Развитие детей от 0 до 1. Календарь и нормы развития ребенка от рождения до года

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Анна Сокольчук

Особенности развития ребенка:


  • Ребенок развивается этапами;

  • Путь развития каждого ребенка очень индивидуален;

  • Развитие ребенка в определенный период может остановиться по ряду причин;

  • Развитие ребенка зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.


  • 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

  • На 2-4 мес. развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами.

  • 2-4 мес. – рассматривает и захватывает предмет рукой.

  • 3-5 мес. – дотягивается до предмета рукой.

  • 4 мес. – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

  • 5-5,5 мес. - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

  • В 5-7 мес. уже может перекладывать предмет из руки в руку.

  • В 5-8 мес. (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

  • В 7-13 мес. начинает ходить с поддержкой.

  • 9-14 мес. – осваивает «пинцетный захват».

  • 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

  • 9-17 мес. (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

Сенсорный опыт и взаимодействие со взрослыми развивает познавательные способности:


  • Аккуратно подуйте на ладошки вашего ребенка;

  • Повторите "Этот ладошки“;

  • Подуйте на другие части тела (локти, пальцы, шею, щеки и т.д.).
Стремление за вещью помогает мозгу развить зрительно-моторную координацию:

  • Держите ребенка на коленях;

  • Вложите свой указательный палец в ладонь ребенка;

  • Вероятнее всего он схватит палец, это естественный рефлекс;

  • Каждый раз, когда он хватает ваш палец похвалите ("Какой ты сильный", "Удивительно").
Симуляция зрения обеспечивает хорошее его развитие:

  • Положите перед ребенком яркий цветной шарф, медленно его передвигайте и повторяйте, какой он яркий;

  • Убедившись, что ребенок смотрит на шарф, медленно переместите его в сторону;

  • Перемещая шарф поощряйте ребенка глазами следить за шарфом.
Чем больше ребенок видит, тем больше он хочет видеть. Посадив ребенка в перед зеркалом:

  • Улыбайтесь;

  • Шевелите разными частями тела;

  • Делайте разные гримасы;

  • Произносите разные звуки отчетливо шевеля губами;

  • Качайтесь вперед и назад.
Ощущение и запахи стимулируют образование новых соединений:

  • Прикоснитесь и протрите руки ребенка в различными тканями;

  • Создайте возможность понюхать различные ароматы (запах цветов, разрезанного апельсина).
Смена положения ребенка развивает чувство равновесия, пространственное понимание, стимулирует начало ползания:

  • Аккуратно поддерживайте ребенка прижав его спинку в своему телу;

  • Крутитесь с ребенком в разных направлениях.
Развитие мышц ребенка и способствует ходьбе и ползанию:

  • Положите ребенка на спину и двигайте его ноги, как-будто он едет велосипеде ("Туку туку / Мы едем по дорожке / туку туку");

  • Пока ребенок лежит на спине осторожно потяните его за ноги, пока они не выпрямятся ("Сгибаем, сгибаем маленькие коленки").
Использование мышц укрепляет их:

  • Положив ребенка на живот, держите перед ним плюшевого медведя и перемещайте его из стороны в сторону, чтобы ребенок, глазами и телом следил за ним;

  • Крепко поддерживая ребенка за подмышки "плюхнитесь" с ним на кровать;

  • Положив ребенка на живот положите перед ним игрушку и разрешите за ней тянуться.
Пеленальный стол – место для развития моторных навыков. Вы можете давать ребенку рассматривать разные интересные вещи. Двигайте перед ним яркий мячик. Поменяв подгузник, дайте ему потрогать этот мячик.

  • Имитация звуков, которые издает ребенок, стимулирует их повторение;

  • Если вы поощрите его после определенных звуков, он будет издавать эти звуки чаще;

  • Падражая различным звукам, дотрагивайтесь ладошкой ребенка к губам;

  • Количество слов, которые ребенок слышит ежедневно, влияет на его интеллект.
Игры с мячом развивают ловкость:

  • Когда ребенок научится сидеть, аккуратно катите ему мяч (лучше всего - мягкий);

  • Покажите, как его нужно ловить.
Игра "Куку". Способствует формированию связей головного мозга, развивает внимание, учит, что вещи исчезают и появляются, помогает научиться справляться с трудностями, учит последовательности:

  • Возьмите куклу и спрячьте ее и себя за спиной;

  • Покажите куклу, говоря: "Куку, имя ребенка";

  • Опять спрячьте куклу;

  • Повторяйте, пока вы видите, что ребенок с нетерпением ждет появления куклы;

  • Дайте ребенку куклу и следите, может быть, он будет подражать вам.
Игры в форме диалога готовят детей к сложным отношениям в жизни:

  • Спрячьтесь от ребенка за стул или дверь (чтобы он вас нашел);

  • В то время как вы прячетесь, повторяете: "Где я, найди меня, я здесь";

  • В конце, даже если вас не нашли, покажитесь ребенку.
Чем больше у ребенка слухового опыта, тем лучше у него будет развиваться речь:

  • Включите ребенка в повседневные разговоры – слушая он узнает больше слов;

  • Позвольте вашему ребенку слушать радиопередачи, записи сказок, чтобы он услышал разные голоса;

  • Поощряйте ребенка, отвечать на то, что он слышит, общайтесь с ним.
Чтение книг помогает узнавать

слова, развивает воображение:


  • Каждый день отведите определенное время для чтения (перед сном);

  • Разрешите подержать и полистать книжечки;

  • Достаточно кратко рассказать и показать, что изображено на картинках;

  • Поддерживайте разговор и интерес ребенка;

  • Самое главное: повторять и еще раз повторять.
Очень важен ранний опыт, разные ощущеня:

  • В погожий день разрешите ребенку поползать по траве, поваляться на ней;

  • Опишите каждый предмет, который заинтересует ребенка;

  • Нюхайте цветы, рассматривайте насекомых.
Когда вы касаетесь ребенка, лучше работает его пищеварительная система, он легче преодолевает стресс:

  • Покажите разные части вашего тела;

  • Возьмите ручку ребенка и покажите каждую часть его тела называя их.
Пойте и играйте купая ребенка:

  • Возьмите губку и мыло и проведите по ладони ребенка;

  • Говоря "плюх" опустите губку и воду создав брызги;

  • Вы можете двигать игрушки для купания;

  • Возьмите чашку воды и попробуйте перелить ее в пустую чашку, которую держит ребенок.
Подражание способствует развитию:

  • Скажите слово и поощряйте его повторить,

  • Выберите знакомые и короткие слова, звуки издаваемые животными;

  • Когда ребенок повторит, похвалите, обнимите его;

  • Совершите какой-либо жест и попросите его повторить.
Советы по позитивному воспитанию:

  • Говорите с ребенком. Ваш голос успокоит его.

  • Отвечайте, когда ребенок издает звуки. Повторяйте звуки добавляя слова.

  • Читайте ребенку, это поможет ему начать понимать речь и звуки.

  • Пойте малышу и вместе слушайте музыку.

  • Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимание.
98. К концу первого месяца жизни у малыша появляются первые осмысленные реакции на окружающее.

Первое сознательное движение – сосательное при укладывании в позу для кормления – появляется обычно на третьей неделе жизни.

В два месяца ребенок осваивает способность задерживать взгляд на ярких предметах и различать звуки. Чуть позже он начинает успокаиваться, услышав человеческий голос, а вскоре и сам пытается «агукать». Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые. В этот же период проявляются первые чувства – беспокойство, злость, удовольствие, интерес, первые слезы и улыбки.

В три месяца ребенок следит взглядом за движущимися предметами, рассматривает собственные ручки и ножки, играет с ними, все чаще смеется. Начинает привлекать к себе внимание окружающих громким криком, вступает в контакт с людьми, отвечает на голос, искренне улыбается, «разговаривает» и радостно оживляется.

Четырехмесячный малыш выделяет маму среди других людей, начинает различать яркие цвета. В пять месяцев отличает знакомых людей от незнакомых, все чаще издает уже не одиночные звуки, а произносит целые слоги и их комбинации.

В шесть месяцев с каждым разом все внимательнее наблюдает за людьми, пугается чужих – громко плачет, отвечает «разговором» и громким смехом на голос и улыбку, старается обратить на себя внимание, на ласку матери радостно реагирует и прижимается к ней.

В семь – восемь месяцев ребенок изучает окружающие его предметы, наблюдает за ними, берет в руки, постукивает погремушками и вслушивается в извлекаемые при этом звуки, моментально все тянет в рот. Знает свои игрушки и начинает их искать вокруг себя. На этом этапе в процессах познания мира участвуют все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

На девятом месяце жизни малыш начинает «имитировать» речь и повторять простые движения, понимает значение простых слов и знает свое имя. Участвует в простых играх с взрослыми, все чаще настаивает на своем, требует желаемый предмет, добивается внимания близких людей или просится на руки. В этот период появляется первые слова – «мама», «папа», «на» - малыш сначала просто повторяет их за взрослыми, а позже уже употребляет осмысленно.

Между девятым и двенадцатым месяцем жизни происходит скачок в развитии двигательной ловкости, ребенок накапливает все больше умений, лучше понимает слова, постепенно развивает речь. Усвоение новых слов зависит от их понимания ребенком.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Одни родители задают на консультации вопросы о норме развития детей. А другим родителям я задаю вопросы:

Как вы могли не видеть это нарушение?

Почему не обратились к специалистам ранее?

И поверьте мне, уж лучше перестраховаться, чем упустить...

Помните, что ребенок - это индивидуальность. Каждый малыш развивается по-своему: кто-то в чем-то быстрее, кто-то помедленнее. Итак, разберем по месяцам:

Новорожденный

Движения новорожденного ребенка некоординированные. Ручки, согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе.

Если вы научитесь «читать» язык движений вашего малыша, то сможете ему во многом помочь. При вздутии животика ребенок может активно стучать ножками, выгибаться, а при неприятных ощущениях в ушке, активно крутить головой.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Первые 3-4 недели жизни плачут дети без слез.

Новорожденные слышат и могут легко определить голос мамы. По запаху может узнать маму с рождения и, почувствовав запах грудного молока, активнее искать губами сосок. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять её как чужого человека и отказаться от кормления.

1 месяц

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. И во сне ребенок воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, содрагаясь всем телом, морщит лоб, закрывает глаза. На лице появляется выражение испуга, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где взрослые постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Ласковый доброжелательный тон в семье формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

В начале 1-го месяца дети начинают уже "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на предметах. Первые "объекты" повышенного внимания у малыша - это лица самых близких людей - тех, кто ухаживает за ним.

К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей и поворачивать голову к источнику звука. За движущимся предметом следят недолго.

Если разведёте пальчики ребенка и положете ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

2 месяц

На 2-м месяце движения малыша становятся более разнообразными: он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, долго их рассматривает, задевает и толкает руками. Самостоятельно захватить ладонью игрушку еще не может. В вертикальном положении ребенок начинает держать голову, а лежа на животе ее поднимает. К концу 2 месяца, находясь на руках у мамы, малыш уже уверенно оглядывается по сторонам. Лежа на животике, ребенок должен сам удерживать головку до 15 секунд. И если вы, начиная с самого рождения, перед каждым кормлением, укладывали малыша на животик на несколько минут, то сейчас он может лежать до 15 минут. Тренируйте малыша!

У ребенка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. В связи с особенностями строения зрительного аппарата, первое время внимание малыша привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Затем он начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. Если взять погремушку и водить над кроваткой влево, вправо, по кругу, вы увидите, что малыш следит за ней глазами. Делайте это упражнение на расстоянии не ниже 52 см.

На втором месяце можно подвешивать игрушку над кроваткой ребенка на высоте 25-35 см. Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами. Лучше подвесить 1 или 2, потом чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Раньше, когда ребенок слышал звуки, он содрогался всем тельцем. Теперь он не только умеет их различать, но и поворачивать головку в сторону звука, прислушиваться к вашему разговору, к приятной музыке, которая звучит в комнате.

Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от купания. Ребенок может радостно плескаться ручками, бултыхать ножками под водой.

В этот период у детей преобладают положительные эмоции: улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминой улыбки, в ответ на ласковое обращение. Даже, если мама с улыбкой, нежным голосом ругает ребенка.

Ребенок пробует выкрикивать отдельные звуки «у», «а», «э». В конце месяца он попробует объединить гласные с согласными («ха», «хе»).

3 месяц

На 3-м месяце ребенок становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот и уверенно держать голову. Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он, опираясь руками, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них. Лежа на животе, может держать голову в течении 10-20 секунд. Если его потянуть за ручки, пробует сесть. Движения руками разнообразны.

Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Будьте внимательны, ребенок все тянет в рот. У него уже появляются свои предпочтения. Чаще всего это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.

Многим деткам нравится «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. В этом возрасте дети любят «разговаривать» сами с собой.

Играя своими ручками, дети «выдают» разные звуки.

4 месяц

Вашему малышу уже 4 месяца. И, возможно, у него изменился цвет глаз и цвет волос.

Малыш активнее поворачивается со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. На смену хватательного рефлекса приходит произвольное захватывание предметов. Он берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой из стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Пальчики на ручках уже не сжаты.

Ребенок начинает познавать мир тактильных ощущений: ощупывает руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки. Внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения выбранный объект. Рассматривая руки, ребенок долго удерживает их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата.

Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Во время купания кроха проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит и даже кричит из-за того, что у него не получается это сделать.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет уже наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Детям очень нравится сидеть. Он может сам удерживать головку вертикально, но делать этого пока не стоит, так как мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Не торопите события.

В четырехмесячном возрасте ребенок стремится к общению с вами и уже умеет громко смеяться, если его пощекотать.

5 месяц

При общении со взрослыми у пятимесячного ребенка развивается комплекс оживления. Малыш эмоционален, двигает активно ручками и ножками и гулит со множеством гласных звуков. Выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, э, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги.

Кроха гулит и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру. Радость подтверждает эмоциями: визжит, смеется, гулит, пищит. Возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку.

Ваш ребенок может уже сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых. Становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки. Ребенок уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания, оказывается во рту. Не стоит по этому поводу переживать, так как младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых очень важно для процесса познания в этом возрасте. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Следите только за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов - опасных для малыша.

Учитывая, что малыш умеет уже активно переворачиваться и осваивать пространство вокруг себя, ему необходимо больше места. И это место должно быть абсолютно безопасным. Будьте аккуратны - в этом возрасте дети часто совершают “полеты” с дивана и получают травмы от ударов во время падения. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек - это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Или воспользуйтесь переносным манежем. Ребенок будет находиться возле вас, и не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.......

Статьи по теме: