Особенности воспитания мальчиков в мусульманской семье. Воспитание детей согласно сунне пророка

Каждый родитель задаётся вопросом о том, как правильно воспитать ребёнка. Некоторые штудируют разные методики, другие пускают всё на самотёк, третьи доверяются интуиции и словам старшего поколения в семье. Не нужно говорить о важности этого трудоёмкого процесса и всей ответственности, которую берут на себя родители. Однако необходимо знать, что же включает в себя воспитание, и какое место в жизни родителей-мусульман должен занимать этот труд.

Посланник Аллаха (мир ему и Его благословение) говорил, что «самое ценное, что даёт отец своему ребёнку, - хорошее воспитание» (хадис передал ат-Тирмизи). И это является самой трудной задачей для каждого родителя, ведь дети, как и богатство, являются испытанием для человека. Отец и мать должны воспитать не просто новое поколение с хорошими манерами, а в первую очередь установить в их сердцах веру во Всевышнего и через свой пример прививать ребёнку качества праведного мусульманина.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) также напутствовал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Абу Дауд).

Поэтому воспитание детей - это не только обязанность родителей, но и их возможность достичь высших ступеней благодаря праведным детям.

Правильно растить детей и заботиться о них (что включает обучение, питание, создание лучших условий для жизни и развития) важно также и потому, что это является для верующих поклонением. Даже поглаживание по голове, похвала, когда ребёнок этого заслуживает, беседы с ним об исламе обернутся для родителей наградой от Аллаха (Субханака уа Тагаля).

Как воспитать идеального мусульманина?

В этом вопросе нет универсальных советов и рекомендаций. Каждая семья, в силу своих возможностей и уровня образованности, широты кругозора и гибкости мышления, выбирает свой путь. Тем не менее, есть некоторые нюансы, учитывая которые можно воспитать, прежде всего, хорошего человека, защитить от неблаготворного влияния, сохранить искренность веры:

1) Мальчики и девочки очень разные не только по физиологической природе, но и в плане психологии. Не стоит применять одни и те же требования к ним, давать одинаковые обязанности и распределять одни и те же задания по хозяйству. Сына в семье должна хвалить мама, а не отец. Ведь именно через мать формируется осознание своей значимости и ценности. Так и с девочками - их должен хвалить отец. Это залог укрепления отношений в семье, а также в будущем повлияет на отношения со спутником в семейной жизни. Известный факт, что именно родитель противоположного пола влияет на наше восприятие и формирование комплексов в отношениях с будущим партнёром или партнёршей. Например, если отец похвалит дочь, какой красивый у неё платок, как ей идёт длинное платье, девочка с двойным удовольствием будет носить хиджаб, что бы там ей ни говорили на улице или в школе.

2) В погоне за привитием исламских знаний не нужно забывать о светском образовании. Строгое изучение только аятов Корана, хадисов, чтение лишь исламских рассказов, обучение в мусульманской школе и запрет на всё, что не связано с исламом, не только не поможет, а даже погубит психику ребёнка в более старшем возрасте. Не стоит изолировать детей от реалий этого мира. Невозможно защитить и огородить от всего греховного, ведь рано или поздно он с этим столкнётся. Избегая говорить о пьяницах, не увидев алкоголиков на улице, ребёнок никогда не поймёт, почему спиртное является харамом. Если встретился такой человек по пути, нужно не уходить, сломя голову, а объяснить ребёнку, кто это и почему он стал таким жалким и противным для всего общества. Всевышний велел людям получать знания от колыбели до могилы, познавать другие народы и их достижения, языки. Это значит, что можно и нужно изучать не только исламские предметы, такие как фикх, сира, тиляват, но и механику, литературу, историю христианских и языческих государств, другие иностранные языки помимо арабского, по возможности путешествовать в самые разные страны. Всё познаётся в сравнении, поэтому только через сравнение ребёнок научится ценить и любить ислам ещё больше.

3) Заставить человека что-либо сделать, особенно ребёнка, пока он мал, конечно, можно. Но будет ли в этом толк? Главное ведь не формальное соблюдение, а искренность. Призывая ребёнка к , а дочку ещё и надеть хиджаб, нет смысла давить на них. Не сейчас, так потом они оставят молитву, откроют аурат, когда родители не будут видеть, когда посчитают, что выросли и стали самостоятельными в принятии решений. Нет ничего хуже, чем вызвать отвращение от ислама. Что бы ни случилось, главный инструмент - это молитва с просьбой к Аллаху наставить на прямой путь, дать правильное понимание религии, укрепить иман и защитить ребёнка от наущения шайтана.

Таким образом, воспитание праведного потомства - трудное испытание для мусульман. Ребёнок - это подарок и счастье для семьи. Но чтобы принять такой дар, нужно быть готовым самому. Поэтому это воспитание ещё и себя, ведь дети всё повторяют за родителями. Воспитание начинается не с рождения маленького человека, а с момента, когда мужчина и женщина уже создали свой мир, когда стали планировать увеличить эту семью.

Необходимо предоставить практический стимул к заучиванию, вызвать интерес. Для начала это могут быть материальные поощрения за занятия. Однако стоит учитывать, что «покупать» ребёнка нельзя, не стоит приучать к этому.

Учиться вместе с ребёнком. Это не только будет служить хорошим примером, но и пойдёт на пользу родителю. К тому же у вашего чада появится чувство соперничества, желание вас превзойти, что является дополнительным стимулом для обучения.

Учить ребёнка в паре с кем-нибудь (друзья, братья или сёстры, соседские дети). Одновременно это укрепит родственные и дружественные отношения, сверстники станут примером и дополнительным стимулом.

Не наказывать, поощрять за каждый выученный урок.

Начинать с изучения лёгких аятов и сур. Не важно количество - важно качество и осознание дела.

Не завышать планку, не сравнивать с другими детьми.

Дать возможность ребёнку играть и заниматься своими делами. Это не отобьёт желание к занятиям, а смена деятельности будет способствовать лучшему запоминанию.

Как научить детей намазу

Всегда брать с собой на молитву или стелить коврик для ребёнка рядом.

Подарить отдельный детский молитвенный коврик и красивую одежду для намаза.

Не требовать, чтобы ребёнок сразу же знал все дуа и суры. Главное - научился повторять движения за имамом или родителем.

Поощрять ребёнка, когда он сам встаёт на намаз. Словесное одобрение должно быть в первую очередь.

Не заставлять и не давить - только призывать.

В 9-10 лет можно вести разговоры о пользе намаза и почему его необходимо выполнять. В более раннем возрасте ребёнок не до конца способен понять глубину вопроса.

Одной из главных опор мусульманского дома является тщательный контроль над воспитанием детей и их обучением, причём воспитание - более широкое понятие, чем обучение.

Воспитание - это выращивание ребёнка и забота о нём до тех пор, пока он не станет взрослым и самостоятельным, сформировавшись как личность. Сюда относится физическое, психическое, духовное и эмоциональное воспитание, развитие умственных способностей ребёнка, а также социальное воспитание и регулирование поведения ребёнка.

Обучение - часть воспитания, включающая передачу учителем обучаемому информации о том, что нужно знать в жизни. Обучение воспринимается только разумом, тогда как воспитание связано с телом человека, его разумом, душой, духом и всем его существом.

И воспитание, и обучение необходимы для развития ребёнка.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).

Аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал:

«Знай, что воспитание ребёнка чрезвычайно важно и необходимо. Ребёнок - нечто, доверенное родителям, и его чистое сердце - драгоценный камень, на котором ничего не выгравировано, и на нём можно выгравировать всё что угодно, и если оно было приучено к добру, то и ребёнок вырастет добрым и будет счастлив в Обоих мирах, и от его награды будет доставаться и его родителям и любому, кто воспитывает его. Если же его приучили ко злу и пренебрегли им, оставив его подобным неразумной скотине, он будет несчастным и пропадёт, а грех за это ляжет на его покровителя и опекуна». (Ихйа ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 62).

Стоит привести ниже основы исламского воспитания:

1. Религиозное воспитание.

Главное в послании ислама - формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого. Предопределённое Аллахом Его творениям относится к области сокровенного, и оно неизбежно осуществляется. Ведь знание Аллаха объемлет всякую вещь - даже то, что должно произойти в будущем, и при этом не может произойти ничего противоречащего знанию Аллаха. Однако знание вовсе не предполагает принуждение к чему-то. Человек делает то, что делает, по своей воле и своему выбору, то есть в этом он свободен, а не принуждаем, и он отвечает за каждый выбор, который он делает в этой жизни.

Первое, что должен сделать воспитатель, - доказать своему воспитаннику существование Аллаха и Его Единственность (таухид ), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.

После этого воспитатель знакомит своего воспитанника с Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран - это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности, последних четырёх. Всевышний сказал:

إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي

«Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).

« خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ »

«Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану и обучает ему других» [Аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмзи; ан-Насаи; Ибн Маджа. Со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана].

Одним из примеров коранического воспитания является подробное изучение сур «Свет», «Люкман» и «Комнаты».

Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и веру в то, что он - последний из пророков и лучший из посланников. Он объясняет своему воспитаннику, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности, и начинать лучше с «Сорока хадисов» ан-Навави.

Кроме того, воспитатель должен привить ребёнку любовь к нашим праведным предшественникам, особенно благородным сподвижникам. Он должен рассказать ребёнку об их великих заслугах перед мусульманской общиной, и о том, что они были лучшими из её членов и останутся таковыми до самого Судного дня, потому что они уверовали в Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поддержали его, помогли ему и последовали за светом, который был ниспослан с ним, и это и есть преуспевшие.

Воспитатель взращивает в ребёнке любовь к вере и приверженность ей.

Мне представляется, что разъяснение ребёнку смысла следующего хадиса как раз отвечает этим требованиям: «Однажды я сидел в седле позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал:

« يَا غُلاَمُ إِنِّى أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ احْفَظِ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلِ اللَّهَ وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوِ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَىْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَّ بِشَىْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ وَلَوِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَىْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلاَّ بِشَىْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ رُفِعَتِ الأَقْلاَمُ وَجَفَّتِ الصُّحُفُ »

“О мальчик, я научу тебя нескольким словам : помни об Аллахе , и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой . Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы уже высохли ”» [Ат-Тирмизи. Со слов Ибн ‘Аббаса].

А в других версиях содержится добавление: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Не забывай об Аллахе в благополучии, и Он не забудет тебя в беде. И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее тебя стороной не могло постигнуть тебя. И знай, что победа приходит с терпением, избавление - с бедой, а лёгкость - с тяготой» .

Если ребёнок усвоит этот хадис, его вера будет крепкой, а личность - сильной, и он сможет преодолеть все трудности.

2. Физическое воспитание.

Физическое здоровье и крепость тела ребёнка - залог того, что он будет развиваться должным образом. Ведь, как известно, здравый разум - в здоровом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости, которую Он оказал Своим рабам:

(95:4).

« الْمُؤْمِنُ الْقَوِىُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ وَفِى كُلٍّ خَيْرٌ »

«Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо» [Муслим. Со слов Абу Хурайры].

Этот вид воспитания можно сделать успешным посредством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации детских и подростковых лагерей отдыха и так далее.

3. Приучение к поклонению.

Поклонение в исламе является выражением и проявлением убеждений (‘акыда ) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребёнка не возлагаются никакие религиозные обязанности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلاَثَةٍ عَنِ الْمَجْنُونِ الْمَغْلُوبِ عَلَى عَقْلِهِ حَتَّى يُفِيقَ وَعَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنِ الصَّبِىِّ حَتَّى يَحْتَلِم

«Подняты перья от троих: от умалишённого - до тех пор, пока к нему не вернётся разум, от спящего - пока он не проснётся, и от ребёнка - пока он не достигнет совершеннолетия» [Абу Давуд].

Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата, приучения его к поклонению Всевышнему. Оно должно стать неотъемлемой частью его жизни и его «натурой». И оно должно напоминать ему о необходимости постоянно поддерживать связь с Всевышним, подчиняться Его велениям, избегать ослушания Его, а также совершения порицаемых поступков.

Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему исполнится десять лет.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« مُرُوا أولادَكم بِالصَّلاَةِ وهم أَبناءُ سبعٍ وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا وهم أَبناءُ عَشْر »

«Велите своим детям совершать молитву с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её, начиная с десяти лет» [Абу Давуд; Ахмад; ат-Тирмизи; ад-Даракутни].

А в версии ад-Даракутни сказано:

«Велите своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и ударяйте их за отказ совершать её, когда им исполнится десять» .

Таким образом, приучение нужно начинать с семи лет, а в десять ребёнок уже обязан регулярно совершать молитву. За этим нужно следить, и если он отказывается совершать её или ленится делать это, его следует наказывать.

Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребёнок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا

«Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» (20:132).

4 . Обучение арабскому языку и другим полезным наукам.

Знание арабского языка - ключ к обучению Корану и Сунне и пониманию их, а они - это сосуд, в котором заключён Шариат со всеми его науками. К тому же знание арабского позволяет человеку постичь красоту арабской литературы, как религиозной, так и остальной, сделать свой язык более красноречивым и приучить своё горло к произнесению широкой гаммы звуков арабского языка. Знание арабского языка приносит огромную пользу при чтении Корана, поскольку позволяет верующему понимать прочитанное и правильно произносить слова. Если ребёнок будет знать арабский язык на достаточно хорошем уровне, он будет хорошо понимать Шариат и его цели.

Что же касается обучения другим наукам, в том числе иностранным языкам и гуманитарным наукам - математике, истории, географии, а также практическим наукам - медицине, инженерии, астрономии и так далее, то это также полезно и необходимо. Всё зависит от склонностей и способностей самого ребёнка.

5 . Нравственное направление.

Благонравие и достоинства, к приобретению которых побуждает ислам, являются вместилищем религии:

« Благонравие - вместилище религии» [Аль-Хаким; ат-Тирмизи. Со слов Анаса. Достоверный хадис].

Кроме того, благой нрав - основа формирования хорошего характера и совершенствования личности, а также начало благоразумия и следования прямым путём и указание на должную приверженность Шариату Всевышнего. Самые нужные нравственные качества: правдивость и прямота, а также надёжность, честность, выдержка, кротость, воздержанность языка от дурного, свобода души от злобы и зависти и отдаление от всех качеств, противоположных перечисленным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за скверным делом совершай благое, которое сотрёт его, и будь благонравным в общении с людьми» [Ибн Маджа].

Благодать благонравия сопровождает человека всю жизнь, побуждая его к наилучшим слова и делам. Она помогает человеку достичь совершенства в религии и облагораживает его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Самой совершенной верой обладает наиболее благонравный из верующих».

Ребёнка учат отличать благой нрав и его проявления от дурного в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Благочестие - благонравие, а грех - это то, от чего стесняется грудь твоя и о чём тебе не хочется, чтобы узнали люди» [Муслим; ат-Тирмизи. Со слов ан-Навваса ибн Сам‘ана: «Я спросил Посланника Аллаха о благочестии и грехе, и он сказал…» ].

Под благочестием в данном случае подразумевается благодеяние по отношению к людям и приближение к Всевышнему Аллаху.

Благонравным адресована радостная весть, сообщённая Пророком (мир ему и благословение Аллаха):

« إِنَّ أَحَبَّكُمْ إِلَيَّ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلاقًا ، الْمُوَطَّئُونَ أَكْنَافًا ، الَّذِينَ يَأْلَفُونَ وَيُؤْلَفُونَ ، وَإِنَّ أَبْغَضَكُمْ إِلَيَّ الْمَشَّاءُونَ بِالنَّمِيمَةِ ، الْمُفَرِّقُونَ بَيْنَ الأَحِبَّةِ ، الْمُلْتَمِسُونَ لِلْبُرَآءِ الْعَيْبَ »

«Самыми любимыми из вас для меня являются наиболее благонравные, скромные и учтивые из вас, которые любят людей, и которых любят люди. А самыми ненавистными из вас для меня являются те, кто распространяет сплетни, разлучая любящих и приписывая пороки благородным и достойным» [Ат-Табарани. Со слов Абу Хурайры; аль-Баззар. Со слов Ибн Мас‘уда в сокращенном виде].

Опоры благонравия: уважение и почтение к родителям, вежливость, учтивость и хорошее отношение к семье, соседям и друзьям, а также к людям в транспорте и на работе.

6. Духовное воспитание.

Отец и мать ребёнка должны уделять много внимания его духовному воспитанию, ведь оно - причина развития чувств ребёнка и их совершенствования, а также утончения его восприятия и очищения и возвышения его души. Чистота духа - это чистота души и избавление от недугов сердца и злобы, приносящее человеку спокойствие и умиротворение. Это воспитание вселяет в сердце человека благоговейный страх перед Всевышним и заставляет его размышлять о Его величии, а также о тайнах вселенной, и подчиняться велениям Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (8:2).

7. Социальное воспитание.

Оно представляет собой приучение ребёнка к жизни в обществе, среди людей, и общению с ними, будь то дети или взрослые, друзья или соседи. В результате этого воспитания ребёнок избавляется от застенчивости и становится смелым в общении - он учится самоутверждению. Ребёнка приучают посещать взрослые собрания. Например, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) пускал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) на собрания старейших сподвижников. Кроме того, ребёнка учат, как попросить о чём-то, как вести себя в общественных учреждениях, как купить что-то и так далее. Его учат мусульманскому приветствию и тому, как нужно отвечать на него, как общаться с маленькими товарищами и как навещать больных. Его также учат выбирать друзей и товарищей, шутить, играть и здороваться с ними за руку, помогать друг другу делать добро и отдаляться от зла. Ребёнок знакомится с одобряемым в Шариате и учится любить его, а также остерегаться порицаемого в Шариате и питать к нему отвращение. В общем, это воспитание имеет своей целью привить ребёнку любовь к людям, любовь к добру и ко всему одобряемому Шариатом, а также приучить его проявлять милосердие к другим и помогать им в совершении благих дел и богобоязненности.

Что может быть прекраснее поступка Пророка (мир ему и благословение Аллаха), описанного в хадисе, который передаёт Анас (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым благонравным из людей. А у меня был младший брат Абу ‘Умайр - он в то время уже был отлучён от груди. Приходя к нам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “О Абу ‘Умайр, как поживает ан-Нугайр ?” » [Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд].

8. Обучение ремеслу или профессии.

Когда человек владеет каким-нибудь ремеслом, это позволяет ему избежать бедности и нужды. Поэтому обучение ребёнка ремеслу или профессии: земледелию, изготовлению чего-нибудь, плотничеству, шитью, кузнечному делу, строительству, ткачеству, а также современным профессиям, связанным с компьютером и Интернетом, - приносит огромную пользу, и в исламе это относится к категории коллективных обязанностей (фард кифайа - فرض كفاية)

На это указывают и Слова Всевышнего:

وَابْتَلُوا الْيَتَامَى حَتَّى إِذَا بَلَغُوا النِّكَاحَ فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُوا إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ

«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (4:6).

Факыхи ханафитского, маликитского и остальных мазхабов говорят о необходимости обучать ребёнка тому, что в будущем даст ему возможность зарабатывать на жизнь. Однако первые два мазхаба дозволяют опекуну давать подопечному разрешение торговать до достижения совершеннолетия, а остальные - только после совершеннолетия.

9. Психическое и эмоциональное развитие.

Имеется в виду возбуждение в ребёнке человеческих чувств - наслаждения и боли, радости и печали, беспокойства и умиротворения, альтруизма и себялюбия, любви и отвращения…

Благородный Коран обращает наше внимание на некоторые из этих чувств - например, любовь, связывающую Всевышнего и Его рабов. Так, Всевышний сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِّلَّهِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).

Всевышний также сказал:

فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ

«…Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (5:54).

Он также сказал:

لَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَفْرَحُونَ بِمَا أَتَوا وَّيُحِبُّونَ أَن يُحْمَدُوا بِمَا لَمْ يَفْعَلُوا فَلَا تَحْسَبَنَّهُم بِمَفَازَةٍ مِّنَ الْعَذَابِ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (3:188).

Кроме того, Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

«А те, которые жили в доме [Медине] и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9).

Упоминания об этом есть и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

« لا يُؤْمِن أَحَدكُمْ حَتَّى أَكُون أَحَبّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِده وَوَلَده وَالنَّاس أَجْمَعِينَ »

«Никто из вас не уверует [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своего ребёнка и всех людей» [Аль-Бухари; Муслим; ан-Насаи. Со слов Анаса].

« لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ »

«Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» [Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи. Со слов Анаса].

В первом хадисе речь идёт о любви к его религии и его Шариату, а также исполнении его велений и соблюдении его запретов.

Эмоциональное развитие, или воспитание, включает в себя мягкое обхождение с ребёнком и проявление милосердия к нему. С ним шутят, целуют его, гладят по голове, дарят ему подарки, встречают и провожают его приветливо и с радостью, уделяют ему внимание и спрашивают о его делах, независимо от того, сирота он или нет, мальчик это или девочка. При этом необходимо уделять всем детям равное внимание, никого не выделяя, и если дарить подарки, то всем. Не следует питать к ребёнку чрезмерную любовь, переходящую все границы, однако в то же время он не должен чувствовать себя нелюбимым и брошенным, чтобы не нарушалась его психика. К тому же стоит остерегаться отвращения к девочкам, которое питали арабы во времена невежества. В Коране сказано об этом:

وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُم بِالْأُنثَى ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌيَتَوَارَى مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ أَيُمْسِكُهُ عَلَى هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ أَلَا سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он её себе с позором или же закопает её в землю? Поистине, скверны их решения!» (16:58–59).

Одним из самых ужасных их деяний было закапывание живьём новорождённых девочек. Всевышний сказал:

وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ

«…когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8–9).

Семья также должна остерегаться плохого обращения с сиротами и ущемления их прав, ведь Всевышний сказал:

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ حَتَّى يَبْلُغَ أَشُدَّهُ

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кр оме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия» (17:34).

Всевышний также сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Поистине, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10).

Итак, эмоциональное и психическое развитие ребёнка происходит за счёт уважительного и деликатного отношения. Ребёнку дают почувствовать, что он любим, что о нём заботятся и ценят его, и, поступая так, воспитатель думает о будущем ребёнка.

10. Умственное развитие.

Забота о развитии мышления ребёнка и его умственных способностей так же необходима, как и физическое воспитание - она даже важнее, потому что именно разум отличает человека от животного, и Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф ). Именно разум помогает человеку идти прямым путём и быть благоразумным, и именно он указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла. Размышление является обязанностью мусульманина, и воспитание должно иметь своей целью независимость разума и мышления, в рамках и с соблюдением условий, оговоренных в Коране. Коран побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путём мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отцам и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения. Об этом немало сказано в Коране, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчёркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную красивую концовку:

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Поистине, в этом - знамения для людей разумеющих» (30:24).

لَآيَاتٍ لِّأُولِي الْأَلْبَابِ

«…знамения для обладающих разумом» (3:190).

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّأُولِي النُّهَى

«Поистине, в этом - знамения для обладающих разумом» (20:128).

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِّأُولِي الْأَبْصَارِ

«Поистине, в этом - назидание для обладающих зрением» (3:13).

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلَا يَهْتَدُونَ

«Когда им говорят: “Следуйте тому, что ниспослал Аллах”, - они отвечают: “Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов”. А что если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2:170).

11. Забота о здоровье.

Членов мусульманской семьи отличает здоровье тела, поскольку девизом ислама является чистота одежды, тела и места. Ислам предписывает своим последователям делать естественные вещи - обрезать ногти, выщипывать или сбривать волосы в подмышках, сбривать волосы на лобке, мыть руки перед едой и после неё, использовать сивак , а также полоскать рот, промывать нос и так далее. Кроме того, ислам побуждает верующего совершать полное омовение в определённых случаях - например, перед пятничной молитвой, в праздники, перед собраниями и во время хаджа. Мусульманин должен совершать полное омовение как минимум раз в неделю.

Поддерживать здоровье помогает занятие различными видами спорта (об этом мы поговорим далее), а также уменьшение объёма потребляемой пищи и питья, произнесение «Бисмиллях» перед едой и восхваление Аллаха после неё, лечение болезней, профилактика инфекционных заболеваний (при этом следует помнить о том, что эти болезни передаются не сами по себе, а только по воле Аллаха), например, туберкулёза и чумы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ »

«Для каждой болезни есть лекарство, и когда лекарство встречается с болезнью, наступает исцеление с позволения Всевышнего Аллаха» [Муслим; Ахмад. Со слов Джабира].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Не позволяйте здоровому находиться рядом с больным» [Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи].

Вот некоторые рекомендации ислама, способствующие сохранению здоровья: сон на правом боку, причём ложиться спать следует сразу после вечерней молитвы, если нет срочных дел, раннее пробуждение для совершения утренней молитвы и подготовка к работе. Аль-Байхакы передаёт, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к Фатыме (да будет доволен ею Аллах) рано утром и застал её спящей. Он разбудил её и сказал:

«Вставай, чтобы застать тебе удел от Господа твоего» .

Есть ещё много хадисов о медицине Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Лучшая книга по этой теме - «Зад аль-ма‘ад» Ибн аль-Каййима.

12 . Чувство прекрасного и понимание красоты.

Всевышний Аллах сотворил человека и вселенную в наилучшем виде и придал им прекрасный образ. Сам Всевышний сказал:

الَّذِي أَحْسَنَ كُلَّ شَيْءٍ خَلَقَهُ

«Который превосходно создал всё, что сотворил» (32:7).

Всевышний также сказал:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

Он также сказал:

إِنَّا زَيَّنَّا السَّمَاءَ الدُّنْيَا بِزِينَةٍ الْكَوَاكِبِ

«Мы украсили ближайшее небо красотой звёзд [или звёздами]» (37:6).

Всевышний также сказал:

الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِن فُطُورٍ

«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни ещё раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» (67:3).

Сохранение красоты жизни и всего, что нас окружает, предполагает заботу человека о красоте и поддержание её в соответствии с установлениями ислама. Всевышний Аллах сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих. Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них”. Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:31–32).

Цель этого вида воспитания - сохранение красоты в мире и оставление любых видов нечестия, искажения и обезображивания. Человек должен заботиться о красоте собственного тела и о красоте жилища, о чистоте улиц, парков и инфраструктуры. Он должен также заботиться о своевременном вывозе и уничтожении мусора и отходов, чтобы они не причиняли вреда самому человеку, животным и растениям, ради сохранения окружающей среды.

13. Половое воспитание.

Родители должны затрагивать эту тему в разговорах с ребёнком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощённого, образного объяснения, потом переходить к намёкам, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребёнка всегда спрашивать разрешения прежде, чем войти, а также опускать взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребёнка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак - сразу после завершения обучения - при наличии соответствующих финансовых возможностей одобряется исламом, однако супружеские отношения разрешается начинать только после достижения совершеннолетия, когда половая связь уже не причиняет вреда, хотя брачный договор можно заключать и в раннем возрасте. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

Примечание

То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

Помнить об Аллахе - значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещенного Им.

То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

Имеются в виду те перья, которыми изначально были записаны все судьбы мира.

Речь идет о Хранимой скрижали. Последние слова Пророка * означают, что все в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.

«Ан-нугайр» буквально переводится как «воробушек». Речь идет о птичке, которая была у мальчика.

Фард кифайа (коллективная обязанность). Категория действий - если их совершают некоторые члены мусульманской общины, то грех снимается со всех, а если их не совершает никто, грех ложится на всех. - Пер.

Семья, сама по себе, является ценностью в исламе. И создают семью мужчина и женщина для того, чтобы помогать друг другу в религии, в поклонении, оберегать друг друга от запретного и греховного. Одной из главных целей создания семьи являются дети. Детей в мусульманских семьях обычно много. В мусульманских странах детей очень любят. Аборты в исламе запрещены, дозволяются только если есть строгие медицинские показания и мать не может выносить или родить ребенка в связи с состоянием здоровья.

В исламе рождение малыша – это праздник: когда рождается девочка закалывают одного барана, когда мальчик – двух, и приглашают родственников и друзей, соседей на угощение. Таким образом благодарят Всевышнего за то, что он ниспослал такую милость семье. Хоть бытует мнение, что мальчикам родители рады больше, чем девочкам в мусульманской семье, но на самом деле это не так. Отцу, который вырастит праведных дочерей обещан Рай. Как говорится в изречении Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: "У кого есть три дочери, и он дает им приют, относится к ним милосердно, и опекает их, то непременно Рай станет для него обязательным". И сказали ему: "О Посланник Аллаха, а две?" Он сказал: "Даже если будет две". И подумали некоторые люди, что если бы они спросили: "А одна?" То он сказал бы: "И одна" (хадис, переданный от Джабира Ибн Абдуллаха).

В доисламскую эпоху арабы закапывали своих девочек в песок заживо, так как боялись позора, поскольку не всегда родственники могли защитить женщину от посягательства чужих мужчин и внебрачных связей. Ислам пришел со строгим запретом на это.

Дети, с точки зрения ислама, являются ответственностью взрослых. И мы родители будем в Судный день отвечать перед Всевышним за их воспитание, за их нравственные качества, за то, что мы смогли в них вложить. Но при этом послушание и покорность детей перед родителями в исламе должны быть полными и безоговорочными во всем, что не противоречит религии Аллаха. Если же родители заставляют детей нарушать запреты Всевышнего, тогда им дозволено не слушаться старших, но делать это с мягкостью и уважением. Непослушание родителей – великий грех в исламе. Положение матери в исламе особое, приведу только два хадиса (изречения от Пророка Мухаммада) «Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О, посланник Аллаха, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» - «Мать», - ответил Пророк. «А кто после?» - «Мать», - снова сказал посланник Аллаха. «Кто еще [после нее]?» - «Мать», - в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» - «Отец».

«Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил пророк Мухаммад.

Родители и дети не рассматриваются как ровня, одних Бог поставил над другими.

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «слова недовольства» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»». (сура 17, аят 23-24)

В исламе, особенно в многодетных семьях, дети рано приучаются к определенным обязаностям, помогают родителям, несут ответственность за младших и, как правило, рано взрослеют. Дети считаются уже взрослыми, когда достигают половой зрелости. Девушки начинают покрываться и носить закрытую одежду, для них это становится обязательным. И с этого момента юноши и девушки должны сторонится общения с противоположным полом, особенно без свидетей и без намерения вступить в брак. К разделению полов в исламе относятся очень строго. Считается что уже с семи лет нужно стараться разделять девочек и мальчиков (но пока это не является обязательным), и даже родных братьев и сестер уже не укладывают спать в одной кровати.

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приказывайте детям совершать намаз по достижении ими семилетнего возраста и наказывайте их если они не делают этого при достижении десятилетнего возраста, и разделяйте их кровати»
Даракутни и Хаким передал от Сабра ибн Мабада, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ваши дети достигнут семилетнего возраста разделяйте их кровати и когда им исполнится десять, наказывайте их если они не молятся» Этот хадис был оценен как достоверный шейхом Албани.

Главная задача в любой мусульманской семье – воспитать праведное нравственное потомство. Для этого детей обучают с раннего возраста основам религии Единобожия. Приучают любить, уважать и почитать Своего Господа, Пророка Мухаммада и всех прочих пророков Всевышнего и праведников. Обучают Корану, учат не только читать и понимать эту книгу, но и жить в соответствии с ней. Жить в принципах нестяжательства, щедрости, милосердия, доброты и справедливости. Важно, чтоб ребенок не стремился всецело к благам этого мира, чтоб он мог поступится своими интересами ради справедливости. Чтоб он стремился к довольству Своего Господа, оставлял греховное и старался совершать больше благих дел. Ребенок должен стать полезным членом мусульманской общины. Должен нести пользу своим братьям и сестрам по вере, и в первую очередь, должен быть поддержкой и опорой для своей семьи. При этом каждого из нас Аллах создал более склонным и способным к определенным видам деятельности, поэтому стоит присматриваться к своим детям и не ставить им непосильные задачи, а стараться помочь им в том, что для них особенно интересно, в том, к чему они сами стремятся.

Главным принципом воспитания детей должно стать самовоспитание родителей. Поскольку дети наилучшим образом воспринимают личный пример родителей. Если в семье не грубят и не хамят друг другу, не сквернословят, стараются решать конфликты мирно, то ребенок усвоит для себя именно такие шаблоны поведения. Воспитание на основе личного примера, самое эффективное. Я помню меня родители всегда ругали, что я мало читаю (это было в школьном возрасте), при этом я никогда никого из них не видела с книгой в руках, после работы все любили посмотреть телевизор, видимо чтение считалось занятием утомительным. И навряд ли вы сможете приучить ребенка говорить правду, если сами его будете постоянно обманывать, пусть даже в мелочах.

В семье так же важно уважительное отношение к ребенку. Необходимо воспитывать в малыше чувство ответственности и самостоятельность, давать ему посильные задания и хвалить за их выполнение. Помню моя дочка была в восторге, когда сама почистила картошку овощечисткой (ей еще нет пяти лет). Ребенок должен чувствовать свою причастность к «миру взрослых», а не должен быть изолирован от любых бытовых и иных проблем.

Важно оберегать ребенка от плохих друзей, выбирать для него наилучшее окружение. Так как дети часто портятся именно по этой причине. А для того, чтоб ребенок воспринимал советы родителей, родители сами в свою очередь должны стать для него авторитетами. Отношения стоятся не на основании силы и наказания, а на основе доверия и взаимного понимания.

Так же в исламе родители постоянно обращаются с молитвой за своих детей. И как говорил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нет преграды между такой молитвой и Господом. Такое обращение к Богу не остается без ответа.

Наилучшим образцом нравственных качеств является наш пророк Мухаммад, а затем его сподвижники. В воспитательных целях детям читают истории из их жизнеописаний: про их праведность, смирение, милосердие, нравственность, мудрость. Мусульмане почитают всех пророков Аллаха, в том числе Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), Ибрагима (Авраама) и других. И детям так же читают и рассказывают коранические истории о пророках.

Когда дети становятся способны рассуждать и анализировать, то необходимо разбирать с ними спорные ситуации, возвращаясь при этом к мусульманской традиции и шариату. Спрашивать ребенка правильно ли он поступил в такой-то и такой-то ситуации и достойно ли такое поведение мусульманина, и как нужно поступать в данных обстоятельствах. Необходимо исправлять его ошибки иногда мягко, иногда проявляя допустимую жесткость.

Важно хвалить ребенка за проделанную работу, за выполненное задание, даже если не все идеально. При этом важно напоминать (в зависимости от возраста), что Аллах доволен теми, кто помогает своим родителям или близким, теми, кто совершает благие дела.

В вопросе: Дозволено ли бить детей? мусульманские ученые (религиозные) разошлись во мнениях. Одни это дозволяли, другие нет. Но все-таки считается что при непослушании можно побивать детей, соблюдая условия: 1. не бить по лицу, 2. не наносить увечий, вреда здоровью 3. это должно быть «легкое» битье (больше похожее на шлепки) в воспитательных целях. Но в каждой отдельной семье к этому относятся, в зависимости от традиций, по-своему. В Турции детей, к примеру, не ругают и не наказывают практически, даже в тех ситуациях, где стоит детей останавливать и порицать. Суданцы, например, не бьют девочек вообще, но при этом считают, что допустимо применять телесные наказания в отношении мальчиков.

Несмотря на основные принципы мусульманского воспитания, в каждой отдельной семье складывается своя особая атмосфера отношений, воспитания и взаимопонимания. Каждая семья проходит через свои особые ситуации жизненные и усваивает свои уроки из этого и делает свои выводы.

Нравится статья?


Преимуществом мусульманской традиции является то, что у родителей всегда есть четкое руководство в вопросах воспитания детей. Эта система является консервативной, нацелена на формирование патриархальной семьи, где каждый знает свои обязанности и несет определенную ответственность. В семье существует неоспоримая иерархия, которая поддерживает должную дисциплину. Дети осваивают определенные социальные роли в семье и в обществе. Возможно кто-то посчитает мусульманскую семью слишком закрытой для новшеств и ортодоксальной, но при этом мусульманское общество противостоит новым разлагающим семью тенденциям (распространение людей с нетрадиционной ориентацией, браки сексменьшинств и тд) и безнравственности, которые развиваются безпрепятственно на западе, из-за которых под угрозой уже существование традиционной семьи.

Арабо-мусульманское воспитание и образование в самых своих истоках было связано с назидательным чтением и арабской литературной традицией. Слово «литература» (адаб) по-арабски означает также «воспитание, воспитанность, вежливость, учтивость, благопристойность». Писатель, литератор (адиб) непременно должен был быть воспитанным и просвещенным человеком. Таким образом, литература издревле выполняла в арабо-мусульманском мире очень важную воспитательную функцию. По характеру своих знаний адиб отличался от алима (ученого). Различия между ними подчеркивал арабский энциклопедист Йакут (1179–1229): «Разница между адибом и алимом заключается в том, что адиб берет от каждой вещи лучшее и соединяет это в одно целое, а алим старается познать какую-нибудь одну отрасль знания и достигнуть в ней совершенства» . Одним из наиболее ярких представителей традиции адаба был Абу Осман Амр ибн Бахр (775–868), известный под прозвищем аль-Джахиз («Пучеглазый»). Как отмечал историк арабской литературы И. М. Фильштинский, «аль-Джахиз был выдающимся ученым, человеком энциклопедических знаний. Один лишь перечень принадлежавших ему сочинений включает около 200 названий, из которых около 30 полностью сохранились до наших дней, а многие другие дошли в отрывках. Среди них труды по философии и богословию, социологии и экономике, истории и географии, естествознанию и химии, минералогии и математике. В эпоху, когда арабо-мусульманская наука только складывалась, он попытался собрать все положительные знания как традиционно арабского происхождения, так и те, которые являлись продуктом греческой научной и философской мысли» .

Достичь своих воспитательных и образовательных целей адибу помогало умение занимательно и красочно рассказывать. Обращаясь к читателю, аль-Джахиз писал: «Если мы сумеем заинтересовать тебя серьезными, правдивыми и доходчивыми доводами, чтобы оживить мысль и отточить разум, то сумеем также развлечь тебя разными пустяками, забавными историями и необычными рассуждениями. И очень часто, приводя какие-нибудь стихи, герой или автор которых отличается чрезмерной глупостью, так что читатель веселится и смеется, находя эти слова смешными, мы достигаем того, чего не достигли бы, приведя все редкостные изречения и употребив всю мудрость… И если ты из тех, кто склонен испытывать скуку и утомляться, то все это даст отдых твоему уму и восстановит силы, и ты снова вернешься к изучению серьезного, прогнав скуку и оживившись» .

Благодаря адабу постепенно возникла и сформировалась мусульманская интеллигенция, игравшая в классический период исламской цивилизации исключительно важную роль в общественной и культурной жизни. Один из видных авто ров того времени Абдаллах ибн аль-Мукаффа (около 720 - около 756 года) написал две книги «Малый адаб» и «Большой адаб». Первая из них адресована широкому кругу образованных читателей и призывает их к самоусовершенствованию, исправлению своих недостатков и обузданию порывов. По мнению автора, «только разумная умеренность ведет человека к счастью» . «Большой адаб» имел целью воспитание правителей и придворных. «Особое место [в этой книге. - М. Р.] ибн аль-Мукаффа отводит ученому советнику правителя. Поскольку правителям свойственны такие же порывы, что и юношам, только сведущий мудрец-советник может уберечь их от ложных шагов. Мудрец обязан воспитывать царя словом, наставлять в мудрости и предотвращать его несправедливые действия. Слова ученых-мудрецов должны быть обязательными для правителей, дабы те не стали тиранами. Ученые - это врачи, которые призваны исцелить душу правителей от недугов тщеславия, властолюбия и жестокости, алчности и любви к насилию. Они должны воспитывать в правителях благородство и великодушие. Под их влиянием правитель должен стать внимательным к нуждам подданных и установить для них справедливые законы» .

От адаба перейдем ко второму важнейшему элементу мусульманского воспитания и образования - знанию. Понятие «знание» (араб. «илм») всегда было структурообразующим в мусульманской цивилизации. Неслучайно известный американский востоковед Франц Роузентал, посвятивший специальную монографию анализу этой концепции в средневековом исламе, назвал ее «Торжество знания». В своем труде он подчеркивает, что «в исламе концепция знания приобрела значительность, которой нет равных в других цивилизациях» . По мнению Роузентала, «если мы взглянем… на ислам, то обнаружим, что метафизическое, этическое и научное знание, а сверх того - знание как мощное орудие общества, не всегда были представлены в равной мере, но они всегда существовали и действовали. Они рассматривались как часть одного человеческо-божественного атрибута, называемого “знание”, который управлял всеми человеческими и божиими деяниями. Знание не осознавалось ничем подобным народами христианской Европы в Средние века, независимо от тех частных целей, которые преследовали их интеллектуальные усилия» .

Несмотря на то что «философия знания» играла издревле весьма важную роль в исламе, само понятие «знание» («илм») трактовалось прежде всего как механический процесс собирания знания, а не как поиск нового. Плоды знания рассматривались как вечные и неизменные; их необходимо было только собрать, а поэтому исследовательская функция познания не выдвигалась на передний план . В традиционной мусульманской системе образования прежде всего развивается память, в основе основ лежит заучивание наизусть Корана, хадисов (рассказов из жизни пророка Мухаммада), различных комментариев к священным текстам и т. п. В результате «в начальной школе дети учили наизусть Коран, а в мечети студенты - комментарии наставников. В итоге у многих ученых развивалась феноменальная память. Так, один из них, пересказывая наизусть 30 000 хадисов, делал только три ошибки. В то же время лишь немногие развивали способность к оригинальному научному поиску и созданию новых идей» .

Интересное описание традиционных представлений об ученом человеке, характерных для сельской местности в Египте, дает египетский исследователь Хамед Аммар: «Ученый человек сегодня оценивается здесь в зависимости от того, что он знает из Корана и сколько хадисов он может процитировать, а также сколько пословиц и образных выражений он может привести в качестве аргумента в споре. Неудивительно, что из примерно двадцати образованных религиозных людей в деревне пять хорошо известны, благодаря своему отличному знанию наизусть Корана, двое - благодаря знанию наизусть многих стихов шейхов суфийского братства Накшбандия (они стали, таким образом, его руководителями в деревне), в то время как двое других заслужили всеобщее признание как знатоки стихов и заговоров, предотвращающих сглазы. Если кто-либо говорит, что он хорошо знает о какой-либо вещи, личности или событии, то с лингвистической точки зрения это означает, что он “запомнил это наилучшим образом”. Автор [Аммар. - М. Р.] склонен полагать, что мусульманская культура… подчеркивает и поощряет начетническое знание, запоминание наизусть и страсть к перечислению. Существует много подтверждений этого в повторяющихся элементах приветствий, разговоров, стихотворений или хорового пения, ритуалов мистических зикров , а также в необходимости знать 99 эпитетов Аллаха и 33 имени пророка [Мухаммада. - М. Р.] и традиционного заучивания наизусть Корана в куттабе [начальной мусульманской школе. - М. Р.]» .

Традиционное обучение в высших учебных заведениях, например в знаменитом мусульманском университете аль-Азхар (Каир), мало чем отличалось по своей сути от учебы в куттабе. Различались сроки: чтобы самому стать наставником, студенту требовалось не меньше восьми лет обучения. Если он не имел достаточно обеспеченных или могущественных покровителей, его положение было весьма неприглядным и незавидным. Вот как оно описывалось в автобиографии одного из таких студентов: «Он посещал школу ежедневно до полудня, там он слушал объяснения наставников и участвовал в обсуждениях. Когда он возвращался в свое жилище, то бывал настолько голоден, что, не имея ничего лучшего для еды, собирал дынные корки, брошенные на землю, вытирал с них пыль и съедал то, что оставалось в них съедобного. Однажды он наткнулся на своего товарища, занятого тем же самым. Каждый из них пытался скрыть от другого свою нужду, но теперь они объединились, вместе собирали и мыли дынные корки. Так как они не могли позволить себе купить лампы или свечи, то учили тексты наизусть в лунные ночи, а в безлунные повторяли их, чтобы не забыть» .

Автобиография, из которой взят этот отрывок, написана в XVII веке. Однако самое любопытное заключается в том, что этот текст удивительным образом совпадает с духом автобиографической повести «Дни» замечательного арабского мыслителя Тахи Хусейна и характерными особенностями жизни и обучения студентов аль-Азхара в начале XX века, о которых подробно и с большим знанием дела рассказал знаменитый египетский гуманист. Даже в начале XX века сила инерции в стенах аль-Азхара была настолько велика, что мусульманским реформаторам типа Мухаммеда Абдо было в них трудно ужиться. Среда аль-Азхара вытолкнула его как инородный элемент и вновь погрузилась в полудремотное сонное состояние, в котором неподвижная масса знания медленно передается от поколения к поколению, но практически не возрастает. Таха Хусейн, мыслитель нового типа, был вынужден уйти из аль-Азхара и перейти в открывшийся тогда светский Каирский университет, одним из первых докторов которого он впоследствии стал. Однако именно Таха Хусейн дал блестящее описание учебной атмосферы аль-Азхара:

«Мальчик [т. е. сам Таха Хусейн. - М. Р.] любил аль-Азхар в этот момент, когда молящиеся расходились с молитвы зари и расходились со слезами дремоты в глазах, чтобы сесть кружком около той или этой колонны и поджидать одного или другого профессора, а затем слушать у него урок предания, или экзегеза, или “корней”, или догматики. Аль-Азхар в этот момент был спокоен; в нем не поднимался еще тот особенный гул, который наполнял его с восхода солнца до молитвы вечера. Там можно было слышать только разговоры, которые шепотом вели собеседники. Иногда можно было услышать юношу, что читал Коран спокойным, ровным голосом. Иногда он проходил около молящегося, который не захватил собрания или и захватил его, но продолжал сверхдолжную молитву, после того как завершил обязательную. Иногда ты слышал то здесь, то там профессора, который начинал свой урок вялым голосом того, кто проснулся от сна, совершил молитву, но еще не ел ничего, что бы возбудило в его теле энергию и силу. Он говорил голосом спокойным, мягким, немного прерывающимся: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и привет над благороднейшим из посланников, господином нашим Мухаммадом и над семьей его и над сподвижниками его всеми. Сказал автор, да помилует его Аллах Всевышний и направит на пользу нам его науку. Аминь!” Учащиеся слушают этот голос спокойно и вяло, напоминая в этом спокойствие и вялость их шейха» .

Такая атмосфера и сегодня характерна для многих классических мусульманских медресе. Это не значит, что в наши дни в мусульманской системе воспитания и образования не происходит перемен. Однако традиционная система по-прежнему демонстрирует свою жизненность и удивительную способность к регенерации.

Особенно сильно это заметно в сфере семейного воспитания, основанного на традициях повсеместно распространенной в арабо-мусульманском мире патриархальной семьи. Ее главной особенностью является резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах. «В этом обществе невозможно себе представить свободное общение обоих миров или допустить, что то, что позволяется одному полу, позволено и другому… Мужчину, который нечасто общается с приятелями вне дома, презрительно именуют “кухонным человеком”, в то время как женщину, часто покидающую свой дом, называют заблудшей. Мужчины собираются для беседы вне дома, а женщины только внутри» . Эта особенность воспитания детей отчетливо выражена в конкретной языковой норме: в арабском языке отсутствуют слова «ребенок», «дитя», одинаково приложимые к детям как мужского, так и женского пола, встречаются только отдельные обозначения либо мальчиков, либо девочек. Когда отца хотят спросить, сколько у него детей, вопрос ставится так: сколько у него сыновей и сколько дочерей. Когда рождается мальчик, в семье бывает настоящий праздник; рождение девочки, как правило, встречают спокойно, как совершившийся факт . Такая разница в подходе связана с тем, что патриархальная семья воспроизводит себя только по мужской линии. Арабская пословица, ведущая свое происхождение от стоянки бедуина, гово рит: «Только юноши возводят палатки вокруг главной палатки». О девушках есть другая пословица: «Девушка разрушает домашний очаг своей семьи, она создает его для кого-то другого» . Вместе с тем в рамках мусульманской патриархальной семьи издавна действуют социальные и социально-психологические механизмы, охраняющие права женщин и девушек. Хотя радость по поводу рождения сыновей и подчеркивается обычно больше, все же для нормального функционирования семьи необходимо равное количество мальчиков и девочек, т. к. в условиях патриархальной системы брачных отношений между крупными семьями нередко осуществляется своего рода натуральный обмен женихами и невестами. Естественно, в этом случае сестры представляют собой живой капитал для своих братьев. Если в семье, где до этого рождались лишь одни сыновья, вдруг рождается девочка, то ее рождение вызывает настоящий восторг. Такую девочку называют «госпожой своих братьев» .

Говоря о вопросах воспитания, следует иметь в виду особенности половой идентификации в подростковом возрасте. По мнению известного социолога И. С. Кона, «первичная половая идентификация - своеобразный стержень целой системы самооценок, посредством которой индивид определяет степень своего соответствия традиционным представлениям о половой принадлежности (насколько полноценно воплощены в нем черты мужчины или женщины)» . Хамед Аммар так пишет об этом важном этапе в развитии мусульманской молодежи: «Половые органы становятся теперь предметом особого внимания, и подростки начинают заботиться о том, как сидеть и что они могут носить. Понятие стыда связано главным образом с бесчестьем на сексуальной почве или неверностью в брачных отношениях. Это то, что, прежде всего, возникает в сознании [подростков. - М. Р.] в данной связи и включает в себя все запрещенные непристойности от пустякового нарушения этикета до наиболее серьезных, с точки зрения морали, проступков. Первое реальное эмоциональное ощущение стыда приходит вместе с чрезмерной стыдливостью, вызванной осознанием половых органов. Для всех подростков (мальчиков и девочек) разговоры о сексе представляют табу, им запрещено также говорить на эту тему с родителями и другими взрослыми. Целомудрие как моральный и религиозный идеал требует избегать каких-либо стимулирующих и возбуждающих контактов с противоположным полом. Для девочек-подростков не считается хорошим тоном бросать на мужчин притягательные взгляды и тем соблазнять их» .

Роль девушки в рамках традиционной мусульманской семьи в основном сводится к помощи матери по домашнему хозяйству и уходу за младшими братьями и сестрами. Положение юноши, как правило, более свободно, но он тоже зависит от власти главы семьи, поскольку «и мужчина, и женщина принадлежат к семье отца, т. е. они пользуются покровительством своего дома, и дом должен что-то получать от них. Если мужчина работает вне дома, он не может сам по своему усмотрению зарабатывать и расходовать деньги, но должен отдавать их главе семьи (отцу, старшему брату и т. д.), который и распределяет их» .

Брак в патриархальной мусульманской семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

В ответ на мои статьи и посты против эмансипации женщин читатели часто пишут о том, что это мужчины, не желая исполнять свои прямые обязанности, ставят слабый пол в такие условия, когда им приходится эмансипироваться.

Так вот, и в мужчине, и в женщине есть мужская и женская энергия.

Идеальная пропорция – это когда в женщине 75% женской энергии и 25% мужской. В мужчине – наоборот. «Когда случается диспропорция, к примеру, мужской энергии у женщины больше, чем 25%, это значит, что её мужская энергия вытесняет сильного мужчину из её жизни.

Если же он обладает очень сильным желанием быть с ней, его мужская энергия вытесняется, женское начинает в нем преобладать. Постепенно он утрачивает свою мужскую силу и превращается в тряпку ». (Юлия Осадчая)

Понимаете, где «собака зарыта»?

Да, бывает так, что женщина ведёт себя как женщина, не пытаясь вытеснить из мужчины мужчину, но, несмотря на это, он не ведёт себя так, как подобает представителям сильного пола. В таком случае не лишним будет заглянуть в его детство, возможно, мужчину из него вытеснила ещё тогда его мама.

Но это, опять же, подтверждает мою теорию – такое поведение ему навязано ЖЕНЩИНОЙ.

Поэтому нам, воспитательницам рода, нужно беречь в мужчинах мужчину с малого возраста, не превращая их в тряпку!

Как это сделать? Предлагаю поговорить об этом.

Пожалуй, начать наш разговор следует с выбора – выбора отца.

Когда женщина собирается замуж, она должна очень серьёзно подойти к подбору супруга, поскольку выбирает не только спутника жизни для себя, но и отца для своих детей. А потому важно быть вдвойне взыскательной: обращать внимание на то, как человек относится к своим обещаниям, насколько является ответственным и обязательным.

Знаете, почему выбор отца так важен? Потому что в большей степени на воспитание детей влияет не то, как мы их воспитываем, а наш собственный пример. Ведь не зря говорят: «Воспитывайте не детей, а себя, всё равно они будут делать так, как вы ». А отец – это «средство» половой идентификации для мальчика, пример того, как должен себя вести мужчина.

Следующее важное правило, которого необходимо придерживаться для того, чтобы воспитать мальчика мужчиной – это обязательно иметь мужской пример. Хорошо, если это папа. Если же его нет, в качестве такого примера может быть отчим, дедушка, дядя, брат и т.д. Если в жизни нет мужчины, который мог бы служить примером для вашего сына, пусть им станет положительный герой, поступки которого вы могли бы обсуждать и анализировать.

Не подрывайте авторитет отца и других мужчин . Если есть какие-то разногласия с мужем, их нужно устранять без участия детей (это важно и для их психического здоровья). Ни в коем случае нельзя при них негативно высказываться о муже или рассказывать им о том, какой он нехороший человек.

Ваше отношение к мужу – это то, что должно остаться между вами. Не нужно перекладывать негатив на детей. Добра им он точно не принесёт.

Позволяйте сыну принимать решения . Конечно, это касается тех случаев, когда речь не идёт о чьей-либо жизни и здоровье. К примеру, это можно практиковать во время похода в кафе – когда ваш сын сможет самостоятельно выбрать блюда для заказа.

Способствуйте проявлению активности, ведь это будущий мужчина. Ему не подойдут длительные просиживания за мультиками и играми.

Учите его сопереживать и сочувствовать, рассказывая о своих делах и несерьезных проблемах. С малых лет прививайте бережное отношение к женщинам, конечно, начиная с себя, а затем в обществе – призывая сына пропускать женщин вперёд и уступать место в общественном транспорте.

Поощряйте ответственность и правдивость – это очень важные качества для мужчины. Каким образом поощрять? За проявление ответственности можно вознаграждать (не обязательно материально), а за правду – снижать наказание до минимума (если речь идёт о проступке).

Хвалите ребёнка. Но здесь есть одно важное правило – похвала должна быть адекватной, то есть по делу и за качества, которые у ребёнка действительно имеются.

Приучайте его помогать. Мальчик с самого малого возраста должен понимать то, что тяжёлое – не для женщин. Привлекайте к мужским домашним делам, берите с собой за покупками. И, конечно, обязательно благодарите за помощь.

Пожалуй, в данной статье ограничимся этим сводом правил. Конечно, их гораздо больше, но мы с вами рассмотрели самые основные. Следуйте им, показывайте хороший пример, делайте дуа – и ваш сын непременно вырастет самым настоящим мужчиной, ин-шаа-Ллах.

И да поможет Аллах нам всем в воспитании наших детей достойными мусульманами.

Статьи по теме: