Особенности развития памяти у детей. Развитие памяти у ребенка

4 года назад

Развитие памяти – процесс, необходимый для дальнейшего обучения ребенка. Без развитой возможности запоминать у ребенка возникнут проблемы с усвоением информации и обучаемостью. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был умен и сообразителен. Вы, наверняка, желаете видеть, что учеба ребенку легко дается и вызывает интерес. А для этого, уже с ранних лет необходимо тренировать и развивать память. Что же вам необходимо сделать?

Создайте условия
  • Питание . Обеспечьте ребенку сбалансированный, здоровый рацион питания, в котором будут зеленые, листовые овощи, орехи, мед. Убедитесь, что все пищевые потребности удовлетворяются с помощью поливитаминов. Следите, чтобы ребенок употреблял достаточное количество воды.
  • Режим дня. Развивайте здоровый распорядок в жизни ребенка. Не забывайте, что для хорошей работы мозга ребенку необходимо достаточное время для сна (ребенку 2-3 лет – 11 часов, 3-7 – 10 часов, ребенку от 7 лет для сна достаточно 9 часов). Не забывайте, что детям до 7-8 лет необходим для отдыха также дневной сон.
  • Спорт. Физические упражнения необходимы для оптимального функционирования мозга ребенка, и как следствие, процесса запоминания информации.
Пробудите интерес

Ребенок никогда не запомнит то, что не представляет для него интереса. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с легкостью что-то запомнил, подходите к этому творчески – информацию преподносите, как увлекательнейшую историю. Это должно быть ярко и необычно, интересно – и тогда это обязательно запомнится. Когда рассказывать своему ребенку что-то важное, наденьте смешную шляпу, сделайте видео, прибегните к помощи семейного питомца, отправьтесь в поход и т.д.

Ежедневно тренируйтесь

Каждый день узнавайте и запоминайте что-то новое. Это может быть новое стихотворение, номер телефона, даже новое слово. Закрепляйте знания обо всем, что узнает ребенок – после просмотра мультфильма спросите его о смысле увиденного, после прочтения книги попросите назвать имена героев, придя из гостей, где он познакомился с другими детьми, вспомните, как кого зовут, и чем каждый ему запомнился. Главное – постоянно находится в процессе запоминания.

Мнемоника

Существует целая наука, изучающая, как развить у ребенка память. Искусство и техника запоминания получили названия мнемоника и мнемотехника. Методов и приемов запоминания немало, попробуйте их использовать при обучении вашего ребенка.

  • Музыка и ритм. Музыка помогает нам легче запомнить слова. Попробуйте «наложить» нужный текст на музыку, пропеть номер телефона, адрес, отбивать ритм при запоминании стихотворения, и как только ребенок будет вспоминать мотив или ритм – сразу же вспомнит и необходимую информацию.
  • Рисунок. Порой, чтобы что-то запомнить малышу, ему достаточно это нарисовать. Всевозможные значки, символы, стрелочки также помогают объемнее уяснить информацию и быстрее ее запомнить.
  • Акростихи. Возьмите первую букву каждого слова в списке, которые вы хотите запомнить, и затем составьте предложение со слов, начинающихся с этих букв. Ярким примером подобного метода служит всем известное «Каждый охотник желает знать…»
  • Акронимы. Акроним – это аббревиатура для набора слов. Такой метод может хорошо помочь вашему малышу запомнить названия организаций и мест.
  • Рифмование. Безусловно, стихи запоминаются легче и быстрее, чем проза. Взрослые до сих пор помнят из школьных времен глаголы-исключения – «Гнать, держать, смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть и терпеть, и опять смотреть, вертеть». Что-то из того, что необходимо запомнить, можно найти уже в готовом зарифмованном виде в книгах или интернете. Ну а к остальному можно подойти творчески, и сочинять стихи вместе с ребенком.
  • Вспомогательные предметы. Как ребенку запомнить, сколько дней в каком месяце? Многим известен этот метод – по костяшкам кисти руки. Верхушка костяшки – 31 день, впадина – 30; февраль стоит особняком и имеет 28 или 29 дней. Подобным образом можно узнавать, растет или убывает луна – надо приставить палец к полумесяцу на небе, и если малыш видит, что получилась буква «Р», значит луна растет, если не видит – убывает.
Учитесь, играючи

Самый лучший способ улучшить память ребенка – в игре. Вот несколько игр, развивающих способность запоминать.

  • «Продуктовый магазин» . Лучше, если в эту игру будет играть от 3-х человек. Сидя в кругу, первый игрок начинает историю «Я пошел в продуктовый магазин и купил …», выбирая элемент. Следующий игрок начинает с этих же слов, указывает пункт первого игрока, и добавляет свой элемент. Третий игрок называет уже три элемента в списке, включая свое слово. Игра продолжается, пока кто-то не забывает пункт из списка.
  • «Мой день» . Попросите вашего малыша описать своей день с минуты пробуждения до времени завтрака. Пусть он описывает не только действия, которые он выполнял, но и звуки, которые слышал, запахи, которые ощущал, вспомнит, какие чувства испытывал, и озвучит мысли, которые приходили ему в голову в тот или иной момент.
  • «Натюрморт». Разложите на столе предметы разной крупности в любом порядке. Дайте малышу немного времени запомнить, что он видит. Попросите его отвернуться, и измените положение предметов, добавьте новый или уберите один из прежних. Посчитайте, сколько изменений он не заметил. Позвольте ему проделать тоже самое с вами, и ведите счет игры.
  • «Что изменилось?». Играть лучше всей семьей или большой компанией на празднике. Ведущий выходит в центр комнаты, остальные представляют собой зрительный зал. Зрители несколько секунд запоминают, как выглядит ведущий. Затем он ненадолго выходит из комнаты и меняет что-то в своем гардеробе, а после возвращается. Зрители угадывают, что изменилось. Чтобы усложнить задание, можно менять не только внешний облик, но и настроение (мимику).
  • «Ассоциации». Вы называете слово, а малыш произносит все слова, которые у него ассоциируются с данным термином (например «Светофор» – дорога, зеленый-желтый-красный, пешеход, опасность, автомобиль, «зебра» и т.д.).
  • Шахматы, карты, шашки – любые из подобных игр не только тренируют краткосрочную память, но и заставляют запомнить картинку целиком и тренируют системное запоминание.

Для развития и тренировки памяти нужна помощь родителей. Подходите к этому легко и радостно – пусть процесс не выглядит сложным и обременительным для малыша, а приносит радость. Научившись запоминать информацию, малыш получит мощнейший инструмент не только для дальнейшей учебы, но и для жизни в целом.

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).

К сожалению, современное школьное образование с первых классов нацелено на вбивание в детские головы фактов и другой «голой» информации, большая часть которой никогда не пригодится ребенку в обычной жизни. А вот вопросам о том, как развить память и внимание, время почти не уделяется. Результат – «двойки» в дневнике, «каша» в голове, расстройства и огорчения.

Чтобы избежать «неудов» и негативного отношения к обучению, важно развивать память и внимание малыша еще до школы. О том, как правильно это сделать, читайте ниже.

Немного о детской внимательности

В раннем возрасте дети не способы концентрировать внимание на чем-либо подолгу. Позже, к 6-7 годам, они приобретут эту способность, но это вовсе не значит, что развивать внимательность до этого времени не нужно. Еще как нужно!

Выделяют три вида внимательности:

  • непроизвольная – возникает сама собой, когда малыш видит что-то интересное;
  • произвольная – формируется у ребенка у 6-7 годам и способствует усвоению школьных знаний;
  • постпроизвольная – намеренное внимание, которое дети проявляют по отношению к интересующим их предметам.

Тем не менее, причин, отвлекающих детей от какого-либо одного заданного предмета, довольно много. Это объясняется тем, что они – недавно пришедшие в этот мир – находят вокруг слишком много интересных вещей.

Родителям остается помочь чаду развить в себе внимательность и умение сосредотачиваться. Можно предлагать ребенку игры типа конструкторов, пазлов, а можно поиграть с малышом в специальные игры на развитие памяти и внимания.


Игры для развития внимания

Заниматься развитием памяти ребенка нужно с раннего возраста. Как правило, серьезные занятия и игры рассчитаны на деток от 2-3 лет. Именно в этом возрасте стоит уделять максимум времени развитию внимания. Ниже приведены основные способы и игры, которые помогут вам сделать из вашего крохи внимательного человека.

  1. Изучайте с чадом понятия «много – мало», «меньше – больше», «шире – уже», «выше – ниже». Параллельно с изучением предлагайте ребенку задания: «Какая пирамидка выше? В какой коробке больше игрушек? Какой кубик большой, а какой маленький?»
  2. Поиск парных предметов – отличное упражнение для тренировки внимательности у детей. Малышу 2-3 лет сложно сосредоточиться и найти парный предмет, но после трех лет дети находят эту игру очень занимательной. Усовершенствованная версия задания – выбрать из набора предметов лишний. Ребенок должен не только знать свойства всех предметов, но и уметь логически устанавливать взаимосвязь между ними.
  3. Деткам, которые уже умеют писать, можно предложить «намокшее письмо». Придумайте красивую «легенду» о том, что это письмо предназначалось супергерою (для мальчика) или прекрасной принцессе (для девочки), но почтальон попал под дождь и промочил бумагу. Суть «письма» в том, что слова будут лишены некоторых букв. Малыш должен сам вставить их на «размокшие места».
  4. «Прятки» в привычном понимании довольно забавная игра, но прятки для развития внимания особенно полезны для детей. Спрячьте в комнате несколько предметов. Чтобы заинтересовать ребенка и мотивировать его, пусть это будут сладости или игрушки. Попросите кроху отыскать предметы. Можно давать подсказки (холодно — горячо).
  5. Поиск по признакам. Это разновидность предыдущей игры в прятки. Дайте чаду задание: найти в комнате предмет. Он большой, желтый с сиреневыми полосками. Малыш по описанию должен отыскать загаданную вещь.
  6. Игра «Что пропало?» требует от ребенка предельной внимательности и сосредоточенности. Положите 5 разных игрушек (по форме они должны различаться). Попросите чадо хорошенько запомнить все игрушки. После этого кроха должен закрыть глаза, а вы – убрать одну из игрушек. Далее малыш открывает глаза и говорит, что пропало. Усложнить задачу можно следующим образом: попросите ребенка, не открывая глаз, на ощупь определить, какая игрушка исчезла. Это упражнение рассчитано не только на развитие внимательности, но и на развитие мелкой моторики рук.
  7. Одна из самых популярных развивающих игр для детей – «Найди 10 отличий». Даны две картинки с минимальными, незаметными на первый взгляд различиями. Малыш должен отметить все несоответствия. Такие картинки можно найти в Интернете или купить книжку в детском магазине.
  8. Подросшим детям можно дать задание построить пирамидку (башню) по рисунку. Рисунок можете нарисовать сами – он должен включать в себя только геометрические фигуры (треугольники, квадраты), а у ребенка должны быть аналогичные кубики для строительства.

Также развитию внимания способствуют игры со специальными приспособлениями. Подойдут кубики, пирамидки, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.


Развиваем детскую память

Память – это то, без чего невозможно существовать здравомыслящему умному человеку. Чтобы ребенок хорошо учился, без проблем поступил в институт, а позже нашел престижную работу, необходимо многое, но память в этом списке будет стоять в первой десятке нужных качеств.

Память может быть разной. Выделяют следующие ее виды:

  • зрительную;
  • слуховую;
  • тактильную;
  • двигательную память.

Также можно сказать, что она бывает:

  • долговременной и кратковременной;
  • произвольной и непроизвольной;
  • логической и механической.

Память на даты, числа, лица, звуки, слова… Перечислять можно бесконечно долго.

Для правильного обучения ребенка вам следует задействовать как можно больше видов памяти. Для этого разработаны специальные приемы и игры на развитие памяти.


Игры для развития памяти

Можно сказать, что все представленные выше игры, развивающие у детей внимательность, также полезны и в этой ситуации. Но существуют и другие способы, помогающие как развить память у ребенка, так и открыть в нем множество других способностей.

  1. Самый простой способ для самых маленьких детей – вспоминать события прошедшего дня. Помогите ребенку и начните первой. «Вчера мы проснулись, умылись, позавтракали…. Что было на завтрак?» Эта игра развивает внимание к мелочам и умение запоминать мелкие детали.
  2. «Наперсточки» — любимая игра привокзальных шулеров и маленьких детей. Возьмите три стаканчика и под один из них спрячьте шарик. Сначала медленно перемещайте стаканчики, потом увеличивайте темп. Ребенок должен проследить за стаканчиком с шариком и в конце игры выбрать именно его.
  3. Ассоциации. Назовите чаду несколько слов: яблоко, дерево, дом (слова могут быть любые, но малыш должен знать их значение). Попросите малыша описать, какие ассоциации вызывают у него названные слова.
  4. Чтение – один из самых лучших способов развить память у ребенка. Читайте с малышом сказки, рассказы, стихи. Отвечайте на вопросы малыша и просите его пересказать прочитанное своими словами.
  5. Стихи – еще один безотказный способ развить у малыша способность к запоминанию. Начать лучше с простеньких четверостиший (С. Маршак, А. Барто). Также можно разучивать веселые детские песенки.
  6. «Нарисуй прошедший день». Такое упражнение подразумевает некий творческий подход, но для детей оно, как правило, не является сложным. Попросите чадо нарисовать прошедший день: что ему больше всего запомнилось? Что было самым приятным, а что, наоборот, не понравилось? Не критикуйте рисунок ребенка, даже если он не будет соответствовать действительности (по вашему мнению), лучше похвалите творческий подход и креативность.
  7. Можно приобрести игру «Мемори». Ее суть в том, что ребенок должен запомнить расположение определенных карточек и указать их, когда все карточки будут лежать верх «рубашками».

Очень хорошо развивает память искусство, и в частности живопись. Посетите с чадом галерею, а потом найдите репродукции увиденных картин. Обсудите с малышом детали каждой картины. Спросите, что кроха запомнил лучше всего.

Заключение

– мощный инструмент для совершенствования памяти и внимания. Очень важно уделять этому вопросу достаточно времени, чтобы к школе малыш умел без труда сосредотачиваться на предлагаемой информации и хорошо ее запоминать.

Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос - научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.

Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте - до 6 лет - очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!

Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.

Что составляет основу хорошей памяти ребенка?

За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).

Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:

  • необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
  • отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
  • не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
  • интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» - обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.

Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам - обнимают, целуют, хвалят - у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.

Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение - еще один плюс в копилку памяти.

Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.

Игры для улучшения памяти и внимания у детей

Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.

Наиболее популярные из них:

  1. «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
  2. «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю...», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
  3. «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
  4. «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.

Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры - шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.

Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.

Приемы и упражнения для развития детской памяти

Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, - это известно всем родителям. Однако во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.

Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:

  1. Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
  2. Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
  3. Словотворчество - придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для ). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.

Использовать все возможности для развития памяти ребенка - важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!

Познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению информации и навыков - это и есть память. Очень важно тренировать её с самого раннего детства. Даже без приложения особых усилий у ребенка с каждым годом улучшается эта способность. Это обуславливается тем, что в процессе взросления он учит важные и необходимые для него навыки: ползание, хождение, запоминание слов и т. д. Однако это не означает, что ему не нужно тренировать познавательные способности. В данной статье ответим на вопрос о том, как развить память у ребенка в 8 лет.

Виды познавательных способностей

Замечали ли вы, что каждый человек по-разному запоминает ту или иную информацию? Это связано с корой головного мозга и её отделами, которые при этом задействуются. Выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, В то же время она может быть кратковременной, оперативной или долговременной. С другой стороны, способности к запоминанию также зависят от той или иной модальности - слуховой, зрительной, двигательной, тактильной.

Людям, обладающим наглядно-образным типом памяти, легче запомнить цвет, звуки, лица и любые другие наглядные образы. Словесно-логическое мышление основывается на базе языковых средств, анализе событий и ситуаций. Таким людям сложно запомнить информацию, которую они не понимают. Они привязывают её к определенным событиям и навыкам. Для того чтобы узнать, нужно выяснить, какими видами познавательных способностей он обладает. Важно отметить, что любой из вышеописанных типов можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Какие познавательные способности необходимо совершенствовать

Существует мнение, что нужно улучшать тот тип памяти, который у ребенка слабо развит. Но данная теория не всегда находит свое подтверждение. Допустим, ребенок обладает словесно-логическим мышлением. Вся информация, которую он запоминает, поддается анализу. Есть ли необходимость в таком случае развивать образную память? В любом случае необходимо адаптировать ребенка под его мышление и развивать в этом направлении. Так, лучше всего тренировать слуховую, зрительную, двигательную и тактильную память. Для каждого из видов существует масса способов. Рассмотрим их подробнее.

Воспроизведение слуховых образов

Как развить память у ребенка 8 лет? Для начала необходимо проверить, насколько хорошо ребенок владеет этим навыком. Так, назовите подряд 10 слов, не связанных между собой. Например: стол, книжка, крокодил, чашка, телефон, майка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Теперь попросите ребенка повторить их. Если больше половины слов названы - это отличный результат. Можно продолжить тренировку до тех пор, пока ребенок не будет повторять 8-9 слов.

Еще одно интересное упражнение - продолжение фразы. Вы говорите простую фразу: «мы зашли в магазин». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «мы зашли в магазин и купили банан». Теперь ваша очередь, вы повторяете то, что он сказал, и добавляете что-то от себя. Проиграет тот, кто ошибется и не сможет повторить.

Зрительная память

Зрительные образы - достаточно важная составляющая, без которой сложно обойтись в жизни. Для детей этот навык также является необходимым. Как развить память у ребенка 8 лет, делая уклон именно на зрительные образы? Для начала необходимо проверить способности. Для этого существуют специальные рисунки «найди отличия». Если ребенок отыщет меньше половины, значит, его зрительную память необходимо развивать.

Упражнений существует огромное множество. Конечно же, все они связаны с зрительными образами. Можно каждый день давать ребенку картинку. Пусть внимательно посмотрит на неё в течение 5 минут. Затем забирайте изображение, и пусть ребенок назовет то, что он запомнил, в мельчайших деталях. Вы удивитесь, но с каждым днем он будет становиться внимательнее и запоминать больше образов. Если у ребенка есть способности к рисованию, пусть изображает то, что он запомнил.

Двигательная память

Этой познавательной способности соответствуют трудовые навыки. Именно в восьмилетнем возрасте очень важно развивать у ребенка память и внимание. Как это сделать? В этом возрасте ребенку очень интересно посещать различные секции. Это и будет наилучшей тренировкой двигательной памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение двигательных операций помогут ребенку усовершенствовать свои навыки. Это может быть: плавание, танцы, волейбол, футбол и другие популярные виды спорта.

Тактильная память

Ощущения и прикосновения называют одним очень известным термином - моторика. Такая двигательная активность очень тесно связана с мыслительными процессами. Недаром для развития речи маленьким детям предлагают перебирать мелкие предметы. Как развить у ребенка память и внимание при помощи тактильных ощущений? Есть специальные упражнения. Например, на небольшие дощечки наклеивают самые разные материалы (бумагу, металл, ткань). Ребенку закрывают глаза и предлагают пощупать их. Он должен угадать, на какой из дощечек какой материал.

Еще одно замечательное упражнение: «пощупай меня». Закройте ребенку глаза и предложите потрогать любую фигурку. После этого заберите её, развяжите глаза и попросите нарисовать то, что он только что держал в руках. Данное упражнение развивает не только тактильную память, но и воображение.

Многих родителей интересует вопрос о том, как развивать память у ребенка от рождения. Именно тактильные познавательные способности помогут малышу в этом деле. В. А Сухомлинский утверждал, что «на кончиках пальцев находится ум ребенка». Так, при развитии мелкой моторики активизируются определенные отделы головного мозга, в том числе и те, которые отвечают за речь.

Развитие внимания

Данное качество характеризует процесс фильтрации поступающей информации. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, способен выделять конкретные объекты и процессы и лучше запоминать их суть. Проблема многих школьников кроется не только в плохой памяти, но и в невнимательности. Эти два качества всегда должны развиваться одинаково.

Возьмем, к примеру, школьный предмет, который многие дети не особо любят - литературу. Учитель то и дело заставляет учить стихи, а ребенку так сложно их запомнить. Весь секрет кроется в том, что у школьника не только плохая память, но он также невнимателен. Для того чтобы легче запомнить произведение, стих или даже правило, его нужно понять. В свою очередь, необходимо выделить главный объект. Анализ произведения или стиха очень легко выполнить внимательным детям. Они быстро улавливают суть, и тогда заучить наизусть не составляет труда.

Упражнения на развитие внимания

Игры на развитие внимания и памяти у детей достаточно интересны и увлекательны. С их помощью можно не только улучшить навыки ребенка, но и хорошо провести время всей семьей.

Так, например, достаточно интересна такая игра. Для неё понадобятся карточки с рисунками (в крайнем случае можно обойтись обычными игральными, если ребенок с ними знаком). Итак, выберите 5 карт и разложите их в ряд. Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Теперь уберите их к остальным и попросите его разложить всё так же, как и было до этого. Такое упражнение тренирует память и внимание, ведь ребенку необходимо не только запомнить карты, но и сложить их в таком же порядке.

Как развить у ребенка память и внимание? Еще одна увлекательная и популярная игра - «Жук». Для этого необходимо нарисовать поле 6 х 6 клеточек. В одной из них нарисуйте маленького жука. Ваше задание - говорить, «куда ходит насекомое». Например: жук двигается на 2 клеточки вверх, потом одну влево и одну вниз.

Ребенок должен мысленно следить за перемещениями, не используя для этого палец или ручку. После 4-5 ходов спросите его о том, где теперь находится жучок. Такой тренажер для памяти отлично подходит детям с 5-6 лет. В эту игру можно играть и всей семьей. Один человек - ведущий, который говорит ходы, а остальные мысленно следят за перемещениями. Проигрывает тот, кто первый сбился.

Секреты хорошей памяти

Обзор способов, описанных выше, может быть полезен при ежедневных тренировках, но что если что-либо нужно запомнить срочно? Есть свои хитрости и секреты.

Задумывались ли вы, почему одни дети буквально схватывают на лету информацию, а другие, в свою очередь, не могут запомнить даже одно предложение? Всё дело в том, что у большинства деток в возрасте 8 лет преобладает образная и "Что делать и как развить память у ребенка в таком случае?" - спросите вы. Ответ лежит на поверхности. Попробуйте заинтересовать ребенка. В информации, которую нужно выучить, пусть он находит что-то интересное для себя. Конечно же, в первую очередь необходимо поинтересоваться, всё ли понятно ему из того, что требуется выучить. Согласитесь, сложно запомнить то, чему нет логического объяснения.

Задали выучить стих про птиц? Не проблема. Сядьте с ребенком перед компьютером и откройте интернет. Покажите и расскажите ему об этих птицах. Затем начинайте учить стих. Прочитали первую строку? Отлично, пусть ребенок её сам озвучит и, закрыв глаза, представит перед собой. Затем вторую, третью и т. д. Зрительные образы, возникающие в его голове, закрепят те строчки, которые он читал, и выучить будет гораздо легче.

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам. Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию – активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Память и внимание

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Внимание

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.

Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года – внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет – происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет – увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет – стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.

Память

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;

Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Особенности занятий по развитию памяти и внимания

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям – нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе – у них обязательно будет прекрасный результат!

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Дети 3-4 лет

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Рассматривание картинок

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Было-стало

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).

Развиваем слух

Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Что на что похоже?

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Дети 5-6 лет

Прекрасно, если вы уже начали свои занятия в возрасте 3-4 лет – тогда ваш ребенок будет достаточно подготовлен к новым и более сложным заданиям. В этом случае, вы уже знаете, какого рода упражнения нравятся ему больше, а на какой тип памяти стоит обратить особое внимание.

Но даже если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.

Рассматривание картинок

Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.

Сыщик

Если ребенок не «созерцательного типа» - ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.

Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.

Зеркало

Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.

Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.

Волшебный мешочек

Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.

Для игр подходят все упражнения, описанные выше. Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.

Стихи наизусть

В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.

Проза пересказ

К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.

Супер-зеркало

К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.

Разные типы памяти

В заключение, хочется сказать пару слов о типах памяти. Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.

С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.

Вообще, развитие памяти и внимания – это лишь капля в гигантском море общения, взаимопроникновения и взаимопомощи родители и ребенка. Не зацикливайтесь на столь узких задачах. Старайтесь полноценно общаться с малышом, начиная с его рождения (и даже до!), читайте, обсуждайте, слушайте, путешествуйте. И тогда его мышление, составляющими которого являются память и внимание, будет прекрасно развиваться.

Статьи по теме: