Особенности развития детей в один год и семь месяцев. Праздничный стол для малышей

Для родителей нет ничего приятнее, чем наблюдать как с каждым днем из маленького несмышленыша их ребенок превращается в самостоятельного и разумного человечка. Первая улыбка, первые слова, первые шаги – все это останется в памяти родителей навсегда. Все дети разные, поэтому и развиваются в психологическом и физическом плане все по разному, но усредненные показатели все же существуют.

Этапы развития ребенка до 1 года.

  • До двух месяцев ребенок только умеет двигать ручками и ножками, а в два месяца он уже начинает поворачивать голову и держать ее прямо в течение минуты. Он уже может внимательно разглядывать движущиеся предметы и слушать музыку.
  • В четыре месяца малыш начинает смеяться. Может узнавать маму и папу в лицо и радоваться их приходу. Начинает осваивать перекатывания со спинки на животик. Берет игрушки в руки и удерживает их.
  • В шесть месяцев ребенок уже уверенно переворачивается со спинки на животик. Может перекладывать игрушки из одной руки в другую. Опирается на ручки и пытается сесть.
  • В восемь месяцев малыш начинает активно изучать окружающий его мир. Он уже может сам садиться, ползает на животике и может вставать, опираясь на ручки. В этом возрасте он уже может произнести свои первые “ма” и “па”. Малыш с удовольствием играет со взрослыми, слушая музыку, качает головой и хлопает в ладоши.
  • Десять месяцев. Ребенок уже хорошо стоит с поддержкой, а с помощью мамы пытаются сделать свой первый шаг. В этом возрасте, как правило, малыш уже произносит свое первое слово. Может собирать пирамидки, пусть и не всегда правильно, но и это уже большое достижение для него.
  • К двенадцати месяцам ребенок уже, как правило, ходит. Может различать когда его называют хорошим и хвалят, а когда ругают. Понимает такие значения, как “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, не трогай”. В этом возрасте он уже может подолгу сидеть и играть один, не требуя к себе внимания мамы или папы.

От 1 года до 2 лет.

  • 1 год 1 месяц. Малыш уже прочно стоит на ногах. Если уже начал ходить, что его шаги становятся все более уверенными. Помимо произношения слов “мама” и “папа”, может использовать различные звуки и слога для обозначения предметов или звуков (“ба”, “ав-ав” и т.д.).
  • 1год 2 месяца. Пытается все достать из ящиков и шкафов, изучает это, пробует на вкус.
  • 1 год 3 месяца. В этом возрасте как правило у малыша замедляется набор веса и рост. За год он может прибавить всего от 3 до 5 кг, а вырасти на 1,5 – 2 см, что считается нормой. Но его фигура теперь будет претерпевать изменения: из пухлого карапуза с животиком он превратится в человечка, чье тело более приспособлено к ходьбе и ползанию. С помощью мамы уже может подняться по лестнице. Интересно будет играть в песочнице. Уже тянется к своим сверстникам. Должен понимать и выполнять простые просьбы, такие как “иди к папе”, “принеси мячик” и т.д.
  • 1 год 4 месяца. Уже начинает капризничать по поводу еды. Выбирает любимые блюда и с удовольствием съедает их, не вкусные, по его мнению, активно отвергает. Подражает жестам и действиям взрослых.
  • 1 год 5 месяцев. Уверенно ходит, все меньше падая, обходит препятствия. Может залезать и слезать с дивана или стула.
  • 1 год 6 месяцев. Уже может складывать башенки из кубиков, пользоваться ложкой, пить из поилки. Пытается рисовать свои первые шедевры. Не любит делиться своими игрушками. Постоянно задает вопросы “Что это”. За день может запомнить до 2 – 3 новых слов.
  • 1 год 7 месцяев. Может узнавать свое отражение в зеркале, называет свое имя. Все больше повторяет за взрослыми.
  • 1 год 8 месяцев. Уже хорошо осознает, что ему нравится делать, а что нет. Уже можно попросить собрать все свои игрушки и убрать на место и он выполнит Вашу просьбу.
  • 1 год 9 месяцев. Интересует все окружающее, будь то запахи, звуки или ощущения от прикосновений. Многие предметы пробуют на вкус. Некоторые начинаю активно кусаться.
  • ! год 10 месяцев. Уже умеет стягивать с себя одежду, но одевать еще не умеет.
  • 1 год 11 месяцев. Вместо того, чтоб ходить и бегать, начинает постоянно проситься, чтоб его взяли на руки. Уже могут играть со сверстниками в совместные игры, находить общие интересы. Начинают общаться двусложными предложениями, типа “дай сок” или “хочу пить”. Правильно называют и показывают части тела.
  • 2 года. В этом возрасте ребенок уже бегает, прыгает, легко избегает препятствий на своем пути. Хорошо кушает ложкой, а под Вашим присмотром может пробовать есть и вилкой. Помогает Вам одеть себя. Мелкая моторика уже развита и поэтому ему будет интересно играть с конструкторами, пирамидками. Очень интересует рисование и лепка из пластилина. Он уже способен различать живые предметы от неживых. Различает такие понятия, как “сейчас” и “потом”, “больше” и “меньше” и т.д. Может раскладывать предметы по цвету или размеру.

Два года.

В этом возрасте ребенок уже умеет делать шаги назад, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Может приседать и подпрыгивать. Очень интересуется играми, в которых нужно много двигаться. Может кидать и пинать мяч.

Вопросы “почему” и “зачем” становятся ключевыми. Таким образом он познает мир, и не надо злиться на ребенка, если он спрашивает об одном и том же уже не первый раз.

Говорит от 15 до 50 слов и составляет из них простые предложения, которыми доносит до взрослых свои желания. Говорит о себе в третьем лице.

Начинает понимать, что хочет в туалет и просится.

Может собирать простые картинки из кубиков или мозайки.

Три года.

К этому возрасту ребенок уже начинает кататься на трехколесном велосипеде, может качаться на качелях, активно играет со сверстниками. Бросает и ловит мяч.

Различает и называет цвета, отличает гладкое и пушистое, твердое и мягкое и т.д. Рисует уже не просто “каляки-маляки”, а круги, овалы, квадраты, треугольники, с удовольствием закрашивает. Очень хорошо развита фантазия.

В бытовом плане тоже осваивает все больше навыков. Ложку уже держит не в кулачке, а за конец ручки, ест аккуратно. Может самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть и расстегнуть молнию и пуговички. Моет руки и вытирается полотенцем. Может самостоятельно убрать свои игрушки и расставить их по местам.

Про себя говорит уже не в третьем лице, а все чаще употребляет “Я”.

Четыре года.

В этом возрасте физическая активность ребенка немного уменьшается. Ребенок стает более покладистый и усидчивый. Но в то же время внешне фигура ребенка уже сильно изменяется, так как подкожные жировые отложения исчезают, а мышечная ткань развивается.

К 4,5 годам у ребенка уже должны вырасти все молочные зубы.

Четыре года – это самый подходящий возраст, чтоб записать ребенка в спортивную секцию и развивающую группу. Таким образом он будет развиваться всесторонне.

В быту уже самостоятельный и умеет делать все, чему Вы его научили.

Можно начинать изучать буквы и цифры, пробовать писать их, мастерить из различных материалов.

В связи с тем, что ребенок начинает больше играть со сверстниками, у него появляются свои маленькие секреты и собственный мир фантазий.

В четыре года ребенок уже должен произносить слова так, чтоб его понимали не только близкие, но и посторонние люди. Если большинство звуков произносится неправильно, то самое время обратиться к логопеду.

Пять лет.

Дети в возрасте пяти лет начинают вытягиваться вверх, при этом совсем не набирая в весе, так как все уходит на развитие скелета и мышечной ткани.

Можно постепенно заняться подготовкой к школе. Ребенок должен уметь занять себя самостоятельно, если взрослые заняты и не могут с ним поиграть или позаниматься. Знает буквы и цифры, может писать их. Некоторые дети могут читать и решать простейшие примеры.

Шесть лет.

Для ребенка шести лет очень важна физическая активность, лучше, если это будут подвижные игры на свежем воздухе или занятия в спортивной секции. У мальчиков в этом возрасте начинается активный рост, у девочек он начинается позже.

Стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть лет, должно решаться индивидуально для каждого ребенка. Он может уже и считать и писать, но может быть не готов к школе психологически, поэтому испытает большой эмоциональный стресс.

В шесть лет можно начинать учить иностранному языку, так как в этом возрасте ребенок хорошо подражает и повторяет за Вами, а память хорошо усваивает новые слова.

Семь лет.

Ребенку все также необходимо активно двигаться и выплескивать свою энергию, поэтому в школе усидеть за партой в течение 40 минут ему будет сложно. Советуем Вам после уроков отпустить его погулять с друзьями, чтоб снять лишнее напряжение от уроков и потратить накопившуюся энергию. Следите за тем, чтоб ребенок ложился спать не позже девяти часов вечера. так как организм работает напряженно и нагрузки ему еще в новинку.

В этом возрасте нужно помочь ребенку полюбить школу, чтоб он ходил в нее с радостью, а не как на каторгу. Побольше интересуйтесь его школьными делами, помогайте ему учить уроки.

Вконтакте

Кризисы детей в возрасте от 1 до 7 лет

Слово «кризис» вызывает у большинства людей скорее негативные ассоциации. Дело же обстоит совсем наоборот: кризис – это определенный барьер, который нужно преодолеть, чтобы перейти на следующий уровень развития, следующую ступень жизни. Все мы неоднократно сталкиваемся с этим. Дети – не исключение.

Большинство кризисов как раз приходится на детский возраст. Многим родителям знаком кризис 3 лет. Однако кроме него в жизни ребенка еще достаточно таких кризисных периодов, а многие родители оставляют их незамеченными и даже не подозревают об их наступлении. А распознать их можно, прежде всего, по изменениям поведения и настроения ребенка.

С наступлением кризиса 1 года

Ребенок становится чрезмерно эмоциональным и капризным. Обычная спокойная игра может неожиданно превратиться в крик, плач или истерику, разбрасывание игрушек. Такие аффективные вспышки – совсем не редкость в этот период.

Дело усложняется еще и тем, что словарный запас детишек в таком возрасте очень ограничен, они не могут четко сказать, что случилось и чем вызвано их недовольство. Маме и папе остается только догадываться об этом. А если не угадали – придется пережить еще одну истерику.

Наказания за такое поведение в кризисный период не решат проблему. Лучший выход – постараться поддержать и успокоить малыша, обнять, выразить понимание, посочувствовать и спокойно объяснить, почему так делать нельзя.

Терпение станет главным и лучшим оружием родителей в преодолении этого кризиса.

В это время поведение ребенка очень похоже на поведение в 1 год: у него наблюдаются резкие аффективные вспышки, истерики, непослушание, иногда даже агрессия.

Характерной чертой этого кризиса является также стремление ребенка к независимости и отрицание всего, что говорится или предлагается взрослыми. Девизом ребенка в этот период становится фраза «Я сам!».

Подобный кризис частенько сопровождается истериками, упрямством и многими другими неприятностями.
Фраза «Я сам», если вдуматься, то все предельно просто.

Еще не так давно ребенок буквально не отпускал вас от себя, тяжело переносил ваше отсутствие, как психологически так и физически зависел от родителей. Время идет, ребенок растет, становится более самостоятельным и уже многие вещи может делать сам, без чьей-либо помощи.

Малыш изучает новые предметы и новых людей, в какой-то момент он осознает, что он отдельный от вас, независимый, способный делать многие вещи сам, а теперь и может самостоятельно принимать решения. Только есть одно маленькое «Но», родители не признают маленького лидера, часто одергивают, многое запрещают и без конца воспитывают. Ребенку ничего не остается, как начать бунтовать, вот тут то и начинается невыносимое поведение.

Некоторые мамы и папы уверены, что данный этап их минует, но вынуждены огорчить, подобный кризис также обязателен, как, например, прорезывание первых зубов.

Такое испытание неизбежно, и нужно быть к нему готовым, с природой никто не в силах спорить. Кто-то посчитает, что подготовка необязательна, но благодаря вашему правильному поведению вы исключите психологические травмы у ребенка и подарите счастливую путевку в дальнейшую жизнь.

Задача родителей – не ущемлять и даже расширить личную свободу малыша, дать ему больше возможностей для самореализации, не вмешиваться, если он хочет справиться с посильным для него делом сам.

Кризис 7 лет

обычно связан с большими переменами в жизни ребенка – переходом из детского сада в школу.

На него ложится сразу большой груз ответственности, меняется распорядок дня, вид деятельности, круг людей, с которыми он контактирует, правила поведения, ему приходится много времени уделять учебе и меньше играть.

Из-за этого ребенок может стать замкнутым, необщительным, скрытным, непослушным, может часто иметь плохое настроение и проявлять негативизм.

Действия родителей в такой ситуации очевидны: нужно больше времени уделять своему чаду, интересоваться его жизнью и успехами в школе, помогать справляться с нагрузками и адаптироваться к новой среде.

Чего не стоит забывать родителям: кризис – это временное явление.

Правила для родителей

1. Создайте равноправие.

Перестаньте «сюсюкаться» с ребенком, поменьше уменьшительно-ласкательных фраз, ведь ваше чадо считает себя взрослым и старается подражать старшему поколению. Взяв его игрушку или любимый предмет, спросите разрешения и обязательно поблагодарите, если ребенок выполнил какую-то вашу просьбу.

Ко всему прочему ребенок научится хорошим манерам.

2. Спрашивайте, а не утверждайте.

Желаете быстрей договориться с ребенком, тогда спрашивайте. Если раньше употребляли выражение: «Давай играть», то сейчас спросите: «Ты пойдешь играть?». Ребенок должен понимать, что не вы решаете за него, а он сам способен решить, будет он играть или нет.

3. Право на ошибку

Малыш пытается принимать решения абсолютно во всем, но еще есть те вопросы, в которых он не имеет опыта. Не стоит сразу кидаться помогать, пусть ваше чадо ошибется, тогда вы уже сможете объяснить ему, что было сделано не так, и как лучше поступить в подобной ситуации.
4. Спокойствие, только спокойствие

Если ребенок буквально заходится в истерике, не старайтесь тут же успокаивать. Эмоции должны выйти, иначе возможно возникновение стресса. Дождитесь окончания истерики и после объясните, как правильно себя вести.

Наберитесь терпения и понимания к своему ребенку, не давите на него. Начните строить новые отношения, вы должны стать примером спокойствия и размеренности.

Помните, что родители в состоянии помочь ребенку преодолеть эти трудные периоды. Не оставляйте вашего малыша наедине со своими проблемами, прислушивайтесь к нему и помогайте. Ведь именно от этого во многом зависит, какие черты характера сформируются у него под влиянием кризиса и как он научится справляться с жизненными трудностями в будущем.

Дорогие родители, если вы прошли эти периоды, поделитесь с нами своим опытом. Ведь ошибок в воспитании в такие важные периоды можно избежать, если знать, как сделать лучше.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Дошкольный возраст, как указывает советский психолог А. Н. Леонтьев, «это период первоначального склада личности, период развития личностных механизмов поведения».
В этот период развития человека «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и единство личности».
Именно потому, что период дошкольного детства есть период фактического складывания личности, он так важен. Каждая стадия развития характеризует отношение ребенка к действительности. Изменение типа деятельности и отношения к действительности, является основным признаком перехода ребенка от одной стадии развития к другой.
За первый год жизни существенно меняется отношение ребенка к окружающему миру. В результате самостоятельного передвижения (ходьба) ребенок устанавливает непосредственный контакт с предметами. Теперь он может проявить большую самостоятельность в действиях с предметами: потрогать предмет, проявить к нему интерес.
В результате общения со взрослыми и по их научению ребенок начинает самостоятельно действовать с предметами, удовлетворяющими его потребности. Вначале он действует вместе со взрослыми, затем под их руководством, а впоследствии и самостоятельно может совершать действия, связанные с приемом пищи и некоторые действия по самообслуживанию (одевание). На втором году жизни происходит изменение отношения со взрослыми. В раннем детстве ребенок действовал по указанию взрослых, совместно со взрослыми. В дошкольном возрасте ребенок смотрит на взрослого как, на образец для его поведения и в своих действиях и поступках руководствуется этим образцом.
Дети этого возраста охотно выполняют поручения взрослых. Движения ребенка принимают целенаправленный характер, он может сам достать предмет, взять свою одежду, умываться, застегнуть пуговицы.
Взрослые обучают ребенка различным движениям, предъявляют к нему требования повторять их, а затем действовать самостоятельно - это ребенок выполняет с большой охотой. «Я сам» - выражает очень часто желание ребенка быть самостоятельным.
Ребенок от 1 года до 3 лет активно овладевает предметными действиями. В развитии и совершенствований действий ребенку помогает игра. В процессе игры ребенок манипулирует игрушками и предметами, стремясь воспроизвести действия взрослых, которые они проводили с данными предметами,- движение, передвижение - начинается формирование предметных действий.
Решающее значение в овладении движениями имеет обучение ребенка и подражание ребенка взрослым.
А. В. Запорожец приходит к выводу, что подражание - одна из самых простых форм обучения и подчеркивает решающее значение подражания для развития движений и поведения ребенка. Подражание превращается в средство планомерного усвоения ребенком совершенно новых, общественно сложившихся форм поведения.
В дошкольном возрасте развиваются разнообразные виды деятельности ребенка: игра, труд, деятельность, связанная с выполнением режима.
Вначале они воспроизводят действия взрослых, овладевая действиями с игрушками.
С двух лет дети начинают играть. Ведущей деятельностью дошкольника (с четырех лет) является ролевая, творческая игра. В процессе игры дети берут на себя определенные роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность и отношения людей. Через взятую роль ребенок усваивает отношения людей друг к другу и к вещам.
Совместных игр у трех-четырехлетних детей еще нет. Вначале роль как бы подсказывается предметом, игрушкой, а затем ребенок преднамеренно берет на себя в игре определенную роль.
В процессе игры ребенок удовлетворяет свое желание подражать взрослым, устанавливаются коллективные отношения, происходит развитие и совершенствование движений, формируется механизм управления своим поведением, развиваются моральные представления и привычки.
В дошкольном возрасте на развитие ребенка оказывает значительное влияние его творческая деятельность, организованная и направляемая взрослыми. На втором году жизни ребенок начинает рисовать и рисует с большим удовольствием. В процессе рисования уточняется его восприятие, он начинает лучше различать цвет и форму предмета, развивается наблюдательность, ребенок преднамеренно выделяет те признаки предметов, которые необходимо отразить в рисунке, чтобы добиться сходства с изображаемым. Рисуя, ребенок активно действует, мыслит, дополняя свой рисунок словами.
В этой деятельности развивается воображение ребенка, он может создавать рисунки по своим представлениям, а часто и со слов взрослых - у него возникают образы отдельных предметов.
Ребенок не только рисует, но и лепит, в результате, помимо развития его анализаторов и формирования согласованных и дифференцированных движений, совершенствуется восприятие им формы, объема, соразмеренности и пропорциональности частей предмета.
В процессе игры ребенок овладевает первыми шагами в области конструирования (кубики, строительный материал), Трех-четырехлетний ребенок осмысливает связи между предметами и планирует свою деятельность, которая постепенно становится творческой.
Все виды творческой деятельности воспитывают у ребенка способности лучшего познания действительности, помогают ему правильно осмыслить и отразить окружающий мир.
Наряду с этим творческая деятельность требует от ребенка проявления настойчивости, выдержки, организованности, целенаправленности и развивает у него эти ценные качества личности.
По творческой деятельности ребенка родители и воспитатели судят о том, насколько правильно отражает ребенок действительность, что он знает и умеет, почему у него возникают неверные понятия, представления об окружающем. Это помогает родителям и воспитателям организовать соответствующую воспитательную работу с ребенком.
В развитии психических процессов у ребенка-дошкольника наблюдаются существенные сдвиги.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование анализиторов ребенка, а следовательно, и процесса восприятия. Из непреднамеренного у ребенка третьего года жизни восприятие становится целенаправленным, осознанным - у старшего дошкольника. Формируется наблюдательность: ребенок рассматривает, ощупывает, выделяет части предметов по заранее данному заданию. Возрастает роль слова в восприятии, выделенные качества и свойства предметов ребенок называет.
Процесс восприятия связан с анализом и синтезом воспринимаемых предметов и широкой классификацией их. Следовательно, процесс восприятия развивает мышление ребенка. Сам же процесс восприятия все более совершенствуется в ходе деятельности и в процессе мышления.
В процессе игры у трехлетнего ребенка возникают первые обобщения, что позволяет ребенку решать элементарные задачи, так возникает простейшая форма мышления - наглядно-действенная, связанная с предметной деятельностью ребенка.
Увеличение круга представлений у дошкольника, рост знаний изменяют характер его умственной деятельности. Развитие речи и расширение деятельности создают условия для новых форм мышления. Дошкольник пяти-шести лет сравнивает, а затем рассуждает, обобщает.
Мышление ребенка этого возраста конкретно, образно, эмоционально, наглядно. Рассуждение непосредственно связано с предметом. Ребенок усваивает обобщенные и родовые понятия. Мыслительные операции основываются не только на восприятии, но и на воображении. Появляются первые (хотя и несовершенные) суждения, умозаключения и выводы. Под руководством взрослых и подражая взрослым дети к концу дошкольного возраста делают самостоятельные выводы и обобщения. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
Как результат общения со взрослыми и расширения круга взаимоотношений, идет развитие речи ребенка. К семи годам дошкольник овладевает всеми основными формами устной речи. Дети на практике овладевают грамматическим строем языка, правилами и пользуются ими в устной речи. К шести годам дети правильно произносят звуки, формируется чувство языка, речь становится все более связной. Речь помогает дошкольнику рассматривать и регулировать практические действия.
Развитие активной речи ребенка является важным моментом этого периода детства. Вначале (до 1 года 6 месяцев) ребенок понимает речь взрослых, а затем уже на основе понимания развивается активная речь ребенка. Прежде всего ребенок овладевает словами, которые постепенно приобретают предметное значение (а не только связанное с определенной ситуацией). Слово употребляется по отношению к предметам, имеющим различные внешние признаки, ребенок одним словом обозначает несколько предметов (столы, стулья, различной формы часы).
Действия с предметами и название этих действий устанавливаются в практической деятельности. На втором году жизни ребенок понимает все слова взрослых, связанные с названиями предметов.
Развитие понимания речи позволяет руководить поведением ребенка с помощью слова. Ребенок выполняет поручения взрослых («пойди», «принеси»), выполняет действия и указания к действию; организуется совместная деятельность взрослых и ребенка (дети могут накрывать на стол, разбирать покупки и т. д.).
У ребенка трех лет начинают вырабатываться основные правила поведения не только путем подражания, показа, но и с помощью словесных указаний взрослых. Обогащается активный словарь ребенка, развивается активная речь. Вначале ребенок пользуется односложными предложениями, а затем двусложными и трехсложными. К концу третьего года жизни в разговорном словаре ребенка встречаются все части речи, слова, входящие в предложения, согласуются.
Дети любят слушать речь взрослых, запоминают маленькие стихотворения и рассказы: это способствует развитию их речи. Развивающаяся речь оказывает большое влияние на все психические процессы - память, мышление, воображение и т. д.
Речь взрослых является образцом для ребенка, он подражает взрослым, стремится говорить, как взрослые. Следовательно, взрослые должны следить за своей речью - не подделываться под речь ребенка, не искажать слова, говорить выразительно, не торопиться.
Дети третьего года жизни любят рассматривать картинки вместе со взрослыми и слушать рассказы по картинкам. В это время ребенок знакомится с жизнью и деятельностью людей, с их отношениями, с их поступками и начинает выражать свое отношение к тому, что видит и слышит.
Вслед за взрослыми, подражая взрослым, ребенок дает оценку поступкам, определяет правильность или ошибочность своих действий.
Это еще очень примитивные, несамостоятельные рассуждения, но эти первые шаги понимания расширяют круг понятий ребенка и являются началом формирования его отношений к окружающей жизни и людям.
Непроизвольное (непреднамеренное) запоминание, свойственное младшему дошкольнику (с года до 5 лет) у старшего дошкольника становится все более произвольным (преднамеренным).
Младший дошкольник запоминает лучше то, что вызывает у него эмоциональное отношение: красочное описание, выразительно прочитанный ему взрослым рассказ, яркий предмет.
Приемы запоминания у детей-дошкольников - повторение за взрослым вслух или про себя. Воспроизведение носит еще образный характер.
Воображение развивается у ребёнка под влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Чем больше впечатлений получает дошкольник от окружающей действительности, тем богаче и совершеннее его воображение. Такое накопление впечатлений происходит постепенно.
Прежде всего у ребенка развивается воспроизводящее воображение, затем появляется воображение творческое. От того, что запас знаний невелик, а воображение развито достаточно сильно, дошкольники часто путают воображаемое и действительное.
Неправильное воспитание ребенка, восхищение его выдумками может содействовать формированию у него пустого фантазерства и бесплодной мечтательности. О том, какое воображение у ребенка, мы можем судить по его рисункам и играм.
Активное развитие процесса восприятия, рост интереса к окружающему вызывают интенсивное формирование непроизвольного внимания дошкольника.
В процессе усложнения игры ребенок все больше и дольше сосредоточивается - его внимание становится направленным и устойчивым. Под руководством взрослых постепенно формируется произвольное внимание.
На основе изменения и обогащения деятельности расширяются и жизненные отношения ребенка-дошкольника. Изменяется отношение ребенка к другим людям и к окружающему его миру вещей и явлений действительности.
Дошкольник все больше и лучше узнает жизнь и деятельность взрослых. У него возникает интерес к жизни людей и к их взаимоотношениям - в своих играх ребенок этого возраста живет, работает, трудится, «как взрослый».
Ребенок третьего года жизни начинает осознавать себя как члена семьи, знает свои обязанности в семье, знает, как надо относиться к взрослым.
Познавая окружающее, ребенок говорит «наш город», «наша улица», «наш дом», «наша страна», тем самым выражая определенное отношение к этим понятиям. У дошкольников возникают первые товарищеские отношения. У детей, посещающих детские учреждения, товарищеские отношения выражены более ярко.
С ростом умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника меняется и отношение к нему взрослых. Ребенок становится более самостоятельным, он уже многое может делать сам, поэтому взрослые требуют от него большей самостоятельности в самообслуживании (одевать или снимать с себя одежду, обувь), в приеме пищи, в играх и занятиях.
На трех-четырехлетнего дошкольника взрослые возлагают и первые обязанности - убрать игрушки, аккуратно вешать одежду, следить за порядком на книжной полке.
Взрослые предъявляют к ребенку требования вести себя культурно за столом, вежливо обращаться и со взрослыми, и маленькими. Ребенка обучают употреблять золотое слово «пожалуйста». Дошкольник усваивает некоторые нравственные понятия, выражаемые в требованиях и оценках взрослых, и начинает применять их на практике (можно - нельзя, хорошо - плохо).
Ребенок-дошкольник на четвертом году жизни начинает осознавать свои возможности. Появляется критическое отношение к своим возможностям: «Я умею», «Я не умею», «Я могу», «У меня это не выйдет». Так познаются формирующейся личностью собственные возможности и умения.
Стремление к самостоятельности ярко проявляется у дошкольника, что связано с его возрастной активностью, но часто он стремится проявлять свою самостоятельность и там, где у него нет возможности действовать самостоятельно. Но бывает и так, что взрослые ограничивают самостоятельность ребенка там, где он не только может, но и должен проявлять ее.
Подобные ограничения свободы ребенка вызывают у него своеобразный протест в виде каприза. Иногда такой протест ребенка проявляется как «негативизм - желание поступать вопреки приказанию взрослого и упрямство, которые, закрепляясь, становятся привычной формой его поведения и сопутствуют ребенку в течение ряда лет, отрицательно отражаясь на формировании его личностных качеств.
Следует не допускать дальнейшего развития негативизма и упрямства - этих отрицательных качеств, как только они начинают проявляться. Чаще всего используют такой воспитательный прием, как переключение ребенка с одного занятия на другое, где эти отрицательные качества не будут проявляться.
Расширяется сфера эмоциональной жизни ребенка, у двух-трехлетнего дошкольника чувства проявляются обычно в связи с действиями с предметами, в ходе игр. К концу дошкольного возраста ребенок уже переживает вместе с взрослыми их радости и горе.
Чувство удовлетворения и радости проявляется у ребенка, когда исполняется его желание, когда достигнута цель, к которой он стремился в процессе игры или в процессе труда. Одобрение, взрослых вызывает положительные чувства у ребенка, у него возникает желание вновь пережить это приятное чувство, и он стремится попасть в такую ситуацию, чтобы вновь испытать эти эмоции. Неудовлетворенное желание вызывает у ребенка отрицательные эмоции (плач, крик).
По мере развития чувств ребенок осознает возможность вновь испытать приятное чувство не сейчас, не непосредственно, а в будущем, в действии, которое еще будет совершаться. Так у ребенка возникает представление о будущей деятельности, будущих переживаниях, будущих возможностях удовлетворения своих желаний и потребностей.
Под влиянием взрослых у ребенка начинают развиваться эстетические чувства. Трехлетний ребенок начинает обращать внимание на красивое в природе, в окружающей жизни. Дошкольник охотно слушает рассказы взрослых, рассматривает картины, слушает музыку и начинает выражать свое отношение к слышанному и виденному, в своих оценках чаще всего подражая взрослым.
Постепенно ребенок начинает и самостоятельно испытывать приятное чувство от красивого и неприятное от безобразного. Часто у дошкольника в сходной ситуации возникают ранее пережитые чувства. Так формируются отдельные стороны духовного мира развивающейся личности.
Под влиянием взрослых и их требований в процессе деятельности у старшего дошкольника 5-6 лет уже заметны некоторые устойчивые личностные качества, некоторые сложившиеся формы поведения. Ребенок начинает проявлять в определенных случаях даже волевые усилия, мотивируя это долгом, необходимостью, а иногда и желанием испытать после этого чувство приятного. Так, во имя целей коллективной игры он отказывается от своих желаний, подчиняется требованиям игрового коллектива товарищей в игровой ситуации.
Все эти моменты развития являются тем началом, которое приводит в дальнейшем к формированию волевых черт личности.
У старшего (5-6 лет) дошкольника развиваются и первые нравственные представления. Оценка взрослыми тех или иных поступков ребенка, действие окружающих, героев книг формируют у ребенка простейшие моральные понятия, которые он осуществляет на практике: дома, в семье или в условиях игр со сверстниками. Он учится, как надо вести себя и уже умеет дать себе оценку: хорошо или плохо он сделал, добрый он или злой, смелый или трус и т. д. Возникающее в этом возрасте чувство долга начинает проявляться и в деятельности ребенка.
Однако у ребенка этого возраста проявляется еще большая неустойчивость чувств и слабая нравственная направленность их. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка за дошкольный период детства готовит его к обучению в школе. Психологическая подготовка к систематическому обучению, воспитание желания учиться, стремление получать знания воспитывается у детей и в детских учреждениях, и в семье, поэтому у старших дошкольников уже ярко проявляется желание быть учащимся, начать учиться и включиться в новую для него жизнь - жизнь школьника.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Игры и упражнения, развивающие речь у ребенка

Ежик – потеряшка
Возраст: от 1 года до 2 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
Развиваем мелкую моторику
Тренируем пинцетный захват

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Вырежьте из белого или цветного картона силуэт ежика без иголок. Нарисуйте ему глазки и носик.
Скажите малышу: «Ах, какой ежик! Потерял все свои иголочки!»
Попросите малыша помочь ежику и нацепить иголочки на место. Принесите 6 – 10 разноцветных прищепок. Покажите ребенку, что нужно сделать, чтобы прищепки раскрылись.
Помогите малышу прицепить прищепки на спинку ежику.
Покажите, какой красивый, сказочный ежик у вас получился.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Для использования прищепок малышу приходится действовать большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Моторика пальцев в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с речевым развитием, а пинцетный захват, безусловно, поможет ребенку с большей легкостью освоить навыки рисования и письма.

Учим куклу говорить
Возраст: от 10 месяцев до 3 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
Развиваем активную речь

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас.
Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить.
Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу».
Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь.
Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».

Покажи да расскажи!
Возраст: от 1,5 до 3 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
Расширяем словарный запас
Развиваем коммуникативную функцию речи

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик.
Возьмите в руки куклу и расскажите про нее:
«Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!»
Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу.
Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В нашей игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.

Мы поэты
Возраст: от 2 до 5 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
Развиваем фонематический слух
Развиваем словесно-логическую память

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
По дороге в детский сад или в транспорте сочиняйте с малышом стишки из двух строчек.
Сначала придумывайте двустишие целиком сами, только не договаривайте последнее слово, пусть его скажет ребенок. Например:

Дождик капает с утра,
Значит, нам домой (пора)!
Детский сад идет гулять,
Будут весело (играть!)
Вот машина, вот мой дом!
Вот мы с мамочкой (идем!).

Потом можете поменяться ролями. Пусть теперь он начинает любую фразу, а вы придумываете продолжение.
После 3 лет ребенок уже сможет сам придумать целиком вторую строчку стишка. Не поправляйте его, если рифма или ритм будут нарушены. Постепенно вы заметите, как стишки малыша будут все более интересными!

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Надо отметить, что сложение стихов очень увлекательный творческий процесс. Детям в возрасте от 2 до 5 нравится создавать новые слова и словесные конструкции, в словотворчестве активно происходит освоение родного языка.
Чтобы правильно зарифмовать окончание двустишия, ребенку необходимо удерживать в памяти все уже прозвучавшие слова и смысл фразы – то есть активно использовать свою словесно-логическую память.
При сочинении рифмы важно соблюсти стихотворный размер, звуковую согласованность окончаний – это отличный тренинг для фонематического слуха.

Волшебные слова
Возраст: от 3 до 7 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
Развиваем концентрацию внимания и фонематический слух

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Скажите малышу, что вы знаете волшебные слова, которые начинаются на букву «М»: мама, мир, молоко, машина, мороженое, мы, малыш, мишка.
Теперь попросите ребенка внимательно выслушать один интересный рассказ. Но с одним условием: когда он услышит волшебное слово на букву «М», пусть хлопнет в ладошки.
Начинайте рассказ: «Жила на свете добрая мама. У нее был прелестный малыш. Он очень любил мороженое. Мы видели малыша, он катал машину. На машине сидел мишка».

Если ребенок не хлопнул в нужный момент, повторите предложение, выделяя нужное слово голосом.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором

Расписание

Просмотрено

Не позволяйте своим детям смотреть Свинку Пеппу – психологи предупреждают!

Это интересно!

Просмотрено

Ее сын постоянно перебивал, пока она научила его делать ТАК. Родители, вам это пригодится!

Все о воспитании

Просмотрено

Как реагировать родителям, если малыш ставит условия?

Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие Коллектив авторов

Возрастные особенности детей от 1 года до 7 лет. Детские возрастные кризисы

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей.

Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет.

Как пережить детские возрастные кризисы.

Как развивать таланты и способности детей.

Почему родителям важно знать о кризисах развития детей? Для того чтобы они могли к ним подготовиться и правильно их пережить. Представьте, что ваш ребенок неожиданно становится совершенно неуправляемым и капризным. Что же с этим делать? Часто взрослые не понимают желаний, слов, мимики своего крохи. Не все желания ребенка могут быть выполнены, поскольку они способны причинить вред ему самому или окружающим. Слово «нельзя» начинает звучать в доме чаще и в кризисный период вызывает сильные протестные реакции у ребенка.

Кризис – это новый возрастной рубеж. Ребенок переходит на другую ступеньку развития. Кризисы неизбежны, но если к ним готовиться и знать о них, то они проходят более мягко и быстро.

Кризис первого года жизни связан с всплеском самостоятельности. Поскольку ребенок уже ходит или ползает, многие предметы оказываются в пределах его досягаемости. Взрослые начинают закрывать электрические розетки, убирать посуду и лекарства, прятать острые предметы. Эти ограничения могут раздражать и злить малыша, но капризы и истерики ребенка, как правило, связаны с определенным стилем воспитания в семье. Это либо излишнее давление, которое не допускает проявлений самостоятельности, либо непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно получить желаемое, а завтра нельзя. Бывает, что при маме ребенку что-то можно, а при папе то же самое нельзя. Это непоследовательное поведение со стороны родителей приводит к капризам и истерикам малыша.

Годовалый ребенок понимает обращенные к нему слова и уже сам начинает лепетать. К концу первого года жизни действия ребенка координируются, и уже можно говорить о его интеллекте. Потребность ребенка в общении с взрослыми остается одной из главных, причем к концу первого года жизни полностью, то есть на всю дальнейшую жизнь, формируются такие качества, как оптимизм и пессимизм. Ребенку все интересно, он хочет все потрогать и попробовать на вкус. Предоставление ребенку некоторой самостоятельности и большей свободы действий (в разумных пределах) помогает пройти кризис первого года жизни. Конечно, от взрослых требуется терпение и выдержка.

Возраст после двух лет часто становится временем постоянного упрямства. Малыш нередко действует вопреки, таким образом он проявляет самостоятельность и настойчивость в достижении того, что он хочет. В лексиконе ребенка появляется слово «я». Дети учатся совершать без помощи взрослого множество действий и протестуют против опеки. Не надо сердиться на ребенка, а тем более кричать на него. Ведь в подсознании малыша может закрепиться отрицательное поведение, связанное с криком. Лучше постараться переключить ребенка на другие дела, так как он иногда хочет, но не может успокоиться. В этом возрасте дети начинают понимать, от кого можно требовать желаемое, а от кого нельзя. Они проверяют реакцию всех членов семьи на различные ситуации и свои собственные действия. Со временем они уже знают, как и с кем себя следует вести.

Хорошо, если у ребенка есть возможность экспериментировать. Чем больше готовых решений вы ему предлагаете, тем меньше у него возможностей творить, а значит, и развиваться.

К возрасту трех лет родители начинают заботиться о развитии ребенка. Чем определяются темпы развития детей и как правильно влиять на этот процесс?

Развитие интеллекта можно замедлить или ускорить. В психологии есть такие понятия, как обогащенная и обедненная среда познания, то есть условия, созданные родителями для ребенка. Эти условия дают ему возможность экспериментировать и изучать этот мир и его законы. Большинство взрослых недовольны тем, что дети рисуют на стенах или иногда режут обои, занавески. Вместо того чтобы ругать ребенка, что он рисует на обоях, можно прикрепить там большой лист бумаги или два и объяснить ему, что он может рисовать именно там. Это преследует и воспитательную цель и в то же время удовлетворяет потребность ребенка в познании. Можно позволить малышу пользоваться и острыми ножницами, если мама рядом и она поддерживает эти ножницы, чтобы подстраховать юного экспериментатора.

Когда говорят, что в Японии детям до трех-пяти лет разрешают делать все, что они захотят, часто забывают добавить: разрешают, но только под присмотром взрослого. Родителям желательно предоставить ребенку возможность творить, но так, чтобы это было безопасно для самого малыша и окружающей обстановки. Под руководством взрослого он не будет резать занавески и рисовать на обоях. Но если родителей нет рядом, ребенку нельзя разрешать пользоваться острыми предметами, потому что может случиться несчастье. Уберите ножницы и все опасные предметы, тогда и ребенок не поранится, и обстановка в квартире не пострадает.

Конечно, неожиданности все равно будут. Допустим, ребенок в первый раз разбил чашку. Как правило, родители начинают его ругать: «Ты сделал это специально!» – или спрашивают: «Зачем ты это сделал?»

Малышу сложно познать этот мир, пока он не проведет ряд разных опытов.

А ведь ребенку интересно не одну чашку уронить, а несколько, чтобы закрепить этот опыт. Для сохранности посуды купите ему пластмассовую или металлическую чашку, которую он сможет много раз бросать на пол. Можно приобрести специальные чашки для битья, которые вам будет не жалко. Разбив одну, ребенок поймет: чашка была целым предметом, а затем она разбилась на много отдельных кусочков. Даже если чашка была для вас ценной и вы расстроены, в первый раз не ругайте ребенка. Лучше растолкуйте своему чаду, даже самому маленькому, что так делать нельзя: «Посмотри, была целая чашка, а теперь здесь куча маленьких кусочков. Я расстроена, потому что эти кусочки уже никогда не будут целой чашкой». Постарайтесь объяснить ребенку, что произошло. В следующий раз уберите посуду подальше, потому что это вина не малыша, а скорее ваша, что вы оставили посуду в доступном месте и ребенок смог ее взять и разбить. Для крохи же такие эксперименты – это просто познание мира.

Часто родители удивляются: вместо того чтобы строить башенку из кубиков, как малышу показала мама, он ее берет и разрушает. А ведь это тоже важный процесс, потому что, разрушая башню, он видит, как падают кубики и что из них может получиться что-то другое – допустим, гора кубиков. Только разбив куриное яйцо, ребенок поймет, что внутри желток и белок. Только смешав краски, малыш начинает понимать, как образуются другие цвета.

До трех лет ребенок в основном через движения и ощущения познает мир, и такие эксперименты естественны.

Запрещать экспериментировать и познавать мир ребенку не стоит, и одного раза попробовать что-то ему тоже мало. Если родители будут постоянно запрещать ребенку делать неудобные для них вещи, то не нужно потом удивляться тому, что малыш потеряет стремление узнавать что-то новое. Ему в итоге станет скучно учиться. Он будет воспринимать только готовую информацию и превратиться в пассивное существо. И все это может возникнуть только из-за того, что сами родители затормозили стремление ребенка к познанию.

Можно учить малыша, предоставляя ему самостоятельность. Например, разрешать пользоваться пальчиковыми красками в ванне и в той одежде, которую потом можно легко постирать. Можно позволить ребенку самому рисовать на большом листе бумаги. Мелкая моторика в этом возрасте у детей развита плохо, и детки рисуют от плеча. Для того чтобы у них все получалось и они радовались процессу рисования, нужно давать им довольно большой лист, желательно ватманский, а не предлагать листочки альбомного формата А4.

Часто современные родители отдают предпочтение многофункциональным развивающим игрушкам, а самыми обыкновенными кастрюлями ребенку играть не дают. Хотя можно придумать множество развивающих игр с простыми предметами: наливать в кастрюлю воду из маленькой чашки, пересыпать из одной чашки в другую горох, складывать чашки друг в друга. Сегодня существует великое многообразие всевозможных развивающих игрушек, но их легко можно заменить простейшими предметами, находящимися в домашнем обиходе.

Развивая ребенка, взрослые помогают ему сделать мир понятным. Понятный и объясненный мир – это защита от стресса и тревоги. Таким образом формируется защитный механизм под названием «антистресс», или «антитревога».

Родители, если вашему ребенку почти три года или уже исполнилось три – вы доросли до кризиса трех лет.

Капризный и непослушный – так чаще всего характеризуют детей этого возраста, с которыми стало трудно справляться.

Нередко на консультацию к детскому психологу приходят мамы и жалуются на своих трехлеток. Женщины говорят, что ребенок стал плохим, он все делает специально: специально не ест, все пачкает, ломает игрушки и капризничает.

Психологам приходится объяснять, что в три года ребенок просто не в состоянии делать какие-то вещи специально, назло. Он пока еще не может предположить, что если, к примеру, он порежет занавески, то мама будет его за это ругать.

Кризис может длиться и месяц, и полгода, а может пройти незаметно, как будто его и не было. Мамы и папы часто нервничают и тревожатся во время кризиса, потому что не знают, как вести себя с меняющимся ребенком.

У детей до семи лет нет понимания будущего и прошлого – они живут только настоящим. Ребенок не может связывать события прошлого с будущим. Ему сложно объяснить свое плохое настроение, связав события, которые на это настроение повлияли. Например, утром кто-то из детей обидел ребенка в детском саду, а вечером малыш пребывает в плохом настроении, но объяснить он этого не может. Он еще не умеет связывать одно с другим. Вот почему ребенок просто не способен специально делать такие вещи, которые могут обидеть родителей. Он это делает сейчас, потому что именно в данный момент у него это является важным запросом на познание мира.

Однако ребенок прекрасно понимает, что если ему что-то запретили несколько раз, то делать этого нельзя. Запрещая какие-то действия ребенку, родителям следует проявлять выдержку и не разрешать то, что находится под запретом, никогда и ни при каких условиях. Желательно, чтобы это поддерживалось всем ближайшим окружением.

В противном случае получается парадоксальная для ребенка ситуация. «Бабушка разрешает есть перед телевизором, почему же мама такая плохая и это запрещает?» – так будет думать ваш ребенок и выбирать то, что ему более выгодно.

Запреты и требования должны быть понятны ребенку.

Приведем пример: ребенок в грязных ботинках вошел в квартиру, а мама вымыла полы. Видя грязные следы в прихожей, мама с усмешкой говорит: «Ты бы еще в грязных ботинках по всей квартире прошелся!» Ребенок после таких слов не понимает, что ему надо делать и что от него хотят. Он воспринимает эти мамины слова как предложение пройтись по всей квартире в испачканной обуви. Малыш не способен осознать взрослый юмор или сарказм.

Ребенку до шести-семи лет нужно давать четкие инструкции к действиям. Не нужно употреблять в разговоре двусмысленные или ехидные фразы.

Лучше сказать: «Не надо ходить в таких грязных ботиночках по полу. Видишь, пол пачкается и остаются следы. Мама трудилась, мыла пол, давай оставим его чистым». У маленького человечка еще не сформированы способности к аналитическому, логическому мышлению. Если родители хотят добиться результатов от своих требований, то сами требования должны быть понятны ребенку. Вместо «убери комнату» лучше сказать: «Возьми вот эти игрушки и положи вон в тот ящик». «Убрать комнату» – для ребенка это понятие слишком сложное. Еще такой пример – мама говорит: «Ты выглядишь как чучело!» Ребенок не знает, что такое чучело, и не понимает, что этой фразой мама хотела сказать. Для нас, взрослых, это вполне привычная фраза. Мы понимаем, что быть чучелом – это значит выглядеть странно, глупо или смешно. Для ребенка же непонятно, почему, например, подвернутые штанишки и взъерошенные волосы превратили его в «чучело». Старайтесь общаться с детьми на их языке.

Бывает, что кризис трех лет может протекать достаточно тяжело, сопровождаясь беспокойным сном, ночными страхами и недержанием мочи. В этом возрасте ребенок часто становиться агрессивным. Причина агрессии проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это его раздражает. В трехлетнем возрасте агрессия ребенка для родителей должна стать сигналом борьбы малыша за свои желания. Это, конечно, лучше чем вялость, апатичность и жалобы.

Помните, что ребенок не станет таким, как вы хотите, за один день. Вооружитесь терпением и радуйтесь маленьким победам в воспитании.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности ребенка – отнестись к нему с любовью. Желательно, чтобы взрослые разговаривали с малышом спокойно и доброжелательно.

Часто причина агрессивности заключается в желании ребенка добиться проявления любви от близких взрослых. Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Можно предложить ребенку подойти к вам или что-то принести, задать отвлеченный вопрос. Таким образом, переключая внимание ребенка, вы помогаете ему справиться с плохим настроением, которое часто бывает сильнее ребенка и он не может с ним справиться.

К пяти годам малыш начинает воспринимать себя через оценку своего труда. В этом возрасте особенно важно проявлять чуткость и щепетильность в оценке работы ребенка. Сказав малышу, что у него получился плохой рисунок, вы снижаете его самооценку. В сознании ребенка информацию о том, что рисунок плохой, трансформируется в посыл, что плохой он сам. Будьте особенно чуткими, делая детям замечания.

Играя с ребенком, старайтесь не забывать о его возрасте. Будьте в игре наравне с ним, как будто вам самим столько же лет, сколько и ему. Ведь когда родители делают что-то лучше ребенка, малыш расценивает это как критику того, что он сам сделал.

Следующий возрастной кризис происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста – в 6–7 лет. Кризис этот связан с тем, что ребенок открывает для себя новую социальную позицию – школьника. В этом возрасте для ребенка все, что связано с учебой, становится более ценным, чем то, что связанно с игрой. Он начинает понимать свои переживания, осознает, чем вызвана его радость или, наоборот, почему он расстроен. Если до кризиса его поведение было подчинено только желаниям, то теперь ребенок начинает думать об их последствиях. В этом возрасте ребенок начинает скрывать свое плохое настроение, если его что-то расстроило. В -7 лет процесс воспитания усложняется. Однако не каждый ребенок становится «трудным» в этом возрасте. Если его отношения с родителями хорошие, то, возможно, бунта не произойдет. Эмоции у ребенка бьют через край, но он уже способен управлять ими или учится это делать. Растущий человечек начинает обобщать свои переживания, то есть плохие и хорошие переживания суммируются. Из этой суммы ребенок делает выводы о том, какой он на самом деле и как к нему относятся. Такие выводы влияют на его отношение к самому себе. Так, например, полненькая девочка будет играть в классики, даже если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но через какое-то время она сама откажется участвовать в развлечении, потому что осознает все свои неудачи и переживания. Изменения происходят с ребенком не сразу и не вдруг – они происходят постепенно.

Кризис у детей начинается с того, что меняется их поведение.

Важно не сравнивать ребенка с другими детьми. Каждый человек индивидуален. Можно сравнивать между собой результаты или поступки ребенка, что-то у него получалось хуже, а теперь лучше. А вот сравнение с другими детьми – это всегда обидно и критично для детей.

Следует помнить, что есть вещи, которые неподконтрольны ребенку. Многие родители ругают своих детей, которые, например, писаются ночью в постель в возрасте 5–7 лет. Взрослые требуют отвечать за то, что ребенок не может контролировать. Они хотят переложить свою ответственность, страхи, неудобства, связанные с проблемой, на ребенка. Но ребенок не в силах решить свои проблемы сам. Проблема, что ребенок писается в кровать или не может покакать, становится для мам и пап трагедией. Так, когда воспитательница отругала девочку за то, что та описалась во время дневного сна, малышка просто перестала ходить в детском саду в туалет. Такие действия взрослых нарушают физиологию ребенка и создают серьезные проблемы со здоровьем. Сейчас подобные случаи встречаются крайне часто.

Если ребенка ругают за то, что он не может контролировать, то у него закладывается чувство вины за свои действия. Конечно же, у взрослых нет такой проблемы, как непроизвольное мочеиспускание по ночам. Но мало кто задумывается, что чувство вины, заложенное в детстве, перетекает в другие психологические проблемы.

Требования, не соответствующие возрасту ребенка, – источник его несчастливой взрослой жизни. Перестаньте предъявлять ребенку завышенные требования. Будьте объективны, учитывайте возраст вашего малыша.

Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

7 Возрастные этапы

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Особенности развития речи детей четвертого года жизни На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей пятого года жизни В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

VI ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И «ТЕОРИЯ» ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Мы не ставили своей задачей рассмотреть все те вопросы, по которым так или иначе высказывался Залкинд, но мы не выполнили бы своего обещания рассмотреть концепцию Залкинда в ее основных узловых пунктах, если бы мы

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Особенности иммунитета у детей У новорожденных и детей первых месяцев жизни защитные функции осуществляются антителами (IgG), полученными от матери через плаценту и грудное молоко.Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, до 6 месяцев не восприимчивы к

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

76. Детские праздники – для детей Именно так! В Париже все праздники для детей старше трех лет проходят без родителей. Привести ребенка в гости на день рождения или просто поиграть означает для француженки, что его надо оставить и уйти. Родители не считают, что нужно

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Из книги автора

Из книги автора

Дети, развитие, возрастные кризисы 1) Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!». – М., 1983.2) Астапов В.М. «Введение в дефектологию с основами нейро– и патопсихологии». – М., 1994.3) Байярд Р., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток». – М., 1991.4) Бауэр Т. «Психическое развитие

Статьи по теме: