Распорядок дня школьника младшего, страшего, во сторую смену и на каникулах: образец, фото. Питание и режим дня в жизни подростка

Особенности режима дня подростка

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Поэтому так важно уделить должное внимание режиму дня.

В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.

Уроки

Вы, родители, лучше, чем кто либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков. Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано. Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается.

Свободное время

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).

Еще 3 часа надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, спорт). Но важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол , волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух.

Питание

Надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед.

Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

«Жаворонок»

Рано просыпается, рано ложится спать.

9-10 часов утра,

16-17 часов вечера

«Сова»

Встает позже, очень активен вечером.

11-12 часов утра,

18-20 часов вечера

«Голубь»

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не поздно.

10-12 часов утра,

15-18 часов вечера

Летом это расписание может сильно измениться. Часто дети проводят больше времени на даче, практически постоянно находятся на улице, бывает, что обедают не дома, не спят днем или ложатся спать значительно позже обычного.

Иногда такая смена режима вызывает у ребёнка усталость, раздражительность. Многим детям сложно адаптироваться к новым условиям. Однако родители также заслуживают отдых после сложной работы в течение года, и будет неверным совсем не изменить расписание летом на отдыхе, подстраиваясь под обычный режим дня малыша.

Вот несколько советов для родителей, как помочь малышу подстроиться под летнее расписание.

Подъём

На каникулах перед родителями часто встает вопрос: будить или не будить малыша. Ответ зависит от самого ребёнка. Некоторые дети всегда просыпаются сами примерно в одно время. Другие не могут утром проснуться, а после не могут заснуть после обеда, что полностью нарушает их режим. Если ваш малыш летом встает на два часа позже, то, скорее всего, на два часа сдвинется дневной сон и отход вечером ко сну. Если вы знаете, что это невозможно, не бойтесь будить ребёнка. Для детей с установившимся режимом сна (обычно после года) нет ничего страшного в том, чтобы проснуться от ласковых прикосновений и маминых поцелуев.

Малышу будет очень полезно вставать примерно в одно время и на каникулах. Даже если ваш ребёнок лег немного позже обычного, лучше разбудить его, следуя ежедневному режиму. А недостаток сна компенсировать во время дневного отдыха.

Когда малыш встал, постарайтесь соблюдать ежедневную последовательность: например, умыться, почистить зубки, одеться, заправить вместе постель, позавтракать… Это придаст малышу уверенности даже в новом, незнакомом месте.

Утро

Утренние часы можно посвятить занятиям и играм. Предложите ребёнку занятия, требующие концентрации. Малыши могут поиграть с развивающими игрушками, дети постарше заняться письмом (например, написать открытку другу).

Однако, если погода позволяет и есть возможность, всегда лучшим вариантом будет провести это время на улице. Очень полезны для детей игры с водой и песком , они прекрасно способствуют сенсорному развитию и развитию мелкой моторики. Так как летом достаточно просто организовать такие игры, не стоит упускать этой возможности.

Обед

Для ребёнка достаточно важно обедать в определённое время. Менее важным является то, где пройдет обед. Ребёнку пойдет на пользу разнообразить своё меню, обедая в гостях или пробуя новые блюда в отпуске.

Малышам очень нравится есть на свежем воздухе, где они обычно едят больше и с удовольствием. Поэтому если утром, выходя на прогулку, вы не уверены, что успеете вернуться домой к обеденному времени, можете взять обед с собой. Гораздо приятнее будет съесть обед в парке на лавочке, чем спешить домой.

Предложите ребёнку поучаствовать в приготовлении обеда, пусть он сам подумает, какую еду несложно взять с собой.

На даче тоже очень приятно проводить обеды на террасе.

Послеобеденный отдых

Сон после обеда может стать значительной проблемой в отпуске. Во-первых, потому что часто нет возможности вернуться с прогулки домой, чтобы поспать в кровати. А во-вторых, дети могут получать столько новых впечатлений на отдыхе, что им становится тяжело заснуть днём.

Что же делать родителям? Какой вариант лучше: не выходить на длительные прогулки или пренебрегать сном?

Лучше постараться организовать сон или отдых ребёнка так, чтобы вы могли съездить или сходить на длительную прогулку. Ведь новые впечатления так важны в нашей жизни как для детей, так и для родителей. Не стоит пренебрегать ими ради часов сна! Единственное, что вы должны продумать, это где и когда будет спать (или отдыхать) ребёнок. Вот варианты:

  1. Если есть возможность, берите с собой коляску. Уставший ребёнок прекрасно спит в ней, а взрослые могут в это время осматривать окрестности.
  2. Если ребёнок ещё маленький (до 2–3 лет), уложить на сон его можно в слинге или рюкзачке.
  3. Возьмите с собой небольшое одеяльце – тогда вы сможете уложить ребёнка прямо на земле в парке (многие мамы так же используют слинг).
  4. Не волнуйтесь, если ребёнок проспит меньше времени, чем дома.
  5. Помните, что дети после 3–4 лет не нуждаются в обязательном послеобеденном сне – они нуждаются в послеобеденном отдыхе. Таким отдыхом может быть спокойная деятельность (чтение, разукрашивание, прослушивание приятной музыки и т. п.). Если ваш ребёнок проводит час спокойно, а вечером не выглядит уставшим и капризным, – значит, ему уже не требуется ежедневный дневной сон.

Вечер

Вечернее время до ужина можно посвятить совместным играм, творческим занятиям или опять провести на свежем воздухе. В это время жара обычно немного спадает, и дети могут поиграть в активные игры.

Ужин

Ужин летом может проходить немного позже обычного. Если вы знаете, что такое может произойти, позаботьтесь о сытном полднике, чтобы ребёнок не был голоден. Не забывайте, что лето и каникулы – время для новых впечатлений и экспериментов. Вы можете предложить ребёнку ужин во дворе возле костра на даче или устроить ночной пикник при луне, смотря на звёзды. Если ребёнок не устал в течении дня и не капризничает, такие новые впечатления пойдут на пользу и ему, и всей семье!

Сон

Отход ко сну во время летнего отдыха – один из самых важных пунктов. Как бы не менялось дневное расписание ребёнка и время отхода ко сну, стоит позаботиться о соблюдении определённого ритуала. Если в течение года ребёнок принимает перед сном ванну, слушает сказку и засыпает с любимой игрушкой, в любом новом месте важно продолжать укладывать ребёнка именно так. Это значит, что, отправляясь на дачу или в поездку, вам придётся захватить с собой любимую игрушку или книжки для чтения перед сном. Соблюдение такого вечернего ритуала поможет ребёнку чувствовать себя комфортно в любом месте и обеспечит хороший сон, а утром – прекрасное настроение.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Режим дня подростка и личная гигиена

Чтобы предохранить от болезней подростков, вырастить их физически крепкими, жизнерадостными, трудолюбивыми, способными преодолевать любые препятствия, в первую очередь необходимо приучить их соблюдать режим дня. Большую часть трудового дин подросток проводит в учебном заведении. Очень важно, чтобы навыки, которые он здесь приобретает, закреплялись дома.

Понятие "режим дня" включает следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Необходимо подчеркнуть что при приготовлении уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм. Работоспособность учащихся уменьшается, их успеваемость снижается, а с течением времени у подростков появляются и признаки расстройства здоровья.

Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Как видно из приведенных ниже таблиц, утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч. Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной.

День школьника начинается утренней гигиенической гимнастикой - зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность. После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: обтирает тело до пояса жестким махровым полотенцем, смоченным водой, или принимает душ. Температуру воды постепенно через каждые 2 - 3 дня понижают на 1 °С и доводят с 28° до 18 - 17 °С. Учащиеся, - постоянно выполняющие водные процедуры, реже болеют гриппом, ангиной, острыми респираторными заболеваниями.

После выполнения физических упражнений и закаливающих процедур надо тщательно умыться с мылом и почистить зубы. Следует помнить, что тонкость, нежность и сравнительно большая ранимость верхнего слоя кожи у детей подросткового возраста создают благоприятную почву для различных кожных заболеваний.

Кожа состоит из трех основных слоев: наружного слоя-надкожицы (эпидермиса), собственно кожи и подкожной жировой клетчатки. Клетки наружного слоя тонки и нежны, они постоянно отмирают и удаляются, а на смену им вырастают новые. При неопрятном содержании тела подростка эти отмершие клетки остаются на его поверхности, белье, волосистой части головы (перхоть), разлагаются (дурно пахнут), в случае пореза кожи способствуют появлению воспалительных процессов.

Во втором слое - собственно коже - расположены клетки соединительной ткани, придающие коже, упругость, прочность, растяжимость, многочисленные окончания нервов, мельчайшие капилляры, лимфатические сосуды, потовые и сальные железы, корни волос. Через потовые железы происходит потоотделение, способствующее поддержанию нормальной температуры тела.

Сальные железы обеспечивают кожу смазкой, защищающей наружный слой от высыхания и образования трещин. Выводные протоки сальных желез при неопрятном содержании кожи могут закупориваться, особенно в подростковом возрасте, когда железы усиленно выделяют смазку. Сало, остающееся в протоке, разлагается, раздражает кожу, что нередко приводит к появлению угрей. Это, естественно, не нравится ребятам, и они занимаются самолечением, выдавливая угри разными способами, рискуя занести в кровь инфекцию. Кроме того, при этом травмируется нежная кожа лица: на ней образуются небольшие рубцы.

Третий слой - подкожная жировал клетчатка - представляет своеобразную "кладовую", где хранятся запасы жира в организме. Этот слой кожи способствует сохранению тепла. Кожа обладает самообеззараживающим свойством; находящееся в ней особое вещество убивает многие виды болезнетворных микробов.

Для того чтобы избежать загрязнения кожи клетками надкожицы (эпидермиса), потом, избытками кожного сала, а иногда и болезнетворными микроорганизмами и яйцами глистов, подростку необходимо постоянно следить за чистотой кожи и нижнего белья.

Режим дня для подростка имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму подростка, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.

При составлении режима, распорядка дня для подростка невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый подросток, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня подростка надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе подростка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для подростка необходимо учитывать следующее:

  • Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.
  • Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.
  • Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха подростка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.
  • Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.
  • Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.
  • Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у подростка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном.

В таблице приведен примерный режим дня подростка

Перечень занятий подростка Время суток
12-13 лет 14-17 лет
Утро – время подъема 7.00 7.00
Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет 7.00 — 7.30 7.00 — 7.30
Легкий первый завтрак 7.30 — 7.50 7.30 — 7.50
Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий 7.50 — 8.20 7.50 — 8.20
Учеба, занятия в школе 8.30 — 14.00 8.30 — 14.30
Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой) 14.00 — 14.30 14.30 — 15.00
Основательный обед 14.30 — 15.00 15.00 — 15.30
Время для прогулок, игр и занятий спортом 15.00 — 17.00 15.30 — 17.00
Легкий полдник 17.00 17.00
Время для приготовления домашних учебных заданий 17.00 — 19.30 17.00 — 20.00
Ужин и занятия по выбору, по интересам 19.30 — 21.00 20.00 — 21.30
Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь 21.00 — 21.30 21.30 — 22.00
Ночной сон 21.30 — 7.00 22.00 — 7.00

Хотя подростку необходимы и внеклассные занятия: музыка, спортивные секции, кружки по интересам, но не стоит его перегружать. Все должно быть в меру.

Статьи по теме: