Проект на тему: Куклы наших бабушек. «Куклы наших бабушек»

ГБОУ 2120 ДС-4

Г. МОСКВА

Подготовили:

Ибрагимова З.Р

Гусейнова Г.Р

Проект «Куклы наших бабушек»

Проект «Куклы наших бабушек»

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Вид проекта : краткосрочный (1 месяц) .

Участники проекта : девочки старше-подготовительной группы (8 человек, родители детей, воспитатель.

Цель : воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле .

Задачи :

Образовательная : закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле (обрядовая, обереговая и игровая) ; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивающая : развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами , дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки , они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы и небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему : народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект « Куклы наших бабушек » .

Я считаю, что данный проект актуален , потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный

На этом этапе проведены следующие мероприятия :

Уточнение знаний родителей детей по теме проекта ;

Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды) ;

Расширение образовательного пространства в группе : пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичной куклы ;

Изучение истории народной тряпичной игрушки.

2. Практический

Были проведены занятия :

Изготовление куклы-закрутки ;

Изготовление куклы-оберега ;

Изготовление куклы-пеленашки ;

Беседы : « Куклы наших бабушек » , истории создания обрядовых кукол.

3. Заключительный

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта , и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол « Куклы наших бабушек » ; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек » и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки» . Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток. Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта .

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.


Предварительный просмотр:

ГБДОУ Российской гимназии при ГРМ

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

в средней группе детского сада

воспитателя Паукам О.Н.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

На семинаре-практикуме «Результаты проектной деятельности»

  1. Планирование работы
  2. Планируемые результаты
  3. Консультация для воспитателей «Русская тряпичная кукла»
  4. Консультация для родителей «Куклы наших бабушек»
  5. Представление фотоальбома «Куклы наших бабушек»
  6. Мастер-класс по изготовлению кукол
  7. Спортивное развлечение «Мамины помощники»

Литература:

  1. ФГТ в ДОУ Перспективное планирование. Под ред. М.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Изд-во «Учитель», 2012г.
  2. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.
  3. Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.
  4. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.
  5. Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Подборка детской литературы для чтения детям.

  1. Александрова З. «Мой мишка».
  2. Бородницкая М. «На кого же он похож?».
  3. Воронько П. «Обновки».
  4. Воронкова Л. «Маша-растеряша».
  5. Вересаев В. «Братишка».
  6. Гарей Ю. «Колыбельная для куколки».
  7. Галиев Ш «Баю-баю», «Братик плачет».
  8. Женская одежда. Пособие.
  9. Заходер Б. «Портниха».
  10. Кукла и её любимые наряды.
  11. Ладоншиков Г. «Кукольная колыбельная», «Кукла и Катя».
  12. Лермонтов Ю. «Спи, младенец мой прекрасный».
  13. Маршак С. «Усатый- полосатый», «Вот какой рассеянный».
  14. Михалков С. «Дядя Степа».
  15. Никонова Е.А. «Я открою вам секрет».
  16. Носов Н, «Заплатка».
  17. Осеева В. «Волшебная палочка».
  18. Образцов Б. «Лечу куклу».
  19. Перро Ш. «Красная шапочка».
  20. Рюмина И. «Куклы наших бабушек».
  21. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Крошечка-хаврошечка», «Баба-Яга» и другие.
  23. Сказочная азбука.
  24. Токмакова И. «Купите лук»
  25. Чуковский К «Телефон», «Федорино горе», «Путаница».

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

В средней группе детского сада.

1.Планирование работы.

ВИД: среднесрочный

ВРЕМЯ проведения: март – апрель 2014 года

УЧАСТНИКИ: дети средней группы, родители, воспитатели.

Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ»

ЦЕЛЬ: Ознакомление с культурой русского народа; история изготовления

Русской тряпичной куклы.

ЗАДАЧИ: Дать детям представление о кукле как игрушке, её использование

В семье, быту, детском саду. Закрепление образа куклы в различных видах

Деятельности детей и взрослых. Слушание русских народных песен.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

1.Передача образа ребёнка – младенца через различные виды изобрази-

Тельной деятельности: лепка кукол – пеленашек, рисование матрёшек,

Изготовление обережных кукол из бумаги и тряпок;

2.Организовать в группе выставку кукол из различных материалов – бумаги,

Соломы, тряпок, дерева и фарфора.

3.Заучивание колыбельных песенок, потешек, дразнилок, считалок, стихов,

Слушание детских русских народных песен, детских песенок, колыбельных.

4.Вместе с родителями собрать альбом фотографий»Куклы наших бабушек».

5.Провести спортивное развлечение «Мамины помощники».

6.Организовать мастер – класс для детей и родителей «Мастерская по

Изготовлению кукол».

7.Провести консультации для родителей и воспитателей.

2.Планируемые результаты работы интегративных качеств проекта.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ.

1) Формирование целостной картины мира: игрушки- семья- детский сад- культура. Расширение кругозора – разнообразие предметов, деятельность детей.

2) Развитие познавательно – исследовательской деятельности в игре,

Изобразительной деятельности, словотворчество.

3) Развитие игровых умений детей – разнообразные манипуляции с игрушками, игровые действия, простые сюжеты, сотрудничество между ролевыми партнёрами, имитация характера героев, активизация словаря.

4) Укрепление связей между детским садом и семьёй, между детьми и

Взрослыми- родителями и педагогами.

ПЕРВЫЙ ЭТАП-март.

ЦЕЛЬ: Расширение представления детей об окружающем мире, культурной

Жизни и традициях русского народа.

ЗАДАЧА: Сравнение кукол по сенсорным качествам(цвет, форма, величина);

Уточнение и углубление знаний о материалах, из которых сделаны куклы;

Развитие интереса к народным традициям;

Создание игровых ситуаций для общения.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности входит

В область «ПОЗНАНИЕ». Исследовательская деятельность развивает позна-

Вательную активность, подталкивает детей к самостоятельным действиям,

Помогает планировать и заканчивать работу, проявлять инициативу и

Творчество.

ВТОРОЙ ЭТАП-апрель.

ЦЕЛЬ: Формирование потребности в исследовательской деятельности,

Желание изготавливать кукол из различных материалов.

ЗАДАЧА: 1) Оформление и презентация результатов работы;

2) Привлечение детей и родителей к участию в исследовательской

Деятельности – изготовление фотоальбома «Куклы наших бабушек».

3) Самостоятельные игры детей с самодельными куклами, куклами обере-

Гами, народными игрушками, изготовленными из разных материалов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА».

Тряпичная кукла- неотъемлемая часть русской культуры. В сегодняшней

России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная

Фигурка выполняет теперь новую функцию: она становиться живым средством

Общения и приобщения к народному культурному опыту.

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых,

Обрядовых, игровых. Самые интересные из них – куватки, кубышки, капустки,

Зерновые, а также «вепсская», «бессонница», «коляда».

1.Кукла- это знак человека, его игровой образ-символ. Она отражает историю

Страны и народа, историю культуры.

2.Тряпичная кукла- традиционная игрушка русского народа, сопровождала

Человека с рождения, была атрибутом любых праздников.

3.Обереговые куклы выполняются из природных материалов (дерево, лоза,

Трава- лугава, солома). Потому что лес- среда обитания русского человека.

Куклы из берёзы, осины- часто без лица. Куклы из поленца, щепочки, веток.

4.Куклы- простейшие изображения женских фигурок, они несут в себе ценности

Преемственности поколений, отражают природу и жизнь человека и семьи.

(7-«я» - семья).

5.Девочки учились шить и познавали искусство одевания. Кукол берегли,

Дарили, с ними играли, хранили в сундуках с приданым.

Осмотр выставки- коллекции кукол из разных материалов:

  • КУВАДКА (КУВАТКА) – из бумажных салфеток
  • КУБЫШКА – из тряпичных лоскутков
  • КРЕСТУШКА – из соломы, тряпок и ниточек
  • СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА – из дерева
  • ДОМОВЁНОК – из соломы и мешковины
  • АНГЕЛ – фарфоровая куколка
  • АЛЁНУШКА – пластмассовая куколка

Выставку готовили родители с детьми, воспитатели.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».

ЦЕЛЬ: знакомство с культурой русского народа; изготовление

Тряпичной куклы.

«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА: культура, традиции, технология».

1.Кукла- знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли кукла

Отражает время, историю культуры, историю страны и народа, его

Движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности

Обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести

До потомков её драгоценные крупицы.

2.С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского

Народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была

Непременным атрибутом любых праздников, в том числе игры в куклы.

3.Большинство кукол были оберегами и ведут свою историю с древних

Языческих времён. Они изготавливаются из природных материалов,

Которые приносят из леса- дерево, лоза, солома. И это не случайно.

Потому что лес- это среда обитания русского человека. Куклы из берёзы,

Осины, часто без лица, куклы – обереги.

4.Куклы – простейшие изображения женских фигурок. Куклы разных

Народов, игровые, из обрядовых сохраняют и передают ценности

Преемственности поколений.

5.Разнообразие тряпичных кукол: русская тряпичная кукла включает

Несколько архетипов (см. фотоальбом).

  • Столбушка
  • Крестушка
  • Кукла на палочке
  • Узловая(узелковая) кукла
  • Пеленашка (куватка)
  • Закрутка (скрутка, скатка)
  • Кубышка – набивная кукла – мешочек

6.Кукла являлась мифологической формулой мироустройства, отражая

Cамую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека.

7.Потребность в общении чётко выражалась в игрушке(действие-речь).

Плюс девочки учились шить и познавали искусство одевания.

8.Из чего шили? Из ситца, сатина, кумача и коленкора. Берегли, под-

Бирали лоскутки по цвету. Красный цвет – оберег, дарили к празднику,

К свадьбе, на именины.

9.Кукла не просто девчачья забава. Иногда рисовали лицо. Берегли в

Коробах. В кукольных забавах проигрывались деревенские обряды.

10.В настоящее время известно более 90 видов различных кукол:

Обереговых, игровых, обрядовых (см. фотоальбом).


Разработка плана детского проекта в средней группе

«Куклы наших бабушек»

Выполнила

Ф.И.О.

Илюшина Татьяна Владимировна

Г.о. Тольятти

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Куклы наших бабушек»

3. Руководитель проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

4. Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

5. Район, город, представивший проект: г.о. Тольятти, Автозаводский район.

6. Адрес организации: Бульвар Гая дом 8

7. Телефон: 306-306

8. Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

9. Цель, направление деятельности проекта: Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.

10. Краткое содержание проекта:

1. Беседа «Какие бывают куклы».

2. Рассматривание иллюстраций готовых кукол.

3. Загадывание загадок о куклах.

4. Стихи о куклах.

5. Создание картотеки загадок о куклах.

6.Лепка «Девочка в сарафане».

7.Аппликация «Сарафан для куклы».

8. Место проведения: группа, территория детского сада, дом.

11. Сроки проведения: 1 месяц - краткосрочный.

12. Количество участников проекта: 20 дошкольников, их родители, узкие специалисты, 2 воспитателя средней группы детского сада.

13. Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа)

14. Форма проведения: фронтальный .

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Проблема педагогическая: Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.

Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?

Задачи педагогические:

1 . Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Задачи детские:

1. Выяснить, как создавали кукол своими руками.

Форма презентации:

Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы(с наименованием)

Задачи

Сроки реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы».

Чтение сказки

« Василиса Прекрасная».

Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных)

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках: видео, интернет ресурсы, книги, энциклопедии.

1 неделя

Первый день

1 неделя

Третий день

1 половина дня

2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

2 этап

Посещение выставки «Старинные куклы».

Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).

НОД:

« Путешествие в прошлое куклы».

НОД:

«Тряпичная кукла-оберег».

Чтение и стихотворений о куклах.

Аппликация: «Сарафан для куклы».

Лепка « Девочка в сарафане».

Обогащать представление детей о русских народных куклах.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы.

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Развивать творческие способности детей.

Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности

2 неделя

Второй день.

2 неделя

Второй день

2 неделя

Третий день.

2 неделя

Третий день .

2 неделя.

Пятый день.

3 неделя первый день.

3 неделя.

третий день

1 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

3 этап

Создание коллекции материалов для изготовления тряпичных кукол.

Создание картотеки загадок о куклах.

Изготовление куклы -пеленашки с детьми.

Выставка детских работ: «Кукла своими руками».

Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали одежду, развивать тактильные ощущения.

Закреплять знания детей о куклах

Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани.

4 неделя

второй и третий день

4 неделя третий день

4 неделя четвёртый день

4 неделя пятый день

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 и 2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Конспект занятия в средней группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная работа . Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Сколько кукол у нас в гостях?

Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

Почему посуда лишняя?

Для чего нам посуда?

Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

Чья кукла самая высокая?

Чья кукла самая низкая?

А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

Из чего ее делали?

Как с ней можно играть?

Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:

Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

Скажите, дети, из чего она сделана?

А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

Эта кукла будет жить в нашей группе.

Как называется такая кукла?

От чего она будет нас оберегать?

А как вы к ней будете относиться?

Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

(Дети играют с куклами)

Занятие в средней группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание .

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.

Предварительная работа : знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.

Оборудование и материалы : сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть . История создания.

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

Как вы думаете? (предположения детей).

Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю ) куклой

Как вы думаете, из чего она сделана?

Интересно с ней играть? Почему?

Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

А ты, Ира как думаешь?

А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).

Чем интересны эти куклы?

Вот человек и придумал другую куклу.

Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

В наше время мы играем такими игрушками?

Какую же игрушку придумали потом?

Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

Ребята, это тряпичная кукла.

Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

Чем она отличается от предыдущих кукол?

А вам интересно узнать, как её шили?

Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами .

Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

А ты, Диана, как считаешь?

А ты как думаешь, Саша?

А как можно играть с современными куклами?

У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

Ребята, а это что за кукла?

Как с ней можно играть?

У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).

Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

- Вы уже эту игру играли с другими предметами.

Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть. Заключительная

Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

Загадки о куклах

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки

В синие сапожки

На красавице-пальто

Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка-

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает-

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка

Стихи о куклах

Елена Благинина

«Голышок-малышок».

Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок

М. А. Пожарова

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,

Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.


«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - народная мудрость

Проблема

Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Актуальность проекта.

В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность» , «бездуховность» , мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре, традициям, промыслам, обычаям является сегодня актуальной темой.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа - как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. «Куклы из бабушкиного сундучка» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. На дне бабушкиного сундука можно найти куклу, изготовленную своими руками. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Делали и делают кукол из различных материалов: дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цель исследования:

Цель проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы; изучить историю кукол своей семьи.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить представления детей о разнообразии и назначении народной куклы, видах кукол.

Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами. Изучить корни возникновения куклы. Собрать материал о куклах наших бабушек. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки. Сделать фотографии.

Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками, самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Привлечь родителей к совместной творческо – исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки.

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Участники:

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный

Тип проекта

информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.

  • информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников)

Творческий (дети рисуют, составляют рассказы)

Исследовательский (исследуют «Бабушкин сундучок» )

Подготовительный этап:

Планирование совместной работы с детьми и родителями.

Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек.

Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол.

Изготовление воспитателем образцов народных кукол.

Подбор природного, бросового и др. материала.

Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр; подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Информация в родительском уголке. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в жизни ребенка”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
  • Выпуск раскладушки для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка» .
  • Привлечение родителей к сбору материала – Выставка “Куклы наших мам и бабушек”: «Куклы нашей семьи» (фотографии из семейных архивов) .
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность; Проведение консультаций и мастер-классов для родителей. Мастер класс - Русская народная кукла «Мотанка» .
  • Оформление наглядной информации: альбомы и т.д.

Заключительный этап

  • Выставка «Куклы наших мам и бабушек»
  • Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями.
  • Фотографии из семейных архивов «Куклы нашей семьи»
  • Оформление альбома «Куклы русского народа» для группы.
  • Оформление собранной информации в папки.

Литература: интернет – ресурсы

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как: – Познавательное;

– Социально - коммуникативное

– Речевое;

– Художественное – эстетическое; – Физическое развитие; – Труд.

«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции»

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, какие куклы сохранились в семьях наших детей. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы «Мотанка» , мы провели мастер-класс по её изготовлению с родителями. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие предметы и мы придерживались этого правила - куколки делали без иголок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Некоторые детки захотели нарисовать своим куклам глазки

В группе оформили альбом «Куклы русского народа» ; провели Анкетирование среди родителей « «Куклы моего детства» ; совместно с родителями создали выставку “Куклы наших мам”; с детьми изготовили куклы из ниток (детям очень понравилось) и игровую куклу “Пеленашка” по схеме; оформили выставку детских работ. Всю информацию о куклах поместили в папки.

МАТЕРИАЛ КОНСУЛЬТАЦИИ
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК (НАРОДНЫЕ КУКЛЫ ) »

Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи.
Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как отражение души. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

Куклы, изготовленные без помощи иглы

КУВ АДКА
Кувадка была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани), чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Основанием такой куклы служит свернутый и скрученный в трубочку кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка. Заготовку сверху накрывают квадратом белой ткани и перевязывают ниткой по линии шеи. Так получается голова. Чтобы она была более круглой, под ткань подкладывают немного ваты. Ручки-рукава получают в результате перетягивания нитками противоположных углов квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой – получится кисть руки или манжета пышного рукава. Оставшиеся два угла квадрата ткани расправляют и подвязывают ниткой на талии. Кофточка готова. Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, разрезать свисающие концы на три ленты и заплести их в косу. Прическа на голове закрепляется ленточкой-повязкой.


Самый простой способ изготовления Кувадки:

1. На квадратный лоскут положить небольшой комочек ваты или шерсти.
2. Сложить лоскут ткани треугольником.
3. Перевязать ниткой по линии шеи. Получится голова.
4. Ручки можно сделать, перевязав ниткой противоположные углы ткани. Если уголки подогнуть на изнаночную сторону, то получатся ровные манжеты.
Кувадке оформить линию талии, перевязав ее цветной нитью

КУКЛА « ДЕНЬ - НОЧЬ »

Есть разные куклы с таким названием. Она играла роль оберега, который клали в люльку новорожденного. Оберег – это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани. Для изготовления нужно взять два лоскута размером примерно 30*30 см. светлый лоскут символизирует день, а темный – ночь. В центре лоскута кладется комочек ваты. С помощью нити оформляется головка. Низ лоскута складывается треугольником. Затем оформляются ручки – боковые уголки закладываются внутрь и обвязываются нитью. Две куколки связываются одной нитью.

Последовательность изготовления Пеленашки:
1. Белый лоскут скатывается столбиком.
2. Столбик кладут на середину второго (темного) лоскута. Трерьим лоскутом столбику обвязывали «головку» как платкочком.
3. Далее столбик пеленается так же, как настоящий ребенок.
4. Пеленашка обвязывается разноцветной нитью.
Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя все напасти. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранилась вместе с крестильной рубахой.

СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ

Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжи подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в единое целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30см, шириной до 1,5см. Ее делали из любого дерева. Кроме ольхи и осины (эти деревья связывали с нечистой силой).
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукол можно свободно двигать по «руке».


КУКЛЫ ДЛЯ МИРОВОГО ДЕРЕВА.
Раньше к свадьбе в доме невесты утром в день венчания пекли особый свадебный пирог. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными фигурками птиц и зверей, а часто и человечков, символизировавших подружек жениха и невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесты.
В старину у славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, крона – небеса (Мировое дерево). Рождение новой семьи сравнивалось с рождением Мирового дерева жизни. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, его куски раздавали родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей. Середину пирога с Мировым деревом получали молодые. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.
Кукла «Мировое дерево» изготавливалась без сшивания иглой, что бы «счастье не зашить» Ее основы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов (бересту не снимают). Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала на левом сучке рогатины делают куклу – невесту, а на правом затем куклу – жениха.

Изготовление Вертуты:
1.Нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой.
2.Полученную полотняную трубочку сложить пополам, вдвое.
3.Скатать трубочкой второй лоскут – это будут ручки. Их нужно проложить между скатанными трубочками.
4.Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки над руками – оформить головку. Под руками также перетянуть нитью, обозначив талию.
5. Юбочка – привязанные к талии разноцветные лоскутки. Небольшой тканевый прямоугольник может стать фартуком.
6. Для изображения мальчика две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязывают нитью на концах.

СТРИ ГУШКА.
Назначение куклы Стригушки учеными трактуется по-разному. Вероятно, это объясняется тем, что в каждой области существовали свои обычаи. По одним свидетельствам, кукла Стригушка изготавливалась из последнего пучка соломы во время жатвы и устанавливалась в центре последнего стога. Таким образом она выполняла функции оберега как нынешнего, так и будущего урожая.
В других областях Стригушка была обыкновенной игровой куклой, очень популярной среди крестьянских детей. Объяснялось это доступностью материала, простотой изготовления. Мать брала с собой ребенка в поле, где его нужно было чем-то занять. Под рукой у нее всегда были трава и солома. Пучок соломы перехватывали ниткой, скручивали по серединке, сгибали пополам, обматывали соломкой. Так получалась голова.
Небольшие пучки соломы отгибали в стороны и обвязывали на концах. Получались ручки. На уровне талии фигуру перетягивали соломинкой.
Стригушку, в отличие от других кукол, любой ребенок мог изготовить самостоятельно. В домашних условиях девочки украшали куколку лоскутками, тесемочками, ленточками. К тому же Стригушка умела танцевать. Соломенную юбочку Стригушки подстригали поровнее, ставили куклу на стол и сильно стучали по столу ладонью. Стригушка начинала подпрыгивать и двигаться по столу.
По принципу Стригушки можно было делать кукол из других материалов: мочала, льняных и шерстяных нитей.

Куклы, сделанные с использованием иглы.

« КУКЛУ НА ВЫХВАЛКУ »

Такую куклу шили девочки в возрасте до 12 лет. С ранних лет они присматривались к рукодельным работам матерей и старших сестер, помогали им. Заодно девочки знакомились с традиционными видами одежды, осваивали способы ее изготовления. «Кукла на выхвалку» (ее фигурка, одежда, вышивка, украшения) показывала, насколько девочка овладела разнообразными видами рукоделия. Как правило, все девочки очень хотели сделать таких куколок. Это было своеобразным пропуском на взрослые посиделки (вместо сидения дома с малышами). Куколок чаще всего показывали во время пасхальных гуляний. Если игрушка нравилась, рукодельницу спрашивали о том, сколько ей лет, и если ей было уже около 12, обещали пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя

Как использовать куклы в работе с детьми.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
Воспитатель периодически рассказывает о традициях в использовании кукол, особенностях их изготовления, помогает организовать игры-драматизации, читает потешки, показывает иллюстрации, рассказывает о старых временах.

«Игрушка, подаренная природой»:

У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин – магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На любой вкус – и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картину: собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась куколка. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и так же ловко скрутила себе куклу. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу – вот вам и пеленашка. А вот еще одна в дом метнулась – там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног да лоскутки собирает – куклу вертит. Яркая кукла получилась, нарядная!
В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовить жилища. Взрослый человек в природе мог найти все, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может пригодиться в игре, и из чего можно приготовить игрушки.

Статьи по теме: