Почему нельзя кормить ребенка насильно. Еда перестает быть просто едой

Ребенок. Иллюстративный снимок

Каждый родитель, независимо от того, воспитывает ли он ребенка только несколько лет или всю жизнь, делает для себя много выводов и устанавливает для себя определенные правила воспитания. Многие считают важным и даже обязательным в воспитании строгость со стороны родителей и послушание со стороны ребенка («Делай, что тебе говорят! Я лучше знаю!»). Но заставлять ребенка делать некоторые вещи просто нельзя, если вы не хотите оказать негативное влияние на его психику или здоровье, пишет MyJane.ru .

Даже если вам кажется, что вы действуете во благо самого ребенка, не заставляйте его делать следующие вещи:

1. Лгать. В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относиться ко лжи как к чему-то обыденному и будет лгать другим людям, то рано или поздно он будет врать и вам тоже. А вы этого даже не сможете понять, потому что актерская игра с опытом оттачивается до совершенства.

2. Есть, когда ребенок не голоден. Да, существуют нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Но эти нормы совсем не так велики, как кажется большинству заботливых мамочек. И надо ли говорить, что все дети отличаются друг от друга. И даже один и тот же ребенок в разном возрасте ест по-разному, то более, то менее охотно. Наши организмы спроектированы так, что они предупреждают нас о том, когда нам нужно есть и когда пить. Научить ребенка правильно распознавать эти сигналы – вот задача родителя, желающего иметь здорового ребенка, а не впихивать в него кашу или суп любой ценой.

3. Быть тем, кем ребенок не является. Если ваш ребенок, скажем, застенчив, то смиритесь с этим и примите его таким. Не заставляйте его быть (или казаться) общительным, если по своей природе ему это претит, или если сам ребенок не страдает от своей застенчивости. То же самое касается и чересчур активных, подвижных, шумных детей. Да, с ними трудно, но позвольте им быть такими, какова их природа. И дайте своему малышу понять, что вы любите его таким, какой он есть, а не за свое представление о том, каким он должен быть.

4. Извиняться неизвестно за что. Я все время слышу, как на игровой площадке кричит какая-нибудь мамочка: «Немедленно извинись!». И малыш послушно повинуется, не имея ни малейшего представления, за что он извиняется и кому это нужно. Извинение становится лишь обязательным, но малопонятным ритуалом, не несущим в себе ни доброты, ни такта, ни сожаления. Поэтому перед тем, как потребовать извинений, потрудитесь хотя бы коротко объяснить малышу, за что же именно ему нужно извиняться.

5. Здороваться с незнакомыми людьми. Брать от них сладости, игрушки или деньги. Не знаю, может, это исключительно моя паранойя, но мне не нравится, когда детей начинают втягивать в задушевную беседу абсолютно незнакомые люди или угощают их конфетами. Поэтому правило Красной Шапочки: «Не разговаривай с незнакомцами!» я прививаю ребенку с раннего детства.

6. Дружить с тем, кто им не нравится. Даже если вы лучшие подруги с мамой другого ребенка, это не значит, что ваше собственное чадо тоже должно дружить с этой семьей. И терпеть, когда его дразнят, ломают его игрушки или тянут за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Дружите сами, ходите вместе по магазинам и в кино, пейте вместе чай, а ребенку предоставьте дружить с тем, с кем хочет он.

7. Резко менять свои привычки. Неважно, идет ли речь о том, чтобы отказаться от бутылочки, спать в отдельной постели или перестать сосать соску. Для того, чтобы измениться, малыш должен «созреть». Переходы от старого к новому должны быть плавными и постепенными.

8. Сажать ребенка на строгую диету, заставлять поститься или наказывать едой. Да, существуют дети с лишним весом, но вряд ли из-за этого нужно всегда отказывать им в конфетах или чипсах. Нельзя делать культа из еды и, добавим, из диет. Запретный плод, как известно, сладок. Если вы хотите контролировать или ограничить какие-то продукты, вредные для ребенка, то не держите их дома, не подвергайте его лишний раз соблазнам, объясните ребенку принципы, по которым ему нужно питаться, но не запрещайте категорично эти продукты, если, конечно, речь не идет о тяжелых случаях аллергии.

9. Ночевать там, где ему некомфортно. Когда я была маленькой, я терпеть не могла оставаться ночевать у бабушки, несмотря на всю мою любовь к ней. Уже через полчаса мне отчаянно хотелось домой, кровать казалась неудобной, обстановка непривычной, мне даже было противно пользоваться чужой ванной. Я чувствовала себя никому не нужной и всеми покинутой. Если ваш ребенок испытывает сходные чувства, то не надо его заставлять ночевать в незнакомом месте. Конечно, иногда родителям просто необходимо иметь в своем распоряжении свободный вечер, но вместо того, чтобы отсылать куда-то ребенка, лучше попросить бабушку или другого взрослого человека переночевать у вас дома.

10. Делать то, что у них получается плохо. Я не призываю вас воспитывать людей, опускающих руки при малейшей неудаче, но если ваш ребенок после многомесячных тренировок все еще не может устойчиво стоять на коньках, да еще и ненавидит этот процесс, то, может, стоит заменить фигурное катание на музыкальную школу, как бы вам ни хотелось быть мамой фигуриста-чемпиона мира. Бесконечные провалы воспитают в ребенке комплекс неудачника. И наоборот, малейшие удачи вдохновят его на дальнейшие подвиги и упорный труд. Лучше быть хорошим гандболистом, чем плохим футболистом, даже если второй вид спорта намного престижней, чем первый. Позвольте ребенку самому сделать выбор.

В любом случае, помните, что ваш ребенок – это не только ВАШ ребенок, но и самостоятельная маленькая личность. Чем раньше ребенок научится сам принимать решения, тем раньше он научится нести ответственность за свои поступки.

Каждый родитель, независимо от того, воспитывает ли он ребенка только несколько лет или всю жизнь, делает для себя много выводов и устанавливает для себя определенные правила воспитания. Многие считают важным и даже обязательным в воспитании строгость со стороны родителей и послушание со стороны ребенка («Делай, что тебе говорят! Я лучше знаю!»). Но заставлять ребенка делать некоторые вещи просто нельзя, если вы не хотите оказать негативное влияние на его психику или здоровье. Даже если вам кажется, что вы действуете во благо самого ребенка, не заставляйте его делать следующие вещи:

1. Лгать. В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относиться ко лжи как к чему-то обыденному и будет лгать другим людям, то рано или поздно он будет врать и вам тоже. А вы этого даже не сможете понять, потому что актерская игра с опытом оттачивается до совершенства.

2. Есть, когда ребенок не голоден. Да, существуют нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Но эти нормы совсем не так велики, как кажется большинству заботливых мамочек. И надо ли говорить, что все дети отличаются друг от друга. И даже один и тот же ребенок в разном возрасте ест по-разному, то более, то менее охотно. Наши организмы спроектированы так, что они предупреждают нас о том, когда нам нужно есть и когда пить. Научить ребенка правильно распознавать эти сигналы – вот задача родителя, желающего иметь здорового ребенка, а не впихивать в него кашу или суп любой ценой.

3. Быть тем, кем ребенок не является. Если ваш ребенок, скажем, застенчив, то смиритесь с этим и примите его таким. Не заставляйте его быть (или казаться) общительным, если по своей природе ему это претит, или если сам ребенок не страдает от своей застенчивости. То же самое касается и чересчур активных, подвижных, шумных детей. Да, с ними трудно, но позвольте им быть такими, какова их природа. И дайте своему малышу понять, что вы любите его таким, какой он есть, а не за свое представление о том, каким он должен быть.

4. Извиняться неизвестно за что. Я все время слышу, как на игровой площадке кричит какая-нибудь мамочка: «Немедленно извинись!». И малыш послушно повинуется, не имея ни малейшего представления, за что он извиняется и кому это нужно. Извинение становится лишь обязательным, но малопонятным ритуалом, не несущим в себе ни доброты, ни такта, ни сожаления. Поэтому перед тем, как потребовать извинений, потрудитесь хотя бы коротко объяснить малышу, за что же именно ему нужно извиняться.

5. Здороваться с незнакомыми людьми. Брать от них сладости, игрушки или деньги. Не знаю, может, это исключительно моя паранойя, но мне не нравится, когда детей начинают втягивать в задушевную беседу абсолютно незнакомые люди или угощают их конфетами. Поэтому правило Красной Шапочки: «Не разговаривай с незнакомцами!» я прививаю ребенку с раннего детства.

6. Дружить с тем, кто им не нравится. Даже если вы лучшие подруги с мамой другого ребенка, это не значит, что ваше собственное чадо тоже должно дружить с этой семьей. И терпеть, когда его дразнят, ломают его игрушки или тянут за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Дружите сами, ходите вместе по магазинам и в кино, пейте вместе чай, а ребенку предоставьте дружить с тем, с кем хочет он.

7. Резко менять свои привычки. Неважно, идет ли речь о том, чтобы отказаться от бутылочки, спать в отдельной постели или перестать сосать соску. Для того, чтобы измениться, малыш должен «созреть». Переходы от старого к новому должны быть плавными и постепенными.

8. Сажать ребенка на строгую диету, заставлять поститься или наказывать едой. Да, существуют дети с лишним весом, но вряд ли из-за этого нужно всегда отказывать им в конфетах или чипсах. Нельзя делать культа из еды и, добавим, из диет. Запретный плод, как известно, сладок. Если вы хотите контролировать или ограничить какие-то продукты, вредные для ребенка, то не держите их дома, не подвергайте его лишний раз соблазнам, объясните ребенку принципы, по которым ему нужно питаться, но не запрещайте категорично эти продукты, если, конечно, речь не идет о тяжелых случаях аллергии.

9. Ночевать там, где ему некомфортно. Когда я была маленькой, я терпеть не могла оставаться ночевать у бабушки, несмотря на всю мою любовь к ней. Уже через полчаса мне отчаянно хотелось домой, кровать казалась неудобной, обстановка непривычной, мне даже было противно пользоваться чужой ванной. Я чувствовала себя никому не нужной и всеми покинутой. Если ваш ребенок испытывает сходные чувства, то не надо его заставлять ночевать в незнакомом месте. Конечно, иногда родителям просто необходимо иметь в своем распоряжении свободный вечер, но вместо того, чтобы отсылать куда-то ребенка, лучше попросить бабушку или другого взрослого человека переночевать у вас дома.


10. Делать то, что у них получается плохо. Я не призываю вас воспитывать людей, опускающих руки при малейшей неудаче, но если ваш ребенок после многомесячных тренировок все еще не может устойчиво стоять на коньках, да еще и ненавидит этот процесс, то, может, стоит заменить фигурное катание на музыкальную школу, как бы вам ни хотелось быть мамой фигуриста-чемпиона мира. Бесконечные провалы воспитают в ребенке комплекс неудачника. И наоборот, малейшие удачи вдохновят его на дальнейшие подвиги и упорный труд. Лучше быть хорошим гандболистом, чем плохим футболистом, даже если второй вид спорта намного престижней, чем первый. Позвольте ребенку самому сделать выбор.

В любом случае, помните, что ваш ребенок – это не ВАШ ребенок, вы РодиТЕЛь - родивший тело ребёнка, а не его самого, он родился самостоятельной личностью со своим уровнем развития души и вполне может быть мудрее вас. Ваша задача не делать из него того, кем вы считаете он должен быть, а восПИТАТЬ - создать благоприятные условия для роста и развития, способствовать его оптимальной адаптации к окружающим его условиям жизни.

Часто дети отказываются от выполнения различных заданий сл стороны родителей, поэтому маме и папе частенько приходится заставлять своих чад выполнить просьбу. Давая советы своему ребёнку или же заставляя что-либо сделать, нужно осознавать, что тем самым родители влияют на своего ребёнка и важно, чтобы это влияние было положительным. Дети воспринимают все то, что советуют им родители, как абсолютно правильные действия. Есть то, что ребёнка заставлять делать ни в коем случае нельзя.

Во-первых, ребёнка нельзя учить лгать.

Иногда родители даже не замечают, что они сами провоцируют ложь со стороны своего ребёнка. Например, нередко можно услышать такую фразу от мамы или папы в сторону малыша: "Скажи, что меня нет". Казалось бы, это такая мелочь, но это ложь, какой бы мелкой она ни была. Маленькая ложь порождает большую. В дальнейшем ребенок начнет врать не только окружающим людям, но и своим родителям, а объяснить ему, что это неправильно, будет уже очень сложно.

Во-вторых, заставлять есть и тем более доедать.

Все родителя переживают, когда их чадо по какой-то причине отказывается от еды или просто недоедает свою привычную порцию. Большинство мам и пап в таких случаях пытаются заставить ребёнка все доесть. Однако, это абсолютно неправильно. Безусловно, у педиатров есть определенные нормы, касающиеся того, сколько ребёнок должен съедать в определённом возрасте. Но все же детки разные, развиваются по-разному и едят тоже по-разному. Кроме того, аппетит может иногда пропадать, это тоже является нормой. Если ребёнок не хочет есть, не нужно пытаться насильно залить в него тарелку супа, это может принести намного больше вреда, нежели ожидаемой пользы.

В-третьих, нельзя принуждать его быть тем, кем он не является.

Нужно любить свое чадо таким, каков он есть. Нельзя заставлять своё чадо притворяться тем, кем он не является. Если малыш любит рисовать, а вы хотите, чтобы они занимался музыкой, то не заставляйте, пусть занимается и тем, и другим, а время расставит всё по местам. Не навязывайте ему свои мечты, амбиции и жизненные планы. Если ваш малыш застенчив, обидчив и вы всеми силами пытаетесь его сделать смелее, более открытым, то можете сделать только хуже. Примите и полюбите эту особенность его характера.

В-четвёртых, нельзя заставлять извиняться.

Понятно, что ребёнок должен уметь извиняться, но заставлять ребёнка извиняться непонятно за что, нельзя. Извинения в таком случае становятся просто каким-то обязательным ритуалом, а они должны быть осознанными. В противном случае никакого толка от них не будет.

В-пятых, нельзя заставлять общаться.

Не все дети легко идут на контакт с детьми, а тем более со взрослыми. Более того, дети отлично чувствуют людей и с некоторыми им категорически не хочется общаться и даже, чтобы смотрели на них. Уважайте право ребенка не общаться с теми, с кем он не хочет. Также важно научить ребенка не ощаться с абсолютно незнакомыми ему людьми. Это вообще должно быть для него настоящим табу. Тем более нельзя брать у этих незнакомцев сладости, игрушки и т.д., так как это опасно.

В-шестых, нельзя навязывать дружбу.

Дружба - понятие добровольное, ребёнок волен выбирать с кем ему дружить, а с кем нет. Эти друзья могут не нравиться родителям, но они не должны запрещать ребёнку общаться с теми людьми, с которыми ему интересны, и уж тем более нельзя выбирать друзей своему чаду.

В-седьмых, нельзя заставлять делать то, что не хочется.

У каждого ребёнка есть то, что у него хорошо получается и то, что наоборот получается не очень, так вот заставлять своего ребёнка делать то, что ему не удаётся или то, что ему не хочется, нельзя. Поставьте себя на его место - вам нравится, когда вас заставляют спеть, когда у вас нет голоса или выступить перед публикой, когда вы смущаетесь и путаете слова?

В-восьмых, нельзя заставлять учиться.

Никакие оценки не могут быть дороже вашего ребенка. Никогда не ругайте ребенка, если он не хочет учиться или ему не нравится какой-то предмет, и тем более за оценку. Много ли вам лично дала школа? Согласитесь, что кроме читать и писать более-менее грамотно и каких-то общих понятий, вы ничего со школы не вынесли. Так стоит ли подвергать ежедневному стрессу вашего ребенка? Ищите подход, мотивацию, репетитора, альтернативные источники для получения знаний. В ваших руках не отбить у ребенка желание учиться и познавать новое, даже, когда школа это делает с успехом уже не одно десятилетие.

Детско-родительские отношения очень крепкие и в то же время очень хрупкие. Потерять доверие ребенка очень легко, а восстановить практически невозможно.

Будьте мудрыми и осознанными родителями!

К пищевому насилию, между прочим, относится не только ругань над тарелкой каши или физическое принуждение (да, вы, скорее всего, так не делаете, но и так тоже бывает, к сожалению), но и вот такое родительское поведение — на первый взгляд довольно безобидное:

  • Настойчивые уговоры поесть или съесть что-то определенное, если ребенок уже пару раз отказался. Причины могут быть самыми разными: он, по вашему мнению, голоден, это полезная еда, давно пора обедать, нельзя обижать бабушку или маму — они очень старались.
  • Превращение еды в наказание: «Пока не доешь — из-за стола не выйдешь».
  • Игнорирование вкусов или желаний ребенка. Если он не любит, скажем, вареную морковь — вы все равно уговариваете попробовать, убеждаете в ее пользе, угрожаете, «маскируете» несчастную морковку под какие-то другие продукты или подмешиваете ее в еду. Между прочим, у детей гораздо больше вкусовых рецепторов, и если ребенок убеждает вас, что сладкий перец — не сладкий, а горький — скорее всего, для него это именно так.
  • Принудительные предложения попробовать что-то новое. Да, дети чаще всего — консерваторы в еде, а некоторые и вообще едят очень ограниченный набор продуктов, но ваша настойчивость приведет к обратному результату — подозрительность только усилится.
  • Вы придерживаетесь жесткого расписания приема пищи, которое не учитывает потребностей ребенка: ужинаем мы ровно в семь, потом никто не получит ни кусочка. Может быть, именно у ваших детей организмы устроены так, что им надо есть почаще, но маленькими порциями, или ребенок не готов терпеть час после детского сада, пока вы приготовите еду. Да, есть мнение, что если дома едят по режиму — ребенок скоро приучится к этому, и будет испытывать чувство голода тоже по расписанию. Но есть много детей, у которых все не по режиму — и это тоже совершенно нормально.
  • Вы чрезмерно увлечены здоровым питанием: никаких сладостей, фастфуда, трансжиров, зато в почете подсчет калорий и только полезные продукты. При этом вы критикуете вес ребенка, следите, чтобы он «не разжирел», уверены, что диета — хорошее решение для контроля веса.

Последствия пищевого насилия

  • Самое главное: вы мешаете ребенку сформировать свои собственные границы. Кто решает, голоден ли он? Кто выбирает, что и сколько он съест? Психолог Дарья Дмитриева напоминает: «Любое насилие разрушает личность ребенка. Внешне насильственное кормление или принуждение к еде выглядит зачастую довольно безобидно, иногда даже довольно заботливо. Но реально это грубое вторжение, буквально проникновение в тело ребенка. Навязывая еду, взрослый отказывает ребенку в способности осознавать свои потребности и регулировать их удовлетворение. Как в том анекдоте: «- Сын, иди домой! — Я замерз? — Нет, ты хочешь кушать». Когда ребенок не в силах отстоять себя, он реагирует на происходящее диссоциацией («это не я, это происходит не со мной, я ничего не чувствую»). И здесь возникает риск стать нечувствительным к насилию («если я ничего не чувствую, неважно, кто и что со мной делает») — что, конечно, просто опасно».
  • Вы формируете у ребенка невроз: вокруг довольно безобидной темы еды формируется очень много напряжения, ссоры, ругань, конфликты. Между тем, еда — это нормальный процесс: если я голоден, я поем.
  • У подростка возрастает риск ожирения — ведь у него не было шансов научиться ощущать чувство голода, мама решала за него, сколько еды он должен съесть. Дети, пережившие пищевое насилие, более склонны к таким опасным расстройствам, как анорексия и булимия — у них нарушена связь с собственным телом, они страдают от надуманных «недостатков» внешности, недовольства собой.
  • Выросшему ребенку будет сложно определять свои желания и потребности. Ведь если в детстве даже его чувством голода пытались «рулить» родители — у него будет мало шансов научиться понимать, что с ним происходит.

что делать?

  • Класть в детскую тарелку минимальную порцию (если захочет — попросит добавки), не заставлять доедать до конца. Вообще идеи «общество чистых тарелок» в семье быть не должно — только так ребенок сможет научиться понимать, чего и сколько он на самом деле хочет съесть.
  • Предлагать выбор, например, из двух блюд.
  • Держать в свободном доступе нарезанные овощи, фрукты, сыр, орехи.
  • Перестать строго ограничивать сладкое и «вредное»: пока вы берете контроль этой сферы на себя — ребенок будет только активнее тянуться к запретному. Предоставите ему возможность самому контролировать свои потребности — он постепенно научится это делать. И, конечно, он не будет есть только конфеты, как всерьез боятся некоторые родители. Вам бы тоже конфетный рацион надоел через два дня — а ребенок точно не глупее вас.
  • И, наконец, отвлекитесь от детского рациона, а вместо этого разберитесь со своими пищевыми привычками. Точно ли вы не едите от скуки, стресса или недовольства собой? Едите ли вы через силу, потому что надо, или из вежливости? Ребенок все равно научится делать как вы — так что начните с себя!

У каждого из нас есть свои правила воспитания детей, которым мы стараемся следовать. Конечно, для этого приходится быть строгими и, в случае необходимости, даже заставлять ребенка выполнять некоторые просьбы. Но в стремлении вырастить успешного, добропорядочного и умного человека, легко можно перегнуть палку. Важно помнить, что есть вещи, которые просто нельзя заставлять выполнять ребенка, даже «ради его блага». Итак, в каких случаях заставлять – значит, совершить серьезную ошибку?

Нельзя заставлять ребенка…

…Лгать

Даже по мелочам. «Скажи, что тебе уже 6 лет, чтобы тебя пропустили на эту карусель», «Скажи бабуле, что я ушла в магазин», «Не говори учительнице, что мы поехали на дачу, скажи, что просто приболел». Вроде бы эти мелочи не являются важными воспитательными моментами, однако каждый из обманов ребенок "плюсует" к предыдущему . В итоге, он перестает доверять вам, и родительский авторитет теряет свои позиции. Также ребенок учится лгать сам, поэтому не удивляйтесь, если в следующий раз он придумает для вас альтернативный вариант про то, «почему разбилась ваза». Ложь по мелочам характеризует вас с плохой стороны, ребенок тоже начнет относиться к такому поведению, как к чему-то обыденному.

…Доедать все до последней крошки

Конечно, если у вашего ребенка проблемы с аппетитом, и он несколько дней отказывается от еды, стоит обратиться к врачу. В обратной ситуации малыш будет есть столько, сколько нужно ему организму, а в случае чего он обязательно попросит сладенького. Проблема детского ожирения и переедания во взрослой жизни зачастую объясняется очень просто – этого человека в детстве заставляли доедать все до последней крошки . А вы же не хотите, чтобы у вашего ребенка были серьезные проблемы с питанием?

…Извиняться без объяснений

Некоторые родители, едва заметив, что малыш сделал что-то не так, тут же требуют: «Извинись сейчас же!». Под напором грозных требований ребенок не решается ослушаться и спросить, что именно он сделал не так, а просто просит прощения "на автомате". В итоге извинения для него не несут серьезной эмоциональной нагрузки, а значит, говоря эти слова, он не будет раскаиваться. Поэтому, прежде чем говорить малышу, что нужно извиниться, не поленитесь коротко объяснить, в чем же он провинился.

…Здороваться с незнакомыми людьми

Прочитав этот заголовок, вы, наверное, подумали: «Я никогда не толкаю своего ребенка к незнакомцам!» Но речь не совсем об этом. Представьте ситуацию, когда вы встречаете коллегу в супермаркете и останавливаетесь с ней поболтать. Ребенок в этот момент молчаливо разглядывает незнакомую тетю, и еще больше теряется, услышав от мамы: «Ну-ка поздоровайся, чего как не воспитанный?» . Согласитесь, странно после этого рассказывать малышу, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми: в связи с детским восприятием ребенок не увидит разницы между этими двумя ситуациями. Поэтому сначала расскажите малышу, кто перед ним стоит, и уже после ждите вежливого «здравствуйте».

…Дружить с теми, кто не нравится

Это одна из самых распространённых родительских ошибок. Встречаясь с подругами, нередко мы всеми силами пытаемся сдружить наших детей, даже если они совершенно разные. Негативную сторону приобретает ситуация, в которой малыши не просто не интересуют друг друга, а начинают ругаться: дразнятся, ломают игрушки и прочее. Обязательно поговорите с ребенком о том, что именно его отталкивает в «возможном» друге. Если на то есть серьезные причины, смиритесь с тем, что при встрече он скорее будет весь вечер сидеть у вас на коленках, чем пойдет играть с тем, кто ему не нравится.

…Наказывать едой

Еда ни в коем случае не должна быть мерой вознаграждения и наказания. Давать конфеты за то, что ребенок хорошо себя вел, либо обещать приготовить ему что-нибудь "вкусненькое", но отказываться от этой идеи из-за плохого поведения – абсолютно бессмысленно. Акцент на вредной или сладкой еде сделает из нее культ, и в будущем ребенок будет сам вознаграждать себя «праздниками живота».

…Усилять чувство вины

Никто не отменяет ответственности за свои поступки, и если ребенок провинился, ему надо на это указать. Но постоянно повторять об его ошибках и акцентировать на этом внимание не стоит. Острое переживание вины мешает детям расти открытыми, они уже в раннем подростковом возрасте склонны к затяжной депрессии. В будущем ребенок, которого винили «во всех бедах», будет бояться делать что-то новое, чтобы не испытывать негативных эмоций.

Статьи по теме: