Подходы к воспитанию ребенка в семье и школе.

Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике - это целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Целостный подход. Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение.

Личность не формируется по частям, говорил А. С. Макаренко. Отсюда - необходимость целостного подхода, главная идея которого выражается в том, что свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов. Более того, свойства целого, проявляющиеся в своем реальном существовании, могут полностью отсутствовать у его элементов. Они являются следствием не механического сложения, а сложного взаимодействия свойств элементов. Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе. Изменение одного компонента неизбежно вызывает изменения в других и во всей системе в целом.

Исследователи едины в том, что все стороны личности тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, но доминирующее влияние остается за мировоззрением и направленностью, выражающими потребности, интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества личности.

Личностный подход . Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры .

Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое Я в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым в ходе жизни личности в обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим деятельность и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора (А. Н.Леонтьев).

Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

Личностный подход настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход . Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Деятельность - это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

Важнейшими сторонами человеческого бытия, отмечал Б.Ф.Ломов, являются предметная деятельность и общение (субъект-объектные и субъект-субъектные отношения). Предметная деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

Значение деятельностного подхода аргументировано показал в своих работах А. Н.Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал он, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возмож­ностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения.

Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, как видно, еще не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения . Это, в свою очередь, требует обучения его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В этой связи необходимо акцентировать внимание на отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

В интериндивидуальном аспекте поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы (А. В. Петровский). Этот факт диалогического содержания внутреннего мира человека до недавнего времени в педагогических исследованиях учитывался явно недостаточно.

В разработку гуманистической методологии познания личности значительный вклад внесли М.М.Бахтин и А.А.Ухтомский, работавшие в разных областях науки и независимо друг от друга пришедшие к единому пониманию уникальности человеческой личности, которая рождается и проявляется лишь в диалогическом общении.

М.М.Бахтин отмечал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для себя» 1 . Диалог, по его мнению, - это не средство формирования личности, а само бытие ее.

Гуманистическая методология, таким образом, исходит из меж­субъектного понимания детерминации психического в человеке и основана на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельност ным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Их применение позволяет образовать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создать психологическое единство субъектов, благодаря которому монологическое, объектное воздействие уступает место творческому процессу их взаимораскрытия и взаиморазвития, самовоздействия и саморазвития.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование цен­ностных ориентации личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основые его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно - наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т. И. Пороховская).

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она - ее первая всеобщая определенность. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Культура, в свою очередь, явля­ясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов (Н.Р. Ставская, Э.И. Комарова, И.И. Булычев). Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид - носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества (К. А. Абульханова-Славская).

Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся субкультуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л.С.Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личность и творческой деятельностью.

Этнопедагогический подход . Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Органичное сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки - условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и органи­зации педагогического процесса. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения.

Антропологический подход , который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию.

Излагает свою концепцию на развитие современной школы психолог-педагог А.А. Леонтьев

Давайте представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный вариант. Вполне возможно, что они их разочаруют:

̶ Зачем столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?

Или:

̶ Ну вот еще! К чему эти куклы и цветочки? Наш сын будет великим программистом (инженером, ученым, экономистом).

Что это значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в современном обществе.

Комплексное развитие ̶ это комплекс чего?

Прежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.

Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.

И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.

Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе . Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.

Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.

Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы

Папы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу : результативность-то налицо!

Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.

Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.

Масару Ибука призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?

Супруги Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики ̶ недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.

Н. А. Зайцев ̶ пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.

Вот и получается, что самый лучший вариант ̶ мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.

Плюсы комплексного развития

Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей?

  • Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью.

С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях.

  • Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.

Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах.

  • Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка.

Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности.

  • Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной.

Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша ̶ познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.

Организовать комплексное развитие ребенка ̶ просто?

С одной стороны ̶ да. В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио:

  • доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики;
  • ̶
  • подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями;
  • ̶
  • готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.

Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики.

Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.

Организовать комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить время и усилия для занятий с малышом. Кто не способен выполнять требования методики. Кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и систематичности.

Есть ли идеальные комплексы раннего развития детей?

Идеально то, что подходит к конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок».

«Программа Развития Интеллекта» по данной методике ̶ единственная в России, предлагающая комплекс программ для всестороннего развития малыша.

  • Обучение чтению и развитие речи ̶ есть.
  • Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия) ̶ есть.
  • Обучение английскому языку ̶ есть.
  • Развитие творчества, художественного вкуса ̶ есть.
  • Физическое развитие - есть.

А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.

Вообще, каким бы ни было комплексное развитие детей, важно ̶ не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить наш мир к лучшему.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитания, ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.

Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий , в том числе центральной роли воспитателя: от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентации в нравственных вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.

Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его первых шагов привить ему культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях и стране, в которой они живут.

Учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей.

Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Также в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно образовательной деятельности - образовательную технологию.

Деятельность педагога станет результативнее, если ее содержание будет реализовано через игру. Так, например, работа по правовому воспитанию благодаря игровой форме подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев. Приведу примеры такой игры.

Разминка. «Взаимодействие».

Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!».

На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».

Занятия в «Школе этикета» также проводятся в игровой форме, с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.

Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни , чёткое соблюдение режима дня, закаливание, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий (совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне («Грядка здоровья»).

Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей), к себе.

Я стараюсь планировать занятия исходя из наблюдений и изучения, производимых с помощью анкет, бесед с родителями и детьми. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, мы решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути его преодоления.

Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностики.

Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, должен уделять много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы (при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), в том числе в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе (родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).

Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из вышеизложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на становление личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

Совсем недавно ваш ребенок был маленьким, не умел стоять на ногах, говорить и держать ложку в руках, а теперь он уже проявляет свой характер и часто ставит родителей в неудобное и затруднительное положение. Знакомая ситуация? Тогда пришло время узнать, какие существуют подходы в воспитании детей, и как правильно применять эти знания на практике.

Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.

Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности

Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.

Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.

Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.

Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.

Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.

Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.

Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей

С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, физического и эмоционального развития. Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным. Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.

При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.

Что предполагает индивидуальный подход к ребенку в воспитании

Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр. Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия. Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.

Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.

Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей

Особенно важен индивидуальный подход для воспитания социально-неадаптированных детей, так как для них общение с посторонними людьми является настоящим стрессом. При общении с ними нужно также учитывать существующие типы высшей нервной деятельности, которые определяются свойствами таких нервных процессов как возбуждение и торможение. Они происходят в коре головного мозга, их слабость или сила, а также уравновешивание друг друга или преобладание одного из них определяют поведение индивидуума и его обучаемость.

Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.

Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей

Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности. При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их. Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:

  • деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
  • непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
  • целостности - позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
  • психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
  • вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
  • творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.

Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.

На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка

В последнее время все более востребованным является далеко не новый подход в воспитании детей, который называется личностно ориентированным, на основе которого основаны развивающие программы обучения в школах.

В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.

Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.

Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения. Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.

Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты

Однако в 20 веке больше внимания в педагогике начали уделять психологическим аспектам развития ребенка и его особенностям в зависимости от возраста. Именно когда возрастной подход в воспитании и обучении детей вышел на первый план начался постепенный, медленный, но постоянный процесс стирания границы между полами.

Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.

Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.

Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.

Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который .

Статья прочитана 9 564 раз(a).

Статьи по теме: