Притча о друзьях. Притча о дружбе методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Друг познаётся в... (Притча о дружбе.)

"Если вы помогли другу в беде, он наверняка вспомнит о вас, когда снова окажется в беде." Чейтс.

Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чём секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?
Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей!»
- Слышал, выражение «друг познаётся в беде»? – спросил его бизнесмен.
- Да! Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.
- Забудь его, оно в корне не верно. Друг познаётся в радости!
Юноша смутился и очень этому удивился.
- Смотри, – продолжал учитель, – когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадаченны. Правильно?
- Да! – ответил юноша, – и мой друг помогает мне её решить!
- Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть и жалеть тебя.
- Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своём юноша.
- Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу. Мне повезло, – продолжал учитель, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам! На самом деле, если у тебя проблема, реши её самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко. А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться. Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным!

"Всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия." Аристотель.

"Хорошими делами прославиться нельзя" (Притча о том, нужно ли помогать друзьям)

Один фермер понимал язык животных. Он каждый вечер задерживался на скотном дворе, чтобы послушать, о чём они говорят. Однажды вечером он услышал, как бык плакался ослу и жаловался на свою тяжёлую долю:

Я должен работать и тянуть плуг с утра до ночи. Независимо от того, насколько жарко днём, или как сильно болят мои ноги, или как ярмо натёрло мою шею, - я должен работать. В то время как ты – дитя досуга. Ты накрыт красочной попоной и не должен ничего больше делать, как только отвезти нашего хозяина, если тот захочет куда-нибудь поехать. Если же ему никуда не нужно ехать, то ты целый день можешь отдыхать и щипать зелёную травку.

Мой дорогой друг, - отвечал осёл, - у тебя действительно очень тяжёлая работа, я хотел бы помочь тебе и облегчить твою участь. Поэтому я скажу тебе, как ты сможешь сделать так, чтобы получить целый день отдыха. Утром, когда раб придёт, чтобы запрячь тебя в плуг, продолжай лежать на земле и сильно мычать, чтобы он смог сказать хозяину, что ты заболел, и не можешь работать.

Итак, бык последовал совету осла. И утром следующего дня раб пришёл к хозяину и сказал ему, что бык заболел и не может тянуть плуг.

Тогда, - сказал хозяин, - запряги осла в плуг, потому что пахоту нужно продолжать.

И весь день осёл, который только намеревался помочь своему другу быку, был вынужден сам выполнять всю его работу. Ночью, когда его выпрягли из плуга, он почувствовал, что сердце его перетружено, его ноги ноют от усталости, а его шея болит в тех местах, где ярмо натёрло её.

Фермер задержался на скотном дворе, чтобы послушать разговор животных.

Первым начал бык.

Ты оказался моим хорошим другом. Благодаря твоему мудрому совету я получил целый день отдыха.

А я, - отвечал осел, - я похож на тех многих простодушных людей, которые начинают с того, что помогают другу, а кончают тем, что делают за него всю его работу. В дальнейшем тебе придётся самому тянуть свой плуг, потому что я слышал, как хозяин сказал рабу, что нужно будет послать за забойщиком скота, если ты вдруг опять заболеешь. Я только хочу, чтобы в твоих интересах он оказался ленивым малым. После этого они больше не сказали друг другу ни одного слова. Так закончилась их дружба.

Если ты хочешь помочь своему другу, то делай это таким образом, чтобы тебе не пришлось переложить все тяготы и заботы своего друга на себя самого.

Суфийская притча от Джами

Муавия и Акил ибн Абу Талиб были закадычными друзьями и неразлучными приятелями. Однажды на путь их товарищества упал шип и на лик их села пыль. Акил порвал с Муавией и больше не присутствовал на его пиршествах. Муавия, прося прощения, написал ему: «О...

  • 2

    Барсук Филька Притча от братьев Бондаренко

    Жили по соседству в Гореловской роще два медведя: медведь Спиридон и медведь Лаврентий. По праздникам в гости друг к дружке ходили, медком угощались. А неподалёку от них барсук Филька жил. И сам - ни к кому, и к нему - никто. Завидно было ему, что...

  • 3

    Бедуин и умирающий пёс Суфийская притча от Руми

    В пыли дорожной пёс лежал без сил, А бедуин вздыхал и слёзы лил: «Я так боюсь, что жить мне станет туго, Когда лишусь единственного друга!» «О чём ты плачешь, человек прохожий?» - Спросил араба нищий странник божий. «Я плачу, путник, от своих забот - Вот...

  • 4

    Быть другом Конфуцианская притча

    Цзы-Гун спросил о том, что значит быть кому-то другом. Конфуций ответил: - Будь честен с ним, когда даёшь ему совет, и побуждай к хорошему. Но если он не слушает, то не настаивай, чтобы не быть униженным.

  • 5

    Вероломный друг Индийская притча

    Жили в Дели два купца - Мотичанд и Рамдас. Крепкая дружба была между ними. Однажды Мотичанд беседовал со своей женой, как вдруг она перебила его и стала просить: - Дорогой супруг! Мы уже стареем, деньги у нас, слава Богу, водятся, а что нам это...

  • 6

    Весть для Сократа Притча от Владимира Шебзухова

    При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, - разумен Книга Притчей Соломоновых, 10:19 Сказал вдруг человек Сократу: «Услышь (коли от слов в судьбе Не станешь бедным иль богатым), Что друг твой молвил о тебе…» Но перебил его философ: «Не...

  • 7

    Визитка Дзэнская притча

    Дзэнский Мастер Кейчу возглавлял главный храм в Киото. Однажды послушник принёс ему визитную карточку и сказал, что этот человек хочет видеть его. На карточке было написано: «Китагаки, Губернатор Киото». Кейчу посмотрел на визитку и проговорил: - Скажи, ...

  • 8

    Волк и Заяц Басня Александра Апарцева

    Решили Волк и Заяц дружбу завести. Пожали лапы, чтоб упрочить сделку, И вместе поохотиться пошли На выдру, куропатку или белку. Идут по лесу… Вдруг среди кустов Косуля молодая листья гложет. Волк пасть открыл, слюна течёт с зубов. От вида этого у Зайца...

  • 9

    Волна и утёс Притча от Натальи Бурочкиной

    Жила-была Волна. Она любила резвиться на ветру. Любила ласкать камни на берегу. Однажды она забрела в незнакомую бухту. Там был Утёс. Он стоял посреди бухты. Волна подружилась с Утёсом. Они могли часами разговаривать. Они всё время проводили вместе. ...

  • 10

    Воробьиные козни Тибетская притча

    Неподалёку друг от друга жили-были голубка и воробьиха. Они водили дружбу и жили, как добрые соседи. Однажды голубке вздумалось подшутить над воробьихой. Она подлетела к её гнёздышку и играючи вытащила оттуда мягкую подстилку. Затем, бросив её перед...

  • 11

    Враг и друг Притча от Ивана Тургенева

    Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать. Но вот перед ним река с крутыми берегами - узкая, но глубокая река. А он не...

  • 12

    Враги Басня Эзопа

    Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой - на носу; так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля...

  • 13

    Горшок и Котёл Басня Жана де Лафонтена

    Горшок с Котлом большую дружбу свёл; Хотя и познатней породою Котёл, Но в дружбе что за счёт? Котёл горой за свата; Горшок с Котлом запанибрата; Друг без друга они не могут быть никак; С утра до вечера друг с другом неразлучно; И у огня им порознь...

  • 14

    Гримр викинг Притча от Николая Рериха

    Гримр, викинг, сделался очень стар. В прежние годы он был лучшим вождём, и о нём знали даже в дальних странах. Но теперь викинг не выходит уже в море на своём быстроходном драконе. Уже десять лет не вынимал он своего меча. На стене висит длинный щит, ...

  • 15

    Два барсука Басня Владимира Шебзухова

    Увидел вдруг с горы барсук - Из собственной его норы С поклажей вышел близкий друг (Считавшийся до сей поры). И как потом, не чуя ног, С поклажей быстро побежал. И углядеть он так же смог, Как горе-друг в капкан попал… Воришка громко стал кричать. Что ж, ...

  • 16

    Два друга Современная притча

  • Притча - короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость), по содержанию притча близка к басне.Вот несколько притч о дружбе. Ценно иметь преданного друга, тогда тебе не страшны испытания, ведь ты не один. Притчи о дружбе содержат те зёрна истины, которые каждый получает в своей жизни, но не каждый замечает. Привлекая наше внимание к истинным ценностям, притчи о дружбе дают возможность увидеть те моменты, которые являются основополагающими в настоящих дружеских взаимоотношениях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Притча.

    Притча – короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость), по содержанию притча близка к басне.

    Понятие притчи.

    1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой общения, значимостью, заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характера, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона».

    2. Эпический жанр в литературе ХIХ – ХХ веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивности языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альберт Камю и др.

    Притча «Бабушка».

    Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет.

    Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала всё наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный. Бог дал нам драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

    Притча о том, на что следует тратить время.

    Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил её доверху небольшими камнями. собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку гороха и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял свободное место и всё закрыл. Ещё раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрец кружку, полную воды и вылил её в банку до последней капли. Засмеялись ученики, видя всё это.

    Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин – это наша жизнь. Камни – самая главная составляющая нашей жизни: дети, семья, друзья, здоровье. Горох – вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и р. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

    Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а заняться уборкой, ремонтом, всегда найдётся время. Следует сначала тратить время на камни. Всё остальное песок.»

    Мудрец уже хотел уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я добавил в кувшин воды, чтобы Вам показать, что как бы занята была жизнь, всегда найдётся место для безделья.»

    Простая история – глубокий смысл. Прежде чем тратить время на какое-нибудь дело, вспомни эту притчу.

    Притча про фею

    Однажды в дом одной семейной пары влетела Фея. Она сказала супругам: «Вы вместе 25 лет, ваша любовь прекрасна! И я готова выполнить по одному желанию каждого из вас. Супруга тут же сказала: «Я хотела бы со своим мужем объехать весь мир!!!» В ту же минуту в её руках оказалась пачка билетов на разные авиарейсы. Улыбка ослепила лицо женщины. «Ну, раз уж нам выпала такая возможность, я бы хотел, чтобы – продолжал 50-летний мужчина не глядя на свою жену – моя жена была моложе меня на 30 лет!» Фея улыбнулась и взмахнула своей волшебной палочкой и мужчина стал 80-летним стариком. Будьте осторожны в своих желаниях.

    Притча «Поступок друга»

    К человеку обратился Ангел:

    Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?

    Хочу, - сказал человек.

    Ангел поднял его над землёй и человек увидел свою жизнь и две пары следов, идущих рядом.

    Кто это рядом со мной?

    Это я,- говорит Ангел. – Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.

    А почему иногда остается только одна пара следов?

    А это самые трудные годы твое жизни, - говорит Ангел.

    И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты? Как же ты мог меня оставить? – возмущённо спрашивал человек.

    Нет, это я тебя на руках нёс…,- тихо ответил Ангел.

    Пускай твой Ангел всегда сопутствует и помогает тебе!

    Притча о друге

    Однажды к учителю пришёл человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

    – Учитель, мой друг меня избегает, я думаю, что ему наскучило моё общество. Как мне поступить?

    – А ты считаешь себя до сих пор его другом? – спросил учитель.

    – Конечно, – ответил мужчина.

    – Тогда подойти к нему, и спроси прямо о причине его поведения, – посоветовал мудрец, – и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг – освободить его от необходимости избегать тебя, – уйти первым и не искать с ним встреч.

    – А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

    – Не держать обиды, – сказал учитель.

    Притча «Настоящий друг»

    Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

    – Мама, что это за птицы? – спросил он.

    – Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

    Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

    – Ай-ай, они украли у нас еду!

    Притча «Песок и камень»

    В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

    Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

    Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

    Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

    – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

    Друг ответил:

    – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

    Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

    Притча «Гвозди»

    Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

    Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

    Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

    – Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

    Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

    Старайся не ранить их...

    Притча «Светлячок»

    Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.

    Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.

    А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.

    Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

    – Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.

    – Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.

    – Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.

    Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.

    Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.

    Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал...

    Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:

    – Что случилось? Я так по тебе соскучился.

    – А разве ты не видишь?

    – Нет, – честно ответил мальчик.

    – Ну, и ладно, – сказал светлячок.

    – Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.

    – Что? – удивился светлячок.

    – Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву... Вот бы хоть разок взглянуть на это.

    И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!

    – Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

    – А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.

    – Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

    Притча «Три кита Сократа»

    Один человек спросил у Сократа:

    – Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

    – Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

    – Три сита?

    – Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

    – Нет, я просто слышал это.

    – Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

    – Нет, напротив.

    – Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

    – Нет, в этом нет необходимости.

    – Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

    Притча «Дорожка»

    Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка.

    На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена.

    На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье!

    В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
    - Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

    Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
    - Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

    Притча «Друг познаётся в …»

    Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чём секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?
    Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей!»
    - Слышал, выражение «друг познаётся в беде»? – спросил его бизнесмен.
    - Да! Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.
    - Забудь его, оно в корне не верно. Друг познаётся в радости!

    Юноша смутился и очень этому удивился.
    - Смотри, – продолжал учитель, – когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадаченны. Правильно?
    - Да! – ответил юноша, – и мой друг помогает мне её решить!
    - Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть, и жалеть тебя.
    - Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своём юноша.
    - Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу.

    Мне повезло, – продолжал учитель, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам! На самом деле, если у тебя проблема, реши её самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко. А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться . Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным!

    Притча «Испытание»

    В одной далёкой стране жили два друга. Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех. Любые решения они принимали сообща. А если не могли принять никакого решения, то неприятные последствия этого тоже делили поровну. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное – друзья ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих. Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. А надо заметить, правитель этот, уже весьма убелённый сединами, окончательно потерял веру в настоящую дружбу.
    И велел он привести к себе наших неразлучных героев.
    – Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
    – Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.
    – И вы готовы это доказать?
    – Нам бы не хотелось ничего доказывать…
    – Ваше желание не имеет никакого значения! Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

    С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого – в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
    Стражники получили исчерпывающее указание: «Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!».
    Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если… Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
    Страшный эксперимент длился целый месяц. Повсюду только об этом и судачили. Народ, обуянный кривотолками и домыслами, нервно потирал потные ладошки в предвкушении драматичной развязки.
    Вот-вот, ещё немного – и можно будет наконец лицемерно вздохнуть или притворно улыбнуться, - в зависимости от того, каким будет финал: трагедия или комедия…

    Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
    А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их на аудиенцию.
    – Герои! – воскликнул он, как только двое бывших заключённых переступили порог величественных покоев. – Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства… Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
    – Вы не можете этого знать, – сказал один из друзей, невозмутимо глядя в глаза правителю.
    – Почему не могу? – удивился тот. – В конце концов, есть множество свидетелей вашей стойкости и несгибаемой воли. Ведь вы же действительно не предали друг друга, хотя достаточно было единственного слова, чтобы прекратить мучения!
    – Ошибаетесь, – отвечали друзья. – Мы сохранили верность лишь своим принципам. А друг друга мы бы предали в первый же день испытаний. Суровая, правда, жизни в том, что только во имя собственных принципов, но не ради друзей, человек в состоянии выдержать любые пытки.
    – Вот как? – Ещё больше удивился правитель. – Тем не менее, вы считаете себя друзьями. В чём же, по-вашему, заключается настоящая дружба?
    – В схожести принципов…

    Притча «Самое ценное»

    Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом. Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

    Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

    Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад. Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

    Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку. Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

    И он понял - самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

    С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну. Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

    Притча

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

    – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

    Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

    Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

    Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

    – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

    – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

    …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

    – Ну что ты так долго? Посмотрел?

    – Да!

    – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.


    Не пропусти остроумные, мудрые и поучительные притчи о дружбе. Каждая из них - бесценная жемчужина авторского или народного творчества. И каждая заставит Тебя улыбнуться и задуматься о ценности верной дружбы.

    Читай короткие притчи о дружбе и преданности до конца. Обещаю, Ты не пожалеешь ни одной потраченной минуты!

    Гвозди

    Поучительная притча о дружбе для детей. Короткая история о злом мальчике и его отце расскажет Тебе, как важно сдерживать гнев и не обижать друзей.

    Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

    Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

    Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

    Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

    Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их...

    Цезарь и лекарь

    Потрясающая притча о Цезаре и его преданном лекаре еще раз напомнит Тебе: никогда не сомневайся в друзьях, если ваша дружба проверена годами.

    У Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если болел, лекарства принимал, только когда лекарь собственноручно подаст ему.

    Однажды Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» А через некоторое время пришел лекарь, и подал Цезарю лекарство. Цезарь подал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до капельки лекарственную смесь.

    Лекарь застыл в ужасе:

    Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того, как ты прочел это?

    На что Цезарь ответил ему:

    Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!

    Сколько человеку необходимо друзей?

    Как думаешь, сколько надо иметь друзей, чтобы чувствовать себя счастливым? Одного, двух, а может быть, несколько десятков? Интересная притча о дружбе от Бориса Крумера метко ответит на этот риторический вопрос и поможет расставить все точки над «і».

    Ученик пришёл к Учителю и спросил его:

    Мастер, сколько друзей должно быть у человека - один или много?

    Всё очень просто, - ответил Учитель, - сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.

    Ученик задрал голову и ответил:

    Но оно очень высоко висит, Учитель! Мне не достать.

    Позови друга, пусть он поможет тебе, - ответил Мастер.

    Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.

    Мне всё равно не достать, Учитель, - сказал огорчённый ученик.

    У тебя больше нет друзей? - усмехнулся Учитель.

    Ученик позвал ещё приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.

    Тогда учитель подозвал его к себе:

    Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?

    Понял, учитель, - сказал ученик, потирая ушибленный бок, - много - чтобы все вместе мы смогли решить любую проблему.

    Да, - ответил Мастер, огорчённо покачивая головой, - действительно, нужно много друзей. Чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашёлся хотя бы один умный человек, который догадался бы принести лестницу!

    Самое ценное

    Задумывался ли Ты, дорогой друг, что в жизни ценнее всего? Ответ найдешь в следующей притче о дружбе. Уверен, он Тебя не разочарует.

    Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.

    Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

    Однажды он узнал, что сосед умер - и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

    Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…

    Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

    Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.

    Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

    И он понял - самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

    С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

    Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.

    Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

    «Ничто не может

    так вдохновлять людей

    и помогать им, как дружба».

    Ба Цзинь.

    Тема: «Притчи о дружбе»

    Цель: формирование нравственных качеств обучающихся.

    Задачи: 1) помочь формированию представлений о дружбе;

    2) показать важность друзей в жизни человека;

    3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.

    Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра.

    Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, взаимопонимание.

    Оборудование: толковый словарь, плакат «Правила дружбы», карточки, ручки, маркеры.

    Блок-схема урока:

      Объявление темы и ожидаемых результатов урока.

      Мозговой штурм «Дружба – это…»

      Словарная работа.

      Работа с притчей.

      Работа по группам «Что важно для дружбы».

      Физкультминутка

      Подведение итогов.

      Рефлексия.

      Домашнее задание: небольшой рассказ или стихотворение о своём друге, рисунок « Мой самый лучший друг».

    Ход урока.

    1. Объявление темы урока и ожидаемых результатов.

    Сегодня мы познакомимся с понятиями: «Дружба», «Друг», «Дружеские отношения».

    Узнаем, каких друзей можно назвать настоящими.

    Составим правила дружбы.

    2. Мозговой штурм «Дружба – это…»

    Чтение стихотворения Измайлова «Монолог дружбе» (1 часть)

    Что такое дружба? Каждый знает?

    Слово «Дружба» что обозначает?

    Может быть, поход в кино,

    Может быть, хороший пас в футболе,

    Может быть, подсказку у доски,

    Может быть, защиту в драке школьной

    Или просто средство от тоски?

    Ну, а может быть, молчанье в классе,

    Если друг плохое совершит?

    Скажем, Коля стены разукрасил,

    Михаил всё видел, и молчит.

    Разве это дружба, если кто-то

    Дроби дома не хотел решать:

    Заниматься не было охоты,

    А дружок даёт ему списать.

    Разве это дружба, если двое

    Вздумали уроки прогулять,

    А спросила мама: «Вы не в школе?» -

    Оба дружно начинают врать.

    Ну, а может, дружба – это если

    Друг приятно говорит всегда,

    Речь свою, пересыпая лестью,

    И не скажет резко никогда?

    Что такое дружба, каждый знает?

    Может быть, и спрашивать смешно.

    Ну а всё же, что обозначает

    Это слово? Значит что оно?

    Беседа по тексту стихотворения:

    Так что же такое дружба? Ответ начните со слов «Дружба – это…» (ответы детей).

    Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба», а теперь давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова.

    3) Словарная работа:

    Найдите в словаре значение слова «Дружба».

    (Чтение словарной статьи).

    Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    Подберите однокоренные слова к этому слову. (Друг, дружить, подруга, друзья).

    Посмотрите в словаре, что означает слово «друг»?

    (Чтение словарной статьи).

    Друг – человек, который связан с кем–нибудь дружбой.

    4. Работа с притчей.

    Я прочитаю вам притчу, а вы подумайте, какую пословицу можно привести в подтверждение, которая достаточно часто употребляется в речи.

    «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

    Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

    Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

    О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

    От чего может погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопрос).

    Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей).

    Расскажите о прочитанных вами притчах.

    Какие еще притчи о дружбе вы читали, знаете?

    5. Работа по группам.

    Что же в дружбе самое главное?

    Обозначьте в порядке значимости для вас следующие высказывания:

    а) давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания;

    б) защищать друг друга от обидчиков;

    в) придумывать вместе интересные игры;

    г) уметь посочувствовать, поддержать, утешить;

    д) угощать друг друга сладостями;

    е) уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная;

    ж) уметь уступать друг другу;

    з) уметь слушать друг друга и понимать;

    и) не сориться друг с другом по пустякам;

    к) искренне радоваться успехам друг друга.

    Проверка работы в группах.

    6. Физкультминутка.

    (Песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).

    7. Игра «Цветок дружбы».

    Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Игра «Цветок дружбы».

    Напишите по одному самому главному качеству на лепестке этого красивого цветка, без которого дружба состояться не может.

    Обучающиеся прикрепляют на доске лепестки цветка к его середине.

    Теперь мы знаем, что такое дружба, что важно в дружбе, кто такой настоящий друг, какими качествами он обладает, поэтому сейчас давайте утвердим правила дружбы для нашего класса.

    Выстраивается список правил дружбы

    Прочитайте правила дружбы:

    1. Помогай другу в беде.

    2. Умей с другом разделить радость.

    3. Не смейся над недостатками друга.

    4. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

    5. Не обманывай друга.

    6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

    7. Не предавай своего друга.

    8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

    9. Основа дружбы – взаимоуважение.

    10. Прочная дружба – это забота о друге, готовность прийти на помощь, ничего не требуя взамен.

    Вы согласны с этими правилами дружбы?

    Я надеюсь, что более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять правила дружбы.

    8. Подведение итогов.

    Ребята, как вы понимаете высказывание Л.А.Сенека Мл. «»Дружба кончается там, где начинается недоверие»

    9. Рефлексия.

    У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.

    10. Домашнее задание.

    Составить небольшой рассказ о своём друге и обсудить его с родителями.

    Предлагаю вам план рассказа.

      Как я понимаю слово дружба.

      Кто такой мой друг.

      Почему я дружу с этим человеком.

      Что дает мне дружба.

    Ребята, можете написать стихотворение о друге или нарисовать рисунок

    «Мой самый лучший друг»

    Список литературы.

    1. Зуев. В.А. Основы нравственного воспитания. Екатеринбург. 2007.

    2. Основы светской этики. Учебное пособие. Просвещение. 2010.

    3. Цицерон. О дружбе. Об обязанностях М., 1993.

    4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников М., 2001.

    5. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург., 2007.

    6. Основы светской этики. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М., 2010.

    7. Журнал «Воспитание школьников», №3 1992.

    Статьи по теме: