Особенности коррекции агрессивного поведения детей. Детская агрессивность и способы её коррекции

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях , так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения :

1. чувства страха , недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности .

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин.

В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску.

Малыш, для которого еще нет разделения на я и не-я, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред.

В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.

Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.

Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят "за закрытой дверью", маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые - это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.

Во-первых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.

И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная.

С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.

Третья причина - это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети - это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.

В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость.

Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь.

Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

С основными причинами агрессии у детей разобрались.

Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить . О чем-то мы уже упоминали выше, при описании причин.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Не нужно быть психологами, чтобы выделить в коллективе детей с агрессивным поведением. И речь не идет о доброкачественной агрессивности, которая свойственна всем в опасных жизненных ситуациях. Истинная, то есть злокачественная агрессивность - это устойчивые свойства ребенка, которые проявляются повышенной готовностью к агрессии. Симптомы такого поведения по-разному проявляются в разные возрастные периоды. Но, тем не менее, уже с дошкольного возраста агрессивное поведение детей необходимо корректировать, и делать это нужно целенаправленно.

Признаки агрессивного поведения детей видны и родителям, и педагогам уже в дошкольном возрасте. Так, у детей-дошкольников и младших школьников агрессия проявляется такими характеристиками:

  1. Потеря контроля над собой.
  2. Частые ссоры со сверстниками.
  3. Отказ выполнять поручения и просьбы взрослых.
  4. Намеренный вызов у окружающих чувства злости и раздражения.
  5. Обвинение других в своих ошибках.
  6. Вымещение гнева на неодушевленных предметах.
  7. Частые проявления гнева и зависти.
  8. Не способность забывать обиды, не отплачивая за них.
  9. Мнительность и раздражительность.

Если же говорить об агрессивном поведении подростков, старших школьников, то это проявление таких признаков:

  1. Частые угрозы окружающим.
  2. Отсутствие чувства сострадания и проявление жестокости не только к животным, а и к людям.
  3. Неразборчивость в средствах достижения целей. В качестве отмщения такие подростки применяют порчу личных вещей обидчика, воровство и даже физическую силу.
  4. Равнодушие к мнению родителей.
  5. Трудности во взаимоотношениях с педагогами и прогуливание уроков.

Если вашему ребенку свойственны несколько из вышеуказанных признаков агрессивного поведения, то необходимо приложить усилия к тому, чтобы защитить окружающих от сына или дочери и одновременно корректировать их агрессивное поведение.

Причины агрессивности детей

У детской агрессивности есть несколько источников. Все они в одинаковой степени влияют на появление тех или иных симптомов агрессии у девочек и мальчиков. Вот эти причины:

  1. Семья, в которой нормой является демонстрация агрессивного поведения. Это могут быть угрозы отца матери, либо постоянные угрозы родителей своему ребенку, бабушкам или дедушкам, живущим рядом. Часто агрессивность детей берет истоки в семьях с так называемыми двойными стандартами: на людях родители демонстрируют доброту и вежливость, а наедине с детьми проявляют физическую силу.
  2. Общение со сверстниками. Уже в дошкольном возрасте критерий силы в детском коллективе весьма значимый. Особенно к этому стремятся мальчики. Самому сильному можно все. Эта неправильная аксиома бытует в детской среде очень часто.
  3. Персонажи с агрессивными проявлениями поведения. Нашим детям часто хочется быть похожими на негативных героев. Поэтому не следует недооценивать роль мультфильмов и компьютерных игр, главными мотивами которых является война добра и зла.

Агрессивность в ребенке - это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Протестные и злобные реакции маленьких агрессоров являются способами привлечения внимания к их проблемам и невозможности решать их самостоятельно.

Поэтому в дошкольном возрасте можно применять такие упражнения для разрядки гнева и агрессивности:

  1. Порвать и скомкать лист бумаги.
  2. Побить боксерскую грушу или подушку.
  3. Потопать ногами.
  4. Повтирать пластилин в бумагу.
  5. Посчитать медленно до пяти (десяти).

Хорошими способами снятия агрессии у дошкольников являются спортивные игры и бег. Отлично снимает агрессивность вода, то есть занятия плаванием пойдут на пользу агрессивному малышу. Специалисты всегда фиксируют у такого ребенка высокий уровень напряжения мышц, особенно в зоне рук и лица, шеи и плеч. Именно эти органы задействованы в процессе плавания, что и позволяет снимать физическое напряжение.

Релаксационные упражнения - еще один способ коррекции агрессивного поведения дошкольников. Регулярное выполнение релаксационных упражнений и в детском саду, и дома делают дитя более спокойным. Например, можно попробовать упражнение «Лимон». Ребенок лежит на спинке, а его руки и ноги расставлены в стороны. Скажите малышу, что к его правой руке подкатывается лимон и из него необходимо отжать как можно больше сока. Пусть дитя сделает это в своем воображении, мысленно сжимая лимон сначала одной рукой, а затем другой.

Аналогичные цели достигаются и упражнением ”Растишка”. Ребенок стоит прямо и поднимает вверх ручки. Педагог просит показать, как вырастает он после завтрака (обеда.) Малыш должен, не отрываясь от пола, тянуться вверх руками и плечевым поясом, при этом он сильно напрягает мышцы рук и плечевого пояса.

Такие упражнения выполняются по несколько раз, и делать это необходимо ежедневно.

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

В отношениях взрослых с агрессивным ребенком младшего школьного возраста существует ряд правил поведения. Они помогают нейтрализовать агрессию и направлять поведение мальчика или девочки в русло партнерских, а не доминирующих взаимоотношений. Итак, вот эти правила:

  1. Игнорирование незначительной агрессии. Это может проявляться обычным необращением внимания на поведение ребенка; выражением понимания его чувств словами: «Я знаю, что тебе обидно, я тебя понимаю».
  2. Переключение внимания ребенка в момент агрессии на выполнение интересного ему задания или просмотр любимой передачи.
  3. Выполнение расслабляющих, релаксационных упражнений. В момент озлобленности ребенка его необходимо спокойно взять за руку, тем самым нейтрализуя агрессию, и спросить, не устал ли он, попробовать сделать зарядку для рук, а если речь идет о занятиях в школе, то, возможно, сделать зарядку-пятиминутку со всеми детьми.

Если же агрессивные ученики просят совета, хотя такое случается редко, педагоги, психологи должны сами корректно давать детям рекомендации по сдерживанию нарастающей у них агрессии. В таких случаях необходимо:

  1. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть.
  2. Если возможно, то встать и медленно походить.
  3. Порвать ненужную бумагу на мелкие части.
  4. Сжимать и разжимать кулаки.
  5. Качать орешки. Пусть в карманах ребенка всегда имеется по два грецких ореха. В моменты раздражительности он должен прокачивать их в руках, тем самым переключая внимание на это занятие и снимая нервное напряжение.

Отношения «взрослый - агрессивный подросток » имеют свои правила, позволяющие обеспечивать разрешение конфликтов и одновременно целенаправленно корректировать поведение таких детей:

  1. Спокойная реакция взрослого на агрессию подростка. Это может быть полное игнорирование его реакций способом выхода в другую комнату при разговоре; констатация понимания агрессии серией вопросов о возможной усталости, ухудшении самочувствия, конфликтах со сверстниками. Возможно, в такой ситуации целесообразно будет вспомнить свое негативное поведение в период взросления. Но примеры из личного опыта не должны стать для вашего ребенка указателем к действиям. В этих воспоминаниях акцент следует делать на том, что за такое поведение потом было стыдно, что оно причинило боль родителям, бабушке.
  2. Акцентирование внимания взрослого на поступке подростка, а не на его личности. Анализируя поведение сына или дочки, важно ограничиться конкретным фактом и ни в коем случае не вспоминать, что это уже было, что вчера или позавчера были другие агрессивные действия. Только беседуя о конкретной ситуации, подросток сможет критично оценить себя. Нужно убедить, что агрессия вредит, прежде всего, ему самому. Ребенок должен из ваших бесед понимать, что вы осуждаете его поступок, а не личность. То есть вы любите ребенка и хотите ему только добра.
  3. Контроль над своими негативными эмоциями. Родители - первый авторитет для детей. И поэтому надо каждую минуту контролировать свои эмоции, не давая малейшего повода подросткам для копирования негатива. Если же такое случается, то при подростке нужно признать, что вы были неправы, не сдержались, и попросить прощения.
  4. Снижение напряженных ситуаций. Если вы конфликтуете с ребенком, то нельзя допускать таких действий: переходить на угрозы, втягивать в спор посторонних людей, обзывать подростка, использовать физическую силу, сравнивать его с другими детьми, подкупать его будущими покупками или вольностями.
  5. Личная демонстрация неагрессивного поведения. Спокойствие взрослых в конфликтной ситуации - лучший нейтрализатор агрессии подростков.

Дайте возможность детям высказаться и объяснить свое поведение. Выслушайте ребенка. Используйте юмор, будьте искренними с детьми. Беседуйте с ними так, как с партнерами, взрослыми личностями, а не вашими подчиненными без опыта, знаний и права на собственное мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Авторы статьи разбирают причины, способствующие развитию детской агрессии, и предлагают способы контроля поведения ребенка.

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньнии

ногами, битье кулаками по столу )

инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели

враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки)
  • грубое, жестокое обращение с ребенком
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах

одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

  • Отказывается от коллективной игры.
  • Слишком говорлив.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Не понимает чувств и переживаний других детей.
  • Часто ругается со взрослыми.
  • Создает конфликтные ситуации.
  • Перекладывает вину на других.
  • Суетлив.
  • Импульсивен.
  • Часто дерется.
  • Не может адекватно оценить свое поведение.
  • Имеет мускульное напряжение.
  • Часто специально раздражает взрослых.
  • Мало и беспокойно спит

Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.

В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.

  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Проектное рисование.

Система педагогической работы:

Цель:- снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

  • Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
  • Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
  • Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
  • Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
  • Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру

Основные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников

Основные направления

Задачи

Ведущие формы, методы, средства.

1.Работа в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

· Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей.

· Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции;

· Обучение социально приемлемым, адекватным способам выражения

агрессии;

· Обучение ауторелаксации;

· Обучение навыкам управления эмоциональной сферой.

Формы:

· Сюжетно- ролевые игры;

· Игровые упражнения;

· Этюды;

· Инсценировки;

· Психогимнастика;

· Танцевальные упражнения;

· Индивидуальные занятия;

Методы:

· диагностика;

· Наблюдение;

· Убеждение;

· Положительный пример;

· Чтение специальных рассказов;

· Беседы;

· Игровые методы;

· Рисование;

· аромотерапия.

Средства:

· Художественная литература;

· Музыкальные произведения;

· Игровое оборудование;

· Аромолампа, аромомасла.

Работа педагогов с семьей.

· Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

· Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями, причинами проявления.

· Создание представлений об основных приемах саморасслабления и саморегуляции

поведения.

· Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.

· Ознакомление системой педагогической работы.

· Оказание помощи родителям о общении с детьми с агрессивным поведением.

Формы:

· Беседы;

· Консультации;

· Родительские собрания;

· Индивидуальная работа:

Методы:

· Анкетирование

· Беседа

· Рассказ

· Анализ педагогических ситуаций;

· Обсуждение результатов диагностики.

Средства:

· таблицы;

· схемы;

· аудиозаписи.

Самообра-

зование педагогов.

· Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме.

· Освоение основ саморегуляции поведения.

· Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением.

· Ознакомление с системой педагогической работы.

· Создание мотивации практического применения предложенной системы.

Формы:

· Индивидуальное изучение теоретической и методической литературы;

· Беседы;

· Консультации со специалистами.

Методы:

· Самоанализ;

· Анкетирование;

· Дискуссии;

· Обмен опытом с другими педагогами;

· нетрадиционные методы (аромотерапия)

Средства:

· Литературные источники;

· Аудиозаписи;

· Интернет и другие информационные источники.

Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.

Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

Направьте его энергию в положительное русло, н-р: в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции,

управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег)

Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия,

не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением»

Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый./ н-р скажите ему: Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!/

Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу; устроить соревнование « Кто

Громче крикнет, «Кто выше прыгнет,» « Кто быстрее пробежит»

Работа родителей с детьми:

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание:"часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

Работа педагога с детьми.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.

  • Бить подушку или боксерскую грушу.
  • Топать ногами.
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  • Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  • Посчитать до десяти.
  • Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
  • Вода хорошо снимает агрессию.
  • Комкать и рвать бумагу.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

Упражнение “Апельсин (или лимон)”.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачек, откатите апельсин (некоторые дети представляют что они выжили сок) ручка теплая …, мягкая.., отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Сильный ветер(Этюд на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений)
Ветер подул такой сильный. Никак не дает подняться. Прямо к земле валит. Встали гномики на четвереньки, так легче против ветра подняться. Поставили ножки пошире, устойчивее, чуть вперед наклонились, голову ручками прикрываем и идем против ветра.
Ветер на нас давит, идти не дает. А гномики хитрее, то одним боком, то другим повернутся, ножки пошире ставят. Вот уже до леса дошли, здесь ветер нас не достанет. Ух, пришли!

Шарик
Цель: расслабление мышц живота.
Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем

Игры с агрессивными детьми
Подвижные игры

Два барана"(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

"Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

"Попроси игрушку" - вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

"Попроси игрушку" - невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютово 6. К., 1999)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

"Прогулка с компасом" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.


Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.

В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Основные направления работы, методы и техники коррекционного воздействия представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Направления работы, методы и техники коррекционного воздействия на агрессивного ребенка

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

Коррекция агрессивного поведения детей

Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

Снижение уровня личностной тревожности

  • 1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
  • 2)работа со страхами;
  • 3)ролевые игры

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

  • 1)работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;
  • 2)придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);
  • 3)рисование, лепка эмоций;
  • 4)пластическое изображение эмоций;
  • 5)работа с эмоциями через сенсорные каналы;
  • 6)изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;
  • 7)разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;
  • 8)методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…»
  • 9)ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

  • 1)упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
  • 2)разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);
  • 3)включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

  • 1)выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);
  • 2)пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;
  • 3)многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;
  • 4)рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев;
  • 5)«письма гнева»;
  • 6)«галерея негативных портретов»;
  • 7)использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

  • 1)релаксационные техники - мышечная релаксация+ глубокое дыхание + визуализация ситуации;
  • 2)перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);
  • 3)ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перейдешь к действию»;
  • 4)ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;
  • 5)сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;
  • 6)осознание своего гнева через сенсорные каналы(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);
  • 7)осознание своего гнева через телесные ощущения(сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль)

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

  • 1)работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке);
  • 2)разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;
  • 3)использование игр, включающих в себя элементы соперничества;
  • 4)использование игр, направленных на сотрудничество;
  • 5)разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;
  • 6)введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.);
  • 7)ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;
  • 8)ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;
  • 9)включение ребенка в спортивные командные игры(канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

  • 1)информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;
  • 2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;
  • 3)обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;
  • 4)отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;
  • 5)помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;
  • 6)отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
  • 7)включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий

Рассмотрим подробнее основные направления работы, которые представлены в таблице:

I.Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

В. Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева:

Первая стадия -- «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия -- «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина -- зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия -- «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными

и открытыми к дальнейшей работе.

Четвертая стадия -- «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.

Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

II.Коррекционная работа, направленная на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

  • 1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
  • 2) в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
  • 3) в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:

  • * следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;
  • * следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются;
  • * с детьми до 7-7,5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, следует проиграть сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками, «леговскими» человечками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций.

Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;

* для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.

III.Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми -- это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте-- снять) деструктивные элементы в поведении.

IV.Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия -- это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессив¬ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю¬щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая -- от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

V.Развитие позитивной самооценки

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей,педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

VI.Работа с родителями и педагогами

На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения -- это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей (попустительская позиция).

Также известно, что негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.

Опыт работы с агрессивными детьми и их семьями показывает, что родители агрессивных детей часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми. Для этой цели последнее время разрабатываются и проводятся тренинги родительской эффективности, где родители посредством практических упражнений обучаются приемам позитивного общения со своими детьми. Подобные тренинги проводятся и для педагогов, где с помощью ролевых игр и методов конфликтологии они приобретают эффективные способы и практические навыки коммуникации с агрессивными детьми.

Задача консультативной работы с педагогами и родителями -- это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.

Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту.

После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки. Хочется еще раз отметить, что работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе.

Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5--6 человек. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1--2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста - не более 40 минут.

Нами проводилась следующая работа:

  • - беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами,
  • - словесные и подвижные игры,
  • - проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций,
  • - рисование,
  • - проблемные ситуации,
  • - серия занятий по темам: «Знакомство», «Настроение», «Мы тебя любим», «Похожи», «Дружба», «Мы вместе», «Тих-тиби-дух», «Волшебная игра», «Наша дружная группа» «Динамика агрессивного поведения», «Управление агрессией», «Лепим сказку».

Для определения эффективности проведенной нами психолого-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной группами.

Контрольный эксперимент проходил в несколько этапов по методике констатирующего эксперимента.

I этап. Тест «Рисунок семьи»

II этап. Тест «Несуществующее животное»

III этап. Наблюдение за игрой после проведения работы по преодолению агрессивного поведения.

Сравнивая процентное соотношение результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы видим следующее: экспериментальная группа - на начало работы сильно выраженная агрессия по тесту «Рисунок семьи» составляла 60%, после проведения работы - 20%. Контрольная группа: на начало - 55%, в ходе контрольного эксперимента - 50%. По тесту «Несуществующее животное»: экспериментальная группа - на начало работы сильновыраженная агрессия - 80%, после проведения работы - 33%. Контрольная группа: на начало - 78%, в ходе контрольного эксперимента - 69%.

Эти данные подтвердились наблюдениями за играми детей. Дети, с которыми проводилась работа были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с детьми контрольной группы.

Результаты детей контрольной группы, где не проводилась работа по преодолению агрессивного поведения, остались практически без изменений.

Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и доказали, что данные психолого-педагогические условия могут быть использованы педагогами и психологами для организации работы с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

  • 1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
  • 2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
  • 3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  • 4. Снижение уровня личностной тревожности.
  • 5. Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.
  • 6. Развитие позитивной самооценки.
  • 7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. На первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно.

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

  • 1. Комкать и рвать бумагу.
  • 2. Бить подушку или боксерскую грушу.
  • 3. Топать ногами.
  • 4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  • 5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  • 6. Посчитать до десяти.
  • 7. Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
  • 8. Вода хорошо снимает агрессию.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

Упражнение “Апельсин (или лимон)”.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

“Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая..., мягкая..., отдыхает...”.

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Попытайтесь понять причины такого поведения и исключите их.

  • - Объясняйте крохе, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • - Не скупитесь на похвалу. Если вы похвалили малыша за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
  • - Будьте терпеливы, любите своего ребенка таким, какой он есть.
  • - Подавайте правильный пример в конфликтных ситуациях. У дошкольников сильно развито подражание, это один из способов освоения ребенком этого мира. Поэтому если у вашего малыша возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте, а как вы сами управляетесь со своими чувствами злости и гнева?

Вот несколько советов для родителей, как уберечься от агрессии данные психологами:

Если вы все время находитесь дома с ребенком, постарайтесь отдыхать, хотя бы немного. Когда вы чувствуете, что ваши силы физические и эмоциональные на исходе, не стоит «выпускать пар», срываясь на близких или, еще хуже, на детях. Сходите на концерт, в гости к друзьям или еще куда-нибудь. Так вы отдохнете и сможете с новыми силами взяться за домашние хлопоты.

Если в доме скоро появится еще один малыш, постарайтесь заранее подготовить к этому старших детей, чтобы это не было для них стрессом. Появление еще одного ребенка часто вызывает стресс у тех, кто старше из-за того, что теперь они получают меньше родительской любви и внимания. Постарайтесь, чтобы старший брат или сестра стали вашими помощниками в уходе за малышом, а не видели в нем конкурента. Ну и конечно не забывайте уделять вашим старшим детям внимание и демонстрировать вашу к ним любовь.

Чаще разговаривайте с детьми не с позиции воспитателя, а с позиции друга. Меньше критикуйте, давайте детям высказаться и имейте терпение выслушать их до конца, даже если все, что говорит ребенок, кажется вам совершенно незначительным.

Но главное, не срывайтесь на ребенка, даже если он сам вам хамит. Демонстрируйте ему пример для подражания своим собственным поведением. Лучше постарайтесь понять, в чем причина такого агрессивного поведения и исправить ее. Что является причиной ссор? С кем еще ребенок ведет себя подобным образом? Удавалось ли вам хоть раз избежать ссоры? Как это было? Проанализируйте ситуацию, так вам легче будет справиться с агрессий ребенка.

Если же вы чувствуете, что сами не справитесь, обратитесь к психологу. Он поможет вам взглянуть на ситуацию со стороны, и подскажет, что нужно делать. Главное, не пускайте ситуацию на самотек.

Выводы к главе 2

В любом детском коллективе присутствуют ребята с повышенным уровнем агрессии. Именно поэтому необходимо это учитывать в процессе воспитания и вовремя принимать коррекционные меры.

Взрослым нужно очень внимательно относиться к вопросу подавления агрессивного поведения в детях. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Несомненно, в ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых, нацеленное на уменьшение или избегание подобного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также научить защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Статьи по теме: