Правда ли, что в школу надо идти уже умея читать? Обучение ребенка буквам и чтению до школы – это необходимость или прихоть родителей. Учить ли ребенка читать и считать до школы

Некоторым родителям хочется научить ребенка-дошкольника 6 лет некоторым правилам чтения и счета, но что если никакой охоты заниматься у ребенка нет? Надо ли учить ребенка читать и считать до школы против воли, насильно?

Педагогически верный, прямой ответ на этот вопрос прост: насильно учить детей не рекомендуется, тем более — в дошкольном возрасте. Однако вся двусмысленность тут в словах «насильно, против воли». Что, собственно, это значит?

Почему ребенок 6 лет не хочет считать и читать?

Если ребенку не нравится заниматься, учиться, повторять буквы, пробовать читать или считать - это может быть по разным причинам. Возможно, ребенок нездоров или имеет отклонения от нормального развития. Возможно, старшие дома слишком стесняют его всяческими запретами и он стремится отделаться от их опеки и поучений, ему всегда приятней убежать играть с одногодками, чем превращаться в объект педагогических усилий папы или мамы. Возможно, он не привык к труду, он любит заниматься только тем, что интересно, увлекательно, а папа и мама учат его алфавиту и чтению отнюдь не интересными способами. Наконец, возможно, что ребенок вполне здоров и нормален и вначале хотел бы даже поучиться, но старшие допускали грубые методические ошибки в обучении, и у ребенка весь интерес выветрился.

Иначе говоря, «воля» ребенка в таких случаях полностью зависит от знаний и умения взрослых. Если они начнут ежедневно приставать к шестилетнему мальчишке с нотациями о вреде неграмотности, тогда вполне возможно возникновение упорного отвращения к учебе, к занятиям с родителями.

Но разве не говорил Ушинский: «Заставьте мальчика выучить полдесятка букв, требуйте этого, - и он одолеет эти буквы со слезами и трудом. Заставьте его сделать то же самое в игре, - и он играючи все одолеет»?

Иначе говоря, надо уметь заинтересовать ребенка, уметь повести обучение так, чтобы он и не замечал, что учится. Взрослым рекомендуется подумать и найти интересные приемы работы и с алфавитом, и с цифрами, и с заучиванием стихов, и с пением - с чем угодно. Превратите обучение в игру, играйте «честно» и с азартом (честно - значит, соблюдайте все условия игры, никогда не прячьтесь за свои права взрослых), умейте и посмеяться и посокрушиться о своем действительном или мнимом проигрыше, умейте разнообразить игру вариациями.

Не умеете? - не огорчайтесь - многие этого не умеют. Попробуйте поучиться. Приглядитесь к себе, вините себя и свою малую находчивость во всех случаях, а не «странные капризы» ребенка. Не выйдет одно - примитесь за другое, рано или поздно нащупаете удачный путь. Нет времени, нет желания? Вот тогда впору отступиться и вспомнить заповедь педагогики, что насильно детей лучше не учить до школы читать, считать и писать . Вот тогда заповедь эта вполне на месте: не можете играть, не можете увлечь, не можете превратить детское «не хочу» в «хочу»… Что ж, не можете, и не мучьте себя и маленького человечка. В школе он попадет в умелые руки.

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа - произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа - вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма-мя)

* Старшая и подготовительная группа - звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке - новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение - мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А - первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3-5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Дидактические игры:

«Кто больше придумает слов на А?» (можно имён), «Кузовок» (сложить в корзинку предметы на А). Напечатайте на цветном принтере гласные звуки красным цветом, крупным шрифтом и по мере изучения наклеивайте на домашние предметы (А - аквариум) и т.д.

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И, Ы Ы Ы Ы Ы, Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я (произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак-бок-бык-бук был-бил-бел кот-кит лак-лик-лом-лес-лис нос-нёс сук-сок-сыр-сер- сел рыл-рёв-рот-рис-рад ток-тик-тук

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб - ра, бе - ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

« Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Помогите поскорей

Из слогов собрать гостей».

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос - сон, кот - ток, кит - тик, насос - сосна, мала - лама, лом - мол, налим - лиман, вол-лов, лес - сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог - пирог, бок - грибок, бор - забор, ход- поход, сук- барсук, нос - поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ - карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Скок, скок, поскок.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на -ОК

И положим в кузовок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)

Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Метелкина Т.Н.,

Ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ

Уметь читать до школы, учить ребенка чтению в дошкольном детстве – хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? Этот вопрос дискуссионный, часто обсуждаемый в психолого-педагогической теории и практике. В обществе бытует достаточно распространенное мнение, о том, что ребенок должен пойти в школу уже читающим. Родители зачастую гордятся рано начавшим читать ребенком. Более того, ряд школ выдвигают это условием для поступления в первый класс, и это является совершенно неправомерным. С каждым годом количество «читающих» детей в первых классах увеличивается. Как умение или неумение читать при поступлении в первый класс отражается на его эмоциональном благополучии, на эффективности обучения? Считать ли ребенка умеющего читать безусловно готовым к обучению. Вот те вопросы, которые побудили нас провести небольшое психологическое исследование.
В психологической теории и практике существует разные представления о составляющих структурных компонентах, определение содержания готовности ребенка к обучению в школе. Исследования по этому вопросу занимались Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова.Н.И., Поливанова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин включает в структуру готовности к школе три основные линии развития. Линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, а также линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Л.И Божович предлагает включить еще и линию мотивационной готовности. Согласно трактовке автора учебника «Возрастной психологии» В.С. Мухиной, готовность к школе предполагает навыки самоконцентрации и самооценки, наличие определенного уровня умственного, волевого, личностного развития, сформированности познавательной деятельности и познавательных интересов. Готовность к обучению в школе складывается из психологической, социальной, физической зрелости. Но, так или иначе, во всех представлениях речь идет именно о развитии ребенка как главного вопроса при определении готовности к обучению. Наличие в какой-то мере сформированных умений и навыков «школьного» характера не является обязательным. Указания на обязательное наличие умения читать не встречается ни в психологической теории, ни в официальных документах. Исследуя ребенка, необходимо обращать внимание на определенный уровень развития речи, говорить о развитии фонетико-фонематического слуха, восприятия, анализа, о знании букв. Программа дошкольного обучения и воспитания также не предполагает обязательного обучения навыку чтения как в предшкольный период, так и на более ранних этапах. Однако, в последнее время обучение присутствует в дошкольном возрасте, при этом он носит исключительно интеллектуалистический подход. Однако можно уметь и читать, и считать, но не быть готовым
Исследование проводилось в первых классах школ города Красноярска. На момент окончания адаптационного периода (ноябрь-декабрь) во всех первых классах обучалось 82 ученика. Из них 23 (28.0%) ученика умели читать на момент поступления в школу, и 59 (72.0%) учеников – не умели. На первом этапе было проведено исследования уровня тревожности всех школьников первых классов. В работе использовался детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) Дж.Тейлор-А.М.Прихожан. Авторы теста выделяют пять уровней тревожности. Первый - состояние тревожности испытуемому не свойственно, что говорит о том, что подобное «чрезмерное» спокойствие может иметь, так и не иметь защитного характера. Второй - нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Третий - несколько повышенная тревожность, часто связанная с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Четвертый - явно повышенная тревожность, носящая «разлитой» генерализированный характер, и пятый - очень высокая тревожность. Дети, имеющие пятый уровень тревожности, входят в группу риска. В результате проведенного исследования отмечается, что количество детей в первых классах, имеющих нормальный уровень тревожности всего 18 процентов от общего количества. При этом достаточно большое количество детей имеют явно повышенную (17%) и очень высокую тревожность (28%). Но у самого большого количества первоклассников (36,6%) наблюдается третий уровень тревожности. Этот уровень, согласно тесту, связан с «ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни», предположительно, именно с ситуацией школьного обучения.
На втором этапе работы мы предположили, что дети не умеющие читать на момент начала обучения чтению оказываются менее подготовленными, чем их «читающие » сверстники. Так как количество «читающих» детей больше, то, вероятнее всего, педагог в своих требованиях ориентируется именно на их уровень подготовленности. Это может спровоцировать возникновение ситуации неуспешности для «не читающего» ребенка, вызвать эмоциональный дискомфорт, нервную напряженность, появления повышенного уровня тревожности, связанной с обучением. Таким образом, рабочей гипотезой стало предположение, что в группе детей, не умеющих читать к началу обучения чтению, количество детей с нормальным уровнем тревожности будет больше в процентном соотношении, чем в группе «читающих» детей. Первоклассники были разделены на две группы. Группу детей, не умеющих читать на момент начала обучения чтению мы обозначили как условно экспериментальную (Э). Группу детей, умеющих читать на момент начала обучению чтению как условно контрольную (К).
На втором этапе мы разбили всех обследованных детей на две группы по наличию навыка чтения на момент поступления в школу. Из общего количества обследованных детей 23 (28.0%) ученика составили группу «нечитающих» и 59 (72.0%) учеников – группа «читающих». Процентное распределение детей по уровням тревожности в каждой группе представлено в таблице 1.

Распределение учащихся первых классов в соответствии с выявленным уровнем тревожности.

Уровень Кол-во «читающих» Кол-во «нечитающих»
тревожности учеников учеников

V 16 27,1% 7 30.4%
IV 10 16,9% 4 17.4%
III 23 39.0% 7 30,4%
II 10 16,9% % 5 21,73%
I 0 0% 0 0

Анализ результатов исследования показал, что процент детей, испытывающих разлитую, генерализованную тревожность в обеих группах составил 16,9% («читающие») и 17,4% («нечитающие»), разница незначительная. Процент количества детей, составивших группу риска в группе «нечитающих» оказался выше, чем в группе «читающих». Процент, приходящийся на третий уровень тревожности, связанной с ситуацией в группе «читающих» выше (39%), чем в группе «нечитающие» (30,4%). Процент первоклассников, имеющих нормальный уровень тревожности в группе «нечитающих» выше (21,7%),чем в группе «читающих» (16,9%). Суммарное процентное количество детей имеющих уровень тревожности выше нормального в группе «нечитающих» составляет 78,2%. В группе «читающих» - 83,0%. Таким образом, процент количества высокотревожных первоклассников в группе детей, умевших читать на момент поступления в школу выше, чем в группе детей, не умеющих.

Первоначальная гипотеза не подтвердилась.
По полученным данным был проведен теоретический анализ. Мы более подробно рассмотрели и сравнили ситуации развития, в которых оказывается ребенок «читающий» и «нечитающий» ребенок до школы и с началом обучения навыку чтения в школе. Формирование навыка чтения не является обязательным компонентов возрастного развития дошкольного детства. Тогда возникает вопрос: как, при каких обстоятельствах возникает у дошкольника умение читать, и какую роль оно призвано выполнять? Встречаются случаи, когда родители приглашают специалистов для преднамеренного, организованного обучения навыку чтения в дошкольном детстве. В таком случае возникает вопрос о целесообразности с точки зрения решения задач возраста и о способах дальнейшего включения этого навыка в ход развития ребенка. Чаще всего, эта задача не решается должным образом. В иных случаях дети начинают читать либо стихийно, самостоятельно, по подражанию, либо под руководством ближайшего взрослого окружения. Оценивать это умение как полноценный навык чтения аналитико-синтетическим способом было бы неверно. Чаще это контекстное воспроизведение знакомых слов как буквосочетаний по памяти чтение, как способ познания утрачивает свою роль. Зачастую дети не понимают смысла прочитанного в случае чтения небольшого связного текста.
С точки зрения онтогенетического развития дошкольник 6-7 лет находиться в ситуации наступающего кризиса семи лет. К семи годам, готовясь к школе, ребенок постепенно готовиться к новой социальной роли - роли «ученика», постепенно формируется самооценка, для ребенка личностно значимым становиться ситуация успешности. Умение читать становится для него достижением, позитивно одобряемым взрослыми. Родители, подчеркивают значимость, с гордостью демонстрируют навык чтения своего ребенка. Более того, от ребенка ждут дальнейших успехов достаточно высокого уровня, транслируя ему высокий уровень требований.
С началом школьного обучения ситуация начинает меняться. Количество читающих детей в классе часто превышает количество не читающих. Можно предположить, что учитель будет сориентирован на эту группу учеников. Но методика и программа, определяющие содержание урока, предполагает формирование аналитико-синтетического навыка чтения. Таким образом, с одной стороны у «читающего» первоклассника происходит переформирование уже имеющегося навыка чтения, могут возникнуть сложности в звукобуквенном анализе слова. А с другой стороны, ребенок справедливо полагает, что он уже умеет читать, и поэтому не понимает, почему он должен учиться читать снова, по слогам. И как следствие, первоклассник дезориентирован в происходящем, возникают эмоциональные проблемы, снижается интерес к обучению. Привычная ситуация успешности может смениться на ситуацию неуспешности, которая на фоне высоких требований к ребенку со стороны близких, вызывает страхи несоответствия ожиданиям окружающих и проверки знаний, эмоциональный дискомфорт, нервное напряжение, и состояние повышенной тревожности, связанное именно со школой.
Для преодоления обозначенных проблем, снижения уровня тревожности, эмоционального дискомфорта «читающих» детей в школе необходима, прежде всего, корректная педагогическая тактика в учебно-воспитательном процессе, индивидуальный подход к ребенку, оптимизация детско-родительских отношений. А так же определение и конкретизация единых требований к уровню и составляющим подготовленности ребенка к школе и приведение в соответствие с ними процесса подготовки ребенка к школе, как в системе дошкольного воспитания, так и среди детей, не посещавших детский сад

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и в других областях. Хорошо, если ваш малыш посещает дошкольное учреждение, где этому вопросу уделяется большое внимание, или вы водите его на специализированные подготовительные курсы. Но даже и в этом случае, как показывает практика, учить детей читать придется и дома – без должной тренировки на первых порах не обойтись.

Техника чтения - одна из животрепещущих тем в жизни старших дошкольников, первоклассников и их родителей. Сразу хотелось бы успокоить взрослых и сместить их ожидания с показателей количества на показатели качества чтения. Учеба, в том числе чтение, - это труд, и трудиться необходимо планомерно, усердно, постепенно улучшая свои результаты, как в качестве, так и в скорости. Главное - не зацикливаться на последнем. Важно объяснить себе и ребенку: какова бы ни была мотивация таких, иногда титанических, со слезами и криками, усилий, они вряд ли оправданны.

Как лучше дома учить ребенка читать (с видео)

В том, надо ли учить детей читать, никто не сомневается, ведь естественной, ведущей потребностью дошкольника и младшего школьника является познание. Поэтому даже в сухих и скучных буквах он готов искать что-то интересное и любопытное. К сожалению, взрослые своим вероломным и грубым подходом к чтению с палкой и секундомером могут растоптать, лишить жизни этот тонкий творческий росток. Именно творческий, ведь из содружества нескольких внутренних стихий - любопытство, воля, трудолюбие и радость - рождается настоящее чудо. Палочки и черточки превращаются в образы и обретают смысл! Когда происходит это таинство, просто оскорбительно лезть с понуканиями: быстрее, скорее, не спи!

Перед тем как учить ребенка читать, задумайтесь: в чем смысл и значение чтения и книг для человечества? Это сохранение, передача и получение знаний. Именно этим занимается ваш малыш, когда учится читать. Главное - не зацикливаться на скорости чтения, иначе все испортите.

При обучении дома ребенка чтению перестаньте обращать внимание на скорость. Если на этом настаивает учитель, объясните ребенку верность вашей позиции. Скажите ему, что он молодец - читает внимательно, медленно, с удовольствием и понимает прочитанное.

Для тренировки чтения выбирайте забавные, короткие тексты с крупным шрифтом. Подойдут загадки с последующим поиском ответов, скороговорки и веселые попытки их повторить, «Вредные советы» Григория Остера, русские народные сказки, рассказы Николая Носова и т. п.

А как лучше учить ребенка читать, чтобы малыш не чувствовал сильной нагрузки? Читайте каждый день по 15-20 минут. Без регулярных тренировок не обойтись - поговорите об этом с ребенком, напомните, что раньше он не умел говорить, ходить, но постоянно тренировался и освоил эти навыки.

К сожалению, без родительского нажима здесь обойтись трудно. Мои рекомендации, безусловно, позволят вам усадить ребенка за чтение без скандалов и трагедий, но не стоит ожидать, что ребенок семи лет самостоятельно будет выкраивать свободную минутку, чтобы уединиться с книгой. Такие случаи - редкое исключение. Ваша задача - максимально заинтересовать ребенка книгой, поддержать его прилежание и ответственность, а в необходимый момент проявить настойчивость.

При обучении чтению детей дошкольного возраста делайте исключения из правил. Старайтесь не превращать чтение в мучительное времяпрепровождение. Если школьное задание содержало много текстов и ребенок уже устал, домашнее чтение можно и отменить. Возможность нагнать появится во время болезни или на каникулах.

Чтение должно быть делом, но не наказанием. Вполне естественно, что чтение - на первых порах дело трудное - больше ассоциируется у ребенка с работой, чем с удовольствием. Важно, чтобы он был готов трудиться и садиться за книгу хотя бы и после напоминания. Но если вы станете наказывать чтением, это занятие никогда не станет любимым.

Делайте остановки во время чтения - для смеха или обсуждения смешного слова, ситуации. Этим вы помогаете получить удовольствие от прочитанного. Только удовольствие от чтения подтолкнет вашего ребенка к дальнейшей работе и привьет любовь к книге.

Эффективное обучение детей дошкольного возраста технике чтения

В англоязычной психологической литературе часто встречается термин ридофобия - боязнь чтения. Психологи, работающие с этой проблемой, нашли эффективный способ лечения недуга: детям предлагают читать вслух для очень лояльного слушателя. Это не кто иной, как древний друг человека - собака. Только это терпеливое животное может слушать любого чтеца без всевозможных подгонов, понуканий и исправлений.

Слушайте ребенка без комментариев. Помогайте только тогда, когда он попросит вас о помощи.

Для правильного обучения ребенка чтению намного легче и эффективнее во главу угла ставить естественное любопытство ребенка и его природную потребность в познании, а не скорость.

Ограничьте просмотр телевизора. Общение современных детей с телевизором во многих семьях переходит все мыслимые и немыслимые границы. Влияние голубых экранов ощущается во всех сферах жизни наших первоклассников. Не минуло оно и любви к чтению.

Ребенок - это не только объект нашего воспитания, но и просто маленький человек, который, как и все человечество, подвержен порокам своих предков, требующих: «Хлеба и зрелищ!» Грустно, что мы сами толкаем ребенка на эту стезю. Вопрос о детском времяпрепровождении намного легче решить нажатием кнопки телевизора, чем походом в магазин за книгой, регулярными совместными чтениями, обсуждениями рассказов.

Желательно совместить чудеса технического прогресса с творениями литературы, а регулярные упражнения по обучению детей технике чтения - с получением удовольствия от образов и героев, возникающих из буквенных арабесок.

Статья прочитана 1 654 раз(a).

Светлана Лушняк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №2 «Ромашка»

Данковского муниципального района Липецкой области

Консультация для родителей

Подготовила :

Учитель – логопед

Лушняк С. А.

Данков 2017

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать ? Споров по этому поводу много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы , другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению : отнимаем у детей детство; чтение может навредить зрению; ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше :

Нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

Раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово , запоминает его графический образ) ;

Чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

В процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия :

Родители должны подавать пример детям, читая книги , газеты, журналы;

Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

Дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

Обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка : рассказы о животных, цирке, путешественниках;

Используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

Способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

Сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать . И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением :

Знакомство со звуками и буквами;

Слияние звуков в слоги;

Составление слов из слогов;

Чтение слов и предложений.

Исходный принцип обучения дошкольников грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Основной задачей обучения грамоте является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.

На подготовительном этапе важно сформировать представления об основных законах речи :

Речь состоит из предложений, а предложения из слов;

Слов много, они называют предметы, их признаки и действия;

Слова состоят из звуков, они бывают длинные и короткие;

Звуки в словах произносятся поразному (формируется представления о гласных, согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуках)

Основной задачей подготовительного к обучению чтению периода является формирование умений выделять слова в предложении, делить слова на слоги, выделять любой звук, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. И только тогда возможно начинать непосредственно обучение чтению :

Знакомство со всеми буквами русского алфавита;

Усвоение некоторых правил орфографии;

Овладение слоговым и слитным способом чтения

На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.

Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.

И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут» , и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.

И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать !

Самые распространённые ошибки при обучении чтению

На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка» , а не [К], «эр» , а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать , например «каэрот» , вместо «крот» .

На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь) . Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное .

Ребёнок читает механически , то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит, он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.

Надо учитывать , что у детей с флегматичным складом характера, т. е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро , но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать . Не ругайте малыша и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит . Лучше сначала отвести дошкольника к логопеду .

Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать . Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать , надо дать время для того , чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно . Так же ребенок, которому часто читают взрослые , не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подобном случае можно использовать следующий прием : начните читать интересный ребенку рассказ, а затем прервите чтение, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы ребенок испытывал неудовлетворенное любопытство. Современные дети не хотят читать еще в силу того , что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая , надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, - заставлять работать собственное воображение.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники .

Статьи по теме: