Перепады настроения у ребенка 5 лет. Перепады настроения у детей

Случалось ли вам замечать резкие перепады настроения у малыша: то он заливисто смеется, а уже через минуту обиженно поджимает губки? Что это, «издержки» характера или особенности поведения, свойственные его возрасту? Нужно ли беспокоиться и обращаться за помощью к специалистам, или можно просто игнорировать такие капризы?

К основным причинам резких перепадов настроения у ребенка можно отнести следующие:

  • Недостаток внимания. Он ощущается особо остро, когда в семье малыш не один. Естественно, уделить достаточное количество времени своим чадам не всегда могут даже самые заботливые родители. Например, с появлением в доме новорожденного все внимание так или иначе концентрируется на нем. Какие чувства переживает в данном случае старший ребенок? Обиду, злость, ревность… Свое состояние он может передавать окружающим разными способами: от замкнутости в себе и нежелании принимать участие в общественной жизни до проявлений агрессии и постоянных истерик. В любом случае этот маленький человечек будет стараться всеми возможными способами привлечь к себе внимание;
  • Нарушение личностного пространства, которое часто сопровождается проявлением агрессии и озлобленности, особенно в возрасте до 3-х лет. Например, свое нежелание принимать еще одного участника в игру малыш выражает с помощью слез и крика. Такая же реакция может последовать во время «дележа» игрушек, попытки изменить продуманный крохой сценарий действий и так далее;
  • Обида. Чаще всего данное состояние крохи выражают с помощью слез, криков, истерик. Основными причинами обиды являются категоричные запреты взрослых, нежелание подчиняться общепринятым правилам и пренебрежение его интересами.

Как бороться с перепадами настроения у ребенка?

  • Ликвидируйте раздражающие и вызывающие агрессию факторы из зоны личного пространства малыша. Постарайтесь, чтобы кроха как можно меньше своего свободного времени посвящал просмотру боевиков, ужасов и других травмирующих психику фильмов и телепередач. Лучше это время посвятить чтению старых добрых сказок, спокойным играм со сверстниками во дворе или доверительному разговору по душам. Лимитируйте его доступ к компьютерным играм и неоднозначным телешоу.
  • Помните, что ребенок всегда старается копировать поведение своих родителей. Поэтому сведите к минимуму (хотя бы при детях) разговоры на повышенных тонах, ссоры и скандалы. Именно неблагоприятная обстановка в семье является одной из основных причин нестабильного поведения ребенка. Старайтесь быть примером для своего наследника во всех сферах жизни.
  • Хвалите и поощряйте малыша. Каждому из нас допустимо ошибаться, а тем более крохе. Не спешите его ругать за малейший промах и неудачу. Если вы видите, что несколько попыток завершить поставленную задачу оказались тщетными, не ждите, пока малыш даст волю эмоциям. Поговорите с ним, расскажите, как именно вы бы поступили в данной ситуации и по возможности постарайтесь помочь.

Как правило, резкие перепады настроения проходят с возрастом. Если же вы наблюдаете депрессивное состояние крохи довольно продолжительный промежуток времени, возможно, есть резон обратиться за помощью к врачу.

Настроение ребенка этого возраста часто сродни катанию на качелях: он то поднимается на высоту неописуемой радости, то опускается до жгучей тоски или ярости.

Причины перепадов настроения

Причина резких перепадов настроения у ребенка заключается в том, что ваше дитя находится между двумя жизненными этапами: беспомощного младенчества и относительной самостоятельности следующего периода детства. У него развиваются навыки общения, двигательные навыки, растет ощущение своей индивидуальности отдельно от родителей и расширяется понимание окружающего мира. Но способности малыша еще очень ограничены, и именно этими ограничениями вызваны перепады настроения у ребенка.

Например, по той причине, что чувство времени у вашего ребенка все еще ограничено настоящим, когда вы говорите ему, что он не может получить что-то именно сейчас, вы как будто утверждаете, что он не получит этого никогда. Это может очень сильно расстроить его. (Представьте такую ситуацию: кто-то сказал вам, что вы больше никогда в жизни не получите ни одного кусочка шоколада... или никогда больше не увидите никакого фильма... или никогда больше не встретитесь с лучшим другом. Вы бы тоже крайне огорчились!)

У 2-летнего малыша еще не полностью сформировалось и понимание последовательности, поэтому, когда вы пристегиваете его ремнем безопасности в машине, собираясь отвезти его в парк, он может разозлиться на такое ограничение его движений, забывая, что это всего лишь очередной необходимый шаг на пути к приятному времяпрепровождению.

С чем связаны перепады настроения у ребенка?

В результате исследования, проведенного с участием 140 детей в возрасте от года до трех, были изучены огорчения у детей, связанные с подобного рода ограничениями. Детишкам, находившимся в игровой комнате с мамами, женщина показывала шоколадный батончик или подарок. Затем она говорила, что выйдет на несколько минут и даст это обещанное, когда вернется. Убирала этот предмет подальше, вне досягаемости детей, и выходила из комнаты на 6 минут.

Как и ожидалось, большинство малышей огорчалось, но проходило это огорчение у всех по-разному, в зависимости от возраста. Самые младшие быстро забывали о желаемом предмете. Самые старшие были способны использовать свои умственные и речевые способности, чтобы скрасить свое ожидание; некоторые из них говорили: «Ладно, когда она вернется, я получу этот подарок и разверну его».

Что же касается 2-летних ребятишек, память которых уже достаточно развита, чтобы не забыть о подарке или конфете, однако уровень развития рассудительности и речевых навыков еще недостаточен, чтобы понять, что в конце концов они получат свое угощение, то они долго не могли успокоиться.

Алена спрашивает:

Добрый день! Помогите пожалуйста советом, уже не знаю как себя вести, моему сынуле 2,4 года, последние 3 месяца очень изменился, стал драться, кричать, не реагировать на замечания и просьбы, может это банально, но я уже не знаю как его утихомирить. Сначала пыталась спокойно ему объяснять что-то, говорить что так не хорошо и т.д., но это не помогло, потом могла крикнуть на него и хлопнуть по попе, ставлю в угол. Такой метод тоже не действует. Вот сегодня ситуация, вышли на улицу, сразу побежал к качели, перед тем как посадить я его предупредила, что долго кататься на ней нельзя потому что она холодная, когда я начала ему говорить, что нужно вставать, а то замерзнешь, началась истерика, начал толкаться ногами, кричать и т.д. пыталась отвлечь на птичек, на деток... в результате проплакал минут 10-15. Я просто не знала куда себя деть и как себя вести!

Здравствуйте, Алена!
Возраст Вашего ребенка является особенно значимым для формирования детского "Я". Оно должно освободиться от поддержки, которое ему оказывало "Я" матери, чтобы отделиться от матери и воспринимать себя не как мамину часть, а как отдельного человека, отдельное "Я". То есть сейчас формируется самостоятельность Вашего ребенка(если сформируется неправильно, то это будет пассивность, инфантильность). Поэтому вам нужно научиться как бы "отпускать" ребенка, т.е. позволять ему уже чуть больше, но в пределах разумного. Например, с той же качелей - он подсознательно отстаивает свое "Я", требуя права самому решить сколько ему кататься, а Ваши логичные доводы ему еще не понятны, поэтому не боритесь с ребенком, а лучше возьмите что-то подстелить чтоб ему было не холодно. Ни в коем случае не бейте ребенка, а научитесь договариваться и все же переключать. Если на птичек и деток не получается, то придумайте что-то пооригинальней - "давай поищем качелю получше, я знаю где она есть" или "у меня в кулачке есть что-то для тебя(какая-нибудь печенюшка или другая мелочь), но ты должен взять это сам, встав с качели"- Вы, как мама, лучше всех знаете своего ребенка и можете придумать для него что-то особенное. И еще, Вам нужно знать, что в этом возрасте проявляется двойственное отношение к маме - очень сильно люблю, но появляется агрессия (чтобы помочь отделиться его "Я")к маме(может кусать, бить, "ругать"). Нужно спокойно объяснить ребенку, что мы все можем злиться, но нельзя делать больно живому, а позлиться можно разорвав старую газету, поколотив пустую картонную коробку и т.д. И еще попутно - не предъявляйте очень строгих правил по поводу опрятности (сесть вовремя на горшок, не пролить ничего на себя и т.д.). Всему свое время - дайте ребенку право "дозреть" до такого самоконтроля. Пусть он знает, что у него есть право на ошибку.

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.

Дети в раннем возрасте излучают жизнелюбие и радость, но порой даже незначительное событие может сделать их настроение плохим. Это может обеспокоить родителей. Депрессия маленьким детям не свойственна, это мнение ученых. Однако если ребенок пережил психологическую травму, он может впасть в депрессию. Если у вашего ребенка частые перепады настроения, то ведите себя так, как советуют психологи.

Дети не могут жить без родительского внимания. Родителям часто не хватает времени для того, чтобы пообщаться с ребенком. Причина этому — загруженность работой и бешеный ритм жизни. Если вы уделяете малышу мало времени, то в будущем у вас с ним будут проблемы. Нужно постараться, чтобы жизнь вашего малыша была разнообразной и насыщенной положительными эмоциями. Если ваш ребенок страдает беспокойством и чрезмерной активностью, то он должен получать позитивные эмоции и хорошие впечатления. Детские психологи считают, что беспокойным детям поможет справиться с перепадами настроения, если в доме будет домашнее животное. Котенок или собака помогает снять напряжение. Подобрать корм и аксессуары для домашнего питомца можно найти на сайте https://www.magazindoberman.ru/ .

Как справиться со стрессом у ребенка?

Перед тем, как укладывать ребенка спать, поиграйте с ним или почитайте ему. Вспомните счастливые моменты из жизни, которые несут положительную энергию и избавляют от негативных воспоминаний.

От стресса, к счастью, страдает не так много детей, но такие все же есть. Старайтесь не пользоваться услугами нянь, не загружайте ребенка заданиями, которые он не в силах выполнить. Нужно держать себя в руках и не срывать свою злость на детях. В противном случае, у ребенка может возникнуть стресс. Профессионал может подсказать вам, как справляться с перепадами настроения малыша. Причиной плохого поведения могут быть семейные скандалы, хулиганы в школе, а также, крики.

Следите за тем, чтобы ребенок хорошо питался. Завтрак малыша должен быть богат белками и витаминами. Не пренебрегайте свежими фруктами, полезными злаками. Если ваш малыш посещает садик, то узнайте, какие там перерывы между приемами пищи.

У многих детей бывает аллергия на некоторые продукты. Такими продуктами могут быть овес, пшеница, ячмень. Проявляется аллергия насморком и темным кругами под глазами. Методом исключения узнайте, какие продукты не подходят ребенку. Можно обратиться к врачу – аллергологу.

Можно использовать добавки к питанию ребенка. Этими добавками могут быть: рыбий жир, масло льна. Рыбий жир можно приобрести и в капсулах.

Статьи по теме: