе – даже на традиционно сидячей.

Если же подобных побуждений у вас не предвидится и вы сознательно выбираете именно сидячую работу, стоит подготовиться к ее рискам!

Для тех, кто решил работать за столом

Итак, ваш труд будет умственным. Как позаботиться о здоровье в этих условиях? И у школьника, и у студента предостаточно ситуаций, в которых можно отрепетировать оптимальную стратегию поведения и закрепить необходимые навыки.

Сидите правильно! Горбиться перед монитором компьютера, а тем более над тетрадью, которая и вовсе лежит на столе, однозначно вредно. Строго вертикальное положение спины уместно для офисной обстановки и годится для ряда йоговских поз, но полезнее всё-таки отклонять спину на 135 градусов от горизонтали. При этом поясничный отдел позвоночника не может слишком «доверяться» спинке кресла и провисать. Спина должна быть прямой. И помните: сидеть в принципе менее естественно для человека, чем лежать, стоять, бегать и даже лазать по деревьям!

Делайте паузы в занятиях. Перерыв на обед порой становится единственным перерывом, который позволяется сотруднику в течение восьми часов рабочего дня. Пока вы можете прерывать свои занятия чаще, цените это. Решили поесть? В студенческой привычке перекусывать на ходу ничего хорошего нет; самая полезная еда – дома. Решили поговорить на переменке? Чем старше школьник, тем вальяжнее он перемещается по коридору учебного заведения, посвящая свободное время уже не «детской» беготне, а нескончаемым разговорам. Однако это тот самый случай, когда наивные маленькие дети более правы, чем умудренные жизнью подростки.

Занимайтесь спортом. Предварительно составьте программу тренировок, подходящую именно вам. В этом вам помогут квалифицированный тренер и спортивный врач. Впрочем, просто погонять во дворе в футбол – тоже очень хороший вариант. Но не рассчитывайте на то, что механическое чередование сеансов сидения за столом и перерывов на интенсивный спорт – это якобы хороший баланс. А если вы не занимались спортом никогда, пора начать это делать ради вашего же гармоничного развития.

Отдыхайте активно. Ежедневные прогулки многим сверхзагруженным старшеклассникам представляются утопией, однако гулять нужно! Скоро, лет в 18, вам может показаться, что прогулки – это детское занятие, а настоящие взрослые если и появляются на улице, то всё чаще спешат по делам, а вовсе не гуляют. Неправда: любой человек имеет право на то, чтобы прогуляться. А дома лучше ограничить пассивное времяпрепровождение: раз уж вы всё-таки решили посмотреть телевизор, выберите конкретную программу и не переключайтесь с канала на канал. Не проводите выходные на диване – каждые полчаса-час нужно менять вид активности. И, конечно, когда вы просто перемещаетесь по дому – например, делаете уборку – следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Источник: www.edunews.ru

Популярность среднего профессионального образования (СПО) и качество подготовки специалистов в техникумах и колледжах за последние несколько лет заметно выросли, хотя многие абитуриенты рассматривают обучение в колледже лишь как ступеньку на пути в профильный вуз. К каким специальностям и в каких регионах семьи проявляют наибольший интерес? Ответить на эти вопросы поможет Навигатор учреждений СПО, подготовленный МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Социальный навигатор".

В исследование вошли данные по приему на первый курс в 2014 году учащихся 664 учреждений среднего профессионального образования из 56 регионов РФ.

Лидеры исследования

Самыми востребованными направлениями подготовки, с наибольшим конкурсом, среди абитуриентов СПО оказались "Техника и технологии наземного транспорта", "Техника и технологии строительства", "Экономика", "Юриспруденция", "Сервис и туризм", сообщил руководитель группы реализации национальных проектов "Социального навигатора" РИА Новости Иван Никитин.

"Самый высокий конкурс на бюджетные места, свыше восьми человек на место, был зафиксирован в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже (на специальность "сервис и туризм"), Крымском медицинском колледже ("здравоохранение") и Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства ("прикладная геология", "горное дело", "нефтегазовое дело" и "геодезия"). Средний конкурс на бюджетные места по всем учреждениям СПО и направлениям подготовки составил 1,4 человека на место», - рассказал он.

Эксперт отметил, что в подавляющем большинстве техникумов и колледжей отсутствовал конкурс на платное обучение. Наиболее заметными исключениями стали Судомеханический техникум Керченского государственного морского технологического университета и Симферопольский колледж железнодорожного транспорта, в которых конкурс по отдельным направлениям превысил 10 человек на место.

При этом стоимость платного обучения может отличаться в 80 раз: она колеблется от 1 500 рублей в год (Саратовский лицей железнодорожного транспорта) до 120 000 рублей в год в нескольких столичных УСПО. Средняя стоимость обучения в рамках платного приема составляет 32 800 рублей в год.

Экономика и право

По данным навигатора, самый высокий средний балл по аттестату (4,9) набрали абитуриенты Базарнокарабулакского техникума агробизнеса из Саратовской области по направлению "Экономика и управление". За ним следует средний балл 4,8, который набрали абитуриенты Поволжского государственного колледжа из Самары (специальность "юриспруденция") и Кисловодского медицинского колледжа ("клиническая медицина").

Спрос на медиков со средним профессиональным образованием до сих пор оставался стабильно высоким, хотя в будущем на нем может отразиться текущее сокращение кадров в здравоохранении. Но насколько востребованы на рынке труда специалисты, получившие среднее специальное образование в области экономики и юриспруденции?

Спрос на этих специалистов сильно различается от региона к региону, считает главный эксперт Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Федор Дудырев.

"К числу экономических специальностей на уровне СПО относится, например, специальность "банковское дело". Сегодня в нескольких федеральных округах работают шесть колледжей Центробанка, которые великолепно готовят специалистов для этой организации. И их выпускники имеют практически гарантированное трудоустройство на весьма перспективные рабочие места", - рассказал он РИА Новости.

С одной парты на другую

По его мнению, есть еще одна причина спроса на эти направления подготовки: многие вузы реализуют программы высшего образования, которые "состыкованы"со специальностями СПО. И достаточно много семей отдают своих детей в колледжи с тем, чтобы со временем они продолжили обучение по сходному направлению подготовки в вузе, избежав необходимости сдавать ЕГЭ.

"Поэтому, когда мы говорим о высоком спросе на экономические специальности в системе СПО, мы должны иметь в виду, что очень скоро выпускники этих программ продолжат обучение в университетах", - подчеркнул эксперт.

Результаты мониторинга Минобрнауки РФ за апрель 2015 года показывают, что 67% выпускников колледжей по специальности "экономика управления" и около 50% - по специальности "юриспруденция" продолжают обучение в вузе. При этом среднее значение доли выпускников, продолжающих обучение, по всем специальностям составляет около 20%, рассказала РИА Новости начальник отдела прогнозирования потребностей в кадрах Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ Лариса Серова.

"Выпускники специальностей "экономика и управление" – это продавцы, кассиры, операторы диспетчерской службы. Такие специалисты востребованы на рынке труда, многие из них получают впоследствии высшее образование, но, в основном, заочно, совмещая обучение с работой", - отметила она.

Те, кто получил образование по специальности «юриспруденция», трудоустраиваются в сфере охраны общественного порядка и раскрытия преступлений. По мнению экспертов, сегодня такие специалисты с дипломом колледжа мало востребованы, поскольку качество подготовки юриста в вузе намного выше.

"Медицинские сестры, акушеры, лаборанты - выпускники специальностей "клиническая медицина" – востребованы на рынке труда, но при этом 50% из них планируют продолжать обучение в вузах, совмещая учебу с работой", - сообщила Лариса Серова.

Спрос на рынке труда

Несмотря на популярность экономических и юридических специальностей СПО среди абитуриентов, эксперты отмечают, что на рынке труда сегодня наиболее востребованы рабочие профессии. Высок спрос на маляров, электромонтажников, станочников, поваров-кондитеров и т.п.

"Заработная плата по этим специальностям зачастую выше, чем заработная плата кассира или бухгалтера, поэтому необходимо ориентировать население на более простые с точки зрения обучения, но очень востребованные профессии", - полагает Лариса Серова.

В то же время требования к качеству подготовки в СПО у работодателей сегодня выросли, отмечает эксперт. Согласно опросам, востребованные специалисты должны обладать мультидицисцилинарными компетенциями: знанием автоматизированных систем (работа оператором станком с ЧПУ), компьютерных программ, иностранных языков.
Достаточно стабильна ситуация и с трудоустройством выпускников СПО по специальностям, связанным с транспортом и строительством, считает Федор Дудырев.

"Сегодня многие родители понимают, что РЖД и другие крупные организации, которые осуществляют транспортные перевозки или поддержание транспортной инфраструктуры (а это базовая инфраструктура в большинстве регионов), как правило, достаточно устойчивы в экономическом отношении и обеспечивают хорошую перспективу и весьма достойный уровень начального заработка для выпускников", - отметил он.

Он также отметил, что рабочий, получивший строительную специальность, вряд ли останется без работы.

"Строительные профессии – массовые, они сами по себе гарантируют работников от неблагоприятных социальных последствий. Если вы радиоэлектроник или оператор по микросварке, у вас могут возникнуть трудности со сменой работы, потому что профильных предприятий в РФ раз, два и обчелся. А арматурщики и бетонщики в силу массового характера этого вида занятости работу себе всегда найдут", - подчеркнул эксперт.

По данным мониторинга Минобрнауки РФ, сегодня по строительным специальностям не трудоустраивается только 1% выпускников, сообщила Лариса Серова.
В ближайшие 5 лет произойдет переоценка ценности системы СПО со стороны населения, полагает она.

"Родители уже сегодня начинают понимать, что высшее образование нужно для получения определенного социального статуса, а для того чтобы работать, во многих случаях достаточно иметь и среднее профессиональное образование. Можно ожидать, что в ближайшие годы родители перестанут ориентировать своих детей исключительно на вузы", - резюмировала эксперт.

Поколение Z - одно из самых малоизученных поколений, так как его представители (люди, родившиеся после 1995 года) сейчас только делают первые шаги на рынке труда. Однако именно представители этого поколения значительным образом отличаются от предыдущих поколений, ведь большинство профессий, осваиваемых ими, полифункциональны и междисциплинарны на высоком уровне. Ксения Помогаева, магистрантка первого курса программы «Технологические инновации и трансфер технологий» Университета ИТМО, провела исследования, касающиеся малоизученного поколения Z. Так, студентка выяснила, какие факторы влияют на выбор профессии и работодателя, а также что именно оказывает влияние на продуктивность команды, целиком состоящей из представителей поколения Z. Исследования были проведены совместно с международной инновационной биотехнологической компанией BIOCAD, в которой сейчас Ксения проходит стажировку.

Ксения Помогаева

Почему ты стала заниматься изучением поколения Z? Как получилось, что твои исследования стали проводиться под эгидой известной международной компании в области разработки лекарственных препаратов BIOCAD?

BIOCAD наряду с другими компаниями является мастером моей магистерской программы в Университете ИТМО. В начале семестра у нас проходила встреча, в рамках которой магистранты могли познакомиться с представителями компаний-партнеров (BIOCAD, RexLex Nova, Бизнес-инкубатор Университета ИТМО и другие), которые представили свои кейсы. Каждый мог выбрать понравившуюся тему и сообщить о своем решении заведующему кафедрой, после чего всех магистрантов распределяли по компаниям. Надо заметить, что компания BIOCAD представила кейс не конкретно про поколение Z, его фокус был направлен скорее на формирование эффективной команды. Так как я выбрала в качестве темы для магистерской диссертации вопрос разработки новой методики управления кадрами, я обратила внимание именно на кейсы BIOCAD. Однако при личной встрече с Татьяной Тангишевой , руководителем направления развития персонала компании BIOCAD, которая сейчас является моим руководителем, мы решили провести исследование на примере поколения Z, ведь сегодня действительно не так много систематизированной информации об этом поколении, только вступающем в профессиональную среду.

Как было решено выстроить работу?

Мы решили разделить исследование на несколько частей, две из которых уже реализованы. Первое исследование было нацелено на выявление факторов, определяющих выбор профессии и работодателя среди представителей этого поколения. Второе исследование проводилось для того, чтобы определить факторы, влияющие не продуктивность команды, состоящей из представителей поколения Z, и предложить способы повышения продуктивности. Оба исследования были проведены во время зимнего семестра, и по результатам работы я прошла на стажировку в отдел HR компании BIOCAD.


Что удалось выяснить про факторы, влияющие на выбор профессии и работодателя?

Мы проводили оценку мотивирующих факторов с помощью опросов студентов различных вузов - как «столичных», так и региональных. Фокус был направлен на студентов естественнонаучных специальностей, так как в большей степени именно в таких кадрах заинтересована компания BIOCAD. Мы узнавали, что их мотивирует при выборе профессии и при выборе работодателя и выявили отличия именно в мотивации. Например, известно, что представители поколения Y чаще хотят развивать свой бизнес и управлять, а для Z это не так важно, потому что они хотят, чтобы их оценивали. Им недостаточно просто выполнить задачу, им важно, чтобы их действия одобрили и похвалили. Получается, для них релевантнее идти в те места, где на их личность обратят внимание. Также удалось выяснить, что представителям поколения Z не столь интересен вертикальный рост, сколько горизонтальный - зарплата для них вовсе не на первом месте, им гораздо важнее обучение и саморазвитие. Возможно, это связано с тем, что сейчас на рынке труда обилие многопрофильных специальностей, которые в себя включают много профессиональных компонентов и навыков, и ребята учатся соответствовать этим требованиям со студенчества. Также важно учитывать экономическое положение представителей молодого поколения - поколение Z изначально находится в более стабильной финансовой ситуации.

Как ты проводила второе исследование?

После первого исследования мы решили провести скрытый эксперимент на взаимодействие участников в команде. Так как команд, состоящих из специалистов поколения Z пока что не так много, ведь они только выходят на рынок труда, я проводила эксперимент над своей командой по кейс-чемпионату - на тот момент я участвовала в кейс-чемпионате «Маркеториум» Университета ИТМО. К моменту проведения исследования мы работали вместе почти месяц. Участниками команды стали студенты и выпускники вузов Санкт-Петербурга и Белоруссии, специализирующиеся в областях маркетинга, менеджмента, IT. Я попросила менеджера разделить команду на две части: одна команда работала в условиях постоянного контроля, другая - автономно. Постоянный контроль означает, что участники команды отчитываются по каждому этапу работы, в то время как автономная работа подразумевает, что участники команды получили лишь задачу и сроки дедлайна - никто не курирует их работу. Мы смотрели, какая подкоманда эффективнее работает, в какие сроки укладывается, а также какое количество и качество идей мы имеем на выходе. По результатам эксперимента мы также провели опрос руководителя команд, в данном случае менеджера, и анкетирование участников - до этого момента ребята не знали, что они участвуют в эксперименте. Когда мы получили конечные данные, мы поняли, что поколение Z значительно отличается от предшествующего ему поколения Y. Изначально мы выдвигали гипотезу о том, что люди автономно работают эффективнее, однако оказалось, что такое предположение, справедливое для старших поколений, ошибочно для Z. Так, участники команды, которые работали автономно, все равно отчитывались перед руководителем, так как им комфортнее, когда их работу оценивают на всех этапах. Кроме того, мы заметили, что члены обеих команд склонны к бесконфликтности - для них важно быть выслушанными в коллективе. В случае, когда возникли конфликтные ситуации, команда распалась. Впоследствии причины были выявлены в процессе интервьюирования: участники говорили, что их не устраивало отношение между членами команды, и особенно, что нельзя было выслушать все мнения. Другими словами, у представителей поколения Z эмоциональный фактор играет значительную роль.


Если сравнивать между собой «игреков» и «зетов», к какому заключению можно прийти?

Представителей Y индустрия успела изучить в достаточной мере, чего не скажешь о современном поколении. Например, исследование, которое проводили несколько западных компаний и вузов (INSEAD Emerging Markets Institute, Universum, MIT Leadership Center и HEAD Foundation) говорит о том, что большинство «игреков» преследуют цель заполучения лидерских позиций. Четверть респондентов в области обучения выбирают онлайн-образование, а интерес к предпринимательской деятельности проявляет 41% респондентов. Примерно половина респондентов испытывают волнение по поводу правильности выбранной ими профессии. Если говорить о представителях следующего поколения, информации не так много, но большинство исследователей считают, что ярче всего у «зетов» проявляются индивидуализм, инфантилизм и зависимость от новых технологий. Несмотря на то, что мы живем в эпоху междисциплинарности и таких же команд, для «зетов» важно работать самостоятельно, потому что у них наблюдается уверенность в собственной уникальности. Неслучайно в области профессиональных предпочтений «зетов» на первый план выходят возможность самовыражения и решения интересных задач, уважение к профессионализму и компетентности.

Мое исследование показало, что для представителей поколения Z важнее всего принимать решения в проекте (51,7% опрошенных) и предлагать свои идеи (35,7% опрошенных). Для 78% опрошенных крайне важной является возможность иметь гибкий график. Также интересно, что на увольнение сотрудника в большинстве случаев может повлиять отсутствие возможностей для развития.

Надо понимать, что существующие методики управления ориентированы в большинстве случаев на предыдущие поколения. Поэтому необходимо проводить дальнейшие исследования особенностей менеджмента для специалистов поколения Z. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы составить универсальную методику, учитывающую сходства и различия сотрудников, и, конечно, повысить эффективность работы команд интеллектуальных специалистов самых разных возрастов.

Как планируется продолжать исследование?

Помимо задания, которое я получила на стажировке в BIOCAD, там же я хочу провести следующий этап своего исследования поколения Z, анализируя деятельность стажеров. Помимо меня, компания приняла в январе порядка 30 стажеров по разным направлениям. Я планирую провести опросы как «практикантов», так и их руководителей на предмет оценки эффективности их работы.

Постепенно рынок труда заполняют те, кто родился в последние 20 лет прошлого века: они выросли в эру высоких технологий и кардинально отличаются от своих предшественников. Ученые называют их поколением Y. Для работодателей они пока - темные лошадки. И далеко не все знают, как правильно их привлечь и мотивировать.

Теория поколений

Теория поколений в социологии сформировалась относительно недавно, в 1991 году. Ученые попытались описать в ней все поколения, которые были представлены в XX веке, - дать им название и характеристику.

В настоящее время на рынке труда господствуют представители трех последних поколений минувшего столетия: беби-бумеров, неизвестных (или поколения Х) и миллениалов (или поколения Y).

Беби-бумеры родились в период с 1943 по 1963 год. Их главные черты - оптимизм, идеализм, ориентация на команду и личностный рост, ностальгия и религиозность. Их мировоззрение формировалось под влиянием таких событий, как советская «оттепель», становление СССР супердержавой, покорение космоса и холодная война. В результате появилось поколение победителей.

Представители поколения X появились на свет в 1963–83 годах. На них влияли продолжение холодной войны, перестройка, война в Афганистане. Сформировалось поколение прагматичных индивидуалистов, надеющихся только на себя.

Вслед за «иксами» пришли «игреки», у которых много имен - поколение Google, www, миллениалы. Они родились с 1983 по 2003 год. К числу событий, оказавших влияние на их развитие, стали распад СССР, многочисленные теракты и военные конфликты, развитие высоких технологий. В итоге на сцену вышли свободные люди, живущие здесь и сейчас.

Немного о ценностях

Ученые утверждают, что у каждого из поколений есть собственные ценности. Но при этом последующему поколению они передают не то, что было важно для них самих, а то, чего им не хватало.

Бумеры жили ради общего блага и серьезно преуспели в его достижении. Но своим детям, представителям поколения Х, они передали идею о том, что наивысшими ценностями являются все же индивидуальность и личные достижения. «Иксы» строили свою жизнь по этим принципам (в частности, всю жизнь занимались самообразованием), и это им удавалось. А их дети, «миллениалы», переняли от своих родителей мысль о важности свободы и fun.

Действительно, «игреки» никому не позволяют ограничивать свою свободу. И за свою работу представители поколения Google требуют немедленного вознаграждения. Они никогда не будут что-то делать ради отдаленной перспективы - им сразу нужен видимый результат.

Именно такие сотрудники заполняют рынок труда сегодня. В самом ближайшем будущем они станут руководителями, будут строить бизнес и именно от «игреков» в течение нескольких последующих лет будет зависеть успех компаний. Чтобы найти подход к таким сотрудникам, работодатель должен знать о них как можно больше.

Поколение Y: кто они такие?

Представители поколения Y ценят свое время, нацелены на результат (поэтому, в частности, им важен не сам процесс получения новых знаний, а наличие диплома. Этим они кардинально отличаются от своих предшественников). Представители этого поколения не думают «на большую перспективу», живут настоящим моментом, потому что острее всех ощущают эфемерность, краткость и нестабильность жизни. Это ощущение у них сформировалось под влиянием многочисленных терактов и военных конфликтов. И если все достигнутое может рухнуть в один миг, то зачем планировать и предполагать? Ведь можно жить в удовольствие и успеть многое попробовать. Кроме того, поколение Х передало им идею важности свободы и fun, которой «игреки» непреклонно следуют.

О том, что собой представляют представители поколения Y, рассказала начальник отдела подбора персонала компании РОСНО Елена Семенова: «Специалисты поколения Y, или так называемые "миллениалы" (от англ. Millenials), - это те, кто начал работать после 1 июля 2000 года. Эти специалисты опираются не на общепринятые стандарты, но на собственные представления о своей карьере и своем месте в жизни компании. Помимо прочего, представители поколения Y умело используют современные технологии и рассматривают их в качестве важного инструмента».

Естественно, таких своенравных и самобытных сотрудников достаточно тяжело мотивировать. Стандартные методы здесь не подходят. Об этом рассуждает директор Института Тренинга ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», кандидат психологических наук Нина Хрящева: «По данным American society for training and development, к 2014 году 47% трудоспособного населения составят люди, рожденные с 1977 по 1997, - именно это поколение будет определять направления развития бизнес-обучения. Поэтому поиск новых L&D форматов должен быть сфокусирован на потребностях поколения Y, или поколения WWW. Персонал и управленцы "нового" поколения стремятся к общности, разрушению системы жесткой иерархии в организации, предпочитают неформальный стиль и в обучении стремятся уйти от привычного аудиторного формата.

К этим сотрудникам нельзя применять инструменты управления, которые использовались ранее. Например, подход "управление по целям" был создан во времена поколения телевидения (поколение людей, рожденных после второй мировой войны). Инструменты, связанные с оплатой по результату, внедрением KPI, индивидуальным целеполаганием активно применялись для поколения X (людей, чьей ценностью были индивидуальные достижения). Сегодня надо управлять через смыслы.

Реальность такова, что HR-инструменты, которые были эффективны в работе с людьми предыдущих поколений, не применимы для поколения Y. Когда мы говорим Y-сотруднику: "Давай ты будешь лучше работать, и мы за это будем платить тебе больше денег", он лишь пожимает плечами. Потому что для него это не самое главное».

Какие же инструменты мотивации будут эффективными?

Раздаем пряники грамотно

Наши эксперты проанализировали ценности поколения Y и сделали вывод о том, как построить эффективную систему мотивации для этих сотрудников. Рассказывает Елена Семенова: «Если работодатель размещает в интернете вакансию, ориентируясь на представителей поколения Y, то уже на этапе привлечения потенциальных сотрудников он должен выделяться среди других. В частности, имеет смысл использовать публикации с иллюстрациями и видео, выражающими эмоции и действие, отправлять кандидатам e-mail"ы с картинками (например, с рукопожатием, если соискатель приглашен на интервью). Описание вакансии должно быть нестандартным, подчеркивать важность позиции и выражать уважение к соискателю.

Находясь в поиске работы, представитель поколения Y прежде всего обратит внимание на симпатичную рекламу по привлечению персонала, известность и узнаваемость работодателя, отсутствие требований к опыту работы и возможность получить быстрое обучение "на месте" ("игреки" в принципе не особенно терпеливы и не любят сильно "напрягаться", поэтому результат им нужен не через год-два, а сейчас). Также для "миллениалов" важны возможность быстро сделать карьеру, атмосфера коллектива-семьи. Еще одним весомым плюсом станет предоставление работодателем выбора графика и места работы (чтобы не тратить много времени на дорогу). Именно эти средства мотивации и будут самыми эффективными».

«Идеальным работодателем эпохи WWW является компания Google, которая дала своим сотрудникам свободу. 20% рабочего времени каждый сотрудник может тратить на свой проект. Она дала fun, интерес, организовав интересную среду, обеспечила возможность развлечений, вплоть до того, что можно приводить в офис собак. Но не все компании могут обеспечить такую среду, как Google. И что делать, если таких возможностей нет? Одно из решений по работе с поколением Y, по нашему опыту, и опыту наших клиентов, - это отчетливая фиксация ответственности. Когда работодатель/менеджер обозначает условия, говорит о последствиях выполнения или невыполнения работы. Если сотрудник не справился с задачей важно, чтобы он принял на себя ответственность за результат и испытал на себе последствия, которые сам же и обозначил. Такой подход требует доверия и индивидуального подхода», - считает Нина Хрящева.

Действительно, поколение, выше всего ценящее свободу, предпочтет и свободную творческую работу. Неоценимым достоинством работодателя будет то, что он разрешит сотруднику-«игреку» работать по гибкому графику, а то и в дистанционном режиме. Кроме того, мотивировать «миллениалов» необходимо «с выдумкой», не только материально. Например, некоторые компании привлекают сотрудников тем, что в течение года работник может взять пять выходных для своих личных дел. И за это не придется отчитываться - писать заявление на отпуск или предоставлять больничный лист. Какие-то руководители дают своим сотрудникам возможность поехать учиться на какие-либо курсы за счет компании или возможность быстро продвинуться по карьерной лестнице.

А кто придет после?

Следующим после «игреков» будет поколение, условно именуемое экспертами Z. Поскольку еще неизвестно, какие события в будущем повлияют на его развитие и сформируют его ценности, экспертам остается лишь делать прогнозы.

«Трудно пока сказать, какие ценности передаст поколение Y. Среда меняется с большой скоростью, мы еще не успели в полной мере привыкнуть к социальным сетям, широкому доступу к информации и не до конца поняли Y. Можно предположить, что поколение Y будет транслировать своим детям ценность творчества, креативности, разнообразия. И успешными в управлении поколением Z будут те, кто реально научится управлять многообразием», - говорит Нина Хрящева.

Но это не единственное предположение относительно ценностей нового поколения. Возможно, его представители устанут от свободы, которая была так дорога их предшественникам, и решат вернуться к более ранним ценностям - например, к стабильности.



Это действительно другое поколение. В нем не только не осталось ничего советского, его и постсоветским уже не назовешь. Его можно условно назвать европейским, но не стоит полностью отождествлять, например, с нынешним поколением молодых немцев или испанцев. Нынешнее поколение россиян мыслит иначе, чем их одногодки десять лет назад. Но по мировоззрению и жизненным целям отличаются и от своих сверстников из Европы и США.

Сравнение современных молодых людей с их ровесниками в 90-х годах показывает, что весьма позитивно изменились их социальные настроения: они уверенней смотрят в будущее и спокойней относятся к настоящему. Их основные качества: уверенность в себе, оптимизм, инициативность, ориентация на совмещение карьеры и семьи, аполитичность, конформизм, прагматизм и склонность к долгосрочному планированию. Они нацелены на успех, при этом понимают его не так, как их предшественники. На первое место теперь выходит не материальная составляющая, а карьера и профессиональный рост. Высокая зарплата рассматривается уже не как самоцель, а скорее как бонус. Не то чтобы деньги стали менее важными, просто нынешняя молодежь никогда не «выживала» и «не сводила концы с концами», она напрочь лишена инстинкта накопления на черный день и поэтому может себе позволить уделять больше внимания другим вещам.

Социологи разбили современную молодежь на ряд групп согласно их мировоззрению и карьерным притязаниям - так называемые «госрезерв», «яппи», «офисный планктон», «бюджетники» и «пролетарии».

Одна из главных характеристик нового поколения - они рано и осознанно выбирают стратегии достижения своих целей и умеют объяснять, почему избрали тот или иной путь. При этом молодые люди, как правило, воспроизводят уже существующую статусную «табель о рангах» современного российского общества, выбирая карьеру чиновника, индивидуального предпринимателя, менеджера, работника бюджетной сферы или производства. На смену неопределенности или ожиданию счастливого случая приходит четкое понимание правил достижения карьеры и успеха: постепенность, правильный выбор образования и профессии, откладывание создания семьи, поиск связей и знакомств.

Дети «поколения Z» - большие трудоголики. Изначально имея представление о работе своей мечты, они хотят попробовать себя и в других сферах. Чаще указывают, что лучше чувствуют себя в условиях стабильности, но при этом готовы экспериментировать опять же саморазвития ради. Четко осознают свои цели и знают, чем готовы жертвовать ради их достижения. Многие готовы работать по 12-16 часов, иметь ненормированный график работы, отказывать себе в отдыхе и развлечениях, согласны переехать в другой город. Зато, в отличие от молодежи 90-х, сегодняшние 16-25-летние в большинстве своем не готовы рисковать здоровьем, работать на непрестижной, пусть и хорошо оплачиваемой работе, заниматься тяжелым физическим неквалифицированным трудом. Престижно - это теперь совсем не обязательно высокая должность. Если в 90-х чуть ли не каждый второй указывал, что мечтает стать как минимум президентом крупной компании, а то и всей страны, то сейчас социологи отмечают снижение уровня должностных притязаний в пользу более реальных. Дети «эпохи Z» не витают в облаках, мечтая о портфелях и зарплатах, они хотят быть просто менеджерами, юристами, маркетологами, руководителями отделов, а то и вовсе секретарями. Уже сегодня они четко представляют, кем будут к 30 годам.

Нацеленность на семью и детей - одна из важных характеристик нового поколения. Они верят в традиционные семейные ценности и мечтают о счастливом браке и потомстве. Причем и парни, и девушки одинаково. Только не сейчас. «Поколение стабильности» откладывает рождение детей, но не потому, что не верит в завтрашний день или собственные силы сегодня. Они хотят сначала отучиться, потом немного попутешествовать, затем планируют много-много работать, потом желательно купить квартиру и машину и лишь после заводить детей, подойдя к этому делу со всей ответственностью.

Однако внутри нового поколения нашлось место и тем, кому все «по барабану». Это так называемые «пролетарии». Они стоят особняком, по поводу карьеры не заморачиваются и особой жизненной философии не демонстрируют. Как говорят, «в семье не без урода».

Сегодня «Z-поколение» на коне. Они готовы завоевывать мир и считают себя самым прогрессивным и адаптированным к жизни поколением чуть ли не за всю российскую историю. Какие проблемы их ждут завтра социологи предугадывать не берутся. Ведь Россия - страна с устойчивой исторической традицией: то, что будет завтра, предсказать нельзя. Даже в самые стабильные времена.

Елена Черненко, Вера Рыклина. Newsweek

Статьи по теме: