Пэчворк без иглы или японская техника кинусайга – эффектные лоскутные панно. Мастер-класс «Кинусайга-пэчворк без иглы Кинусайга на пенопласте схемы

Галина Литвиненко

Немного об истории возникновения кинусайга .

Япония подарила нам такие всемирно известные чудеса как оригами, темари, икэбану, бонсай, анимэ, айкидо и многое другое. В плане рукоделия японцы как никто другой способны на кропотливый ручной труд, в том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в новые.

Неповторимое искусство кинусайга взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 80-е года прошлого столетия пэчворк без иглы вновь стал актуальным и возродился, как вид творчества.

Кинусайга ,как и пэчворк в своем классическом виде, появился из-за необходимости экономить. В древности в Стране восходящего солнца, бедной Японии, никто не выкидывал старые изношенные кимоно, потому что натуральный шелк - ткань очень дорогостоящая.

Поэтому, после того, как кимоно изнашивалось, а происходило это довольно быстро, его хозяйка, не желая выбрасывать дорогую одежду, распарывала его, и из больших кусочков ткани создавались небольшие вещи, а маленькие лоскутки шли на изготовление неповторимых картин, при виде которых просто захватывало дух.

Кинусайга даже и в самой Японии не слишком распространены. Эксклюзивные картины всегда создаются исключительно вручную, поэтому и получаются очень дорогими.

Пэчворк без иголки.

В основе технологии лежит аппликация. Здесь, также как и в кинусайге , лоскуты ткани накладываются на плоскую или объемную поверхность, их края заправляются в заранее сделанные прорези-канавки, а в результате получается какой-либо рисунок. В целях декорирования работы в технике «пэчворк без иглы » украшаются тесьмой, шнурами и лентами.

Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек, валентинок. А еще пэтчворк без иголки используется для декорирования абажуров и даже мебели. Как же именно это делают?

Азы кинусайга : мастер -класс для начинающих.

Для того, чтобы сотворить собственный домашний шедевр в технике пэчворк без иголки, вам нужно будет приобрести лист пенопласта, подготовить кусочки ткани, простой карандаш, линейку, клей ПВА, скальпель, металлическую лопаточку, один конец у которой обязательно должен быть тупым.



Сначала необходимо выбрать рисунок, который будет наноситься на основу. Для первого раза рекомендуется остановиться на чем-нибудь не очень сложном.

Затем, используя лист копировальной бумаги, нужно перевести выбранный эскиз на кусок пенопласта.


С помощью макетного ножа вырезать бороздки в куске пенопласта, при этом глубина их должна составлять не более 2-3 мм.

Подготовить подобранные лоскутки шелковой ткани. Нужно вырезать их так, чтобы они соответствовали форме детали, но при этом оставить припуск примерно в 1 мм.


Теперь следует вставить края вырезанных лоскутков в прорези пенопласта, заправляя их пилочкой для ногтей. В качестве обрамления можно дополнительно использовать тесьму или атласную ленту, также заправляя ее в прорези поверх лоскутов ткани.

Полученную картину можно вставить в рамку, а можно для обрамления использовать ткань. Тут все зависит от вкуса и фантазии умельца.


Поняв базовые основы выполнения техники Кинусайга , можно смело переходить к созданию своими руками более сложных и интересных изделий (подарочных коробок, шкатулок для мелочей, игрушек, интерьерных предметов и пр.).


Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!

Публикации по теме:

В предыдущем посте "Город наш, расцветай, и подарки принимай!" Сценарий литературно-музыкальной композиции. я рассказывала о выступлении.

Оригами "Божья Коровка" Для детей старшего возраста именно необходимо владеть техникой оригами:развивает точность движений пальцев рук под.

(Фотоотчет 3 к детско-творческому проекту «Мир прекрасное творенье») Хочу представить наш опыт по овладению техники "пэчворк без иголки".

Год назад увидела удивительные работы японских мастеров в технике Кинусайга. Техника эта пришла к нам из Японии. Основал её преподаватель.

Цель: обучение группы детей старшей-подготовительной групп навыку пришивания пуговиц Задачи: - обучить пришиванию пуговиц без использования.

Светлый праздник Пасха просто создан для того, чтобы дарить радость родным и близким. Вот такое замечательное яйцо я приготовила в подарок.

ВСЕГО

Непосредственно техника пэчворк, предполагает пошив различных изделий из лоскутков из квадратиков, которыми можно создать целую картину из материала. Такая техника пошла еще с давних времен, и считается она народно – декоративным методов изготовления предметов домашнего обихода и быта. Если выполнять пэчворк без иглы – это уже , имеет дословный перевод с японского, как «очень много» . Что же собой представляют собой такие изделия? Техника кинусайга предусматривает изготовление картин не из шелка и даже не из батика — это что то и вовсе необыкновенное и незабываемое.

Исполнение техники пэчворк без иглы на пенопласте

В первоначальном варианте, техники пэчворк без иглы, рисунок, переводится на деревянную досточку, с помощью специальной палочки, выполнить это необходимо, чтобы контур представлял собой маленькие желобки или канавочки. Далее, японцы из старого кимоно брали настоящую шелковую ткань и вырезали лоскутки, подходящие по расцветке картины и в полученные ранее канавки укладывали края материала.
Техника пэчворк без иголки помогает создавать «произведения искусства», любуясь которыми, создается ощущение не просто картинки, а объемной 3D модели.

В нашем случае, будет использоваться не деревянная досточка, а простой лист пенопласта, а основными элементами у вас будут разноцветные ленты и фантазия. Сперва необходимы выбрать в сети Интернет или, если есть возможность,нарисовать самостоятельно картинку, фотографию, которую вы хотели бы видеть у себя на стене в рамке, затем перевести карандашом, а, возможно, с помощью копирки данный фрагмент с листика на пенопластовый лист и тогда уже выкладывать картинку, подходящими по цвету и оттенку кусочками материи.


Пэчворк без иглы хоть и не требует специального обучения, но тем не менее кое-какими знаниями все таки стоит обладать, а также необходимо иметь под рукой некоторые инструменты и материалы.

Необходимые материалы и инструменты

  • лист пенопласта, который по размеру будет подходить по габаритам, выбранной вами картины, можно взять для этого упаковочный пенопласт, например из под холодильника или телевизора, и вырезать канцелярским ножом нужный вам размер. НЕ стоит брать очень толстый пенопласт, будет достаточно неудобно работать, самым оптимальным будет лист, толщиной 3-4 мм.
  • Далее, в зависимости от картины, от выбранной вами фотографии, пэчворк без иголки, предусматривает использование лоскутов материи. Зачастую используют хлопчатобумажную ткань, она проще всего поддается обработке, но за неимением используют любую. Также хорошо подходит трикотаж, он имеет высокий уровень эластичности и с ним достаточно просто работать.
    Для первого раза прекрасно подойдет любая старая вещь, пусть вы их и не носите, но они послужат на благо искусства.
  • Для рукоделия пэчворк без иглы, необходимы ножницы и маленькие ножнички, лучше всего закругленные (можно взять маникюрные) – они нам понадобятся, для того чтобы подрезать остатки ткани по контуру;
  • приготовьте скальпель или каттер (резак), для того чтобы была возможность перевести картину на лист пенопласта (продавливания пенопласта);
  • железная, тонкая пилочка для ногтей, для того чтобы заправлять материал в пенопласт.
  • клей ПВА.

Итак, немного вдохновились и готовы приступать к работе – пэчворк без иглы!

Мастер-класс по созданию картины в технике пэчворк без иглы

Берем в руки рисунок или фотографию, которую вы выбрали и используя фломастер (либо копирку) переводим на пенопласт контур рисунка, собственно делая границы нашей картины.

Также учтите, что на пенопласт будет ставиться рамка, поэтому сам рисунок необходимо переводить на расстоянии 5-6 мм от края пенопласта.

Теперь как в фильме: «Сестра, скальпель. . .». Берем, приготовленный скальпель или каттер несильно, аккуратно продавливаем пенопласт, по контуру рисунка, который вы только что перевели. Но ни в коем случае не допускайте сквозной дырки или разлома основы.

Техника пэчворк, которая будет выполняться на пенопласте рекомендуется использовать ПВА, необходимо промазать по вашему рисунку легким слоем.

Берите в руку лоскуточки, которые подходят к вашему шедевру, прикладывайте на один из фрагментов картины и осторожно пилочкой заправляйте кусочки ткани в продавленные контуры, если есть остатки лоскутка, лучше всего его подрезать маникюрными ножницами.

И таким образом, подбирайте цвет каждого фрагмента вашей картины и выполняйте вышеописанные действия.

Любая такая картина в стиле приобретет недостающий «блеск» остается всего один штрих — красивая рамка, для изготовления которой необходимо подготовить кусок ткани и сделайте прорези в изначально оставленном месте. Теперь, так же как и раньше уложите ткань по контуру рамки в специально проделанные прорези, сделайте это в виде рамки. Если вам будет легче, такую рамку можно сделать и в самом начале работы.

Достаточно оригинально и необычно смотрится пэчворк без иголки, для выполнения которого не потребуется никаких специализированных инструментов и не нужно много сил и времени. Это будет интересно и взрослым и детям старшего школьного возраста.

Юлия Шанина

Год назад увидела удивительные работы японских мастеров в технике Кинусайга . Техника эта пришла к нам из Японии. Основал её преподаватель искусств Маэно Такаши в 1987 году. Картины создаются из шелковых лоскутков старого кимоно. Традиционно японские художники рисовали эскиз и переносили его на деревянные дощечки прорезая в них углубления. В России эту технику называют «пэчворк без иголки » . Меня заинтересовала эта техника и я решила её освоить. Оказалось это совсем не сложно, очень интересное и увлекательное занятие.

Для работы потребуется :

Рисунок (эскиз) ;

пенопласт (потолочная плитка) ;

разноцветные лоскутки ткани (ситец) ;

канцелярский нож;

распарыватель швов;

зубочистка;

клей ПВА и «Титан» ;

картон (у меня упаковочный) .

Ход работы:

Выбираем сюжет или картинку (можно найти в интернете и распечатать) . Брала картинки которые выполнялись для витражей, аппликаций из ткани. Я делала 2 копии, одну разрезала на части, это была выкройка для ткани. Если вы хотите сделать её с детьми, картинка не должна быть сложной.

Сразу склеиваю между собой пенопласт и картон.

Рисунок переносим на пенопласт с помощью острого предмета, в моём случае это распарыватель швов.

Прорезаем пенопласт канцелярским ножом по рисунку и зубочисткой «прохожусь» по канавкам делая углубления.

Второй рисунок разрезаем на детали (выкройка для ткани) .

Каждую деталь прикладываем к ткани и вырезаем. Оставляя на припуски по 0,5см со всех сторон.

Начинаю работу. Аккуратно тонким слоем смазываю клеем ПВА тот участок пенопласта на который накладываю ткань (для фиксации, в прорези заправляю ткань острым предметом - распарывателем (можно пилочкой для ногтей) .

Фон можно сделать из одного полотна, а можно разделить на мозаичные кусочки.


Готовую работу можно оформить в рамку, или сделать рамочку в этой технике. Картины получаются необычные, оригинальные. Люди увидевшие впервые такие картины, не сразу понимают, как и из чего это сделано.

Всем творческих успехов!

Публикации по теме:

Самый простой способ сделать комнату более уютной - украсить её оригинальными диванными подушками. Они появились в азиатских странах.

Сегодня я хочу представить Вашему вниманию фотоотчет о НОД по рисованию карандашами "Иголки для Ежика". Не секрет, что рисование карандашами.

Конспект НОД в области «Познание» во второй младшей группе «Найдем иголки для ежика» Конспект НОД в области " Познание" во 2 младшей группе «Звездочка» "Найдем иголки для ежика" Тема: «Найдем иголки ежикам» Задачи: Закреплять.

В предыдущем посте "Город наш, расцветай, и подарки принимай!" Сценарий литературно-музыкальной композиции. я рассказывала о выступлении.

(Фотоотчет 3 к детско-творческому проекту «Мир прекрасное творенье») Хочу представить наш опыт по овладению техники "пэчворк без иголки".

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Светлый праздник Пасха просто создан для того, чтобы дарить радость родным и близким. Вот такое замечательное яйцо я приготовила в подарок.

Делать красивые вещи для интерьера своими руками — просто, если пользоваться проверенными веками техниками. Кинусайга, искусство, которое часто называют пэчворком без иглы, возникло очень давно в Японии, а сегодня позволяет создавать великолепные предметы интерьера с удовольствием и без затрат.

Первоначально кинусайга возникло, потому что японцам было просто жаль выбрасывать изношенные, старые кимоно, которые шились из очень дорогого по тем временам шёлка. Если жители Японии научились красиво восстанавливать разбитую посуду по технике кинцуги , то что уж говорить о применении разноцветных лоскутков шёлка! Они получили вторую жизнь в панно, на крышках шкатулок, в виде картин, других элементов декора.

Что вам потребуется для занятия творчеством по технике кинусайга? Сегодня с целью создания панно, шкатулок и других вещей в этой технике применяется не только шёлк. Можно взять любые лоскуты ткани, главное, чтобы она была достаточно тонкой, растягивалась, а края не лохматились.

Кроме того, японцы для кинусайга использовали деревянные дощечки, в которых острым ножом проделывали узкие полоски глубиной до 2 миллиметров по контуру рисунка. Трудоёмкий процесс, согласны. Теперь для кинусайга можно взять обычный пенопласт, лёгкий, доступный и прекрасно режущийся. Вам для панно потребуется пластина пенопласта толщиной больше 1 сантиметра, размеры должны отвечать выбранному вами рисунку.

Итак, для выполнения картины или украшения шкатулки в технике кинусайга, вам понадобятся:

  1. Лоскуты ткани. Делают подобные панно даже из тонкой кожи.
  2. Пенопласт по размеру картины.
  3. Само изображение. Конечно, если вы умеете красиво рисовать, можете сами изобразить на пенопласте буквально что угодно. В противном случае вам нужно будет с помощью копирки перенести выбранный рисунок на основу.
  4. Ножницы для работы с тканью.
  5. Канцелярский нож.
  6. Пилочка для ногтей, тонкая деревянная палочка, пластиковый нож для пластилина, зубочистка — всё, что поможет вам заправлять края лоскутков в прорези пенопласта.

В первую очередь вырезаем из пенопласта кусок нужного нам размера и переносим на него рисунок — сами или с помощью копирки. Затем по контуру рисунка, по всем полоскам, делаем ножом прорези на глубину 2-3 миллиметра. Не торопимся, чтобы ничего не пропустить.

После из кусочков ткани вырезаем лоскутки нужного цвета и размера, чтобы вставить в соответствующие части рисунка. Аккуратно заправляем края лоскутков с помощью пилочки для ногтей или деревянной палочки в прорези пенопласта. Они должны надёжно держаться, поэтому изначально лоскуток следует вырезать большего размера, чем кусок рисунка.

Работа по технике кинусайга очень скрупулёзная, требующая усидчивости, терпения, ведь процесс создания картины, шкатулки или игрушки требует тщательного подбора кусочков ткани и работы с ней. Впрочем, наловчившись, всё можно сделать намного быстрее.

Кстати, чтобы сделать новогодние ёлочные шары, пасхальные яйца или другие предметы разной формы, потребуется вырезать из пенопласта или отыскать соответствующую заготовку. В остальном техника кинусайга не меняется.

Если вы делаете панно или картину кинусайга, не забудьте красиво оформить тканью рамочку. Края можно закрепить с обратной стороны точно так же — вставив в прорези. А можно использовать кнопки, их за картиной видно не будет.

Новичкам проще купить готовые наборы для творчества в технике кинусайга. Правда, рассчитаны они на одну картину, а стоить могут 300-500 рублей в зависимости от сложности и размеров работы. Кроме того, чаще всего готовые наборы предназначаются для детей, картинки будут соответствующими, простыми. Впрочем, на них можно потренироваться, чтобы потом сделать настоящий шедевр, например, роскошный пейзаж, как создавали японские мастера.

Материалы и инструменты:

  • бархат-стрейч (мультиколор) коричневого, зеленого, оливкового, рыжего, бежевого цветов и их оттенков;
  • шелк белого, желтого, оранжевого, бордового, красного, серого, зеленого, голубого, бежевого цветов и их оттенков;
  • двусторонняя самоклеющаяся пленка;
  • аэрозольный клей;
  • клей «Titan wild»
  • пенократон;
  • ножницы;
  • краски для ткани;
  • дизайнерский нож;
  • пилочка или перовой нож со сточенным лезвием;
  • краски для ткани.

Можно приступать 🙂

Подготовка основы картины

Размеры основы: ширина - 43 см, высота - 57 см. Из пенокартона шириной 5 мм и ДВП вырезаем листы по размерам будущей картины. Затем наносим на ДВП клей «Titan wild», отступив от краев около 7 мм, и ждем 1,5–2 минуты.

Когда клей немного загустеет, прикладываем сверху лист пенокартона, выравниваем углы и крепко прижимаем. Оставляем основу под прессом до полного высыхания.

Подготовка эскиза картины

Размер эскиза большой - ширина 35 см, высота 48,5 см, поэтому распечатываем его на двух листах бумаги и «подгоняем» по рисунку половинки.

Отмеряем на основе размеры полей паспарту: верх, боковые стороны по 4 см, низ - 4,5 см. Приклеиваем эскиз на основу с помощью клей-спрея. Второй эскиз закрепляем на самоклеющейся пленке, сняв верхний защитный слой или с помощью аэрозольного клея. Совмещать половинки при этом необязательно.

Прорезаем все линии эскиза на картине дизайнерским ножом на глубину около 3–4 мм.

Совет: при прорезании линий на основе и заправления в них ткани держите инструмент строго перпендикулярно, не наклоняя его вправо или влево.

Работа над картиной

Продумываем сочетания тканей.

Совет: лучший способ получить желаемые оттенки ткани - самостоятельно окрасить ее. Не стремимся к равномерному окрашиванию. Чем больше переходов цветов будет на деталях, тем интереснее получится готовая картина.


Стволы и ветви деревьев будем выкладывать бархатом, а все остальное - шелком. Заправлять ткань в прорези основы можно с помощью пилочки для ногтей. Желательно уменьшить толщину пилочки на бруске для заточки ножей, а затем обработать ее мелкозернистой наждачной бумагой. Вместо пилочки можно использовать специальную металлическую лопаточку для работы в технике кинусайга или перовой (дизайнерский) нож, предварительно сточив острие его лезвия и отполировав край.

Начнем с листвы в верхушках деревьев. Для ее изображения понадобится шелк желтого, оранжевого, красного, бордового цветов и их оттенков. Из второго экземпляра эскиза на мате для резки с помощью ножа вырезаем бумажный шаблон для каждой детали. Снимая нижний защитный слой, приклеиваем шаблоны к ткани и выкраиваем детали.

Затем удаляем шаблоны и аккуратно заправляем детали в прорези.

Продолжаем постепенно выкладывать листву.


Время от времени добавляем детали из ткани голубого цвета, чтобы изобразить небо в просветах ветвей. Не забываем, что с одной стороны деревья должны быть освещены сильнее, чем с другой.

Совет: чтобы придать листве дополнительные оттенки, можно воспользоваться приемом двойного наложения ткани.

Для этого понадобится тонкий шелковый шифон с разводами желтого, белого, оранжевого, бежевого, красного цветов. Выкладываем его на заправленную деталь.

Находим подходящий рисунок, двигая ткань и приклеиваем сверху шаблон.

Выкраиваем новую деталь и заправляем поверх первой.

Промежуточный результат.

Для листвы в нижней части кроны деревьев используем зеленый, оливковый, сине-зеленый шелк.

Статьи по теме: