Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности. Презентация "продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка" Развитие детского творчества продуктивной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад №1 «ТЕРЕМОК» Лямбирского Муниципального района Республика Мордовия.

Педагогический проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Разработала:

Батяева О. П. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Атемар – 2012г

«Творчество – это качество. которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно – образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз – рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

  1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
  2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
  3. Познание мира должно носить наглядный характер.
  4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

  1. Движение к точности (копирование образца).
  2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом – 3 лет, осуществляется в четыре этапа ).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный ):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Домик»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Лодка»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Рыбка»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Цветы»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа
  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

Беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

IV этап – обобщающий:

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

сентябрь

май

сентябрь

Количество детей:

2012-2013 уч. год (средняя группа) – 25 человек

2013 уч. год (старшая группа) – 24 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г



Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения, требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Творческая деятельность художника начинается с живого созерцания - восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты, формируется зрительная память ребенка. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе, вырабатывается правильная учебная посадка. Приобретаются трудовые навыки, воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи.


Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: Обучающая: -воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений; - развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием; - развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет; - овладение техническими приемами работы с различными материалами. Развивающая: - эстетическое развитие; - сенсорное воспитание; - развитие анализаторов; - развитие мышления, воображения. Воспитательная: - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; - воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.


Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.




























К проекту «Международный женский день» Рисование восковыми мелками и акварелью Цель: учить применять разнообразные средства рисования (восковой мелок и акварель); умение закрашивать в одном направлении; проявлять творчество. К проекту «Международный женский день»









Добавить статью Все темы Статьи на тему: Кружковая работа Статьи на тему: Мероприятия по ОБЖ Статьи на тему: Методические разработки Статьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитание Статьи на тему: Открытое занятие Статьи на тему: Предметно-развивающая среда Статьи на тему: Работа с родителями Статьи на тему: Развивающие игры для детей Статьи на тему: Сценарии мероприятий Статьи на тему: Физическое развитие Статьи на тему: Экспериментально-образовательная работа

Статья: "«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 172 "Львёнок" города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Разработала:

Воспитатель: Петрова

Марина Геннадьевна

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально - личностном становлении ребенка - в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности:

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно - образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз - рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
  2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
  3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
  4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
  5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
  6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

  1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
  2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
  3. Познание мира должно носить наглядный характер.
  4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

  1. Движение к точности (копирование образца).
  2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

  1. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
  2. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом - 3 лет, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап - аналитико - прогнозтический (подготовительный ):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап - рабочий (внедренческий):

1 блок - работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

2 блок - работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок - работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап- коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап - обобщающий:

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Старшая группа

Подготовительная группа

2016-2017 гг

сентябрь

сентябрь

Количество детей:

2016-2017 уч. год (старшая группа) - 25 человек

2017 уч. год (подготовительная группа) - 24 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

  1. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г
Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности

Нищик Н.Ю., воспитатель, МБДОУ «Детский сад №56»

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А.Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорит В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции), адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Занимаясь с детьми художественным творчеством в специально организованной деятельности, учитывала принцип интеграции образовательной области «художественное творчество» с другими образовательными областями. В процессе деятельности заметила неподдельный интерес у детей к творчеству. Поэтому решила заниматься дополнительно в режимные моменты, индивидуально.

Реализуя поставленную цель и задачи, в своей работе использовала следующие приемы, методы и формы работы:


  • создание проблемных ситуаций;

  • игры;

  • задания для самостоятельных наблюдений;

  • рисование по замыслу;

  • художественный досуг;

  • традиционные и нетрадиционные техники рисования, в которые вошли эксперименты с различными видами материала;
Убедилась, что использование нетрадиционных техник и экспериментирование открывает большие возможности выражения собственных детских фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.


  • Такая техника, как сминание и скатывание бумаги, пришлась детям по душе с первого занятия, ведь мять бумагу очень просто и полезно – развивает моторику рук и пальцев. И какого было их удивление, когда простой лист бумаги превращался в «Корзину с цветами», «Яблоневое дерево», «Змейки», «Зайцы» и т.д. Полученные образы дети обыгрывали, объединив одним сюжетом.

  • А какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками. Дети быстро достигли результата и получились «Веселые зонтики». Пятнышки на зонтиках яркие и дети с удовольствием, со своими зонтиками гуляли по группе.

  • Техника рисования методом тычка совсем проста. Для этого достаточно взять, например, ватный тампон, опустить в краску и точным движением делать тычки по альбомному листу. Вот и «Снеговик» получился четким, пушистым, как настоящий.

  • Большой интерес дети проявили к отпечаткам ладошек. Ведь они не только видели краску, но и чувствовали ее. С помощью такого рисования на листе бумаги поплыла «Утка». Четыре пальца и ладонь помогли нарисовать туловище, а отставленный большой палец – шею.

  • Техника «батик»
И вот ближе, к концу первого полугодия, видя, как дети заинтересовались нетрадиционными видами художественной деятельности, стала использовать более сложные приемы:

  • Рисование камешками: выбранные детьми камешки, окунаем в небольшие баночки с разноцветной гуашью, достаем ложкой, кладем на лист бумаги, который лежит в коробке, и слегка наклоняем, катаем по бумаге. И получаются красивые, разноцветные рисунки. Используя такую технику рисования, убедилась, что эту работу лучше выполнять легко возбудимым детям. Они становятся спокойнее, внимательнее, осторожнее.

  • Техника набрызга, на первый взгляд, кажется простой. Суть в том, чтобы разбрызгивать капли по листу с помощью зубной щетки. Детям легко даются эти занятия, они опять же позволяют развивать моторику пальцев, соблюдать аккуратность.

  • Рисование свечой – знакомить со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет «Узор на стекле» выполняется свечой. Дети сначала не понимали, почему рисунок не виден. Но, когда поверх рисунка нанесли гуашь, я увидела в глазах детей восторг, интерес к изображению.
Комплексно-тематическое планирование, по которому осуществляется вся работа детского сада, единая методическая тема работы нашего учреждения, посещение театральных представлений детей старшей группы и готовые работы нашей группы, натолкнули на мысль использовать эти работы как атрибуты и декорации для театрализованных постановок в детском саду:

  • был оформлен зал для «Осеннего бала» (листья, шапочки овощей, грибы);

  • к театрализованным постановкам «Теремок», «Курочка ряба» - грибы, елочка, дерево;

  • к музыкально-театрализованной постановке «Муха - цокотуха» - бубен, шумовые инструменты.

  • к музыкально-театрализованной постановке «Золушка на новый лад» - шумовые инструменты, дерево, костер, сказочные часы.
Зарядившись творчеством своих детей, родители тоже стали принимать участие во всех творческих экспериментах.

  • Организованы выставки совместных работ родителей и воспитателей

  • Участие родителей в совместных конкурсных мероприятиях

  • Родители помощники в оформлении зала к театрализованным постановкам
Такая работа позволяет говорить нам об устойчивом интересе детей к творческой деятельности. Мы с детьми с удовольствием участвуем в различных городских конкурсах: «Мой подарок маме», «Самая красивая снежинка», «Новогодняя игрушка», во всероссийском конкурсе «Новогоднего рисунка».
Статьи по теме: