Расписание каникул: что должен сделать ваш ребёнок за это лето. Режим дня подростка и личная гигиена

В современной науке подростком считается ребенок в возрасте от 12 до 17 лет, когда у него активно идет половое созревание. В переходный период юноши и девушки часто становятся неуправляемыми, имеют сложности в общении с родителями, ищут свое место в жизни, что,в том числе, сказывается на их распорядке дня. Многие из них переходят на ночной образ жизни, уходя ночью в компанию к друзьям либо в ночные клубы, меньше уделяют времени учебе и больше общаются со сверстниками, так как в это время они могут почувствовать свободу от опеки взрослых. Заставить его жить по расписанию крайне сложно, но во имя здоровья попытаться наладить распорядок дня подростка все же стоит.

Когда следует начинать

Считается, что научить ребенка быть организованным можно только в возрасте до трех лет – дальше уже поздно. Мы не будем столь пессимистичными, но доля истины в этом есть. Если научить трехлетнего ребенка элементарно убирать за собой игрушки, чистить зубы и определить ритуал со сном (например, читать 15 минут перед сном), то организм в дальнейшем сам будет требовать такой распорядок. Конечно, с возрастом он будет корректироваться, но сигналы в головной мозг будут поступать правильные, выработается некая привычка придерживаться определенного расписания.

Неправильное расписание

Впрочем, распорядок дня так и так есть практически у каждого подростка. Другое дело, насколько он близок к здоровому. Это определяется физиологическими процессами, происходящими в организме, которые можно коротко охарактеризовать как биоритмы . Проще говоря, подростковый организм привыкает к определенному распорядку и уже не может от него отойти. Например, если подросток ложится в 2 часа ночи, то его организм будет засыпать в это время каждый день. Задача родителя – помочь ребенку найти здоровый баланс, который поможет ребенку все успевать, не жертвуя сном и другими необходимыми для здоровья вещами.

Зачем это нужно

Прежде всего, распорядок дня нужен, чтобы ограничить нагрузки на сердце. Если ребенок будет недосыпать и иным образом регулярно нарушать режим работыи отдыха, его нервная, сердечно-сосудистая и иммунная системы дадут сбой. Ребенок начнет часто болеть, станет нервным, раздражительным, что отразится на успеваемости и общении в социуме. Вторая причина – подготовить его к взрослой жизни, где он будет либо успешным (т. е. везде успевать), либо вечно отстающим.

Основы здорового распорядка дня

У подростка распорядок дня часто привязывается к школьному расписанию , когда уроки начинаются в 8-9, следовательно, встать нужно не позднее 7 утра. Спать подростку необходимо 8-10 часов, значит, ложиться в постель следует не позже 22:00 с учетом на книгу или другое любимое занятие. Когда в семье есть младшие дети, подростки легче усваивают правило, что после ужина в 20:00 им следует находиться в своей комнате и соблюдать тишину, т. е. в период с 8 до 10 вечера ребенок может заняться своими делами. Желательно также приучить его собирать вещи на следующий деньс вечера в этот период.

Гигиена

На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, но на практике трудноосуществимо, хотя многие подростки с удовольствием принимают душпо утрам, чтобы взбодриться.Полезна будет и элементарная зарядка.В выходные также следует приучить подросткаподготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Уроки, секции, гулянье

Школа помогает организовывать подростка: в это время у него уроки, перемены, завтрак и обед. После учебы не нужно настаивать на том, чтобы ребенок сразу шел домой. Если у него есть свободное от секций время, он может позволить себе погулять с одноклассниками, даже если много задали. Мозгу требуется время на восстановление, поэтому после уроков стоит немного отдохнуть, прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, тем более в зимнее время года, когда рано темнеет.

Придя домой и, перекусив, у него есть еще время, за которые он может успеть и сделать уроки, и посетить спортивные секции, и поиграть в компьютер – желательно именно в этой последовательности. Если уроков слишком много, следует делать небольшие перерывы и чередовать устные и письменные, начиная с простых заданий.

Перед сном

Сон нужен ребенку для восстановления и если непосредственно перед ним будут напряженные домашние задания или многочасовые компьютерные игры, сон не будет качественным (он будет поверхностным и прерывистым). Хотя бы полчаса перед сном следует дать мозгу отдохнуть, переключив свое внимание на более спокойные игры, чтение книги, журнала, на крайний случай – прослушивание любимой музыки.

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Твой ребенок ждал каникулы, как манну небесную, однако ты не даешь ему насладиться свободой по полной программе. Каждый день заставляешь чадо читать по 200 страниц «Войны и мира», ходить к репетитору по математике и не подпускаешь его к компьютеру. Перестань истязать ребенка. За книгой достаточно проводить 20 минут, занятия должны чередоваться с прогулками, а игры-стрелялки не только не повредят вундеркинду, но даже принесут пользу.

Обычно на лето учителя не дают детям заданий. Ну разве что предлагают список рекомендуемой к прочтению литературы. Однако перспектива провести лето над скучными книжками школьников, как правило, не радует. Их нетрудно понять. Весь год ребенок корпел над учебниками и справедливо хочет на каникулах расслабиться и «по-человечески» отдохнуть. Но идти на поводу у разленившегося чада не стоит. Исследования давно доказали, что после отдыха, не насыщенного интеллектуальными нагрузками, происходит существенное снижение умственной активности. Ребенок, не заглядывающий в книги на протяжении целых трех месяцев, рискует столкнуться с серьезными проблемами первого сентября.

Чтение – 20 минут

У психологов существует такое понятие, как «стресс начала учебного года». К сожалению, за самые длинные в году каникулы дети часто теряют не только приобретенные знания, но и такой полезный навык, как способность учиться. Чтобы обрести его вновь, одним требуется несколько дней, другим – две-три недели, а третьим – целый месяц. Поэтому очень важно, чтобы твой школьник во время каникул хотя бы 20 минут в день уделял учебе. Пусть читает, причем не только творения классиков, но и увлекательные истории на свой вкус. Важен сам процесс. Кроме того, на каникулах можно подтянуть знания по предметам с низкой успеваемостью. Если второклашка категорически не хочет садиться за уроки и постоянно находит какие-то отговорки, постарайся превратить учебный процесс в увлекательное занятие. Тебе это кажется слишком сложной задачей? Похоже, ты давно не перечитывала «Приключения Тома Сойера». Вспомни, как предприимчивый мальчишка преподнес процесс покраски забора таким образом, что вся окрестная детвора стала наперебой умолять его дать поучаствовать в столь увлекательном деле. Попытайся сделать нечто подобное и заинтересовать ребенка уроками. Со старшеклассниками устраивать подобные шоу, конечно, не стоит. Лучше подумать о мотивации. Если ты знаешь, что в следующем году твоему наследнику придется читать «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Обломова» Гончарова и еще массу объемных и сложных произведений, посоветуй ему некоторые из них осилить за лето. Тогда в учебном году у подростка появится больше свободного времени, ведь ему придется только перелистать и вспомнить то, с чем он уже знаком. Постарайся приучить ребенка к мысли, что отдыхать с чувством выполненного долга куда приятнее, чем киснуть на подступах к задаче, от которой все равно не отвертишься.

Игры на компьютере – 1 час

Не забывай о том, что в распорядке дня ребенка непременно должно быть время, которое он может провести по собственному усмотрению. Если твое чадо хочет побездельничать, слоняясь из угла в угол, пускай слоняется. Желает посидеть за компьютером – не возражай. Тем более последние научные исследования доказывают, что виртуальный мир не только не вреден, но во многих отношениях даже полезен детям. К примеру, компьютерные стрелялки позволяют ребенку выпустить пар и избавиться от накопившихся негативных эмоций, но жестоким его при этом не делают. А ходилки-бродилки, в которых приходится решать трудные логические задачи и волей-неволей напрягать извилины, способствуют развитию творческого мышления, памяти и сообразительности. Если ты боишься, что компьютер может посадить ребенку зрение, отбрось все страхи.

Специалисты доказали, что при наличии хорошего монитора и при правильном освещении острота зрения не только не снижается, но даже возрастает. По мнению некоторых нейробиологов, это связано с тем, что во время игры часть нервных клеток видоизменяет свою форму и начинает лучше взаимодействовать друг с другом. Если эта гипотеза найдет дальнейшее подтверждение, вполне вероятно, что компьютерные стрелялки и бродилки вскоре начнут использовать в качестве терапевтического средства для лечения некоторых глазных заболеваний.

Однако не стоит забывать о том, что, как говорил Аристотель, «все есть яд, и все есть лекарство». Вопрос – в дозе. Проследи за тем, чтобы твое чадо проводило за монитором не больше часа в день, иначе ребенок может заработать компьютерную зависимость. Сеанс желательно разбить на части. Шестилеткам и семилеткам разрешается непрерывно проводить за компьютером не больше десяти минут. Дети с восьми до одиннадцати лет могут играть пятнадцать минут, с двенадцати до тринадцати – двадцать минут, с четырнадцати до пятнадцати – двадцать пять, а старшеклассники – целых полчаса. Затем необходим десятиминутный перерыв, чтобы ребенок мог сделать гимнастику для глаз.

Просмотр фильмов – 1,5 часа

От телевизора тоже не стоит бежать как от бубонной чумы. По мнению британских психологов, даже грудные малыши имеют полное право смотреть специально подготовленные передачи, которые расширяют кругозор и формируют личность ребенка. Весь вопрос – в качестве зрелища и времени, проводимом у экрана. Одно дело, когда ребенок смотрит программы о животных и интеллектуальные шоу, другое – кровавые боевики. В начальной школе допустимо проводить у телевизора около полутора часов в день, в старшей – 3-4 часа. При этом просмотр телепередач, мультиков и фильмов на DVD желательно устраивать в первой половине дня. За несколько часов до сна телевизор может сослужить дурную службу. Если взрослые от долгого контакта с голубым экраном просто устают, то дети обычно перевозбуждаются. И в первую очередь это касается младших школьников. В таком состоянии малышу будет трудно заснуть, а утро он может встретить полностью разбитым.

Прогулки – 3 часа

Позаботься о том, чтобы во время каникул ребенок проводил на улице не меньше трех часов в день. Прогулки на свежем воздухе, причем при любой погоде, несут колоссальную пользу. Они укрепляют иммунитет, повышают аппетит и улучшают кровоснабжение во всех тканях и органах. К тому же солнечные лучи способствуют активному синтезу витамина D, необходимого для формирования крепких костей. Кстати, замечено, что дети, которые проводили много времени на улице, адаптируются к школьным занятиям гораздо быстрее тех, кто большую часть каникул просидел в четырех стенах.

Мнение специалиста

Галина Морева, врач-педиатр высшей категории:

– Во время летних каникул распорядок дня ребенка не должен быть таким же строгим, как на протяжении учебного года. Однако, если все три месяца он ложился позже и вставал когда хотел, в конце августа вам стоит внести изменения в режим сна и отдыха. Как минимум за пять дней до встречи со школой отправляйте свое чадо в кровать между 21 и 22 часами. Тогда уже к первому сентября он научится вовремя засыпать и просыпаться ни свет ни заря бодрым и полным сил.

Программа-минимум

Отведи в музей . Заботясь о том, чтобы за лето «горшочек» сына или дочки не перестал «варить», главное – не перестараться. Поддерживать разум острым можно не только корпением над учебниками, но и другими, более увлекательными для ребенка занятиями. В последнее время широкое распространение получила концепция так называемого «полезного отдыха». Ее суть заключается в том, чтобы привить ребенку интересы, которые обеспечивают увлекательный досуг, а заодно обогащают школьника новыми знаниями и навыками. Поэтому в выходные обязательно посещайте музеи, театры, планетарий и т. д.

Организуй поход . Походы – другой отличный способ не дать мозгу школяра расслабиться, а заодно приучить ребенка к труду. Главное, чтобы вылазки на природу не ограничивались поеданием шашлыков. Собирайте гербарии, фотографируйте, учитесь разжигать костер, ставить палатку, обращаться с компасом, оказывать первую помощь, готовить еду в походных условиях. Поверь, эти новые навыки разовьют у твоего чада наблюдательность, смекалку и сообразительность.

Запиши на бокс . Не будет лишним, если ты запишешь ребенка в секцию, на занятия в которой катастрофически не хватало времени во время учебы. Старшеклассники могут определиться с выбором самостоятельно, а деткам помладше потребуется помощь. Но не пытайся принять решение за ребенка. В противном случае рискуешь заставить свое чадо заниматься тем, что ему совсем не нравится. Возможно, бокс действительно принесет твоему сокровищу больше пользы, чем занятия в физико-математическом кружке. Физические нагрузки нужны детям не меньше, чем «зарядка для мозга». В идеале, конечно, и то и другое гармонично совмещать, поэтому будет здорово, если твое чадо захочет посещать сразу две секции.

Совсем немного времени осталось до начала зимних каникул. Все школьники - от мала до велика - ждут их с нетерпением. Ведь каникулы - замечательная возможность выспаться, вдоволь нагуляться, пройти все уровни любимой компьютерной игры, лежать на диване и клацать пульт телевизора. Безусловно, все родители мечтают о том, чтобы каникулы прошли для ребёнка с максимальной пользой. «Как с толком организовать отдых школьника во время каникул?», - этот вопрос беспокоит практически всех родителей. Из этой статьи вы почерпнёте полезные практические советы о том, как выработать правильный подход к организации отдыха ученика на каникулах.

Отдых для школьников

Каникулы - долгожданная пора прекрасного времяпрепровождения для детей и их родителей. Как сделать, чтобы ребёнок мог с пользой насладиться каждым мгновением отдыха? Необходимо правильно организовать его. Нужно чётко понимать: от того, как ученик проведёт , как он отдохнёт, зависит успешность его обучения в следующей четверти. Итак, базовые правила по организации отдыха школьника во время каникул:

  1. Соблюдаем режим. Время подъема и «отбоя», часы приёма пищи, гигиенические процедуры: всё это должно соответствовать возрасту и потребностям школьника.
  2. Следим за питанием. Постоянное употребление конфет, батончиков и прочих сладостей, газировки, еды из фаст-фуда не принесут здоровья ученику.
  3. Занимаемся спортом. Пусть ребёнок не забывает о ежедневной утренней гимнастике, а игры на свежем морозном воздухе прибавят бодрости, укрепят и закалят его.
  4. Расширяем кругозор. Предлагаем ученику интересные книги для чтения во время каникул, посещаем библиотеку.

Помним, что во время каникул самое главное - восстановиться после напряженной учёбы и подготовить организм к следующему учебному периоду. А варианты могут быть самые разные.

Планирование режима дня

Приступая к планированию содержания каникул для вашего ребёнка, прежде всего, выясните, как сделать это с максимальной пользой. Обратите ваше внимание на режим дня ученика во время каникул . Многих родителей тревожит вопрос: «Стоит ли позволить ребёнку изменить привычный режим дня в каникулярный период?». То есть, позволить вставать позже обычного, сместить режим завтраков-обедов-ужинов, время прогулки и прочее. В этом случае всё индивидуально, родители вправе выбирать режим дня ребёнка во время каникул. Лучше всего обратиться к индивидуальному подходу решения этого вопроса, потому что один ребёнок нормально переносит подъем рано утром, а другой - тяжело адаптируется ко всяческим изменениям. Детям второго типа (чаще всего это относится к младшим школьникам) лучше оставить привычный для них режим, который был в учебное время. Так мы не нарушим благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка. Можно просто немного сместить и отхода ко сну: например, на 1 час. Всё-таки ребята утомились во время учёбы: пусть отдохнут.

Можно и совсем отказаться от чёткого соблюдения режима: пусть планы на день слегка откорректируют его. Однако при этом следует сохранять время продолжительности сна детей:

  • младшим школьникам врачи рекомендуют спать 10-11 часов
  • детям 10-11 лет - не меньше 10 часов
  • ученикам 12-14 лет - около 9 часов
  • старшеклассникам можно спать немного меньше (8 часов).

«Совет. Пусть ученики выспятся на каникулах, ведь часто во время школьных занятий они недосыпают, а это чревато неврозами, срывами, депрессивными состояниями».

Организм ребёнка должен восстановиться во время каникул - это основная цель отдыха между учебными четвертями. Это приобретает особую актуальность зимой, когда потребность сна увеличивается.

Где провести каникулы?

Нередко бывают ситуации, когда ребёнка не с кем оставить дома во время каникул. Хорошо, когда у родителей тоже каникулы или они могут взять отпуск. Но что делать, если провести каникулы вместе с ребёнком не представляется никакой возможности? Рассмотрим варианты.

  1. В гости к бабушке. Близкие родственники для того и существуют, чтобы выручать нас в сложных ситуациях. Школьник под присмотром бабушки на каникулах - неплохой вариант. О питании и режиме можно не беспокоиться, главное теперь - предложить идеи для досуга.
  2. Пришкольный . Есть случаи, когда такие лагеря функционируют и в межсезонье, а не только летом. Узнайте о наличии такого лагеря в школе.
  3. Туристическая поездка с классом. Если классный руководитель ещё и хороший организатор, то дети могут отправиться под его руководством в поездку по достопримечательностям страны. Это прекрасный способ обеспечить досуг ребёнка во время каникул, при котором работающие родители испытают облегчение. А школьник научится самостоятельности, крепче подружится с одноклассниками, увидит и узнает много нового. Такие поездки запоминаются на всю жизнь.

Что можно предпринять, если не с кем оставить ребёнка в дни школьных каникул (видео)

Как провести каникулы дома

Если же ребёнку предстоит остаться на каникулах одному дома, то не забывайте о его безопасности: проведите инструктаж, чаще звоните ему.

Расскажите, чем он может заняться дома, когда вы на работе:

  1. Давайте задания. Пусть прочтёт определённое количество страниц детской книги, а вечером перескажет. Пусть нарисует рисунок или подготовит стенгазету на заданную тему. А можно изготовить поделку, коллаж, аппликацию. Подскажите ребёнку идеи для интересных дел, и пусть он меньше просиживает у компьютера или перед телевизором.
  2. Давайте волю творчеству. Предоставьте возможность для творчества детей. Обеспечьте девочек пяльцами, нитками, схемами вышивок, красками, кистями и бумагой, а мальчиков - новым современным конструктором. Пусть занимаются, ведь новое всегда вызывает интерес.

Многим родителям легче усадить ребёнка перед компьютером или телевизором, чтобы он не ныл от безделья. Однако не многие знают, что младшим школьникам рекомендуется проводить время у компьютера не больше 20 минут, а ученикам постарше - не более 30 минут. Сидение перед экраном таит в себе опасность потери зрения, выработки плохой осанки, а слабая приводит и к появлению всяческих болезней. Поэтому тщательно продумайте, чем мог бы заниматься ребёнок, находясь дома.

Учимся, играя

Полезным во время каникул будет ненавязчивое развитие ребёнка в рамках школьной программы. Особенно это качается младших школьников. Организуйте игры-занятия вместе с ребёнком во время каникул.

  1. Чтение. То, что обязательно надо читать во время каникул – это факт. Посетите книжный магазин или библиотеку – пусть ребёнок сам выберет заинтересовавшую его книгу. Тогда и заставлять читать не придётся.
  2. Математика. Придумывайте для учеников младших классов игры с математическим уклоном. К примеру, «Клад» (где нужно считать шаги и выполнять несложные примеры), «Кулинарный шедевр» (где при приготовлении блюда можно тренироваться в мерах веса или поделить между гостями испеченные булочки). Обращайтесь за помощью к ребёнку: так он будет чувствовать свою значимость и с интересом выполнять ваши задания. Повторяйте таблицу умножения, расклеивая стикеры с заданиями по дому. Пользу принесут занятия с головоломками, игры в шахматы, лото и шашки.
  3. Развитие речи и логика. Общайтесь с ребёнком , играйте с ним в устные игры, развивающие воображение, речь, логику, словарный запас.
  4. История, география, биология, химия, физика. Каникулы – лучшая пора, чтобы спланировать посещение музеев, тематических выставок, исторических мест. Школьник совершенно ненавязчивым путём пополнит свои знания, расширит кругозор, а то и увлечётся чем-то всерьёз.
  5. Эстетическое воспитание. Приобщайте ученика к лучшим образцам музыки, живописи, народного творчества. Каникулы – самое время сходить на выставку или концерт детской филармонии, а потом высказаться о своих впечатлениях.
  6. Уроки на каникулах. Вы знали, что на каникулы задают уроки? Да, для того, чтобы школьники не потеряли сноровку в обучении. Рекомендуется не делать всё сразу, а выполнять по одному уроку в день.

«Совет. Лучшее время для выполнения заданий по школьной программе во время каникул – 11-12 часов дня. Не переусердствуйте!»

Поддерживайте интерес у ребёнка к учёбе естественными способами. Не забывайте, что детям необходим отдых.

Проведём время вместе

Лучше всего на каникулах проводить время вместе с детьми. Готовясь к школьным каникулам, составьте программу их проведения. Планируйте её совместно с ребёнком: предоставляйте возможность предложить самому интересные занятия, сделать выбор в пользу любимых дел. Поинтересуйтесь, куда бы хотел ученик отправиться, что посетить. Вариантов интересных мест для посещения – масса: кино, театр, кафе, каток, боулинг, роллердром, сказочное новогоднее представление, детский развлекательный центр. Есть и бесплатные развлечения: прогулки и подвижные игры на природе, походы в гости, посещение праздничной ёлки и т. д.

Совместное проведение времени пойдёт на пользу всей семье, особенно сегодня – во время катастрофической занятости многих родителей.

Даже если родители во время каникул на работе, им нужно постараться организовать вечерний семейный досуг: викторины, совместные тематические игры и прогулки, весёлый семейный ужин.

«Совет. Устройте , испеките вместе печенье, украсьте ёлку. Совместные занятия приносят удовольствие и надолго запоминаются. Мастерите фигуры из снега, если позволяет погода, украшайте ёлку на улице. Проводите время вместе».

Старайтесь всеми силами отвлечь ребёнка от компьютера и телевизора, при хорошей погоде свободное время проводите на свежем воздухе. Вместе катайтесь на коньках и санках, бросайтесь снежками, лепите снежную бабу. Цените минуты общения с детьми: это способствует укреплению взаимопонимания в семье, создаёт отличное настроение.

Путешествуем с детьми

Если каникулы родителей и детей совпали, то можно отправиться в путешествие вместе с детьми. Сегодня туристические компании предлагают на любой вкус: уикенды и двухнедельные туры, жаркие страны и прелести северных краёв, автобусные туры и круизы, экскурсии по родному краю. Также путешествие можно организовать самостоятельно. Для того чтобы такой отдых был по-настоящему интересным, можно придумать идею-фикс. К примеру, укрепляем знания английского языка, изучаем живопись в музеях Парижа, проверяем легенды и мифы Древних Египта и Греции и т. д. Время в путешествии, проведённое вместе, принесёт всем массу удовольствия.

Путешествуя, расширяйте познания и словарный запас ребёнка. Обсуждайте вместе всё, что видели, делали, слышали, чему удивились. В дороге читайте книги - сейчас их просто загрузить в планшет. Давайте ребёнку тематические задания на основе полученных впечатлений: пусть он сделает коллаж из фото или нарисует увиденное в путешествии.

Выводы

От того, насколько продуктивным будет детский отдых в период каникул, зависит состояние здоровья ученика и его позитивный настрой на дальнейшую учёбу. Посодействуйте отличному времяпрепровождению школьника на каникулах и вскоре увидите, как он, довольный и бодрый, будет радовать вас новыми успехами.

Режим дня для подростка имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму подростка, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.

При составлении режима, распорядка дня для подростка невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый подросток, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня подростка надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе подростка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для подростка необходимо учитывать следующее:

  • Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.
  • Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.
  • Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха подростка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.
  • Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.
  • Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.
  • Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у подростка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном.

В таблице приведен примерный режим дня подростка

Перечень занятий подростка Время суток
12-13 лет 14-17 лет
Утро – время подъема 7.00 7.00
Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет 7.00 — 7.30 7.00 — 7.30
Легкий первый завтрак 7.30 — 7.50 7.30 — 7.50
Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий 7.50 — 8.20 7.50 — 8.20
Учеба, занятия в школе 8.30 — 14.00 8.30 — 14.30
Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой) 14.00 — 14.30 14.30 — 15.00
Основательный обед 14.30 — 15.00 15.00 — 15.30
Время для прогулок, игр и занятий спортом 15.00 — 17.00 15.30 — 17.00
Легкий полдник 17.00 17.00
Время для приготовления домашних учебных заданий 17.00 — 19.30 17.00 — 20.00
Ужин и занятия по выбору, по интересам 19.30 — 21.00 20.00 — 21.30
Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь 21.00 — 21.30 21.30 — 22.00
Ночной сон 21.30 — 7.00 22.00 — 7.00

Хотя подростку необходимы и внеклассные занятия: музыка, спортивные секции, кружки по интересам, но не стоит его перегружать. Все должно быть в меру.

Статьи по теме: