Пересказ рассказа "Разве так играют?". Конспект занятия по развитию речи в старшей группе


«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.

Старшая группа.

№ нед

Тема

познание

коммуни-кация

форм.

целос. мира

рисование

лепка

апплик

худож. лит

итог

Детский сад

Д. С.-высот. здания из коробок

Пересказ рассказа Н. Калининой “Разве так играют?” + ЗКР [С-З](6,25)

Д. С.-моя вторая семья (5,12)

Мой любимый д. с.

Сюжетное. наша группа

Детский сад (2,54)

Чтение В. Берестов “Читалочка”, А. Барто “В школу”

Фотовыс-тавка

“Наш д. с ”

Осень

В тепле и холоде (1,59)

Составление описательных загадок об овощах и фруктах +

словарная работа

Дары осени. Осен. день –год кормит

Огурцы и помидоры на тарелке

С натуры “Осен-ние листья” (краски

осени) (1,50)

Осен. натюрморт

(овощи и фрукты)

Чтение рассказа Сутеева “Яблоко”

Выставка поделок из овощей и фруктов

Здоровье

Человек. Проверим слух. Наши помощники-глаза (1;113,114)

Рассказывание на тему: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу + грамат. стр. речь

Как устроено тело человека (3,84)

Тампонирование. Роспись блюда

Спортс-мены

Чтение сказки “У страха глаза велики” (1,82)

Спортив-ный праздник

“День здоровья”

Труд взрослых

Оригами. Самолет

Составление рассказа из личного опыта “Как трудятся мои родители”+ творческие игровые задания

Профессии людей

Декоративное “Кружева” Украсим платок

Девочка в

нарядном

Дома на нашей улице (2,70)

Маршак “Почта”

Фотовыс-тавка

“Работа наших родите-лей”

Осень

Почему цветы осенью вянут?

Пересказ рассказа Я. Тайц “По грибы”

ЗКР [С-Ц](5,19)

Как выращивают хлеб (1,22)

По представлению “Осен-нее дере-во”(1,32

Золотая хохлома и золотой лес (1,66)

Из осенних листьев “Осенние картины”

Заучивание стих. С. Когана ”Листки” (1,83)

Выставка детских рисунков

Город

Составление рассказа на тему:”О нашем городе мы свой ведём рассказ”+ словарная работа (2,119)

Разные здания (6,24)

Маши-ны на нашей улице (3,76)

Разные здания на улице

Литерат. викторина по р. н.сказ-кам

День народ.

единства

Рассматривание обозначений на карте

Рассказывание на тему: “Страна, где мы живем” (2,51) и (4,70)

Государст. флаг и гимн (6,72)

Моя Родина

Российский флаг

Российс-кий флаг

Чтение р. н. сказки “Хаврошечка” (1,111)

Акция “Открытое письмо родителям

Осень

Разл. растения. Зачем им крылышки? Зачем репейнику крючки? (1;,74,75)

Рассматрива-ние по картине И. Левитина “Золотая осень”+ фонема тич.

Осенние хлопоты человека

Яблоня с яблока-ми

С натуры “Осен-ние листья” (1,50)

Листья танцуют превра-щаясь в деревья

Чтение Г. Скребицкого “Осень ” (1,90)

Праздник осени

Транспорт

Машины из спич. коробков

Коллективное сочинение сказки “Приключе-ние грузовика”+ ЗКР [Ш-Ж]

Виды транспор.: наземные, воздушные, водные (6,42)

Летят самоле-ты

Какие автомо-били приво-зят продук-ты в магазин

Машины нашей улицы

Чтение сказки д. Родари “Дудочкин и автомобили”

Выставка рисунков

“Транс-порт будущего”

Птицы

У кого какие клювы? Как устроены перья у птиц. Почему говорят “Как с гуся вода” ? (1;64,79)

Составление рассказа по картине “Курица с цыплятами” +

Словарная работа

щие и перелетные птицы

Горо-децкий пету-шок (рису-нок на круге) (2,79)

Тампо-ниров. Наши друзья (3,75)

Лебеди (2,75)

Пересказ рассказа Е. Чарушина “Воробей” (1,135)

Выставка

“Птицы”

по группам

Животные

(дикие)

Сравнение зайца и лисы

Пересказ рассказа

Е. Чарушина “Лисята”+ грамм. строй речи (6, 47)

Животные нашего края (6,63)

Декорат “Дым-ковские кони”

Кто живет в лесу (дикие живот-ные)

Коллек-тиная

“Лесные звери”

Чтение р. н. с. “Лисичка се-стричка и серый волк” (1,85)

Выставка поделок

животных из брос. материала

Безопасность

Пришивание пуговиц

Бытовая техника + творческие речевые упр

Безопасное поведение на дороге

Дети гуляют зимой на участке

Дети играют в мяч

Чтение р. н.сказки “Сестричка Аленушка и братец Иванушка” (1,116)

Развлече-ние

Растения

(комнатные)

Составление сравнительных рассказов по моделям. +

Фонематичес-кий слух

Растение - живое существо

Кляксо-графия

“Краси-вые цветы”

раст “Фиал-ка”

Цветы уголка природы

Чтение сказки В. Катаева “Цветик - семицветик”

Презента-ция книг, рассказов детей о комн. растениях

Безопас-ность

Температура.

“Горячо-холодно”

Опасные ситуации (ПДД). Придумыва-ние

продолжения истории.+ ЗКР

Предметы, требующие осторож-ного обращения

Свето-фор

Спец. машины

Колек-тивная. Улица города.

Чтение С. Михалков

“Дядя Степа”

Стенгазета “Витами-ны и др.

полезные продукты”

Новый год

Фонарики для елки

Составление рассказа “Как мы наряжали ёлку”+ словарная работа

Новый год у ворот

Карнавальный костюм

Декор. Гжель “Порт-рет снегурочки”(

Из солен. теста. Звонкий колоко-льчик (1,104)

Ю. Кутузов “Ежик елку наряжал”

Праздник

Традиции

Дома разных народов

материалов)

Придумыва-ние сказки “О том, как дружба в беде помогла”+

грамм. строй речи

Люди нашего города, националь-ность

Укра-сим фартук карел.

Орна-ментом (1,66)

росписьУзоры на кухон-ных досках

Заучивание стихов о Петрозаводске

“Рождест-венские подарки малышам”

Зима

Опыты со льдом

Рассматрива-ние и рассказывание по картине И. Шишкина “Зима”

Зимние явления в природе

День Победы

Рассматривание картины “Дне Победы”+ фонем. слух

День победы (6,84)

Геор-гиевс-кая ленточ-ка

КляксогПразд-ничный салют над городом

Военная техника (2,79)

Кассиль “Памятник советскому солдату” (2,42)

Празднич-ный концерт

Лето

Опыты с водой (1,82)

Рассматрива-ние картины по теме с использованием элементов ТРИЗ+ словарная работа

Что мы знаем о воде

Сюжет-ное. Веселое лето

Декор. Лето красное пришло

Нарядные бабочки.

Чтение словацкой сказки “У солнышка в гостях” (1,124)

Викторина.

Лето

Опыты с воздухом (1,85)

Составление описательного рассказа о насекомых по моделям+ грамматика

Пыльца на пестрых крыльях

(насеко-мые)

Кузне-чик

Монотипия. Краси-вые бабочки

Мы на луг ходили, мы лужок лепили (1,200)

Инсценировка “Когда это бывает”

Выставка рисунков

“Как мы будем отдыхать летом”

Список литературы .

Формирование целостной картины мира .

Алешина..Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности Воронова А. Азбука общения Авдеева Воловец педагогического процесса Волчкова занятий Мы живем в России. Старшая группа.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Лыкова деятельность в д. с. Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Рисование .

Лыкова деятельность в д. с. Скоролупова с русским народным декоративно - прикладным искусством Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Художественная литература .

Ушакова дошкольников с литературой Хрестоматия

Коммуникация.

Развитие речи в д. с. . Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Мы живем в России. Старшая группа Волчкова по развитию речи в д. с. Гербова культура речи . Старшая группа. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа

Познание.

Дыбина рядом. Опыты и эксперименты для дошкольника. .Приобщение детей к истокам русской народной культуры.


Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Задачи Образовательная область «Речевое развитие»Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Упражнять детей в умении пересказывать, используя простые схематизированные изображения.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.
Грамматический строй речи. Закрепить умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.
Формирование словаря. Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.Приобщение к художественной литературе. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Познавательное развитие» Продолжать знакомить с предметным миром (название, функция, назначение).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Приобщение детей к народному словесному искусству
Образовательная область «Физичкское развитие» Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры
2. Материал. Кукла – домовёнок Кузя, модели, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Кольца Луллия.
3.Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками
Игры «Наоборот», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Магазин «Посуда»и др.
4.Методы и приёмы.
1.Сюрпризный момент-приход домовёнка Кузи
2.Чтение рассказа
3. Вопросы по содержанию рассказа
4. Повторное чтение с моделированием
5. Пересказы 5-6 детей
6. Физкультминутка –пальчиковая гимнастика
7.Проговаривание пословиц и поговорок по теме
8.Игровое упражнение «Разложим продукты в посуду»
9. Игровое упражнение «Найдите картинку, в названии которого есть звук с»
15. Прощание с Кузей
16. Рефлексия.
5.Ход занятия
(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовёнок Кузя.)
Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. А, вот кто у нас похозяйничал. Здравствуй, домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте. Я тут поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите, пожалуйста, расставить их на место.
Воспитатель. Давайте поможем Кузе расставить игрушки. (Дети помогают убирать игрушки.) Спасибо, говорит вам Кузя. Быстро навели порядок в группе. Он очень хочет с нами позаниматься, поиграть. Садись, пожалуйста, Кузя. Ребята, и мы тоже сядем на коврик. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?
Дети. Про того, кто помогает.
Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.
Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол.
Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Про кого этот рассказ?
Ребёнок. Про Сашу и Алешу.
Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?
Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.
Воспитатель. Что забыли сделать мальчики?
Ребёнок. Положить ложки.
Воспитатель. Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?
Дети. Воспитатель, родители, другие дети.
Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше запомнить рассказ, я буду раскладывать на мольберте картинки.Подойдите пожалуйста сюда.
(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя текст по предложениям.

Саша с Алёшей помогали накрывать на стол
Все сели обедать

Суп налили, а есть нечем.

Вот это помощники!
!

Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6 детей). Воспитатель от имени домовёнка Кузи обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.
Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.
Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.
Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики
Пальчиковая игра «Моем посуду»
Кран с водою мы открыли с-с-с-с
(изображают, как будто бы открывают кран с водой)
И посуду перемыли ш-ш-ш-ш
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого) И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Так мы Кузе помогали.
А теперь все дружно встаньте
И друг другу улыбнитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернитесь
Ручками колен коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. А еще я люблю пословицы и поговорки. А вы?
Дети. Любим.
Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.(Компьютерная презентация)
*Дорога ложка к обеду
*Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
*Поспешишь, людей насмешишь.
*Кончил дело - гуляй смело
*Солнце красит землю, а человека труд.
*Торопливый дважды одно дело делает.
*Умел ошибаться, умей исправляться
*Уменье работать дороже золота.
Воспитатель. Справились.
Кузя. Ребята, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.
Воспитатель. Поможем Кузе. Возьмите волшебные круги и разложите продукты.
Игра с использованием кругов Луллия «Разложим продукты в посуду»(под спокойную музыку дети выполняют задание)
Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда сахар положила?
Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)
Воспитатель. Послушайте, какой одинаковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка, масленка, сахарница, салфетница, салатник)
Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»
Воспитатель. Назовите слова, в названии которых есть звук «с». (Дети называют слова. Воспитатель предлагает проговаривать чистоговорки на названные слова, если останется время)
Кузя. Спасибо вам, ребята. Теперь я никогда не перепутаю посуду. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.
Дети. До свидания, Кузя.
Воспитатель. До свидания. Приходи ещё.
С каким рассказом мы познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Кто был в гостях у нас?
Чем помогли мы ему?


Приложенные файлы

конспект занятия


Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учить выразительно пересказывать текст; учить по смыслу подбирать глаголы к существительным, активизировать в речи глаголы. Ход занятия:
Я:
Читаю рассказ «Разве так играют?» Пришли Саша Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всек есть в кукольном уголке, всего много. Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все захотел взять. Подбежал он к кукольному уголку – мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет – все в одну кучу складывает: - Не трогайте, не берите, я в игрушки играю. Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят. Вот так мальчик! Разве так играют?
После прочтения рассказа, задаю вопросы:
 О чем говорится в этом рассказе?  Какие игрушки были в кукольном уголке?  Что делал Алеша?  Как Саша вел себя в кукольном уголке?  Что он делал?  Что он сказал детям?
Я:
Вспомните, чем заканчивается расказ. Рассказ заканчивается словами «Разве так играют?» , и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если девочка впервые пришла в детский сад и не знает, как играть нужно. Давайте подумаем, как бы мы ей объяснили ее поведение и рассказали о том, как надо играть.
Я:
А какими игрушками вы любите играть? Ответы детей.
Я:
О какой игрушке я загадаю загадку? Кинешь в речку – не тонет, Бьешь о стенку – не стонет, Будешь оземь кидать – Станет кверху летать. (Мяч) Какими словами говорится в загадке про мяч? Ответы детей.
Я:
Скажите, что можно делать с мячом. Даша А.: Катать, бросать.
Я:
А как можно играть куклой, что можно ней делать? Жасмин С.: Одевать, укладывать спать, катать.

Я:
Давайте поиграем в игру «Один – много» Это шар, а это … шары. Здеь много … шаров. Какого они цвета? (красные, синие, зеленые (Рома С.)) Как одним словом можно сказать, что все шары разного цвета? (разноцветные (Вова З.))
Я
: Отгадайте загадку. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) Эля М.: Лук.
Я:
Какой он? Тимофей К.: Горький, полезный, сочный.
Я:
В корзине много чего? Катя Т.: Лука.
Я:
Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар- Платон С.), мак (лак, рак – Сабир М.)
Я
: Давайте подведем итоги. Как мы должны играть в группе? Как должны играть с другими ребятами? Ответы детей.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.
Задачи:
- формировать умение детей выразительно пересказывать текст;
- воспитывать положительное отношение между детьми;
- учить называть действия, характеризующие определенный предмет.
Материалы: картинки разноцветных шаров (красные, синие, зеленые), одного мака, букета из маков, портрет Надежды Калининой, цветные карандаши, альбомные листы.
Структура занятия

Ход занятия

1. Организационный этап (2 мин.)
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Ответы детей.
Педагог приветствует обучающихся:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с рассказом Надежды Калининой «Разве так играют?»
Но для начала давайте взглянем на портрет Калининой Надежды Дмитриевны.

Послушайте стихотворение «Игрушки»
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамиды в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.
- Ребята, назовите игрушки, которые были в магазине.
На доску вывешивается портрет Надежды Калининой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машинки, медведь на лошади.

Не знал, какую игрушку взять
- Сразу захотел взять все игрушки.

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю
- А теперь я хочу вам прочитать рассказ Калининой, который называется «Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

О чем говорится в этом рассказе?
- Какие игрушки были в кукольном уголке?

Что делал Алеша?

Как Саша вел себя в кукольном уголке?
- Что он делал?
- Что он сказал детям?

Вспомните, чем закончился рассказ?

Физминутка «Стойкий солдатик».
Вот солдатики стоят, начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять
· начинаем мы шагать.
Наклонитесь все вперед, а потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок!
Носом – вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже
А потом
Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!

3. Основной этап (15 мин.)
Цель: активизировать в речи детей глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным

Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

Ответы детей.

Ответы детей.

Кинешь – не тонет, бьешь – не стонет, кидать – к верху летать.
- Катать, бросать, подкидывать.
- Одевать, укладывать спать, кормить, купать, гулять.

Шары.
- Шаров.
- Красные, синие, зеленые.
- Разноцветные.
- Маки.
- Маков.
- Давайте попробуем пересказать этот небольшой рассказ.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в школу и не знает, как нужно играть.

Подумайте, чтобы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

С какими игрушками вы любите играть?
- О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет,
Бьешь о стенку не стонет,
Будешь оземь кидать
Станет к верху летать.

Какими словами говорится в загадке про мяч?

Скажите, что можно делать с мячом?

А как можно играть с куклой?

Давайте поиграем в игру «Один - много». Я вам называю один предмет, а вы мне должны назвать много таких предметов.
Шар -
Здесь много
- Какого они цвета?
- Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?
- Это мак, а это
- В букете много
Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать – начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды)

Во время ответов детей, педагог оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

На доске картинки с разноцветными шарами.

На доску вывешивается картинка одного мака, затем букет из маков.

5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)
Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание

- «Разве так играют?»

Надежда Калинина
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали!
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- А теперь возьмите альбомные листы и цветные карандаши, и нарисуйте свою любимую игрушку.

Статьи по теме: