Особенности воспитания девочки в семье. Психология полового воспитания девочек в семье

Когда у меня появилась первая дочь, я обнаружила, что она совсем другая. Даже на ощупь. Мягкая и нежная. Едва научившись ползать, наша барышня уверенно направилась в сторону ящиков с одеждой. Выдвигала их и начинала, одну за другой, прикладывать кофточки, ползунки и носочки к своей лысой головке. «Примерив» одну деталь гардероба, тут же бралась за следующую . И ведь не забывала при этом бросать на окружающих кокетливый взгляд. Истолковать его неверно было очень сложно. Нашу малышку несомненно интересовал факт, все ли окружающие уже в восторге от ее неземной красоты или кто-то все еще остался равнодушным?

Я была на сто процентов уверена, что не учила ее ничему подобному. Как мама, я, конечно, была готова, что девочки в принципе другие. Но все равно искренне удивилась, что явное отличие проявилось насколько рано.

Как реагировать на все проявления женского «я»?

Задача родителей в раннем возрасте - дать ребенку ощущение того, что ему рады, что он ценен для вас такой, какой он есть. А в доподростковый период стоит проявить терпение и позволить всем экспериментам, соответствующим возрасту, проявляться и быть. Пройдя этап нелепых нарядов, девочка учится доверять своему мнению, приобретает уверенность в себе и начинает подготовку к подростковой сепарации от родителей. Личный стиль - прекрасный полигон для того, чтобы обнаружить разногласия со взрослыми и разрешить их мирным способом. Ведь до 12 лет ребенок настроен на тесный контакт, и, если сильно не давить, велики шансы, что гормонально-подростковые бури пройдут с наименьшими потерями. В подростковом возрасте воспитывать уже поздно , необходимо поддерживать там, где необходимо и смиряться с тем, что изменить невозможно. Поэтому пусть красится в фиолетовый в крапинку!

Гендерные особенности воспитания девочек

Следующим маркером гендерного различия стали колготки. Помню, как натягивала их своим парням чуть ли не до трех лет. Дочь же охотно одевалась сама уже в полтора года .

И только я обрадовалась, что проблем с одеванием у нас не будет, как наша принцесса решила, что родители безнадежно отстали от жизни. И пора ей самой заняться проработкой своего неповторимого стиля. Ей было примерно два с половиной года .

Дочь первая собиралась на прогулку, принарядившись в пышную юбку поверх потертых джинсов и резиновых сапог. Образ дополняли яркие крупные бусы. Примерно пять штук сразу, - ведь они все такие красивые! Пройдя через ужас, стыд и отчаяние, осознав полное бессилие каких бы то ни было словесных доводов, я научилась с невозмутимым видом выходить на улицу в компании вот такого чудовища и приветливо улыбаться мамам нарядных малышек.

Зато, пройдя это испытание, я оказалась готова к появлению в нашей семье еще двух девочек.

И всем, кто считает, что с мальчиками намного сложнее , я бы рассказала как эти милые создания:

  • надевают мамины туфли на каблуках и прыгают в них с высоченной табуретки;
  • везде ходят в любимой шляпке: на улице, дома, в гостях, за столом, категорически отказываются заменить шляпку на шапку в мороз;
  • спят тоже в шляпке;
  • отбирают вещи старших братьев (на пять размеров больше) и ни за что их не снимут;
  • отказываются носить чудесное льняное платьице, предпочитая ему ужасающее атласное в рюшах, как торт с кремом;
  • в этом же платье-торте играют в футбол и баскетбол;
  • в самый неподходящий момент похищают мамины колготки, расческу, сумку;
    про испорченные помады и лаки молчу, ибо банально.

Подростковая мода

Я быстро поняла, что тягаться с подростковой модой бесполезно. Рваные джинсы? Хорошо. Кеды? Пусть будут. Практика показала, что любой поход с дочкой-подростком в магазин должен заканчиваться покупкой , иначе и заходить не стоит. Каждый раз она успевала до потери пульса влюбиться в очередные футболку, платье, джинсы, и дальнейшее существование без них теряло смысл. Она не упрашивала, не скандалила. Просто становилась ко всему равнодушной. Спасибо, нет. Все хорошо. Фильм? Без меня. Спасти принцессу можно было одним способом : вспомнить, что там, в магазине ей так полюбилось. И купить. Но пережив все этапы, могу сказать, что терпение бывает вознаграждено. Со временем расстановка сил меняется. На выходе разумная мама получает личного стилиста. Красивая стильная дочь, чувствующая веяния времени, способна дать маме совет. Все мои лучшие платья куплены вместе с ней.

Секретный педикюр

Резкий запах разбудил меня среди ночи. В комнате девочек при свете ночника четырехлетняя дочь красила ногти на ногах, достав лак из тайника старшей сестры. И ведь какие препятствия малышка преодолела на пути к красоте! Сначала нужно было выследить, где сестра хранит вожделенные сокровища. Потом дождаться, пока все уснут. Тихонько залезть практически в логово дракона: разбуженная старшая сестра была бы даже более свирепой. Ничего не остановило. «Что ж ты не сказала, что ты хочешь? Давай я тебе помогу», - мы красили маленькие ноготочки, чувствуя себя заговорщиками. Потом вернули лак на место. Но чтобы одна девушка не заметила накрашенные ногти другой?! Так не бывает. Утром тайна раскрылась, скандал состоялся, однако ногти гордо сияли неделю.

Как мальчик?

Хорошие отношения с нашими детьми - это огромная ценность. И выбор одежды или эксперименты с прической не являются теми областями, где с ребенком нужно биться . Но если внешний облик принимает пугающий характер, задумайтесь, что показывает вам ребенок именно таким способом. Вся одежда черная - это заигрывания с темой смерти или подступающая депрессия? Дочь выбирает только мужскую одежду - что происходит в отношениях мамы с папой? Зачем ребенку становиться в этой семье мужской фигурой, вместо кого? Если сложно найти ответы на вопросы самостоятельно, обратитесь к психологу!

Пол ребенка диктует свои особенности в его развитии и воспитании. И родителям необходимо знать все нюансы в психологии детей разных полов, чтобы найти с ребенком общий язык и вырастить настоящую леди или джентельмена. О воспитании девочек рассказывает педагог Ася Штейн.


Чем девочки отличаются от мальчиков? С точки зрения большинства, этот смешной вопрос пристало задавать разве что в младшей группе детского сада. Однако ответ на него не так прост, как кажется.
Загадки девичьей души

Развитие девочки с самого рождения идет по иному пути, чем развитие мальчика.
Так как количество потомства зависит в основном от количества женских особей и некоторый недостаток или избыток мужских сказывается на нем незначительно, то природа, «сберегая» женский пол, отвела ему роль консервативной подсистемы. Поэтому девочки более склонны к стереотипной деятельности: усвоив тот или иной навык, они доводят его до совершенства и используют постоянно, однако новые навыки осваивают с осторожностью и не стремятся к рискованным экспериментам. К примеру, восьмимесячная малышка долго будет приноравливаться, прежде чем попробует слезть с дивана. А отважившись на отчаянный шаг, будет потом многократно повторять этот «цирковой номер», в то время как ее ровеснику уже давно прискучит эта забава, и он отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.
В младенчестве у девочек доминирует левое полушарие мозга. Поэтому у них раньше, чем у мальчиков, формируются расположенные здесь центры, отвечающие за развитие речи и коммуникацию. Они быстрее учатся говорить, читать и писать, лучше усваивают словесную информацию. Поэтому считается, что с девочками легче договориться: они способны внимательно слушать взрослого и буквально на лету схватывают все его указания.
Пространственное мышление у девочек развивается хуже, чем у мальчиков, да и вообще визуальное восприятие играет вторичную роль по сравнению с вербальным. Недаром говорят, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в картах, схемах, диаграммах, чертежах. Девочкам же они не только не помогают, но часто, наоборот, сбивают их с толку.
В то время как у мальчиков в школьном возрасте начинает доминировать левое полушарие мозга (если они, конечно, не левши, о которых нужно говорить особо), у девочек активность постепенно переходит к правому, отвечающему за целостное, эмоциональное восприятие. Интуитивно-образное мышление у них доминирует над логическим, а любая информация, с которой сталкивается девочка, обязательно эмоционально окрашивается.
При этом девочки эмоционально более выносливы, чем мальчики, они легче адаптируются к тем условиям, в которые попадают, менее склонны к неадекватным реакциям на стресс или переутомление.

Словом, до поры до времени девочки причиняют окружающим куда меньше беспокойства: не шумят, не буянят, не лезут куда не надо, более уравновешенны и одновременно гибки, а главное, всеми силами стараются понравиться взрослым, установить с ними эмоциональный контакт. Благодаря гибкости в сочетании с потребностью в эмоциональном комфорте девочки в детстве легко принимают предложенные им модели поведения.

Именно поэтому принято считать, что растить девочек проще, чем мальчиков, однако простота эта обманчива. Ближе к переходному возрасту, когда начинается глобальная перестройка всех систем и переоценка ценностей, проявляются все ошибки и перекосы воспитания. Именно поэтому так важно еще в том возрасте, когда ваша девочка делает первые шажки и лепечет первые слова, представлять себе, каковы могут быть отдаленные последствия ваших педагогических просчетов.

Едва встав на ножки, крошечная девочка бессознательно уже ощущает свою принадлежность к великой и непостижимой тайне женственности. «Катя – мама», - лепечет она, нянча и наряжая кукол, как нянчит и наряжает мама ее саму. Стремясь подтвердить свой статус, малышка ковыляет в маминых туфлях на каблуках и требует, чтобы мама покрасили ей лаком ноготки. Словом, с самого раннего возраста девочка наблюдает за мамой и воспроизводит в играх ее модель женского поведения. Причем эти самостоятельные наблюдения значат гораздо больше, чем воспитательные мероприятия.
Однако полноценно реализовать свою женственность девочка сможет, лишь отделившись от матери, осознав свою женскую уникальность. Это может проявляться в разные возрастные периоды и в капризах, и в непослушании, и в манере одеваться и вести себя вопреки маминому вкусу. Но и отторгая мать, утверждая свою независимость от нее, девочка в то же время остро нуждается в ее присутствии. В материнском одобрении или порицании она, как в зеркале, видит подтверждение или отрицание своей женской состоятельности. Фактически все свое детство, начиная с младенчества и вплоть до окончания переходного возраста, девочка проводит словно между двумя полюсами: идентификацией с матерью и сепарацией от нее, склоняясь то к одному, то к другому.

Мнение мамы

Мария
дочке 2 года 11 месяцев
«Я хочу, чтобы дочь развивалась во всех направлениях, которые можно будет физически охватить. И тогда, попробовав себя в разных сферах, она сможет понять, что именно ей близко и интересно, и соответственно сделать свой выбор САМА. Что касается наших с ней отношений в будущем, то мне бы хотелось дружеских отношений. Это не значит, что она не будет воспринимать меня как мать, нет. Просто все отношения должны строиться на взаимопонимании, на уровне советов и рекомендаций с моей стороны.
Не могу сказать, что использую те методы воспитания, которые применяли мои родители по отношению ко мне – меня воспитывала бабушка, родители много работали. Но помню одно очень ценное слово, которому научила мама – слово «надо». Это умение пожертвовать чем-то сиюминутным, каким-то даже удовольствием иногда ради жизненно важной цели. Это очень помогает в жизни справляться с трудной ситуацией, формирует характер, закалку, помогает добиваться своей цели. Для своей дочери я хочу сделать все возможное для самореализации: пусть потом она станет домохозяйкой, актрисой или окунется в бизнес… Думаю, это моя главная задача в «воспитании».

Мнение папы

Леонид
отец двух дочек 6,5 и 3,5 лет
«Как воспитываем дочерей? Как такового воспитания и нет… Мы просто живем одной семьей, и я не думаю, что если бы у нас был сын, что-то изменилось бы. Ругать? Ну просто существует меньше поводов, чтобы ругать девочек, они все-таки женского пола. Мы просто живем… Нужно научить их жить… Понятно, что они смотрят за нашими отношениями с женой, делают свои выводы, мы стараемся быть для них примером хороших, добрых семейных отношений.
Не мы решаем, какими будут девочки, - барышнями в рюшах и лентах или сорванцами в драных джинсах и с ссадиной на коленке – дети сами выбирают. Но, кстати, не могу сказать, что мои растут кисейными барышнями… Вряд ли они станут домохозяйками… Мы конечно, научим их зажигать газ, жарить яичницу, но это не значит, что они будут только обеды готовить. Что касается образования, то, надеюсь, оно не ограничится школой. Воспитание – это назидание, высказывание каких-то нравственных принципов… Ничего этого у нас нет. Просто живет себе семья, какие-то в ней люди, как-то складываются их отношения, это и влияет на развитие детей.»

В плену стереотипов

Воспитание девочек веками и тысячелетиями было связано массой табу и предрассудков, выбор социальных и поведенческих моделей у девочек всегда был гораздо уже, чем у мальчиков. Причем девочка, отказывающаяся следовать предложенной ей модели поведения, подвергается гораздо более суровому осуждению, чем мальчик. Казалось бы, более ста лет успешной борьбы женщин за равные права с мужчинами должны были бы кардинально изменить ситуацию, но этого не произошло, к старым «ролям» лишь добавились новые...

Собственно, если отбросить частности, существует две стереотипных модели воспитания девочек, и обе они, несмотря на кардинальные различия, одинаково губительны для индивидуальности маленькой женщины.

Модель «Золушка» «Мужчинам – свое, женщинам – свое». Этот принцип становится краеугольным в воспитательной модели в семьях с традиционным, патриархальным укладом. Хотя чаще всего во главе такой семьи стоят сильные властные отцы, но нередко идеологами патриархального уклада становятся и матери, по тем или иным причинам сосредоточившие сферу своей активности исключительно на семье и того же ждущие в последующем от дочери. Девочку здесь с младенчества готовят кКроли хранительницы домашнего очага, прививая ей соответствующие навыки: скромность, аккуратность, хозяйственность, покорность воле отца, а затем – мужа.

Ее, конечно, будут водить в музыкальную или художественную школу. От нее, скорее всего, будут требовать отличных оценок в школе. Она даже, вероятно, со временем окончит какой-нибудь скромный институт, но всерьез об ее образовании никто не думает: зачем, если самое достойное место для достойной женщины – кухня или детская? Если ее таланты и развивают, то лишь для того, чтобы в будущем она могла заниматься с детьми или скрашивать семейный досуг.
Кстати, ни с уровнем образования, ни с материальным и общественным положением отца и матери это напрямую не связано: подобный подход к воспитанию девочек можно встретить далеко не только у маргиналов из ультракрайних религиозных сект, но и в весьма респектабельных семьях.

Нетрудно догадаться, что педагогический эффект такого «воспитания» практически равен нулю. Зависимая девочка со слабым характером покорится воле родителей и поверит, что ее место – на кухне, не станет искать для себя лучшей доли, заранее откажется от попыток сделать карьеру. Девочка сильная и решительная при первой же возможности воспротивится родительской диктатуре и начнет строить свою самостоятельную жизнь вопреки родительскому сценарию. Стремясь доказать свою независимость и состоятельность, она может много достичь в жизни, но уж точно никогда не станет хорошей хозяйкой.

«Первый ребенок – последняя кукла! – гласит народная мудрость. А если этот ребенок – девочка, да еще хорошенькая, то просто нет сил оторваться от увлекательной игры...
Когда родилась маленькая Лиза, маминой радости не было предела: для крохи была приготовлена розовая детская, заставленная куклами, мама скупала платьица с оборками и лакированные туфельки… Казалось бы, идиллическая картинка? Но, как это ни парадоксально, в такой семье девочке очень жестко навязывается определенная, далеко не всегда органичная для нее роль. «Принцесса» должна играть в куклы и носить платья, ей положено заниматься танцами и игрой на фортепьяно, учиться на пятерки и не лазать по деревьям...
Но у Лизы оказалась душа маленькой разбойницы: она рвала платьица и колготки, нарядных кукол заставляла участвовать в боевых действиях, а прелестную розовую комнатку превращала то в разбойничью пещеру, то в пиратский корабль...
Лизины родители после консультации с психологом проявили мудрость и уступили дочке. И, конечно же, только выиграли. «Будуар принцессы», напоминавший чаще всего вулкан после извержения, превратившись после небольшого ремонта в пиратский корабль, заблистал чистотой и порядком. Перейдя из хореографической студии в пони-клуб, маленькая наездница стала ловкой и грациозной. А самое главное почувствовав, что родители уважают ее право быть самой собой, девочка стала нежной и ласковой. Ну а мама обнаружила, что девчонка-сорванец в джинсах и футболке – это ничуть не менее привлекательно, чем барышня в локонах и кружевах.

Модель «Амазонка» Наравне с патриархальными семьями существуют и матриархальные. Верховодят в них сильные, властные, успешные женщины. Мужчины здесь, как правило, не приживаются, а если и присутствуют, то держатся в тени, не принимая участия ни в каких судьбоносных событиях.

Сознательно или бессознательно мать-«амазонка», имевшая негативный опыт общения с противоположным полом, боится пробуждающейся дочкиной сексуальности и внушает ей неприязнь к противоположному полу, сексуальным отношениям, даже в самых невинных, платонических их проявлениях. «Какая у тебя там любовь может быть! Рано тебе еще о мальчиках думать» - вполне всерьез может сказать такая мама пятилетней крохе в ответ на ее пылкий рассказ о детсадовской влюбленности.

Девочке в такой семье с младенчества внушают: главное в жизни – получить образование, добиться успеха, состояться профессионально. Чуть только кроха научится ходить и говорить, ее определяют на танцы-музыку-рисование. «Нечего перед зеркалом вертеться – лучше гаммы поиграй!», «Какие куклы? Заниматься надо!», «Что ты все читаешь эти дурацкие девчачьи истории? Лучше б классику почитала, стихи поучила!»… Все, что отвлекает от учебы, мешает поступательному движению к новым достижениям, признается заведомо вредным и опасным.

Но для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор знаний, умений и навыков, но и научиться быть женщиной. А для этого нужны и «бесполезные» игры в куклы, и «нелепые» попытки накраситься маминой косметикой, и «глупые» романы и фильмы о любви, и невинные влюбленности. Не освоив в детстве и отрочестве искусство женственности, умная, хорошо образованная девушка не сумеет грамотно построить отношения с партнером и в итоге рискует пополнить ряды «амазонок».

Марина появилась на свет через год после Никиты. Она донашивала за братом джинсы и кроссовки, вместе с ним играла в солдатиков и машинки, водилась с его приятелями. Куклы в доме хотя и появлялись, но использовали их в качестве статистов в мальчишеских играх. Спортивные, энергичные родители только радовались, что девочка растет как мальчишка.
Проблемы начались, когда Марина пошла в первый класс: одноклассницы наотрез отказались принять в свою компанию девочку, привыкшую к законам мальчишеского социума. Если для мальчишек главное – добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников, то для девочек важно установить эмоциональный контакт с подружками, создать теплые, доверительные отношения. Девочку, пытающуюся утвердить свое право на лидерство, кардинально изменить правила игры, обычно изгоняют из сообщества как «Звредину», «воображалу». «Правильные» и «неправильные» модели поведения девочки обычно отрабатывают в ролевых играх с куклами, но Марина, росшая в обществе брата, практически не играла в куклы. К счастью, на девочку, у которой не было подруг, обратил внимание школьный психолог. Понадобился специальный игровой тренинг, чтобы помочь Марине и ее родителям, которые даже и не догадывались, что девочку надо воспитывать по-особому, изменить привычный стереотип отношений. Теперь Марина – настоящая маленькая женщина, хотя и очень решительная и спортивная.

Конечно, на практике подобные крайности встречаются нечасто, но и в более мягких и умеренных проявлениях воспитательные стереотипы способны испортить жизнь и девочкам, и их родителям.

Пройдут годы, и ваша очаровательная малышка превратится в прелестную молодую женщину. Быть может, она станет актрисой или математиком, фотомоделью или политиком, а может, просто удачно выйдет замуж и станет счастливой и любящей женой и мамой – сегодня общество не ограничивает девочку в выборе жизненного пути. Но важно, чтобы она сделала этот выбор осознанно и сама, а не продолжала и во взрослой жизни играть роль, навязанную ей родителями, или не пыталась построить свою жизнь вопреки их сценарию.
Папина радость

Отцы мечтают о сыновьях, а любят дочерей. Это утверждение, конечно, не бесспорно, но в нем есть доля истины. Мужчина испытывает восхищение перед женской природой, хрупкой и таинственной. И воспитание дочери для него – попытка не только разгадать эту тайну, но и прикоснуться к ее созиданию.

Дочь способна подарить мужчине то, чего не может ему дать ни одна другая женщина: абсолютную, безусловную любовь. Папа для девочки – идеал мужественности, непререкаемый авторитет, рыцарь без страха и упрека. Только рядом с папой крошка может по-настоящему почувствовать себя маленькой женщиной. Именно от отца она получает первые уроки взаимоотношений с противоположным полом.

Однако часто отец оказывается не готовым к тому, что его крошка и вправду превратится во взрослую девушку, и, главное, место в ее сердце займет другой мужчина. Чтобы дело не дошло до серьезного разрыва с выросшей дочерью, лучше сразу же понять: прелестная крошка – не папина собственность, а чудо, лишь на время поселившееся в родительском доме.

Барби: казнить или помиловать?

Нередко у родителей вызывает протест кукла Барби. «Ну что моей малышке делать с этой взрослой дамой, - думает мама, - пусть играет в традиционных кукол, учится быть женщиной, заботиться о малышах». Но разве быть женщиной сегодня – это значит только заниматься семьей и хозяйством? А как же учеба, карьера, умение со вкусом одеваться и вести себя в обществе? Разве вы готовите свою дочь только к скромной участи домохозяйки? Кукла-девушка позволяет малышке выбрать иной образ, примерить на себя роль успешной и красивой современной молодой женщины, смоделировать отношения, в которые она вступает на работе, в транспорте, магазине, на отдыхе. Кроме того, если у вашей дочки не окажется такой же игрушки, как у других девочек, ее могут просто не принять в игру подружки в детском саду, классе или во дворе. Даже если гипотетически допустить, что кукла Барби может нанести какой-то психологический вред вашей дочке, он будет несоизмеримо меньшим, чем если она окажется изгнанной из детского социума.

Современные системы воспитания претерпели огромные изменения. Сегодня очень многое стало можно, поэтому дети часто вырастают избалованными и капризными.

Однако виноваты ли они в этом? Конечно же, нет. Ведь первично методика воспитания выбирается родителя. И для того, чтобы понимать, в каком ключе необходимо вести воспитание своего чада нужно осознать, что мальчиков и девочек необходимо воспитывать по-разному. Это определяется и основными жизненными ситуациями. В это обзоре рассмотрим особенность воспитания девочек.

Самостоятельность - залог гармоничных отношений с миром

Все родители хотят, чтобы их дочери вырастали умными, самостоятельными, красивыми и уверенными в себе. Однако немногие стремятся помочь своим юным принцессам реализовать все эти качества. Для того, чтобы ваша малышка стала самостоятельной необходимо давать ей право проявлять самостоятельность. В будущем ей это обязательно пригодится. Ведь чаще всего именно женщина отвечает за то, как выглядит дом, ее семья, дети. Став самостоятельной, девочка сможет выстроить гармоничные отношения вокруг себя.

Женственность украшает

Девочка должна быть женственной. Вот здесь огромное влияние оказывает на малышку ее мама. Именно она является примером для подражания. Если ваша дочка видит, как вы за собой ухаживаете, трепетно, но без фанатизма следите за свои внешним видом, имеете чувство стиля, такта и меры, то будьте уверены ребенок непременно это переймет от вас. Также необходимо делать малышке ненавязчивые подсказки и советы, которые позволят ей постепенно примерять на себя женственность.

Ум и мудрость.

Девочка должна быть по умной. Современный бизнес-леди не уступают в своей успешности мужчинам. С этим не возможно спорить, стереотип "неженское это дело" уходит в прошлое. Осталось совсем не много отраслей, в которых не было бы представлено представительниц прекрасного пола. Поэтому важно покапать девочки умные игрушки , которые помогали бы ее всестороннему развитию. Кто знает к чему проявит склонность ваша малютка, не в коем случае не ограничивайте ее развитие. Девочка должна быть не только красивой, но и умной. Это вполне совместимые сочетания.

Уверенность в себе - полезное качество

Девочка должна быть уверенной в себе и своих силах. И в этом ей может помочь ее любимый папа. Отец – это первый мужчина, который встречается в жизни девочки. От него во многом будет зависеть то, как малышка будет принимать себя в будущем. Будет ли она довольна своей внешность, способностями и талантами, либо ее самооценка станет заниженной и неадекватной. Пусть папа чаще говорит о том, какая у него красивая дочь, как умело она помогает маме по дому. Одним словом, пусть девочка чувствует свою уникальность и необходимость в семье.

Скромность не бывает лишней

Ну и наконец, девочка должна быть скромной. Это не означает, что ее необходимо держать в строгости до совершеннолетия. Но прививать ей это чувство необходимо. Какими бы ни были современные нравы, но скромность – это очень хорошее качество в характере девочки и женщины. Оно позволяет выглядеть более привлекательно, необычно и притягательно.

Будьте внимательны к своим детям, ведь вскоре они станут взрослыми и за плечами у них будет лишь тот багаж, который собрали для них вы.

Семья -- первая и основная среда, в которой девочка получает сведения о своем поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, какой должна быть девочка. Мать более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хочет быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям -- это всегда немного отношение как к маленьким женщинам.

По авторитетному мнению специалистов, ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения. А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он научается различать пол других людей.

Знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как девочка осознает свое “Я“ (ты - мальчик, я - девочка).

В 2 - 4 года у девочки особенно активно проявляется "половое любопытство", т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирования в девочке эталона настоящей женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже маленькую девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.

По теории З. Фрейда девочка, не осознавая этого, идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Согласно другой теории, ребенок сначала воспринимает себя как мальчика или девочку, затем семья сообщает ему об особенностях поведения мальчиков и девочек, и он стремится вести себя соответственно воспринятым правилам.

Родители даже не всегда осознанно поощряют или порицают за полоролевое поведение. Девочкам дарят кукол, мягкую игрушку в виде зайчика, мышонка и т.д. Девочкам даже на короткие волосы завязывают бантики, прикалывают яркие заколки, а мальчикам даже длинные волосы не закалывают и не подвязывают. Мамы девочек чаще берут их на руки, целуют, гладят по головке, реже наказывают, а папы наказывают в исключительных случаях. Папам не нравится, когда их подрастающие дочки берутся помогать им в «мужском» труде, но относятся спокойно, когда сыновья помогают мамам в «женском» труде.

Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становились диктатом для других, девочка легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.

Девочка входит в жизнь с определенными врожденными программами развития и психофизиологическими половыми различиями. В динамике этого развития осваиваются половые роли, и к 5 годам девочка полностью усваивает роль, идентичную женскому полу. Но по разным причинам, из-за влияния среды и семьи или из-за нарушения в эндокринной системе так не происходит. В результате растет девочка, похожая на мальчика и внешне и по поведению. К счастью, с наступлением полового созревания мальчикоподобные девочки, как правило, становятся девушками, со всеми свойственными им физическими и психическими особенностями.

Представим следующие признаки полоролевых отклонений в развитии девочек.

Выбор игр и игрушек. Девочки играют только в войну, в ковбоев или во что-то подобное и выбирают роль не медсестры и любимой девушки ковбоя, а роль солдата или самого ковбоя. При этом в куклы или в дочки-матери не играют никогда.

Общение со сверстниками. Девочки играют только с мальчиками и выглядят в этом общении такими же, как они.

Общение со взрослыми. Маскулинные девочки предпочитают, как правило, мужские компании, избегают ласк в отношениях с матерью, но могут демонстрировать влюбленность в женщин, которую они проявляют в энергичном мужском стиле.

Стремление к изменению внешности. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются себя и завидуют мужской стати, любят мужскую одежду и носят ее в подчеркнуто мужском стиле, предпочитают короткую стрижку без бантиков и заколок. Но эти моменты не очень информативны, так как современное общество ориентировано на приоритет мужчин и эмансипированность женщин в нем поощряется.

Неудовлетворенность своей социальной ролью также свойственна современным эмансипированным женщинам. Поэтому она может быть влиянием скорее всего среды, а не следствием эндокринных изменений. Более информативно настойчивое высказывание желания изменить свой пол и имя.

Творчество. При просьбе нарисовать человека маскулинная девочка нарисует мужчину и чаще рисует танки, машины, корабли.

Стиль поведения. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действии, употребляют часто грубые слова и демонстрируют утрированную мужественность.

Каждый из перечисленных признаков в сочетании или в отдельности не свидетельствует о несоответствии ребенка паспортному полу. И в отношении маскулинных девочек отклонения еще более сложно определить, чем в отношении феминных мальчиков. Большинство современных культур маскулинно ориентированы. Американские ученые проанализировали литературу для детей и выявили, что соотношение мужских и женских персонажей составило в изображении людей 11:1, а животных -- 95:1. 75% главных героев книг для детей 2-6 лет -- это мужчины. Поэтому маскулинизация поведения девочек может поощряться и семьей, особенно неполной, и средствами массовой информации, где много внимания уделяется успехам женщин в традиционно мужских видах труда и спорта.

И все-таки в пользу полоролевых отклонений говорит раннее и интенсивное проявление сочетания большинства перечисленных признаков.

Следует помнить, как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам, что, по мнению большинства специалистов, лучшее что могут сделать родители, заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием, это попросту не волноваться Feitel, 1990.. Как замечает психолог Сельма Фрайберг Fraiberg, 1959.: "Отношение ребенка к самому себе, его самооценка тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Девочка, заметившая, что ее сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение, может придти к выводу, что у нее плохое тело и что сама она как личность тоже плохая".

Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего спокойно реагировать на проявления сексуального любопытства Renshaw, 1988.. Это относится не только к случаям, когда они замечают сексуальную игру ребенка, но и к другим сексуально окрашенным ситуациям. Например, если трехлетняя девочка заходит в ванную комнату, когда отец (мать) только что кончил принимать душ, нельзя высказывать чрезмерное раздражение, строго выговаривая малышу ("Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не одет(а)?") или хватая полотенце, словно необходимость укрыться является вопросом жизни и смерти. Такая реакция показывает ребенку, что мать или отец стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное вторжение.

К четырехлетнему возрасту большинство детей, воспитываемых в современном обществе, начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются Martinson, 1980.. Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство. Четырехлетки, как правило, имеют весьма расплывчатое представление о поле, иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл. Многие верят, что "детей приносит аист" и не продолжают расспросы. Другие же, получив более точное объяснение фактов, касающихся репродукции, интерпретируют их самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает ребенок, ничем не отличается от тех, что десятками продаются в магазине. Когда таким детям говорят, что "папа сеет семечко в живот мамы", пытаясь объяснить, как происходит зачатие и наступает беременность, они убеждены, что в животе матери имеется кусочек земли, который надо периодически поливать и пропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд на половые явления отражает конкретный, буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом.

Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или участниками сексуально окрашенных ситуаций. Например, Джерри забавляется тем, что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья ("Так я вижу их трусики" - объясняет он, хихикая). И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать "грязные" слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей.

В возрасте пяти лет, когда большинство девочек начинают посещать детский сад, необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр Martinson, 1980..

По замечанию Мани Money, 1980., если девочке недоступна простая, откровенная информация о поле, основным источником полового образования становятся соответствующие анекдоты. Поскольку даже самый маленький ребенок быстро узнает разницу между "чистой" и "грязной" шуткой, это ведет к выработке представления о сексе как о чем-то "непристойном".

В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя как мать с отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, девочка постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок постоянно видит как родители ссорятся между собой или слышит восклицания "не трогай меня", у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.

Девочкам дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим. При уходе за девочками дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у девочек постепенно формируется сознание принадлежности к своему полу и, как следствие, естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.

В этой статье вы найдете главные особенности воспитания девочек. Основным отличием мальчика и девочки является то, что у первого мужественность появляется с возрастом и развивает он её в течение всей жизни. Девочка же сразу рождается со всеми женскими качествами, поэтому и воспитывать ее нужно по другому.

Как же воспитывать девочку?

Поздравляем, у вас дочь. Когда говорят о девочках всегда сразу представляется образ милого создания в розовом платье с красивым бантом на голове. Но пока она маленькая и мало чем отличается от мальчика. Она также плачет, ломает игрушки, не слушается. Розовые платьица быстро становятся серыми, а волосы растрепанными. Как же воспитать из нее маленькую леди?

    1. Станьте примером . Роль матери в жизни девочки колоссальна. Все девочки не осознанно пытаются копировать её поведение и неосознанно хотят быть похожи на нее. То как мама относится к себе и окружающим будет отражаться и на поведении дочери. Если мама ухаживает за собой, следит за внешностью, то дочь тоже будет ей подражать.
    2. Любите свою принцессу . Ваша девочка это маленькая принцесса и вы должны всячески поддерживать в ней это чувство. Так уж получилось, что в обществе довольно часто встречаются предубеждения что быть мальчиком лучше, они умнее, сообразительнее, сильнее. Воспитывайте свою дочку так, что бы она не воспринимала это всерьез. Она принцесса и это здорово!
    3. Любите и уважайте своего мужа . Не мало важным аспектом будет то, как мама общается с папой, если они любят, заботятся друг о друге, то и в будущем, девочка став женщиной будет заботиться о своем муже. Часто бывает так, что родители заняты выяснением отношений (особенно если они находятся в разводе), но мало задумываются над тем как это влияет на их детей. В будущем девочка перенесет модель поведения в свою семью. Поэтому будьте осторожны в высказываниях негатива при дочери в адрес её отца(даже если у вас плохие отношения) и всех мужчин. Это может сформировать у девочки установку на то что все мальчики и мужчины плохие.
    4. Покупайте девчачие игрушки . Даже если ваша дочка совсем не играет в куклы, а любит гонять на машинках, не покупайте ей их слишком часто. Постарайтесь найти альтернативу, пусть это будет не кукла, а мишка, которого можно будет посадить в машину и покатать. Потом предложите его запеленать и покормить. Такие простые девичьи игрушки как куклы, учат будущую женщину навыкам заботы и ответственности.

Родители, воспитывая девочку, должны учитывать особенности её характера и темперамента. Не стоит пытаться переделать ребенка, нужно всего лишь направлять в нужное русло. Конечно, очень важно научить девочку быть женственной, грациозной и нежной, но намного важнее вырастить уверенную в себе, счастливую женщину. Поэтому научитесь принимать свою дочь такой какая она есть. Любите и балуйте свою девочку, хвалите и говорите, о том как она красива каждый день и вы вырастите прекрасную дочь.

Статьи по теме: