Педсовет по гражданско патриотическому воспитанию школьников. Педагогический совет "патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания"

Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой внутришкольной программы « Человек. Гражданин. Патриот».

Данная программа разработана инициативной группой в конце прошлого года. Несколько слов о программе, так как мы работаем уже по ее реализации.

Слайд 3(стр. 90). Цель программы:

Создание условий для становления личности человека и гражданина, гуманистически ориентированного, обладающего чувством собственного достоинства, осознающего ценность свободы и демократии, граждански активного, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовать и защищать свои права.

Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной цели, являются:

Создание организационно- педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию.

О каких - же компетентностях идет речь?

v Морально-нравственная компетентность.

Совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям.

v Компетентности в политико-правовой сфере.

Самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.

} Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности как в рамках школьного сообщества, так общества в целом.

Ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ, формирование чувства толерантности.

Формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим Отечеством.

Формирование экологической культуры и ЗОЖ.

} Создание организационно - педагогических условий для актуализации активной социальной позиции.

Развитие лидерских качеств и привлечение школьников к решению социально-значимых проблем.

Формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать свою точку зрения, уметь слушать и слышать и т. д.

Реализация данных задач требует внедрения модели гражданского образования, основанной на следующих принципах:

v Гуманизм

v Верховенство права, уважение прав и свобод человека.

v Природосообразность, т. е. не переделка ребенка, а развитие имеющегося потенциала.

v Деятельностный подход к воспитанию личности, т. е воспитание не морализацией, а организацией непосредственно жизнедеятельности ребенка

v Возрастная целесообразность, т. е. отбор содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями ребенка.

Естественно, что реализация данной программы должна происходить на всех уровнях:

Предметный уровень –преподавание специального курса «Обществознание»», а также факультативных курсов, которые способствовали бы формированию гражданственности личности, ее нравственной и правовой культуры.

Межпредметный уровень – через весь комплекс учебных предметов, интегрированные уроки, межпредметную интеграцию. Одним словом, развитие на всех уроках у учащихся таких способностей и навыков, которые если и не отражают процедуры гражданской жизни непосредственно, то являются основой социального действия и необходимы для гражданской жизни.

Воспитательный уровень - привитие педагогами детям умений и навыков общения, основанного на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи , при этом используя в воспитательной работе различные формы и методы изучения правовых норм , что мы сегодня увидим на открытых мероприятиях.

Институциональный уровень- организация школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического государства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая как детей, так и педагогов обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними.

В нашей школе яркий пример тому Совет школы и координационный совет д/о «Веселый ветер». И западает у нас с вами


Проектный уровень- предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями учащихся, педагогов и местных органов власти, организации и проведении таких КТД, которые способствовали бы социальной адаптации, получению необходимых навыков гражданского правового поведения.

* слабая связь между урочной и внеурочной деятельностью ;

Ярким примером тому нежелание проводить предметные недели. В поурочных планах мы все с вами ставим триединую цель, но как правило на воспитательные цели времени не остается, или остается недостаточно. Таким образом, отношение к процессу воспитания на уроках формально, а ведь именно воспитательная цель урока связана со становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений.

Конечно, есть и много хорошего. В нашей школе сложились определенные традиции в данном направлении:

(показ слайдов)

* Линейки Басараба . 15 сентября в зале Боевой Славы проводится «Посвящение в 5-ти классники». В торжественной обстановке детям рассказывается о выпускнике школы, погибшем в Афганистане, возлагаются цветы к мемориальной доске, а затем к Вечному огню.

* Почетный караул 9 мая у мемориальной доски. В. Басараба. В 2005 учебном году доска Памяти заменена на новую. И в честь ее открытия проведен торжественный митинг, на котором присутствовали родители В. Басараба, представители администрации города, учащиеся старших классов.

* Акция «Ветеран живет рядом» Учащиеся 5-11 классов регулярно посещают ветеранов , живущих на территории, закрепленной за школой. Поздравляют с днем пожилого человека, днем защитника Отечества, 9 Мая.

* «Армейские учения» , где мальчики показывают не только свою силу, ловкость, армейскую смекалку, но и знания по истории, ОБЖ.

* Уроки Мужества, на которые приглашаются ветераны ВОВ, офицеры, солдаты срочной службы.

* Конкурс стихов под девизом «Если мы войну забудем, вновь придет война» среди 5 -8 классов.

*Конкурс рисунков «Война глазами детей»

*Конкурс тематических газет по родам войск Российской Армии *Конкурс сочинений «Мои родные-защитники Отечества» с оформлением выставки.

*Литературные вечера «Поэзия военных лет » с приглашением городских поэтов и писателей

*Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам !» с приглашение ветеранов ВОВ, проживающих в микрорайоне нашей школы.


* Урок Памяти, посвященный воинам - новоалтайцам, погибшим в локальных войнах

* Фестиваль патриотической песни????

*День самоуправления???

*Выборы в Молодежную думу, которые способствуют формированию понимания школьным сообществом связи и зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества.

*Школьное самоуправление????

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

Группа методов

Свойства методов

Методы

формирования

сознания личности

дискуссии,

метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т. е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод - требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, социально значимые акции

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение

1. Что вы понимаете под словом « патриотизм»?

2. Что вы понимаете под словом « гражданственность»?

3. Нужно ли в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи?

4. Кто в большей степени занимается воспитанием патриотизма и гражданственности?

5. Должен ли человек любить свою родину и гордиться ее достижениями?

6. Присуще ли данное чувство вам?

Патриотизм

  • Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества

Тематический педагогический совет по теме:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель Гусева Н.М.

Москва, 2013

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания. Закреп ить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
  2. Проведение оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
  3. Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).
  4. Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель).
  5. Проведение смотра-конкурса по теме «Герб моей семьи» в подготовительных группах.
  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
  7. Проведение анкетирования воспитателей
  8. Проведение тематической проверки « Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников».

Повестка дня:

  1. Вступление. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной школой.
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Из опыта работы воспитателей разных возрастных групп. Выступление воспитателей: ….
  4. Обсуждение проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)»
  5. Обзор программ, методических разработок, литературы по данной теме.
  6. Анализ анкет и результаты тематической проверки. Итоги смотра-конкурса «Центр по патриотическому воспитанию».
  7. Итог и решение педсовета.

Ход педсовета

1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

2. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

Конституция Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г .

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

3. По третьему вопросу выступила старший воспитатель …. В своем выступлении она затронула вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» и показала презентацию «Растим патриотов России».

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

Тематические занятия;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

О воспитательно-образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста рассказала воспитатель ……………………, среднего возраста – ..., старшего возраста – …., детей подготовительной группы – …. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе рассказала ….

4. По четвертому вопросу прошло активное обсуждение и выбор стран для проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)». Прошло обсуждение того, что должно быть сделано в рамках этого проекта, а также была назначена примерная дата защиты проектов.

5. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
  • Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
  • «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
  • Новицкая М.Ю. «Наследие»

6. Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей старших и подготовительных групп.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, лишь … человек (…%) ответили отрицательно, а остальные родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране. …% ответивших, считают, что быть патриотом – это преданность и верность своей стране, своему народу, а также гордость за свою страну, свою нацию.

…% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, …% – что семье должна помогать школа, и еще …% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и школа и детский сад.

Всего лишь … человека (…%) отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 1 человек (…%) ответил, что эта тема неактуальна.

На вопрос о семейных традициях, …% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям старших и подготовительных групп (... педагогов) раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» , в которых они ответили на следующие вопросы:

  • Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
  • Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
  • Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
  • Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
  • Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
  • Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
  • Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
  • Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
  • Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
  • Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
  • Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
  • Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Москве. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только один педагог считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.

Итоги смотра-конкурса центров по патриотическому воспитанию.

В конце октября 2013г. был проведен смотр-конкурс центров по патриотическому воспитанию детей в старших и подготовительных группах.

Все центры были оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, методическая и художественная литература соответствовала возрасту детей.

  1. место заняла группа №…
  2. место - группа №…
  3. место поделили между собой группы №… и …. С чем мы их и поздравляем.

7. Решение педсовета:

  1. Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Взять одной из годовых задач на 2014-2015 уч.год следующую задачу: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истокам русской народной культуры».
  3. Провести мастер-класс по проектам на тему: «Традиции и культура народов…». Обобщить практический материал, собранный для создания проектов. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
  4. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг».
  5. Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Я и моя Москва». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в городе, а также на фоне достопримечательностей Москвы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Алтайский край, Хабарский район, с.Новоильинка
Чернова Юлия Васильевна, зам.дир. по ВР МБОУ «Ильинская СОШ»,2014 год
Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
обновить содержание и формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация и педагоги школы, председатель Управляющего совета, президент школы, представители старостата родительского комитета школы.
Подготовка:
Создание инициативной группы по проведению педагогического совета;
Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается);
Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме на МО классных руководителей;
Составление инициативной группой проекта решения педсовета.
Оформление. Оформление доски: тема, эпиграф, правила педсовета, кодекс чести учителей.
Оборудование и инвентарь.
Проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета, «дерево» с надписью «Цели и ожидания».
ХОД ПЕДСОВЕТА
Работа педагогического совета начинается с ведущего, который предлагает участникам педсовета сформулировать в одном-двух предложениях главное ожидание – что они хотят узнать, изменить, получить, дать, а также выработать правила работы педсовета. Правила вырабатываются методом «мозгового штурма», вывешиваются на доске.
Участникам раздаётся по одному листочку бумаги с липким краем, где они записывают своё ожидание. Через 2-3 минуты листочки собрать и, громко зачитывая каждое ожидание, приклеивать их к дереву» с надписью «Цели и ожидания».
После этого ведущий педсовета говорит о том, что в конце педсовета участники вернутся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.
I. Вступительная часть. Краткое выступление директора школы о задачах и замысле педагогического совета.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.
II. Информационно-теоретическая и аналитическая части педсовета:
1. Доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе: « Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания. Воспитание патриотизма в новых федеральных государственных стандартах».
2. Доклад заместителя директора по воспитательной работе: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся МБОУ «Ильинская СОШ»
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведётся согласно плану работы школы. В течение работы педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.
Школа работает по следующим направлениям:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны. Шефская помощь;
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда. Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается и уход за могилами ветеранов войны, оставшихся без внимания.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!».
2 направление. Историко-краеведческая работа.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в районный краеведческий музей, школьный музей СОШ; оформление стенда к февралю, газет, презентации.
3 направление. Формирование правовых знаний.
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания (с 6 класса);– изучение правил поведения в школе и общественных местах;– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);– общешкольные мероприятия;
выборы Президента школы;
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
– уроки гуманитарного цикла;– организация и проведение тематических вечеров, бесед;– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;– изучение своей семьи, составление генеалогического древа семьи; Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, кабинет ОБЖ, спортивная площадка для тренировок, укомплектована материально-техническая база. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Хороших результатов достигают учащиеся школы в военизированных конкурсах, соревнованиях, но и в спорте, и все это благодаря преподавателю ОБЖ, преподавателям физкультуры. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований добивались высоких результатов по легкой атлетике, по баскетболу, хоккею. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: Сборные команды школы приняли участие в районных соревнованиях:
Высококвалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, селу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту.
Коллектив МБОУ «Ильинская СОШ» взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями города: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими.
Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России,Алтайского края, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.
Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов, в котором приняли участие 60 человека. Анкета «Патриот и гражданин» Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране (12 учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (20 человек– «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (5 человек– «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Однако в 2012 -2013 учебном году следует акцентировать внимание на работу по созданию школьного музея Боевой Славы, для чего необходимо организовать работу группы «Поиск» с целью сбора материала, более тесного общения с ветеранами, тружениками тыла; отделу информации школьного ученического самоуправления работать над созданием информационной газеты «Патриот».
Выступления содокладчиков:
Козлова Ю.А. - «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»;
Ёлгина Л.Т.- «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время»;
Мартынова Л.Д. - «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, физической культуры и во внеурочное время»;
Лысенко Г.Н. - «Изучение малой Родины во внеурочной работе»;
Салова Г.Н.: «Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма».
III. Аналитическая работа по методическим бюллетеням.
IV. Выработка решения.
Проект решения педагогического совета:
Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
Заместителю директора по ВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2011-2014 год», рассмотрев ее на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
При планировании и организации воспитательной работы на 2012 –2013 учебного года:
– продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию; – учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников воспитательно-образовательного процесса; – использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы; – приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.
Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
V. Заключительное слово администрации школы.
VI. Оценка работы педсовета.
Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность.
Считаете ли Вы тему педагогического совета актуальной?
Да, нет, другое______________________________.
Считаете ли Вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме?
Да, нет, другое______________________________.
Отметьте состояние, которое Вы испытываете в процессе заседания педсовета:
- интерес, удовлетворение, раздражение;
- скуку, беспокойство, эмоциональный подъем.
Каждый участник педсовета поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.
Зеленый Я уже об этом знал (а), но было интересно
Голубой Я знал (а) много нового интересного
Жёлтый Буду это применять в своей дальнейшей работе
Красный Мне было очень интересно, я узнал (а) много нового для себя

Фролова О.А.
Сейчас говорят много хороших и правильных слов, это умеют делать все – от Президента, до обывателя. Но ведь важны дела, только по ним можно узнать человека. Особенно важно это для учителя. Дети очень внимательны к тому, как себя ведет педагог в жизни, расходятся ли его слова на уроке с его реальными поступками. И если так – то такой учитель мало чему научит. К нему не будет доверия. С другой стороны, можно не говорить высоких слов о гражданстве и патриотизме, а просто каждый день вести себя соответственно. Самые лучшие учителя, думаю, так и делают.
Патриотизм – вещь замечательная. Более того, без любви к родине, к своей земле, своим друзьям и соседям вряд ли можно стать гражданином. Правда, любовь не должна быть слепой. И, наверное, стоит различать любовь к государству, к власти (особенно к существующей) или к правящей партии, и любовь к своему краю, к своей стране, со всеми ее недостатками и трагедиями.

Педсовет-практикум

«Гражданское воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время»

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, подготовить проект школьной программы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Задачи

Обобщение системы опыта по данному вопросу

Выявить интересы и запросы детей, учесть при планировании работы школы

Актуализировать формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

Тема «Гражданское воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время» выбрана не случайно. Социально-экономические процессы последнего десятилетия оказали негативное влияние на общественное сознание.

Приказом Министерства образования РФ от 30.10.2001 № 3511 был разработана программа «Патриотическое воспитание граждан». Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся – воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений, освоение основных социокультурных практик.

Я думаю, вы согласитесь со словами Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.

В стране

В школе

80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь)

выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город

безразличие к судьбе Родины

безразличие к школе

забываются традиции, обычаи своего народа

утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям

не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе

не соблюдаются правила поведения в классе, в школе

падение культуры

не читаю книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество

отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания

не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачными

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, подготовить проект школьной программы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Мы должны ответить на вопросы:

Как научиться беречь и любить то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?

Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?

Как научиться быть достойным памяти предков?

Возможно, вы скажете, что каждый из вас имеет опыт по формированию данных аспектов, и тема педсовета не актуальна.

Давайте попробуем разобраться с данным вопросом

В 2009 году в школьную библиотеку был завезен комплект книг. В ноябре эта коллекция пополнилась Кто из вас знаком с этими книгами?

Цемина М.А. знакомство с комплектом

Что означают слова гражданин? гражданская активность? гражданственность?

На эти вопросы я попросила ответить наших выпускников. И вот их ответы

9 класс

Гражданин – это личность, личность, имеющая паспорт, гражданство и несущая ответственность; человек, отвечающий за свои деяния, поступки; человек обладающий правами и обязанностями; гражданство проявляется через связь человека с государством.

10 класс

гражданин – это человек, который имеет гражданство, обладает правами и обязанностями, отвечает перед государством.

Учителям школы был задан вопрос:

«Опишите качества, которыми должен обладать наш выпускник»

Бутко А.А, Сухомлинова А.А: « Чувство юмора, доброта, порядочность»

Ногих И.В. «Порядочность, доброта, ответственность»

Курочка С.В. «Порядочность, выносливость, доброжелательность, уважение к старшим»

Тростянский С.С «Порядочность, ответственность, доброта, уважение»

Как вы видите во всех ответах одни и те же слова, причем порядок близок. В первых трех пунктах нет слова «Образование», следовательно, в школе мы не обучаем, а воспитываем. И именно воспитание ложится в основу формирования гражданина. Воспитанный человек всегда будет стремиться стать образованным.

Но вот какие формы и методы нужно использовать для формирования гражданских качеств? Как проводить классные часы и мероприятия? Как делать это во время уроков? На эти вопросы нам необходимо ответить и создать проект будущей программы

Мы разделимся на две группы

1 группа (учителя)

выделить приоритетные направления в работе по программе гражданско-патриотического воспитания

составить перечень основных мероприятий (реальных дел)

2 группа (учителя-родители)

определить роль (помощь) в ходе осуществления программы

составить перечень мероприятий (реальных дел), в которых приняли бы участие

Выступление групп

Школьники проводили обсуждение вопроса: «Какие мероприятия необходимо проводить в школе, чтобы каждый ученик чувствовал себя в ней ГРАЖДАНИНОМ?

9 класс

10 класс

11 класс

туриада

физико-мат неделя

линейка по ЗОЖ

неделя филологии

кл часы по ЗОЖ

не проводился

кл час правовой

Встреча с Улановым

баскетбольные соревнования

День матери

Осенний бал

Новый год

Что хотят наши дети.

Что хотят дети, чтобы проводилось в школе

Профессиональные классные часы 9 класс

Побольше встреч с интересными людьми

Праздники День Святого Валентина, Рождественские гадания

Вечера

Проект решения педсовета

продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

инициативной группе разработать программу на 2011-2015 года

классным руководителям сдать удачную разработку на ваш взгляд классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕДСОВЕТ-ПРАКТИКУМ «Гражданское воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время»

ЦЕЛЬ выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, подготовить проект школьной программы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Приказом Министерства образования РФ от 30.10.2001 № 3511 был разработана программа «Патриотическое воспитание граждан».

Как научиться беречь и любить то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу? Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научиться быть достойным памяти предков?

Что означают слова гражданин? гражданская активность? гражданственность?

«Опишите качества, которыми должен обладать наш выпускник» Бутко А.А, Сухомлинова А.А: «Чувство юмора, доброта, порядочность» Ногих И.В. «Порядочность, доброта, ответственность» Курочка С.В. «Порядочность, выносливость, доброжелательность, уважение к старшим» Тростянский С.С «Порядочность, ответственность, доброта, уважение»

Практическая часть 1 группа выделить приоритетные направления в работе по программе гражданско-патриотического воспитания составить перечень основных мероприятий (реальных дел) 2 группа определить роль (помощь) в ходе осуществления программы составить перечень мероприятий (реальных дел), в которых приняли бы участие родители

Оценка мероприятий 9 класс 10 класс 11 класс туриада 5 5 5 Физико-мат. нед 5 3 5 Линейка по ЗОЖ 5 4 5 Нед филологии 4 2 4 Кл час по ЗОЖ Не проводился 5 4 Кл час правовой 5 4 4 Встреча с Улановым 5 5 5 Баскетбол 5 5 5 День матери 5 5 5 Осенний бал 5 5 5 Новый год

Запросы учащихся Что хотят дети, чтобы проводилось в школе Профессиональные классные часы 9 класс Побольше встреч с интересными людьми Праздники День Святого Валентина, Рождественские гадания Вечера

Проект решения педсовета продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся инициативной группе разработать программу на 2011-2015 года классным руководителям сдать удачную разработку на ваш взгляд классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию в этом году.


Методические разработки

Довгаль Ирина Валерьевна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Москва 2015

Цель:

  • систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
  • повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
  • формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.

Предварительная работа:

  1. Проведение оперативного контроля «Организация работы по патриотическому воспитанию» .
  2. Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  4. Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки) .

Ход педсовета:

1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.

Этапы патриотического воспитания:

  • предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
  • художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
  • когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
  • эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.

Средства патриотического воспитания:

  • окружающая мезосреда;
  • художественная литература и искусство;
  • народный фольклор;
  • практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту) :

  • повышение познавательной активности;
  • эмоциональность восприятия;
  • корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
  • координация разных видов деятельности.

Формы патриотического воспитания:

  • создание развивающей среды;
  • тематические занятия;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.) .

Задачи патриотического воспитания:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.

2. Воспитание в детях любви к Родине (выступление воспитателей) .

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.

Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:

  1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
  2. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
Статьи по теме: