Сценарий праздника для детей и их родителей «Мои любимые игрушки. План-конспект занятия на тему: Сценарий праздника "День любимой игрушки"
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы позвали вас на Праздник любимой игрушки. Ребята, вы все очень любите играть. Вы играете в игры подвижные, где нужно много и быстро бегать: футбол, хоккей; играете в игры настольные: шашки, шахматы, но ещё есть и любимые игрушки, которые вы сегодня принесли сюда. Мы просили принести Ваши любимые игрушки.
Я вижу вы молодцы! Пришли на наш праздник с игрушками.
Давайте посмотрим на них.
(звучит весёлая музыка. Дети поднимают игрушки над головами и показывают ведущему свои игрушки)
Я вижу здесь у нас самые разные игрушки: и куклы, и машинки, и мягкие зверушки.
(Выходят дети и читают стихотворение "Игрушки")
1. Из чего у нас игрушки
Куклы, мишки и хлопушки?
Из искусственного меха,
Ткани и резины,2. Из пластмассы и металла,
Дерева и глины.
Из таланта и терпенья,
Из народного уменья.3. Не пекари, сапожники,
А мастера-художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали.4. Яркие, нарядные-
Игрушкам очень рады мы.
Вот петрушка в колпачке,
В ярко-синем кушачке,
В розовых сапожках,
А в руках гармошка.5. Кукла Нина, как Мальвина,
С голубыми волосами,
Бирюзовыми глазами,
А на ножках новые
Туфельки бордовые.
6. Вот пушистый белый зайка,
Из чего он? Угадай-ка!
Он из меха и из ваты.
Зайку любят все ребята.
Ведущий: А сейчас давайте вспомним какие мы знаем сказки с героями-куклами.
(Из зала звучат ответы: "Буратино", "Мальвина" и др. Могут называть Артемона, Папу Карло в этом случае следует поправлять детей и говорить, что это живые герои.)
Ведущий: А ещё в каких сказках есть герои-куклы ("Волшебник Изумрудного города", "Стойкий оловянный солдатик", "Пастушка")
Ведущий: Ребята! А вы знаете из чего сделаны ваши любимые игрушки?
(Дети показывают игрушки и говорят из чего они сделаны. Из глины, пластмассы, ткани, ниток, дерева)
Звучит стихотворение "Соломенная кукла"
Золотистая солома,
Без сомненья, всем знакома.
Словно сказочные феи,
Поколдуем мы над нею:
Соберем ее в пучочек
И повяжем поясочек,
Ленточку шелковую,
Розовую, новую.
Лоскуточек ситца
Тоже пригодится.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша!
Ведущий: А теперь пришёл черед загадок. Нам их приготовили некоторые из вас.
(Звучат загадки в исполнении ребят)
Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
(петрушка)Погляди скорее -
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек.
Чуть лищь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
(матрешка)Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять
И стоит- качается,
Как он называется?
(ванька-встанька)
Серый байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он? Угадай
И морковку ему дай.
(зайчик)Что всё это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь - будет спать
День, и два, и даже пять!
(кукла)Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
(кукла)Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка)В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшой - темница.
(матрешка)
Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет.
(мяч)Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда -
С ним не скучно никогда.
(мяч)Эту толстую игрушку
Не уложишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки
Стоя спать, а не в кроватке!
(неваляшка)Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он - весёлая игрушка,
А зовут его:
(петрушка)На столбике
Цветные сушки.
Всё вместе -
Детская игрушка.
(пирамида)Сам металлический
Мозг электрический.
(робот)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная:
(юла)
НЕВАЛЯШКА
До чего ж милашка
Кукла-неваляшка:
Розовое личико,
Губки-земляничинки,
Глазки-василечки,
В глазках - огонечки,
Кружится, не падает,
Ребятишек радует.
Ведущий: Наш праздник продолжается, на сцену приглашаются участники автомобильных гонок.
(На сцене устраиваются "гонки" в один или несколько заездов в зависимости от количества ребят с машинками на празднике. Звучит весёлая музыка, на сцене идут автогонки до определения победителя.)
Ведущий: Ну что же автогонки закончились. И для победителей и для всех зрителей куклы исполнят танец, но конечно не одни, а со своими хозяйками.
(Звучит песня или весёлая музыка. Девочки с куклами исполняют танец. Это может быть подготовленный танец или можно провести дополнительный конкурс "Танцоров")
Ведущий: Ребята! Когда вы шли на наш праздник, то конечно видели выставку игрушек, сделанных руками ребят нашего центра. Как думаете? Вы сумеете сами делать игрушки?
(из зала звучит - да, да, да)
Конечно сумеете. И в этом вам помогут руководители кружков нашего Центра.
Давайте послушаем стихотворение о девочке-рукодельнице
(Звучит стихотворение "Вязаная кукла")
Вязаная кукла
Рукодельница-мастерица
Вечером вязала на спицах.
Не платочек, не шарф, не шапка
Ярко-рыжая связана лапка,
Хвост колечком, курносый носик
И залаял веселый песик,
Озорной, на макушке ушки -
Вот такие у нас игрушки!
Ведущий: Пришло время поиграть. Игра называется "Найди меня". От каждой команды приглашаются по пять человек со своими игрушками.
Вы должны запомнить у кого из ребят какая игрушка. Затем посадим игрушки отдохнуть, а сами погуляем по сцене. (дети делают два круга под весёлую музыку). Теперь каждый из вас берет одну игрушку другой команды и отдает её хозяину. Какая команда вернее всех выполнит задание, та команда и будет победителем.
(Игра может проходить в несколько этапов, это зависит от числа команд и участников)
Ведущий: А вот и другая игра.
На сцену приглашаются по нескольку человек. Желательно завязать глаза. Кто за одну минуту надует самый больщой шарик или надувную игрушку, тот и победил.
(Игру можно проводить несколько раз, в итоге каждый участник игры получает надувной шарик или игрушку в подарок.)
Ведущий: Веселились мы, играли и совсем чуть-чуть устали. И пора нам отдохнуть.
Давайте побаюкаем наши игрушки.
(Дети баюкают кукол под колыбельную песню. Желающие девочки могут выйти на сцену)
Мы отдохнули все на славу,
И победители по праву
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады!
(Ну вот наш празник подходит к концу. Осталось только наградить победителей конкурса рисунков " Моя любимая игрушка".)
(Проводится награждение детей)
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим вам: до свиданья!
До счастливых новых встреч.
Литература
- В.С. Горичева. Куклы. "Академия развития", Ярославль,1999 год.
- О. Узорова, Е. Нефедова. Большая книга загадок. "Планета детства", Москва, 2003 года.
- Праздник в семейном кругу. "Мир книги". Москва, 2001 год.
Светлана Иевлева
Сценарий праздника «Мои любимые игрушки» для детей младшего возраста
Сценарий праздника
«Мои любимые игрушки » для детей младшего возраста .
Цель :1) Закрепление знаний детей о произведениях А . Л. Барто.
2)Создать для детей атмосферу волшебства.
Задачи :1. Развивать речевую активность, связанную речь детей ; побуждать детей к активному общению .
2. Формировать интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии.
3. Воспитывать интерес к литературным произведениям, бережное отношение к игрушкам .
Предварительная работа : чтение и заучивание стихов А. Барто, разучивание танцев, песен.
Ход праздника.
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель :В году есть много праздников , которые вы все знаете и любите .
Назовите их, ребята.
Дети :Новый год, День рождение, мамин праздник .
Воспитатель :А еще День Защитника Отечества, День защиты детей и много других праздников .
А вот праздника любимой игрушки нет : Ну : ничего, сейчас мы это исправим : объявляю сегодняшний день – Днем любимых игрушек !
Назовите свои любимые игрушки .
Дени :Называют свои любимые игрушки .
Воспитатель :Ребята, оглянитесь вокруг, сколько здесь игрушек всяких : машинок, кукол, мишек мягких!
Все игрушки ждут ребят .
С ними поиграть хотят.
Ребята, а вы хотите поиграть с игрушками ?
Дети :Да!
Воспитатель : Сегодня, ребята мы будем не только играть с игрушками , но и читать о них стихи любимой детской писательницы А. Барто, отгадывать загадки.
Песня : «Новые игрушки »
1. В нашей группеждут ребят
Новые игрушки
Вместе рядышком сидят
Куклы и зверюшки
Припев : Рады мы игрушкам новым ,
С ним дружбу заведем
Погуляем, поиграем
И на место уберем
2. Быстро кружится волчок,
Скачет мячик мягкий
Слон улегся на бочок
Мирно спит в сторонке
Припев : Рады мы игрушкам новым ,
С ним дружбу заведем
Погуляем, поиграем
И на место уберем
3. Мы Мишутку – малыша
Напоим чаем
И качаем не спеша,
Песню напеваем
Припев : Рады мы игрушкам новым ,
С ним дружбу заведем
Погуляем, поиграем
И на место уберем
Воспитатель : Продолжаем наш праздник . Отгадайте первую загадку.
Она на вид одна большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью во второй найдешь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех – малютка, крошка.
Все вместе – сувенир ….(Матрешка)
Воспитатель :Правильно, матрешка! А вот и она
Ребенок :Я матрешка, я игрушка
Утром быстро я встаю.
Очень весело, ребята,
Я танцую и пою.
Воспитатель : Давайте, ребята с матрешкой поиграем.
Игра «Музыкальная матрешка» .
Все участники праздника встают в круг . Под музыку они передают большую матрешку. По окончании музыки, тот, у кого в руках осталась матрешка. Выполняет движения соответствующие стихам :
У кого в руках матрешка,
Тот поиграет с ней немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрешку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
У кого в руках матрешка,
Тот поиграет немножко.
У кого в руках матрешка,
Помяукает как кошка!
Воспитатель : Понравилась вам игра? Тогда наши девочки превратятся сейчас в матрешкек и станцуют нам.
Танец «Матрёшки»
Воспитатель :Следующая загадка
Он мешать совсем не хочет
Если бросили, подскочит
Бросишь снова – мчитсявскачь
Угадали? Это - … (Мяч)
Стихотворение о мячике прочитает нам Дамир.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в Речке мяч.
Воспитатель : Следующая загадка не простая, следующая загадка лесная.
Зверь забавный, сшит из плюща
Есть и лапы, есть и уши
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу (Медведь)
Стихотворение про мишку расскажет Берк.
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому, что он хороший.
Воспитатель :Эта мягкая игрушка
Длинноухая зверюшка
Ей морковку в лапу дайка
Ведь игрушка эта … .(Зайка)
Стихотворение про зайку прочитает Никита.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Игра «Дружно в круг мы соберёмся»
Мальчики образуют круг вокруг обруча в середине которого сидит зайчик, а девочки образуют круг вокруг обруча, в середине мишка. Под веселую музыку дети выполняют плясовые движения или гуляют по залу. Когда музыка останавливается дети образуют 2 круга. Мальчики – зайка, девочки – мишка.
Воспитательница : Следующую загадку я припасла для наших девочек.
Ей косички заплетаем
И в колясках катаем
Спать кладем и кормим в срок
Про кого прочла стишок? …. (Кукла)
Стихотворение про куклу прочитает Вероника.
Я куклу Наташу катаю в коляске.
Спать уложу, и закроются глазки.
Как быстро ее ветерок убаюкал,
Кататься в коляске полезно для кукол.
Воспитатель : Продолжаем наш праздник игрушек . И следующая загадка
Быстрее ветра я скачу,
Цок, цок копытом стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину прокачу ….(Лошадка)
Ксюша нам прочитает стихотворение про лошадку.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости
Воспитательница : Следующую загадку я прошу отгадать всех мальчиков.
Загадка не простая, смелая, отважная, морская.
По волнам дворец плывет
На себе людей везет ….(Кораблик)
Стихотворение расскажет Рома.
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня :
Прокати, капитан!
Воспитатель : Транспорт бывает разный. Корабли плывут по волнам.
Машины едут по дорогам.
Стихотворение о машине прочитает Андрей М.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине :
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
Игра» Кто быстрее».
Дети катают котика в машинах, кто быстрее приедет к финишу.
Воспитатель :Ребята,понравилась вам игра.
Хорошо мы катали котика.
А Катюша нам прочитает стихотворение про котика.
Мяу мяу плачет котик,
Гладит лапкой свой животик.
Он не слушал папу с мамой,
Он не кушал каши манной.
И в животике кота
Разболелась пустота.
Женя К. «Самолёт»
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами.
А потом вернёмся к маме.
Стихотворение : «Слон» читает Макар
Спать пора! Усни бычок,
Лёг в коробку на бочек.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Стихотворение «Козлёнок» - прочитает Ульяна
У меня живет козленок,
Я сама его пасу
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу
Он заблудится в саду-
Я в траве его найду.
А Алиса прочитает стихотворение «Бычок»
Идёт бычок, качается,
Вздыхает га ходу :
Ох, доска качается,
Сейчас я упаду!
Воспитатель :Ребята, расскажите, как нужно играть с игрушками , чтобы они на нас не обижались и всегда были красивыми?
Дети рассказывают.
Воспитатель :Игрушки на пол не бросайте
Всегда на место убирайте
Не забывайте их нигде
Не оставляйте их в беде
Не предайте, не теряйте
А если выросли, отдайте
Маленьким детишкам
Девочкам и мальчикам.
Воспитатель : Вот и закончился наш праздник игрушек .
Мы славно пели и плясали,
Стихи здесь громко прочитали
Загадки отгадали все
В волшебной сказочной стране
Страна игрушек , и Барто
Известны нам давным – давно!
Спасибо детям и гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.
А сейчас предлагаю взять любимые игрушки и потанцевать с ними.
Танец с игрушками .
Цель: формировать представление о народных играх, забавах и игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, словарный запас, воспитывать взаимопомощь в игре, уважение друг к другу.
Материал: кукла-неваляшка, матрёшка, хохломские ложки, бубенчики, бубен, погремушка, платочки для девочек, шаль, грузовик.
Ход сценария:
Сюрпризный момент: матрёшки приезжают на грузовике.
Кто приехал к нам на машине? Сколько матрёшек? (много или одна?)
Посмотрите, какие красавицы к нам приехали. Это матрёшки расписные, русские игрушки. Их зовут Матрёши. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуй, Матрёша. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). Они приехали к нам поиграть.
На кого матрёши похожи? (на девочек)
Что одето у неё на голове? (платочек)
Что одето у Матрёши на туловище? (сарафан).
Давайте поиграем с матрешками? Матрёша хочет узнать где у деток ручки, ножки, глазки, ушки, бровки, коленочки, животики (дети показывают).
А теперь поиграем в прятки с матрёшками (даём каждому ребёнку по матрёшке). Ну-ка спрячем матрёшек за спину! Нету? А где матрёшки? Вот они! (2-3 раза).
Ребята, давайте потанцуем с матрёшками? (танец).
А матрёшки принесли нам потешки! Давайте поиграем?
Хлопают ручками дети, при последних словах ручки кладут на головку.
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
Как у нашей у Матрёшеньки
Сад зелёный, дом хорошенький!
Ванька-встанька у ворот
Громко песенку поёт.
Кто поёт Матрёше песенку? (Ванька-встанька).
Загадка.
Целый день стоят как свечки
Эти чудо - человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи - ка мне дружок:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не сложно:
Это кукла неваляшка.
К нам пришла неваляшка яркая рубашка (какая она яркая, красивая? (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).
Давайте покажем ей как мы умеем играть на музыкальных инструментах (раздаём бубен, ложки, погремушки).
А теперь неваляшки посмотрят, как дети умеют прятаться.
П/и забава «Прятки». Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.
Описание. Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем приседают на ковре, а воспитатель закрывает их платком. Воспитатель спрашивает у няни: «А где же наши дети? Тетя Галя, вы не видели их» Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: «Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?»
Хорошо поиграли? Давайте потанцуем с неваляшкой?
Танец «Неваляшек». Все дети встают со стульчиков, включается музыка и начинается совместный танец с воспитателями (девочки одевают платочки).
Вот потанцевали, поиграли и пришла пора игрушкам домой. Но они оставили нам угощение, скажем «до свидания» и помашем ручкой.
Наши работы к празднику.
Автор
: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен», г. Аксу, Казахстан
Описание материала:
Предлагаю вам сценарий игровой конкурсной программы для детей, посвященный любимым детским игрушкам. Данный материал рекомендую использовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям начальных классов для организации досуга детей
Цель:
прививать детям интерес к истории возникновения игрушек, расширять кругозор детей; развивать сообразительность, творческие способности; воспитывать терпение, аккуратность.
Задачи:
- познакомить детей с историей появления на земле первых игрушек, с их ролью в жизни человека;
- познакомить детей с приемами росписи русской матрешки;
- развивать внимание, логическое мышление, координацию движений, ловкость и быстроту, умение действовать по сигналу;
- воспитывать доброжелательное отношение к соперникам по конкурсным заданиям.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас Праздник игрушки! Вы принесли к нам в клуб свои самые любимые игрушки. Мы с ними познакомимся и узнаем все их секреты.
А вы знаете, ребята, когда на земле появились первые игрушки?
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. Например, на территории России древнейшие найденные игрушки относятся ко ІІ тысячелетию до н. э. Это миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки. В древности игрушки делали из того материала, который был под рукой, - из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто обращались к таким материалам, как солома, лен, пряжа.
Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки - свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов.
Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов и др.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек. Игрушки из дерева, глины, кости и камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними дети не играют. Они стали игрушками-сувенирами. А какими же игрушками любят играть современные дети? (ответы детей)
Ведущий:
Для начала я предлагаю вам провести конкурс «Отгадай загадку».
Упадет - подскачет, ударишь - не плачет. (мяч)
Кинешь в речку - не тонет, бьешь о стенку - не стонет, будешь о землю кидать - станет кверху взлетать. (мяч)
На олене, на коне хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу - еду я по чудо-кругу. Я скачу, я лечу, я в восторге хохочу! (карусель)
Стукнешь о стенку - а я отскачу. Бросишь на землю - а я подскачу. Я из ладоней в ладони лечу - смирно лежать не хочу. (мяч)
Он и пляшет, и поет, и гудит, как самолет; он бежит бегом, он жужжит жуком. (волчок)
Кто, рогатый и трехногий, нас катает по дороге? Кто, имея много спиц, нам не свяжет рукавиц? (велосипед)
Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал. (воздушный шар)
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
Наряд мой пестрый, колпак мой острый, мои шутки и смех веселят всех. (Петрушка)
Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них - сломаю, все сначала начинаю. (кубики)
Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка по дороге той ползет, весь обоз один везет. (железная дорога)
В пути не смолкает, вдаль увлекает, сам не шагает – шагать помогает. (барабан)
Танцует крошка, а всего одна ножка. (Волчек, юла)
Эту толстую игрушку не уложишь на подушку. Знать пример взяла с лошадки стоя спать, а не в кроватке. (неваляшка)
Закружится на острой ножке, жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, захочет - ляжет на бочок. (юла)
Что все это значит? Дочка, а не плачет, спать уложишь – будет спать день и два, и даже пять. (кукла)
На столбике цветные сушки. Все вместе – детская игрушка. (пирамидка)
Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (юла)
Не обижен, а надут, его по полю ведут, а ударят - нипочем не угнаться за... (мячом)
Дети разбиваются на творческие группы по 3-4 человека. Каждой группе выдается воздушный шарик, клей и бумага.
Задание:
необходимо надуть шарик, завязать и без помощи ножниц (бумагу рвать руками) из шарика и бумаги оформить голову какой-нибудь игрушки, например: медведя, зайчика, поросенка, пирата, девочки или мальчика.
Оценивается оригинальность и сложность исполнения.
Ведущий:
Ребята, отгадайте такую загадку:
В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой – темница. (матрешка)
Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая – поменьше, в той – еще меньше и так до самой маленькой. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Вытачивали и расписывали их вручную. В Государственном музее игрушки хранится матрешка содержащая до 60 вкладышей. Современная матрешка делается просто и быстро на токарном станке, а вот расписывается по-прежнему вручную.
Ребята, кто из вас хочет побывать в роли художников? Предлагаю вам самим расписать матрешку.
В конкурсе принимают участие все желающие, если детей набирается больше, чем заготовлено шаблонов, то можно создать творческие группы из 2-3 детей.
Реквизит:
6-10 одинаковых шаблонов матрешки на альбомных листах, наборы цветных карандашей или фломастеров.
Задание:
необходимо разукрасить готовый шаблон матрешки.
Оценивается яркость, красочность, оригинальность оформления матрешки.
Ведущий:
А теперь отгадайте такую загадку:
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль)
Всем известно, что самая любимая игрушка мальчишек – это машина. И следующий наш конкурс - «Лучший водитель».
В конкурсе могут принимать участие как мальчики, так и девочки. Все участники разбиваются на пары. Проигравший в паре выбывает. Из победителей составляются новые пары и т. д., пока не останется один – самый лучший водитель.
Реквизит:
две, желательно одинаковые, грузовые машины; 20 кубиков (по 10 в каждую машину); две веревки одинаковой длины (2,5-3 метра); две палочки
Задание:
в каждой машине выстраивается пирамида из десяти кубиков, спереди к машине привязывается веревка. Необходимо по команде ведущего, наматывая веревку на палочку, довезти кубики до финишной линии. Если во время «езды» кубик упадет, нужно остановиться и положить его на машину.
Ведущий:
чтобы узнать какой будет следующий конкурс, нужно вам отгадать такую загадку:
Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка.
Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. (кукла)
Правильно, вы угадали! Следующий наш конкурс будет посвящен любимицам девочек – куклам.
В конкурсе могут принимать участие как девочки, так и мальчики.
Реквизит:
разноцветные лоскутки, ножницы по количеству участников, булавки, куклы
Задание:
за небольшой промежуток времени необходимо создать красивый наряд для своей куклы.
Оценивается оригинальность исполнения, аккуратность.
Ведущий: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Ой, что это? Посмотрите, наши игрушки загрустили. Наверно, они подумали, что мы про них забыли. Давайте, ребята, познакомимся с этими замечательными игрушками и узнаем, как и откуда они попали к вам в дом, и почему они стали вашими любимцами.
Дети рассказывают интересные истории о своих любимых игрушках...
Цели и задачи:
- привить детям любовь и бережное отношение к игрушке;
- познакомить с историей игрушки;
- вспомнить об очень старых игрушках и рассказать о них детям;
- вовлечь в творческую работу по изготовлению игрушек детей.
Оборудование:
- куклы русские народные,
- филимоновские,
- дымковские и другие,
- картинки,
- книги из серии “Природа славян”.
Ход праздника
Ученик. Как красиво и весело сегодня в зале! Как будто я попал в игрушечный магазин!
Ученица. И мне тут тоже нравится! Как-то на душе радостно! Такими игрушками торгуют на рынках, на ярмарках, я видела.
Ученик. Разве на рынках игрушками торгуют? Я думал, что там только картошку, морковку продают.
Ведущий. Конечно, овощи и фрукты продают на рынке. Но бывают такие рынки, где можно увидеть много интересных и необычных игрушек. Сегодня я вам о них расскажу: откуда они появились, кто создаёт такие игрушки и кто играет с ними.
Первый скоморох.
Солнце яркое встаёт!
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются аилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки,
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша:
До чего же хороша!
Второй скоморох.
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки.
Покупайте их в подарки!
Дети. Ой, сколько здесь всего! Глаза разбегаются! Смотри- ка, Матрёшка!
А здесь деревянные игрушки! А вот глиняные! Это же свистульки!
Ой, а вот игрушки из бересты! А это что? Юла!
Ведущий. Стойте-ка, ребята. Что, у вас глаза разбегаются от такого количества игрушек? Вы теперь поняли значение выражения “глаза разбегаются”? Это когда один глаз смотрит, например, на зайца, а второй косится на коня-качалку? Нравятся ли вам игрушки? Тебе, Саша, что больше всего понравилось? А тебе, Вика? Хотите узнать про эти игрушки интересное? Откуда они появились и как их делают?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянились немножко
Это русские …(матрёшки)
Девочки исполняют песню “Матрёшки” (слова И. Шигаева, музыка В. Гурьева). Танцуют.
Мы, матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём
Вшестером поём частушки,
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая,
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы все одна в другой.
Ведущий. Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.
Игра. Назовите старинные женские имена, которыми можно назвать куколок-сестёр. (Дуняша, Матрена, Маняша, Фёкла…) Сейчас Матрёшка символ России. Её очень любят разные народы, покупают и дарят знакомым и друзьям.
Второй ученик.
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший,
И внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.
Ведущий: Сейчас речь пойдёт об этих чудесных игрушках. Это – дымковская игрушка. Послушайте сказку.
Жили-были сестрица Марьюшка и братик Ванечка. Как-то сидели они в лодке на берегу реки. Налетел ветер, подхватил лодку и пустил её по реке в неизвестное путешествие. Страшно Марьюшке и Ванечка, прижались они друг к другу. Марьюшка братика успокаивает: “Не бойся, Ванечка, ветра. Мы не сделали ему ничего плохого, он нас не погубит”. Ветру стало стыдно, он подогнал лодку к берегу и скрылся. А на берегу травы и деревья большие, и только далеко слышен стук топора. Пошли дети на стук топора и вышли к дровосеку. Рассказали ему про свою беду. Дровосек пожалел ребят, повёл их к себе в дом. Когда дети вошли в комнату, ахнули. Отовсюду на детей смотрели забавные зверушки. Все чистенькие, блестящие, разноцветные. Ванечка хотел взять одну из них, да не удержал. Упала игрушка и разбилась. Ванечка заплакал. Но в комнату вошла женщина с добрыми глазами. Успокоила она мальчика: “Не плачь. Меня зовут – Мастерица. Живу я в деревне Дымково. Я научу вас делать такие игрушки. Показала мастерица как из глины делать весёлых зверей, как раскрашивать их и как свистеть в свистульку – игрушку. “Чтобы оказаться дома, нужно свистнуть и злые чары сразу растают”! Марьюшка спасибо сказала, а Ванечка дунул в игрушку. Оглянуться не успели дети, как оказались дома. С тех пор в домах у русских людей всегда были свистульки-игрушки.
О филимоновской игрушке.
Ведущий. А вот здесь стоят игрушки тоже сделанные из глины. Но, посмотрите, какие это необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены разноцветными полосками. А почему так? Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами, кружками, наши предки верили, что она становилась не только игрушкой, а - оберегом. В минуту опасности люди считали, что нужно быстро очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и злые духи не смогут переступить черту и не смогут ничего плохого сделать человеку. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым.
Игра. Кто свистеть умеет? Но не просто, а мелодию песни (любой) просвистеть надо в свистульку.
Ведущий. Молодцы! Много есть игрушек на нашем празднике. Отгадайте загадки:
Вот игра теперь для вас -
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте -
Хором дружно отвечайте.Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
А зовут его…(Петрушка)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили…Глянь-ка!
Встал уж.. (Ванька-встанька)Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длиноушка.
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется…(зайка)Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост, и грива.
Но скакать не может…Жалко!
Лишь качает …(конь-качалка).
Бочку за бочкой
Тянут из мешочка
Интересно всё же, кто
Победит сейчас в …(лото).
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые …(матрёшки)Стреляет, как пушка,
Игрушка…(хлопушка)На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла)
Ведущий. А сейчас я расскажу вам еще одну историю.
Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева “Ауку” – спеленатого младенца. Ребятишки поиграли с “Аукой” и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он “Ауку” и думает: покажу купцам, которые торгуют фигурками. Повез её. Купцу понравилось. Он купил куклу и заказал ещё несколько штук. Так появились в крестьянском быту деревянные игрушки: кони, зайцы, медведи, птицы. Иногда, игрушки делали “с движением”: плясуны, пильщики, кузнецы и др.
У славян игрушки всегда имели глубокий смысл. Особенно – разного рода куклы. Кукла оберегала, “хранила” ребенка, дом, род. Это куклы “берегини”, “пеленашки”, “лихоманки”, “обереги” (показать куклы). Считалось, когда дети много и усердно играли в куклы, в семье были прибыль и достаток, если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода.
А мальчики любят играть с мячом. Знаете ли вы, из чего делались мячи в давние времена?
Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатается, его бросали в кипяток и оставляли на полчаса. Потом вынимали, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким, мягким, а прыгал, как резиновый!
Делали для ребятишек мячи из лыка. Резали ремешки из коры липы и плели.
Внутри их делали пустыми или набивали песком. Эти мячи были тяжелыми и не могли отскакивать от земли. Были мячи из кожи. Набивали их шерстью или конским волосом.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, игрушки, о которых мы сейчас говорили, для ребят какого возраста предназначались? А совсем маленьким детям игрушки нужны? Конечно, и малышам нужно играть. Делались игрушки – погремушки так:
Дедушка из бересты плел кубик, клал в него сухой горох или камушки. Иногда такую погремушку закрепляли на палочку. В ручку ребенку вложат, он и гремит, побрякивает, радуется.
Кур режут, горлышко (зоб) оставляют. Сушат, трут в золе. Оно делается тоненьким, очищается. Потом его надувают, бросают внутрь горох, завязывают. Погремушка готова! Горлышко у кур маленькое, погремушка получается как раз по кулачку ребенка.
Когда резали поросенка, то оставляли мочевой пузырь. Из него не только погремушку можно было сделать, а даже воздушный шарик! Сначала пузырь чистили, потом в золе раскатывали. Он становился большой, плотный. Чтобы запаха не было, его присаливали. Только потом высушивали. После просушки пузырь мяли, и он становился мягким и светился. Можно было бросать в середину камушки, пуговицы, горошины. Получалась большая погремушка. А можно было надуть пузырь, вот и шарик воздушный! Эти шарики раскрашивали красками, что одежду красят. Вот малым детям утеха была!
Ребята, подошла к концу наша прогулка по ярмарке. Много мы сегодня узнали об игрушках, в которые играли наши предки, когда были маленькими. Некоторые игрушки мы попробуем изготовить сами на уроках труда. А если вам стало интересно узнать еще об игрушках, я предлагаю вам посмотреть, почитать книги из серии “Природа славян”. Они на нашей выставке.
Спасибо за внимание!