Рекомендации для родителей по математическому развитию ребёнка во второй младшей группе. Рекомендации для родителей по использованию игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста Развивающие
Развитие математических способностей , умения анализировать поставленную задачу, искать пути решения, общее развитие интеллекта у ребенка .
В начальной школе курс математики вовсе не прост . Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике . Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету .
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте . Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Почему одни детки с легкостью определяют, сколько яблок осталось у Оли, если она купила 10 и съела 3, а другие долго пыхтят над простыми примерами и все же выдают неправильный ответ?
Возможно, с ними не играли в правильные игры.
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Что же отличает математически одаренного ребенка от крохи-гуманитария? Малыш с математическим складом ума способен на лету схватывать структуру материала (или учебной задачи, делать логические выводы из исходных данных.
Прежде всего следует ознакомить родителей с различными видами занимательных математических игр и упражнений , их назначением, что позволяет детям легче воспринимать школьную программу, побеждать на математических олимпиадах , успешно решать нестандартные задачи. Но все это потом, когда они поступят в школу. Самые маленькие учатся, играя. Воспитатель на конкретных примерах знакомит родителей с педагогическим положением о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом .
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению , развитию интеллекта , самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм . Математические способности , как и многие другие, развиваются в дошкольном возрасте . Но объяснять трехлетке, что цифра 9 на четыре единицы больше цифры 5, бессмысленно.
А вот отправиться в увлекательное путешествие по удивительной математической стране , решая по пути сложные задачи, которые предлагают Мыслитель, Кляксич и Ластик, самое время.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче , интересна детям. Желание достичь цели-составить фигуру, модель, дать правильный ответ, получить результат- стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста , очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее :
Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.
Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж. Ж. Руссо писал : «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
- Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями : подумать, догадаться.
Математика- наука точная , и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить . Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!
Занимательные задачи , игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы ее решения , планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить х с условием , оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение воспринимать занимательные задачи , находить для них новые способы решения . Это ведет к проявлению у детей творческих способностей (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок, блоков, фигур-силуэтов из спец. наборов «Танграм» и т. д.).
Правильные игры
Они не только развлекут кроху , но и помогут развить математический интеллект .
«Домики»
Вырежьте несколько разноцветных кружков из цветного картона. Предложите малышу выбрать кружок любимого цвета. Это будет его домик (положите кружок на стол) . Ваш домик, к примеру, синего цвета. Пусть кроха поместит его правее своего домика. А папин, зеленый, левее.
Желтый, бабушкин дом, построили слева от маминого дома . Куда надо положить желтый кружок?
Спросите, чей дом находится между папиным и бабушкиным, чей дом - после бабушкиного. Обязательно хвалите, подбадривайте малыша в ходе игры.
Игра хороша для формирования пространственных представлений, развития логического мышления, внимания, памяти.
«Найди отличия»
Простейшая игра, которую очень любят дети, тоже является отличным средством развития математического интеллекта , ведь она тренирует внимание, усидчивость.
Хорошо, если картинки, которые вы предложите ребенку для этой игры , будут отличаться именно по количеству предметов. Например, в руках у девочки на одной картинке 5 цветочков, на другой - 7, на одной картинке на ветке 3 птицы, а на другой - 4. Нарисовать такие развивающие карточки легко самим.
«Считаем все подряд»
Для формирования и закрепления понятия числа полезно считать вместе с крохой все, что попадает в его поле зрения. Можно считать ступеньки на лестнице, красные машины по пути в садик, количество героев в книжке.
Предлагайте ребенку показать число , которое у него получилось, на пальчиках, а если пальчиков не хватает - на счетных палочках, пуговицах или любых других предметах. Задавайте крохе отвлеченные вопросы на сравнение количества, например : «Чего в комнате больше - полок с книгами или ящиков с игрушками? Деревянных кубиков или карандашей?»
Геометрия на ладони
Во время приготовления ужина можно познакомить малыша с геометрическими фигурами. Вам понадобятся обыкновенные спички или сухие макароны. Покажите ребенку , как можно сложить из этих «палочек» треугольник, ромб, квадрат, трапецию. Вместе посчитайте углы и стороны у этих фигур. Когда кроха достаточно натренируется в выкладывании простых фигур, усложните задачу , предлагая ему сложить треугольник со стороной в 2 спички, квадрат со стороной в 4 спички, треугольник со сторонами в 3 вермишелинки. Пусть ребенок попробует из одного и того же количества спичек сложить несколько разных фигур, например ромб и квадрат.
Загадки и логические игры
Развивать интеллект маленького математика можно не только на занятиях дома , но и, скажем, по дороге в детский сад.
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, настоятельного сопоставления цели с полученным результатом.
Работу с родителями и детьми нужно вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребенка , направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам , обучение их способам поиска ответа и решения.
Использованные материалы :
1. Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика » , «Занимательная алгебра » , «Занимательная геометрия » , «Живая математика » ;
2. Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки» ,
3. И. Я. Депмана «Рассказы о математике » ;
4. Б. А. Кордемского «Математическая смекалка » ;
5. Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка » ;
6. А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»
а так же различные занимательные сайты :
http://pochemu4ka.ru - Почемучка
http://udivit-matem.narod.ru/str2.html - Занимательная математика
http://children.kulichki.net - Математические задачи
http://funnymath.ru/ - Занимательная математика
http://www.math-on-line.com - Математика оn-line
http://matemka.ucoz.ru/ - Занимательная математика
http://develop-kinder.com - Развивающие заданий , игры и конкрусы по математике
www.math-on-line.com - каталог развивающих программ по математике .
http://udivit-matem.narod.ru/ - удивительная математика . Большой обзор занимательных задач по математике .
http://www.turgor.ru - занимательная математика для начинающих
http://childmath.ru - интересная Математика в младшем дошкольном возрасте
http://smartkids.ru - занимательная математика
http://www.books4all.ru - книги по занимательной математике и арифметике
www.kindereducation.com - Занимательная математика и счет для дошкольников
Помогут вашим детям развить интерес к математике .
Математика математикой , но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.
Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.
Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .
Формирование представлений, выражаемых словами много, один;
- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;
Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;
Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.
Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.
В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.
В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.
Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.
Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.
Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.
Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .
Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .
Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.
Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.
Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .
Шарифгалиева Айгуль Талгатовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт:
город Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала:
Консультация для родителей
Тема:
Рекомендации для родителей по математическому развитию в старшей группе
Дата публикации:
22.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
«Рекомендации для родителей по
математическому развитию детей в старшей
группе».
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в
достижении цели. (А. Маркушевич).
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор
интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и
творческих
способностей.
Известно
и
то,
что
от
эффективности
математического
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте
зависит
успешность обучения математике в начальной школе.
Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет –
это
наглядность,
т.е.
объяснение
каждого
понятия
или
термина
должно
сопровождаться
конкретными
примерами
и
выполнением
«домашнего
задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их
возрастом – интересные, больше похожие на игру.
Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности,
сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умение
сравнивать и обобщать, доказывать правильность
суждений способствует
успешной адаптации детей к условиям школы.
На шестом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять
своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно –
образное мышление. Детям уже свойственно стремление выполнить задание
и
получить
за
это
положительную
оценку.
Занятие
по
формированию
элементарных
математических
представлений
в
старшей
группе
детского
сада
проводится
по
занимательному
сюжету
в
виде
путешествия.
В
представленном занятии подобраны задания, при решении которых требуется
умение
логически
мыслить,
развивает
фантазию,
смекалку,
воспитывает
интерес к математике.
В старшей группе предусматривается
значительное
расширение,
углубление
и
обобщение
у
детей
элементарных
математических
представлений, дальнейшее развитие деятельности счета.
Дети
учатся
считать
до
10,
не
только
зрительно
воспринимаемые
предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения.
Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит
от их размеров, пространственного расположения и от направления
счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие
одинаковое
число
элементов,
соответствуют
одному-единственному
натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).
На примерах составления множеств из разных предметов они
знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5.
В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые
предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на
2 и 4 части модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник,
треугольник), а также другие предметы, сравнивают целое и части.
Большое внимание уделяют формированию пространственных и
временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение
предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3
измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о
свойствах величин. Детей учат различать близкие по форме
геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы,
последовательно анализировать и описывать форму предметов.
Дети запоминают названия и последовательность дней недели.
Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.
Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .
Формирование представлений, выражаемых словами много, один;
- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;
Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;
Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.
Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.
В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.
В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.
Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.
Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.
Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.
Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .
Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .
Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.
Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.
Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .