"поддержка детской инициативы в игре дошкольников средней группы доу". Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

нина двуглазова
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Консультация для педагогов по теме :

"Поддержка инициативы и самостоятельности детей

в специфических для них видах деятельности ".

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности . Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей . Согласно стандарту в ДОУ для создания социальной ситуации развития детей предполагают :

-поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) .

Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей :

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре , общении, познавательно-исследовательской деятельности , конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности ;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Важно не путать инициативность с самостоятельностью , хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности , делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности . Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности , необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна , т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли.

Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе детской деятельности . Задача педагогов организовать образовательный процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые заданы этими видами детской деятельности . Эти же виды деятельности позволяют активно продвигаться и в образовательных областях, которые тоже обозначены ФГОС. Другими словами образовательные области -это некие педагогические цели и содержание которые бы мы хотели, чтобы ребенок овладел в той или иной степени, а та деятельность , которая предлагается стандартом -это те форм работы, которые позволяют нам решать познавательные задачи с высокой степенью эффективности при этом организовать образовательный процесс так чтобы ребенок был максимально самостоятельным .

Этапы развития самостоятельности :

I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности .

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности .

На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности , многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности . Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи

Третий этап - творческий. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Виды и направления детской инициативы :

Творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность , где развиваются воображение, образное мышление;

- инициатива , как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование , лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

Коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

Познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность , где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих :

Побуждающий мотив к новой деятельности

Принятие ребёнком самостоятельности решений

Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.

Первая составляющая : тут участие взрослого очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.

Дальше инициатива ребенка , конечно, осуществляется путем создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения . Сначала это маленькие самостоятельные решения , и чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения . И наконец, мы разворачиваем деятельность так , чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль .

При организации НОД педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе НОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности . Мы должны понимать, что если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце НОД или совместной деятельности предложить детям , что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей .

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов для познавательно-исследовательской деятельности Цель: побуждать детей проявлять собственную инициативу при выборе деятельности, развивать воображение, логическое мышление, продолжать упражнять.

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной.

Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

Организация: МАДОУ д/с №6 комбинированного вида

Населенный пункт: Новгородская область, г. Окуловка

Моё педагогическое кредо: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Моя деятельность педагога направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития,

реализации её природного потенциала. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.

В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Творческий подход к деятельности;

Высокий уровень умственных способностей;

Познавательная активность.

Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Личностно-ориентированная модель свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, этому также способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В соответствии с этим мы совместно с детьми вырабатываем цели, содержание занятия, оцениваем результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Для этого каждое утро в моей группе проводится утренний сбор, на котором планируется совместная деятельность на день. А в конце дня проводится заключительный сбор, на котором дети оценивают проделанную работу.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор, и уже третий год руковожу районным методическим объединением «Проектная деятельность в ДОУ». За это время накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка.

Также большое значение я придаю использованию здоровьесберегающих технологий. Для этого я провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего города», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности, а потом во время экскурсий дети применяют полученные знания. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помогают разнообразные сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». Моя задача воспитателя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого мною разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж; артикуляционная гимнастика; зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; физкультурные минутки; сказкотерапия; релаксационные, расслабляющие упражнения.

Для включения в проект данных форм работы изготовлены тематические картотеки пальчиковых и подвижных игр, дыхательных и артикуляционных упражнений, утренних гимнастик и гимнастик после сна. Для проведения зрительной гимнастики пространство вокруг рабочей панели оформлено с помощью 3Д наклеек,

изображающих транспортные средства, которые движутся в разных направлениях. Также подобраны картотеки загадок, считалок, произведений художественной литературы, которые помогают педагогу продуктивнее использовать время, быстрее подготовить необходимые материалы для занятий. Во время образовательной деятельности, я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, для этого выбираю темы или проблемы из близкого окружения ребёнка и адекватные его возрасту; всегда предоставляю детям возможность действовать самостоятельно и оказываю поддержку детской инициативы, поэтому вместе мы поэтапно достигаем намеченных целей.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. За долгие годы работы я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Этому способствует создание разнообразной предметно – развивающей среды, которая мне обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Дети моей группы любят делать подарки, и если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, а также помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – я считаю это высоким уровнем самостоятельности.

Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время я даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал, который в изобилии собран нами

совместно с родителями и доступен детям для рассматривания, изучения и изготовления поделок. Всё это, собранное, изготовленное и приобретённое, даёт мне возможность предложить ребенку разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Вместе мы коллекционируем, исследуем и экспериментируем с разными материалами, предметами, тем самым я развиваю у них творческое воображение. Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т.д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила,

даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло меня на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

Так же использую обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшается обучение детей, значительно возрастает мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

Использованная литература:

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

3. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль: «Академия развития», 1999 г.;

4. Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;

5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

6. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;

7. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;

8. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

9. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

О личности XXI в. мы говорим как о человеке конкурентоспособном, креативном, высоконравственном, культурном, обладающем лидерскими качествами.

Поэтому все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, живший до нашей эры, – в свое время указывал на важность самостоятельного действия. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Эта цитата актуальна и в наши дни.

Современные педагогические подходы к развитию дошкольников и подготовке к школе позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие и создание предметно-развивающей среды.

В данной книге отражены различные подходы по интеграции образовательных областей через использование нетрадиционных техник на игровых сеансах с дошкольниками.

Позвольте выразить искреннюю благодарность и признательность тем людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему супругу Всеволоду за терпение и поддержку; директору ШРР «Азбука» Татьяне Васильковой за вдохновение; генеральному директору издательства «ТЦ Сфера» Татьяне Владиславовне Цветковой и редактору книги Дмитрию Пронину за профессионализм; моим друзьям и коллегам за помощь.

Введение

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.

Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).

Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.

Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.

Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.

В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:

– манкография;

– ватопластика;

– киригами;

– экологическое моделирование;

– бумагопластика;

– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;

– рисование мыльными пузырями;

– мыльный конструктор.

В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.

Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

– лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Цель нашей работы: рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Задачи:

  1. Выявить сущность понятия «инициатива» и условия развития инициативного поведения.
  2. Рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.
  3. Рассмотреть методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников
  4. Проанализировать практику поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Раздел 1. Теоретические основы поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

1.1. Сущность понятия «инициатива». Условия развития инициативного поведения

В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно и динамичнее развитие личности.

1.2. Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации

совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

  • Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
  • Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития дошкольников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, развивать инициативу дошкольников, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.

Раздел 2. Практический опыт поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

2.1. Методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников

Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы используются различные методы.

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой дошкольников. Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, в среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. В старшем дошкольном возрасте жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

Н.Ф. Тарловская, являясь автором педагогических технологий сюжетно-ролевых игр изложенной в программе «Радуга», в среднем дошкольном возрасте предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию.

Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:

  • организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
  • эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

2.2. Практика поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения - залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

В своей деятельности на первом этапе я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры –я их обязательно принимаю. В процессе игры со многими детьми я вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Игра с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Литература :

  1. 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. 2. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
  3. 3. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
  4. 4. Непомнящая, Р.Л., Седж, Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2011.- №11.
  5. 5. Руководство играми детей в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996.- 226с.
Статьи по теме: