Рождество Христово: легенды и традиции праздника. Легенды о новогодней елке

Всё ближе приближается всеми любимые праздники – Новый Год и Рождество. Улицы, дома, магазины уже украшены игрушками и гирляндами, и передают дух праздника. Но мало кто знает, что эта ночь является самым древним праздником на Земле, и именно с ним связано очень много легенд и мифов.

Людям свойственно придумывать легенды. Многие из них являются лишь плодом воображения, но также есть и те, которые основаны на реальных исторических событиях. С Новым Годом и Рождеством связано огромное количество легенд и мифов. Даже самые заядлые скептики начинают верить в чудеса. В основном все сказания касаются так называемой новогодней троицы – Деда Мороза, Снегурочки, и снеговика.

Новогодняя ёлка.

С рождественской ёлкой связано много легенд. Для древних кельтов она являлась очень важным магическим символом, ведь она всегда остаётся зелёной и не сбрасывает листву. Кельты были уверенны, что в этом дереве находится дух, и если с ним подружиться, то лес станет благосклонным к поселенцам. Естественно святой дух находился лишь в самой древней, и могущественной ели. Кельты во время зимнего солнцестояния приносили жертвы и всячески пытались задобрить дух.

Спустя некоторое время, люди стали украшать ёлку кусочками хлеба, фруктами, колосьями, и другими различными дарами. Поселенцы стали преклоняться ели, и вешали на неё маленькие фигурки того, чего бы хотели получить в будущем году. В это время и появились такие украшения как звезда, солнце, месяц – именно они символизировали богов. Вскоре новогоднее дерево стали переносить в дом, но ни в коем случае нельзя было его рубить. Его просто с корнем переносили в помещение на неделю, после чего обратно пересаживали.

Есть легенда, почему именно ель стали украшать мишурой. Когда-то давно, бедная, но добрая женщина, решила украсить своё дерево, но игрушек у неё было очень мало. Ночью пауки украсили ёлку паутиной, а младенец Христос за доброе сердце женщины решил превратить паутину в серебро. Вот именно поэтому люди стали украшать дерево серебристой мишурой.

Дед Мороз.

Есть несколько версий того, кто же именно такой Дед Мороз. И если почитать мифологию, то можно найти много нового и интересного.

Одна из легенд рассказывает, что ранее человечество считало, что их охраняют умершие предки, и каждую зиму благодарили их. Колядовать люди начали ещё издавна. Они переодевались в образы святых духов, и ходили по домам, собирая дары. Из толпы колядующих выбирали самого страшного, грозного духа. Вот его и называли Дедом. Многие уверенны, что именно его и считали известным нам Дедом Морозом. Сейчас же он приходит к нам в смягчённом образе, представая добрым, но справедливым духом.

Есть и другая легенда, которая гласит, что прообразом нынешнего Деда Мороза является именно древний Дед Морозко, который также известен по детским советским сказкам. Этот дедушка был духом зимы и холода. Люди представляли его маленьким строгим дедушкой, и называли Дедом Трескуном. Считалось, что его боялись все остальные духи, а женат он был на Зиме. Часто люди называли Деда Трескуна в честь второго месяца зимы – Январь, так как это был самый холодный и суровый месяц.

Есть множество языческих легенд, с которыми яро боролись христиане. Дед Мороз прошёл эволюцию, ведь только сейчас он является положительным персонажем. В зарубежных странах его называют Санта Клаус. Это имя переводится как Святой Николай, поэтому считается, что Дед Мороз является им.

Христиане часто пугали детей Дедом Морозом, который якобы крал непослушных. Таким образом, с детства внушалось мнение, что языческие боги неприемлемы.

Есть предания, гласящие, что Дед Мороз произошёл от гномов. Другие же считают, что Дед Мороз произошёл от реального человека, который жил в 4-м веке. В городе Мира проживал архиепископ Николай, который был великодушным. Однажды он спас 3-х девушек, который были очень бедны. Он подбросил им ночью мешочки с золотом, после чего девушки удачно вышли замуж, и прожили счастливую жизнь. Таким образом, Николаю присвоили образ святого.

Дед Мороз является языческим богом, персонажем сказок и преданий. А вот зарубежный Санта Клаус основывается на реальной исторической личности.

Снегурочка.

Персонаж Снегурочки можно встретить во всех новогодних сказках. Девушка приходится внучкой Деда Мороза. Есть легенда, откуда она появилась.

У Деда Мороза и Зимы изначально родился сын – снеговик. Он был добрым и отзывчивым. Позднее у них родилась прекрасная дочка – Снегурочка, которая была прекрасна. Образ Снегурочки не встречается в русской мифологии, но зато есть в сказках и языческих преданиях. Молодая девушка является Богиней застывших вод, которая носит лишь белую одёжку.

Многие говорят, что Снегурочка появилась от Костромы, которая также имела название Морана – Богиня холода, зимы и смерти. Чучело Костромы сжигалось в конце зимы.

Есть легенда о том, что Снегурочка это дочь Деда Мороза и Весны-Красны. Девочка необычным образом появляется из снега, и превращается в живого человека. В данном случае Снегурка положительный персонаж.

Снеговик.

Мало кто знает, что изначально Снеговик считался отрицательным образом, и люди обходили снежные скульптуры стороной. Даже считалось, что лепить Снеговика в полнолуние нельзя, так как будут мучить кошмары ночью, и преследовать неудачи. К Снеговику относились как к чёрной кошке в наше время.

Есть две легенды, одна из которых гласит, что в древние времена снеговиков лепили для борьбы с чертями. А вторая же наоборот, что славяне считали их ангелами, павшими с небес, которые могут передать необходимые послания Богу. Даже каждая мелочь в Снеговике имела значение. Нос в виде морковки – дар Богу, чтобы земля была более плодородна; ведро – для достатка в семье.

Снеговика всегда уважали, и также считали ещё с языческих времён, что это Бог зимы.

Древние мифы и легенды были уничтожены христианами, так как было время насильственной христианизации. Так что подтвердить те или иные сказания сложно.

Одна из самых популярных легенд о новогодних елочках рассказывает: как-то в ясную рождественскую ночь предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер возвращался домой. Дорога пролегала через густой лес. Вдруг мужчина увидел чудесное зрелище: сквозь пушистые ветви одной из елочек просвечивали звезды!..

Тот зимний пейзаж настолько запомнился Мартину, что он поставил елку у себя дома и прикрепил к ней свечи. Яркие огни делали елку особенно прекрасной, загадочной и напоминали Мартину о звездах.

А откуда взялась серебряная мишура на Твоей елке, знаешь? Нет? Тогда слушай еще одну легенду.

Давным-давно жила на свете бедная, но очень добрая женщина. И было у нее много детей. Приближалось Рождество, поэтому женщина нарядила елку. Рождественская красавица вышла скромной, лишь несколько украшений сверкали в вечерних сумерках. Ночью, когда все спали, елку еще и оплели пауки. Но Христос, увидев безграничную доброту сердца бедной женщины, благословил елку, а густую паутину превратил в сияющее серебро.

Существует поверье, что Деда Мороза первыми придумали гунны. Они верили в бога Йерлу, который в первый день нового года всегда спускался на землю. В этот день гунны традиционно ставили елку. Эта традиция с 5000-летней историей распространилась по всей Европе. Именно из Баварии, где жили гунны, новогодняя елка попала в дома европейцев.

Согласно древней французской летописи, первые нарядные елки появились в 1605 году в Эльзасе, Франция: «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Впоследствии традицию украшать елку переняли немцы, а позже и другие европейцы. Но роскошь праздничной елки на то время была доступна только богатым дворянам и купцам.

Первую стеклянную игрушку-шар выдули в ХVI в. в Тюрингии (Саксония). Именно здесь появилось и первое промышленное производство игрушек.

Традиция устанавливать рождественские елки возникла относительно недавно - в начале ХIХ в. Сначала вечнозеленые красавицы появлялись лишь в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

Общедоступной елка стала лишь во второй половине ХIХ в.

В России Новый год стали отмечать по указу Петра І с 1 января 1700 года. До этого начало нового года праздновали 1 сентября. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям бедным каждому хотя бы по древу или ветке на ворота поставить». Этот праздник понравился русскому народу.

Ну, а уже в ХХ веке нарядная елка была неизменным атрибутом зимних праздников.

Когда в 1918 году советская власть запретила ставить елки, некоторые все равно праздновали Рождество подпольно. Елка была запрещена вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. А 1 января стало выходным только в 1949 году. Вот такая вот новогодняя история.

Новый год и Рождество - праздники не то чтобы фантастические, но, безусловно, волшебные. Мы привыкли считать, что в эти дни происходят чудеса и сбываются желания. Никакой фантастики - просто так должно быть. Это единственная ночь в году, когда в чудеса верят даже скептики и атеисты. И ещё большой вопрос, кто кому подарил больше волшебства: Рождество Новому году или наоборот.

Так когда же Новый год?

Оказывается, Новый год - самый древний праздник мира. При раскопках у древнеегипетских пирамид обнаружили сосуд, изготовленный в III тысячелетии до нашей эры, с надписью: «Начало нового года». Ещё раньше египтян его начали праздновать в Месопотамии. Идея отмечать начало календарного года, как и сама идея «годового круга», не случайно возникла в земледельческих культурах: сеять и собирать урожай нужно строго в определённые дни года. Начало земледельческих работ считалось и началом нового цикла.

И уже в древности этот праздник приобрёл мистический смысл. В Междуречье, например, празднование Нового года длилось двенадцать дней в марте и посвящалось победе бога Мардука над силами подземного царства. Если верить клинописным табличкам, именно шумеры изобрели новогодние каникулы. В эти священные дни работать было нельзя, люди наслаждались безудержной свободой, пиршествами и развлечениями.

В Египте, где сельскохозяйственный год начинался летом, с разливом Нила и восходом звезды Сириус, в эти дни отправляли по реке лодку со статуей бога солнца Амона-Ра, который считался победителем сил тьмы из подземного царства. Бог словно спускался с неба, чтобы на несколько дней превратить земной Нил в небесный.

В древнем Вавилоне, наследнике шумерской цивилизации, жители каждый год как бы начинали жизнь заново: царь со свитой ненадолго покидал город, а затем торжественно возвращался под приветственные крики напраздновавшегося народа.

Говоря «март» или «сентябрь», мы имеем в виду время года, соответствующее им в нашем календаре. Названия этих месяцев, как и традиция праздновать Новый год среди зимы (необычная для древних народов - ведь ничего связанного с земледелием в это время не происходит), появилась в Древнем Риме стараниями Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры. В календаре, который назвали юлианским, каждый месяц был посвящён одному из богов.

Январь, первый месяц года, был собственностью загадочного Януса - покровителя входов и выходов, прошлого и будущего, предсказаний, магии и тайных знаний. Его изображали с двумя лицами - старым и молодым. Именно с Янусом связана символика Нового года как безвременья между прошлым и будущим, наподобие самайнской «ночи перехода».

Герои мультфильма «Кошмар перед Рождеством» были не так уж неправы, «похитив» Рождество. Хэллоуин для кельтов был ещё и новым годом.

Римляне творили магию наступающего года, желая друг другу добра. Считалось, что в эту ночь слова по воле Януса обретают волшебную силу. Обычай дарить новогодние подарки тоже придумали римляне - правда, их принимали только патриции от подчинённых, а императоры - от патрициев. Калигула, например, скрупулёзно записывал, кто ему что преподнёс, дабы воздать по заслугам.

Римская традиция праздновать Новый год зимой так прижилась в Европе, что её не стал отменять и папа Григорий XIII, реформировавший календарь. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. Зимний Новый год ввёл Пётр I вместе с другими европейскими обычаями. Прежде год на Руси отсчитывали то с 1 марта, то вообще с Пасхи, у которой каждый год новая дата.

Древние греки отмечали новый год в день летнего равноденствия и посвящали его богу вина и веселья Дионису (вот благодаря кому мы пьём в новогоднюю ночь шампанское!), кельты - в ночь Самайна (1 ноября), современные ортодоксальные евреи празднуют плавающую дату Рош-а-Шана (сентябрь-октябрь). Китайский новый год начинается в конце января или начале февраля по лунному календарю, зороастрийский - в день весеннего равноденствия (21 марта). А новый год по мусульманскому календарю может наступить осенью либо в начале зимы. В общем, 1 января - действительно самая нелогичная дата для этого праздника, сила которой - только в многолетней традиции.

Из-за введения в 1919 году григорианского календаря, отличающегося от юлианского на четырнадцать дней, у нас появился диковинный праздник, которого нет ни в одной стране мира, - Старый Новый год (14 января). А между ними спряталось Рождество - день (точнее, ночь), обычаи которого так похожи на новогодние, что трудно понять, кто у кого что позаимствовал.

Рождество или Йоль?

В первые века христианства никто не знал даты рождения Христа, ведь в еврейской культуре вообще не принято праздновать дни рождения. Главным праздником ранних христиан было Богоявление (6 января), объединяющее по смыслу Рождество и Крещение. Утверждение, что Иисус родился 25 декабря по юлианскому календарю, впервые встречается в 221 году нашей эры, в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана. Позже эта дата появляется в римском альманахе середины VI века - от римлян с их привычкой к зимнему Новому году этого и следовало ожидать.

Многие историки утверждают, что Христос не мог родиться зимой. Скорее, это произошло летом или ранней осенью. Евангелие гласит, что в ночь его рождения пастухи находились на пастбище, а декабрь в Иудее холодный и дождливый - не лучшее время для выпаса. Но в Талмуде, священной книге евреев, есть упоминание, что стада, предназначенные для храмовых жертв, пасли и зимой. В любом случае это было не «Белое Рождество» - снег в тех краях выпадает редко.

Обычай подарков на Рождество восходит к преданию о волхвах - мудрецах из дальних стран, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. Что до прочих обычаев, они по большей части заимствованы у почти забытого ныне языческого праздника. Если Хэллоуин, бывший Самайн, в мире любят и шумно отмечают, то Йоль (Йуль), день зимнего солнцестояния, таким почётом не пользуется именно оттого, что его традиции перешли к Рождеству.

Поклонение волхвов. Византийская мозаика 7 века.

Йоль отмечали древние германцы в самую длинную ночь года, радуясь, что Колесо Года сделало новый поворот и теперь день будет понемногу прибавляться. Скандинавы посвящали этот праздник Одину. Одна из норвежских саг описывает пышное йольское пиршество, первый тост на котором непременно поднимался за короля - наместника Одина на Земле. Другой бог, которого чествовали в этот праздник, - Фрейр, «ответственный» за плодородие. Его священным животным был дикий кабан, которого на Йоль приносили в жертву, а затем произносили над его головой клятвы, считавшиеся нерушимыми.

Двенадцать ночей после Йоля посвящали духам предков. Ещё их считали ночами, когда буйствует Дикая Охота, и «ночами матерей» - мудрых женщин, в некоторых культах представляющих Триединую Богиню. Именно предкам посвящалось йольское древо, которое украшали лакомствами - жертвой для духов. Кстати, в древности оно обязательно должно было быть живым - празднующие шли в лес и наряжали ёлку или другое дерево прямо там. Хвойное дерево, превратившееся в рождественскую и новогоднюю ёлку, символизировало вечную жизнь и возрождение природы после зимы. Этой же цели служили ветви падуба, плющ и омела, которыми украшали дома, - на Западе они и сейчас считаются символами Рождества.

Фрейр на своём ездовом кабане, который даже не догадывается, что станет рождественским окороком.

Из мифологии идёт и традиция, что если на Рождество холостые парень и девушка окажутся вместе под омелой, они должны поцеловаться. У скандинавов омела считалась священным растением Фрейи, богини любви. Именно из омелы была сделана стрела, ранившая прекрасного бога Бальдра: когда его мать Фригг брала клятву у всех животных и растений, что они не причинят вреда её сыну, омелу она почему-то пропустила. После того как рана Бальдра была исцелена, омелу отдали во власть богини любви, чтобы отныне она служила жизни, а не смерти. Таким образом, поцелуи под омелой - это ритуал, способ почтить древнюю богиню и саму любовь.

Ещё один праздничный ритуал - сожжение «йольского полена», которое нужно найти в течение двенадцати часов до полуночи на земле хозяина дома, в крайнем случае - получить в подарок. Лучше всего, если оно будет из ясеня - это дерево у скандинавов символизировало мировое древо Иггдрасиль. Полено обсыпали мукой, обрызгивали сидром (традиционный йольский напиток) и клали в камин, где оно должно было гореть всю ночь, а затем дотлевать двенадцать дней и ночей «йольских каникул». Во многих странах этот обычай сменился приготовлением лакомства «рождественское полено» - рулета, которому придают вид полена и подают к праздничному столу.

Два йольских полена, съедобное и несъедобное.

Йольскую ночь отмечали весело, с застольями и песнями, причём пели дети, разгуливая от дома к дому и собирая подарки - яблоки и сладости. Этот обычай превратился в пение колядок или рождественских гимнов. Разве что ряженые стали носить с собой «вифлеемскую звезду». Эта же звезда начала украшать верхушку ёлки. Когда в СССР после долгих лет забвения ёлки как «буржуазной» традиции решили всё-таки её вернуть, звезду на вершине оставили, только сделали красной и пятиконечной.

Чем больше население германских стран христианизировалось, тем реже Йоль упоминался в качестве отдельного праздника. Слово Yule в современной Шотландии означает просто «Рождество». А шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» получила своё название потому, что была написана для праздника в честь заключительной, двенадцатой ночи Йоля, во времена драматурга ставшей «двенадцатой ночью после Рождества».

Тёмное время года, на которое приходится Йоль, было раздольем для нечисти. С этим связаны традиции приносить жертву силам, символизирующим холод, тьму и смерть. Не от любви к ним, а в попытке их задобрить, чтобы прошли стороной. Отголоски славянского культа Зимы фольклористы обнаруживают в сказке «Морозко». Возможно, в ней описан обряд человеческого жертвоприношения страшному Морозу. Жертвами становились девушки, и этот жуткий обряд считался символическим браком бога и человека. В сказке и поставленном по ней фильме Александра Роу священный брак превратился в удочерение Морозом кроткой девушки, которая своей скромностью смогла его задобрить и получить за это награду.

Внучка Снегурочка (интересно, кто её родители?) появилась у Деда Мороза уже в Советском Союзе, когда в 1930-е годы была создана новая новогодняя мифология взамен «мракобесной» рождественской.

Теперь сказка уже не кажется детской, верно?

Новогодние традиции

Большинство новогодних традиций существует для того, чтобы привести в действие магию обновления: всё плохое должно остаться в старом году, а всё хорошее - приумножиться в новом. Достигают этого разными символическими действиями.

  • В Италии в новогоднюю ночь принято очищать дом от старой рухляди, зачастую просто выбрасывая её из окон. Так что, если будете встречать праздник где-нибудь в Милане или Неаполе, постарайтесь не ходить под окнами - от греха подальше.
  • Если вас занесёт на солнечную Кубу, будьте не менее осторожны. Кубинцы в новогоднюю полночь наполняют все имеющиеся в доме сосуды водой и выливают её из окон, чтобы «вымыть дорогу» для нового года.
  • А в Бирме и вовсе обливают друг друга водой при встрече - это ритуальное пожелание счастья. Благо в тропиках жарко круглый год.
  • В Японии же празднуют шумно, но безопасно: колокола в храмах в новогоднюю ночь звонят сто восемь раз, символизируя избавление от всех возможных пороков.

***

Лучший Новый год - тот, который мы встретим ровно так, как сами захотим, и с теми людьми, которых сами выберем. «Мир фантастики» надеется, что ваши новогодне-рождественские каникулы пройдут именно так!

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

История новогодней елки очень интересна. А сколько захватывающих легенд о ее происхождении существует! Самые интересные из них я сегодня Тебе расскажу. Договорились?

Одна из самых популярных легенд о новогодних елочках рассказывает: как-то в ясную рождественскую ночь предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер возвращался домой. Дорога пролегала через густой лес. Вдруг мужчина увидел чудесное зрелище: сквозь пушистые ветви одной из елочек просвечивали звезды!..



Тот зимний пейзаж настолько запомнился Мартину, что он поставил елку у себя дома и прикрепил к ней свечи. Яркие огни делали елку особенно прекрасной, загадочной и напоминали Мартину о звездах.


А откуда взялась серебряная мишура на Твоей елке, знаешь? Нет? Тогда слушай еще одну легенду.

Давным-давно жила на свете бедная, но очень добрая женщина. И было у нее много детей. Приближалось Рождество, поэтому женщина нарядила елку. Рождественская красавица вышла скромной, лишь несколько украшений сверкали в вечерних сумерках. Ночью, когда все спали, елку еще и оплели пауки. Но Христос, увидев безграничную доброту сердца бедной женщины, благословил елку, а густую паутину превратил в сияющее серебро.


Существует поверье, что Деда Мороза первыми придумали гунны. Они верили в бога Йерлу, который в первый день нового года всегда спускался на землю. В этот день гунны традиционно ставили елку. Эта традиция с 5000-летней историей распространилась по всей Европе. Именно из Баварии, где жили гунны, новогодняя елка попала в дома европейцев.


Согласно древней французской летописи, первые нарядные елки появились в 1605 году в Эльзасе, Франция: «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Впоследствии традицию украшать елку переняли немцы, а позже и другие европейцы. Но роскошь праздничной елки на то время была доступна только богатым дворянам и купцам.


Первую стеклянную игрушку-шар выдули в ХVI в. в Тюрингии (Саксония). Именно здесь появилось и первое промышленное производство игрушек.


Традиция устанавливать рождественские елки возникла относительно недавно - в начале ХIХ в. Сначала вечнозеленые красавицы появлялись лишь в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

Общедоступной елка стала лишь во второй половине ХIХ в.


В России Новый год стали отмечать по указу Петра І с 1 января 1700 года. До этого начало нового года праздновали 1 сентября. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям бедным каждому хотя бы по древу или ветке на ворота поставить». Этот праздник понравился русскому народу.

Ну, а уже в ХХ веке нарядная елка была неизменным атрибутом зимних праздников.

Когда в 1918 году советская власть запретила ставить елки, некоторые все равно праздновали Рождество подпольно. Елка была запрещена вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. А 1 января стало выходным только в 1949 году. Вот такая вот новогодняя история.

Статьи по теме: