Почему детям ничего не интересно. Что делать, если ребенок ничем не интересуется

Увлеченность ребенка, интерес к какой-то теме, наличие любимых занятий ценно само по себе. Кроме этого, увлечения – хорошая основа для обучения и удачный стимул в воспитании. Что делать, если кажется, что ребенку ничего не интересно?

    У ребенка обязательно должно быть свободное время. Причем не случайно выдавшиеся несколько минут, а ежедневные несколько часов, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению.

    Иногда родители говорят: “Мой ребенок только и делает, что носится по квартире, других интересов у него нет.” А ведь активные игры и упражнения – это тоже интерес. И хорошо бы узнать, во что играет малыш, когда “носится”. я писала о том, как развивать подвижного ребенка. И немало можно придумать идей, как превратить его беготню в более сложную и насыщенную сюжетными поворотами игру.

    Может помочь пример родителей, увлеченных каким-то хобби. Главное, чтобы малыш видел, как взрослые чем-то занимаются с удовольствием, радуются самому процессу рукоделия, коллекционирования, получения новых знаний.

    Совсем маленькие дети берутся за любые занятия, лишь бы мама была рядом. И лучше в этом возрасте познакомить их с разнообразными занятиями. Со временем вы заметите, что от чего-то ребенок отказывается, а что-то просит повторить. И чем больше будет разных занятий, тем выше шансы, что какие-то из них перерастут в серьезные увлечения.

    Увлекайтесь вместе. Есть множество вещей, мимо которых вы прошли в детстве. И разве неинтересно разобраться во всем сейчас, узнать что-то новое. Будьте для ребенка сразу и примером, и компанией, и помощником, и волшебником, преодолевающим все трудности.

    Не делите интересы на полезные и вредные, на те, что пригодятся в будущем и пустяковые детские забавы. Все что вам нужно – это научить малыша получать удовольствие от расширения и углубления своих знаний, от оттачивания навыков, от новых открытий и достижений.

    У маленьких детей нередко бывают и маленькие, недолговечные интересы. Но относитесь с ним с уважением и вниманием. Играет ребенок несколько дней в рыцарей – возьмите в библиотеке красочные книги о рыцарях (и художественные, и энциклопедии), сходите в исторический музей, смастерите дома доспехи. И самое главное – не огорчайтесь и не ругайте малыша, если на следующий день он забудет про рыцарей и заинтересуется космосом.

    Бывает, ребенок несколько дней увлеченно рисовал, а потом ему надоело. А мама еще месяц за ним ходит и просит “Порисуй, у тебя так хорошо получалось.” Нельзя заставить кого-то чем-то увлечься. И нельзя насильно удержать уходящий интерес. Можно только наблюдать, как все происходит, и оказывать информационную и другую поддержку.

    Если ребенка увлекают лишь мультфильмы – подумайте о том, чтобы на время их исключить. Я не против мультфильмов, но они приучают малыша к пассивному потреблению. Если эта привычка мешает сформироваться активным увлечениям, будет лучше “сломать” телевизор.

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Как правило, зависимостями страдают люди, у которых другие ресурсы и стороны жизни не находятся в развитии. Психологи говорят, что ресурс прокачивается, идет развитие, когда человек живет полной жизнью, получает от нее удовольствие.

Можно много поработать, устать, но при этом получить энергию от этой работы, хотеть работать снова. Мы все знаем, что когда что-то начинает получаться, в труде или еще в чем-то, человек испытывает подъем – это знакомо каждому школьнику.

Например, при виде квадратного уравнения школьнику становится плохо, а как он только научится его решать, то сразу предлагает: «А давайте я еще решу, дайте я еще попробую». Так происходит и с физическим трудом, и вообще с любым видом деятельности. Человек изучает математику, иностранный язык, да что угодно, и когда что-то начинает получаться, когда у него пошел драйв – идет развитие.

Или как с физическими тренировками. Как ни старается человек играть в футбол, у него не получается. И вдруг: здорово, пошло, он понимает, как это делается, с каждым днем у него новые успехи, и он ждет-не дождется, чтобы выйти играть. Хотя и сильно устает от всего этого.

Как только процесс развития разных сторон личности прекращается, как только человек прекращает осваивать с удовольствием и драйвом какие-то виды деятельности, прекращает постигать новое, у него возникает застой, желание отдохнуть, расслабиться тем или иным способом, сбежать от жизни. Бег от жизни и приводит к возникновению зависимостей.

Произойти это может с любым человеком. И с первоклассником, у которого личностные ресурсы не развиты. И со взрослым, весьма и весьма развитым человеком. Здесь важно не то, что ты уже наработал в жизни, а именно динамика.

Когда ты застрял в чем-то, не важно на каком уровне: ты был великим богословом, математиком, юристом, строителем, а потом перестал в этом деле развиваться. Для тебя это сначала становиться обыденностью, рутиной. Почему почтальоны никогда не станут чемпионами мира по ходьбе, хотя проходят ежедневно большие расстояния? Почтальон каждый день проходит 20 километров, в принципе, он здоровый человек, но он не развивается как спортсмен. Он не увеличивает скорость ходьбы, не увеличивает дальность ходьбы, не изменяет ее качество и технику. Он просто ходит и ходит. А это – рутина.

Зависимость – как раз неправильное развитие, неправильное движение.

“Я просто отдыхаю и в любой момент перестану”

Человек устал, и у него еще возникает желание отдохнуть пассивно. И здесь кроются определенные опасности. Особенно если ресурсы еще не очень развиты, как это бывает у школьников, у молодых людей, у которых нет внятных целей и понятных способов проживания жизни. И вот пассивный отдых неожиданно дает подобие драйва – от компьютерной игры, от химических наркотиков, от алкоголя.

Поэтому и выход из зависимости – чтобы человек научился жить и развиваться.

Интересный пример – Шерлок Холмс. Он был наркоманом. При этом основное время он находился в ремиссии. Но, когда он проваливался, когда он начинал употреблять наркотики? Когда ему было скучно, когда он говорил, что у него сейчас нет ни одного интересного дела, кроме как стрелять в стенку из пистолета и употреблять что-нибудь наркотическое. То есть нет того самого интереса к жизни. Поскольку Холмс – сильная, многогранно развитая личность, как только возникал тот самый интерес, он тут же выходил из этого состояния.

А в реальной жизни человек, особенно слабый, особенно молодой, юный, имеет очень мало шансов самостоятельно избавиться от любого вида зависимости. Каким бы сильным он сам себя не считал. Кстати, большинство зависимых людей живет в таком самообмане: если захочу – в любой момент перестану. Я сильный. Просто не хочу. Но это именно самообман. И поэтому путь лечения обычно и начинается с признания того, что ты слаб и не можешь.

Нужно заставлять заниматься и преодолевать “не хочу”

Что делать? Порой заставлять: ходить в школу, делать уроки, втягивать в различные виды деятельности, что-то предлагать. И есть надежда, что на каком-то этапе он драйв от учебы, от работы, еще от чего-нибудь сможет поймать.

Я летом это хорошо вижу на примере собственных детей. Вот сидит, допустим, мой сын и ему скучно. И попробуй его заставь хоть чем-нибудь мне помочь, скажем, дрова попилить. Он говорит: «Нет, я не могу, не хочу, не буду». Предлагаю: «Если пилить скучно, давай уже напиленные поколем». А потом напиленные кончаются, колоть нечего. «Давай, я пилить буду», – предлагает сын. Вроде всего полчаса прошло, а он уже вошел в раж, уже включился, ему уже интересен сам процесс работы.

То же самое касается даже игр. Говорю: «Давай сейчас в бадминтон поиграем». В ответ слышу: «Скучно, не хочу». Первые пять минут играем скучно, он отбивает еле-еле, нехотя, без интереса. Потом смотришь: раз, уже начал получать удовольствие, уже просит: «Пап, давай играть дальше».

Этот момент вовлечения через преодоление собственного «не хочу» очень важен.

Так что если есть хоть малейшая опасность зависимости, первым делом надо двигаться вперед, развиваться. Проще всего поддается развитию физическая сторона. С ней проще всего. Поэтому – спортзал, бассейн, велосипед или лыжи. Лучше всего именно целенаправленное занятие физкультурой. Не просто вышел побегать, хотя для начала и это тоже здорово. А дальше профессиональный рост: учеба, занятие радиотехникой, да что угодно! Общение – конструктивное, интересное тоже здесь играет свою роль.

Именно с ребенком потому чуть-чуть проще, что его надо на каком-то этапе заставлять заниматься тем, что ему со временем может понравиться. Понятно, что если у него нет способностей, то этим делом заниматься не стоит, нужно искать дальше. Скажем, не получается с музыкой, а с шахматами получается отлично или с хоккеем.

И с учебой то же самое. Я же не случайно говорил про квадратные уравнения. Да, школа и родители – мы заставляем детей учиться. Но, сначала заставляя, стараясь организовывать процесс так, чтобы ребенок мог получать удовольствие от того, что делает. А потом он начнет и получать удовольствие.

Так же и с книгами. В подростковом возрасте мне всегда казалось, что почему-то все книжки долго начинаются, и первые 20 страниц – ничего интересного. Но если ты прорвался через первые 20 страниц, то дальше ты уже оторваться не можешь, а потом жалеешь, что так быстро книга кончилась. Поэтому, да, нужно заставлять читать и заниматься спортом, и учиться. Заставлять развиваться.

Иногда слова бесполезны

Для того, чтобы бороться с зависимостью подростка, молодого человека, нужна помощь специалистов и – последовательное и целенаправленное движение семьи. Вот на него иногда нет ни сил, ни желания, ни умения, и в этом случае – шансов очень мало.

Со взрослыми людьми все совсем не просто, потому что реальный способ взрослому избавиться от зависимости – чтобы он захотел этого сам. Когда мы видим взрослого, который находится в такой зависимости – это говорит именно о неразвитии, об инфантильности личности.

Вывести его из этого состояния можно только очень жестким способом. И очень рискованным, чтобы человек понял, что если он сейчас не изменится, не возьмет ответственность за свою жизнь в свои руки, его выгонят из дома, ему нечего будет есть, и так далее. Эти все способы очень негуманные, и на них отважится не каждый из близких страдающего зависимостью.

Но слова здесь бесполезны.

Надо перестать помогать человеку в его способе жизни. Тогда появляется большой шанс, что он себя сможет увидеть, увидеть свою проблему, и с помощью специалистов, близких, начать с ней бороться.

Нужно понимать, что любой другой человек, кроме тебя самого, живет собственной жизнью и делает свой выбор. И два сына Адама, Каин и Авель, – это постоянное нам напоминание. Чтобы ты ни делал (вот Адам – с Богом беседовал), все равно твой ребенок может выбрать какой-то другой путь. И, к сожалению, если мы говорим про серьезные, в том числе химические зависимости, то статистика показывает, что излечиваются далеко не все.

Планшет нужно выдавать и забирать

Самые распространённые зависимости сегодня – наркотическая, алкогольная и компьютерная. Понятно, что наркотиков не должно быть в жизни человека. Ни за что и никогда.

А вот гаджеты и алкоголь в разумных «дозах» присутствуют в жизни почти любого взрослого человека. Когда стоит разрешать их ребенку?

Ограничения с алкоголем понятны – они связаны с физическим возрастом и законодательством. Тем не менее в семье нужно формировать культуру употребления алкогольных напитков.

Если в семье есть алкоголик или алкоголики, особенно находящиеся в состоянии «завязывания», то понятное дело, алкоголь на столе в такой семье не появляется. Раз в семье есть уже алкоголик, значит, может быть определенная склонность к зависимости. Распространены случаи, когда алкоголиками становятся с очень незначительных доз и нечастого употребления. Есть некоторые люди, которым просто нельзя – это обусловлено генетически. Поэтому необходимо знать историю своей семьи в плане зависимостей.

Компьютер, планшет появляется чаще в младшем школьном возрасте. И здесь нужно просто жестко лимитировать.

Гаджет должен выдаваться и забираться, если мы говорим о детях. Если ребенку дают планшет, и он остается один на один с “Плеймаркетом” и “Ютубом”, он может закачать там любую игру, может посмотреть любой ролик, даже если родители поставили возрастные ограничения, и ничего опасного не произойдет равно этот бесконтрольный поиск не полезен.

Когда человек находится в свободном плавании: от ролика к ролику, от игрушки к игрушке, и это никак не определяется временем, то человек просто уходит в этот виртуальный мир и оттуда не так просто вытаскивать его. Вот этого лучше не позволять.

Считается, что познавательная активность у детей буквально в крови: им хочется всё знать, везде успеть, всему научиться. Но бывает и наоборот. Давайте разберёмся в причинах.

Как правило, пассивное и инертное поведение не свойственно самым маленьким - в той или иной степени все младенцы стремятся изучать окружающий мир. А вот у ребят старше трёх лет может возникнуть такая проблема. Почему?

Ребёнок плохо себя чувствует

Бывает, что родители предлагают множество вариантов интересного досуга, а малыш от всего отказывается и ловит каждую минуту, чтобы посидеть или прилечь на диван. Общая пониженная активность может быть симптомом какого-то хронического заболевания. В этом случае стоит показать кроху врачу, пройти обследование и получить рекомендации доктора.

Ребёнок перегружен

Интерес к любой деятельности может пропасть и в том случае, если жизнь малыша пресыщена событиями: он посещает все возможные детские выставки и спектакли, ходит в 8 кружков, несколько раз в день слушает или смотрит образовательные программы, а перед сном читает. Нервная система просто не выдерживает потока информации и «отключается», защищаясь от перегрузок.

Помните: ведущая деятельность у детей дошкольного возраста - игровая. Это значит, что, в первую очередь, ребёнок должен наиграться! Его развитие происходит именно так. Ничего плохого в дополнительных занятиях нет, но их не должно быть слишком много. Малыш должен иметь возможность играть, полноценно отдыхать, гулять и просто бездельничать. Тогда к школе он будет полностью готов. Если же перегрузить его в раннем детстве, к 1 классу он устанет учиться и будет «ничего не хотеть».

Родители предлагают не те занятия

Нужно проанализировать, чем руководствуется мама или папа при выборе игры или спортивной секции. Возможно, и так бывает очень часто, родители пытаются дать малышу то, чего не получили сами. Например, мама мечтала заниматься конным спортом, но не могла, а сейчас записала в конно-спортивную секцию дочку и ждёт, что малышка будет счастлива. Но дочь-то ни о чём таком не мечтала. Ей, возможно, ближе занятия каратэ. Конечно, она будет ходить на уроки без энтузиазма.

Или папа подарил сыну радиоуправляемый вертолёт и каждые выходные зовёт запускать его в парке. А сын любит играть в солдатиков, и никакой транспорт, даже радиоуправляемый, его не интересует. Он пойдёт с папой в парк, но увлечённым точно не будет выглядеть.

Если родители регулярно реализуют с помощью детей свои мечты, те могут смириться и выполнять всё, но абсолютно без радости. Интерес к другим занятиям тоже может пропасть. Ведь ребёнок все силы тратит на то, чтобы слушаться родителей, а на новые идеи его ресурсов уже не хватает.


Родители критикуют и ждут слишком многого

Некоторые папы и мамы предъявляют очень высокие требования, причём не только к учёбе, но и к повседневной жизни, к игре. «Ну кто так ходит! Ты что, не видишь, что я съем твою шашку?!», «Ты плохо нарисовала, грязь какую-то развела, дай я сделаю», «Заметил, что Миша отжимается лучше, чем ты? Тебе нужно больше тренироваться!». Постоянная критика приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя успешным и начинает бояться ошибок. В конечном итоге он просто отказывается от любой деятельности - так безопаснее. Поэтому не критикуйте и не ругайте ваших малышей, даже если вам кажется, что они недостаточно ловкие или аккуратные.

По мнению многих мам, дошкольный возраст - самое чудесное время. Уже не надо сажать его на горшок или кормить с ложки, и при этом нет еще школьных сложностей, когда надо заставлять делать уроки и читать книжки, переживаний по поводу успеваемости и его способностей. Но именно в этом возрасте от ребенка уже ждут каких-то успехов и проявлений его интересов. Очень часто жалобы родителей звучат так: «Моему ребенку ничего не интересно». После некоторых расспросов обычно выясняется, что не интересно ребенку не вообще все, а что-то конкретное из того, что предлагают ему родители.

Мы расскажем о наиболее частых «не интересно» со стороны ребенка и предложим несколько способов его заинтересовать.

1. Ребенок не умеет играть один.

Чем старше ребенок, тем больше времени он способен играть один. Если от трехлетнего ребенка можно ожидать, что он целый час проиграет один, то шестилетний - столько, сколько вы его попросите. Но способен - не значит, что он действительно получает от этого удовольствие. После трех лет в развитии ребенка все большую роль начинает играть «ролевая игра», которая позволяет ребенку проигрывать роли и пробовать решать задачи, с которыми он сталкивается в окружающем его мире. Эта игра обычно требует партнеров - других детей или взрослых. Так дети достигают сразу двух целей: учатся общаться со сверстниками и пробуют себя в разных социальных ролях. Если Вам нужно чем-то занять ребенка - можно организовать ему друзей, или попробовать научить его играть за разные роли по очереди, однако надо помнить, что мы - социальные существа, нам нужно уметь общаться и получать от этого удовольствие.

2. Ребенку неинтересно играть с другими детьми.

Считается, что дети до трех лет играют рядом друг с другом и только после трех переходят к совместной игре. Если ребенок играет с детьми мало или не играет совсем - скорее всего, он хочет наладить контакт со сверстниками, но не знает как, или боится быть отвергнутым и делает вид, что не хочет. Существуют как же некоторые заболевания, при которых ребенку трудно начать общаться с другими. Если это беспокоит вас, обязательно обратитесь за помощью к .

3. Ребенок не проявляет интереса к книжкам и тем развивающим играм, в которые вы пытаетесь с ним играть.

4. Ребенку не нравятся дополнительные занятия, на которые вы пытались его водить.

Каждый ребенок уникален и у каждого - свои интересы. И они могут совершенно не пересекаться с вашими. То есть, если вы сводили ребенка на танцы, рисование и актерское мастерство, и ему везде не понравилось - это совсем не значит, что ему ничего не интересно. Возможно, вы просто не угадали с его интересами. Сейчас в центрах развития детей огромное количество кружков и секций. Расскажите ему обо всех и предложите самому выбрать, куда бы он хотел сходить. Если после первого занятия ему не понравилось - не настаивайте, попробуйте что-нибудь еще. Если не понравилось ничего, подождите полгода и предложите ему снова. При этом постарайтесь, чтобы дома у него была возможность попробовать делать разные вещи - рисовать, лепить, делать аппликации, собирать модели, конструировать что-то, заниматься спортом.

Если он даже не хочет пробовать куда-то ходить, возможно, проблема в том, что он боится нового коллектива, тяжело вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Тогда это психологическая проблема, с которой лучше всего обратиться к специалисту.

5. Ребенку не интересно ничего, кроме компьютера и телевизора.

Если ребенок проводит за компьютером слишком много времени, его трудно переключить на что-нибудь другое. Это сложная проблема, потому что играя в компьютер, он не играет в ролевые игры, не общается с другими детьми и взрослыми, не гуляет на улице. По сути это может быть началом компьютерной зависимости. Обязательно обратитесь , если понимаете, что не можете справиться с этой проблемой.

Думаю, когда ребенка ничто не интересует, его интересует очень многое. Просто это находится за пределами возможностей той среды, в которой он существует.
Компенсация - самозабвенное погружение в болото. Телевизор - это жуткое болото.
Ребенок, домохозяйка, которые прожигают жизнь под ежедневный аккомпанемент телевизора, это весьма творческие личности, которые именно так демонстрируют свою социальную активность в условиях, ограничивающих потребности их развития.
Вы говорите о хобби...
Хобби - это другое болото:)
Лошадиная мания - вышивки лошадок крестиком, рисунки лошадок, лошадки по телевизору, пойти на лошадок - это то же самое болото.
У Вас весьма социально активный ребенок, которому просто скучно.
06.05.2005 21:57:18, Элла Прокофьева

Гм. Скучно... Конечно скучно, если ничего не делать. Это всем скучно. Я у дочки неоднократно спрашивала чем она хочет заниматься, может быть спорт или кружок какой-то. Ничего вразумительного в ответ не получила. 07.05.2005 09:03:28, Irina L

Меня недавно очень поразила одна рекомендация. Это одно из 10 "правил для родителей" тридцатилетней давности.
"Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на которые он способен в соотвтествии с уровнем своего развития."
Я в свое время сильно наступила на эти грабли, тоже ждала от дочки, чтобы она сама чего-то просила, чего-то хотела, в чем-то проявляла инициативу. А вот если мама не будет конмплексовать, а сама эту инициативу проявит(то есть возьмет и сама запишет на парочку кружков по своему усмотрению), то ребенок будет во-первых при деле, во-вторых приобретет полезные навыки, а также будет иметь со стороны мамы правильный пример, что надо не говорить о кружке или секции, а просто туда взять и записаться.
Есть еще одна интересная вещь - то, чего от ребенка больше всего ждут, как раз не наступает. Впрочем это не только к детям относится. Вспомните, как у Джерома К.Джером кипятили чайник, тщательно не обращая на него внимания. Когда на ребенка каждый день смотрят с ожиданием - ну когда же, когда же ты хоть чем-то заинтересуешься? - то шансы на это наоборот падают и падают. 07.05.2005 16:47:04, теоретик

Ох, ну не до пенсии же дите за ручку-то водить! Я и так поражаюсь, она года в 2-3 гораздо самотоятельнее была. Сейчас же - "пока не пнешь, не полетит" (с). И чуть ли не на все разрешения спрашивает. При том, что я совершенно не мама-клуша и всегда поощряла ее самостоятельность. 07.05.2005 16:52:38, Irina L

Давайте отделим инициативность от самостоятельности. Начнем с самостоятельности. Второй класс, да? Какие дела поручены полностью ей? Может ли разогреть сама себе еду, сделать бутерброд, порезать овощи для супа? Открыть дверь ключем? Остаться одной и самой перекусить? Только дела такие, которые ей делать будет приятно и почетно, а не те, что вечно дают маленьким, типа принести тарелку. Поручить ей сварить суп и потом, понятно, похвалить. Моя целый год увлекалась кулинарий. Самое интересное, что ее супы и борщи были гораздо вкуснее моих, так что похвалы были искренними.
Как вышло, что уровень самостоятельности уменьшился? Можно попробовать вспомнить, с чем это могло быть связано, покопаться, найти причину. Можно наоборот причину не искать, а начать сейчас как бы заново. Только начните именно с самостоятельности, а не с инициативы, второе более тонкая вещь.
07.05.2005 21:46:01, теоретик

Так. Что может: разогреть в микроволновке, сварить сосиски на плите, супы я практически не готовлю, а вот нарезать овощи в салат может, бутерброд с чаем - само собой. Не только отнести тарелку, но и красиво расставить посуду на столе (спасибо бабушке:-), покормить кошек:-) (для этого надо открыть консервную банку, достать определенное количество корма, смешать его с крупой и разложить по мискам). Это что касается кухни. Готовить учиться совершенно не рвется, хотя я ей на это намекала. Почему-то очень любит выносить мусор в мусоропровод:-) Остаться одной - да, конечно, причем часа на 2 иногда и больше. С удовольствием остается. Перекусить может, но опять же если напомнить, что в холодильнике есть сыр-колбаса, можно сделать бутер или взять там же йогурт или сказать, что можно разогреть. Дверь ключом открыть может, но у нас это немудреное дело, ключ все равно какой стороной вставлять. Из домашних дел - пылесос, протереть пыль. Но это не обязанности, я сама терпеть не могу домашнее хозяйство, поэтому и дочку не заставляю. Посуду может помыть. Но это же опять же надо в эту сторону "пнуть". Я в последнее время уже начала замечания делать на тему "живешь как в гостях". Видит оставил кто-нибудь чашку на столе, идешь на кухню - неужели трудно захватить?
Пытаться что-то вспомнить с моим склерозом - увы, нереально:-(Так что как раз ничанаю опять подталкивать ее к самостоятельности. Что самое интересное - с 4,5 лет ездила каждый год в летние дет.сады, а в прошлом году в лагерь, я всю жизнь была уверена, что это воспитывает самостоятельность! 07.05.2005 23:34:28,

Статьи по теме: