Самостоятельная работа детей на занятии в детском саду. Организация предметно-игровой и самостоятельной деятельности детей Организация самостоятельной игровой деятельности детей в доу

Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштанов). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, и другим сотрудникам детского сада.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.


Задачи. Формировать у детей коммуникативные компетенции: способ­ствовать овладению эффективными способами взаимодействия с окру­жающими людьми, совместной деятельности в группе, разными видами речевой деятельности в ситуациях общения. Учить задавать вопросы, кор­ректно вести диалог, искать и находить компромиссы.

Дежурство в уголке природы.

Задачи. Актуализировать и учить детей использовать на практике зна­ния об уходе за комнатными растениями. Учить замечать изменения, про­исходящие с растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, вызывать желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием.

Беседа о волшебнице - воде.

Задачи. Предложить детям рассказать о значении воды в нашей жиз­ни, обобщить, конкретизировать и дополнить ответы ребят. Рассказать, где и в каком виде существует вода.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражне­ние «Салфеточки».

Задачи. Учить детей осознанно выполнять правила поведения за сто­лом, соблюдать нормы этикета, учить пользоваться столовым ножом, салфеткой. Воспитывать культуру поведения за столом.

№ 6. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Библио­тека»; выучить отрывок стихотворения Б. Заходера «Про книжки». В часы досуга читать детям любимые книги, организовывать раз­личные виды самостоятельной деятельности с книгой: рассматрива­ние иллюстраций, обмен мнениями по прочитанному тексту, пере­сказ любимых произведений и др.

Задачи. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решени­ями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-за­местителей или введение новой роли). Создавать условия для творческо­го самовыражения играющих, для возникновения новых игр и их развития.

№ 7. Песенное творчество: учимся находить песенные интонации на заданный текст: упражнение «Сказка про кота».

Задачи. Учить детей импровизировать, создавать песни по тексту сказ­ки, используя динамические оттенки.

Дидактическая игра «Громко-тихо запоем».

Задачи. Напомнить детям знакомые им песни; формировать потреб­ность в музыке; учить сопровождать пением выполнение несложной ра­боты; использовать полюбившиеся песни в игровой деятельности, устраи­вать мини-концерты.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение: появление первоцветов.

Задачи. Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, об­ратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом - листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.

Игры с мячом «Мяч вдогонку».

Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно и быстро выпол­нять игровые действия. Развивать ловкость, координацию движений.

Труд в природе: подготовка огорода к посадке растений.

Задачи. Уточнить представления детей о том, как нужно готовить ого­род к посадке растений, предложить выбрать и выполнить посильную ра­боту (убрать прошлогоднюю листву, мусор, перекопать землю на грядках). Поощрять желание трудиться, приносить пользу.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Най­ди свой домик».

Задачи. Совершенствовать технику выполнения основных движений при беге, упражнять в ориентировании на территории детского сада, раз­вивать сердечно-сосудистую систему детского организма. Формировать привычку вести здоровый образ жизни.

Организация самостоятельной детской деятельности по интересам. (из опыта работы) В логике Федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, самостоятельная деятельность является одной из основных форм организации образовательного процесса наряду с совместной деятельностью. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения прописана ежедневная организация жизни и деятельности детей, где определено время в режиме дня для самостоятельной деятельности дошкольников 4-5 лет, которая занимает – 3 часа 15 мин . (во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).

(во время утреннего приёма – 10 мин., на перерыв во время НОД – 5 мин., на первую прогулку – 45 мин., после обеда – 15 мин., на деятельность, освоенную на уровне самостоятельности (труд, игра, конструирование) – 45 мин., вторую прогулку – 45 мин., прогулку перед уходом домой – 30 мин.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно,индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

В начале года в ходе серии наблюдений за самостоятельной деятельностью детей я изучала их игровые предпочтения в использовании центров - уголков группы, фиксировала местоположение всех детей группы.

На основе анализа выделила пространственные зоны, где дети предпочитали заниматься самостоятельной деятельностью.

Исходя из результатов диагностических наблюдений для успешной организации самостоятельной детской деятельности по интересам, я поставила задачу:

Совершенствовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам, которая позволяет ему действовать со сверстниками или действовать самостоятельно.

В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными игрушками, пособиями, играми, атрибутами, материалами, т.е оснащённость предметно-развивающей среды в соответствии возрасту.

С учетом ФГОС организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Учитывая, что основное место в программе «Детство» (авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) занимает организация самостоятельной и совместной деятельности, я уделяю особое внимание созданию условий используя разные приёмы и методы, которые помогают развивать детские интересы, способности, стимулируют активность и самостоятельность, способствуют развитию субъектной позиции в деятельности.

Чтобы в самостоятельной деятельности дети проявляли интерес к театрализованной деятельности я показывала, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушали, потом рассматривали иллюстрации, затем инсценировали ее в настольном театре. Впоследствии эти приемы совершенно самостоятельно применяют в самостоятельной деятельности..

Уголок театрализации пополнили современными мягкими игрушками. В самостоятельной деятельности с мягкими игрушками обожают играть все дети.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг в книжном уголке. Чтобы в самостоятельной деятельности дети проявили интерес к книжному уголку, я организовываю выставку книг, (соответственно тематическим месяцам), а так же через такие приёмы как чтение, рассматривание и обсуждение, починка заинтересовываю их.

Считаю, что немаловажным является предоставление детям самостоятельности в трудовой деятельности. Мой личный пример привлекает детей к самостоятельным трудовым действиям.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной, я создаю специальную предметно-развивающую среду. Например, предлагаю цветные счётные палочки, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур из специальных наборов из которых дети любят выкладывать различные фигуры.

Согласно комплексно – тематическому планированию образовательного процесса при организации самостоятельной деятельности детей вызываю интерес у детей внесением нового атрибута . Например: тема недели «Дорожная безопасность», внесла светофор. Мы с детьми рассматривали, учили стихи. В свободной самостоятельной деятельности уголке по безопасности предпочитают играть и девочки и мальчики.

В уголке изобразительной деятельности, внеся материал, разнообразных свойств

для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, тематические раскраски) я мотивирую детей на самостоятельное художественное творчество.

Организуя самостоятельную деятельность, дети наиболее активно используют предметы и игрушки, представленные в строительном и кукольном уголках. Девочки с наибольшим интересом играют с куклами небольшого размера, мальчики – с наборами, состоящими из мелких фигурок солдатиков, роботов.

Организуя самостоятельную детскую деятельность по интересам используя различные приемы, стараюсь поощрять самостоятельные действия детей, контролировать качество выполнения действий, поведение детей, а если нужно, то предлагаю другой вид деятельности.

Таким образом, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной детской деятельности, условием для своеобразной формы самообразования дошкольника. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения), происходит развитие личности.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Что же необходимо понимать под самостоятельностью? В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» 1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений. 2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения. 3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально художественной, чтение. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять еѐ от воспитателя), обдумать путь к еѐ достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания. Итак: самостоятельная деятельность детей одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей

2 Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идѐт о предметно развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности игре. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнѐр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждѐнность, удовольствие ребѐнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. Наряду с игрой немалое место в жизни ребѐнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребѐнка. Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей. Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая» Как можно педагогам организовать самостоятельной деятельности детей? 1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы. 2. Вводная беседа педагога с детьми по теме. Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала. 3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить

3 поверить его в свои силы), педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.) 4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка весна, холодно горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе. 5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами) 6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары» Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель. Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чѐтко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно тематическое планирование ДОУ. В детстве ярко появляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как? В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие. Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими если руководствоваться некоторыми правилами: -давать им более простые задания; -спрашивать их не первыми или на повторе ответа; -задавать наводящий вопрос; -использовать напоминание; -давать время на ответ. Следует педагогу помнить и об активных и с высоким уровнем развития детях:

4 -не спрашивать всегда только их; -привлекать их к исправлению ответов других детей; -подбирать им более сложные задания. И общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии: -продумать посадку детей (с учетом особенностей развития); -щедро поощрять; -развивать инициативу и самостоятельность; -учить детей контролировать себя; -прерывать попытки детей высмеивать ответы других; -учить правильно оценивать действия и результаты; -привлекать детей радоваться успехами сверстников; -проводить индивидуальную работу вне занятий; -предлагать родителям задания на дом. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача педагога отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребенка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

5 Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. Индивидуальная работа по физическому воспитанию строится на основе возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим. Важную роль в индивидуальной работе с ребенком играют медико-педагогические наблюдения, которые позволяют учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательное отношение с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях. Составляя план индивидуальной работы воспитатель учитывает двигательные интересы ребенка. Предлагает ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т.д. важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук. Эффективным результатом индивидуальной воспитателя с детьми должны быть: равномерная подготовленность всех детей по программе, здоровое состояние организма, владение двигательными навыками, воспитание физических качеств, развитие индивидуальных склонностей, формирующихся способностей, положительными эмоциями. Индивидуальная работа по развитию движений планируется ежедневно, во время прогулки. Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает хорошую физическую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка


МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Таким образом, рабочая программа определяет

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад города Белогорск» (далее МАДОУ) составлен в соответствии с: Федеральным законом от 29.2.202 г. 273-ФЗ «Об образовании

Аннотация к рабочей программе средней группы Настоящая рабочая программа разработана на основе программы воспитания и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» (авторы Т.И. Гризик,

Группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста с 2-3 лет разработана в соответствии содержанием образовательного процесса группы раннего возраста основной образовательной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 42» ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН на заседании Педагогического совета Приказом МБДОУ «Детский сад 42» Протокол от 29.08.2016 1 от 29.08.2016

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти «Значение конструктивно-модельной деятельности для развития творчества в старшем дошкольном

ПРИНЯТЫ педагогическим советом советом протокол протокол 1 1 31.08.0г. 31.08.0г. Утверждаю Заведующий МДОАУ детского сада С.А. Серѐжникова 31.08. 0г. Приказ 69/ Изменения к Основной образовательной программе

Справка «Результаты тематического контроля» «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» Сроки проведения с 20 октября по 17 ноября 2016 года Цель: провести анализ созданных в условий, направленных

Первый год освоения (ранний возраст 2-3 года) Рабочая программа для детей раннего возраста разработана на основе Рабочая программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.

«Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем.

Содержание 1.Пояснительная записка. 2.Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей. 3.Работа с родителями. 4.Целевые ориентиры освоения программы. 5.Учебно-методическое

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Использование современных образовательных технологий с детьми раннего возраста в МБУ детском саду 125 «Росточек» городского округа Тольятти - Здоровьесберегающие технологии. - Личностно-ориентированная

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Возраст Продолжитель- - ность НОД в неделю Продолжи- - тельность НОД Продолжитель ность НОД в день 1-3 года 1,5 часа Не более 10мин. 16-20 мин.

Аннотации к рабочим программам педагогов структурного подразделения «Отделения дошкольного образования детей» ГБОУ СОШ 372 на 2016-2017 учебный год. Рабочие программы нормативно управленческие документы

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной общеобразовательной программы

Доклад на методическом объединении на тему: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в МДОУ «Ревякинский детский сад». Август 2015 МДОУ «Ревякинский детский сад» в течение трех лет реализует

Принято на Педагогическом совете Протокол 1 от 31.08.2017г. УТВЕРЖДЕН: Приказ 51 от 31.08.2017г Учебный план на 2017-2018 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский

Учебный план МБДОУ «Детский сад «Золотой петушок» Учебный план МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» разработан в соответствии с: Письмом Министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях

1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 1.1. Особенности образовательного процесса: При проектировании воспитательно-образовательного процесса Программа предлагает определѐнные формы:

Совершенствование предметно развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Обеспечить поддержку детской инициативы и творчества через внедрение технологий социализации в соответствии с требованиями

«Что должны знать родители о ФГОС ДО» Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку

Задачи: Формирование привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизни детей дошкольного возраста через совершенствование предметно-развивающей среды в соответствии требованиям ФГОС ДО Обеспечение

Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования для родителей (законных представителей) воспитанников пос. Новоселье Ломоносовский район Ленинградская область Образовательная программа

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 106 «Лазурный» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Курочкина А.П.

Организация учебного процесса ДОУ Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Сохранять и укреплять

ФГТ для педагогов Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для развития игровой деятельности» Подготовила воспитатель: Чернявская Вера Николаевна, 2016 уч. год эпиграф «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный

1.Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.иркутска детский сад 176 в соответствии с Законом Российской Федерации от

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Первомайского района Рассмотрен на заседании методического совета МБДОУ д/с»сказка» протокол от

Первой младшей оздоровительной группы Программа разработана для часто болеющих и ослабленных детей 2-3 лет. с детьми первой младшей группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое

3. Принципы планирования 3.1. Системность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач П Д. 3.2. Комплексно тематический принцип планирования: в планировании одна тема объединяет

УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад 23» от 2014г. И.Г. Волобуева Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в Вид деятельности

1 Основной целью образовательной деятельности ДОУ является освоение Программы воспитанниками и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Программа направлена на создание условий развития ребенка,

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие продуктивной (изобразительной и конструктивной) деятельности детей тесно связано с развитием познавательной,

Информационная справка О достижении воспитанниками воспитателя Лущенко М.С. положительной динамики результатов освоения образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ДОУ «Родничок» Образовательная

Формы организации обучения в ДОУ Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Образовательная деятельность в МБДОУ «Детский сад 7 комбинированного вида» строится в соответствии со следующими документами: *Законом Российской Федерации «Об образовании»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 2 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАТО ПОСЕЛОК

Презентация Образовательной программы Наименование программы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Федеральным законом

Утверждаю Заведующий МКДОУ «Детский сад 14 «Ручеек» Е.А. Дронова УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКДОУ «Детский сад 14 «Ручеек» с учетом ФГОС ДО на 2018-2019 учебный год Непосредственная образовательная деятельность Вид

Детский сад «Тополек» - филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада «Золотой петушок». Рассмотрено и утверждено на педагогическом совете

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Петроградского района Санкт-Петербурга АННОТАЦИЯ к рабочим программам воспитателей и специалистов 1 Рабочие программы педагогов ГБДОУ

Современныеформыи методыинтеграции дошкольниковсовз Винтаева Т.Н., зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ПСГСА, к.п.н. доцент Путь усиления слабых такой же, как путь совершенствования

Аннотация к рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста разработана в соответствии с содержанием образовательного процесса первой младшей группы

Рабочая программа по физическому развитию детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко». Инструктор по физической культуре Артемьева Аграфена Аркадьевна Пояснительная записка.

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей. 3. Перспективное планирование по образовательным областям 4. Работа с родителями.

Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Зам.зав по УВР: Тодоренко Е.В.. МБДОУ детский сад 11 «Берёзка» 2016г.. Образовательная деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного города Ростова на Дону «Детский сад 285» составлен на основе программы «От рождения до школы», под редакцией

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной общеобразовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социальноличностного направления развития воспитанников 10 Родничок» Принято

Аннотация к рабочей программе по развитию детей второй группы раннего возраста Рабочая программа разработана воспитателями в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образовательного

Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ детского сада 1 «Рябинка» пгт Афанасьево на 2017-2018 учебный год Раздел 1.Концептуальные идеи Усилие педагогического коллектива направлены на повышение качества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МКДОУ Новоаннинский д/с 5) 403952, Россия, Волгоградская

ДОУ д/с «Клеверок» Н.А.Прудниченкова от «SO» 09, 2017г. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Клеверок» на 2017-2018 учебный год Принят

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД - непосредственнообразовательная

Аннотация к рабочим программам воспитателей. Рабочие программы - нормативно - управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы

Методика организации и проведения прогулки в ДОУ, структура прогулки и временной алгоритм 2016 Методика организации и проведения прогулки в ДОУ Каждый ребенок маленький исследователь, он с радостью и удивлением

Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10»» осуществляет образовательную деятельность по основной образовательной программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим содержание образовательной деятельности с детьми в 205-206 учебном году. Учебный план разработан в соответствии

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

(выступление на районном МО воспитателей, подготовлено воспитателем Юровой Л.И.)

В соответствии с ФГТ и ФГОС образовательные задачи должны решаться

В ходе режимных моментов,

в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),

в самостоятельной деятельности детей

в совместной деятельности с семьей.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно - в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомов для свободного рассматривания детьми. Чтобы заинтересовать каждого ребенка в своей работе я применяю разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Которые планирую ежедневно в календарно-тематический плане (чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
Один раз в месяц в группе организовываю выставку книг. Первую - в начале учебного года - целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Стараюсь, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Последующие выставки могут быть тематическими: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. Каждый четверг у нас в группе проходит реклама книги, которую родители читали детям дома. Дети приносят книгу в группу и рассказывают о чем она всем детям. В группе также функционирует центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование - ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина, теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью. Иногда ребятам предлагаю придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.
Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.

Другое педагогическое условие - влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

Создать специальную предметно-развивающую среду;

Предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

Использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

Уровень детской самостоятельности;

Познавательная активность детей;

Уровень мотивации.

Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельную деятельность детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы : мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица» и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Статьи по теме: