Осенние посиделки в старшей школе сценарий. Праздник "осенние посиделки"

Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1. Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1. Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот расстался.

Фома. Что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок. Иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют, да плачут.

Фома. У тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба - вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1. (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1. Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» - «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» - «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» - - музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение

Утренник «Осенние посиделки»

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, развивать творческие способности учащихся.

Целевая аудитория: 2 класс

Ход мероприятия

Учитель: Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Улетели птицы, на хвостах своих лето унесли. Только некогда грустить. Сегодня у нас праздник осени. В тереме осеннем окна и двери распахнуты настежь- дождь идёт ли, ветер ли свистит. Заходите к нам,люди добрые. Праздник осени у нас и светло и весело. Вот какие украшения осень здесь развесила!

Добрый вечер, гости званые и желанные!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

Дети :Мы пять раз в ладоши хлопнем
И пять раз ногами топнем,
В гости осень позовем,
Праздник осени начнем.

Учащиеся читают стихотворения:

1.Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.

2.Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!
3.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!
4.Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!
5.Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!

6. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.

7. И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора.
И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!

8.Бродит в роще листопад
По кустам, по клёнам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

9. Соберём из листьев веер
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.

10. Гнёзда чёрные пусты.
Меньше сделались кусты.
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень!

Исполняется песня « Падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём,

Пахнут пески и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Деление учащихся на 2 команды «Кленовички», « Берёзочки» (из мешочка достать кленовый листочек- красный, берёзовый листочек- жёлтый). Образовавшиеся команды рассаживаются на свои места.

Члены жюри выбираются из присутствующих родителей.

(за каждый правильный ответ-1 балл)

Ведущий:
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы осень встречаем
Богатым урожаем.

Станция « Чудо-овощи»

1 задание –Загадки с грядки (по 7 загадок каждой команде)

1.Взяли мы ее одежку,

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (капуста)

2.Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

3.Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

4.На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

5.Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (кабачок)

6.Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (огурцы)

7.Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

8.Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

9.Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

10.Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (морковка)

11.Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (свекла)

12.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (Баклажан)

13. Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)

14.Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

Минутка -прибаутка для души, для шутки

Сценка «ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА»
Огурец и помидор
Как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них,
Кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым,
Называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода.
Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!”

“Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, -
Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь,
Только если покраснеешь.

А меня уже едят,
Мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький
Я всегда удаленький!”

2 конкурс « Эрудит»

1.Какие овощи усатые?(фасоль, горох)
2.У какого овоща есть глазки? (картофель)
3.Какой овощ мешал спать принцессе?(горох)
4.В каком овоще 2 ноты? (фа-соль)
5. Какой овощ тянули всей семьёй? (репка)

«КОТ В МЕШКЕ»
Надо определить на ощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

(за каждый отгаданный предмет-балл участнику команды)

Учитель: А сейчас послушайте одну очень интересную историю

ИСТОРИЯ КАРТОШКИ

Картошка для нас – очень привычный и незаменимый овощ.

Кто любит картофель варёный, жареный, печёный? Но мы совсем забыли, что этот овощ, прежде чем попасть на наш стол, проделал длинный путь.

Это было давным-давно, более четырёхсот лет назад. Два испанских пирата: Франциско Писсаро и Диего Альмаро отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну – Перу. Они мечтали овладеть богатствами этой страны.

Много нового и необычного увидели они в Перу. Особенно поразило их то, что всё население питалось какими-то странными корнеплодами. Это были подземные плоды невзрачного на вид растения «папа», ныне хорошо знакомого нам картофеля.

Кто скажет, с чьим именем связано появление картофеля в России?

Пётр 1 прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства для того, чтобы население занялось разведением картофеля.

Постепенно привезённые из Испании как чудо «земляные орехи» стали для нас Вторым хлебом. В Испании их назвали тартуфолли, а у нас это название прижилось как картофель. При дворе Петра 1 его выращивали в качестве цветов и пудры для париков, которую делали из картофельного крахмала.

Игра-минутка для души, для шутки

« Собери картофель» - на полу рассыпан картофель, у двоих детей из разных команд завязаны глаза, по сигналу начинают собирать в корзинку. (балл присуждается тому, у кого больше « урожай»)

Сценка « Спор овощей»

1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?

2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!

Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.

1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):
Я - румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!

2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!

Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!

1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...

Дети: Лук.

Лук: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я - простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.

Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Все: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.

Исполняется песня « Урожай»

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай

И на зиму запасай.

Мы - ребята-молодцы!
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.

Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай
Припев: Ой, да, не зевай

И в корзину полезай.

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай.

Припев: Ой, да, отворяй,

Едет с поля урожай!

И опять минутка для шутки (дети читают шуточные стихи)


1.Если нос у малыша приплюснутый немножко.

Значит люди говорят, нос его -картошкой.

2.Мать учитель вызвал в школу рассказать о сыне.

Знать получит дома он по тыкве и по дыне.

3.Мать нотацию читала долго так, что аж устала.

А потом ушла со вздохом -как об стенку всё горохом.

4. Если дали нам решать трудную задачку,

Чтоб решенье написать, надо репу почесать.

5.Кто-то трудится как вол, а в карманах пусто.

А кто-то пачками стрижёт зелёную капусту.

6. Если в овощных куплетах, вы себя узнали.

Значит, угадали мы, в яблочко попали.

Конкурс для родителей

Фразы на осеннюю тему (сказать вторую часть)

Возьму лук….– свяжу в косичку и подвешу к потолку. (примерный ответ)

Возьму картошк – выкопаю из земли и разложу сушить.

Возьму яблоки – засыплю сахаром и сварю варенье.

Возьму капусту – нашинкую и сварю борщ.

Возьму лопату – наточу и буду копать огород.

Возьму кукурузу – обломаю и сварю.

Возьму виноград – раздавлю и выжму сок.

Возьму грушу – сорву её, сочную и свежую, и съем.

Возьму огурцы – засолю в бочке.

Возьму рябину – обваляю в сахаре и украшу ею торт.

Возьму орех – разобью молотком и съем серединку.

Станция « Остроглаз»

1.Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

2. А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

3. Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянуть просинь -

Значит наступила осень.

1 конкурс « Угадай природное явление, которое происходит только осенью»

1 команда – ЛИСТОПАД

2 команда- ЛЕДОСТАВ

2 конкурс « Эрудит»

1.Кто собирает яблоки спиной? (Ёжик.)

2.Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка.)

3.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клёна.)

4.У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца.)

5.Какая ягода бывает красной, белой, чёрной? (Смородины.)

6.Кто полгода живёт без обеда? (Медведь, ёж)

7.У какого дерева всегда дрожат листья? (У осины.)

Игра-минутка для души, для шутки

« Собери листочки» (по 3 человека с каждой команды, листочков-5, кто возьмёт последний лист, тот приносит очко команде)

Станция « Календарь народных примет»

Читает учитель:

Приметы сентября:

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.

Приметы октября:

Гром в октябре сулит бесснежную зиму. (был гром)

Появление комаров – к мягкой зиме.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний грибок – поздний снежок.

Приметы ноября:

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

У дуба и осины самый поздний листопад.

В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.

Чтение примет из проектов детей-( проекты выполнялись заранее, зачитывались на уроке окружающего мира, задача детей вспомнить примету и назвать вторую часть)

Если ночь на первое января звёздная, то быть большому урожаю ягод.

Воробьи барахтаются в пыли и чирикают- жди дождливой погоды.

Появились комары поздней осенью -к мягкой зиме.

Много ягод на рябине - к холодной зиме.

Вороны садятся на вершины деревьев - к морозу, на нижние ветки -к ветру.

Осенью птицы летят низко- к холодной зиме , высоко- к тёплой зиме.

Музыкальная пауза

Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
1.Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

2.Тучи ходят, тучи ходят,

Дождик льёт, как из ведра.

Хорошо нам петь частушки

У закрытого окна!

3.Наш любимый кабачок

Отлежал себе бочок.

Мамочка пожарила,

Съесть дружка заставила!

4.Огуречным было лето,

Пострадали мы за это:

Не хватало банок маме,

Мыться негде - рассол в ванне!

5.Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!

6 .Не болеем больше гриппом,

не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

нам головка чеснока.

7.Разудалый я силач -
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.
8.Тучка глупая не знала,
Что уж осень здесь настала.
Огневой лесной наряд
Ливнем тушит час подряд.

9.Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!

10.Вот и осень наступила,
Можно в куртке пофорсить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить.

11.Ох, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать!
Все: Осень, осень, до свиданья,
Мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье,
В гости к нам зима идет!

Учитель:

В древней Руси первый день сентября, был первый день встречи с осенью и назывался в народе летопроводцем. Сентябрь- самый сухой месяц осени Эти тёплые деньки называются Бабьим летом. В сентябре запасали на зиму горькую ягоду рябину. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали

птицы. На зиму отжимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу – он сохранял в течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори. В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов.

Учащийся:

Я – октябрь. В старину меня называли «Хмурень» , «Листопадник», « Вершиной осени» Я – десятый месяц в году.

Учитель: Действительно, в октябре все больше хмурых дней, чаще идут дожди.

В этом месяце природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот.

Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – хорошенько

схорониться в лесную подстилку или забиться в щели,

последним птицам поспешить с отлётом в тёплые края.

Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

В этот день делали последний сбор грибов. Ну, а вы грибы знаете.

Конкурс « Угадай грибок» (за верный ответ 1 балл)

ЗАГАДКИ:

И красив он и велик. Это гриб… (Боровик)

Точно жёлтые цыплятки, разбрелись в бору …(Маслятки)

Разбежались по опушке, полосатые … (Волнушки)

Если грибок рыжий, значит это… (Рыжик)

Учитель: Небо закрыто тяжелыми облаками, идёт снег пополам с дождём.

Уже все перелётные птицы покинули родные места. В ноябре осень

с зимой встречается. Ноябрь – это месяц первых морозов и снега.

В середине месяца есть праздник Кузьминки. В народе говорили:

«Кузьминки – по осени поминки» . После кузьминок падал снежок,

засыпал землю. А в избах запасались работой на долгие зимние вечера.

Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в этот день

соревновались между собой – кто вкуснее приготовит угощение.

В народе было принято устраивать проводы осени.

И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай.

Игра «Лужи»

На полу раскладывают кружки. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать,наступая только на кружки. (побеждает тот участник, кто не пропустил ни одного кружка)

Конкурс « Назови лишнее»

Учитель читает стихи поочерёдно каждой команде, д ети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Учитель: Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде. (Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение, каждой команде по 4 пословицы)

1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит.)

Заключительная часть (в этот момент жюри подводит итог)

1. Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.

2. Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые, да алые
Кружатся листы.

3. Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг

Жёлтый двор, жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Значит, осень – не весна.

4.Любое время года нам нравится, друзья.

И осень золотую мы любим – Да! Да! Да!

И листопад, и дождик, и сказочный туман,

И птиц, летящих к югу,караван.

5. Как осенью красиво! Листва шумит игриво

И шепчет шаловливо: «До встречи, до весны!

А птицы, улетая, и нам крылом махая,

Кричат: «Пока, до встречи! До встречи! До весны!»

6.Нам осень щедро дарит богатый урожай.

Всю зиму вспоминаем тебя мы, так и знай.

Ты отдохни немножко и силы накопи,

А через годик снова приходи!

Уходит осень щедрая от нас,

Её теплом мы были все согреты

И пусть останется в сердцах у вас

Наш праздник

До свиданья, в добрый час!

Праздник заканчивается чаепитием.

Цель:

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
  • Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  • Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,

Ход праздника

Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:

— Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря.

Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.

Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.

— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?

— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)

Русская народная песня «У ворот»

Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей.

2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?

Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой

Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.

Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,

Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).

Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.

Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)

Русская народная песня « Узорница»

(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)

Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.

Русская народная игра « Колечко»

Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.

Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

На кустах они висят, и как маков цвет горят,

Только это не малина, что за ягода?….(калина)

(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)

Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко

Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.

Аттракцион «Собери листья в корзину»

Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)

Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,

Русская, народная, весёлая задорная.

«Частушки – нескладушки»

Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…

Петровна: Да полно те, это комары звенят!

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…

Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!

Приглашайте гостей на танец!

Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)

Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .

Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).

За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).

На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).

Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.

Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова

Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .

Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?

Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.

Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.

Меня сороки, галки боятся пуще палки!

Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?

Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!

Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,

ветром и дождём.

Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…

А меня и на ваши посиделки не пригласили.

Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?

Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…

Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.

Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!

Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!

(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)

Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)

— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?

Дети: Овощи! Не растут на деревьях.

(несколько детей снимают их с дерева)

Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.

Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».

Пугало: Вот здорово!

Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!

Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!

Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,

Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).

Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!

Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.

А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)

Всех накормит а сама не ест? (ложка)

Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки

Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).

«Свистулечный оркестр»

Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!

Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,

За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!

Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!

«Пироги»

Ребёнок: Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)

Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,

А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.







музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 14»,

г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия

Осенние посиделки

Цель : ознакомить учащихся начальной школы с народным фольклором на тему Осень.

Оформление: зал украшен гирляндами из осенних листьев и работами детей на осеннюю тематику.

Оборудование : презентация с названиями конкурсов, запись Осенней песни (включена в презентацию) , для конкурса мытые фрукты и овощи, платки, кубики (грибы), корзиночки, осенние листья для конкурса.

Ведущий1 Внимание! Внимание!

Всем Денисам и Катюшкам!

Всем Антонам и Танюшкам!

Приглашаем всех сейчас :

веселиться, петь, плясать,

В игры разные играть!

Ведущий2: Милости просим на осенние посиделки!

Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!

Ведущий1: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Ведущий2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – загадку, кому – игру, кому – песенку.

Ведущий1 Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Ведущий2: Гости в сборе, пора посиделки начинать, да кого-то не хватает на наших осенних посиделках…….

Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.

Кикимора.
Здрасьте вам, пожалуйста! Явилась, не запылилась, голубчики! Я, Кикимора бесцветная, тут все заколдовала. Ни одна краска здесь больше не оживет. Все станет таким сереньким, бесцветненьким, как и я сама. И осени вам не видать! Ведущий1
Ты от нас спрятала осень? Кикимора.
Вот еще! Нужна она мне! Я только краски у нее отняла. Терпеть не могу это разноцветье. Да вы проходите, не стесняйтесь. Я из вас тоже бесцветненькими сделаю. Ведущий2.
Ну, уж нет! Такими серыми и мрачными мы быть не хотим. Правда, ребята? Кикимора.
Хотите вы этого или нет, а придется вам мне подчиниться. Потому что, пока на мне нет ни одной яркой краски, сила моя безгранична. Так что мне не перечьте, а лучше усаживайтесь поудобнее. А я пойду схожу за ведерком со своей колдовской бесцветностью. Помажу вас, и будете вы у меня такими серенькими да бесцветненькими - залюбуешься! Я сейчас! (Уходит). Ведущий1.
Ребята, этого нельзя ни в коем случае допустить. Не хватало еще нам с вами превращаться в такую серость. А вы заметили, Кикимора проговорилась: она сказала, что, пока на ней нет ни одной яркой краски, сила ее безгранична. Значит, нужно ее раскрасить разными красками. Тогда ее колдовство исчезнет, и мы сможем вернуть все краски Осени. Но где нам раздобыть эти краски?.. (Задумывается). Ведущий2
Надо действовать дружно и быстро. Ребята выходите ко мне, вот вам всем разноцветные ленточки. Спрячьте их за спину. А когда появится Кикимора бесцветная, начинайте ими дружно махать. Я думаю, ей это не понравится. (ребята 3а класса исполняют танец с ленточками.
после танца начинают махать на Кикимору разноцветными ленточками.)

Кикимора.
Ой-ой-ой! Это что за безобразие?! Уберите это скорей! У меня глаза слепнут! Ай-ай-ай, не вижу ничего! Ведущий1

Вот и хорошо, что ничего не видишь. Мы тебя сейчас быстренько в порядок приведем.
Усаживают Кикимору на стул, обвязывают ее цветными лентами, чтобы она не могла пошевелиться.
Кикимора.
Что это вы еще придумали? Я не хочу-у-у-у! (Плачет). Ведущий2
Мы тоже не хотим видеть вокруг твою бесцветность. Мы хотим вернуть Осени все ее краски.

Ведущий1
Полюбуйся, какая ты стала красивая, нарядная! Кикимора (передразнивая).
Красивая, нарядная!.. А колдовать, безцветить как я теперь буду? Ведущий2

А твое колдовство никому и не нужно. Зато теперь мы сможем спокойно вернуть все краски Осени.

Ведущий1: Чтобы осень завлечь к нам на посиделки надо что-то веселое, интересное рассказать.

Ведущий2: попробуем почитать стихи. Объявляем конкурс на лучшего чтеца стихотворения об осени.(дети читают стихи)

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.

Ведущий1.
И мы рады, что ты пришла к нам на праздник, милая Осень. Ведь ребята так готовились к встрече с тобой.

Осень:

Поклон вам всем, родные люди,
И вашим золотым рукам.
Я – ваша осень золотая,
И вот опять явилась к вам,
Но, а со мною, как всегда,
Плоды большого урожая
Плоды почетного труда.

Хотите про плоды узнать? Прошу загадки отгадать.

Загадки не простые загадки-обманки.

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…... Капуста .

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….. Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно… Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется ….Свекла.

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это…. Репка.

Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….. Кабачок.

Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….. Помидор.

Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно…. Тыква.

Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то… Лук.

Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….. Чеснок.

Осень: Молодцы, ребята!

Кикимора: Я предлагаю узнать овощ, никогда не догадаетесь, что у меня в мешке.

Осень: Опять ты кикимора вредничаешь. Ребята выходите по одному вытаскивайте из мешка овощ и угадывайте его на ощупь.

Осень: А знаете ли вы овощи и фрукты на вкус? Предлагаю поиграть в

Рифмофокусы. – хоровая игра

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень…
кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень…
красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету…
зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он…
сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень…
горький.

Ведущий1. А сейчас ребята 3 класса для тебя осень исполнят песенку.

Осень.
Петь вы мастера!
А теперь для вас - игра.

Игра "Репка". В игре участвуют 2 команды детей. В каждой команде - персонажи сказки "Репка" (надевают соответствующие атрибуты на головы): Дед, Бабка, Внучка, Собачка, Кошка, Мышка. Команды выстраиваются в колонны за Дедом на одном конце зала. На другом конце зала, напротив каждой из команд, размещают на полу по "репке". По сигналу игру начинают "дедки". Они бегут каждый к своей "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "бабок", бегут к "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "внучек" - бегут втроем и т.д. Побеждает та команда, которая, двигаясь в цепочке (все персонажи держатся за руки), не разорвет эту цепочку и чья "мышка" первой схватит "репку".
Осень: Молодцы ребята славно поиграли. Победителям призы.

Осень: «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный- хлопайте,

Несъедобный- топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

Осень: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю надеть куртки, шапки и отправится на прогулку?

Объявляется конкурс

Кикимора: Что то я засиделась про меня забыли. Я разозлюсь и начну гадости делать.

Осень: Ребята давайте развеселим Кикимору. Выходите все и станцуем все вместе.(танец песня)

Осень.
Хорошо мне у вас на празднике, ребята. Но пришла пора расставаться.

Ведущий1

Золотая волшебница Осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножечко с нами побыть!
Ведущий2

Очень нравится нам любоваться,
Как листочки под солнцем горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пестрый наряд.
Осень.

Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!

Осень раздаёт детям подарки.

Игра «Узнай по вкусу» (играет музыка)

Осень выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.

Дети с завязанными глазами пробуют овощи и фрукты, отгадывают их по вкусу.

Учитель: Понравилось вам играть?

Давайте сыграем еще в одну игру – «Да или нет?»

Игра «Да или нет?»

Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)

Осень: Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?

Объявляется конкурс «Кто вперёд соберётся на прогулку»

Осень: А какие же посиделки без частушек?

Частушки

    Мы осенние частушки
    Пропоем сейчас для вас!
    Громче хлопайте в ладоши,
    Веселей встречайте нас!

    Листья с веток облетели,
    Холоднее с каждым днем.
    Урожай убрать успели,
    И об этом вам споем.

    Как красиво все кругом
    Золотым осенним днем.
    Листья желтые летят,
    Под ногами шелестят.

    Осень чудная пора,
    Любит осень детвора!
    В лес с корзинами мы ходим,
    Много там грибов находим.

    Нет вкуснее яблок спелых,
    Это знает детвора,
    Как мы яблоки увидим,
    Сразу все кричим: «Ура!»

    Любим мы свеклу, морковку,
    И капусту тоже есть,
    Потому что витамины,
    В овощах и фруктах есть!

    Наш любимый кабачок
    Отлежал себе бочок,
    Мамочка пожарила
    Съесть меня заставила.

    Осень, осень золотая,
    Хорошо, что ты пришла
    Ты и яблок, ты и меду,
    Ты и хлеба принесла!

    Вот растёт гриб-боровик,

И красив он, и велик.

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая, как пень.

10. Спрятались под ёлками

Рыжики с иголками.

Не малы, не велики

И лежат, как пятаки.

11. А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко.

Это груздь нас просит взять,

А за ним ещё штук пять.

12. Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

13.Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
«Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!»

Осень: Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный- хлопайте,

Несъедобный- топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Свинушка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

Осень: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю пойти в лес за грибами!

Игра "Собери грибы"

2 участникам завязываются глаза. По полу рассыпаются разноцветные кубики. Под музыку дети собирают только тот цвет кубиков, которые обозначают съедобные грибы. Кто быстрее?

Ведущий: Ребята! Ведь осень мы любим не только за её богатый урожай, что ещё вас удивляет в осеннее время года? Конечно же, разнообразие красок!

Предлагаю игру «Соберём из листьев веер яркий и красивый…»

Детям предлагаются листья клёна, осины, дуба, вызываются три участника, кто вперёд соберёт свои листья под музыку.

Осень:

Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

Осень раздаёт детям подарки.

Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи :

  • познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации : 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно ):

Отошла пора работ -
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета -
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

- С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

- С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица :

Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

Милости просим!

Матвеевна:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

Еремеевна:

Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.

Матвеевна:

Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

1-й гость:

2-й гость:

Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна .

Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

Репа - овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой -
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму - труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

Не знаем! А какие?

Матвеевна:

Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

Хороший урожай собрали!

Вместе:

Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

- Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил - откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79
Статьи по теме: