Развитие детей от 2 до 3 лет. Что любит и хочет


Все папы и мамы с интересом наблюдают, как подрастают их чада. До года темпы развития грудничков просто стремительные, а после двух лет они постепенно начинают замедляться. Тем не менее, детишки продолжают обзаводиться новыми навыками, и именно по фактам их наличия или отсутствия и можно судить об уровне развития малыша.
Возраст после двух лет одновременно характеризуется всё новыми достижениями ребёнка и является сложным периодом, когда он демонстрирует строптивое непослушание, которое обусловлено его страстным желанием быть самостоятельным, отыскать себя в большом и интересном мире.

Что должен уметь 2-3-летний ребёнок?

Вполне очевидны те умения, которые 2-3-летние дети должны приобрести в плане физического развития. В этом возрасте они уже могут самостоятельно делать следующее:

  • аккуратно есть;
  • обуваться, одеваться и раздеваться, пользуясь лишь небольшой помощью взрослых;
  • пользоваться носовым платком;
  • контролировать свои физиологические отправления, вовремя садясь на горшок.

Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого возраста выглядят весьма активными. В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка. Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» - малыши капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.
Как правило, 2-3-летние дети могут:

  • выполнять простые просьбы взрослых;
  • использовать воображение для сюжетных игр;
  • лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и кубики, пользоваться конструктором;
  • общаться на простейшем уровне с ровесниками;
  • распознавать качества предметов (цвет, форму, температуру, вес и т. д.).

В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:

  • понимание и усвоение бытовых выражений;
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.

Эмоциональное развитие

В два-три года ребёнок сильно эмоционален, но его эмоции пока ещё нестабильны, поэтому его довольно легко отвлечь от одного эмоционального состояния и переключить на другое. Эмоциональное равновесие можно восстановить с помощью ритмической стимуляции - так называются игры со взрослыми, состоящие из подбрасываний, ритмических покачиваний, поглаживаний и т. п. С помощью этих игр можно также заниматься интеллектуальным развитием малышей.
Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием. Поэтому успех детского обучения сильно зависит от отношений, сложившихся у воспитателя с каждым его подопечным. По этой причине огромное значение имеет период адаптации малыша к дошкольному учреждению, и способность воспитателя установить в группе эмоционально комфортную атмосферу.
Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания зависят от ситуации. Малышам легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.

Раннее развитие детей - тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать своему малышу как можно больше знаний и помочь ем...

Развитие речи

Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи. Активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов. К трём годам ребёнок общается со сверстниками в основном с помощью речи.
Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее. Благодаря этому одно действие можно словесно прекратить, другое вызвать, третье предупредить.
К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано. Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют. Зато у своих сверстников недостатки произношения дети уже подмечают и делают им замечания. Взрослым же важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь.

Игровая деятельность

У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, конструирование, рисование.
Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и совершаемые с игровыми предметами. Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители.
Детишки обожают играть со строительными материалами, им по плечу сделать довольно сложные объекты: гараж, забор, дорогу и после с ними играть. Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы: из разных форм, тематические «Ферма», «Весёлый городок», крупные варианты «Лего».
Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование. Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки. В процессе работы ребёнок вырабатывает отношение к окружающим его явлениям и людям, поэтому его поведение становится более разнообразным.

Воспитание детей 2-3 лет

Активизируется деятельность ребёнка, у него возникают свои желания, часто отличные от намерений родителей. Уговоры и, тем более, тактика принуждения оказываются уже неэффективными, в то время как желания малыша всё более очерчиваются. Теперь от родителей больше требуется уважение к праву чада на выбор, предоставление ему больших возможностей для самовыражения. А «не те» интересы нужно умело поворачивать в нужное русло. У малыша просыпается самолюбие, появляется потребность в похвале, зарождается самостоятельность. Он из кожи вон лезет, чтобы похвастаться своими умениями, хочет выглядеть достойным и способным в глазах взрослых.
В этом возрасте очень важно поддерживать мотивацию познания и исследования окружающего мира, для чего нужно сформировать интересную среду для развития, отставив детям свободу деятельности в этой среде. Нужно поддерживать попытки малыша наблюдать за чем-то интересным и помочь ему увидеть в этом самое существенное, а также ответить на неизбежно возникающие вопросы . Даже если от ребёнка нет вопросов, его к ним нужно ситуативно подталкивать.
Особый акцент следует сделать на развитие памяти и внимания, упорства в решении сложных задач, усидчивости. Всем известна непоседливость 2-3-летних детей, но если их, не принуждая, чем-то заинтересовать, то этим путём можно добиться впечатляющих результатов. Направляя в нужное русло пока ещё бесцельную фантазию малыша, тем самым можно будет формировать навыки работы интеллекта. Научившись видеть в собственных действиях логику, малыш начнёт больше самого себя уважать.

Наглядно-действенная форма мышления становится основной - проблемные ситуации, возникающие перед ребёнком, он разрешает через реальное взаимодействие с предметами. Важно не «вдалбливать» в ребёнка факты, а воспитать в нём мотивацию для будущего самосовершенствования.
Поскольку 2-3-летние дети искренне открыты окружающему миру, то очень важно не отбить у них стремление познавать новое и учиться, наоборот, нужно всячески пестовать любовь к этому. Таким образом, взрослые могут подготовить плодородную почву для семян будущих знаний. Навыки и способности малыша нужно активно формировать. В два года у ребёнка развивается логическое мышление и мелкая моторика. В три года важнее становятся развитие логики, освоение синтеза, причинно-следственной зависимости. Каждый из этих навыков становится камешком в интеллектуальном базисе малыша, ведь гармоничная личность не должна развиваться в одном направлении. Если в этот период что-то упустить в воспитании ребёнка, то уже в школе у него могут возникнуть проблемы.

У детей 2-3 лет, в отличие от более раннего периода, действия приобретают осознанность и последовательность, что и влияет на развитие основных навыков в первую очередь. Специалисты рекомендуют родителям завести специальный дневник и регулярно отмечать в нем не только рост и вес ребенка, но и заносить туда новые знания и умения своего чада.

Взяв за основу перечень всего, что должен уметь карапуз в столь критичном возрасте, они смогут отслеживать его прогресс, поймут, на какие моменты необходимо обратить дополнительное внимание, а к чему у малыша проявляется предрасположенность. Записи лучше вносить не по итогам какого-либо теста по окончании месяца, а сразу же после обнаружения или выработки навыка. При этом нельзя забывать, что каждый человек индивидуален. Если малыш в 3 года еще не умеет чего-то характерного для возраста, это еще не говорит о патологии или отставании в развитии.

Уровень физического развития

В первую очередь нужно следить за прибавкой в росте и весе у ребенка. Здесь многое зависит от генетики, особенностей питания и активности малыша, но усредненные показатели все же существуют:

  • Рост мальчиков на протяжении года должен увеличиться примерно на 8-10 см. В среднем с 84-89 см до 92-99 см. Что касается девочек, то их показатели будут чуть меньше, примерно на 1 см.

Совет: Категорически запрещено вводить в режим малыша упражнения, призванные «ускорить рост», или корректировать рацион по принципу диет (похудение, усиленное питание). Только после постановки какого-либо профильного диагноза можно приступать к специфическим мероприятиям, строго под контролем врача.

  • Если вес у мальчика в 2 года будет составлять около 12-13 кг, то к 3 годам этот показатель достигнет 14-16 кг. Границы веса для девочек обычно чуть ниже, примерно на 0,5 кг.

Помимо этого, ребенок в возрасте 2-3 лет должен обладать следующими навыками, свидетельствующими о его нормальном физическом развитии:

  1. Он ходит, прыгает, бегает, встает на цыпочки, перешагивает через препятствия, приседает, может подниматься по наклонной доске.
  2. Умеет бросать мяч другому человеку, пытается попадать снарядом в цель. Сам ловит мяч или другие крупные предметы двумя ручками.
  3. По итогам каждого месяца у него появляются новые навыки, он постоянно совершенствуется в физическом плане.
  4. После нескольких повторений малыш может копировать действия взрослого.
  5. Уже в 2 года и 2 месяца (иногда чуть позже) дети способны одновременно выполнять два действия (например, прыгать и хлопать). Если со временем это не приходит, необходимо дополнительно позаниматься.

К 2-3 годам малыши уже координированы настолько, что могут кататься на 3-колесном велосипеде, подходящем по возрасту самокате. Они с успехом могут делать первые попытки катания на коньках, лыжах, держатся на воде.

К сожалению, далеко не все родители обращают должное внимание на развитие их малыша в данном направлении. Как показывает практика, если из месяца в месяц заниматься с малышом простыми и интересными вещами, затрагивающими его математические способности, можно уже в столь нежном возрасте простимулировать отделы мозга, отвечающие за уровень интеллекта. Это не только облегчает будущую учебу детей, но и позволяет на ранней стадии выявить некоторые проблемы с нервной системой.

Ребенок 2-3 лет должен знать и уметь следующие вещи:

  1. Различать и самостоятельно рисовать простейшие геометрические фигуры.
  2. Понимать значение понятий «вверху» и «внизу», «много» и «мало».
  3. Считать пальчики одной руки, проецировать счет на другие вещи (например, определять, сколько лапок у кошки, сколько яблок в тарелке).

Если данные навыки не приходят к малышу автоматически, то начиная в 2 года и 3-4 месяца стоит приступить к его целенаправленному обучению. Для этого рекомендуется использовать специальные карточки, красочные книги, детские счеты и кубики, геометрические фигуры.

Уровень развития памяти, мышления и внимательности

Не стоит переживать, что ребенок еще слишком мал для запоминания внушительного объема информации. Его развитие происходит стремительно, мозг впитывает новые умения и знания, как губка. Конечно, не нужно с утра до ночи мучать маленьких детей вопросами и поставленными целями, но есть вещи, которые должен уметь каждый малыш, к тому времени, как ему исполнится 3 года.

  • Составлять простейшие паззлы из 2-8 частей, собирать пирамидку из колец разного размера.
  • Уметь различать основные цвета и сортировать вещи по этому принципу.
  • Определять, какая часть характерна для какого предмета (например, колесо – часть машины).
  • Отличать одинаковые и разные предметы, определять недостающие части у привычных вещей.
  • Для детей 2-3 лет характерна неплохая память на недавние события, они могут рассказывать, чем занимались вчера или пару дней назад, что кушали, какие планы на завтрашний день.

Если после проверки оказывается, что у ребенка есть какие-то пробелы по приведенным навыкам, необходимо заняться их заполнением. При правильном подходе уже в течение месяца малыш начнет показывать первые успехи и довольно быстро освоит всю программу. Если этого не происходит, необходимо сменить подход к обучению или посоветоваться с педиатром.

Сегодня разработано немало логических игр и паззлов для детей, которые не только занимают их время, но и существенно стимулируют развитие. Вместо мягких игрушек, которые в целом бесполезны, лучше уже в 2-3 года приучать малыша к полезным занятиям, тогда он всю жизнь будет заинтересован в учебе и самообразовании.

Качество и особенности речи малыша

В данной сфере развитие происходит особенно стремительно, у ребенка с каждым днем все больше расширяется активный и пассивный словарный запас. К возрасту 3 лет малыш должен знать не менее 1500-2000 слов и уметь складно формулировать свои мысли. Уже в 2 года для детей характерны навыки связывания слов в связки, построение предложений, правильная постановка вопросов и ответов на них.

Помимо этого, после того, как малышу исполнится 2 года и 3-4 месяца, желательно, чтобы у него были следующие умения:

  • Он должен простыми словами описывать известные ему или уведенные вещи, рассказывать, из каких элементов состоят некоторые сложные предметы.
  • Способен угадывать предмет после его детального или характерного описания. Может сам описывать предметы.
  • Дети 3 лет должны уметь поддержать складную беседу с взрослым человеком, они уже с легкостью описывают текущие события и начинают фантазировать.

Несмотря на то, что перечисленные навыки неплохо развиваются и в повседневной жизни, не стоит полагаться на способности детей. Если всего несколько минут в день целенаправленно заниматься с ребенком, читать ему, просто тесно общаться, развитие пойдет намного быстрее, его познания будут глубже.

Личностное развитие и социальные показатели

Один из важнейших моментов для ребенка 2-3 лет, отслеживая который можно с легкостью определить наличие проблем, влияющих на развитие малыша как индивидуальной личности. Стоит учесть, что, если один из перечисленных навыков не сформировался у детей к 2,5 годам, за 2-3 месяца без помощи взрослых он и не разовьется. Сразу после обнаружения проблемы стоит обратиться к профессионалу, чтобы не упустить момент.

  • Малыш должен уметь хотя бы минимально ухаживать за собой. Это выражается в попытках помыть руки, умыться, почистить зубы, вытереть лицо или тело после гигиенических процедур.
  • Возраст 2-3 лет характеризуется присутствием у ребенка желания всем и во всем помогать. Он с удовольствием убирает игрушки, подметает, моет посуду, чинит с папой мебель (конечно, в силу своих возможностей).
  • К данному периоду детей нужно уже научить самостоятельно садиться на горшок, снимать и правильно надевать штанишки.
  • Хорошо, если после 2 лет малыш пытается одеваться и раздеваться самостоятельно, даже если у него еще не все получается.
  • Развитие карапуза должно развиваться в нескольких направлениях, нельзя допускать, чтобы ребенок был зациклен на себе. Современные мамы все чаще отказываются от услуг развивающих школ, детских садиков и подготовительных учреждений, из-за чего потом отмечают «нелюдимость» малыша или его эгоистичный настрой по отношению к другим детям. Этого можно избежать, если вовремя ввести свое чадо в коллектив.

Хоть развитие каждого человека и происходит по индивидуальному плану, перечисленные навыки у малыша в 2-3 года должны быть полностью сформированы. Лучше изначально все сделать правильно, чем потом пытаться перекроить уже сформировавшиеся понятия и привычки.

Развитие ребенка 2-3 лет - очень важный этап, поэтому выбирать занятия и игры нужно очень тщательно. Разумеется, нет единого плана обучения малышей, это зависит от темперамента, характера, возможностей индивидуального ребенка.

Первые уроки математики

В возрасте 2-3 года с ребенком изучают первые понятия величины, формы, размеров, количества. Объясните малышу, что такое большой и маленький, много и мало, направо и налево, выше и ниже.

В этом возрасте можно учиться сортировать предметы: к примеру, рассыпьте перед ребенком различные пуговицы и попросите выбрать только красные или только квадратные. При помощи счетов или пирамидок можно учиться считать.

Выходите на прогулку? - прекрасно. Учите правила дорожного движения, ориентируйтесь в пространстве, изучайте понятия «далеко», «близко». В 2-3 года малышей можно знакомить с первыми паззлами, пирамидками, кубиками, загадывать первые загадки. Например, кто говорит «мяу» и очень любит сметану? Можно описывать животное и попросить ребенка его угадать: рыжая, с пушистым хвостом, очень хитрая (лиса). Вместе стройте пирамидки, играйте с матрешками, кубиками. Купите игрушки в виде кубов с прорезями, в которые нужно вставлять подходящие по форме элементы. С 2,5 лет можно показать ребенку конструктор, более сложные паззлы.

Свойства предметов

В возрасте 2,5 лет можно учить ребенка классифицировать предметы: съедобное или несъедобное, игрушки, животные, еда, растения.

Можно использовать подходящие карточки: попросить малыша найти изображения животных или ягоды. Постепенно изучаем форму предметов: дайте ребенку задание показать все круглые предметы в комнате. Можно играть с палочками Кюизенера, находить ошибки на картинках, изучать такие понятия как легкий и тяжелый, шершавый и гладкий, холодный и теплый, мягкий и твердый.

Одновременно можно развивать и внимательность, для этого вам пригодятся методические пособия: карточки, кубики, книги. Попросите малыша найти тот или иной предмет: найди красную машинку или покажи, где спит кошечка. Постепенно можно показывать чаду карточки и просить найти две одинаковых - эта несложная игра развивает умение концентрироваться. С 3 лет можно строить домик или башню по чертежу, выкладывать узор из палочек.

Память тоже нужно развивать с раннего возраста. Разложите перед ребенком 3-4 картинки и попросите малыша запомнить их. Потом уберите одну и попросите узнать, что пропало. По тому же принципу можно добавлять картинки и просить чадо показать, какую из них мама добавила? Или покажите ему картинку и попросите запомнить и описать, что на ней нарисовано.

Вспомните вместе, чем вы вчера занимались, где гуляли, какие игрушки есть у друзей ребенка и так далее. Можно поиграть с малышом в «стаканчики», спрятать под один из них мелкий предмет и попросить последить за движением, а потом показать, где он находится.

Физическое развитие

В 2-3 года учимся бегать и прыгать, ловить и бросать мяч, играть с воздушным шариком. Очень полезны игры, в которых нужно держать равновесие: предложите ребенку пройти по бордюру, брусу, попрыгать в классики, изобразить какое-либо животное.

Если есть возможность, стоит записаться в детский бассейн - плаванье благотворно влияет на детский организм. Всевозможные перекаты, кувырки, танцы также очень полезны. Можно рассыпать по полу игрушки и попросить малыша пройти между ними, не задев ни одной. Учите его переносить крупные, но легкие предметы - коробки, мячики, тянуться и доставать их с высоты, приседать, нагибаться. Ближе к трем годам ходим на носочках и пяточках, танцуем, ходим по извилистым линиям, лазим через тоннели, ходим на четвереньках или руках (мама поддерживает ноги).

Музыкальное развитие тоже немаловажно: включайте ребенку больше детских песенок, учитесь различать быструю и медленную музыку, веселую и грустную. Полезны и так называемые «звуки природы», детские музыкальные инструменты.

С ребенком постарше можно будет сыграть в «Угадай мелодию», петь вместе песенки, танцевать с погремушками или бубном, отбивая ритм.

Творческие навыки

В 2-3 года дети уже начинают создавать первые шедевры, их желанию препятствовать не надо. В этом возрасте малыши начинают рисовать простые геометрические композиции, окружающую природу, раскрашивают картинки. Самое время учить с малышом цвета, рисовать манкой и пальчиковыми красками, экспериментировать с трафаретами или губкой.

Очень полезна лепка - она активно развивает мелкую моторику: научите ребенка раскатывать пластилин, лепить комочки, колбаски, размазывать его по бумаге. Можно продолжить эксперименты с соленым тестом. Если вы делаете печенье или торт - маленький помощник будет рядом с вами: выделите ему кусочек теста и научите вырезать фигурки формочками или пластмассовым ножичком.

В этом возрасте можно делать и первые аппликации: помогите чаду вырезать домик, солнышко, тучку и приклеить их. Можно использовать вату, нитки, обрезки бумаги и прочие подручные материалы. Конструкторы и паззлы тоже придутся кстати: стройте домики, машинки, гараж, заборчик - все предметы должны быть хорошо знакомы ребенку.

Изучение окружающего мира

2-3 года - это возраст, когда ребенок продолжает познавать окружающий мир, поэтому книжки, карточки и энциклопедии помогут вам с обучением чада. Изучайте домашних и диких животных, чем они питаются, почему они живут отдельно, учите основные части их тела: копыта, рога, хвост и так далее. Гуляя на улице, изучайте птиц: расскажите крохе, где они живут, чем питаются, где высиживают птенцов.

Можно рассказать ребенку об основных насекомых: мухе, муравье, бабочке, пчеле, научите узнавать их. Дождь, солнце, радуга, утро, вечер - ребенку можно рассказать и об этих явлениях. Вместе пробуйте фрукты и овощи - ребенок должен иметь представление об их вкусе. Расскажите, что есть съедобные и несъедобные продукты, читайте ему сказки. Можно рассказать о профессиях, транспорте, семье, путешествиях. Если скоро малышу предстоит отправиться в детский сад, заранее расскажите ему об этом: нужно соблюдать режим, не обижать других деток, уважать воспитателей.

Развиваем речь и артикуляцию

В 2-3 года нужно активно развивать речь ребенка, научить его отвечать на вопросы, больше общаться.

Вместе читайте книги, учите легкие стихи, пойте песенки. Можно попробовать играть по ролям: ребенок может выполнять различные действия, постепенно изучать прилагательные, предлоги, наречия. Разделите лексику на темы: если вы учите все о доме, расскажите ему, из каких частей он состоит - окна, стены, крыша и так далее. Тема должна быть проста и понятна, не стоит запутывать ребенка или сразу требовать выговаривать сложные слова.

Артикуляция тоже важна: пусть малыш учится задувать свечки, дуть на мыльные пузыри, строить рожицы возле зеркала, произносить разные звуки и слова.

Ближе к 3 годам нужно учить ребенка определять предметы на ощупь, находить пару для элементов с разной фактурой, цветом, размером и так далее, знакомьтесь с новыми запахами и вкусами.

Совместные игры и помощь по дому

Малыши пока не умеют дружить, но это вовсе не значит, что ребенок должен расти одиночкой. Обращайте внимание чада на других детей, научите его знакомиться с ними, играть, строить куличики - помогайте им во всем. Это очень важно, ведь в будущем ребенок пойдет в детский сад, а совместные игры - первый шаг к социализации. Учите уважать собственность детей, если не хочет делиться игрушкой - не надо. Прививайте малышу чувство сопереживания: если друг упал, его нужно пожалеть.

В этом возрасте нужно приучать ребенка к самостоятельности: в первое время с помощью мамы, а потом и сам малыш будет умываться, мыть и вытирать руки, включать воду. Попросите его помочь вам убрать со стола, самостоятельно снять одежду (вы помогаете ему с крючками или молниями). Можно поручить чаду поливать цветы под вашим присмотром, помочь вам сложить одежду, убрать игрушки.

Если вы возитесь с овощами или крупами - дайте поиграть с ними, заинтересуйте малыша, расскажите, что из этих продуктов получится вкусная каша. Хвалите чадо за успехи, не ругайте за неудачи - ребенок индивидуален, одним требуется больше времени для усвоения навыков, чем другим.

Найдите занятие, которое будет интересно ребенку, поощряйте его развитие и не требуйте сразу слишком многого. Малыш должен чувствовать себя важным и нужным, даже если у него что-то не выходит, поддержите его и скажите, что все обязательно получится!

Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения...

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш рос самым умным, получил разностороннее развитие. Вовремя успел проявить свои таланты, а в будущем - состоялся в обществе. Ради этой цели мы, родители, готовы скупить все развивающие игры и пособия. Освоить любые методики. Но как выбрать нужные из огромного множества?

Как развивать ребенка в 2-3 года дома, чтобы ему было интересно играть и учиться, чтобы он познавал мир с радостью?

Тренинг «Системно-векторная психология» обладает знанием, с помощью которого родители с пеленок могут видеть врожденные таланты и склонности малыша и развивать именно то, что задано ему природой .

В этой статье мы рассмотрим, как с учетом психологических особенностей малыша обеспечить ему гармоничное развитие в разных областях:

    Знакомство с окружающим миром, изучение свойств предметов

    Развитие речи

    Общая моторика

    Тонкая моторика

    Внимание и память

    Социальные и бытовые навыки

Как и чем увлечь ребенка в 2-3 года

Что интересно ребенку в 2-3 года? На самом деле - абсолютно все! Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения.

Один малыш исследует мир на ощупь: ему надо обязательно взять вещь в руки, пощупать, погладить, помять. У другого ребенка сверхчувствительный зрительный анализатор, и максимум наслаждения он получает от света и цвета. А из различных пособий особенно выделяет яркие, разноцветные. Третьему важно слышать: как звучит колокольчик, капает кран, поет птица - он наслаждается познанием мира через тихие звуки.

Развивающая игра для детей 2-3 лет вызывает у ребенка естественный интерес, если она опирается на природные таланты малыша.

Когда природные способности ребенка учтены - малыш взахлеб будет исследовать мир, требовать от вас новой информации, еще и еще. Рассмотрим на простых примерах, как это сделать.

Знакомство с окружающим миром

К двум-трем годам запас знаний ребенка о мире существенно расширяется. Чтобы этот процесс был в радость и ребенок всегда испытывал к нему интерес, важно учесть:


    • Настоящий талант к спорту имеют дети с кожным вектором .

    И тело у них под стать: гибкое, ловкое. Такой ребенок сам стремится к высокой двигательной активности. Важно предоставить ему такую возможность. Дома отсидеться не выйдет - летом берите мяч, кегли, скакалки и проводите больше времени на улице. Зимой - важно оборудовать дома спортивный уголок или шведскую стенку, а на улице дать ребенку попробовать свои силы на коньках, лыжах.

    Кожные дети стремятся конкурировать, соревноваться, достигать первых мест. При достижении подходящего возраста разумно отдавать таких малышей в спортивные секции.

      Дети с кожно-зрительным сочетанием векторов не только гибкие и ловкие, но и стремятся к красоте, эстетике .

    Для них больше подойдут танцы и хореография, художественная гимнастика, фигурное катание.

      Малыши с анальным вектором - природные домоседы .

    И тело у них соответствующее: они часто коренастые, сбитенькие, иногда склонные к полноте. Часто это беспокоит родителей, и они стремятся пораньше отдать своего ребенка в спортивный кружок, чтобы развить подвижность и гибкость. Развить то, чего просто не дано природой - невозможно, и такой малыш может страдать в этих кружках оттого, что он хуже всех. Общую моторику такого ребенка развивают иначе.

    Малыш с анальным вектором очень привязывается к привычкам и ритуалам. Если ввести за правило ежедневную утреннюю гимнастику - ее будет вполне достаточно, чтобы такой ребенок в будущем поддерживал физическую форму. Начать можно с подходящих игр с ребенком в 2 года дома - когда под музыку или стишок нужно выполнять определенные действия.

    Тонкая моторика

    Тонкая моторика тоже имеет отношение к свойствам тела. У малышей от природы разные ручки:

      У маленьких кожников - ручки ловкие, чувствительные, пальчики подвижные .

    В придачу к этому природа дала им талант конструирования. Поэтому в собирании различных конструкторов и пазлов этот малыш чемпион. Поскольку он познает мир именно через чувствительную кожу, для развития кожному ребенку в 2-3 года важно предоставить как можно больше тактильных ощущений. Это массажи и водные процедуры, лепка из пластилина или соленого теста.

    Можно использовать дома развивающие игры для детей 2-3 лет, в которых нужно выполнить поделки из крупы, цветного песка. Подойдут игры, когда с закрытыми глазами ребенок определяет предмет наощупь.

      У носителей анального вектора другие ручки - сильные и умелые (если научить) .

    В потенциале это мастер золотые руки, способный внимательно и точно выполнять мелкие действия. Но это задача не на скорость, и она не связана с тактильными ощущениями. Просто малыш с анальным вектором усидчив, внимателен, стремится делать все качественно и на совесть.


    С таким ребенком пораньше берите на вооружение разные поделки: аппликация, оригами, «мягкая игрушка своими руками», поделки из дерева. Если ребенок наделен анально-зрительной связкой векторов - он имеет талант художника, скульптора. Тогда лучше выбрать лепку из глины, роспись фигурок акриловыми красками.

    Внимание и память

      Феноменальная память и внимание к деталям - главные козыри носителей анального вектора .

    При благоприятном развитии в будущем из таких детей вырастают педагоги и аналитики, эксперты, наличие дополнительно зрительного или звукового векторов дает возможность стать учеными, врачами. Поэтому в занятия для таких детей 2-3 лет важно включить , .

    Поможет развивать таланты малыша нахождение отличий между картинками, запоминание изображений и слов. Поскольку эти малыши усидчивые - они с удовольствием будут подолгу заниматься различными настольными пособиями на эту тему.

      В других векторах своя специфическая память .

    Например, тактильная память - у кожников . Они подвижные и неусидчивые, добиться их внимания трудно. Но можно развить у такого ребенка память на тактильные ощущения (с детьми в 2-3 года - это распознавание тканей или предметов различной фактуры наощупь). Опираясь на природное логическое мышление такого малыша, можно давать ему задачки на запоминание логических пар: «кровать - подушка», «дом-окно» и т. д.

    У зрительников - своя, зрительная или эйдетическая память . Поэтому для таких деток важны наглядные пособия. Когда они научатся читать, то будут способны зрительно запоминать правильное написание слов, усваивать огромный объем информации через этот сенсор.

    Звуковая память - особый дар звуковика. Он легче усваивает информацию на слух и тоньше, чем другие дети, воспринимает звуки. С такими малышами можно с детства играть в «Угадай мелодию» - только выбирайте отрывки классических произведений. Можно играть в игру «Что звучало» - определять на слух разные звуки.

    Социальные и бытовые навыки

    Большинство детей 2-3 лет любят игры, в которых можно одевать и раздевать любимую игрушку, знакомить игрушки между собой, проигрывать диалоги. Можно использовать это, чтобы развивать и закреплять социально-бытовые навыки ребенка. Но важно знать, что некоторые малыши имеют в этой сфере свои особенности.

      Бытовые навыки и социальное взаимодействие дольше, чем у других, складываются у маленьких звуковиков .

    Это связано с их природой: такой малыш имеет самую слабую связь с собственным телом - он погружен в свои мысли и состояния. Позже остальных он может отслеживать желания тела и сообщать о том, что проголодался, замерз или хочет в туалет.


    Социальное взаимодействие тоже развивается постепенно и только при благоприятной атмосфере в семье. Звуковик - природный интроверт, любит быть один. Он будет слушать других и вступать в диалог только в атмосфере звуковой экологии. Для такого ребенка может быть сложнее, чем другим, где много шума. И тем не менее - детский сад необходим для его будущей социализации в обществе.

    Важно не откладывать поход в детский сад - оптимальное время для этого 3 года, вне зависимости от векторов любого малыша.

      Малышам с анальным вектором нужно давать побольше времени для усвоения бытовых навыков .

    Поскольку это ребенок, устремленный к качеству, он долго и тщательно возится с каждой пуговицей и шнурком. Если не обрывать и не подгонять его - стремление к совершенству станет крепкой основой для развития ребенка.

    Особую важность для такого малыша имеет очищение организма. Дайте ему возможность проводить столько времени на горшке, сколько ему надо. Именно в его случае - это основа для будущего психологического благополучия. Если его обрывают и подгоняют в таком интимном процессе - он растет упрямым, обидчивым, агрессивным.

      Эмоционального, впечатлительного зрительника нужно как можно раньше учить сопереживанию и состраданию другим .

    Нельзя пугать зрительного ребенка, запрещать выражение эмоций, высмеивать его слезы. Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс - это тормозит его развитие, и возникают трудности в социальной адаптации.

    Мы немного разобрали на примерах, как можно развивать у ребенка заданные таланты. Узнать больше о том, что будет полезно для вашего малыша, а что может ему навредить, как его воспитывать, чтобы он рос здоровым, счастливым и «беспроблемным» вы сможете на .

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Ваш ребенок растет очень быстро, не успеете Вы оглянутся как он уже пойдет в садик, а потом и в школу и в институт. Не стоит пропускать самые важные годы развития ребенка, когда он рядом с Вами и готов на все, чтобы порадовать Вас.

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок запоминает все, что его окружает, как разговаривают его родители, какие слова они употребляют, все это формирует его внутренний маленький мир, становится для него идеалом и нормой.

Ребенок в возрасте от 2-3 постоянно развивается, старается постичь что-то новое и неизведанное , ему все интересно, кроме того, начинает проявляться его собственное «Я», он уже может и хочет показать родителям все то, чему он научился. В этот период времени предоставляйте чаще ребенку право выбора, чтобы он чувствовал себя значимой для Вас маленькой личностью.
Развитие ребенка от 2-3 лет происходит очень быстро, малыш пробует говорить, интенсивно возрастает его активный и пассивный словарь слов, постепенно совершенствуется его память, поэтому это один из лучших периодов для запоминания стихов и простых рассказов.

В этой статье я приведу перечень того, что должен уметь ребенок в этом возрасте. Но обращаю Ваше внимание, этот список не должен быть для Вас обязательным руководством. Ведь каждый ребенок — это личность и индивидуальность, которая развивается по своему и в своем определенном темпе. Поэтому это руководство лишь систематизирует Ваши знания в области развития ребенка от 2 до 3 лет.

Вы можете использовать эти материалы, как дома для домашних занятий с ребенком, так и в детских садах, школах раннего развития, детских клубах и т. д.

Математика для малышей

Что должен знать ребенок в таком возрасте?

В возрасте 2-3 лет ребенок должен:

  • знать основные самые простые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал и др.,
  • знать понятия «вверх» и «вниз» и понимать, где предмет находится вверху, а где внизу, кроме того, осознавать понятия «много» и «мало», показывать на картинках где много предметов, где мало, а где нет ни одного, а где есть всего один. Главное, здесь научить ребенка пересчитывать предметы слева на права не пропуская ни один предмет,
  • уметь считать пальцы на руках от 1 до 5, смочь также пересчитать сколько лапок у собачки, сколько носов у киски, сколько ушей у слона и т.д.

В развитии математических способностей у детей от 2 до 3 лет Вам помогут мои материалы, которые Вы можете скачать совершенно бесплатно:

  1. — развивающие карточки для детей с геометрическими фигурами,
  2. — презентация по методу Домана для самых маленьких,
  3. — видео ролик с разноцветными шариками,
  4. — веселая игра с божьими коровками,
  5. — карточки с символами цифр и соответствующим количеством точек,
  6. — карточки с символами цифр и соответствующим им количеством животных или предметов,
  7. — детская раскраска с цифрами глазками — запоминаем символы цифр,
  8. с африканскими животными — запоминаем символы цифр,

Советую также приобрести или скачать следующие книги для развития математических навыков у ребенка в возрасте от 2 до 3 лет:

Школа семи Гномов «Цвет и форма» — развивающие занятия для изучения геометрических фигур и Школа семи гномов «Один-много» — развивающие занятия для изучения понятий один, два и много:
Земцова — Умные книги «Вправо-влево, вверх-вниз», «Цифры и числа»

Память, внимательность и мышление

Ребенок постепенно учится запоминать все больше информации, ставить перед собой свои маленькие детские цели, стремиться отвечать на вопросы взрослого, найти нужный предмет на картинки.

В возрасте от 2-3 ребенок должен:

  • составлять самые простые пазлы или картинки из 2-4 частей,
  • уметь собрать пирамидку в соответствии с размерами колец,
  • различать основные цвета, уметь сортировать предметы по их цвету,
  • определят нужный предмет по его части, например, колесо от детской машинки,
  • понимать что такое одинаковые предметы, что такое разные предметы, что такое похожие предметы,
  • определить, что не хватает на картинке, например, изображение зайчика без ушей и т.д.,
  • выбрать нужный предмет из трех по Вашему описанию,
  • вспоминать, что ребенок делал утром, днем, а что вечером с подсказкой взрослого,
  • описывать картинку с помощью наводящих вопросов взрослого.
  1. — здесь нужно определить и найти каждому животному его хвостик,
  2. — сортируем симпатичных динозавров по размеру, цвету рисунков и изображениям на спинках,
  3. — там также есть пазлы из 2-4 частей, которые подойдут и для младшего возраста,
  4. здесь Вы также можете посмотреть и скачать мои тематические занятия, там присутствуют задания и для 2-3 летних малышей на развития логики, памяти, внимательности и мышления, .

Советую также купить или скачать следующие книги на развитие логики, внимательности и мышления в возрасте от 2-3 лет:


Речь малыша

Во всем должна быть постепенность. С каждым днем ребенок готов вымолвить все больше звуков родной речи русского языка, быстрыми темпами формируется его пассивный и активный словарь. К трем годам ребенок способен произносить до 1500-2000 слов. Ребенок в 2-3 года сам пытается строить простые предложения, отвечать на вопросы взрослых, согласовывать слова в предложениях.

Что должен ребенок уметь делать в этом возрасте?

Ребенок должен уметь в возрасте от 2 до 3 лет:

  • понимать и характеризовать группы предметов, например, фрукты, что относится к фруктам, овощи, мебель, игрушки и т. д.,
  • уметь рассказать, что из чего состоит, например, машинка состоит из кабины, кузова, колес и т. д.
  • определить нужный предмет по его описанию, например, волк — серый и злой, хочет съесть зайца; кроме того, малыш должен сам пытаться описывать те или иные предметы,
  • запоминать небольшие рассказы, стихи,
  • поддержать беседу со взрослым человеком,
  • отвечать на вопрос: Кто что делает? Кто что ест?

Чтобы освоить эти навыки Вам помогут мои бесплатные материалы, направленные на развитие речи в возрасте от 2 до 3 лет:

  1. — задания, игры и картинки на тему игрушек для детей,
  2. — тематические картинки с одеждой,
  3. — игры и картинки на тему транспорта для детей,
  4. для детей — карточки с профессиями,
  5. — знакомимся с буквами алфавита,
  6. — с героями мультфильмов Лунтик, Маша и Медведь, Фиксики и т.д.,
  7. – веселая игра с сундучками,
  8. – видео азбуки для детей,
  9. статья ,
  10. — все самые известные песенки про русский алфавит,
  11. видео звуки русского алфавита и буквы русского алфавита.

Очень хорошие недорогие книги есть у Земцовой и у Школы Семи Гномов на развитие речи.

Статьи по теме: