С чего начать закаливание ребенка 7 лет. Как и когда можно начинать закаливание детей

Зимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливания

Предрасполагающими к частым заболеваниям факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется радостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основные правила закаливания:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая невызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22 +18 С летом и +25 +22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24 +25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32 +34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой, и +22 С летом.

8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.

9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Неприятно, когда болеют дети. Но если это все таки случается, взрослые приступают к лечению, не задумываясь, а без микстур и таблеток… Подавив симптомы болезни, взрослые успокаиваются, думая, что удалось загнать еще глубже вылечить болезнь ребенка.

И жизнь продолжается… до следующей болезни.

Если ребенок заболел обычной простудой, взрослые винят холод или вирусы. Если болезнь посерьезнее, тогда считают, что кто-то заразил. Но никто не ищет истинные причины болезни. Родители идут к врачу, который потратит на прием не более 10 минут, не расспросив даже о предыстории болезни, о самих родителях и прочее, сразу поставит диагноз или отправит на анализы. А родители, успокоенные компетенцией врача, будут безукоризненно следовать рекомендациям, давать ребенку антибиотики и уповать на великую силу медикаментов….

Единицы задумаются об истинных причинах болезни, единицы обратят внимание на рацион питания ребенка , на его образ жизни и физическую активность. Всем остальным же будет достаточно выписанных лекарств.

Организм ребенка очень крепок с самого рождения при условии, что его иммунитет не был подорван прививками и искусственным вскармливанием… Утверждаю так, по следам случаев, когда новорожденных выкидывали, оставляли на холоде и прочее, но не смотря на это, маленьким человечкам удавалось как-то сохранять жизнь.

Если ребенок ведет активный образ жизни, а не сидит целыми днями перед компьютером и телевизором, если ребенок получает максимальное количество живых продуктов, а не промышленно переработанных, если предпочитает подвижные игры на воздухе, любит солнце и воду, болезни будут беспокоить его гораздо реже, чем тех детей, которые всего этого не любят.

И в родительских силах сделать так, чтобы малыш приучился к здоровому образу жизни с первых минут своего рождения.

Банально?

И так понятно?

Но ведь каждый это понимает, но и каждый борется со своими вредными привычками, что уж говорить о детях. Только мы, родители, можем быть примером им, нашим детям. Так что получается с рождением детей, не мы их всему учим, а они нас… :). Мы становимся лучше, а вместе с нами и наши детки.

О формировании привычек питания у детей вы можете прочитать , а как превратить зарядку в игру . В этой же статье мы попробуем разобрать, как без особых усилий закаливать ребенка дома .

Не знаю, как у других родителей, у меня процедура закаливания ассоциировалась всегда с какими-то сложными действиями. 🙂 Перед глазами всегда всплывали люди, плавающие в проруби, обливающиеся с головой ведром холодной воды или дети, бегающие по снегу голышом.

Да, перед такими картинками, сердце замирало в восхищении, а разум в полной уверенности, что это не для меня, так как требует очень сильной силы воли и регулярной и длительной практики.

С появлением же дочки отношение поменялось, я стала понимать, что закаливание – это вполне естественная процедура , которая при грамотном подходе вовсе не требует каких-то сверхусилий ни от меня, ни от ребенка. А прочитав книгу Никитиных, я совсем успокоилась и поняла, что закалять ребенка можно дома легко и непринужденно.

Но самое интересное, благодаря именно моим действиям по закаливанию своей малышки в домашних условиях , мне косвенно пришлось закаливаться самой. Ведь не могу же я ходить по дому в шерстяных носках, когда дочка радостно бегает босиком. Или укутываться в теплые куртки, когда ребенок одет на прогулку гораздо легче, чем я. А контрастный душ так вообще стал моей необходимостью по утрам. 🙂

Итак, перейдем к делу:

1. С самого рождения приучайте ребенка находиться в помещении голышом. Для некоторых звучит странно. :). Но таким образом вы даете организму развивать свою собственную терморегуляцию. Не зря все педиатры советуют устраивать младенцам воздушные ванны. Если вы не делали этого с рождения, не удивляйтесь, почему ваш ребенок начинает зябнуть, находясь в комнате без одежды, его способность к самостоятельной терморегуляции спит, так как ей не давали развиваться.

Очень многие родители устраивают своим новорожденным воздушные ванны, но почему-то совсем про них забывают, когда ребенок чуть подрастает.

Мой опыт: когда дочка была младенцем, я устраивала ей воздушные ванны, сейчас оглядываясь назад, считаю, что их количество можно было и увеличить. Когда она стала перемещаться по квартире самостоятельно, я раздевала ее, и она с удовольствием щеголяла голышом. Сейчас моей дочери скоро 6 лет, и первое, что она делает, когда приходит домой, скидывает с себя все одежду, оставаясь в одних трусиках. 🙂

2. Позволяйте своему чаду ходить по дому босиком. Именно босиком, без тапочек, туфелек, ботиночек и даже не в носках. У Никитиных на этот счет есть отличная глава про терморегуляцию стоп. К сожалению, ее я прочитала недавно, а то было бы чем аргументировать опасения нашей прабабушки, которая охала и ахала каждый раз, как видела моего ребенка бегающего по полу босиком. «Ножки-то совсем ледяные»,-говорила она, но ребенок утверждал, что ему не холодно.

Оказывается, что хождение босиком позволяет человеческой стопе регулировать температуру. Как пишут Никитины у собак температура стопы ровно такая же, как и температура поверхности по которой они ходят. Именно эта способность позволяет животным ходить босиком по снегу и не отмораживать себе лап. У человека на стопах происходит то же самое. Температура стопы подстраивается под температуру поверхности. Поэтому не стоит удивляться холодным ножкам вашего ребенка и его утверждению, что ему совсем не холодно.

На улице используйте любую возможность запустить своего ребенка на пробежку босиком.

3. Еще один простой способ закаливания малыша – это позволить ему мыть руки, да и вообще умываться холодной водой. Конечно, если ребенок пришел с прогулки чернее трубочиста, холодной водой не отмоешься… Но умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой и после туалета, все эти процедуры можно делать и под холодной водой.

Когда ребенок еще совсем маленький можно поливать его ножки холодной водой. Я делала это по несколько раз на дню, когда подмывала свою малышку.

4. Четвертый способ – контрастный душ. Это уже ближе к обливаниям, но если превратить эту процедуру в игру и не доводить ее до абсурда, включая сразу ледяную воду, можно привить любовь ребенка к контрастному душу так, что он войдет в привычку. А там и до обливаний холодной водой рукой подать:).

Мой опыт: К сожалению, контрастный душ вошел в нашу жизнь совсем недавно. Дочка любит стоять под душем и греться, а в один прекрасный день я предложила ей немного охладиться, потом снова погреться. Ей безумно понравилось. И теперь она сама просит сделать ей контрастный душ даже тогда, когда я про него забываю или мне лень или некогда. 😉

Чтобы приучить ребенка к контрастному душу, нужно выполнять некоторые правила, чтобы он действительно его полюбил:

  • Когда вы только начинаете практиковать контрастный душ, вода не должна быть слишком холодной. Наоборот, лучше сделать ее чуть теплой, чтобы ребенок просто почувствовал небольшую разницу.
  • Не стоит менять температуру воды с прохладной на горячу слишком быстро. Досчитайте до 60, чтобы было веселей, придумайте какую-нибудь считалочку. Минута прохладной воды, минута теплой, если ребенок хочет погреться подольше, позвольте ему это.
  • Чем больше у вас будет переходов с холодной не горячую воду тем лучше, но их должно быть не менее трех.
  • Всегда хвалите ребенка, отмечайте его успехи и ни в коем случае не торопитесь, понижая температуру прохладной воды. Тише едешь, дальше будешь.

5. И последний способ скорее можно отнести к уличному. Всегда одевайте ребенка по погоде, выходя на прогулку. Слишком укутанные дети становятся неповоротливыми и малоподвижными. Ребенок, сидящий в коляске, замерзнет быстрее, чем бегающий малыш, учитывайте это, каждый раз выходя на улицу. Одевайте ребенка в несколько слоев, чтобы можно было снять лишний слой одежды, а не жарить его, если малыш перегреется.

Не бойтесь дождя, снега и сильного ветра, все эти погодные явления только укрепят иммунитет, они страшны лишь тепличным детям, которые редко гуляют и боятся промочить ноги.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание детей – полезная практика, к которой не многие родители не решаются прибегать, так как считают ее экстремальной и не знают, как правильно приступить к данному виду оздоровления. Проведенная вовремя грамотная профилактика является лучшим способом оградить малыша от сезонных болезней. Но нужно учитывать многие факторы: иммунитет, состояние здоровья ребенка, его возраст.

Принципы закаливания детей


Комплекс мер, оказывающих воздействие на организм, и повышающий его сопротивляемость внешней среде, включает такие природные факторы, как: солнечное тепло, воздух и вода. Контраст температур лежит в основе данного процесса. Закаливание детей приводит организм в готовность противостоять негативным воздействиям, быстрее реагировать на них и легче выдерживать влияние холода, жары, ветра. Систематические процедуры улучшают работу всех систем:

  • нормализуется кровообращение;
  • укрепляется нервная система;
  • ускоряется .

Закаливание детей делает их здоровее, энергичней. Повышается аппетит и улучшается состояние волос и кожи. Но чтобы все сделать правильно и не навредить малышу, нужно учитывать главные принципы закаливания:

  1. Систематичность. Мероприятия должны проходить ежедневно.
  2. Последовательность и постепенность. Дозировка увеличивается со временем.

Когда можно начать закаливать ребенка?

Главное правило касается того периода, когда можно приступить к оздоровляющим процедурам. Ребенок должен быть полностью здоров, а организм – окрепшим. Желательно проконсультироваться с педиатром, который поможет составить программу, исходя из особенностей организма. Все новое вводится постепенно. Резкое начало закаливания ребенка чревато последствиям, этот момент нужно обдумать заранее. Родители должны обговорить время проведения закаливающих мероприятий, заранее подготовить к ним малыша, обеспечить его оптимистичный настрой.

Закаливание организма – противопоказания

Не всегда закаливание родителями детей приносит пользу, и существуют ограничения для проведения оздоровительных сеансов для детей. К ним относят:

  • наличие хронических заболеваний;
  • пороки сердца;
  • кишечные расстройства;
  • простуда, ;
  • тяжелые неврологические состояния;
  • истощение;
  • анемия (низкий уровень гемоглобина);
  • наличие ожогов;
  • нарушение сна;
  • вялое или возбужденное состояние;
  • негативное отношение к оздоровительным мероприятиям.

Как правило, закаливают дошкольников и школьников, не решаясь прибегать к манипуляциям с грудничками. На самом деле закаливание детей до года возможно при отсутствии противопоказаний и разрешения педиатра. Не рекомендованы подобные процедуры сильно недоношенным детям, слишком слабым, на разных стадиях истощения. Остальных можно закаливать с самого рождения, но с разумным подходом. Не обязательно сразу купать малыша в ледяной воде, можно использовать консервативные методы закаливания детей.

Виды закаливания детей


Медицина знает несколько способов закаливания. Все они делятся на неспециальные и специальные. К первым относятся общие действия по обеспечению ребенку правильного питания и режима дня: занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, наличие правильной одежды (уличной и домашней), регулярное проветривание жилого помещения. Специальные методы предусматривают особые мероприятия, проводимые дома и на улице. Виды закаливания детей:

  • водные;
  • воздушные;
  • солнечные.

Закаливание детей водой

Самая интенсивная процедура – закаливание водой, правила которой сводятся к тем же постепенным и адекватным действиям. Водные сеансы лучше проводить в теплое время года, приступать после с утренней зарядки. Температура воды должна понижаться постепенно, с комфортной (33-35 градусов) снижаться с каждым днем на пару градусов. Доступные водные закаливающие мероприятия:

  1. Обтирание. К нему можно приучать ребенка уже с полугода: мягкой влажной губкой или рукавицей протирать поочередно конечности, спинку и животик. Потом тело вытирается насухо.
  2. Обливание водой, прохладной или холодной. Короткие сеансы (не более 5 минут) можно начинать с 4-5 лет, обливаться в жаркую погоду на улице или после приема ванной. Температура воды снижается с 30-35 до 15 градусов.
  3. Контрастный душ состоит в чередовании прохладной и теплой воды, эффект достигается при большей разнице. На первых этапах вода должна быть комфортной температуры, а сеанс длиться не дольше минуты. Затем чередуется теплая, горячая и прохладная вода.
  4. Ножные ванны, ополаскивание стоп.
  5. Купание в водоеме в летнее время. Совмещено с активными физическими нагрузками.

Закаливание воздухом

Всем доступная и безопасная форма – закаливание воздухом, правила которой просты. Все, что требуется для осуществления манипуляций – свежий воздух. Противопоказаний практически не имеется, воздушные ванны практикуют и в младенческом возрасте (ненадолго раздевают ребенка во время пеленания), продолжают на протяжении всей жизни. Можно назвать следующие виды воздушных ванн:

  • кратковременное пребывание без одежды на воздухе;
  • зарядка на улице или с открытой форточкой;
  • игры, пробежки с ношением заведомо легкой одежды;
  • сон или отдых на свежем воздухе.

Закаливание солнцем

Одна из разновидностей воздушных ванн – пребывание на солнце. Это полезно, т.к. под действием ультрафиолета в организме вырабатывается полезный для костей . Закаленный ребенок – здоровый ребенок! Но важно дозировать время пребывания под Солнцем, не допуская перегрева. Правила такие:

  1. Тепловые ванны начинаются с комфортной температуры (22-28 градусов), от прямого попадания солнечных лучей необходимо прятаться в тени.
  2. Идеальное время – утренние (с 9 до 11) и вечерние (с 16 до 18) часы.
  3. Ребенок сначала не должен быть раздет полностью, на голове обязательно присутствие головного убора.
  4. Когда у малыша появится загар, разрешается раздеть его до трусиков и увеличить время пребывания на Солнце (не более 40-45 минут за один раз).
  5. Во время тепловых ванн нельзя забывать пополнять водный баланс в организме.
  6. Баня и сауна – как разновидности тепловых ванн – не рекомендованы маленьким детям. Они тяжело переносят температуру выше 41 градуса.

Как правильно закалять ребенка?


Распространенные ошибки родителей, которые пытаются приучить ребенка к здоровому образу жизни: приступить к активному закаливанию без подготовки и забывать о постоянстве. Чтобы избавить организм от стресса, важно адаптировать его к новым условиям. Как закалять ребенка грамотно? Постепенно, регулярно и последовательно. Закаляться надо каждый день, начиная с простых манипуляций: умывания холодной водой, хождения босиком, прогулок на улице. Запредельные температуры – это уже испытание для организма, а не оздоровительная процедура.

Закаливание ребенка – с чего начать?

Успешность мероприятия зависит от грамотного подхода: правильного старта и систематизированного продолжения. Как начать закалять ребенка?

  1. С воздушных процедур. Воздушные ванны – самые безопасные. С них желательно начинать закаливание детей любого возраста, особенно малышей.
  2. С комфортных температур с постепенным понижением (или повышением, если речь идет о нахождении на Солнце).
  3. В теплое время года.

Педиатр должен одобрить закаливание детей раннего возраста. С самого рождения мать совершает такие простые манипуляции, как утренняя гимнастика умывание, воздушные ванны в процессе переодеваний, вечернее купание. В последствие можно начинать обливать ножки прохладной водой, практиковать обтирание, приучить малыша засыпать с открытым окном или на улице.

Как закалять ребенка со слабым иммунитетом?

Закаливание укрепляет ослабленный , но неграмотный подход может стать причиной ухудшения самочувствия и болезни. Родителей беспокоит вопрос: как закалять часто болеющих детей? Контраст температур хорошо влияет на ослабленный иммунитет. Важно правильно одевать ребенка: не кутать его в холодное время года, одевать почти как себя (на пару слоев теплее). Прогулки на улице в любую погоду – отличная гимнастика для организма. Кроме этого, нельзя забывать про и сбалансированное питание.

Как закалять горло ребенку?

Зная, как правильно закалять ребенка в домашних условиях, можно сделать его здоровее без особых усилий и затрат. С четырехлетнего возраста полезно приучить его полоскать горло сначала водой комнатной температуры, а затем прохладной. Продолжительность сеанса увеличивается с одной до 2-3 минут. Можно практиковать контрастное полоскание, как душ. Это хорошая профилактика болезней горла. Другой вариант подобной процедуры – кушать мороженое (в теплом помещении, на улице) или рассасывать кубики льда.

Закаливание детей зимой


В холодное время года родители опасаются «заморозить» ребенка, поэтому откладывают все манипуляции по закаливанию на весну и лето. Действительно, запредельные температуры, ныряние в прорубь и хождение по снегу опасно для неподготовленного организма. Но закаливание организма ребенка можно проводить в любое время года, в том числе зимой. Зарядка на свежем воздухе, активные игры и прогулки, регулярные проветривания и водные мероприятия дома помогают защитить ослабленный иммунитет.

Закаливание детей летом

Летнее время года дает больше возможностей для проведения оздоровительных процедур: благоприятная температура воздуха, много солнечного света, теплая вода в водоемах. Летом много времени дети могут проводить на свежем воздухе и в воде, загорать, активно двигаться, получать витамины из пищи. Это хорошая основа для укрепления иммунитета. Закаливание детей школьного возраста во время каникул позволяет им подготовиться к учебному периоду и зиме.

Если с ответственностью подойти к делу, закаливание детей принесет много пользы и им, и родителям. Адаптированные к внешним негативным явлениям, малыши реже болеют и легче переносят вирусные инфекции. Методы закаливания можно разнообразить, от одних переходить к другим. Регулярные оздоровительные процедуры (водные и воздушные) должны войти в привычку, которые ребенок пронесет с собой во взрослую жизнь.

Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, как закалить иммунитет ребёнку. Вы должны понимать, что процедура закаливания благоприятно влияет на укрепление сердца, дыхательной системы малыша, защищает его от частых простуд. Такому ребёнку будет легче адаптироваться в детском саду, а потом в школе. Нужно понимать, чтоб закаливание принесло пользу вашему карапузу, необходимо соблюдать все правила и рекомендации. Если делать что-то неправильно или в несоответствии с возрастом ребёнка, то вы не только не укрепите здоровье крохи, а ещё и угробите его. В этой статье вы сможете узнать, как вести себя, чтоб процесс закаливания приносил пользу, как проводить процедуры, если малыш имеет слабую иммунную систему и как правильно строить процесс, не выходя из дома, без дополнительной помощи.

Правила успешного закаливания

Для того, чтоб процедуры приносили пользу, необходимо соблюдать основные принципы, правила и учитывать возрастные особенности детей. Давайте рассмотрим, как правильно закаливать малыша:

  1. Индивидуально подбирайте для своего ребёнка те процедуры, которые ему больше всего подходят: закаливание воздухом, водой или солнцем (читайте подробнее в статье «Закаливающие процедуры для детей»). Нет надобности, сразу использовать все методы.
  2. Прежде, чем начинать закаливать малыша проконсультируйтесь с врачом, нет ли у вас противопоказаний к проведению таких процедур. Если вам разрешено закаливаться, то не забывайте следить за состоянием здоровья малыша, при малейших изменениях, обращайтесь к доктору, возможно, ребёнку не подходят эти процедуры.
  3. В первую очередь рекомендуется закаливать воздухом, а потом водой и только потом солнцем.
  4. Процесс закаливания можно начинать с малых лет, но нужно учитывать состояние здоровья ребёнка, перенесённые заболевания, особенности нервной системы.
  5. Рекомендуется приучать малыша к закаливанию в тёплый сезон. Важно не переставать закаливать карапуза с наступлением холодного времени года. Если будет сделан большой перерыв — придётся всё начать сначала.
  6. Соблюдайте режим. Важно, чтоб процедуры проходили ежедневно, желательно в одно и то же время.
  7. Действуйте постепенно. Нельзя, например, сразу поставить малыша под душ с холодной водой. Сначала необходимо приучить его к обтиранию и обливанию, причём начинать с тёплой воды и постепенно, по полградуса, снижать температурный показатель.
  8. Безопасность превыше всего. Убедитесь, что малыш одет по погоде, перед началом процедур у него хорошее настроение, розовые покровы тела, тёплые конечности. Также помните о риске того, что можно переохладить карапуза, если дольше нужного держать его в холодной воде или в холодном помещении, а также перегреть его, долго находясь под солнечными лучами.
  9. И самое главное. Одного закаливания будет недостаточно, если у малыша будут отсутствовать здоровый сон, правильное и сбалансированное питание, и хоть минимальные физические нагрузки.

Особенности у детей с новорожденности до года

  1. Когда вы переодеваете карапуза, позаботьтесь о том, чтоб он принял воздушные ванны. Убедитесь, что он не переохлаждается при этом. Температура воздуха в помещении – не ниже 22 градусов.
  2. Когда у карапуза заживёт пупочная ранка, можно начинать уроки плавания.
  3. Делайте ребёнку массаж, это также повлияет на укрепление иммунитета ребёнка.
  4. Трите и потягивайте мочки ушей ребёнка.

Особенности в возрасте от года до трёх лет

В этом возрасте мы продолжаем добавлять новые процедуры:

  1. Активные игры и умеренные физические нагрузки.
  2. Пусть малыш побегает голеньким, минут 10.
  3. Ребёнка в 2 года можно приучать к душу. Начинать с 35-градусной воды, доходя постепенными снижениями до 28 градусов.
  4. Пусть малыш в 3 года начинает бегать босиком. Это не только укрепит иммунитет ребёнка, но и поспособствует правильному развитию стопы, будет хорошей профилактикой от плоскостопия .
  5. Пусть карапуз принимает солнечные ванны, желательно с утра.

Особенности в возрасте от трёх до шести лет

Кроме того, что снижаются градусы при приёме водных и воздушных процедур, добавляются новые занятия:

  1. Делаем десятиминутную утреннюю гимнастику.
  2. Приучайте ребёнка обтиранию, смоченным полотенцем в 28-градусной воде. Постепенно температура снижается.
  3. Ребёнок в 4 года может полоскать рот и горло. Используйте травяные отвары. Начинайте с температуры воды в 35 градусов и постепенно снижайтесь до 18.
  4. Приучаем ребёнка обливать конечности. Начинайте с 28-градусной температуры воды, заканчиваете – 16, не забывайте переход делать медленно и постепенно.

Важно не забывать и о прогулках на свежем воздухе, начиная с первого месяца жизни малыша, и о приёме солнечных ванн. Главное, всё делать умеренно и со знанием, и следить за состоянием карапуза.

Я начинала знакомства своего ребёнка с процедурами закаливания с привыкания к холодному воздуху. Так ещё с пелёнок я приучила малыша находиться, как можно дольше голеньким. Конечно, делала всё постепенно. Также, начиная ещё с первого месяца жизни моего сына, мы с ним регулярно ходили на прогулки, иногда по три раза на день, несмотря на то, какая за окном погода. Естественно, что в сильные морозы я его не выносила на улицу, но мы всё равно выходили на балкон, буквально на несколько минут. Когда сын стал постарше, я приучила его всегда мыть руки и умываться, полоскать ротик. Когда Никитушке было три годика, я начала постепенно снижать воду в ванне во время купания. Ребёнок нормально реагировал на все процедуры закаливания, а купание в прохладной воде ему нравилось значительно больше, чем в тёплой.

Как закалять ребёнка со слабым иммунитетом

Для малышей со слабым здоровьем нужен особый подход и соблюдение определённых правил. Но не стоит думать, что если карапуз имеет ослабленный иммунитет, то и закаливать его не стоит, чтоб хуже не стало. Это неправильное мнение. На самом деле, таких детей нужно закаливать, задание родителей укрепить иммунитет своего карапуза.

Существуют такие правила:

  1. Соблюдайте чистоту в помещении, где находится малыш. Позаботьтесь о том, чтоб в комнате не находились предметы, которые будут накапливать пыль слоями.
  2. Обязательно проветривайте детскую комнату не меньше трёх раз в день.
  3. Необходимо каждый день гулять с малышом, желательно не меньше двух раз за день. Составьте распорядок и ходите на улицу ежедневно в одно и то же время. Но не стоит выводить своего карапуза под сильный ливень, ветер или на мороз.
  4. Позаботитесь о том, чтобы у вашего карапуза было достаточно воды в рационе. Обильное питьё помогает укрепить организм.
  5. Делайте с малышом зарядку. Гимнастика позволяет укрепить не только иммунитет ребёнка, но и опорно-двигательный аппарат.
  6. Приучайте карапуза умываться и мыть руки. Ребёнка постарше научите полоскать ротовую полость и горло.

Кому противопоказано серьёзное закаливание

  1. Малыши с заболеваниями органов дыхательной системы: бронхиты , пневмония , бронхиальная астма.
  2. Карапузы с сердечно – сосудистыми заболеваниями.
  3. Детки с патологиями почек.
  4. Малыши, имеющие проблемы с кожей.
  5. Карапузы с отклонениями в развитии нервной системы.
  6. Если у малыша инфекционная или вирусная болезнь.

Как закалять детей в домашних условиях

Конечно, лучше, когда процедуру закаливания проводит опытный специалист. Например, в детский сад могут приглашать специально обученного человека, который не один год уже проработал с детьми, знает все особенности детской физиологии. Но такое возможно далеко не во всех дошкольных заведениях. В других садиках сами воспитательницы проводят занятия по закаливанию. Однако, не все детки ходят в садик, к тому же приучать к закаливанию можно ещё с грудничкового возраста. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при закаливании карапуза в домашних условиях:

  1. Начинайте процедуры () с раннего детства. Пусть они будут минимальными и по большей части ознакомительными, но это уже будет подготовительный этап.
  2. Всё должно быть систематизировано. Составьте распорядок и определите, когда и какие процедуры закаливания нужно проводить карапузу.
  3. Не спешите сразу приучать малыша к резким изменениям температуры, всё должно быть постепенным и изменяться маленькими шажками.
  4. Если при проведении определённых процедур ваш малыш начинает сильно плакать, подумайте, наверное, вы что-то делаете не так. Возможно, вы используете не тот температурный режим и ребёнку просто очень холодно. Кроме того, не всем деткам подходят все типы закаливания, а проводить процедуры насильно не стоит. Закаливание должно вызывать у карапуза только положительные эмоции, а не постоянный страх и стресс, так не будет никакого укрепления иммунитета.
  5. Желательно, чтоб все члены семьи одновременно закалялись. Так малышу будет проще адаптироваться. К тому же, он будет иметь наглядный пример и может захотеть быть похожим на своих родителей или старшего братика.
  6. Дома рекомендуется сочетать водные процедуры с лёгким массажем или гимнастикой. Так вы достигните большего эффекта.
  7. Когда вы только начинаете закаливать карапуза в домашних условиях, нужно убедиться, что ребёнок здоров, чтоб не усугубить его состояние. Может даже лучше сходить на приём к врачу или сдать кинические анализы, чтоб окончательно быть в этом уверенным.
  8. Следите за тем, чтоб ваш малыш не перегревался и не переохлаждался.
  9. Перед началом процедур проверяйте, чтоб ручки и ножки крохи были тёплыми.

Теперь вы знаете, какие правила необходимо соблюдать, когда начинаете приучать ребёнка к закаливанию. Не забывайте, что всё это мы делаем во благо нашим детям, а не во вред. Поэтому, если малышу что-то не нравится, не заставляйте его, попробуйте подобрать другой способ закаливания. Не забывайте, что все процедуры вводятся постепенно в жизнь ребёнка. Желаю, чтоб процедуры закаливания успешно вошли в ваш распорядок! Будьте здоровы!

Статьи по теме: