Ребенку 2 годика не разговаривает что делать. Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поднимаю очень важную тему для мам малышей... Ребенок не говорит в 2 года — это нормально?

Почему эта тема такая важная? Потому что на этот счет есть очень много противоречивых мнений. Начиная от соседок, у которых Вася заговорил в 4 года... Заканчивая неврологами, которые считают, что в 2 года ребенок должен говорить предложениями.

Дело в том, что отсутствие речи — это только верхушка айсберга. Само по себе отсутствие речи в этом возрасте — не так страшно (хотя тоже неприятно). Проблема в том, что задержка речевого развития может быть одним из проявлений серьезных нарушений.

Большинство мам, к сожалению, не знает, на что нужно обратить внимание. Я сама этого не знала, пока не столкнулась с некоторыми проблемами. Да, вполне возможно, что через год ваш карапуз и правда резко заговорит. Но возможен и другой исход... Что же делать?

Эта статья — вовсе не для того, чтобы каждый сам себе ставил диагноз. И не для того, чтоб запугать родителей молчунов. Я напишу о тревожных звоночках, с которыми надо идти к специалисту. Потому что я хочу, чтобы все мамы это знали!

Где таится опасность?

В нашем обществе очень популярны следующие идеи:

  • мальчики начинают говорить позже;
  • все дети разные, нельзя всех мерить одними стандартами;
  • неврологи вечно придираются и всех запугивают;
  • Вася заговорил в 4 года, а сейчас — академик.

В каждом утверждении есть доля истины. Но вместе они оказывают очень вредное влияние. Мамы расслабляются, пускают ситуацию на самотек... И дальше получается — как повезет. Кто-то действительно начинает прекрасно разговаривать в 4 года... А кто-то не начинает, приходит к неврологу и слышит: «Где же вы раньше были?!»

Многие мамы уверены, что ребенка с отклонениями в развитии сразу видно. Что он ведет себя вызывающе неадекватно. Что он напоминает человека с тяжелой формой аутизма. И конечно, их собственный сын — не такой.

Во многих случаях задержка речевого развития в 2 года — это действительно не страшно. Но если вовремя не выявить патологию, с каждым годом может становиться все хуже и хуже. Даже такие тяжелые нарушения, как аутизм, в 2 года могут быть совсем незаметны. Но именно в этом возрасте грамотная коррекция наиболее эффективна.

Тревожные звоночки

Надо сразу объявить, что есть задержка речевого развития (ЗРР), а есть — задержка психо-речевого развития (ЗПРР). В первом случае малыш отстает от ровесников только в развитии речи. В других сферах ребенок развивается просто замечательно. Как правило, такой малыш отлично общается с окружающими при помощи жестов и звуков. Все понимает, контактен, сообразителен... Просто молчалив.

Если же вы замечаете, что дело не только в речи... Ситуация значительно серьезнее. Однако, и тут все может выправиться к 4-5 годам.

На что обратить внимание:

  1. Малыш плохо понимает речь. В 2 года — это ненормально. Он может не говорить, но если вы замечаете, что двухлетке тяжело воспринимать слова на слух, если он часто путает бытовые слова... Идите к специалисту.
  2. Малыш не выполняет просьбы. Вообще. Не показывает по просьбе ни собачек, ни машину, ни маму, ни коляску. Не приносит по просьбе предметы.
  3. У ребенка нет указательного жеста. Совсем нет! Он ничего не показывает, даже без просьб. В норме указательный жест появляется до года. Если появился чуть позже года — тоже не беда. Но если — только после 1,5 лет... К специалисту.
  4. Также плохой звоночек — если малыш не умеет просить. В этом возрасте дети прекрасно понимают, кто поможет им достать желаемое. Берут маму за руку, ведут в нужное место, указывают пальцем на заветный объект и смотрят на маму. Даже годовалые карапузы способны просить. Указывать на предмет и смотреть на кого-то из взрослых. Если же дитя только подходит к желаемому и орет, не вступая ни с кем в контакт... Это плохо.
  5. Также должна насторожить плохая мелкая моторика (не собирает пирамидки и т.п.), неуклюжесть, неуверенная ходьба.
  6. Плохо, если ребенок не умеет делиться радостью, не приносит маме что-то интересное.
  7. Плохо, если малыш не смотрит на реакцию мамы, если происходит что-то необычное.
  8. Плохой звоночек — малыш с удовольствием повторяет большие абстрактные слова (или целые фразы!), но не использует речь в жизни. Например, может ходить и повторять не к месту слова стихов или песен, но не освоил самую основу — «мама», «папа», «дай», «кашка», «бух» и т.п.
  9. Маму должны насторожить странные движения малыша перед глазами, стереотипные игры. Например, ребенок целыми днями закрывает и открывает дверь по многу раз. Это очень размытый пункт, так как имеются ввиду навязчивые движения.
  10. Обратите внимание, может ли малыш поддержать простейшую ролевую игру? Кормить куклу из ложечки? Мыть и укладывать спать? Здоровые дети обычно способны на такие игры в 1 год.
  11. Отзывается ли ребенок на свое имя?
  12. Легко ли вам со своим малышом? Если вы возьмете несколько игрушек и устроите мини-спектакль, используя простую речь — ему будет интересно? Хоть на минуту? Если нет — это может указывать на сложности восприятия речи.
  13. Вас должны насторожить взмахи руками, как крылышками, при выражении эмоций. Хождение на носочках. Тремор рук и подбородка. Раскачивания. И подобные неврологические нарушения.

Я описала самые яркие тревожные «звоночки». Однозначно, здесь — не все. Некоторое может заметить только специалист — по тому, как малыш воспринимает новую информацию. Как анализирует задания. Как и куда смотрит во время обучения. Насколько осознанный контакт глазами.

Поэтому даже если ничего из вышеописанного у ребенка нет — все-таки лучше сходить к хорошему неврологу.

К кому пойти?

В первую очередь желательно посетить невропатолога. И лучше, если это будет доверенный специалист, а не врач в поликлинике. А еще лучше — сходить к нескольким разным специалистам. Потому что знаю на своем опыте: в 2 года мало, кто готов поставить диагноз. И мнения разных врачей могут сильно отличаться.

Но вам надо определить только одно: есть ли что-то еще, кроме задержки речи? Если же вы видите, что ситуация непростая, то мой вам совет: не гонитесь за диагнозом.

До 3-4 лет врачи имеют право официально ставить только ЗРР или ЗПРР. Считается, что к 3 годам может многое изменится. И специалисты могут только предполагать проблему.

Но это не значит, что надо спокойно сидеть дома и ждать 3 лет. Так как до 3 лет проще всего повлиять на нарушения развития...

Поэтому, если вы убедились, что у малыша действительно есть задержка — лучше найти хорошего логопеда или дефектолога. И просто интенсивно заниматься.

Что делать?

Предположим, вы сходили к нескольким специалистам, и все сказали вам, что с малышом нужно заниматься. Что теперь?

Как заниматься? Это — отдельная большая тема. Есть несколько способов:

  • просто создать ребенку хорошую речевую среду. Превратиться в «радио». Это хорошо для деток с простым ЗРР;
  • купить или скачать в интернете книжки по развитию речи. Брать оттуда упражнения — и регулярно заниматься;
  • если ситуация посложнее — найдите хорошего логопеда-дефектолога. Пусть он приезжает к вам раз в месяц, учит вас и составляет программу занятий. Это не так уж дорого... Но это гораздо эффективнее «самостоятельного плавания»! Мы сейчас так и делаем;
  • найти какой-то коррекционный центр и ходить туда на регулярные групповые занятия;
  • регулярно звать к себе специалиста на дом. Не раз в месяц, а несколько раз в неделю. Хороший способ, но очень дорогой;
  • отдать малыша в логопедический сад. Или в любой другой сад для детей с вашей формой нарушений.

Напоследок

Еще несколько небольших советов:

  • Старайтесь не нервничать по этой теме. В большинстве случаев задержки развития — это не страшно. Особенно при грамотных занятиях.
  • Старайтесь эмоционально не вовлекаться в слова специалистов. Мыслите трезво, перепроверяйте информацию. Там, где один сказал — «аутизм», другой может сказать, что все почти нормально.
  • Если сами подозреваете какие-то проблемы — изучайте тему. Читайте разные книги. Иногда это помогает увидеть какие-то нюансы. Однако, если все неврологи уверены, что проблемы вы себе сами выдумали... Вероятно, они правы;
  • В поисках специалистов ищите отзывы на форумах;
  • Если малыш плохо понимает речь — проверьте слух. Ребенок может слышать звук мультфильмов или шорох пакетов...Но у него может быть снижено восприятие особых частот. Это невозможно определить самостоятельно.
  • Не слушайте соседок, «опытных» мам на детской площадке, бабушек... Да, Вася заговорил в 4 года. Но ответственность за вашего ребенка несете только вы.
  • Если эта тема затянула вас... Сходите к психологу.

Также мне нравится использовать "Школу годовасика ". Там есть программа и для двух лет , но нам с сыном пока надо работать по «годовасику».

Я желаю вам и вашим детям здоровья. До новых встреч!

Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.

Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.

Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.

Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка , речевое расстройство или он развивается нормально.

Признаки задержки речевого развития в 2 года:

  • Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;

Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.

Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.

Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Сенсорная алалия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

  • Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

  • Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

  • Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.

  • Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

  • Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

  • Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

  • Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

Дети двух с половиной лет пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов.

Если ребёнок в 2,5 года не разговаривает, скорее всего, у него имеется темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.

Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц.

К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 словесных единиц. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тысячи слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок пока плохо говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

На третьем году жизни у детей начинается период усвоения языковой системы языка. Осознанного отношения к собственной речи и к речи окружающих у ребёнка ещё нет.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди. Например, звук [Р] появляется в пять-семь лет.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым, начинают меньше контактировать.

Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького познавателя мира, они развивают очень ценное качество - пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая его.

Признаки проблемы речевого развития

Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то удручён, что малыш не читает в 2 года наизусть детские стихи, а кто-то беспечно относится к тому, что на третьем году жизни ребёнок не говорит или общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы, не понимает.

Если есть сомнения в том, правильными ли темпами развивается речь в два с половиной года, не стоит ориентироваться на мнение знакомых или читать форумы - лучше обратиться к логопеду за консультацией. Это разумно сделать в возрасте 2 лет 4 месяцев, но можно задать свои вопросы и раньше. 2,4-2,6 лет - это рекомендуемый возраст.

Союз педиатров России подтверждает, что речевое развитие мальчиков может немного отставать от достижений девочек того же возраста. Причина такого несоответствия в том, что у мальчиков связь между двумя полушариями, обеспечивающая их согласованную работу, формируется с некоторой задержкой.

Им труднее, чем девочкам оформить грамматически правильно своё высказывание. С течением времени этот диссонанс устраняется, часто именно мужчины обладают яркой образной речью, они успешны на литературном поприще.

Признаки отставания от возрастной нормы:

  • малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «Сначала поставь стул, потом посади туда мишку».
  • его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников или составляет от 20 до 50 слов.
  • он не обращается речью ко взрослым с просьбами и вопросами.
  • почти всегда использует жестикуляцию для объяснения своих потребностей, а не слова.
  • ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
  • он не может показать названный знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
  • в речи малыша нет фраз даже из двух слов.
  • он мычит или разговаривает на своём языке.
  • не понимает слов и не говорит.
  • его не привлекает чтение художественных произведений, рассказывание стихов, сказок.
  • он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.

Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития – состоянии, которое можно компенсировать регулярными самостоятельными занятиями с малышом, или об общем недоразвитии речи – более сложной патологии, коррекции которой придётся уделить гораздо больше времени.

Основные различия:

  • Темповая задержка речи, или задержка речевого развития (ЗРР) – органических поражений нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме, «он всё понимает, но не может сказать».
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы, но наряду с речевой аномалией очень часто вторично страдают другие психические процессы (внимание, мышление, память).

Понятие темповой задержки речи применимо к детям до 3 лет. После этого возраста легко устранимое нарушение перерастает в серьёзную проблему и превращается в диагноз.

Почему возникает задержка речевого развития, её последствия

Запаздывание речи может происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются и мало общаются.

Патологии ЦНС могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой инфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний.

Запущенность развития - это довольно частая причина почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает. Многим родителям некогда заниматься своим чадом и вместо общения с папой или мамой он играет в одиночестве или получает в руки планшет на весь день, что не особо способствует речевому развитию, какие бы развивающие приложения там ни стояли.

Отставание детской речи, не исправленное своевременно в раннем детстве, может привести к умственной отсталости. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года не говорит - это тревожный симптом большой назревающей проблемы.

Посмотрите короткое видео от Союза Педиатров России, где заведующий отделением когнитивной педиатрии Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей - кандидат медицинских наук, врач-невролог Г.А. Каркашадзе рассказывает о популярных мифах среди родителей относительно развития детской речи в возрасте 2,4-2,6 лет:

Ребёнок не сможет чувствовать себя комфортно в детском саду и школе, его отклонение в развитии будет заметно сверстникам, могут возникнуть проблемы социализации. Малыш начнёт замыкаться в себе, не будет слушаться, родители будут испытывать тревогу.

Многие родители сначала внимают советам знакомых или анонимов на форумах, что стоит подождать. А когда становится слишком поздно и ставится неприятный диагноз, они начинают бить тревогу, думать что делать.

Известный врач-педиатр доктор Комаровский Е.О., чьему мнению всецело доверяют многие мамы и бабушки считает, что нужно начинать заниматься развитием речи как можно раньше - например, с годика. Если вы ощущаете тревогу по поводу формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильному специалисту - логопеду, детскому психологу или неврологу.

Два с половиной года - это тот возраст, когда можно начинать бить тревогу. Задуматься о проблеме лучше в два года. Принцип простой - предотвратить проблему развития речи намного проще, чем её решать. Знаете родителей, которые по несколько лет водят детей на занятия к частным логопедам? Их немало... а этого можно было избежать.

К кому обращаться за помощью

Причины, приводящие к задержке речи разные. Чтобы решить проблему родителям иногда приходится обращаться к нескольким специалистам. Среди них можно выделить пять основных - логопед, дефектолог, ЛОР (для исключения нарушений слуха), невролог или психоневролог.

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи (ОНР) и темповой задержки (ЗРР), которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией, назначаемой врачами, они дают прекрасные результаты.

Медикаментозное лечение используют лишь в тяжёлых случаях, часто можно обойтись без него. Иногда оно вообще не нужно, но врачи назначают приём лекарств. Хороший логопед может компенсировать некоторые из них простой работой с малышом, принимать их будет не нужно.

Помните, что только врачи имеют право назначать приём препаратов. У логопедов нет такого права.

Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи. Нужно вынуждать малыша говорить, притворяться, что не понимаете его, если он жестами пытается объяснить чего хочет.

При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы получить эффективную помощь от него.

В случае темповой задержки речи родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Многие так и делают: первый раз обращаются к логопеду за консультацией, а на основе полученных знаний и материалов начинают самостоятельную работу.

Задача логопеда в этом случае заключается в том, чтобы провести диагностику речевого развития и выявить имеющиеся у малыша проблемы. После этого родители понимают текущую ситуацию и начинают работать с малышом самостоятельно.

В 2 года ребенок уже должен говорить. Читайте статью, чтобы знать причины, почему малыш не болтает в 2 года, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникает проблема своевременного формирования речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и спустя некоторое время он начинает разговаривать не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы речи могут быть намного глубже и важно своевременно распознать их и попытаться устранить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2-х лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы сможете найти информацию о том, почему возникают такие расстройства и как разговорить ребенка.
  • К какому специалисту нужно обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2-х летнего малыша не обращают внимание на то, что их кроха не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и нет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не разговаривает — это не норма. Такое состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, почему ребенок не говорит в 2 года, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические


Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает

С этими двумя видами проблем могут быть связаны такие причины, почему малыш не разговаривает:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому нет стимула к речи. С малышом нужно разговаривать. Если он будет только слышать голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственный фактор, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то и их сын или дочь может повторить ситуацию, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Поэтому будьте настороже. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица или были перенесены травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто проблема с речевым аппаратом у ребенка возникает, если в семье все взрослые говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не проявляйте излишнюю требовательность и не требуйте от ребенка, чтобы он разговаривал. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

Как научить разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия



В 2 года у малыша отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как говорилось выше, у многих детей могут быть проблемы с речью как внутренние, так и внешние. Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует с ним выполнять специальные эффективные упражнения, играть в игры, и проводить развивающие занятия:

  • Игра с карточками. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспорт. Попросите ребенка достать одну карточку и назвать, что изображено на ней. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если ребенок растерялся и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая по слогам.
  • Детские стихи-прибаутки. «Ладушки-ладушки» и другие стишки помогают отлично развить речь. Можно использовать любые интересные стихи из любимой детской книги ребенка.
  • Игра «Кто как говорит» . Попросите ребенка повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собачка?», «Как говорит киска?». Если ребенок сам не произносит слова, тогда через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок жестами или отдельными звуками показывает, что хочет, к примеру, яблоко, то вы сделайте вид, что не понимаете, и спросите у него: «Ты хочешь лопатку? Нет? А может тебе дать ведерко?» Долго ребенка не мучайте, 3 «неправильных» ответа будет достаточно, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто сидит в мешке? В небольшой тряпичный мешок сложите несколько любимых игрушек-животных ребенка. Чуть приоткрывая мешок, показывайте только голову одной игрушки, и попросите кроху назвать животное.
  • Кто как разговаривает? Для двух лет нормально, если малыш будет не называть животное или предмет, а будет повторят звуки, которые они издают. Вы можете только спрашивать: «Как капает дождик? — Кап-Кап», «Как звенит колокольчик? — Дзинь-дзинь» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица . Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области подушечек пальцев расположены рецепторы, которые влияют на мозговой центр моторики. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием небольших предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш их может засунуть в рот, нос или ухо.


Многие родители отмечают, что после того как они отдали своего ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь вместе с другими детьми, ребенок быстро учится всем жизненным навыкам, в том числе и речевым. Если к 2,5-3 годам ваш кроха так не заговорил, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина все-таки находится слишком глубоко.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]



Ребенок в 2 года не разговаривает: Комаровский

Многие врачи старой закалки утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложения из 2-3-х слов, выговаривать союзы в предложениях. Если этого умения у ребенка нет, значит, они торопятся ставить диагноз «задержка психического развития».

  • Но современные педиатры не такие категоричные, ведь они берут во внимание индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок в 2 года не разговаривает, то родители должны уделить больше внимания своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, и в 3 года он также знает всего 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3-м годам повторяет уже 30 слов, хоть это и мало, но у него есть тенденция к развитию, значит, волноваться не стоит.

Подробно об этом посмотрите видео с доктором Комаровским:

Видео: Когда и что делать, если ребенок не говорит? — Доктор Комаровский

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот - вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» - это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. .

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям - отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз - означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим - ЗПР - задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Статьи по теме: