— Отечественные писатели. Аля, Кляксич и буква «А» — Токмакова И

Ирина Петровна Токмакова

Аля, Кляксич и буква А

Глава первая

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!

Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.

Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.

Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

Кляксич!

Ничего не понимаю! - сказала Аля.

Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.

Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я - хозяин Букваря!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?

Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?

Еще как правильно! - обрадовалась буква А.

Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.

Будете брать бублики? - спросила она.

Да какие там бублики! - запротестовала буква А. - У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

Бросьте, - сказала буква Б, не трогаясь с места. - Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

Больше! Больше!

У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

Глава вторая

Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.

Ты не видал Кляксича? - спросила у него буква А.

Кляксича? - вопросительный знак почесал в затылке. - Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.

От этого пастуха толку не добьешься! Скорей на вокзал!

На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.

В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. - Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

Великолепно! - почему-то обрадовалась буква В.

Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:

Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

Глава третья

Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.

Наконец поезд подошел к перрону.

Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.

Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.

Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.

Что это за глупая песня? - спросила Аля у буквы А.

Ничего удивительного, - ответила буква А. - Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь - с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.

Они постучали и вошли.

Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.

Кляксич? - переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.

Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2. Это же была самая пустяковая задача на свете!

Глубоко ошибаетесь, - сказала буква Г. - Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.

И буква Г опять запела свою глупую песенку.

Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что все еще уладится.

Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:

Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?

Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Только в одном, самом высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.

Пойдем попросимся переночевать, - предложила Аля. - Ты не знаешь, кто живет там наверху?

Знаю, - сказала буква А. - Там живет буква Д. Ее зовут Добрая Дуня. Она-то пустит нас переночевать, только в ее доме нет лифта, и нам придется идти пешком.

Не беда, - сказала Аля. - Мы станем отсчитывать этажи, а читатели будут записывать, чтобы мы не сбились со счета.

Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по темной лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пришли! Постучали. Буква Д - Добрая Дуня - крикнула из-за двери:

Входите, не заперто!

Здравствуй, А, душечка, - обрадовалась Дуня. - Кого это ты привела ко мне в гости?

Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:

Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:

Дикий удод наклевался ягод.

Умный удод - он наелся на год.

Наелся удод - и песни поет

Ясные летние дни напролет.

Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит. Поэтому догадываться вам придется самим.

Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня ее перебила.

Знаю, - сказала она. - Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в Букварь. Он еще хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и все слышала.

Куда же они девались потом? - спросила Аля.

Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить ее и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь - это дружба.

Ты не заметила, по какой дороге они пошли? - спросила буква А.

По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.

Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:

Доброе утро, новенькая яхта,

Утро доброе, синяя волна!

Новенькая яхта, а вон там в горах-то

Ясная звездочка все еще видна!

«Что за странные песенки поет Дуня?» - опять подумала Аля, так и не догадавшись, в чем дело. Ну, а вы догадались? Если нет, еще раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.

Глава четвертая

Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке леса стояла старая, завалившаяся набок избушка.

В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно забывчивы и рассеянны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки, забывали сумки. Когда кто-нибудь находил их добро и приносил им, они уже ничего не помнили. Если спрашивали у Ё: «Это ваше?» - она качала головой и говорила: «Наверное, ее». Спрашивали у Е: «Это ваше?» - она тоже качала головой и говорила: «Наверное, ее». Что же было делать? Соседи брали вещи себе, а Е и Ё тут же об этом забывали.

Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они все шли и шли по лесу, пока не увидели очень странное сооружение.

Это была, видимо, землянка, но вход в нее был замаскирован, двери они не нашли.

Кто здесь живет? - спросила Аля громко.

Кто вы такие?

А кто вы сегодня?

Мы сегодня Жужелица и Землеройка.

«Что это за буквы?» - подумала Аля, но...

Аля, Кляксич и буква "А". Ирина Токмакова
Встреча с этой книгой была сродни встрече со старым школьным товарищем давно забытым, но таким душевным и когда-то любимым.
Сюжет забыт напрочь, а вот ощущения от нее меня тогдашней, школьницы, я помню очень хорошо: мне сильно нравилась эта книга.
И вот наступил день, когда в библиотеке мне выдали эту прелесть, да еще с Чижиковыми иллюстрациями.

Кляксич, вредный и злой пробрался в азбуку со своими друзьями Помаркой и Опиской и выгнал букву А. После чего похитил буквы Л и Я. И теперь Аля не смогла подписать маме письмо. Девочка пошла в азбуку на помощь пропавшим буквам.
Берем альбом, ручку и следуем сюжету книги. И первое задание - помочь Але и букве А купить бублики у проводницы буквы Б. Такая интерактивная книжка.
"Полина давай рисовать бублики, целую строчку, вот так".
"Я сама", - сказала Полина, вытеснила меня с бумаги и нарисовала мно-о-о-ожество бубликов.

Сначала бублики располагались на листочке аккуратно, а потом их образовалось вот такое количество.

Мы с Полиной помогли ребятам, потому что буква Б после этого пропустила их в вагон.
Поезд вез наших героев вслед за Кляксичем, но вот состав резко остановился, потому что пути впереди были разобраны, елочки у дороги выкорчеваны и домики разрушены.
Снова потребовалась наша помощь. Нужно было починить рельсы, шпалы, насажать елки и построить домики.

Елочки. Полина их нарисовала много, по всему развороту. Молодец, вон как старалась, помогала нашим друзьям.

По ходу сказки, нам встречались другие буквы по алфавиту, я их все заносила на листок. А букву Ш Кляксич заколдовал и теперь требовалось написать ее очень много раз, чтоб снять колдовство. Вон какая красивая буква Ш получилась у Горошинки.

Букву Я Кляксич спрятал необычным способом. Для спасения буквы Я нужно было применить зеркало.

В большом зеркале это лучше всего заметно: "Буква Я свободна!" Ура! теперь все буквы найдены и Аля свободно может подписать маме письмо.

А вот так выглядел наш листок после прочтения книги. А я получила колоссальное удовольствие - не зря мне нравился "Кляксич..."

Полина вот только-только начала писать некоторые буквы. Причем у каждой буквы есть настоящее имя:
П - Полина,
Т - баТаня,
Р - дядюшка Рома,
С - тетушка Света,
А - Анюта,
М - мама,
Л - Лена,
О - Оля,
Н - Ниночка.
Пока это все буквы, которые Полинезия сама пишет на бумажке. Буквы она так и называет, увидит на улице рекламный щит и говорит: "Мама, смотри Полина!" Это значит она увидела где-то букву П.

Полина вскоре запросила следующую книгу про Алю: "Может Нуль не виноват?" Нет давай перерыв сделаем, чтоб буквы улеглись в голове.

Как же это здорово снова быть маленькой... хотя бы в воспоминаниях.

Когда Аля начала сочинять письмо любимой матушке, но произошла странная ситуация строчные буквы не соединялись, будто поругались между собой.

В этот момент появилась первая буква алфавита «А». «Клякса завладела Азбукой!» - пожаловалась она. Они вошли внутрь книги. Там их встретила вторая буква алфавита – «Б». Она заставила купить их много бубликов, тогда пропустила вперёд. Дальше они увидели знак «?», который не видел вредителя. Садясь на поезд, им пришлось отдать бублики, вместо билета.

Впереди были разобраны рельсы, это всё «кляксы» проделки. Но с помощью детей, взявших книгу для чтения, мы изготовили полоски и шпалы.

Быстрыми темпами поезд доехал до нужной станции. Герои вышли и пошли к сказочному домику, с цветущей геранью и голубого цвета шторами.

В нём звучала песня из слов, начинающихся на звук «Г». Загадав непонятную задачу, хозяйка ничего не сказала.
На пути встал высотный дом, поднявшись на лифте, они очутились на десятом этаже, и их встретила добродушная буква «Д». От неё они узнали о том, что он всё больше сорит буква и поручил задание своим товарищам «описке» и «помарке».

Перед их взором протекала река из чернил. С помощью бубликов они сделали мост и попросили читателя написать палочки, закрепляющие мост.

Чем ближе герои приближались к «Кляксу», тем больше жалоб о нём слышали. Встречая каждую букву, они слушали песни из их звуков. Буквы "З" и "Ж" пропели свою песенку. Букву « Щ» чуть не разобрали на крючки. Бедная последняя буква алфавита попала в плен.

Аля сочинила маме письмо, где поделилась радостью о том, что идёт в первый класс! А вредитель «Клякса» и его друзья сбежали и заглядывают ко всем ученикам в тетради и продолжают вредить.

Картинка или рисунок Токмакова - Аля, Кляксич и буква А

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Золушка Перро

    Папа Золушки женился второй раз на женщине с двумя девочками. Они не полюбили Золушку, взваливали на неё кучу работы по дому. Король объявил бал, и все на него поехали.

  • Краткое содержание Пройслер Маленький водяной

    Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

  • Краткое содержание Путешествие голубой стрелы Родари

    Однажды, в канун Нового Года хозяйка магазина игрушек разносит подарки по домам детям, чьи родители совершили заранее покупку. Хозяйка представляется в образе баронессы-феи и передвигается по улицам верхом на метле, олицетворяя добрую колдунью из сказок

  • Краткое содержание Тургенев Свидание

    Начинается история с описания девушки. Охотник залюбовался ей – её красотой и здоровьем, гармоничностью. Простая девушка не выглядит простушкой. Видно, что она кого-то напряженно ждёт, перебирая собранные цветы

  • Краткое содержание Зощенко История болезни

    В этом рассказе Михаила Зощенко, написанном от первого лица (с яркой манерой рассказчика), герой неожиданно попадает в больницу. Вместо комфорта, лечения и даже отдыха, он окунается с головой в мир бюрократии

Ирина Токмакова "Аля, Кляксич и буква А"
Рисунки В. Чижикова
Изд-во "Детская литература" Москва, 1974 год

Всех с 1 сентября, с Днем Знаний! Предвижу удивленные вопросы. Ну, просто пока сканировал прошло немного времени. Итак к знаменательной дате хотел бы опубликовать что-то по теме, решил что "старая" книга Ирины Токмаковой 74 года с рисунками Виктора Чижикова будет вполне уместна. Современная версия была любезно представлена strongsidr в этой записи несколько лет назад. "Старого" Кляксича не нашел, поэтому и размещаю, и что интересно иллюстрации 74 года весьма серьезно отличаются от современных, хоть и художник один. В качестве приза, для тех кто просмотрит все до конца, мои комментарии и воспоминаяни о этой книжке.


Так как рисунки есть на каждой странице далее вся книга, или 25 сканов.




































« » на Яндекс.Фотках















Извините, конечно, за качество сканов, но нет времени да и особого навыка пост-обработки, мой сканер тоже не идеал, поэтому смотрите как получилось.
Сканы большого размера в моем фотоальбломе на Яндекс-Фото
Так как просто выкладывать книги неинтересно, то традиционно несколько собственных слов о книге. книгу очень ценил в детстве и имеено из-за рисунков Чижикова. И в детстве нравился и сейчас Чижиков мне нравится, хотя я не специалист и не художник. Я вообще не могу сказать, что у меня был самый любимый художник иллюстратор. Каждый хорош и уместен в определенном контексте. Наверное, Чижиков не хорош для иллюстрации "Песни о вещем Олеге" (хотя, пожалуй с попом и Балдой у него бы получилось), но для Кляксича очень органичен. Книга современная, написана простым языком, без особой философии и магии. Образовательная, занимательная детская книжка, книжка игра, с обращение к маленьким читателям - в ней предлагается и палочки рисовать и елочки. Есть другие художники, но можно ли сравнивать - Билибин и Сутеев, Владимирский и Маврина - разве есть лучший? Некотрые считают, что стиль чижикова "примитивен", "карикатурен". Здесь я бы «карикатурный» заменил на «озорной». А потом и «карикатурность» подразумевает мастерство и индивидуальность, у Чижикова они есть, это далеко не Вася Дубов. а вообще для меня показателем "нравится - не нравится" было насколько я хотел бы сам так рисовать. Многие иллюстрации из этой книги меня вдохновляли. Вдохновляли на то чтобы приложить книгу к оконному стеклу, сверху лист бумаги и... и пошла перерисовка. С Чижиковым это получалось отлично - рисунки контурные, четкие. Так в мои детские рисунки перекочевали - паровоз и пароход с обложки, сказочная кривая башня, лаборатория НОП.
Несколько слов хотел бы сказать и о двух разных наборах иллюстраций - новых (повторю ссылку - в журнале strongsidr в этой записи) и старых. Вроде бы художник один. и книга одна и результат мне кажется разным... Придумываю? Да нет пожалуй. Такое ощущение что кв 70-е у Чижикова что называется "креатив фонтанировал". простой пример - иллюстрации к встрече с буквой "У". В старой книге - это целая жанровая сцена. Улица города на всю страницу, главные герои занимают небольшое место (снизу в углу), оживленное движение, и главное обратите внимание, кто там едет - избушка на колесах, трех-осный автомобиль с пальмой на крыше, автомобиль карета, многоэтажный автомобиль с людьми на всех уровнях. А светофор? Художника, если сказать грубо и по-современному, просто "пёрло". А новые иллюстрация? Просто кусок улицы, с стилизованныо-старинными но реалистичными автомобилями удущими микрофонам к главнм героям занимающим основное место на рисунке.
А вот возьмем иллюстрацию с "И", "Й" и "Ы"...

Сканы в разном разрешении можно посмотреть в Альбоме "Детские книги - Чижиков" на Яндекс-фотках

Ирина ТОКМАКОВА

АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!

Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.

Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.

Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

Кляксич!

Ничего не понимаю! - сказала Аля.

Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.

Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: "Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я - хозяин Букваря!"

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?

Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?

Еще как правильно! - обрадовалась буква А.

Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.

Будете брать бублики? - спросила она.

Да какие там бублики! - запротестовала буква А. - У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

Бросьте, - сказала буква Б, не трогаясь с места. - Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:

О О О О О О О О О О О О О О О О

Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

Больше! Больше!

У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.

Ты не видал Кляксича? - спросила у него буква А.

Кляксича? - вопросительный знак почесал в затылке. - Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.

От этого пастуха толку не добъешся! Скорей на вокзал!

На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.

В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. - Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

Великолепно! - почему-то обрадовалась буква В.

Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:

Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.

Наконец поезд подошел к перрону.

Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.

Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.

Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.

Что это за глупая песня? - спросила Аля у буквы А.

Ничего удивительного, - ответила буква А. - Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь - с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.

Они постучали и вошли.

Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.

Кляксич? - переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. "Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?" Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.

Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2. Это же была самая пустяковая задача на свете!

Глубоко ошибаетесь, - сказала буква Г. - Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.

И буква Г опять запела свою глупую песенку.

Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что все еще уладится.

Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:

Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?

Статьи по теме: