Ребенок боится какать (психологический запор). Почему ребенок боится какать? Действенные меры для преодоления страха

От физиологии никуда не деться. По крайней мере, так кажется. Ведь некоторые дети пытаются пойти против естественных процессов и отказываются ходить в туалет по-большому. Они плачут, впадают в истерику, убегают, заставляя переживать родителей. Почему ребенок в 2, 3, 4 года боится какать? Как выйти из этой щекотливой ситуации?

Как понять, что ребенок боится какать

Все дети периодически не ходят в туалет по несколько дней. Но если причина не в обычном запоре, а именно в страхе, будут проявляться следующие признаки:

  • плач, раздражительность, плохое настроение;
  • негативная реакция на любые упоминания о туалете, будь то горшок или унитаз;
  • стремление какать исключительно стоя;
  • попытка закрыть попу руками в момент, когда «процесс» уже начался.

Ребенок не просто не может сходить в туалет: он не хочет и пытается всячески воспрепятствовать этому «действу». Педиатры говорят о психологическом запоре, который свойственен детям 2-4 лет. Подобное явление считается относительно нормальным, так как наблюдается во многих случаях.

Почему ребенок боится какать

Детская психика очень податлива и восприимчива к любым внешним факторам. В силу нехватки опыта ребенок может неправильно отреагировать на ситуацию, которая взрослому вообще не показалась бы значащей. И есть несколько основных причин, почему возникает страх перед походом в туалет:

  1. Ребенок боится какать после запора. Обычный запор иногда становится настоящей психологической травмой для маленьких детей. Затвердевший кал, «покидая» организм, способствует возникновению неприятных физических ощущений. Нередко ребенку бывает настолько больно, что этот дискомфорт откладывается в его сознании надолго. И даже после нормализации стула воспоминания не исчезают. Дети продолжают бояться, полагая, что и в следующий раз все пройдет настолько же неприятно. Они прикладывают все силы ради недопущения «опасной» ситуации.
  2. Ребенка слишком агрессивно приучают к туалету. Нередко случается, что страх перед походом по-большому возникает у детей сразу после того, как их отдают в садик. Нянечки зачастую не слишком церемонятся, высаживая ребенка на горшок насильно и буквально заставляя его покакать. Для детей это серьезный стресс, чреватый развитием психологического запора. Иногда ошибки в воспитании делают и родители. Например, они могут отругать малыша за изгаженные штанишки, напугав его своим гневом. Ребенок начнет думать, что какать – плохо, и попытается избежать наказания в будущем, отказываясь опорожнять кишечник.
  3. У ребенка есть физиологические проблемы. Детский организм сталкивается со всеми теми же недугами, что и взрослый, просто обычно о некоторых болезнях родители вообще не задумываются. Тем не менее у ребенка могут быть анальные трещины и даже геморрой (при врожденном синдроме недостаточности вен). В таких ситуациях посещение туалета действительно доставляет дискомфорт, на который дети реагируют соответственно – слезами и отказом какать.

Зачастую попытки объяснить ребенку, что ходить в туалет – нормально и «все так делают», терпят неудачу. Дети продолжают бояться, особенно если родители лечат их ректальными свечами.

Что делать, если ребенок боится какать

Прежде всего необходимо показать ребенка врачу и посоветоваться с ним. Но обычно тактика предполагает проработку двух аспектов:

  1. Избавление от боли. Нужно пролечить ребенка (в том числе и от глистов, которые провоцируют дискомфортные ощущения в животе и при опорожнении кишечника). Для предотвращения затвердевания кала необходимо сбалансировать рацион, насытив его овощами без масла, сухофруктами, большим количеством воды. Рекомендуется исключить из меню мучное и сладкое (или хотя бы активно запивать такую пищу). Кисломолочные продукты следует употреблять свежими, так как спустя несколько дней хранения они приобретают крепящие свойства и могут спровоцировать запор. По согласованию с педиатром допустимо давать ребенку легкое слабительное (в частности, принимать такие препараты рекомендует доктор Комаровский).
  2. Избавление от страха. Проработка психологической боязни гораздо сложнее, чем борьба с болью как таковой. Ведь даже когда физический дискомфорт исчезает, ребенок все равно продолжает испытывать страх – «по привычке». Важно показать, что посещение туалета не сопряжено с негативом. И тут родители ухищряются, как могут:
    • дают ребенку его любимое и редко покупаемое лакомство за каждую успешную «попытку»;
    • играют с ребенком, пока он «занят делом», читают сказки, отвлекают музыкой, катают рядом машинки или рассаживают куклы и т. д.;
    • рисуют с ребенком сказку о походе в туалет, где у главного героя «все получается»;
    • покупают горшок вместе с ребенком, позволяя ему сделать самостоятельный выбор;
    • хвалят ребенка за «успехи» и рассказывают, какой он молодец.

При психологическом запоре взрослым запрещено проявлять агрессию и кричать. От этого ребенку становится еще хуже, и момент нормального похода в туалет отсрочивается до бесконечности. Лучше позволить детям некоторое время побыть в обкаканной одежде, чем сразу же мчаться к ним для переодевания. Ребенок должен почувствовать, что ничего такого не произошло, но вот ходить в испачканных штанах очень неприятно.

Чем меньше внимания родители станут уделять туалетной проблеме, тем быстрее все нормализуется. В туалет умеют ходить все взрослые, потому можно не переживать: рано или поздно ребенок «смирится» с необходимостью посещения уборной по-большому. Главное – не упустить момент проблем с желудочно-кишечным трактом и следить за отсутствием обычных запоров.

09/02/2018 20:19

Здравствуйте, у меня сыну 3 года. До 3 лет мы какали в штаны, на горшок отказывались ходить. В 2, 10 года пошли в сад. Воспитательница говорила что мы сегодня покакали в штаны, усаживали его на туалет, посидел не много и вставал говоря все я покакал (но он не какал), и наскакал в штаны. Не знаю, может его наругали сильно. Сейчас мы и стоя не какаем, и ни на горшке. Неделю не какает, вставила микролакс через мини7 покакал. А с обычной клизмой с водой не какает, не каких позывов нет. Я поняла что он просто не умеет тужиться. Потому что с микролакс позыв идёт и он просится на горшок. Подскажите, как помочь ребёнку? Спасибо

16/05/2017 01:41

16/03/2016 20:45

Sonya

Здравствуйте помогите пожалуйста я уже не знаю что мне делать,моему ребёнку 2 годика он страдал 6мес запорами что только не давали,ходил с кровью туалет потом как то прошло после лечений но боязь сходить туалет у него до сех пор остаётся и до последнего держит в себе реб ничего не обьяснишь уже 3 раз опять стал ходить с кровью подскажите мне пожалуйста что мне делать и как мне быть спасибо?

18/03/2014 22:35

nata Украина, Алушта

Девочки у меня такая же проблема была - как али с ревом стоя, на горшок никак не заставить. Я избавилась от этой напасти вот как - изменить питание чтоб стул был мягкий, я никаких си роп ов не давала. Затем когда плачет ни ругайте, а об ни май те, це луи те, утешайте, садиться на горшок не заставляйте- пусть пакет стоя или как е му удобно и хоть на пол или трусы, молча уберите и пох ва ли те. Дайте конфетку, после того как по ка ка ет. Я все это начала в игровой форме обыгрывать. И мышка при но сит подарки после того как по ка ка ет. Во врача играла попу лечил попу целовала говорила что ва ву сье ла и будет теперь не больно ка ка ть. И в течении дня не сколько раз говорила что не больно ка кать. Сейчас мы ка ка ем стоя но без криков. Это проблема у ребенка психологическая - на бей тест терпения удачи, может мой совет ко му и пригодиться

18/03/2014 22:16

nata Украина, Алушта

06/03/2014 12:47

Украина, Киев

Здравствуйте доктор! Сыну 2,4 года, уже полгода мы какаем со слезами и криками. Он боится самого процесса. Сначала по 3 дня терпел, потом соответственно какал запором. По вашему совету стали давать сироп лактулозы, пересмотрели режим питания: ничего крепящего! Какашечки стали мягкими, но истерики и крики ни куда не ушли. Сказки нам не помогают: когда кричит, уговорить его невозможно. На проблеме не зацикливаемся, не спрашиваем. Когда видим, что начинает бегать на носочках - первый признак, что хочет какать, проситься, но когда доходим до туалета или горшка, сразу отказывается. Как только садиться - сразу в крик. Ну нет просто сил моральных это терпеть. И ребенок мучается и мы. Что делать???

02/02/2014 22:40

katya Украина, Синельниково

Здраствуйте, меня зовут Катя дочке 2,2 как-то она укакалась в трусы, после этого случая стала боятся какть, мы не кричали и уже неделю какем с уговорами с истерекой, запорами не страдает. Подскажите пожалуйста, что делать?

06/01/2014 04:04

Россия, Хабаровск

Добрый день. Помогите пожалуйста. Дочке 3,3 года. Кушает нормально. Спит тоже. Писить ходит на унитаз на детском сидении. А вот по какать у нас большая проблема. Мы в детский садик не ходим. 2 года сидим дома с няней. Пару месяцев назад ребенок просто отказался ходить по большому на горшок и унитаз. Прячется по углам, так чтоб не увидели и делает дела в трусики. В день так может проходить от 1 раза до бесконечности. Говоришь ребенку садись на горшок или унитаз орет, плачет, истерит. Сутки и более может вообще сдерживать. Сводили к детскому невропатологу и нам прописали 2 препарата: магний б6 и фенибут. Пьем неделю и ни чего не меняется. Пробовали ребенка уговаривать сесть сходить - ни в какую. Писить она сама просится а какать ни в какую. Помогите подскажите что делать? как с этим бороться?

17/06/2013 16:19

Россия, Самара

Здравствуйте!мне нужен ваш совет,ваша помощь.Моя дочь росла на искусственном питание. После года начались СТРАШНЫЕ запоры. Сейчас ей 2,4 года. При каждом желании покакать она зажимается. Дефикация длится 5-6 дней, на шестой день со слезами на глазах она какает. Стоит ли при этом случае применять слабительные препараты и какие? Если нет, то как нам быть?

12/12/2012 21:53

Беларусь, Россоны

Моей доченьке 2,10 года.Унас тоже проблема с туалетом,ходим через 4-5 дней и в трусики.Были у врача,сдали анализы,всё в норме,назначили лактулозу вроде бы стало легче.Держит в себе до последнего,а потом со слезами,еле-еле скрипя зубами какает.Кал мягкий,но в чём причина не знаю.Помогите....

13/11/2012 17:49

Украина, Запорожье

Поделюсь своим опытом решения проблемы. После долгой консультации с гастроэнтерологом и сдачи всевозможных анализов мы пришли к выводу, что запор у 2-х летней малышки психологический. Этому способствовала клизьма, которую ставили ранее (у ребенка было отрвление). Что только не перепробовала: и чернослив с курагой, и сироп лактулозы (которым мы и отравились из-за огромной дозировки, которую назначил врач), и водичку пили в большом количестве. В итоге что помогло:
- сначала капли "БиоГая"
- квасила сама кефирчики и йогурты ("Симбиотик", "Нарине"). Давать только свежие. Кефир после суток дает не слабительный, а обратный, укрепляющий эффект
- полностю на какое-то время исключили яйца (омлеты и отварные)
- пили по кофейной ложечке оливкового масла
- пили тыквенный сок (можно разбавлять с яблочным). Благо в магазине они есть в отделах детского питания
- ели большое количество яблок, киви
- исключили белый хлеб, бананы, рис
- перешли на каши, обогащенные клетчаткой (каши Нордик)
Вот после того, как стул стал мягким и ребенку стало сложно его сдерживать, у нас все наладилось. Сейчас я держу все на контроле, т.к. в холодный период, когда мало фруктов у нас бывают "обострения". Сейчас же ребенку достаточно йогуртов и яблочек.
Надеюсь мои советы кому-то помогут. Терпения вам, дорогие мамочки, и все получится!

10/11/2012 19:21

Украина, Южноукраинск

Моему сынульке год и 9 мес. В садик пока не ходит. Он уже год как поросится какать сам. Говорит:"дай какать", пись пока делает на пол на пеленку, не хочет в горшок. Ну это все ладно, я радовалась, сто хоть какает в горшок... Но тут что-то случилось, он стал боятся какать и перестал садится на горшок вообще. По началу стоя какал, а теперь как только какашка начинает появляться, он орет вытирай попу, не докакав доконца. Говорит, что попа не болит, но вопрос про покакать игнорирует... Я в замешательстве! Помогите, Что делать?!!!

30/10/2012 13:16

Россия, Москва

Lana, да и остальные мамы, у которых дети из-за психологических проблем не ходят в туалет. Есть ведь детские психологи, можно попробовать обратиться, подскажут какие-то методики. Со взрослыми детишками, с которыми можно договориться, можно попробовать найти вариант, когда им будет не страшно. Например, мама держит за руку или даже обнимает, или сажать на горшок рядом с собой, вместе ходить в туалет: смотри, маме не страшно.
Lana, а вам наверно надо заявить о своих правах, потребовать перевода ребенка в другую группу, к нормальным воспитателям, у которых связки в порядке. Они не имеют права калечить ребенка, это просто свинство. От этого зависит его психика и здоровье, нет смысла ими рисковать ради воспитательницы. Она не имеет права ни бить, ни орать на ребенка.

21/10/2012 17:54

Россия, Москва

Сыну сейчас 1,11, месяца два мы какали только со свечкой, и то не всегда получалось. Самое долгое стула не было 6 дней, на третий день всегда засовывала со слезами, потом начинался бег по квартире и с криками он какал. Ни о каком горшке речи не шло, лишь бы куда. Какашек он боялся. Рассказывала сказки про какашки, которые надо выпускать погулять, рисовали их, каждый раз всей семьей радовались, если получалось. В горшок писает сам без проблем. Вазелиновое масло не помогало, дней 10 даю Нормазе, стал какать сам на горшок, без свечек через день. Просто однажды сели пописать на горшок, перед этим он просился какать, занялись сбором бус, иначе он сразу вскакивает, и все случилось. Главное нам было уйти от свечек, что бы не ассоциировать с ними процесс, чем больше негативных эмоций, тем проще ему. Раньше, когда он просился, я сразу начинала нервничать, он же боится, плачет(. А после лекарства, перестала пользоваться свечками и реагировать на его панику, он поныл немного, успокоился и покакал. Пока все в порядке, но лекарство пьем для закрепления результата

После добавления в рацион грудничка прикорма, стул ребёнка постепенно начинает меняться, и к двум годам переходит из кашицеобразного состояния в оформленное. Это время у многих родителей ассоциируется и с приучением малыша к горшку. Если до года их чадо не могло попроситься «в туалет», то после полутора лет ребёнок уже часто сообщает о своих потребностях взрослым. Проблемы, возникающие из-за задержки дефекации, происходят с разной периодичностью у некоторых детей и требуют соответствующего решения: коррекции питания и образа жизни либо лечения. Но и тут не всё так просто. Иногда запоры не связаны напрямую с физиологическими процессами в организме, а имеют под собой психологическую подоплёку. Малыш… боится какать.

Запор ли это?

Если мама впервые сталкивается с затруднённой дефекацией у ребёнка, это может вызвать у неё множество вопросов. Для начала необходимо разобраться: что такое запор, и при каких условиях он может возникнуть?

Запор (по-другому констипация) - это замедленная, затруднённая или систематически недостаточная дефекация (калоизвержение).

Обстипация - более тяжёлый запор, с образованием плотных, затвердевших каловых масс. В данном случае самостоятельное опорожнение кишечника часто бывает настолько затруднено, что необходимо медицинское вмешательство.

Для устранения запора необходимо определить его причину

Симптомы констипации, которые возможно наблюдать у ребёнка:

  • задержка стула 3 дня и более;
  • небольшое количество и плотная консистенция кала;
  • долгое натуживание и сидение на горшке;
  • боли и дискомфорт в области живота и/или при дефекации;
  • метеоризм;
  • могут быть поверхностные яркие следы крови на кале либо туалетной бумаге из-за трещин ануса;
  • при длительных запорах часто наблюдаются вялость и усталость.

При обнаружении в кале неярких следов крови, необходимо незамедлительно обратиться к специалисту для уточнения диагноза.

Не стоить бить тревогу, если малыш не сходил на горшок «по-большому» 1–2 дня, до трёх дней отсутствие стула может быть вариантом нормы. Но когда ребёнок и на четвёртый день не выдаёт желаемую порцию, родителям нужно принимать меры.

Эпизодическая задержка опорожнения кишечника может произойти при переезде на другое место, резкой смене рациона, введении нового продукта питания, изменении качества воды, стрессе. Но и в этих случаях стул не должен отсутствовать более четырёх дней, иначе накопленные каловые массы могу доставить дискомфорт и болезненные ощущения ребёнку.

Задержка дефекации сама по себе является только последствием физиологических или психологических процессов в организме. Для устранения проблемы необходимо определить её причину.

Запор «физиологический» или «психологический» - как определить

Причины отсутствия стула бывают разными:

  • рефлекторные (при заболеваниях органов системы пищеварения);
  • алиментарные (в употребляемой пище содержится мало клетчатки);
  • эндокринные (из-за угнетения функций эндокринных желёз);
  • токсические (при отравлениях различными веществами);
  • механические (из-за сужения толстого кишечника, связанного с болезнью);
  • гипокинетические (при слабой физической активности ребёнка);
  • неврогенные (из-за поражения или расстройства центральной нервной системы).

Так называемый психологический запор как раз и является результатом причин, связанных с нервной системой. Разобраться в истоках задержки дефекации необходимо, так как отсутствие стула может быть следствием неправильного образа жизни, психологической проблемы или какого-либо заболевания. Чтобы помочь своему чаду, родители должны понаблюдать за ним и по возможности узнать, беспокоит ли его чего-то, и на что жалуется малыш.

Напряжение и тревога при посещении туалета - главные показатели психологического запора у ребёнка

Психологический запор - ребёнок боится какать и намеренно сдерживает этот процесс из-за получения неприятного опыта в прошлом. Чаще всего данная проблема появляется в возрасте 2–3 лет, но может возникнуть и позднее.

Симптомы констипаций различной этиологии (происхождения) очень схожи, но у запора, являющегося следствием боязни, вдобавок существуют некоторые специфические признаки:

  • задержка опорожнения кишечника происходит при стрессе или сразу после него и продолжается более трёх дней;
  • отсутствие стула возникает на фоне изменений в жизни или смены детского горшочка на взрослый унитаз;
  • при возникающих позывах ребёнок сдерживается, отказывается садиться какать или ищет поддержку у мамы;
  • малыш может занервничать или расплакаться, если родитель попросит сходить «по-большому», не позволяет усадить себя на горшок.

Ситуации, способные спровоцировать возникновение психологического запора

  1. У ребёнка случился негативный опыт, связанный с запором: было трудно какать, появились болевые ощущения из-за трещин заднего прохода. Впоследствии он всеми силами пытается избежать подобную ситуацию.
  2. Взрослые нетерпимы и непоследовательны в приучении к горшку: могут накричать или высказать своё недовольство, если малыш не сдержался и запачкал штанишки.
  3. Родители устроили своё чадо в школу. Условия, связанные с посещением туалета, показались первокласснику дискомфортными, либо учитель в категорической форме запретил отпрашиваться с урока. Похожие причины могут возникнуть и при посещении детского сада (не понравился горшок, обстановка или строгий воспитатель).
  4. Некоторые дети после случившейся диареи всеми силами пытаются не допустить акт дефекации, боясь возобновления частого неприятного стула.
  5. Родители пересаживают ребёнка на большой унитаз, вызывающий у него негативные эмоции или даже страх.

Как помочь ребёнку преодолеть психологический барьер и облегчить процесс дефекации

Когда малыш систематически сдерживает свои позывы, кал в его прямой кишке накапливается и способствует увеличению внутреннего пространства, растягивая стенки кишечника. Консистенция каловых масс уплотняется. Всё это в большей мере затрудняет процесс опорожнения, опять же вызывая болезненные ощущения. Чтобы решить проблему, родителям необходимо предпринять комплекс мер:

  1. Атмосфера в семье должна быть спокойная и доброжелательная.
  2. Взрослым не нужно давить на ребёнка или рассказывать ему о грозных последствиях запоров. Необходимо объяснить пользу «какания» с позитивной точки зрения.
  3. Нужно убедить малыша, что мама рядом, и она непременно поможет ему справиться со сложной для него задачей.
  4. Полезно поддерживать режим дня. Питаться лучше в одно и то же время. Это способствует регуляции пищеварительных процессов в организме.
  5. Если ребёнку не нравится горшок (детский стульчак на унитазе), либо он связан с негативными моментами, желательно заменить его на другой. Малыш может сам выбрать в магазине понравившийся.
  6. Родители обязательно должны обеспечить двигательную активность своему чаду. Рекомендуется делать совместную зарядку по утрам. Чем больше движения, тем лучше работает кишечник.
  7. Вода необходима в достаточном количестве. Она предотвращает уплотнение каловых масс и способствует их выведению из организма. Хорошо выпивать после сна стакан воды натощак.
  8. Калий очень важен для обеспечения нормальной работы кишечника. При его нехватке в организме резко ослабевает перистальтика.
  9. Еда должна быть богата клетчаткой. Пищевые волокна - незаменимый компонент при запорах. Они поддерживают полезную микрофлору в организме, также нормализуют сокращения кишечника и способствуют его своевременному опорожнению.
  10. Можно воспользоваться безопасными лекарственными средствами, облегчающими процесс дефекации.

Если мама не знает, как помочь ребёнку успокоиться, расслабиться и не бояться походов в туалет, необходимо обратиться за рекомендациями к детскому психотерапевту. Ведь спокойствие и позитивный настрой ребёнка и его семьи очень важен при решении данной проблемы.

Правильное питание значимо для процесса пищеварения и избавления от ненужных веществ. Существуют продукты, рекомендованные при запорах, и продукты, потребление которых желательно ограничить. Верно подобранная диетотерапия способна не только стабилизировать работу кишечника, но и предотвратить проблемы со стулом в будущем.

Рекомендуется употреблять Желательно ограничить
Сухофрукты, богатые калием: изюм, курага, чернослив, инжир. Продукты, богатые белком: творог, орехи.
Блюда, содержащие большое количество жидкости: овощные супа, соки. Сладости: шоколад, печенье, пирожные.
Кисломолочные продукты с бифидумбактериями: натуральный йогурт, простокваша, бифидок. Выпечка: белый хлеб, булочки
Блюда, богатые клетчаткой: отруби, капуста, молодой зелёный горошек, яблоки, огурцы, злаки, свёкла, брюссельская капуста (содержат много грубых нерастворимых волокон); морковь, апельсины, картофель, овсяная каша (содержат большое количество растворимой клетчатки).
Чёрный хлеб (желательно с отрубями)

Овощные супа помогают предотвратить проблемы со стулом

Значение клетчатки для организма человека:

  • пищевые волокна поддерживают полезную микрофлору кишечника;
  • клетчатка является профилактическим средством против рака толстой кишки;
  • волокна способствуют опорожнению кишечника, нормализуют уровень сахара в крови;
  • фрукты и овощи, содержащие клетчатку, имеют низкую калорийность.

Применение лекарственных средств

Иногда при всех мерах, применяемых добросовестными родителями, поход в туалет для ребёнка остаётся трудной задачей. Происходит это из-за того, что запор затянулся, либо существуют трещинки заднего прохода, создающие болезненные ощущения при опорожнении кишечника. В этих случаях взрослые могут воспользоваться средствами, рекомендуемыми к применению у детей.

Слабительное - сироп лактулозы. Это синтетически получаемый дисахарид. Безопасное средство с хорошим слабительным эффектом. Препараты лактулозы приятны детям на вкус, совершенно не токсичны, не имеют побочных действий, кроме индивидуальной непереносимости и газообразования в кишечнике. В результате этого они могут использоваться длительно без вреда для здоровья ребёнка. Действие средства начинается чрез 1–2 дня после приёма. Из-за повышенного газообразования, которое может сопровождаться неприятными ощущениями в животике малыша, начинают с небольших доз, постепенно увеличивая объём до возрастной нормы.

Средство, усиливающее перистальтику кишечника - ректальные свечи с глицерином. Препарат местного действия. Использовать его можно с грудного возраста. После введения свечи в прямую кишку эффект проявляется сразу же или спустя несколько часов. Данное средство нельзя применять при повреждении слизистой кишечника, трещинах ануса или непереносимости компонентов препарата.

При трещинах заднего прохода - ректальные свечи с облепиховым маслом. Суппозитории действуют местно. Средство устраняет воспаление, способствует заживлению, снимает отёчность и зуд, уменьшает болевые ощущения. Облепиховое масло способно влиять на патогенную микрофлору кишечника. Единственное противопоказание - это гиперчувствительность к компанентам препарата.

Если запор у ребёнка продолжается более 5–7 дней, самостоятельно справиться с проблемой становится всё сложнее. Чем дольше каловые массы находятся в кишечнике, тем тяжелее малышу сходить «по-большому». В этом случае необходимо обратиться за помощью к педиатру или гастроэнтерологу для решения проблемы.

Процесс опорожнения кишечника можно облегчить, дав малышу слабительное средство или применив ректальные свечи

Мнение Доктора Комаровского: почему малыш боится какать

Всегда следует помнить, что посредством индивидуальной трудовой деятельности, т. е. без помощи врача, установить причину запоров довольно трудно. В конце концов, запор сплошь и рядом является не самостоятельной болезнью, а лишь симптомом другого заболевания - язвенной болезни, геморроя, панкреатита, холецистита, нарушения функции щитовидной железы и т. д. В то же время, и это бывает довольно часто, самое углубленное обследование не позволяет выявить причину запора. Кстати, эта самая причина гораздо чаще не обнаруживается, чем обнаруживается. Но предпринимая лечебные попытки устранить запор - будь то специальная диета, клизмы или слабительные средства, - всегда стоит быть уверенным в том, что нет ничего более серьезного. Отсюда вполне логичный вывод: обращение к врачу-специалисту (гастроэнтерологу) всегда окажется не лишним.

Доктор Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/zapor.html

Причина запора у детей. Доктор Комаровский - видео

Касторовое масло в таком возрасте нельзя. Всё, что можно, это сироп лактулозы (упомянутый вами дюфалак), а также свечи с глицерином. В любом случае, стул у ребенка зависит не только от того, сколько и каких лекарств вы даете. Если ребенок перегревается, если ему не хватает жидкости, если он переедает, то естественно, возможны проблемы с животом. Дюфалак в такой ситуации однозначно имеет смысл давать, только не давайте сразу много, начните с небольших количеств, например, 1 мл в сутки, через 3 дня увеличьте до 2 мл и т.д. Если на какой-то дозе ситуация стабилизируется, то можно давать эту дозу долго - 2–3 месяца.

Доктор Комаровский

Что делать, если ребёнок отказывается ходить в туалет по-большому? - Доктор Комаровский - видео

Кровь в кале - это, с максимально возможной вероятностью, трещина слизистой оболочки в области анального отверстия. Идеальное средство помощи при запоре в данном случае - свечи с глицерином . Идеальное заживляющее средство - свечи с облепиховым маслом . Вполне можно использовать, для ускоренного заживления и снятия боли, качественные антигеморроидальные свечи, например «Релиф» серия «Health Life» фирмы «Bayer«.

Доктор Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/zapor-kak-borotsya.html

Любовь, понимание и забота близких - это важные составляющие для преодоления любой проблемы. А «психологический запор» свидетельствует о нерешенных страхах и тревогах малыша. Родителям нужно эмоциями и действиями показать своему ребёнку, что он любим и всегда может рассчитывать на поддержку, а все трудности непременно останутся позади. И тогда самостоятельными силами или с помощью специалиста проблема обязательно будет решена!

Если ребенок боится идти в туалет, то речь идет о так называемом психологическом запоре. Родителям приходится прилагать усилия, чтобы отпрыск все-таки пошел и покакал. Однако фобия остается, и в следующий раз история повторится, поэтому мамам и папам необходимо искать причину. Почему ребенок стал бояться какать, какие факторы этому поспособствовали, и есть ли эффективные методы борьбы с неприятностью?

Как проявляется, и почему возникает?

Проявляется болезнь очень просто – малыш испытывает страх перед походом в туалет. Он может сильно плакать, кричать, сопротивляться попыткам родителей насильно отвести его на горшок.

Возникает фобия главным образом из-за того, что у ребенка ранее возникали проблемы со стулом. К примеру, был сильный запор, и процесс дефекации привел к мучительным болям. То же самое в случае с поносом. Малыш помнит неприятные ощущения, поэтому возникает страх, что подобная напасть повториться. Вот почему ребенок боится какать.

Почему фобия распространена?

Увы, дело не в капризных детях, а в том, что много некачественных продуктов питания, которые вызывают серьезные проблемы со стулом. Когда специалистам задают вопрос, что делать, если ребенок боится какать, то они начинают говорить о профилактических мерах. При правильном питании подобных проблем возникнуть не должно. Как говорится, недуг гораздо легче предупредить, чем в дальнейшем заниматься лечением.

Эффективные методы борьбы

С фобией можно бороться без привлечения профессионального психолога. Вот шесть шагов, которые должны сделать родители:


Вопрос-ответ

Ребенок боится какать в горшок (унитаз). Что Вы можете посоветовать?

Во-первых, поменяйте горшок. В магазинах полно симпатичных изделий со смайликами и прочими позитивными элементами. Во-вторых, положите его в комнате малыша, но не настаивайте постоянно – сходи, покакай. Не создавайте дополнительного давления. Разыграйте сказку, где герой в виде игрушки переборол страх.

Случилась такая проблема: ребенок боится какать после запора. Как быть?

Для начала необходимо дать малышу сироп лактулозы, либо использовать слабенькие глицериновые свечки. Чтобы страх прошел, нужно убедить малыша, что вкусный сироп – верный помощник, больше болей не будет. Можно поощрить походы в туалет вкусняшкой.

Ребенок боится какать в саду. Он терпит до дома. Что посоветуете?

Здесь важно поговорить с воспитателем. Он должен проследить за процессом, проконтролировать ребенка. Отличный способ – поставить домашний горшок в детском саду.

По Фрейду:) Стадии психосексуального развития
23 августа 2008, 16:02 психология
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.
Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
* оральная стадия - от рождения до полутора лет;
* анальная стадия - от полутора до трех лет;
* фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
* латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
* генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти “застревание“, иначе говоря - фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского“ отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.
Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на... детской попке.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.
Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

Статьи по теме: