Особенности развития костной системы у детей. Сколько костей у ребенка? Отличия от скелета взрослого человека

Родителям не стоит излишне беспокоиться, если хрустят суставы у грудничка – это признак незрелости суставов и связок, который должен пройти с возрастом

Родители младенцев при переодевании или играх часто сталкиваются с характерным явлением – у новорожденного хрустят суставы на ногах и руках. У многих пап и мам явление вызывает беспокойство и вполне понятные вопросы – не будет ли это опасным для ребенка. Наиболее часто подобные явления вызваны тем, что суставы и связки младенца еще находятся в процессе развития.

Развитие скелета ребенка

Родителям первенцев часто трудно привыкнуть к тому, что организм младенцев имеет характерные особенности развития. Грудничковый возраст – период активного развития и формирования скелета, мышц и связок. Все нагрузки детский организм осваивает постепенно.

Скелет ребенка меняется постепенно, приспосабливаясь к возрастанию нагрузки, развитие суставов идет сверху вниз – это нужно для обеспечения развития мозга младенца – сначала он учится держать голову, затем переворачиваться и только потом садиться.

Быстрее всего развиваются суставы тех частей тела, которые нужны для дальнейшего развития младенца – рук и челюстей. Это обеспечивает питание и безопасность (руками младенец удерживается за маму).

Когда позвоночник и плечевые суставы разовьются до такой степени, что смогут выдерживать вес головы – малыш будет пробовать садиться.

Последними созревают крупные суставы бедра и колен – они должны быть особенно сильными, так как будут удерживать на себе вес тела ребенка.

На протяжении первого года жизни жировая ткань, которая охраняет незрелое тельце младенца постепенно заменяется на мышцы и сухожилия, что позволяет многим малышам сделать первые шаги до года.

Процесс развития и формирования скелета будет продолжаться и окончательно закончится в период гормонального созревания ребенка.

Звук суставов

Кроме специфического скрипа, который издают пузырьки синовиальной жидкости, суставы ребенка издают хруст. Его причина – естественная незрелость окружающих тканей.

У маленького ребенка есть особенность скелета, которой нет у взрослого – у младенца 350 суставов (когда он вырастет будет немногим более 200).

Каждый из суставов омывается специальной жидкостью (синовиальной), которая обеспечивает легкость скольжения сочленений. В составе жидкости находятся те же газы что и в окружающем воздухе – кислород, азот и углекислый газ. При напряжении в суставе в ней формируются пузырьки, которые издают специфический скрипящий звук при схлопывании. Именно его слышат родители при уходе за младенцем – суставов много, поэтому звук можно услышать.

Суставы младенца имеют следующие особенности:

  1. Сочленения суставов у детей состоят из хрящевой ткани – это обеспечивает их максимальную подвижность, что оберегает малыша от травм при росте и развитии;
  2. Волокна связок, которые должны удерживать сустав в правильной позиции, еще недостаточно сформированы, их волокна еще не приобрели однонаправленный характер;
  3. Тазобедренный и коленный суставы недостаточно фиксируются мышцами – бедренные и ягодичные мышцы будут активно развиваться только после того, как младенец начнет ходить.

Это позволяет объяснить, почему у грудничка хрустят суставы. Эластичность связок, мягкая поверхность сустава и недостаточное развитие мышц создают следующую ситуацию:

  • при резком движении недостаточно зафиксированный сустав становится в непривычное положение;
  • сочленения сустава растягивают окружающую его капсулу, неудобств и боли от этого малыш не испытывает;
  • после возвращения конечности на место эластичные связки втягивают пружинящий сустав на место, который становится в правильное положение выдавая характерный щелчок.

По мере взросления ребенка и укрепления связочного аппарата суставы становятся более прочными, хруст и щелчки исчезают. Чем активней двигается ребенок, тем более крепкими и зрелыми будут суставы.

Хруст как признак заболевания

Родителям малыша, у которого хрустят суставы, нужно внимательно наблюдать за ребенком и помнить – самым верным ориентиром его здоровья служит самочувствие. Если младенец в хорошем самочувствии, играет, имеет хороший аппетит – излишне тревожиться не стоит.

Но беспокоиться следует, если:

  • хруст или щелчки издает один крупный сустав;
  • у новорожденного хрустят суставы рук при движениях;
  • бедренный сустав щелкает при движении, ребенок не дает развести ножки;
  • звук сильный и отчетливый;
  • сустав опухший и болезненный;
  • при движении слышен хруст, который сопровождается болью и плачем малыша.

При фиксировании хотя бы одного симптома из перечисленных, малыша нужно срочно показать врачу.

Изменения в суставах могут вызываться:

  • воспалительным процессом, при котором сустав становится опухшим и красным, сопровождается повышением температуры;
  • травмой, которую можно определить по гематомам вокруг сустава. Для новорождённого ситуация может быть вызвана падением, параллельно нужно осмотреть голову на предмет травмы;
  • болезни обмена веществ вызывают изменения во многих суставах рук и ног.

Если отмечаются только щелчки, следует проверить, правильно ли развито сочленение. В большинстве случаев это наблюдается у тазобедренных суставов.

Врожденное недоразвитие тазобедренного сустава

Такая патология имеет в своей основе незрелость строения сустава – между головкой бедра и впадиной, в которой она должна находиться, нет правильного взаимодействия. Слабо развитая, она не может полноценно удерживать головку.

Чаще всего от такого дефекта страдают девочки (соотношение частоты поражения – 1:9), отмечается одностороннее поражение одного сустава, чаще левого.

Точная причина возникновения неизвестна, среди возможных факторов развития дефекта могут быть:

  1. генетическая патология у малыша;
  2. болезненное протекания беременности.

Среди возможных причин патологии при внутриутробном развитии:

  • недостаток витаминов групп В;
  • наличие у мамы сахарного диабета вызывает нарушения при формировании скелета младенца;
  • нарушения обмена веществ в организме матери вызывают нарушения в формировании костей у ребенка.

Сложность диагностики недоразвития тазобедренных суставов в том, что ее не всегда можно определить у новорожденного. Часто бывает так, что с ростом ребенка сустав, который раньше оценивался как нормальный, после 6 месяцев оценивается как проблемный.

Среди возможных особенностей развития суставов может отмечаться их повышенная мобильность. Чаще всего их причиной считают нарушения протекания беременности.

Механизм формирования дисплазии

Неправильно сформированный при внутриутробном развитии сустав:

  • имеет плоскую и неровную впадину, в которой фиксируется головка бедренной кости вместо куполовидной, глубокой с плотным хрящевым окаймлением, не имеющая опоры головка выскальзывает с предназначенного ей места;
  • получает нарушенное кровообращение, которое замедляет развитие сустава;
  • издает специфический щелчок, который получается после выхода головки из дефектной вертлужной впадины.

Для определения недоразвития тазобедренного сустава существует специальная методика, использующая появление характерного щелчка.

Чтобы проверить, есть ли нарушение, необходимо:

  1. Уложить малыша на стол;
  2. Согнуть ножки младенца и легко прижать их к животу;
  3. Развести ножки в стороны;
  4. Свести вместе;
  5. Определить, появляется ли щелчок при движении ножками.

При выявлении щелчков в первый месяц жизни ребенка их появление может быть вызвано особенностями развития бедренных мышц.

Е. Комаровский обращает внимание мам на опасность тугого пеленания новорожденных, которое не позволяет развиться тазобедренному суставу правильно и увеличивает риск выхода шейки бедра из правильного положения.

О развитии дисплазии могут свидетельствовать дополнительные признаки:

  1. складочки на бедрах не сходятся вместе;
  2. при разведении ножек чувствуется сопротивление;
  3. одна ножка визуально выглядит короче;
  4. при свободном положении ножек одна стопа выворачивается наружу.

Главное в лечении патологии – своевременное и тщательное выполнение назначений врача.

Лечение и диагностика нарушений

Для лечения дисплазий применяют консервативные методы лечения, соблюдение назначений полностью зависит от родителей ребенка. К ним относятся:

  1. , состоящая в выполнении определенных движений несколько раз в день;
  2. нижней части тела младенца;
  3. фиксирование ножек младенца в разведенном положении с помощью подгузников или .

Применение особого пеленания может длиться более шести месяцев.

Диагностика других поражений

Если хрустят суставы у грудничка и присутствуют симптомы боли, его необходимо немедленно показать врачу.

Для определения диагноза врач:

  1. проводит визуальное обследование ребенка;
  2. собирает анамнез;
  3. назначает общеклинический и биохимический анализ крови;
  4. проводит обследование ребенка на УЗИ;
  5. проводится УЗИ сердца для выявления правильности строения сердца;
  6. определяется двигательный и пищевой режим ребенка.

Рацион ребенка должен содержать большое количество кальция и достаточный объем воды для улучшения выработки жидкости, смазывающей суставы.

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной , формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость - это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается - от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза - перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани - гидрооксиапатита - у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии - рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей - это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3-4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4-8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека - уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2-4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5-6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам - ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых - изменения конфигурации костей и суставов, в третьих - состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент - установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики - гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова-Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника - сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок - сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию - изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений - по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра - при положительных ответах на вопросы 3-7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога - положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей - врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5-3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 - 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) - между резцами или тремы - между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет - это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17-20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n - возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов - кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки - вечером и утром.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает в полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости растут в течение первого года жизни. С возрастом особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Скелет человека продолжает свое формирование в течение всей жизни: кости постоянно обновляются и растут, отвечая росту всего организма; отдельные кости (например, копчиковые или крестцовые), которые у детей существуют раздельно, по мере взросления срастаются в единую кость. К моменту рождения кости скелета окончательно еще не сформированы и многие из них состоят из хрящевой ткани.

Череп плода в возрасте 9 месяцев еще не представляет собой жесткую конструкцию; составляющие его отдельные кости не срослись, что должно обеспечить относительно легкое прохождение по родовым путям. Другие отличительные особенности: не полностью развитые кости пояса верхних конечностей (лопатки и ключицы); большинство костей запястья и предплюсны еще хрящевые; к моменту рождения не сформированы также и кости грудной клетки (у новорожденного мечевидный отросток хрящевой, а грудина представлена отдельными, не сросшимися между собой костными точками). Позвонки в этом возрасте разделены относительно толстыми межпозвоночными дисками, а сами позвонки еще только начинают формироваться: тела и дуги позвонков не срослись и представлены костными точками. Наконец, тазовая кость к этому моменту состоит лишь из костных зачатков седалищной, лобковой и подвздошной костей.

У новорожденного наружный слуховой проход еще не сформирован, так как барабанная часть представляет неполное кольцо (annulus tympanicus), затянутое барабанной перепонкой. Вследствие такого близкого расположения барабанной перепонки кнаружи у новорожденных и детей раннего возраста более часто наблюдаются заболевания барабанной полости. Каменистая часть, pars petrosa, названа так по прочности своего костного вещества, обусловленной тем, что эта часть кости участвует в основании черепа, и является костным вместилищем органов слуха и гравитации, имеющих весьма тонкое строение и нуждающихся в прочной защите от повреждений. Развивается она на основе хряща. Второе название этой части - пирамида, дано по ее форме трехгранной пирамиды, основание которой обращено кнаружи, а верхушка - вперед и внутрь к клиновидной кости.

Состоит из костей и суставов. Кости рожденного малыша кажутся настолько хрупкими, что к нему страшно прикасаться, а тем более брать его на руки. Так оно и есть. Потому что не сформированные до конца косточки хрустят и гнуться, а при сильной нагрузке могут легко сломаться! Поэтому заботливым родителям не помешает знать, как формируется скелет новорожденного ребенка и какой требуется уход за костями и суставами. В этой статье вы узнаете немного больше про костную систему новорожденного ребенка, как она развивается и крепнет.

Как известно, костный скелет служит для человека основой построения всего тела. На скелете держаться органы жизнедеятельности, это опора позволяющая передвигаться, он обеспечивает организм ребенка минералами и кровью. Поэтому правильному формированию детского скелета необходимо уделять особое внимание с самого рождения. Каждый врач скажет, что у детей свои особенности в питании, у них есть такие болезни, которых нет у взрослых. В раннем детском возрасте кости еще не такие как у взрослого. Каждые родители должны знать, как помочь вырасти ребенку со здоровым костным скелетом.

Скелет ребенка начинает формироваться еще в материнской утробе. В это время скелет состоит из хрящей. К моменту появления новорожденного малыша на свет его скелет из хрящей почти сформирован в кости. Но в нем есть некоторые особенности. Кости новорожденного состоят из соединительной и хрящевой ткани, кроме черепа и ключицы. Полости костей внутри заполнены красным костным мозговым веществом в отличие от взрослых у них полости с желтым веществом. Некоторым нужно знать сколько костей у ребенка. Точно доказано, что их примерно 270. Если сравнивать с количеством костей взрослого человека, то у младенцев их меньше. Потому что с годами некоторые мелкие кости срастаются и образуют одну.

Кости малыша состоят из таких материалов как медь, фтор, алюминий, цинк, магний, кальций, фосфор и др. У новорожденного косточки строятся из волокон и в них мало минеральных солей из-за этого они хрупкие и легко поддаются деформации! Поэтому чтобы у родившегося малыша были хорошие и крепкие кости в рацион питания матери до и после родов должны быть включены эти элементы. Во время с материнским молоком кроха получает все перечисленные элементы. Полностью костный скелет у ребенка формируется к 12 годам жизни. Зубы у грудных детей начинают прорезаться с 6 месяцев.

У новорожденного ребенка могут развиться серьезные болезни костей связанные с обменом минеральных веществ, инфекций, патологий и др. Например, заболевание проявляется из-за недостатка кальция в организме у детей раннего и грудного возраста. Поэтому при малейших проявлениях проблем со здоровьем костей и суставов ребенка следует обратиться к врачу. В целях профилактики следует проходить регулярные запланированные медицинские обследования в детской поликлинике. Проблемы с костями у новорожденного ребенка могут возникнуть и во время родов, часто это переломы ключицы и бедра, эпифизеолизы в области позвоночника, бедра и т. д.Ломаются кости у детей при неправильном проведении родов.

Следите за здоровьем костей малыша и ваш кроха будет иметь крепкие кости и суставы. Подписывайтесь на обновления нашего сайта .

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Костная система человека образует прочный каркас, который служит вместилищем внутренних органов и головного мозга, опорой для мышц и нервной системы. Она участвует в поддержании минерального состава крови, а также в процессах кроветворения благодаря содержащемусяв костях красному костному мозгу. Именно поэтому формирование костной системы новорожденного малыша заслуживает особого внимания.

С чего все начинается?

Закладка скелета начинается с первых дней внутриутробного развития плода. Со вторых суток после оплодотворения проходит образование группы клеток (эктодермы), которая впоследствии станет основой развития костной ткани и самого скелета. Это развитие происходит стремительно: масса костной ткани увеличивается день ото дня, потребляя достаточно большое количество кальция из запасов материнского организма.

К моменту завершения внутриутробного периода жизни человека костная система во многом уже сформирована, однако в это же время она имеет ряд особенностей.

Практически все кости проходят хрящевую стадию развития. Они формируются из соединительной ткани, которая постепенно преобразуется в хрящевую ткань. Эту стадию минуют кости черепа и ключицы. Остальные кости к концу периода внутриутробного развития имеют так называемые ядра окостенения. Эти точки впоследствии станут зонами роста кости.

Лицевые кости и кости свода черепа имеют плотную структуру уже к моменту рождения (при условии зрелости новорожденного). Но если кости лица соединены между собой прочно, то кости свода черепа имеют щелевидные швы, состоящие из соединительной ткани, и роднички (ромбовидный большой и треугольный малый). За счет наличия этих родничков и швов осуществляется рост костей черепа на первом году жизни ребенка. По их размерам можно косвенно судить о степени зрелости новорожденного (чем более зрелым является ребенок, тем плотнее кости черепа) и о состоянии его нервной системы.

Кости состоят из неорганических веществ: кальций, фосфор, магний и в гораздо меньших количествах из алюминия, фтора, селена, цинка, меди. Все они необходимы для нормального развития скелета плода, поэтому рацион будущей матери должен содержать эти микроэлементы.

Как «сделан» скелет новорожденного?

Некоторые особенности строения костной системы сохраняются у малыша на протяжении первого месяца жизни; они позволяют избежать чрезмерных нагрузок во время родового акта. В частности, кости плода содержат гораздо меньше плотных веществ и больше жидкости, чем в старшем возрасте. Это необходимо для поддержания необходимой эластичности и упругости скелета, который при прохождении по родовым путям матери подвергается деформирующим воздействиям. В процессе родов самая крупная часть тела плода - голова - принимает форму родовых путей матери за счет наличия соединительнотканных швов и родничков, которые позволяют костям черепа находить одна на другую: это предотвращает повреждение и костей черепа, и головного мозга. Грудная клетка изменяет свою форму за счет эластичности ребер. Кроме того, эластичность и мягкость костной ткани необходимы для обеспечения того колоссального темпа роста, который отмечается на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Другой важной особенностью скелета новорожденного является то, что его позвоночник не имеет обычных для взрослого человека изгибов, обеспечивающих амортизацию. Формирование изгибов позвоночника начинается в двух- трехмесячном возрасте, когда ребенок начинает удерживать головку в вертикальном положении. К этому возрасту шейный отдел претерпевает ряд изменений, в ходе которых меняется угол между позвоночными отростками и становится возможным вертикальное положение головы. Но и после этого важно помнить о том, что головка удерживается еще не совсем надежно: ребенок может периодически как бы «ронять» ее. Поэтому до трех месяцев желательно поддерживать малышу шею и голову в вертикальном положении.

Между шестым и седьмым месяцами жизни у ребенка начинает формироваться второй изгиб позвоночника - грудной. Поскольку формирование изгибов позвоночника и укрепление мышц туловища идут параллельно, малыш начинает самостоятельно садиться к тому моменту, когда и его скелет, и его мышечная система готовы к этому. Если начать высаживать ребенка раньшеэтого момента, его позвоночник, не имея еще физиологических изгибов, искривляется, что впоследствии становится привычным. К моменту начала ходьбы формируется последний, поясничный, изгиб позвоночника.

Грудная клетка новорожденного имеет форму конуса, в отличие от грудной клетки взрослого человека, которая имеет цилиндрическую форму. Ребра новорожденного, так же как и остальные трубчатые кости, мягкие,эластичные.Расположеныони практически горизонтально. Межреберные мышцы, обеспечивающие вместе с диафрагмой (мышечное образование, отделяющее грудную полость от брюшной) дыхательные движения, еще слабые. Тот факт, что ребра расположены горизонтально, межреберные мышцы не развиты, а дыхание осуществляется в основном за счет диафрагмы, делает дыхание поверхностным и частым, а это, в свою очередь, одна из предпосылок для возникновения заболеваний органов дыхания.

Чтобы кости формировались правильно…

К костной системе маленького человека предъявляются особенно высокие требования: малыш очень быстро растет, костная массастремительно увеличивается. Для обеспечения таких высоких темпов роста костной ткани новорожденного ребенка необходимо достаточное поступление кальция. Основным источником кальция является материнское молоко или его заменители. Поступая в кишечник, молоко расщепляется, и происходит высвобождение кальция, для усвоения которого необходимо соблюдение некоторых условий.Во-первых,нормальному усвоению кальция в кишечнике способствует витамин D, а во-вторых, здоровая микрофлора кишечника. Кроме обеспечения усвоения кальция, витамин D способствует его распределению в организме, что способствует нормальной работе нервной системы, внутренних органов.

Витамин D образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Также тот витамин может поступать в организм с некоторыми продуктами питания (рыбий жир,молочные продукты, желток яйца). Если организм ребенка испытывает дефицит витамина D, то происходит нарушение усвоения кальция в кишечнике и, как следствие - нарушение обмена кальция и фосфора. Это состояние становится причиной развития одного из самых «детских» заболеваний - рахита, проявляющегося в нарушенииформированиякостнойткани. При этом заболевании происходит размягчение костей и деформация их.

Риск развития рахита повышается в то время года, когда количество солнечных лучей, попадающих на кожу ребенка, снижается. Особенно это касается заполярных регионов, где на протяжении полугода солнца нет вообще. Поэтому для поддержания концентрациикальцияв кровина должном уровне на протяжении осеннее-зимних и весенних месяцев необходимо проводить профилактику рахита витамином D. Кроме витамина D, для нормального развития костей необходим витамин А (при его недостатке страдают сосуды, питающие надкостницу, в результате чего кость перестает расти) и витамин С (при его недостатке нарушается формирование костной ткани). Для поддержания нормального развития костной системы новорожденного не менее важен правильный режим дня. В любое время года и при любой погоде малышу необходимы прогулки на свежем воздухе, как минимум на протяжении 1,5 - 2 часов ежедневно. Комната, в которой спит новорожденный, должна быть достаточно светлой, хорошо проветриваемой. Очень важно с первого месяца жизни ребенка приучать его к воздушным ваннам и общеукрепляющей гимнастике - это и эффективные закаливающие меры, и меры, способствующие улучшению обменных процессов в организме, а значит, и улучшающие развитие костной системы. Особенно хочется сказать о выкладывании ребенка на животик при проведении воздушных ванн. Находясь в этом положении, малыш напрягает мышцы задней части спины, что положительно сказывается на кровообращении в шейном отделе позвоночника и способствует его укреплению.

Спрофилактическойцелью витамин D назначается по двум схемам. Первая - это ежедневный прием 500 ME витамина D (как правило, это соответствует 1 капле водного раствора витамина D3) или однократный прием курсовой дозы, которая назначается один раз в полгода. Принимать витамин D надо по схеме, которую назначит педиатр. Но к общим правилам приема относятся систематичность и регулярность. Витамин D3 необходимо давать малышу в небольшом количестве воды (примерно 1 чайная ложка) начиная с трех недель жизни до трех лет постоянно, за исключениемлетнихмесяцев (май, июнь, июль и август).

Все эти факторы в сочетании с приемом витамина D способствуют профилактике рахита, а следовательно, полноценному развитию скелета новорожденного.

Статьи по теме: