Ребенок 1.5 садится на горшок. Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку

Психологи считают, что 1,5 года – подходящее время, чтобы приучить ребёнка к горшку. Многие мамы начинают обучение раньше, с 8–10 месяцев, но чаще всего попытки оказываются безуспешными.

Знакомство с новым приспособлением у одних деток происходит спокойно, привыкание проходит быстро, без капризов. С другими малышами мамам приходится «воевать», подкупать, применять хитрость, чтобы заставить чадо справить нужду в горшок. В чём причина? Узнайте мнение психологов и опытных мамочек.

Почему ребёнок не хочет ходить на горшок

Многие мамы знают, сколько нервов приходиться тратить, чтобы добиться результата. Проходит битый час, малыш сидит на горшке, но толку нет. Затем маленький упрямец встаёт и благополучно писает (ходит «по-большому») в штанишки. Одни детки расстраиваются из-за этого, другие спокойно реагируют, а есть и такие, которые с довольной улыбкой смотрят на расплывающееся мокрое пятно.

Как тут не вспылить! Но нервничать, кричать, тем более, шлёпать по попе нельзя: может развиться упрямство, обида на маму, отвращение к горшку или панический страх перед обязательной процедурой.

Почему же так происходит? Что мешает малышу спокойно сходить «по-большому» или «по-маленькому» не в штанишки?

Причин несколько:

  • раннее начало обучения. В 6–8 месяцев детки не могут контролировать процесс мочеиспускания или дефекации;
  • мочевой пузырь, кишечник ещё достаточно слаб, опорожнение происходит в разное время. «Поймать» момент нереально, по часу держать кроху на горшке тоже нельзя;
  • ребёнок плохо понимает, где какая часть тела, не может по просьбе родителей указать пальчиком на попу или низ живота;
  • неправильный подбор полезного приспособления. Музыкальный горшок, ёмкость в форме машинки или самолёта отвлекает, сбивает с толку. Детки принимают горшок за новую игрушку, обращаются с ней соответственно. Иногда пластик передавливает, «режет» ножки, что мешает процессу. Подходящий размер приспособления также важен;
  • недостаточный уровень физического и психического развития. Если деткам комфортно в грязных штанишках, зачем проситься на горшок? Только по достижении определённого уровня, осознания процесса попытки будут успешными;
  • проблемы с функционированием мочевыводящей системы, нервные расстройства, отставание в физическом и психическом развитии;
  • обычное упрямство. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители подросших деток, после полутора лет. Капризуля обиделся на родителей, решил показать своё «Я». В 1,5 – 2 годика отказом демонстрирует своё недовольство, привлекает внимание к своей персоне. Понадобится терпение, внимание к ребёнку. Если не получается справиться с маленьким упрямцем, обратитесь за помощью к опытному психологу.

Как понять, что малыша пора приучать к горшку

К полутора годам уровень физического и психического развития позволяет деткам понять, чего от них хотят взрослые. Родителям важно знать, какие признаки говорят о готовности перехода к новому этапу.

Не упустите момент, если:

  • за 2 – 2,5 часа подгузник остаётся сухим;
  • кишечник ребёнка достаточно окреп, мочеиспускание/опорожнение происходят с одинаковыми промежутками;
  • малыш понимает, что означают слова «какать» и «писать»;
  • ребёнок может показать, что он хочет в туалет «по-маленькому» или «по-большому»;
  • ребёнок подражает взрослым, пытается раздеваться и одеваться;
  • важный момент – осознание частей тела. По просьбе родителей сын или дочка должны сразу показать часть тела, которую назвали, в том числе, область гениталий;
  • малышу должно быть некомфортно в мокрых штанишках или грязных памперсах, ребёнок должен просить (словом или жестом) сменить испачканную одежду.

Возьмите на заметку:

  • родители и детки должны быть морально готовы к новому этапу. Если есть важные дела, которые мешают уделить процессу достаточно внимания, подождите месяц-другой;
  • летом обучение проходит проще: дома тепло, легче снимать штанишки или можно вообще оставить малыша в одних трусиках;
  • если сын или дочка болеют, отложите начало обучения;
  • резкая смена обстановки нередко травмирует детскую психику. После переезда на новую квартиру подождите пару месяцев, путь маленький человечек освоится.

Психологи и опытные мамочки рекомендуют проявить терпение, меньше расстраиваться, если у малыша не всё получается. Даже если несколько дней подряд упрямец категорически отказывается садиться на горшок, кричит, злится, это не значит, что так будет продолжаться всегда.

Помните! Все детки начинают пользоваться полезным приспособлением: одни раньше, другие позже в зависимости от индивидуальных особенностей. Не устраивайте войну: проиграют обе стороны.

Выбор нужного приспособления

При выборе полезного приспособления учтите рекомендации:

  • покупайте простую модель без лишних «наворотов», иначе естественный процесс рискует превратиться в увлекательную игру, но без нужного для вас результата;
  • девочкам больше подходит круглая форма, мальчикам – с небольшим выступом спереди;
  • выбирайте качественный пластик. Экономить нельзя: дешёвые изделия часто содержат токсичные компоненты;
  • ёмкость должна быть устойчивой, подходящей по размеру, края – достаточно широкие, чтобы не давить нежную кожу. Помните: при обучении сын или дочка проведут здесь немало времени, комфорт обязателен.

В период привыкания к новому процессу чаще напоминайте, что горшок не игрушка. Если малыш балуется (надевает ёмкость на голову, ездит по комнате, как на машинке), вовремя остановите баловство. Не смейтесь, не позволяйте этого делать родственникам. Неправильная реакция вызывает замешательство у деток: почему нельзя баловаться с новой вещью, если всем весело?

Самый эффективный метод

Глядя на другого ребёнка, успешно пользующегося горшком, всем видом показывающего: «Я уже взрослый», – малыш непременно захочет сделать также. Если детки понимают, чего от них хотят, к полутора годам им несложно повторить те же действия.

Вспомните ясельную группу. Даже самые маленькие быстро понимают, как пользоваться новым приспособлением. «Пример друга» справедливо считается самым быстрым способом приучения к «взрослому способу» справить нужду.

Вы считаете, что дочка или сын достаточно подросли, чтобы начать обучение? Действуйте правильно, меньше отчаивайтесь, если ребёнок не сразу поймёт, что он должен делать.

Полезные советы:

  • купите горшок, поставьте на видное место. Чадо непременно заинтересуется, что за вещь появилась дома;
  • объясните, для чего нужен новый предмет, расскажите, что все взрослые детки писают и какают не в штанишки, а «вон-туда, в эту дырочку». Разрешите посидеть, если ребёнок просит, но насильно не заставляйте;
  • покажите, как проситься (словами или жестами). Детки быстро запоминают обозначение процесса, усердно кряхтят, желая привлечь внимание, заслужить похвалу;
  • обстановка дома должна быть спокойной: стресс отрицательно влияет на возможность расслабиться;
  • уберите ковры, на кровать постелите большую клеёнку, сверху – пелёнку, чтобы перед мочеиспусканием малыш мог ходить без памперсов;
  • на протяжении нескольких дней следите, когда происходит мочеиспускание/дефекация. В большинстве случаев позывы появляются через небольшой промежуток после еды. Задача родителей – поймать момент, чтобы детки долго не сидели на горшке, быстро помочились или сходили «по-большому»;
  • памперсы надевайте только для сна, дома пусть ребёнок носит только трусики, иногда ходит без них. Малыш должен понять, как происходит мочеиспускание/опорожнение кишечника, знать, как выглядят половые органы, откуда бежит моча. Следите, чтобы детки не уделяли гениталиям слишком много внимания;
  • обычно внимательные родители быстро понимают, что через минуту-другую произойдёт мочеиспускание или дефекация. Действуйте без промедления, сразу усадите чадо на горшок: дёргать нельзя, чтобы не испугать. Отвлеките, чтобы малыш посидел спокойно, хотя бы несколько минут. Если вы успели, обязательно похвалите сына или дочку, покажите, что находится в ёмкости после его усилий. Скажите, что штанишки теперь сухие, как у взрослых.
  • первое время незадолго до предполагаемого опорожнения кишечника или мочевого пузыря снимайте трусики, чтобы уловить момент;
  • каждое удачное «попадание» сопровождайте похвалой, говорите, что чадо взрослеет. Можно сделать небольшой подарок;
  • при неудаче ни в коем случае не ругайте деток, откажитесь от обидных слов. Унижать, показывать грязные/мокрые штанишки членам семьи, доводить ребёнка до истерики нельзя. Кроме отвращения к ненавистному предмету, появятся психологические проблемы, неврозы, нарушение сна;
  • говорите, что вы расстроены, если малыш забыл вовремя попроситься писать, но сдерживайте явное разочарование;
  • насильно усаживать, стоять надзирателем нельзя. Психологическое/физическое давление мешает расслабиться, детки нервничают, сходить «как взрослые» вряд ли получится;
  • нельзя устраивать из простого процесса «концерт». Выставлять на всеобщее обозрение писающего малыша также не стоит: создайте спокойные условия для естественного процесса.

Как приучить проситься в туалет ночью

Чаще всего днём детки просятся, а по ночам время всё равно писают в кроватку. Полностью контролировать мочеиспускание у спящего чада сложно.

Если вы решили полностью отказаться от подгузников, приготовьтесь к бессонным ночам на протяжении определённого периода. Но небольшая жертва того стоит. Вы заметите, когда сын или дочка ворочаются, кряхтят, собираются писать. Осторожно разбудите, посадите на горшок.

Результат, конечно, появится не сразу: обязательно запаситесь терпением. Никогда не дёргайте чадо (нельзя резко прерывать сон), доставайте ребёнка из кроватки осторожно, чтобы не напугать маленького человечка. Постепенно у него выработается привычка крутиться, показывать, что пора писать. Рано или поздно чадо начнёт проситься в туалет и ночью.

Все родители проходят через такой сложный этап развития ребёнка, как приучение к горшку. В полтора года наступает самый подходящий момент для перемен. Ребёнок ощущает себя достаточно «взрослым». Чем меньше капризов, тем проще проходит обучение.

Прислушайтесь к советам, учтите индивидуальные особенности вашего чада. Раньше или позже (необязательно в 1,5 года), всё детки понимают, как пользоваться горшком. Не огорчайтесь, если дочка или сын мочатся в штанишки, когда другие малыши уже просятся: мягко, деликатно продолжайте обучение. При стойком неприятии полезного приспособления обратитесь за помощью к детскому психологу.

Видео — советы по приучению ребенка к горшку:

В каждом ребенке природой заложена своя программа развития. Поэтому не стоит на все 100% полагаться на мнение педиатров, которые так и норовят поселить в голове любой мамочки, что ее любимое чадо чем-то да отличается от других детей (это не в коей мере не относится к тем деткам, у кого, уж простите, на лицо видны отклонения в развитии).

И вот, после очередного посещения кабинета врача, молодые мамы, заламывая руки, пытаются понять, как заставить ребенка держать ложку, самостоятельно кушать, пить, садиться на горшок и т.п.

Не стоит принуждать малыша к проявлению какого-либо деятельности, поверьте, стоит немного подождать - и ваш ребенок освоит все необходимые жизненные навыки. Конечно, это может произойти и через неделю, и две, и немного больше (по времени).

Но вот о чем стоит задуматься, а правильно ли вы ведете себя со своим ребенком?

Может, просто не даете ему проявить инициативу, боитесь, что он испачкается, что-нибудь лишнее съест и т.д. Дети должны наблюдать и учиться именно на наглядном примере (это как раз тот случай, когда следует перенимать опыт старших).

Сложнее всего приучить ребенка к горшку. И этому имеется ряд причин.

Первая: раннее и неправильное высаживание может привести к проблемам в развитии тазобедренных суставов у ребенка (особенно, у мальчиков).

Вторая: в процессе привыкания может случиться так, что ребенок испугается (или его что-то напугает), а он уже подсознательно перенесет полученный эффект именно на процесс сидения на горшке. И как результат - будет испытывать определённого рода затруднения - от простого испуга до сильнейших истерик при виде горшка.

Бывает и так, что дети спокойно писают в горшок, но «сделать» что-то большее категорически отказываются. Как же поступить родителям, если их ребенок не только не хочет ходить на горшок, а даже если он на нём не сидит.

Все способы хороши

Итак, стоит точно определиться со сроком: в год еще рано, в два уже поздновато, хотя некоторые дети на горшок начинают садиться только в садике. Впрочем, это то как раз и понятно - делают они это за компанию)

Оптимальное время для выработки привычки - 1,5 года. Максимальный предел - три года (но все равно встречаются родители, у которых дети и в 4 и в 5 лет ходят в подгузниках).

Эффект мокрых штанишек

Существует несколько действенных вариантов. Один из них можно описать как «эффект мокрых штанишек». Ребенок начинает ощущать взаимосвязь между тем, что он пописал или покакал, и тем, что ему дискомфортно (холодно, неприятно и т.п.). Этот метод стоит использовать в теплое время года, когда можно пойти на улицу без памперсов, а перед гулянием объяснить малышу, что «стоит сходить в туалет».

Родителям потребуется много терпения, а облегчить процесс привыкания можно, если внимательно понаблюдать за ребенком. Как правило, дети в непроизвольной форме выражают свои желания: кряхтят, проявляют недовольство, у девочек сжимаются плечи, а мальчиков иногда просто передергивает дрожью.

Главное, вовремя заметить подобные проявления и как-бы между делом предложить горшок. Можно также акцентировать внимание на том, что перед улицей (или сном) мама, папа и другие члены семьи идут в туалет. Подражание - это самый действенный способ приучить кого угодно к чему угодно.

Если ребенок начинает понимать связь между желанием сходить в туалет и тем, что для этого следует сесть на горшок, значит, у вас получилось! В конце не забудьте похвалить ребенка и сказать, что он молодец.

Лучший друг

Следующий способ - посадить на горшок любимую игрушку, чтобы она сделала все «нужные дела». В данном случае, ребенку следует очень просто и понятно объяснить, что делает его мишка, зайка, кукла или кто-то еще на горшочке. А затем, спустя некоторое время похвалить «друга» и предложить малышу повторить процесс. Конечно, со стороны, данный способ слегка похож на дрессуру, но, если честно признаться, большинство методов работы с детьми (а зачастую и со взрослыми) именно так и выглядят.

Педиатры рекомендуют как можно чаще оставляться детей голышом, чтобы малыши видели результаты свой «деятельности». Бытует мнение, что чем больше времени дети проводят голышом, тем меньше время у них затрачивается на приучения к горшку. Верно это утверждение или нет - каждый родитель решает для себя сам.

Как правильно познакомить ребенка с горшком

Когда наступает время «знакомства» родителям следует придерживать ряда определённых правил. Они не только в значительной степени помогут им убыстрить процесс привыкания, но и спасут в будущем от различных «неприятных» ситуаций.

1. Попытайтесь соблюсти тонкую грань между тем, что горшок - это удобное приспособление, на котором можно посидеть, и тем, что это все же не игрушка. На практике зачастую получается, что в своем благом намерении родители покупают большие (напоминающие, скорее, стульчики, а не горшки) поющие, звенящие и даже катающиеся детские аксессуары. И как результат - дети начинают воспринимать горшки как игрушки, а не приспособления для туалета.

Помните, что о главном предназначении горшка. А дополнительные функции будут отвлекать кроху от столь важного дела. Поэтому, цвет, форма, и рисунок не имеют принципиального значения. Важно, чтобы горшок был устойчивый и, конечно же, безопасный. Но и экономить на нем не стоит, поэтому покупать следует горшок из качественных и не токсичных материалов.


Также не забудьте, что он должен быть удобным. Самый приемлемый вариант - горшок-стул со небольшой по высоте спинкой, можно даже с подлокотниками). И обязательно чтобы горшок был теплым - уместно купить малышу специальное сиденье. В ином случае ребенку станет просто некомфортно на нем сидеть, и он не захочет повторить столь неприятный для него эксперимент.

2. Если ребенок привык к горшку и все же иногда «ходит» в штанишки (или просто на пол) - не ругайте его за подобное поведение. Как и взрослым, детям бывает затруднительно избавиться от привычек. К тому же бывают ситуации, когда ребенок увлекается играми и просто забывает сходить пописать (или что-то другое сделать), и пока бежит, спохватившись к горшку, не может сдержаться.

3. Бывает, что процесс привыкания сбивается незапланированными болезнями: простудой, зубками и т.п. В этом случае следует дать ребенку отдохнуть (ему и так нелегко), а затем терпеливо повторить процесс заново.

4. Важно приучать к горшку постепенно, а не «вдруг», потому что маме именно сегодня захотелось это сделать. Следует заранее высаживать ребенка, чтобы он сходил в туалет на газетку, пеленку или в тазик. Для этого просто садите малыша себе на ноги, так чтобы и ему было удобно, и вам. Делать это уместно тогда, когда ребенок уже может самостоятельно сидеть.

5. Не применяйте грубую силу и принуждение, в противном случае у ребенка сформируется негативное восприятие горшка как предмета туалета. Кроме того, если усадить ребенка на горшок насильно - он станет усиленно пытаться сдерживаться (так сказать, назло), а данный процесс ни к чему хорошему не приведет (а лишь к проблемам с кишечником и мочеиспускательной системой).

Если малыш сначала воспринял предлагаемое новшество на ура, а через несколько дней вдруг закапризничал и стал отказываться от горшка - не усугубляйте ситуацию, а просто дайте ему время отдохнуть. Возможно, через 2-3 дня ребенок сам попросит вас поставить для него его детский аксессуар. Важно, чтобы малыш осознал, что он уже немножечко большой и может «как взрослый» делать свои нужные «дела».

Как приучить ребенка к горшку в 1,5 года, интересует всех, без исключения, родителей. Этот сложный процесс в жизни ребенка требует от родителей терпения и настойчивости. Крохотуля уже эмоционально и физически подрос и окреп. Он овладел достаточным количеством навыков. Но научиться ходить на горшок - нелегкая задача. Для овладения ею требуется потрудиться.

Некоторые родители начинают высаживать на горшок 8-месячного или 9-месячного кроху. Мама нервничает, ребенок расстраивается, но неудачи идут одна за другой. Горшок остается пустым, а штанишки регулярно мокрые. Почему так происходит? Просто малютка еще не готов выполнять требование ходить на горшок. Как определить степень готовности? Рекомендуется просто понаблюдать за ребенком.

Карапуз готов к обучению, если:

  • способен сдерживаться в течение 2-3 часов;
  • выдерживает примерно одинаковые промежутки между дефекациями или мочеиспусканиями;
  • имеет понятие о частях тела (может показать ту часть, которую называют);
  • слушается маму;
  • понемногу начинает говорить;
  • способен показать, что хочет в туалет (кряхтит, тужится);
  • пытается снимать и надевать одежду самостоятельно;
  • показывает, что грязные или мокрые штанишки его раздражают.

Психологи считают, что оптимальное время для приучения к горшку - 1,5 года. Некоторые малыши готовы оправляться на горшок в год. Если мама видит, что все перечисленные признаки налицо, то можно попробовать приучать к горшку годовалого младенца.

Какие горшки подбирать детям

От того, какой предмет выбрать, зависит значительная часть успеха. На нем во время обучения малыш проведет много времени. Поэтому к подбору аксессуара следует отнестись ответственно. Предмет должен удовлетворять общим требованиям:

  1. Быть удобным. Горшок должен иметь широкие бортики: при сидении они не должны врезаться в нежное тельце.
  2. Быть комфортным. Металлические аксессуары холодят, а пластиковые быстро нагреваются при контакте с тельцем.
  3. Быть изготовлен из экологически чистых материалов: дешевые пластики выделяют вредные вещества.
  4. Быть должного размера: попы у всех малышей разные.
  5. Быть просто требуемым аксессуаром для туалета, а не еще одной игрушкой.
  6. Быть удобным для ежедневного мытья с гигиеническими средствами.
  7. Горшки имеют анатомические особенности. Для мальчиков они снабжены небольшим подъемом. Аксессуары для девочек отличаются округлым сиденьем.

Главное требование: горшок должен быть собственностью ребенка. Если в семье есть старшие дети, каждый обязан ходить исключительно в свой собственный аксессуар.

Имеются ли различия в приучении к горшку мальчика и девочки?

Психологи отмечают: успех приучения к горшку зависит от эмоциональной готовности ребенка. Крошка должен понимать речь взрослых, уметь сдерживать первый естественный позыв к мочеиспусканию. Малютка уже умеет ходить и начинает разговаривать. Он способен выслушивать требования мамы, понимать их и отвечать. Для каждого малыша благоприятный период наступает в различное время. И то, как быстро крохотуля постигает эту премудрость, определяется складом его характера и состоянием здоровья.

Немалое значение имеет психологический климат в семье. Пол малютки не влияет на технику процесса.

Методики приучения малыша к горшку

Некоторые мамочки начинают приучать кроху, как только он начинает самостоятельно садиться. Они считают: в конце концов, установится привычка. А она есть вторая натура.

Эта методика имеет недостаток. Малыш может при таком высаживании оправляться в горшок. Но это случайности. Они определяются настойчивостью мамы и тем, насколько она внимательна к своему ребенку. Самостоятельно проситься малыш начнет не ранее 1,5-2 лет.

Другие придерживаются противоположной тенденции: оставить все, как есть. Ведь нет нормальных взрослых, писающих в штаны. Когда-нибудь крохе недоест неудобство, и он сам начнет проситься.

А ведь можно просто использовать удобный момент: готовность крохи освоить новый навык. Немного терпения - и проблемы не существует. Тем более что имеются различные методики. Среди них можно подобрать требуемую. Подготовительный этап для всех методик одинаков: купленный аксессуар ставится на самое видное место. При проявлении интереса крохе требуется продемонстрировать назначение предмета. Разрешается играть, сидя на горшке. Но запрещается играть в него. Малютка должен уяснить: аксессуар имеет конкретное полезное назначение.

За семь дней

Эта методика позволяет научить кроху пользоваться горшком за неделю. При этом крошка имеет достаточно времени на ознакомление с предметом и привыкание к новому уровню жизни. Второе название техники - «Счастливый малыш».

Шаги процесса:

  1. Первый и второй дни проходят одинаково. Полуторагодовалого малыша утром знакомят с новым аксессуаром и высаживают для совершения туалета. Крохотуля должен сидеть 10-15 минут. Если он не оправился, его поднимают, а процедуру повторяют позже.
  2. Мама ходит по пятам за крохой, разговаривает с ним, играет и предлагает оправиться. Телевизор не включается, только общение и активные игры вдвоем.
  3. Никаких посторонних в доме: мама должна сосредоточиться на малыше.
  4. При каждом напряжении кроху высаживают на горшок. Мама объясняет ему, как ходят в туалет взрослые, и как здорово оставаться сухим.
  5. На третий день рекомендуется отказаться от памперсов во время прогулки. Но горшок с собой надо взять обязательно. При попытке оправиться кроху следует сажать на горшок даже на прогулке. Не стоит обращать внимание на повышенный интерес окружающих: аксессуар скоро перестанет сопровождать малыша на прогулке.
  6. С 4-го по 7-й день происходит закрепление полученных навыков. При каждой удачной попытке маме рекомендуется хвалить малютку. Можно рассказывать о его успехах домашним с предложением похвалить малыша тоже.

Горшок за 3 дня

Возраст полтора года идеально подходит для обучения по этой методике. Для успеха мамочке рекомендуется оставить все дела на 3 дня и посвятить все время ребенку. Все мероприятия делятся по этапам:

  1. В первый день требуется начать отучать кроху от памперса. Его полностью исключают во время пребывания дома. Малыш спит, играет, делает гимнастику - и все в трусиках.
  2. Сначала следует показать крохе, как использовать новый предмет. Следует взять куклу, (можно писающую), снять с нее штанишки и посадить на горшок. Затем рассказать ребенку, что игрушка сделала, отнести полный предмет в туалет, вылить содержимое и спустить воду.
  3. Повторить все то же самое с ребенком (когда он начнет беспокоиться). Попросить вылить содержимое в унитаз и спустить воду.
  4. При случайном промахе обязательно попросить кроху самостоятельно переодеться. Непростое мероприятие может вызвать неудовольствие малютки. В этом случае следует ласково настоять на своем. Процедура переодевания окажется дополнительным стимулом проситься.
  5. Ни в коем случае не ругать малютку. При успешных попытках хвалить и поощрять. Допустимо подарить маленький подарок.

Во второй день зона действия расширяется. Малыш находится дома и отправляется гулять в штанишках (без памперса). Подгузник надевается только на ночь.На третий день крохотуля и спать ложится без подгузника. Но маме требуется следить за его сном: при проявлении беспокойства малыша следует нежно разбудить и посадить оправляться.

Важная мотивация: классно быть сухим. Ни в коем случае не говорить крохе, что он должен проситься или садиться на горшок.

Как приучить ребенка проситься на горшок за один день?

Да, и такое возможно. Данная методика годится для тех мамочек, которые хотят добиться быстрого результата. В основе техники лежит последовательное выполнение шагов:

  • знакомство с новым предметом;
  • показ использования на примере писающей куклы;
  • стимулирование самостоятельно садиться на горшок;
  • поощрение за успех соленым или сладким, что заставляет ребенка много пить, а затем снова писать;
  • при промахе малютка должен самостоятельно переодеться в сухое белье;
  • основная мотивация - классно оставаться сухим: так поступают взрослые.

Во время обучения крошка остается дома. Мама откладывает все дела и остается с ним наедине. После двух подряд успешных оправлений на горшок, можно отправиться с крохой погулять. Памперс надевать не требуется. Ночь тоже проходит без памперса. Лучшее время для отучения от памперса - лето. Даже если малютка описается на улице, его легко переодеть в сухое белье и продолжить прогулку.

Как ребенка приучить ночью вставать на горшок?

Процедуру приучения рекомендуется проводить лишь после того, как малыш начнет весь день обходиться без памперса. Для этого рекомендуется контролировать поведение ребенка во время сна. Перед тем как пописать, малютка начинает беспокоиться. Его рекомендуется ласково разбудить и высадить на горшок. После того как крохотуля пописает, его снова укладывают в кроватку. С течением времени малыш сам начнет просыпаться при наполнении мочевого пузыря и проситься пописать.

Возможные проблемы при приучении малыша

Иногда приучить малыша проситься у мамы никак не получается. Причин может быть несколько:

  • неудачно выбран момент приучения: малютка еще не готов;
  • неточно соблюдаются рекомендации: днем мама не использует подгузник, а на ночь надевает;
  • малютка постиг азы самостоятельного туалета, но во время игры увлекается и пропускает позывы;
  • крошка заболел или испытал стресс.

Как бы то ни было, следует точно установить причину неудачи и продолжить обучение.

Шаг вперед - два назад

Часто маме самой не хватает терпения. Она начинает работать с ребенком, а потом приходят гости. Процесс сбивается, малыш опять играет в подгузниках. А на следующий день он все забыл. Приходится начинать сначала. Крохотуля в этом вряд ли виноват. В этой ситуации стоит вспомнить рекомендацию Горбачева: “Перестройку начни с себя!”

Иногда мамочка считает: процесс налажен, кроха научился проситься. Но ребенок оказался увлекающимся человечком: во время игр забывает обо всем. Исправить ситуацию легко: маме следует время от времени напоминать ребенку о туалете.

Если ребенок боится горшка

Возможно, мама переусердствовала. Она могла прикрикнуть на крошку, не познакомить его с новым предметом как следует либо слишком долго держала его на горшке. В этом случае следует отложить процесс обучения и убрать аксессуар подальше. Через некоторое время малыш успокоится, и можно начинать сначала. Иногда малютка показывает: ему не нравится горшок. Не устраивает цвет, неудобно сидеть. Некоторые малыши пугаются музыкальных аксессуаров. В этом случае требуется приобрести новый.

Избавить кроху от страха поможет визит к маленькому другу или подруге. Увидев, как другой ребенок уверенно пользуется аксессуаром, он перестанет бояться. В сложных случаях следует посоветоваться с детским психологом.

Медицинский фактор

Иногда болезнь или стресс перечеркивает все усилия мамы и малыша. Не стоит расстраиваться: через некоторое время крошка выздоровеет и успокоится. Тогда обучение рекомендуется продолжить. Часто мамочка считает: малыш готов, но оценивает исключительно физиологию. А эмоционально ребенок еще незрел. Он не в состоянии понять, что от него требуется, пугается и плачет. А мама считает: он капризничает. В этом случае приучение следует отложить: пусть малыш повзрослеет.

Наверное, вы не найдёте в мире мамы, которая бы не мечтала о том дне, когда её любимый карапуз сам попросится справить свои естественные нужды в горшок. Прощайте, одноразовые подгузники! Здравствуй, взрослая жизнь! Но почему-то всё происходит не так просто, как хотелось бы. Оказывается, нужно приложить немало усилий, чтобы это чудо свершилось. Как приучить ребёнка к горшку в 1 год? Ведь, по статистике, именно в этом возрасте большинство малышей начинают познавать туалетную науку. Или стоит данному вопросу уделить внимание ещё раньше? И как правильно нужно проводить обучение крохи, чтобы результат не заставил себя долго ждать? Что по этому поводу думают детские психологи?

Когда ребёнок готов к обучению «туалетным» навыкам?

А психологи уверены, что даже если начать высаживать ребёнка на горшок в 8-9 месяцев, и он будет успешно в него опорожняться, то здесь речь пойдёт лишь о рефлексе, а не об осознанном приобретённом навыке.

Чтобы начать приучать ребёнка к горшку, убедитесь в его полной физической и психологической готовности

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребёнок готов начать познавать «горшочную науку»?

  • Малыш самостоятельно садится и ходит.
  • Он может сам снять и надеть штанишки.
  • Кроха уже способен информировать родителей о своих желаниях с помощью слов или жестов.
  • Ребёнок успешно подражает старшим.
  • Понимает, когда к нему обращаются с просьбами.
  • Следует указаниям взрослых.
  • И выявляет заинтересованность в похвалах и поощрениях со стороны мамы-папы.

Если всё это – о вашем малыше, значит, настала его пора отказаться от подгузников и начать справлять свои потребности, почти как взрослый.

Начинать приучать кроху к горшку можно при условии его полной психологической готовности. К тому же малыш должен быть полностью здоров физически

А когда лучше подождать с нововведениями?

  • Но не торопитесь с какими-либо новшествами, если ребёнок болен или только недавно перенёс какое-то заболевание. Дайте крохе восстановиться.
  • Если в вашей семье происходят какие-либо перемены (рождение ещё одного ребёнка, смена места жительства, кризис в семейных отношениях и др.), то от активного обучения малыша новым навыкам тоже лучше на время отказаться.
  • Ну, и, конечно, если вы видите, что какие-то из вышеперечисленных признаков готовности у вашего карапуза отсутствуют, подождите с приучением малыша к горшку до их появления.

Всегда помните, что ваш ребёнок – личность. Он не похож ни на какого другого малыша. Так почему он должен начать ходить на горшок тогда, когда и соседский малютка? Не равняйтесь ни на кого. Отталкивайтесь только от физической и психологической готовности к обучению именно вашего карапуза.

Выбираем главный атрибут

Если уж вы решили, что пришло и ваше время выступить в роли «туалетной феи», то купить малышу самый лучший в мире горшок – ваша самая первостепенная задача.

На что следует обратить своё внимание при покупке?


Ну, что ж, инвентарь куплен и доставлен домой. Годовалый, к примеру, карапуз вполне готов освоить новый навык. Пора начинать.

Приучаем малыша к горшку поэтапно


Приучать ребёнка к горшку вы можете и шесть месяцев, и десять, и год. Это очень индивидуально. У кого-то процесс занимает больше времени, у кого-то меньше. Будьте терпеливы и доброжелательны. И успех вам гарантирован.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не так быстро, как вам хотелось бы, познаёт туалетную науку

Не совершаем ошибок

Но ни в коем случае:

  • не настаивайте, если кроха, по какой-либо причине, не хочет садиться на горшок;
  • не удерживайте малыша на горшке насильно;
  • не ругайте карапуза, если он случайно «наделал в штанишки».

По результатам многочисленных экспериментов, одноразовый подгузник ни в коей мере не мешает обучать ребёнка справлять свои естественные нужды в горшок

А вот что касается одноразовых подгузников, то, оказывается, нет никакой разницы, откажетесь вы от них во время приучения малыша к горшку или нет. По результатам многих экспериментов, проведённых учёными и психологами, подгузники никоим образом не мешают обучению туалетным навыкам и не влияют на длительность процесса.

Терпение, последовательность и ваша безграничная родительская любовь. Вот те три кита, которые являются основой воспитания ребёнка в семье. Так запаситесь же выдержкой и проходите вместе с малышом, поочерёдно и не спеша, все этапы приучения к горшку. А справиться с возникающими трудностями вам всегда поможет любовь…

Видео «Приучаем к горшку» Комаровский

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком , ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Важно! По мнению специалистов, до 4,5-5 лет считаются нормой периодические “промахи” у ребенка, особенно если они происходят в ночные часы.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет ;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

  1. Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
  2. Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник. Покажите правильное положение – ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
  3. Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка. Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял – горшок предназначен именно для этого.
  4. Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется “в туалет”, то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это – просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
  5. Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во “взрослый” унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

Статьи по теме: