Открытое занятие по фэмп в старшей группе. Конспект нод по фэмп в старшей группе по фгос «путешествие по сказке

Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.

Расшифровка понятия

ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.

Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".

Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа

Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:

  1. Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
  2. Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
  3. Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
  4. и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
  5. Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").

Требования к занятиям

Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.

Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.

Дидактический материал

Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.

Это могут быть:

  • объемные цифры и карточки с их изображением;
  • таблицы с различным количеством предметов;
  • мелкие игрушки, бочонки, палочки, геометрические фигуры для счета;
  • полоски различной длины и ширины;
  • картинки с изображением разных времен года, частей суток;
  • игры на ориентацию в пространстве: карты, лабиринты, схемы помещений;
  • занимательные кубы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, змейки Рубика;
  • числовые и геометрические лото, домино;
  • настольные игры "Числовые домики", "Собери картинку" и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.

Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.

ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий

Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.

Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.

При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.

Интегрированное занятие

Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.

Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.

Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.

Нестандартные формы занятий

Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:

  • занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
  • занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
  • занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
  • занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
  • занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.

Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.

Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе

Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:

  1. Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
  2. Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
  3. Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
  4. Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
  5. Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
  6. Организация самостоятельной деятельности детей.
  7. Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
  8. Подведение итогов.

Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.

Занятие в старшей группе по ФЭМП.

Тема: « Одна голова хорошо, а две лучше»

Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.

Интегрируемые образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)

Задачи:

Образовательные:

Обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;

Систематизировать знания детей: в навыках счета, решении математических задач, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги;

Развивающие:

Обеспечить развитие образного восприятия и воображения;

Обеспечит развитие свободного общения со взрослым и сверстником;

Обеспечить развитие игровой деятельности;

Воспитательные:

Создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;

Вызвать желание помочь друг другу;

Порадоваться вместе с детьми;

Подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»

Предварительная работа: выучить слова стихотворения «Как хорошо

когда много друзей» с движениями.

Оборудование и реквизиты:

На доске - цифры 0-10, сосульки – 10шт, для физмин- солнце-2, ласточки-3, гнездышки-5, мяч, простые карандаши, демонстрационные листы, карточки с цифрами, плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка, числовые домики, магнитная доска, мультимедийная установка, ноутбук, презентация к НОД, мячей по количеству детей.

Развернутый конспект совместной деятельности

Организационный момент.

АМО релаксации «Как хорошо когда много друзей»

В.:

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».

Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова и выполняют движения:

Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)

Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)

Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

И в мир математики отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)

Вхождение в тему (целеполагание)

АМО «Письмо из школы Семи гномов»

Цель: Стимулировать познавательную активность.

Задачи: Погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

В: Ребята, сегодня нам по интернету, прислали сообщение из школы «Семи Гномов»

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам гномики. Мы живём в волшебной стране геометрических фигур. Мы посылаем вам интересные игры-задания. Разгадав все задания, вы получите сюрприз. Играйте, думайте, считайте! До новых встреч!!! ».

Ребята, а вы хотите справиться со всеми заданиями и получить приз? А вы знаете, друзья,что вместе мы справимся с любыми заданиями, которые ожидают нас!

«Когда мы едины, мы непобедимы!» Впереди нас ждут новые игры - задания!

В:Предлагаю сделать небольшую разминку. Вставайте в кружок.

«Разминка с мячом» (первое задание из сосульки)

1.Есть семь братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)

2.Назовите дни недели, начиная с понедельника.

3.Сколько дней в недели?

4.Что лишнее: понедельник, среда, пятница, осень? Почему?

5.Какой сегодня день недели? (четверг)
6.Вчера какой был день недели? (среда)
7.Завтра какой будет день недели? (пятница)
8.Назовите день недели между вторником и четвергом?

9.Назови седьмой день недели.

В. Молодцы. Вы готовы к работе.

Задание 1.

1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову .

(Раздаточный материал на каждого ребенка)

В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.

Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.

Рита, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?

(1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)

Молодец!

Даша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг)Почему? (Потому,что тарелка круглой формы).Молодец!

Женя, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник)Почему?

(Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!

Ярослав, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!

Виталик, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему?(Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!

Андрей, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!

Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.

Маша, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!

Тимур, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?

(У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!

Костя, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!

Физминутка

Дружно встали! Отдыхаем!

(Подъем с места, выход из-за столов)

Все сейчас пересчитаем!

Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

Топнуть левою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Топнуть правою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Надо-надо разминаться!

(Ходьба на месте)

Продолжаем заниматься!

(Возвращение на рабочие места)

Задание 2.

Дидактическая игра « Запомни и повтори»

Пальчиковая гимнастика презентация

В: вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом;

вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;

В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

В середине листа поставьте точку красным карандашом.

Ангелина, расскажи какие геометрические фигуры и где ты их нарисовала? (Я нарисовала)

Гимнастика для глаз презентация «Крошка Енот»

Задание 3.

Остались у вас силы, чтобы решать задачки? Реши задачки.

Если я разделю яблоко пополам, сколько я детей смогу угостить? (Двух детей)

Сколько гостей, я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? (Четырех гостей)

Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на четыре части?(Четырех гостей)

Сколько носов у двух псов? (Я думаю два носа у двух псов)

Шесть подснежников нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он подснежников нашел? (Я считаю, что Вадим нашел семь подснежников).

Сколько крыльев у двух скворцов? (Я считаю, что у двух скворцов четыре крыла.)

Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут)
(третья сосулька)

Задание 4. Работа в командах (задания из седьмой сосульки)

Активные методы обучения «Моя компания»

Звездочки по количеству детей, а на двух звездочках №1 и №2 – компании.

Дети тянут жребий, у кого попадутся звездочки с цифрами, они капитаны.

Каждый капитан по очереди выбирает себе матросов.

Игровое упражнение «Найди пропущенное число»

1 компания

2компания

Игровое упражнение «Магический квадрат»

3компания

Игровое упражнение «Какое число будет стоять на пятом месте»

0 2 4 ___ __?__

Команды выполняют задания и проверяют друг у друга правильность выполнения.


Задание 5

«Найдем сюрприз по плану»

В: Ребята, нам предстоит пройти по определенному пути: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кухонного уголка; открыть кухонный шкаф. (дети находят шкатулку). Ребята посмотрите, шкатулка закрыта. На ней замок, вместо цифр буквы. Читаем «ГАВ». Что, это замки вместо собак гавкать стали? Код должен состоять из цифр, а здесь буквы. Чем же нам может помочь эта таблица?

Коля, какая по счету буква «А»? (первая). Молодец!

Никита, какая по счету буква «В»? (третья). Молодец!

Набираем код «413». Вот замок и открылся!

Рефлексия:

АМО «Весенняя веточка»

Цель: Выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние.

Задачи: Осознание своих чувств, эмоций и эмоций других людей.

Необходимые материалы: на доске нарисована веточка, листья из цветной бумаги- на одной стороне схемы- картинки НОД, цветочки для веточки на каждого ребенка.

Технология проведения:

Ребята, с какими мы заданиями справились, для того чтобы найти сюрприз?

(Дети перечисляют опираясь на схемы-картинки) .

Какое задание оказалось трудным?

Возьмите каждый цветочек и отметьте те листочки-задания, которые вам показались интересными.

Этот метод осуществляет личностно – ориентированный подход, воспитатель получает информацию об усвоение материала, а также планирует индивидуальную работу с детьми.

Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали. Одна голова хорошо, а две лучше.) Ребята, вы з наете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие

Литература:

1.Логика и мышление 5-6лет Д.Денисова

2.Шаг в математику А.П.Багунц, М.И.Мирошник

3.Конспекты занятий в старшей группе математика В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова

4.Математика в детском саду В.П.Новикова

5.Сценарии занятий с дошкольниками Е.А.Ульева

6.Развитие элементарных математических представлений И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

7.Занимательная математика И.А.Яворовская

8.Интернет ресурсы


Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему:

«Путешествие в страну Математику»

Задачи:

1) Образовательные: уточнить знания детей о прямом счете в пределах 5, соотносить цифры от 1 до 5, совершенствовать знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, закрепить знания о частях суток и днях недели.

2) Развивающие: Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, сообразительность, воображение.

3) Воспитательные: воспитывать организованность, исполнительность, интерес к предмету, умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа : квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, утро, вечер, день, ночь, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Связь с образовательными областями: Здоровье - поддержать положительный настрой на выполнение упражнений во время физ. минутки.
Коммуникация - применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Чтение художественной литературы - побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Познание - Развивать математическую способность. Обогащать представления детей о математике, о пространстве, о счете, о геометрических фигурах.

Оборудование:

Демонстрационный материал: плакат «Геометрические фигуры», числовые карточки от 1 до 5, плакат «Части суток», цветок «Дни недели».

Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, цифры от 1 до 5, счетные палочки.

Ход занятия

1.Организация детей.

«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся".

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу,

Ну, вот и у всех хорошее настроение.

2.Основная часть.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, мы с вами целый год ходили в садик, многому научились, подросли, возмужали. Скоро наступит лето, мы перейдем в старшую группу. Хотите? Сейчас мы узнаем, готовы ли вы к переходу в старшую группу.

Дети, вы любите путешествовать?

А трудностей не боитесь?

Сегодня я вас приглашаю в математическое путешествие на паровозе.

Воспитатель предлагает представить детям, что они отправляются в путешествие на паровозе. Она - кондуктор, они - пассажиры. Дети самостоятельно определяют свои места в соответствии с цветом и цифрами.

12345 12345 12345 12345

Поднимите руки у кого билеты красного цвета. Вы пассажиры первого вагона. Зеленого цвета - второго вагона, синего цвета - третьего вагона, желтого цвета - четвертого вагона.

Затем воспитатель спрашивает детей в каком вагоне они едут (в первом, во втором, в третьем, в четвертом).

Все готовы? Отправляемся все вместе.

Дети с воспитателем стоят в кругу и произносят слова:

Едет, едет паровоз мимо елок и берез. Чух-чух-чух….Поехали…

Первая наша станция «Части суток».

Вы знаете части суток? Сейчас мы это проверим. Я загадаю вам загадки, а вы догадайтесь, о каком времени суток идет речь.

1) Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик Все вокруг уснуть должны, наши дети тоже. - Когда все спят? (Ночью)

2)Солнце яркое встает, петушок в саду поет. Наши детки просыпаются, В детский садик собираются. (Утро)

3) Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети. - Когда это бывает? (День)

4) - А что следует за днем? (Вечер)

Молодцы, справились с заданием. А теперь поиграем в игру «Закончи предложение».

Спим ночью, делаем зарядку …(утром).

Завтракаем утром, обедаем …(днем).

Обедаем днем, ужинаем … (вечером).

Ужинаем вечером, спим… (ночью).

Завтракаем когда? (Утром).

Когда мама приходит за вами в детский сад? (Вечером).

Молодцы!

Ребята, а вы здороваетесь со взрослыми? Как вы здороваетесь утром? (Доброе утро). Как мама научила вас здороваться днем? (Добрый день). А когда наступает вечер, как надо здороваться? (Добрый вечер). Что надо пожелать перед сном? (Спокойной ночи).

Молодцы, садимся в наш паровоз и отправляемся в путешествие дальше: Едет, едет паровоз мимо елок и берез

Чух-чух-чух….Поехали.

Следующая станция «Дни недели».

Мы прибыли с вами на другую станцию. А как она называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Братьев этих ровно 7. Вам известны они всем.

Каждую неделю кругом братья ходят друг за другом.

Попрощается последний, появляется передний. (Дни недели).

Назовите рабочие дни. Выходные дни. Какой день недели сегодня?

А теперь, ребята, вам задание - слушайте внимательно. Знать об этом надо всем обязательно.

Вот цветок у нас растет, и неделя в нем живет.

Я буду отрывать лепестки, а вы вспоминайте и называйте дни недели.

Воспитатель отрывает лепестки по порядку. Дети называют дни недели в соответствии с нумерацией и читают стихи.

  1. Среди дней любой недели первым будет понедельник.

    День второй за ним пошел. Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда. Третий день - всегда среда.

    Он четвертый там и тут. Этот день - четверг зовут.

    В череде рабочих дней пятый пятница теперь.

    Вся закончена работа. День шестой всегда суббота.

    День седьмой - его мы знаем. В воскресенье - отдыхаем.

Молодцы, ребята!

Игра «Расположи цифры по порядку».

Дети делятся на две команды и садятся на коврик. По сигналу воспитателя они должны разложить карточки с цифрами по порядку.

Молодцы, справились с задачей. А теперь, не зевайте, садитесь в поезд и поехали дальше: Едет, едет паровоз…..

Третья станция « Геометрический фигуры».

На столах у детей геометрические фигуры и цифры. Воспитатель загадывает загадки, дети показывают отгадку геометрической фигурой.

Три вершины тут видны, три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник).

Эта форма у клубка, у планеты, колобка,

Но сожми ее дружок и получится (кружок).

Если взял бы я окружность с двух сторон немного сжал,

Отвечайте дружно дети - что получится? (овал).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.

Все 4 стороны одинаковой длины. Всем представиться я рад,

а зовут меня (квадрат).

Эта фигура-брат нашему квадрату,

Сколько получилось фигур, покажите цифрой.

Физминутка.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим».

Работа с палочками - помогалочками.

На столах у детей - палочки-помогалочки.

Отсчитайте 4 палочки и сложите квадрат.

А теперь превратите квадрат в прямоугольник.

Возьмите палочки лишь 3, и треугольник получите.

Сложите рисунок из геометрических фигур. Молодцы!

3. Окончание занятия.

Ну, что ж, ребята, заигрались мы с вами. Вот отлично потрудились. А наше математическое путешествие подошло к концу. Мы с вами считали, повторили дни недели, узнавали геометрические фигуры, отгадывали загадки. Вам понравилось? А теперь пора отдыхать. Занимайте места в паровозе, поехали…

Евдокимова Анастасия Владимировна

ГБОУ гимназии 1558 имени Росалии де Кастро

воспитатель

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

СКАЧАТЬ (с картинками)

КОНСПЕКТ занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

Цели: 1. Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться

количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно.

2. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное число предметов.

3. Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.

4. Закреплять знание геометрических фигур.

5. Закреплять умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

6. Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.

7. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.

8. Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Ход занятия.

1. - Ребята, сегодня у нас будет немного необычное занятие по математике. Мы с вами побываем на необитаемом острове, Острове сокровищ, где живёт Пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. (Посчитать вместе с детьми сколько всего заданий, отмечая каждый раз какой формы листок). Вот первое из них.

Карточка с заданием №1. (Висит листок с заданием над доской - вопросы про дни недели и части суток)

Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (треугольная, правильно)

Капитан Весельчак, которого Пират Джек захватил в плен, поможет нам в поисках. А как, мы узнаем только после того, когда прочитаем его послание.

Какое сейчас время года? (весна)

Перечислите все весенние месяцы? (март, апрель, май)

А сколько всего весенних месяцев? (3)

А какой сегодня день недели? (вторник)

А какой был вчера? (понедельник) Какой будет завтра? (среда)

А сколько всего дней в неделе? (7)

Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)

Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

(Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

Молодцы ребята, справились с заданием! Теперь мы можем прочитать послание капитана Весельчака. Слушайте внимательно, ребята. (Воспитатель читает послание) .

2. Карточка с заданием №2.

Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (квадратная)

На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка)

Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот) .

Молодцы, дети, и тут справились!

А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка «Сбор урожая»

В корзине лежат овощи и фрукты. Дети (по 4 человека) делятся на две команды. Воспитатель предлагает по сигналу одной команде отобрать все овощи, а другой - все фрукты.

Молодцы, правильно определили, где фрукты, а где овощи.

3. Карточка с заданием №3.

Ребята, а какой формы у нас третья карточка? (прямоугольная)

Воспитатель берет корзину с фруктами и выкладывает на столе.

Ребята, что лежит в этой корзине? (фрукты)

Назовите какие фрукты лежат в корзинке?

Давайте посчитаем, сколько их? (7)

На котором месте банан?

Что лежит справа от яблока? А слева?

Где лежит виноград? (в середине, потому что справа от него 3 фрукта и 3 слева)

Воспитатель убирает или меняет фрукты местами и предлагает детям восстановить картину.

Какие вы у меня молодцы, правильно всё отвечаете!

4. Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака. Карточка с заданием №4.

Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка? (круглая)

У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Слушайте меня внимательно.

На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)

Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?

9 больше или меньше 8?

А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)

А как еще можно сделать чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)

Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!

Динамическая пауза.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счёт раз кулак сожмём,

На счёт два в локтях сожмём.

На счёт три прижмём к плечам,

На четыре - к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

Про пятёрку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счёт шесть прошу всех сесть.

Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

(Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)

5. Карточка с заданием №5.

Ребята, а какой формы у нас пятая карточка? (треугольная)

Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов - слева на право)

Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

Какая по высоте четвертая пальма? (чуть выше 1-2-3ей и чуть ниже последней)

Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая, самая высокая)

Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (самая высокая, высокая, чуть ниже, низкая, самая низкая)

Молодцы, и с этим заданием справились.

6. Карточка с заданием №6.

Ребята, а какой формы у нас шестая карточка? (квадратная)

Здесь задание на листочках. Задание на внимательность. Но сначала приготовим пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний.

Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья. Друг без друга им нельзя!

Я сейчас раздам вам листочки с заданиями. А вам нужно будет выполнить его по образцу. Во все треугольники поставить точку, в квадраты - плюс, а в круги - минус. Сделайте каждый на своих местах, а потом мы все вместе проверим.

Очень хорошо, справились.

7. Карточка с заданием №7.

Ребята, а какой формы у нас седьмая карточка? (круглая)

Воспитатель вызывает четыре человека для выполнения данного задания.

Молодцы, и опять всё у вас отлично получилось!

Ребята, а теперь мы с вами отвлечемся от заданий и немного пофантазируем.

Игра «Смешные цифры». (смотреть приложение)

На что похожи эти цифры? (ребята, отвечайте полными предложениями)

Попробуйте дома с родителями изобразить что-то подобное.

8. Карточка с заданием №8.

Ребята, а какой формы у нас восьмая карточка? (овальная)

Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами. Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Эльнар, помоги мне. Давайте будем двигаться от доски вправо 5 шагов и возможно мы что-то найдём. (находим сундук с сокровищами)

Посмотрите, сундук ведь закрыт, ребята. Давайте возьмем следующую последнюю девятую карточку, чтобы узнать что нам делать дальше, что же нужно сделать, чтобы открыть этот сундучок.

9. Карточка с заданием №9.

Ребята, а какой формы у нас девятая карточка? (прямоугольная)

Посмотрите на доску. Если мы правильно соединим точки (по порядку, то у нас получится ключ, которым мы сможем открыть этот сундучок с сокровищами пирата Джека. (Воспитатель вызывает несколько детей для выполнения данного задания)

Правильно соединили, молодцы. Открываем сундук. Находим сокровища.

Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?

(ответы детей - прыгали по камням чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; собирали фрукты и овощи; выстраивали пальмы в ряд; нашли ключ чтобы открыть сундук, соединяя точки по порядку… и т. д.)

А сейчас положите головки на столы, закроем глаза и представим что мы вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу. А я пока вам раздам сокровища - это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями. Молодцы!

Занятие 1

Развивать у детей мелкую моторику кистей рук;

Развивать интеллектуальные способности детей;

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели урока:

1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.

4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.

Материал к занятиям: Билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 10, спички, шнурки, крупа, карандаш на каждого ребенка. Длинный шнур, аудио записи, игрушки, ширма, магнитофон.

Игра «Театр»

I. Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.

1. Предлагаю отправиться в театр зверей для этого надо купить билеты.

Много желающих! Выстраивается очередь в «кассу».

Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?

Раздаю детям цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.

А теперь назовите числа, по порядку начиная с «хвоста» очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках превратились в билеты и теперь можно идти в театр.

2. Идем в театр. Каждый сядет на место соответственно билету (на данном этапе активизируется зрительный, тактильный и слуховой анализаторы).

Хватит ли стульев на всех?

Как проверить?

Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляю стульчик. Дети рассаживаются на стульях.

II. Работа с планом.

Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала, словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому. Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.

Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу озеро.

Игра с крупой (рис, гречка)

Звуки падающей воды.

«Отберем белые камушки от темных».

Пальчиковая игра.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

И конечно в огород, зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.

Семена посеет ловко и идет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя, и глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

III. Составление геометрических фигур из палочек и шнурков на плоскости стола.

У каждого ребенка на столе по два шнурка и спички.

Назовите известные вам геометрические фигуры. Мы будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них

Составьте треугольник и квадрат маленького размера. Сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника?

Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?

Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько спичек понадобилось, чтобы составить одну сторону большого квадрата? А другую сторону? Почему все стороны квадрата составлены из одного и того же количества спичек?

Сделайте из шнурков круг и овал. Можно ли составить из спичек круг, овал? Почему? В чем сходство и отличие круга и овала?

IV. Физкультминутка

Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.

Выполняем движения в соответствии со словами:

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,

1,2,3,4 разверните круг пошире.

Продолжаем движение по плану.

Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди лета появился снеговик. Что это? Такое может случиться?

V. Игра «Небылица»

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет.

Это было последнее испытание, вот и дом лисы.

VI. Дошли до дома Лисы.

Появляется лиса.

Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?

Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?

Что самым интересным?

Дети возвращаются по короткой дороге обратно, со словами:

Шли по узенькой тропинке

Так как ходят балеринки.

Друг за друга мы держались.

Змейкой мы изображались.

Ух, устали, отдохнем

Да опять потом пойдем.

Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом (активизируется зрительный и тактильный анализаторы).

Анализ занятия

На данном занятии дошкольники формировали умение считать до десяти, ориентироваться в пространстве, память, логическое мышление. При этом, на различных этапах занятия активизировались тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. В течение всего занятия дети вели себя хорошо, активно принимали участие в предложенных игровых моментах. Занятие целиком было построено на активизации непроизвольного интереса, что позволило более качественно усвоить теоретический материал.

Занятие 2

Программное содержание:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Учить решать логические задачи, развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формировать ответы и вопросы; упражнять в различении цифр и цвета.

Оборудование:

1. Цветные квадратики - по 10 штук

2. Изображение снежной горки с проходами - на каждого ребенка

3. Карточка для математической диктовки

4. Чистые карточки - на каждого ребенка

5. Пенал с геометрическими фигурами

6. Изображение машин

7. Изображение елки

8. Изображение гирлянд

Ход занятия

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Сказки тихо говорит.

Мы любим, зимушка, тебя,

Твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток.

Ты превращаешь в сказку все,

Когда твой снег идет.

Вот и пришла зима. Наступил ее первый месяц. А как он называется?

Дети: Декабрь.

Да, первый месяц зимы - декабрь. Это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

В декабре месяце заканчивается старый год и наступает новый. Осыпает новый год

Землю чудесами.

Вот и сказки у ворот

Ждут все встречи с нами.

Ребята, начались чудеса. Посмотрите в окно, к нам идет сказочный гость, почтальон Печкин.

Звонок в дверь, входит Печкин. (активизируется слуховой и зрительный анализаторы)

Печкин: - Здравствуйте. У меня для вас телеграмма. Получите, пожалуйста, и распишитесь. А я пошел, мне надо разнести почту другим адресатам. До свидания.

До свидания. А от кого же эта телеграмма? Что в ней написано?

«Мчатся сани,

Мчатся быстро,

По полям и по лесам.

Разметая снег искристый

С ветром, вьюгой и снегами

Мчится Дед мороз седой.

Машет длинными руками.

Сыплет звезды над землей.

Готовьтесь к встрече.»

Ребята, раз к нам едут гости, мы должны украсить группу, приготовить угощение - пирог. А украсим наш праздничный пирог ягодами и орехами, которые вы получите в награду за правильное решение задач. Самой первой на елку вешаем гирлянду из бус.

«Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет,

Расставьте минусы и плюсы

Чтоб нужный получить ответ».

Предлагаю детям написать знаки плюс или минус в нужных кружочках. После того, как дети напишут знаки, предлагаю им прочитать примеры (Семь плюс два равняется девяти; десять минус пять равняется пяти; шесть плюс три равняется девяти).

Кто первым собрал гирлянду, тот получает по ягодке для украшения пирога. Гирлянду из бус сделали, теперь на нашу елку повесим разноцветные флажки. (Лист с нарисованной ниткой и цветные квадратики разных цветов)

Ой, какие красивые гирлянды вы составили, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы и ответы».

1) Сколько всего флажков у тебя, Маша? А у тебя Арсений, а у тебя, Лиза?

2) Какой по порядку синий флажок?

3) Какого цвета шестой флажок?

4) Какой по порядку флажок находится между красным и желтым?

5) Какого цвета флажок левее (правее) коричневого?

Молодцы! Хорошо справились с заданием и все получили ягоды. Все вы катались с горки на санках, на лыжах или просто так. А многим ли доводилось прорыть в горке ходы-туннели, чтобы получился лабиринт? Нет? А хотели бы? Давайте же попробуем. Посмотрите на рисунок. Это и есть ваша снежная горка с лабиринтом. В нем сделаны ворота, которые открыты для прохода.

Возьмите красный фломастер и аккуратно, проходя через ворота, непрерывной линией соедините звездочку лабиринта и основание флажка.

Начали! Получилось? Хорошо. Отложите фломастеры. (Раздаю ягодки для пирога).

Физкультминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют задание по тексту стихотворения)

Сейчас я быстро покажу (2 раза) карточку, на которой что-то нарисовано, а вы внимательно смотрите на нее и все заполняете.

Потом я карточку забираю, а вы по памяти точно перерисовывайте увиденное в прямоугольник. Приготовились! Смотрите! (10секунд). Возьмите синий фломастер и нарисуйте все, что смогли запомнить. Закончили? Отложите фломастеры.

Правильно выполнившим дают ягоды.

А теперь давайте возвратимся к приятным Новогодним приготовлениям.

В предпраздничную суету включаются почтовые машине, перевозящие поздравительные открытки и письма, посылки с игрушками и сладостями. Одной машине срочно требуется ремонт. Вот она у всех вас на столе. Как выйти из положения? Подсказка на рисунке. Возьмите красный фломастер и нарисуйте недостающие детали машины.

Раздача ягод.

«На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады.»

Ребята, какой Новый год без елки? На рисунке слева от цветка нарисована елочка. Пожалуйста, возьмите зеленый фломастер и справа от цветка, начиная от звездочки, по клеточкам нарисуйте точно такую же елочку. Начали! Получилось? Отлично! Положите фломастер. А что же это за елочка без огоньков. Давайте зажжем. Закройте, пожалуйста, глаза и поставьте пальчик на лист с кружками, потом откройте глаза и посмотрите, на какую цифру ты попал - на такой, по счету, кружочек ты должен повесить фонарик.

Посмотрите, какая красивая наша елка:

«На елке гирлянда огнями сверкает,

Елка нарядная с нами играет.

Вверх по кружочкам,

От игрушки и игрушке,

Можно подняться

До самой макушки»

Ребята, фонарик с елки хочет с вами поиграть. Мы будем его передавать друг другу по кругу под музыку. С окончанием музыки у кого окажется фонарик, тот и будет отвечать на его вопрос. Вопросы:

1. Что интересного было на занятии?

2. Что тебе понравилось больше всего?

3. Какое занятие было самым трудным?

4. А самым легким?

5. Как ты считаешь, ты хорошо поработал(а)?

6. Почему ты так решил (а)?

7. За что бы ты себя похвалил (а)?

Большое спасибо вам, ребята.

Вы правильно отвечали, старательно и аккуратно работали. Спасибо, а теперь оставшиеся ягодки наклейте на пирог. Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания. И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам! Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг. И каждый день, как Новый год, вас в сказку добрую зовет.

Анализ занятия

В старшем дошкольном возрасте основной формой проведения занятий является игровая. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия позволила не утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимали участие в дидактических играх, что способствовало охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствовало эффективному обучению и не дала возможности утомить детей во время проведения дидактических игр.

Занятие 3

Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.

Организация обстановки и детей: студия «Цветик-семицветик» оформляется как «Царство Математики»: всюду видны цифры, геометрические фигуры. У одной из стен стоит математический теремок с замком на двери, перед ним столик с геометрическими фигурами разного цвета и размера. У другой стены - раскрытая «Чудесная книга», страницы которой обшиты фланелью. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой - треугольник, а на третьей - круг. На ковре перед книгой хаотично разбросаны иллюстрации с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм, на обратной стороне которых наклеена фланель. На полках стоят цветные бумажные колпачки(по размеру детской головки) и цветные бумажные фонарики. У окна стоят столы, на которых разложены двухполосные карточки (по количеству детей): на верхней полоске изображено пять гномов, нижняя - чистая. Тут же стоят тарелочки с бумажными топориками. В стороне (незаметно для детей: шапочки пчел и медведя, два шнура - зеленый и красный, по пять квадратов и кругов одного цвета, но разного размера. На двери студии весит замок с треугольным отверстием, рядом в шкатулке несколько ключей различной геометрической формы и размера. В свободном шкафчике приемной воспитатель перед занятием прячет корону и мантию «Царицы математики».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки - Математики!

Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.

Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?

Проводится игра «Подбери ключ к замочку»

Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).

Входят в группу.

Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?

Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу «Чудесной книги», где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.

Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):

Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?

Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.

Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).

От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра «Разноцветные фонарики».

После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.

Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.

Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Шел треугольник из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Входит «треугольник» - переодетый ребенок группы.

Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.

Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.

Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.

Дети выполняют задание.

Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).

Проводится подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.

Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:

Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?

Дети делятся впечатлениями.

Анализ занятия

В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.

Занятие 4

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

«На что похож?»

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

«Будь внимателен»

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

«Найди фигуру»

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

«Перепутались»

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

«Найди домик»

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

«Поиграем с фигурами»

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

«Раскрась»

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Анализ занятия

В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.

Статьи по теме: