Родительское собрание в нетрадиционной форме. Тема: "Патриотическое воспитание"

Конспект родительского собрания тема:

«Нравственно - патриотическое воспитание ребенка»

Цель:

обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания;

привлечь родителей к данному вопросу;

познакомить родителей с методами и приемами нравственно – патриотического воспитания в семье и ДОУ.

Задачи:

Мотивировать родителей к обсуждению данного вопроса;

Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию

Обогатить знания и умения родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

План мероприятия:

1. Сообщение темы, цели и задач проведения родительского собрания

2. Коллективное обсуждение по теме собрания

3. Принятие решения

Ход мероприятия

1)Подготовительный этап

1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.

2. Разработка сценария.

3. Проведение анкетирования родителей на тему «Патриотическое воспитание дошкольников».

4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.

2) Организационный этап

Собрание проходит в группе. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

3)Вступительное слово ведущего

4) Посиделки.

5) Принятие решения.

Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались вместе, для того чтобы поговорить о важности нравственно - патриотического воспитания детей. Недаром народная пословица гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Какие семена мы взрастим в сердцах и душах наших детей таких членов нашего общества и получим. Для каждого человека важно иметь твердую почву под ногами быть уверенным в завтрашнем дне. И эта уверенность помогает ему быть успешным и активным. А нравственно - патриотическое воспитание помогает нам дать ребенку эту уверенность, помогает ему делать твердые и верные шаги в будущее.

Так же мы все хорошо знаем поговорку «Иван, родства не помнящий». И кого так принять называть? Да, «Людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков…»

И все мы хотим, чтобы наши дети такими не стали. И сегодня мы с вами обсудим, что же нужно сделать для этого.

Воспитатели осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность:

1. непосредственно образовательную деятельность (НОД,

2. беседы,

3. тренинги,

4. обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций,

5. тематические встречи,

6. чтение художественной литературы,

7. самостоятельную детскую деятельность:

8. игры по интересам,

9. самостоятельную продуктивную, познавательную, музыкальную деятельность.

Семья в свою очередь - это первая ступень в нравственном воспитании ребенка. В семье ребенок получает первое понятие о любви, уважении, вежливости, взаимопомощи. Именно здесь формируются первые нравственные привычки. Семья – это пример для ребенка. А крепкая семья – это плодотворная почва, для роста высоконравственного человека.

Воспитывая ребенка в семье не нужно делать яркого акцента на патриотизм, просто воспитывайте хорошего доброго человека, мыслящего ясно и позитивно. Читайте вместе хорошие добрые книги о дружбе, люби и взаимопомощи. Обсуждайте с ребенком его, свои и поступки других людей. Уделите ребенку внимание, расскажите о своих взглядах на жизнь.

Посещайте мероприятия, которые дадут ребенку возможность гордиться своей страной. Расскажите истории о вашей семье, о подвигах и трудностях В. О. В и т. д. Так общаясь с ребенком, вы внесете значительный вклад в его нравственно – патриотическое воспитание.

А сейчас я вам предлагаю поиграть.

Первая игра Соревнование «Пословицы о добре»

Цель: Вспомнить и назвать пословицы о доброте, Родине.

Вторая игра «Комплимент». Цель: Вам предлагается записать как можно больше комплиментов своему соседу. Ведь очень важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, воспитателей, сверстников. А взрослые для них – пример.

Уважаемые родители, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты о патриотическом воспитании дошкольников. (Текст анкеты прилагается) Анкетирование анонимное и проходит добровольно. Результаты анкетирования помогут нам спланировать нашу работу с детьми, родителями по данному вопросу.

Нашу встречу я хочу завершить стихами:

«Семья - источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья - оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок - главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье - основа Мирозданья.

Так пусть хранит все наши семьи Бог!»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

2.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

3.Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические

темы?

4.Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

6.Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в селе?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

8. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

Спасибо за сотрудничество!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С Лихачев

«ПАТРИОТИЗМ» - это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов) «ПАТРИОТИЗМ» - это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» (Г. Бакланов) «ПАТРИОТИЗМ» - это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить » воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, историческую приемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Задачи нравственно- патриотического воспитания - Воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России. Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Формировать представление о России как о родной стране; воспитывать любовь к Родине Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица, символика Права и обязанности ребенка

Моя семья, как часть РОССИИ Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Семья для всех – основа всех начал.

Знакомство с народно-прикладным искусством, литературой, устно- народным творчеством, играми

Знакомство с трудом взрослых и привлечение к труду

Духовные и культурные традиции

Моя малая Родина Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства

Моя малая Родина

Государственная символика.

Знакомство с историческим прошлым России

Живут в России разные У каждого народа Народы с давних пор. Язык свой и наряд. Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит, Другим – степной простор. Другой надел халат.

Нашим детям есть чем гордиться!

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Нравственно-патриотическое воспитание. Старшая группа. 2015 год.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, в программе предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Реализовать данную работу можно через решение следующих задач:

1) воспитывать у детей:

Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. 1

Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой. 2

Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России .( Рассказывать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.) 3

2) формировать у детей:

Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям

(Расширять представления о малой Родине.

Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край) 4

Представление о России как о родной стране ;

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).

Воспитывать любовь к Родине. 5

Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

(Цитаты 1, 2, 3, 4, 5 - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.)

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к селу, городу, ко всей стране.

  1. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.

Чувство Родины… Оно начинается у ребѐнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.


Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) необходимо привить детям такие важные понятия как "долг перед Родиной" "трудовой подвиг", "Любовь к Отечеству".

  1. В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. (Мы продолжаем: знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, с городецкой росписью, с росписью Полхов-Майдана. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.)
  2. повсюду люди трудятся для всех;

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители могут рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.


4. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.


5. Любить Родину – это и знать её.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Задача взрослых, как можно больше собрать интересной информации о том месте, где они живут.

В старшем возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести ребенка к пониманию, что город, поселок, село в котором он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего.

Старшие дошкольники должны знать название своего города, села, своей улицы, страны.
Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы различных городов, на их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
Родители из различных поездок могут привезти различные символы (из разных городов), брошюры, картинки и т.д.

В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой: городской, республиканской, Российской.

  1. И конечно без внимания не остается тема Защитники Отечества. Беседы о героическом прошлом нашей Родины, о подвигах защитников Родины. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, о родственниках, защищавших Родину от врагов. Каждая семья (я уверена) имеет какую либо реликвию, о которой необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов "Они защищали Родину". Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

7. Быть гражданином, патриотом, - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Памятка для родителей
по патриотическому воспитанию дошкольников:
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!


Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание

«Патриотическое воспитание в семье»

форма проведения: интерактивная лекция для родителей

Цели:

  • расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;
  • познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

Ход собрания

  1. Вступление

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек. Это направление в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся мы считаем приоритетным среди других.

Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…

Родной дом, уют, тепло;

Взаимопонимание, любовь, уважение;

Праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

Уважай старших и люби их;

Позаботься о младших в семье;

Помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

Дорожи всеми своими родственниками;

Помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.

  1. Основная часть

(слайд №1)

Патриотическое воспитание в семье .

(общешкольное родительское собрание)

(слайд №2)

Важной задачей идейно-воспитательной работы остается патриотическое воспитание, формирование защищать Отчизну, отдать ей все свои силы.

В воспитании подрастающего поколения патриотами своей Родины неоценима роль семьи, в которой формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

(слайд №3)

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей Родины?

(слайд №4)

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач. Воспитывать детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их к выполнению своего гражданского долга.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.

(слайд №5)

Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

Родители узнают о путях, средствах и формах воспитания у детей патриотических чувств, устремлений, дел. Эти пути, средства и формы обогащаются и расширяются, если на помощь семье приходит школа, общественность.

(слайд №6)

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:

Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

(слайд №7)

По словам педагога В. А. Сухомлинского, «никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

(слайд №8)

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, отец и мать. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем - прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, внука и правнука, продолжающих дела родителей, своей родословной.

(слайд №9)

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, много об этом говорят и в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной доверительной обстановке.

(слайд №10)

Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов.

(слайд №11)

Семья вместе с детьми путешествует по дорогам нашей необъятной Родины, совершает поездки и походы в соседние и отдаленные страны. Важно, чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не только познавательный характер. При правильной позиции родителей они могут сыграть неоценимую роль в воспитании патриотических и интернациональных чувств, как у детей младшего школьного возраста, так и у подростков в старшеклассников. Во время путешествия родители в дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Случается, что мать или отец уже были в тех местах, куда поедут с детьми. Чаще же и они, и дети впервые отправляются в один из уголков страны. И в первом и во втором случаях отцу и матери нужно готовить детей к предстоящей поездке.

Тысячи наименований книг, брошюр, материалов посвящены и посвящаются воспоминаниям о Великой Отечественной войне, о подвигах людей в боях и труде. Эти воспоминания о боевых событиях на фронтах, о народных мстителях, о самоотверженном труде в мирное время дают возможность подрастающему поколению узнать героику прошлого, оценить бессмертный подвиг людей, раскрыть их духовный и нравственный мир.

(слайд №12)

Практика показывает, что при рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.

Родители стремятся прежде всего сами постигать сущность боевых и трудовых подвигов тех людей, о которых они узнают, читают и затем рассказывают своим детям. Раскрывая облик того или иного героя, они обращают внимание не только на те условия и то время, в которых ему приходилось действовать, но и на его нравственные качества. Родители так ведут рассказ, что дети начинают сопереживать герою, подражать его каким-то чертам; у ребят возникает желание самим подробнее узнать о его героической судьбе.

Семья должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.

(слайд №13)

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убежденность, мужество и самопожертвование погибших и живых героев, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

(слайд №14)

Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.

Для наших детей-школьников их важнейшим трудом является учение, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности.

Ускорение научно-технического прогресса предъявляет нашим детям высокие требования – постоянно учиться, приобретать творческие знания, необходимые для труда и защиты Родины. Наука и производство сегодня не могут успешно развиваться, если нет притока специалистов высокой квалификации.

(слайд №15)

Опыт лучших семей показывает, что родители могут оказать действенную помощь школе в работе по формированию у детей сознательного отношения к приобретению знаний. Кроме функций требования и контроля учебной деятельности детей, в этих семьях главное внимание уделяется следующим важным путям и средствам работы:

Создание необходимых условий для развития познавательных интересов детей (приобретение научной и справочной литературы, технических средств обучения, материалов для конструирования;

Привитие навыков рациональной работы с книгой;

Использование радио-телепередач для обогащения детей знаниями;

Приведение ярких и убедительных доводов о необходимости и важности знаний для прогресса нашей Родины и благосостояния семьи.

(слайд №16)

Практика семейного воспитания убедительно говорит о том, что в воспитании детей сознательными тружениками особенно велика роль отца. Как хочется ребенку, чтобы отец его был личностью сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Отцы личным примером и повседневными трудовыми делами вырабатывают у своих детей активную позицию в труде.

(слайд №17)

Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.

Остановимся на некоторых из них:

Сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я – гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней сказать»;

Конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество», «Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки, друзья».

(слайд №18)

Проведение военно-спортивных состязаний среди юношей «А ну-ка, мальчики!», «Зарница»;

(слайд №19)

Физкультурно-массовые мероприятия;

(слайд №20)

Смотры строя и песни;

(слайд №21)

Почетный караул у памятника погибшим в годы ВОВ;

(слайд №22)

Встречи с ветеранами и тыловиками ВОВ, участниками локальных войн;

Проведение уроков-мужества;

(слайд №23)

Тематические заочные экскурсии;

(слайд №24)

Проведение общегосударственных всенародных праздников;

(слайд №25)

Просмотры и обсуждения к/ф о ВОВ.

  1. Заключение

А закончить это родительское собрание я хотела стихотворением:

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,

У крымских скал, в полуночном краю.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Спасибо за внимание.


Родительское собрание в средней группе

на тему: «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников»

Предварительная работа:

Анкетирование родителей по проблеме нравственно патриотического воспитания.

Цель : Привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность и значение работы педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольника;
  2. Объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно - патриотических качеств у детей.

Повестка:

  1. Введение в проблему («Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»);
  2. Игры- развлечения. Педагогический всеобуч (семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
  3. Рефлексия «Волшебный клубочек»

Ход собрания.

(звучит тихая музыка, родители располагаются в группе)

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и округу в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Это всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.

Воспитатель:

Как вы считаете, какова роль семьи в патриотическом воспитании ребенка?

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Мама и папа - самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Родина начинается с семьи. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Реализовать данную работу можно через решение следующих задач:

1.Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

  1. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Расширять представления малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край

  1. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  2. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.

Расширять представления детей о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Расширять представления детей о государственных праздниках (День народного единства, 8 марта, День защитника Отечества, День победы, Новый год…)

С каждой компании приглашается один посыльный он получает задание:

1 задание: «Пословицы»

Воспитатель раздаёт фрагменты пословиц (родители должны собрать правильно пословицу)

Команды обсуждают ответы на вопрос записывают, показывают готовность (например -все подняли руки вверх, или похлопали, затем чья команда была готова первая озвучивает, затем передают слово второй компании.

  • Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
  • Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

Воспитатель: Родной край - сердцу рай (патриотическое воспитание).

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества - доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества - гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.

2 задание «Угадай мелодию»

Дети ваши прекрасно поют, а теперь вы нам покажете, на что способны

Воспитатель включает фонограммы патриотических песен (кто первый из родителей поднимет флажок, тот исполняет эту песню)

  • «Офицеры» (Олег Газманов)
  • «Комбат» (Николай Расторгуев)
  • «Журавли» (военная песня)
  • «Одуванчики» (группа «Голубые береты»)
  • «День победы» (военная песня)
  • Гимн России (Победителям раздаются конфеты)

3 задание:

Сейчас мы проверим ваше внимание и словарный запас. Предлагаем вам такое нужное и забытое слово ПАТРИОТИЗМ . Из букв этого слова нужно составить новые слова. Чья команда составит их больше, та и победит. (Команды обсуждают, показывают готовность). (Победителям раздаются конфеты)

4 задание: «Богатырская наша сила».

Говоря о патриотизме, мы не можем не вспомнить о тех, кого “… в черных избах по всей Руси простой народ любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги - о том, как берегут, защищают они родную Русь! Слава, слава и в наши дни богатырям - защитникам Родины! А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!”

  • Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам и былинам. (Ответы)
  • Если уж вы так хорошо помните их, тогда назовите нам, что характерно для внешнего вида богатыря. (Ответы)
  • Ну, а коли вы, и это знаете, вам не составит труда нарисовать богатыря на его верном коне.

Для каждой команды на мольберте белый лист и маркер. Каждый член команды подходит и рисует по одной детали. (Например: голова, шлем, кольчуга, копье, конь и т.д.)
Победит та команда, которая справится с заданием быстрей и качественней.
За победу в конкурсе - конфета.

5 задание:

Рефлексия «Волшебный клубочек»

Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в волшебный клубочек - передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение.

(Родители передают клубочек и делятся мнением, впечатлениями)

Уважаемые родители! На ваших столах лежат памятки по воспитанию в детях чувства патриотизма. Эти памятки мы дарим вам. Рекомендации, которые здесь даны, надеемся, помогут нам вместе «зародить» в детях, то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну.

Родительское собрание мы хотим закончить красивыми словами академика Д.С. Лихачева «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, в стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле».

Анкета для родителей.

На тему «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

  1. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка - семье или детскому саду? _____________________________________________________

2.С чего необходимо начинать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются(лись)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?---------------------______________________________________________________________________

5.Какие традиции есть у вашей семьи?______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?_____________________________________________________________
  2. Знает ли ребенок свой домашний адрес, телефон?__________________________
  3. Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?_______________________________
  4. Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?__________________________

10.Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?__________________________

  1. А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?____________________________
  2. Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку оних?____________
  3. А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции? (какие)______________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Нужно ли нам развивать нравственно- патриотическое направление в детском саду?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Обоснуйте свой ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Чем Вы готовы помочь в этом направлении? Ваши предложения._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О._________________________________________________

Ольга Руденко

Родительское собрание в детском саду.

Форма: «Встреча с интересными людьми»

Старший воспитатель Шумского детского сада Руденко Ольга Васильевна.

Иркутская область, Нижнеудинский район, рп. Шумский

Тема: «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»

Цель: формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребности в практическом применении сведений о национальной культуре.

Способствовать формированию понятий о Родине, родном крае, городе.

Оформление. Экран для презентации, столик с самоваром и чайным сервизом, 5 столов, на которых расположены символы рубрики «встреча с интересными людьми», магнитофон.

План встречи:

Презентация проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду» – опыт работы - воспитатель старшей группы.

Представление опыта работы – воспитатель младшей группы, воспитатель средней группы

*Вижу чудное раздолье… Расширять представления детей о богатстве русской земли, родного края, воспитывать чувство ответственности за природу родного края

* Быт и традиции Продолжать знакомить детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Дать понятие оберега. Рассказать о христианских праздниках: Пасха, Рождество

*Этих дней не смолкнет слава Воспитывать чувство гордости за русских воинов. Объяснять назначение герба и флага России, символики родного города

*Как чуден наш родной язык Приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов

*Руки – не для скуки Расширять знания о русской народной игрушке. Воспитывать желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров

Викторина «Великолепная семерка» - воспитатель

Рефлексия «Волшебный клубочек» - воспитатель

Продукт встречи – «карточки «пословицами и поговорками с числом «7»».

Ведущий – старший воспитатель, соведущие – воспитатели возрастных групп.

Участники – родители, воспитатели. Музыкальные номера – дети.

Регистрация участников встречи.

Ведущий . Здравствуйте уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи «Встреча с интересными людьми». А интересные люди – это все мы, все вы.

Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?

Как отвечают некоторые «да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются». Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».

Как вы, уважаемые родители считаете, что означает это слово (слово "патриотизм" выставить на мольберт).

(ответы родителей)

Ведущий. Вашему вниманию предлагаем просмотреть презентацию, как педагоги нашего детского сада воспитывают чувство патриотизма в ваших детях. Слово предоставляется педагогу старшей группы.

(ВОПРОСЫ родителей по презентации).

Ведущий. Продолжат знакомство с деятельностью по данному направлению воспитатель младшей группы и воспитатель средней группы

Воспитатель младшей группы. Патриотические чувства нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит: «Всё начинается с детства». С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране.

Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации- у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение вступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Воспитатель средней группы . Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям промыслам.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение).

Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется нами систематически, планомерно. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

Семья. Детский сад. Родная улица. Посёлок Шумский. Нижнеудинский район и Иркутская область. Россия и её столица Москва.

В течение всего года, в нашем детском саду, велась большая работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Было проведено множество разнообразных мероприятий, тематических занятий, выставок, конкурсов, встреч, праздников, развлечений, и конечно наша группа активно в них участвовала.

С этого года мы посещаем Центральную детскую библиотеку, где проводятся тематические мероприятия, выставки.

В нашей группе мы создали предметно-развивающую среду для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Нами (Натальей П. и мной Валентиной В.) накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий.

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов

Ведущая. Продолжаем нашу встречу рубрикой «Встреча с интересными людьми».

Приглашаем к участию в наших рубриках, и прошу занять места за столиками – кому какая тема ближе.

(Родители рассаживаются за столы и делятся, каждый, опытом воспитания)

*Вижу чудное раздолье… (символ – дерево) Расширение представления детей о богатстве русской земли, родного края в вашей семье. Как вы воспитываете чувство ответственности за природу родного края?

* Быт и традиции… (символ дом и домовой) как в ваших семьях проходит знакомство детей с жизнью русских людей, о русских избах? Знакомите ли вы детей с понятием оберега? Может вы рассказываете детям о христианских праздниках: Пасха, Рождество? Либо у вас есть семейные традиции на христианские праздники?

*Этих дней не смолкнет слава… (символ флаг) Как вы воспитываете чувство гордости за русских воинов? Объясняете ли назначение герба и флага России, символики родного города?

*Как чуден наш родной язык… (символ книга) Приобщаете ли вы детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов? Читаете ли книги детям?

*Руки – не для скуки… (символ игрушка) приглашаем тех, кто расширяет знания о русской народной игрушке. Воспитывает желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров. А знаете ли Вы, что число семь – довольно необычное, так на Руси (да и у некоторых других народов) это число считалось магическим? Эта магическая сторона числа нашла отражение не только в пословицах и поговорках, но и в обычаях и суевериях.

ВИКТОРИНА

Оборудование: 2 мольберта, карточки с булавками для бейджика, ручки, мелки, плакаты со словами: «Родина, страна, мать, земля, столица» для третьего конкурса, планшет, на котором с двух сторон написано слово “Патриотизм”, магнитофон, аудиокассета с записью русских народных песен, пазлы, (иллюстрации или фото мест родного края, карточки «Пословицы и поговорки с числом 7», жетоны, открытки-подарки.

Организация: дети-артисты, родители делятся на команды по семь человек, жюри-представители администрации.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Ведущий. Наша сегодняшняя игра будет проходить под названием “Великолепная семерка!”.

Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть, проявить находчивость, даст возможность вспомнить где-то школьную программу, а где-то и бабушкины сказки, прибаутки, присказки.

Вы блеснете своими знаниями перед нами, а что особенно важно, перед вашими детьми. Сегодня в центре внимания будет число семь, а также ваши познания в географии, литературе, в устном народном творчестве.

А теперь немного о цифре семь. Замечали ли вы необыкновенную распространенность этого числа? Где встречается число «семь»?

(ответы родителей)

Ведущий. В сегодняшней игре будут участвовать команды по семь человек, конкурсов тоже будет семь. Следить за ходом игры будут наши уважаемые судьи. Победа в конкурсе будет определяться количеством набранных жетонов.

Итак, переходим к конкурсной программе.

За каждую победу – один жетон.

I конкурс “Давайте познакомимся”.

Каждому члену команды необходимо крупно и разборчиво написать своё имя и отчество на бейджике. Победит та команда, которая первая справится с этим заданием, и сказать хором «готовы!»

II конкурс “Пословицы и поговорки”.

“Семерка” украшает собой и сказки, и толковые словари, и научные работы, и сборники пословиц – всё, что угодно! “Семёрка” не сходит у нас с языка, и сейчас мы с вами в этом убедимся.

Каждой из команд необходимо назвать пословицы и поговорки, в которых упоминается цифра семь. Кто больше?

Ведущий. Хотелось, чтобы вы, так хорошо знакомые с народным творчеством, передавали знания своим детям.

Музыкальная пауза.

(Дети в русских нарядах исполняют частушки)

III конкурс “Давай, споем!”

Дети ваши прекрасно поют, а теперь вы нам покажете, на что способны.

Вам необходимо по очереди исполнить строки из песен, в которых встречаются слова “Родина”, “страна”, “мать”, “земля”, “столица”.

IV конкурс “Составь слово”.

Сейчас мы с вашими детьми проверим ваше внимание и словарный запас. Предлагаем вам такое нужное и забытое слово ПАТРИОТИЗМ. Из букв этого слова нужно составить новые слова. Чья команда составит их больше, та и победит.


Музыкальная пауза.

(Дети исполняют русскую народную пляску “Валенки”)

V конкурс “Богатырская наша сила”.

Говоря о патриотизме, мы не можем не вспомнить о тех, кого “… в черных избах по всей Руси простой народ любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают они родную Русь! Слава, слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины! А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!”

Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам и былинам. (Ответы родителей)

Если уж вы так хорошо помните их, тогда назовите нам, что характерно для внешнего вида богатыря. (Ответы родителей)

Ну, а коли вы, и это знаете, вам не составит труда нарисовать богатыря на его верном коне.

Для каждой команды на мольберте белый лист и маркер. Каждый член команды подходит и рисует по одной детали. (Например: голова, шлем, кольчуга, копье, конь и т. д.)

Победит та команда, которая справится с заданием быстрей и качественней.


За победу в конкурсе – один жетон.

Ведущий (обращая взгляд на изображенных богатырей): Да, не перевелись ещё богатыри на земле русской!

VI конкурс “Любимый поселок»

Собрать пазлы (почта, клуб) (детям игра «Составь картинку»). Чья команда быстрей справится с заданием – жетон.

VI конкурс “Танцуют все!”

А сейчас немного разомнемся. Начинаем перепляс. Под мелодию русской народной песни “Сени” команды встают напротив друг друга.

Если кто-либо из команды не участвует в переплясе – команда рискует потерять один жетон.

Ведущий. Прежде, чем жюри подведет итоги, мы хотели бы всех поблагодарить за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, важно то, что все мы вместе.

И, пожалуйста, не держите в тайне те знания, которые вы получили от своих дедушек и бабушек, пап и мам, от учителей в школе, те знания, которые вы приобрели на своем жизненном пути – дарите их детям, чтобы они любили свою Родину, любили и хранили её культуру.

Слово для подведения итогов и объявления победителей предоставляется жюри – заведующей детского сада.

РЕФЛЕКСИЯ. «Волшебный клубочек» - воспитатель Тарасенко В. В

Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в волшебный клубочек – передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение.

(родители передают клубочек и делятся мнением, впечатлениями)

(Вход девиц в народных костюмах (два педагога) – с самоваром и пирогами.)

Ведущая. В нашем саду тоже есть своя традиция угощать дорогих гостей пирогами.

1. Девица. Дорогих гостей встречаем

с самоваром, со сладким чаем!

2. Девица. Хозяев вы потешьте,

Пирогов со сладким чаем поешьте.

Ведущая. А я вам открою один секрет. «Самовар» – гимнастика чувств, эмоций, фантазии. «Самовар» – это не только встречи с интересными людьми. Это в первую очередь встреча с друзьями. Здесь никто не чувствует себя посторонним, лишним, обездоленным. Всех сплачивает единый творческий порыв. Пусть «Самовар» станет для всех праздником души».

(Родители угощаются пирогами со сладким чаем)

Статьи по теме: