Разница между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание в развитии человека

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

При к-ром достигается орга-нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. о.» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.

Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная пед. проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Гербарт считал обучение осн. средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравств. воспитания.

Современная отеч. пед. теория рассматривает обучение и в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В дидактич. аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитат. функций. Образоват. аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий - с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания; воспитательный - с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащегося, вовлечённого в пед. процесс, характерно взаимодействие между пед. условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.

Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как пед. модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретич. уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта. Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен - он специально и целенаправленно разрабатывается и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.

Связь обучения и воспитания с точки зрения организации пед. деятельности определяется тем, что в воспитании главное - приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. Существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познават. и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено гл. обр. на организацию идейно-политич., трудовой, обществ. и др. деятельности и формирует нормы нравственности и права. Др. позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредств. включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В пед. действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путём специально организо-ные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углублённым изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям - воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.

При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в её структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.

По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. - ориентация на ребёнка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.

Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.

Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. - явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьёй, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознаётся ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворённости уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.

Развитие В. с. - педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.

Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.

Лит.: К а р а к о в с к и и В. А., Воспитай гражданина, Ми987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1-2], Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: и современность. Тезисы докл., Владимир. 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретаемыми учащимися знаниями, навыками, умениями и формированием их личности. В. о. находит отражение в содержании, организационных формах и методах обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Воспитывающее обучение - это обучение, которое направлено не только на формирование знаний, навыков, умений, но и на воспитание личности учащегося – его характера, чувств, воли, способности и интересов. Воспитывающее обучение позволяет обогатить учебный процесс… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Обучение, при к ром достигается орга нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу … Педагогический словарь

Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм. Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся. Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.

Что такое обучение и воспитание

Обучение – целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.
Воспитание – процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.

Разница между обучением и воспитанием

Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.
Обучение
Воспитание
Учимся рисовать елочку
Усваиваем, что нужно помогать маме по хозяйству
Изучаем русский алфавит
Понимаем, что обижать слабых нехорошо
Осваиваем навыки работы на компьютере
Осознаем, что нужно учиться на собственных ошибках
Обучаемся технике вышивания крестиком
Стараемся всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста»
Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности – в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.
Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта. Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу. Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период – в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.

TheDifference.ru определил, что отличие обучения от воспитания заключается в следующем:

Целью обучения является освоение определенных знаний, навыков и умений, тогда как воспитание направлено на привитие норм поведения и этических принципов.
Обучение требует высокой степени организованности и выполнения конкретных программ и планов. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели не считаются постоянными в любом обществе.
Обучение ограничивается временными промежутками, воспитание же является непрерывным процессом.
Воспитание, в отличие от обучения, не может дать мгновенного эффекта. Его результат проявляется по прошествии какого-либо временного промежутка.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя: цели образования, содержание образования, принципы и методы, формы, результаты образования.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина):

  • 1) цель обучения (для чего учить);
  • 2) содержание учебной информации (чему учить);
  • 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
  • 4) преподаватель;
  • 5) учащийся.

B. Я. Свирский так характеризует педагогический процесс: педагогические цели обусловливают деятельность преподавателя, который организует интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие с учеником, мотивирует учебную собственную деятельность ученика, от характера которой зависят полученные результаты педагогического процесса.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель -* принципы -* содержание -* методы -* средства -* формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

C. И. Архангельский формулирует следующие законы педагогического процесса.

I. Закон единства учебной и обучающей деятельности, в результате чего формируется система знаний ученика в соответствии с целями и задачами обучения.

  • 2. Закон единства обучения и воспитания, в результате чего достигается всесторонне развитие личности учащегося.
  • 3. Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное содержание учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Учебная и воспитательная деятельность обусловливают профессионально-научную подготовку обучаемого.

Функции обучения следующие.

  • 1. Образовательная функция - обучающие цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения учащихся.
  • 2. Воспитательная функция - реализация цели формирования отношений учащихся к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.
  • 3. Развивающая функция - реализация цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов, интеллекта учащихся, духовного развития личности.

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

  • - стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
  • - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
  • - развитие мышления, памяти, творческих способностей;
  • - совершенствование учебных умений и навыков;
  • - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

УДК 78.91 ББК 67.9

Старикова Людмила Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра профессиональной педагогики Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Starikova Lyudmila Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Department of Professional Pedagogics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»

About Relationship Between «Education» and «Training» Concepts

В статье рассматриваются вопрос о соотношении понятий «обучение» и «воспитание» в историческом аспекте.

The article deals with the question of the relationship between the concepts of «education» and «training» in the historical aspect.

Ключевые слова: Обучение, воспитание, теория и практика воспитания, педагогический процесс.

Key words: education, training, theory and practice of education, pedagogical process.

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

Проблема соотношения воспитания и обучения волновала педагогическую мысль издревле. Так, еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать - искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» . При этом под воспитанием он понимал формирование у обучающегося позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.

В последующие столетия многократно делались попытки дать определение воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи . Положение о неразрывности воспи-

тания и обучения в процессе обучения подчеркивалось в трудах ученых и педагогов XIX и XX вв. (И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Ф., Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др.).

Обычно в теории и практике воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения. Первым, кто обстоятельно обосновал и ввел в педагогику принцип «воспитывающего обучения» и поставил его в один ряд с другими важнейшими педагогическими понятиями, был немецкий ученый Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841).

Исходным пунктом теоретических построений этого ученого служило положение о «восприимчивости к воспитанию, присущей ребенку» .

И. Ф. Гербарт считал, что человек не определен природой полностью, а открыт миру и духовно самостоятелен, т.е. ему изначально присуща «восприимчивость к воспитанию воли в нравственных целях». Через понятие восприимчивости он утверждал, во-первых, возможность воспитания как перехода в состояние взрослого, являющегося устойчиво разумным и моральным существом; во-вторых, необходимость воспитания, которое является единственным средством организации различных внешних формирующих сил в направлении достижения единой цели - образования человека, в котором «виден чистый и неискаженный отпечаток личности, семьи, происхождения и народности» .

П.Ф. Каптерев на рубеже XIX-XX вв. рассматривал воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса.

В конце 80-90-х годов XX века отечественные ученые И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Петровский, Б. М. Бим-Бад и др. признают, что воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной психолого-педагогической литературе все чаще интерпретируется как образование.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три

элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание.

В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения.

В последние десятилетия прошлого века из-за сложившейся социальноэкономической и политической ситуации в российском образовательном процессе ведущее место «заняло» обучение, как «передача кому-нибудь каких-нибудь знаний, навыков». Сколько бы не говорилось красивых слов о единстве (или необходимости единства) обучения и воспитания, по сути, и в их единстве, и в каждом в отдельности, «высшей ценностью, критерием достижений остается механическая сумма знаний» . Весь процесс обучения сводится к одному показателю - успеваемости, а работа педагога - к максимуму этого показателя . Школьная, а зачастую и студенческая, жизнь вращается только вокруг знаний, будто этим исчерпывается жизнь. Сегодня очевидно, что попытка отказа от целенаправленной воспитательной работы в системе высшего образования в девяностые годы ХХ в. была ошибочной.

В 2002 г. вышло в свет письмо Министерства образования Российской Федерации (№ 13-51-28/13 от 02.04.2002), в котором цели и задачи российской образовательной политики XXI в. были определены следующим образом: «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания».

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

Это особенно важно в связи с тем, что российское общество живет в постоянно изменяющихся условиях: социальных, экономических, правовых и т.д.,

жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи радикально изменились.

Вместе с тем в последние годы к воспитательной работе вузов ослабло внимание со стороны органов государственной власти, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров. Раздел «Воспитательная деятельность» отсутствует в макете Устава вуза и в Целевых показателях деятельности высших учебных заведений (приказ Федерального агентства по образованию от 28.11.2008 № 1770).

Воспитание должно ориентировано на формирование мотивации поведения, способности к самоопределению и сопротивлению внешнему насилию в любых его проявлениях. Человека создать нельзя - он создает себя сам. Но педагоги могут участвовать в этом процессе своим присутствием, играя роль среды.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный «фон» личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится лично-стно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

И.А. Зимняя выделяет следующие типы взаимосвязи между обучением и воспитанием .

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

В философском аспекте педагогика - это путь к истине. Человек - единственное и уникальное звено в цепи мироздания, которое служит для создания истины, красоты и добра. Если есть предназначение человека, то оно как раз в этом. Педагогика и должна быть ориентирована на то, чтобы вывести человека на путь наивысшей истинности судьбы .

Особенностью педагогики является то, что она имеет дело с конкретными людьми. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.

Педагогика принимает во внимание внешне обусловленные характеристики личности, к которым относятся, прежде всего, ее социальная и групповая принадлежность, целостность и стадиальность развития.

Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности. Особенностью педагогики является то, что она рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста, рассматривает и изучает явления, происходящие с человеком на протяжении всей жизни. То, что педагогикой закладывается и учитывается в детском возрасте, развивается и совершенствуется впоследствии.

Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы, что обусловлено тем содержанием, которое предлагается обучающимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании личности. Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения преобладает формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития.

На формирование и развитие человека оказывают влияние не только внешние условия, но и внутренние, определяющиеся особенностями организма человека. При этом педагогика исходит из того, что у человека в процессе обучения и воспитания должна формироваться активная жизненная позиция, представляющая собой обусловленную конкретными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.

Активная жизненная позиция вырабатывается в течении продолжительного времени в процессе обучения и воспитания человека, в результате преодоления повседневных трудностей, овладение человеком социальным опытом, профессиональным мастерством.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам обучающихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения.

При проектировании педагогического процесса надо исходить из того, что обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.

Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими особенностями, к которым обычно относят своеобразие национального сознания и самосознания, особенности национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Человек, который связал свою жизнь с воспитанием и обучением подрастающего поколения, прекрасно осознает, что педагогический процесс должен содержать в себе две противоположные тенденции: строиться с учетом природы обучающегося, законов его внутреннего развития и отвечать запросам общества.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Асадуллин, Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе [Текст] / Р.М. Асадуллин. - Казань: Дом печати, 1997. - 140 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Логос», 2001. - 384 с.

3. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издат. центр «Логос», 2000. - 272 с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. центр «Логос», 2000. 272 с.

1. Asadullin, R.M. In the Mazes of Pedagogy. Reflections About the Waldorf School / R.M. Asadullin. - Kazan: Printing House, 1997. - 140 p.

2. Readings on the History of Foreign Pedagogy : Textbook for Students of Ped. Institutes / Comp. by A.I. Piskunov. - 2-e Publ., Rev. - M.: Prosveshchenie, 1981. - 436 p.

3. Serikov, V.V. Education and Identity: Theory and Practice of Educational Systems Designing / V.V. Serikov. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2000. - 272 p.

4. Zimnyaya, I.A. Educational Psychology : Textbook for Universities / I.A. Zimnyaya. - 2-e Publ. Rev. and Enl. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2001. - 384 p.

Статьи по теме: