Понятие о коммуникациях. Коммуникативная культура детей дошкольного возраста

Хачатрян Карине Багратовна,

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 360» г. Перми

Межкультурная коммуникация в дошкольном образовательном учреждении

Какими мы хотим видеть наших детей? Безусловно, разносторонне развитыми. Ведь мы живем в век стремительно развивающихся технологий и постоянных изменений. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, показывают, что самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те, и другие считают доброту и отзывчивость.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая не биологическая, а социальная потребность.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Современные дети живут в охваченном процессами глобализации и интеграции мире, и в своей повседневной жизни им придется достаточно часто сталкиваться с необходимостью осуществления межкультурного взаимодействия. Тем более, что мы живем в многокультурной стране. Соответственно происходит рост многонациональности детских коллективов в дошкольных образовательных организациях, приход детей из семей с разными национальными корнями, а также возрастает количество семей, путешествующих в разные страны, в связи с чем возникает проблема необходимости расширения представлений у детей об этнокультурном многообразии мира.

Из опыта работы в старшей возрастной группу ДОУ. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

У детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высоко уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного запаса, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса слов сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а так же многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важный этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь. В диалоговой речи дети прибегают к краткому и развернутому ответу в соответствии с вопросом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью завит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Вместе с тем, можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят все звуки правильно, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, в словообразовании). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их - игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Мы предлагаем детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи - лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Перечислю некоторые игры, которые мы используемые в работе с детьми старшей группы:

- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);

- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра - рак, радуга, ромашка);

- «Звуковые часы»;

- «Скажи наоборот» (антонимы);

- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);

- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);

- «Нелепицы» (рассуждать, делать умозаключения);

- «Телефон» (работа над фонетикой);

- «Подарки» (ЗКР);

- «Посчитай предмет» (лексико-грамматический строй речи)

- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)

- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);

- «Что делает… медведь?» (назвать как можно больше глаголов);

- «Скажи по-другому» (синонимы);

- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);

- «Слова - родственники» (образование слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.

Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Понятие коммуникации в ДОУ».

Понятие коммуникации и ее функции.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Основной функцией является обмен информацией между участниками коммуникации, а также выражение эмоционального отношения к определенной информации, факту. Для детей коммуникация имеют особую значимость, поскольку является важным фактором развития ребенка, расширения кругозора, познания окружающей реальности.

Традиционно в коммуникации выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности) .

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация - передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия.

Система коммуникации в детском саду.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени - со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть проти-вопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нор-мального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному .

Преобладают в дошкольном возрасте венситуативные формы общения.

Под внеситуативно-познавательной формой общения между детьми и взрослыми подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Эта форма появляется еще в среднем дошкольном возрасте и устойчиво сохраняется в старшем возрасте. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.

Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.

Так возникает внеситуативная форма общения, направленная на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.

Отличие этой формы общения состоит в том, что оно тесно переплетается с различными видами деятельности и совместной работой с воспитателем, но при этом носит теоретический характер. Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое свойственно старшему детскому возрасту. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов. При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте. Приведем некоторые примеры таких вопросов:

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»

«Правда, что апельсин - папа мандарина?»

«А на чем пирожные растут?» и пр.

Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива этой формы деятельности выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний .

Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды. В таком русле общение впервые приобретает черты внеситуативного общения.

Также появляется потребность в уважении. Именно в связи с высоким уровнем этой потребности, возникает высокий уровень обидчивости ребенка. При этом для ребенка огромную значимость приобретает мнение и оценка его взрослым человеком. Ребенку свойственно то, что он воспринимает любое замечание критику в свой адрес как личную обиду и отвержение.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы).

Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Главным средством такого общения, естественно, является речь , поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

Ребенок в этом возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир .

Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка .

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий. Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной формы общения – внеситуативно-личностной.

Это форма, при которой основное содержание разговора переключается на мир людей. Вещи уже находятся за пределами внимания ребенка, поскольку он достаточно хорошо их познал для своего возраста. Ребенка начинают интересовать отдельные человеческие качества, черты характера. Складывая отдельные элементы, у ребенка формируется целостный образ определенного человека. При этом дошкольники часто разговаривают о себе, своих родителях, членах семьи. Его начинают интересовать правила поведения, культура общения. Таким образом, ведущим мотивом становится личностный. Главным стимулом, который побуждает ребенка начать разговор, является сам человек, вне зависимости от его функций и характеристик.

Внеситуативно-личностное общение нельзя назвать одной из сторон какой-либо деятельности. Оно представляет собой самостоятельную ценность. Отличие от предыдущих форм общения состоит в том, что ребенок начинает воспринимать взрослого не как абстрактную личность, а как конкретного индивида и члена общества .

Интерес ребенка направлен не только на реакцию и поведение взрослого в конкретной ситуации, но и на анализ отдельных его качеств и свойств. Например, ребенок рассматривает и анализирует отдельные качества человека, например, его внимательность, доброжелательность, общительность. Также ребенок обращает внимание и на социальные установки, положение человека в обществе и различные ситуативные проявления. Например, ребенок обращает внимание на то, где и как человек живет, кем и как работает, как одевается, есть ли у него семья, дети.

На основании этого у ребенка происходит сопоставление его качеств, манер поведения, социальных установок, особенностей внешнего вида. Это дает ему основание сделать для себя определенные выводы об этом человеке, сформировать собственное отношение к нему. Тем не менее, ребенок не только получает информацию об окружающих его людях, но и с удовольствием расскажет о себе, своей семье, родителях, ничего не скрывая, не анализируя.

Способность к минимальному анализу и формированию образа определенного человека, приводит к тому, что в процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности взрослого: родителя, воспитателя.

На этом этапе п едагогическое воздействие на воспитанников осуществляется в первую очеред ь посредством личности воспитателя. Для ребенка очень важен личный пример, поскольку дети часто подражают и перенимают образ того человека, который является для них авторитетом. В оспитатель всегда воспринимается учащимися как авторитет и образец для подражания. Именно по этой причине необходимость развития личностных качеств приобретает особую значимость и актуальность для педагога .

В ходе реализации педагогической деятельности воспитатель должен п роявить себя как личность. В общении с воспитанниками проявляются личностные качества педагога, раскрывается его мировоззрение, отношение к миру, другим людям.

Для этого воспитатель должен развивать свое педагогическое мастерство, заботиться о развитии и совершенствовании своих профессиональных качеств, быть для ребенка образцом для подражания, быть примером высоких моральных принципов, эталоном нравственности, этики, культуры поведения. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов.

Внеситуативно-личностное общение между воспитателем и ребенком представляет собой наивысший уровень социального развития ребенка в дошкольном возрасте. На данном этапе ведущим мотивом общения является личностный, при котором воспитатель выступает в качестве авторитета, раскрывает максимум своих способностей и дарований. Воспитатель воспринимается ребенком как личность, умудренная жизненным опытом, обладающая определенным набором качеств и основных черт характера .

Благодарю за внимание!

Цель:

Задачи:

Воспитательные:

Активность на занятии;

Развивающие:

Развивать связную речь;

Обучающие:

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

Планируемые результаты: употребляет в речи прилагательные, эпитеты, сравнения; выразительно произносит слова и сочетает их с движениями; запоминает и использует в активном словаре скороговорку, добрые, нежные, ласковые слова; умеет рифмовать слова, согласовывая окончания; может представить игровую ситуацию; применяет умение фантазировать, мыслительные и творческие способности;

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относится к окружающим людям и природе; эмоционально реагирует на происходящее и отзывается на красоту окружающей природы.

Материальное обеспечение:

Костюм феи; магнитофон; аудиозаписи: шум моря, «Волшебная музыка», песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка» мультимедиапроектор, презентация, корзинка; небольшие камушки и вырезанные облака по числу детей; кисти; гуашь.

Ход игры – путешествия.

Организационная часть. Введение игрового момента.

(Дети сидят полукругом)

Сегодня, когда я шла в детский сад, мне почтальон вручил письмо и сказал, что оно адресовано нам. (Читаю адрес на письме)

Всё правильно? И что же нам делать с этим письмом? (ответы детей)

Если письмо адресовано нам, значит, мы имеем полное право его прочитать.

(читаю письмо)

Здравствуйте, мои милые ребята! Я Фея из Страны прекрасных слов! В моей стране очень много красивых, тёплых, нежных слов. Кто попадает в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Если хотите, то я приглашаю вас в гости.

— Ребята, я совсем не знаю, что нам делать? (Ответы)

— Значит, мы с вами принимаем приглашение.

— А как же мы попадём в эту страну Слов, она же волшебная? (Ответы)

Давайте это путешествие мы совершим с помощью фантазии. Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (Ответы) Фантазия-это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляя то, чего на самом деле нет. Давайте произнесём это волшебное слово. (Дети повторяют) На чём вы хотите полететь?

— Закройте глазки и представьте, что вы на ковре самолёте летите в эту замечательную страну. (2 слайд)

(Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»).

С высоты мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш ковёр самолёт медленно опускается на землю (музыка стихает).

Основная часть.

— Вот мы и прибыли. (3 слайд) (воспитатель превращается в фею)

— Здравствуйте, ребята. Я фея из страны слов. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Чтобы убедиться, что в моей стране очень много замечательных слов и их можно найти повсюду, мы с вами совершим путешествие по этой стране

Фея: (загадка) Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это …(солнце!) 4 слайд — солнце

А теперь произнесите это слово ласково. (Ответы) Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. (Дети выполняют)

Что вы ощутили? (Ответы)

— Какими словами можно описать солнышко. Какое оно? (Ответы)

А может с чем — то его можно сравнить? (Ответы).

— Хотите поиграть с солнышком?

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (Дети встают в круг).

Приготовили все пальчики.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

5 слайд – небо

А сейчас взгляните на небо. Что вы о нём можете сказать? (Ответы)

Каким оно ещё бывает, во время грозы, дождя? (Ответы).

Прекрасно! А теперь отдохните, сядьте поудобнее, выпрямите спинки, на облака посмотрите.

6 слайд . (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).

Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька-горбунка,

Другое — на мчащееся авто, 7 слайд

А третье, похоже, не знаю на что! 8 слайд

А как вы думаете, на что похоже это облако? (Ответы).

Повернитесь к столу, возьмите в руки маленькие облачка, проведите пальчиком по контуру своего облачка. (Обводят)

Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите полным ответом. (Ответы) Какие замечательные слова вы придумали! А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде-

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

Для начала найдём нежные, ласковые слова на небе. (Ответы)

Сейчас найдём слова на земле. (Ответы)

— Где вы ещё хотите поискать слова? (Ответы)

— Какие интересные слова вы нашли! Молодцы!

Звучит шум моря. 9 слайд — море.

— Дети, послушайте, что это за шум? (Ответы)

— Да, это море. Какое оно? Ребята, когда я бываю около водоёмов, то очень часто вижу каких — то птиц, летающих над водой. А что это за птицы, я не знаю. А вы знаете? Что они высматривают в волнах? Послушайте про них скороговорку.

Чайка за рыбкой в море ныряла

Да выныривала

Выныривала, да ныряла.

Повторите эту скороговорку медленно хором. Посмотрим, кто лучше запомнил её. Сначала произнесут девочки тихо, чтобы не спугнуть чаек. (Девочки встают в круг)

— А сейчас – мальчики, но уже громко, чтобы птицы услышали вас. (Мальчики встают в круг)

Вы все молодцы! И за это я хочу вам подарить камушки из нашего моря.

Фея раздает детям камушки за скороговорку. (10 слайд)

— Поиграйте с камушками, покатайте их в ладонях, пройдите на коврик.

Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»

— Чуть позже ваши камушки будут волшебными. А пока положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а помогите его закончить.

Если это рыбка — у нее улыбка.

Если это рыбочка — у нее … (улыбочка).

Если это рыба — у нее … (улыба).

Если это рыбина — у нее … (улыбина).

Если это рыбища — у нее … (улыбища).

Вот какие веселые, улыбчивые рыки обитают в нашем море.

А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Фея берет в руки корзинку.

Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова —

Слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Я всего лишь произнесла это слово, а вы уже улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.)

Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. От этих слов мир становиться добрее, а значит и прекрасней.

Пришло время заняться нашими камушками и превратить их в волшебные. Как вы думаете, как это можно сделать? (Ответы)

— Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камушке что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Ваши рисунки сделают камушки волшебными. (Дети рисуют.)

Звучит музыка «Улыбка»

Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы, ребята! Подарите их своим друзьям, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками.

Наше путешествие подошло к концу. Пора нам возвращаться. Нас ждёт ковёр самолёт. (11 слайд) Закройте, пожалуйста, глаза. Мы прощаемся с волшебной Страной. (Звучит музыка.)

Заключительная часть.

Восп: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие в Страну слов? Как вы думаете, вы изменились? Какие у вас ощущения после путешествия? Что вам больше запомнилось? Чем мы занимались в прекрасной Стране? Какие новые слова вы узнали и запомнили? (Ответы детей.)

Добрые, хорошие слова делают нашу речь ярче, а человека счастливее. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. И тогда не будет между вами ссор и обид. А наш волшебный кузовок всегда будет пополняться этими замечательными словами.

Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок,

Над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною

Все прекрасное, родное.

А на память о нашем путешествии Фея передала вам «ключики» от замечательной Страны прекрасных слов. Открывайте чаще двери этой страны и находите в ней добрые, ласковые, нежные слова. Я уверена, вы их найдете, и речь ваша станет ещё лучше. А поможет вам открывать двери волшебной страны фантазия. (Вручаются золотые ключики).

Список литературы:

Р.А.Жукова. Игра как средство социально – эмоционального развития детей.

И.О.Бочкарёва. Обогащение и активизация словарного запаса.

Интернет – ресурсы.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Страна прекрасных слов».

Краткая характеристика группы: общее количество детей, присутствующих на мероприятии – 20 человек. Дети старшей группы (5 – 6 лет), начало учебного года.

Форма проведения: игра — путешествие.

Цель: Расширять представления детей о добрых, нежных, ласковых (прекрасных) словах. Создать эмоциональный фон.

При планировании мною были поставлены следующие задачи:

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде;

Эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;

Активность на занятии;

Развивающие:

Развивать связную речь;

— стимулировать мыслительную и речевую активность;

— развивать зрительное восприятие в процессе игрового общения;

— развивать память, воображение, мышление, творческие и художественные способности, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;

Обучающие:

— обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов;

— совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх;

— разучить скороговорку и произносить её с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом);

— совершенствовать умение отражать эмоции в рисунке.

Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене деятельности в рамках мероприятия.

В связи с этим НОД построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Методы и приемы, используемые на определенных этапах образовательной деятельности, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство и позволяет объединять следующие виды детской деятельности:

игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД, повышению результативности, положительного настроя.

Для реализации образовательных задач и областей мной были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический), которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Все использованные на мероприятии игры доступны детям.

Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия.

При проведении непосредственно образовательной деятельности особое внимание уделяла элементам здоровьесберегающих технологий – проводила упражнения на снятие мышечного напряжения. А так же учитывала своевременную смену видов деятельности.

НОД включало в себя организационную, основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой путешествием.

Для создания интереса воспитатель была в роли Феи из страны прекрасных слов.

Организационная часть непосредственно образовательной деятельности предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью полученного письма из страны слов и фантазии. Дети с удовольствием откликнулись посетить загадочную страну.

В основной части деятельности решались познавательные, речевые, социально — коммуникативные, художественно-эстетические и оздоровительные задачи. Для их реализации использовались игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, показ слайдов, динамическое упражнение, пальчиковая гимнастика.

Воспитательные задачи и задачи на развитие воображения решались на протяжении всей НОД, начиная с организационного момента.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей через беседы, диалоги, игровые ситуации: «Согрей ладошки», «Найди доброе слово», «На что похожи облака», «Слова повсюду».

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении – с помощью словесно – речевой игры «Улыбчивые рыбки».

Развивая связную речь, настраивала детей на полные, обоснованные ответы.

Зрительное восприятие развивалось при использовании слайдов.

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?», «Что вы можете мне предложить?»).

При разучивании скороговорки и её проговаривании развивалась артикуляционная моторика.

Развитие мелкой моторики проходило при использовании пальчиковой гимнастики, игровой ситуации «На что похоже облачко».

Все эмоции, полученные на мероприятии дети отражали в рисунках на «волшебных камушках».

Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о добрых, нежных, ласковых словах, об интересном и запоминающемся путешествии в страну слов и находили ответ на вопрос, поставленный в начале мероприятия: «Как меняются люди, попав в эту страну». Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено детям подарить «волшебные камушки» самым близким людям, чтобы их порадовать. А детям были подарены «золотые ключики» чтобы ребята могли в любое время попасть в эту страну.

НОД прошло по плану в доброжелательной обстановке.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Анализируя проведённое занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, чувствовалась на протяжении всего мероприятия и в практической части.

Планируемые результаты: употребляют в речи прилагательные, сравнения; выразительно произносят слова и сочетают их с движениями; запоминают и используют в активном словаре скороговорку, добрые, нежные, ласковые слова; умеют рифмовать слова, согласовывая окончания; могут представить игровую ситуацию; применяют умение фантазировать, мыслительные и творческие способности; принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относятся к окружающим людям и природе; эмоционально реагируют на происходящее и отзываются на красоту окружающей природы — были достигнуты.

По ответам детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось. В конце дня дети с удовольствием дарили «волшебные камушки» своим родителям, объясняя, почему они волшебные, где они их взяли. А ещё они договаривались с родителями, что вечером, дома, они обязательно побывают снова в этой стране. И у них это получиться, потому, что они имеют сейчас «золотые ключики», с помощью которых они откроют «спокойно», дверь в эту страну.

От работы с детьми я также получила удовлетворение.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации. Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Статьи по теме: