Сценарий праздника для детей и их родителей «Мои любимые игрушки. План-конспект занятия на тему: Сценарий праздника "День любимой игрушки"

  • Зал со сценой
  • Стенд для выставки рисунков
  • Витрины для выставки игрушек сделанных на занятиях в ЦДО
  • Музыкальный центр с функцией "караоке"
  • Ход мероприятия

    Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы позвали вас на Праздник любимой игрушки. Ребята, вы все очень любите играть. Вы играете в игры подвижные, где нужно много и быстро бегать: футбол, хоккей; играете в игры настольные: шашки, шахматы, но ещё есть и любимые игрушки, которые вы сегодня принесли сюда. Мы просили принести Ваши любимые игрушки.

    Я вижу вы молодцы! Пришли на наш праздник с игрушками.

    Давайте посмотрим на них.

    (звучит весёлая музыка. Дети поднимают игрушки над головами и показывают ведущему свои игрушки)

    Я вижу здесь у нас самые разные игрушки: и куклы, и машинки, и мягкие зверушки.

    (Выходят дети и читают стихотворение "Игрушки")

    1. Из чего у нас игрушки
    Куклы, мишки и хлопушки?
    Из искусственного меха,
    Ткани и резины,

    2. Из пластмассы и металла,
    Дерева и глины.
    Из таланта и терпенья,
    Из народного уменья.

    3. Не пекари, сапожники,
    А мастера-художники
    Игрушки создавали,
    Лепили, рисовали.

    4. Яркие, нарядные-
    Игрушкам очень рады мы.
    Вот петрушка в колпачке,
    В ярко-синем кушачке,
    В розовых сапожках,
    А в руках гармошка.

    5. Кукла Нина, как Мальвина,
    С голубыми волосами,
    Бирюзовыми глазами,
    А на ножках новые
    Туфельки бордовые.

    6. Вот пушистый белый зайка,
    Из чего он? Угадай-ка!
    Он из меха и из ваты.
    Зайку любят все ребята.

    Ведущий: А сейчас давайте вспомним какие мы знаем сказки с героями-куклами.

    (Из зала звучат ответы: "Буратино", "Мальвина" и др. Могут называть Артемона, Папу Карло в этом случае следует поправлять детей и говорить, что это живые герои.)

    Ведущий: А ещё в каких сказках есть герои-куклы ("Волшебник Изумрудного города", "Стойкий оловянный солдатик", "Пастушка")

    Ведущий: Ребята! А вы знаете из чего сделаны ваши любимые игрушки?

    (Дети показывают игрушки и говорят из чего они сделаны. Из глины, пластмассы, ткани, ниток, дерева)

    Звучит стихотворение "Соломенная кукла"

    Золотистая солома,
    Без сомненья, всем знакома.
    Словно сказочные феи,
    Поколдуем мы над нею:
    Соберем ее в пучочек
    И повяжем поясочек,
    Ленточку шелковую,
    Розовую, новую.
    Лоскуточек ситца
    Тоже пригодится.
    Вот из всех стараний наших
    Получилась кукла Маша!

    Ведущий: А теперь пришёл черед загадок. Нам их приготовили некоторые из вас.

    (Звучат загадки в исполнении ребят)

    Наряд мой пёстрый,
    Колпак мой острый,
    Мои шутки и смех
    Веселят всех.
    (петрушка)

    Погляди скорее -
    Щёчки розовеют,
    Пёстренький платочек,
    Платьице в цветочек.
    Чуть лищь испугаются,
    Все в кружок сбегаются,
    Прячутся друг в дружке
    Шустрые подружки.
    (матрешка)

    Шли подружки по дорожке,
    Было их немножечко:
    Две Матрёны, три Матрёшки
    И одна Матрёшечка.
    Вот упрямый человек!
    Не заставишь лечь вовек!
    Он совсем не хочет спать,
    Положу - встает опять
    И стоит- качается,
    Как он называется?
    (ванька-встанька)

    Серый байковый зверюшка,
    Косоглазый длинноушка.
    Ну-ка, кто он? Угадай
    И морковку ему дай.
    (зайчик)

    Что всё это значит?
    Дочка, а не плачет,
    Спать уложишь - будет спать
    День, и два, и даже пять!
    (кукла)

    Я хорошая игрушка,
    Буду девочкам подружка,
    Я могу сидеть в коляске,
    Закрывать умею глазки.
    (кукла)

    Ростом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка.
    (матрешка)

    В этой молодице
    Прячутся сестрицы.
    Каждая сестрица
    Для меньшой - темница.
    (матрешка)

    Его бьют, а он не плачет,
    Веселее только скачет.
    (мяч)

    Ростом мал, да удал,
    От меня ускакал.
    Хоть надут он всегда -
    С ним не скучно никогда.
    (мяч)

    Эту толстую игрушку
    Не уложишь на подушку.
    Знать, пример взяла с лошадки
    Стоя спать, а не в кроватке!
    (неваляшка)

    Он с бубенчиком в руке,
    В сине-красном колпаке.
    Он - весёлая игрушка,
    А зовут его:
    (петрушка)

    На столбике
    Цветные сушки.
    Всё вместе -
    Детская игрушка.
    (пирамида)

    Сам металлический
    Мозг электрический.
    (робот)

    На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела,
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная:
    (юла)

    НЕВАЛЯШКА

    До чего ж милашка
    Кукла-неваляшка:
    Розовое личико,
    Губки-земляничинки,
    Глазки-василечки,
    В глазках - огонечки,
    Кружится, не падает,
    Ребятишек радует.

    Ведущий: Наш праздник продолжается, на сцену приглашаются участники автомобильных гонок.

    (На сцене устраиваются "гонки" в один или несколько заездов в зависимости от количества ребят с машинками на празднике. Звучит весёлая музыка, на сцене идут автогонки до определения победителя.)

    Ведущий: Ну что же автогонки закончились. И для победителей и для всех зрителей куклы исполнят танец, но конечно не одни, а со своими хозяйками.

    (Звучит песня или весёлая музыка. Девочки с куклами исполняют танец. Это может быть подготовленный танец или можно провести дополнительный конкурс "Танцоров")

    Ведущий: Ребята! Когда вы шли на наш праздник, то конечно видели выставку игрушек, сделанных руками ребят нашего центра. Как думаете? Вы сумеете сами делать игрушки?

    (из зала звучит - да, да, да)

    Конечно сумеете. И в этом вам помогут руководители кружков нашего Центра.

    Давайте послушаем стихотворение о девочке-рукодельнице

    (Звучит стихотворение "Вязаная кукла")

    Вязаная кукла

    Рукодельница-мастерица
    Вечером вязала на спицах.
    Не платочек, не шарф, не шапка
    Ярко-рыжая связана лапка,
    Хвост колечком, курносый носик
    И залаял веселый песик,
    Озорной, на макушке ушки -
    Вот такие у нас игрушки!

    Ведущий: Пришло время поиграть. Игра называется "Найди меня". От каждой команды приглашаются по пять человек со своими игрушками.

    Вы должны запомнить у кого из ребят какая игрушка. Затем посадим игрушки отдохнуть, а сами погуляем по сцене. (дети делают два круга под весёлую музыку). Теперь каждый из вас берет одну игрушку другой команды и отдает её хозяину. Какая команда вернее всех выполнит задание, та команда и будет победителем.

    (Игра может проходить в несколько этапов, это зависит от числа команд и участников)

    Ведущий: А вот и другая игра.

    На сцену приглашаются по нескольку человек. Желательно завязать глаза. Кто за одну минуту надует самый больщой шарик или надувную игрушку, тот и победил.

    (Игру можно проводить несколько раз, в итоге каждый участник игры получает надувной шарик или игрушку в подарок.)

    Ведущий: Веселились мы, играли и совсем чуть-чуть устали. И пора нам отдохнуть.

    Давайте побаюкаем наши игрушки.

    (Дети баюкают кукол под колыбельную песню. Желающие девочки могут выйти на сцену)

    Мы отдохнули все на славу,
    И победители по праву
    Похвал достойны и награды,
    И мы призы вручить вам рады!

    (Ну вот наш празник подходит к концу. Осталось только наградить победителей конкурса рисунков " Моя любимая игрушка".)

    (Проводится награждение детей)

    Вот настал момент прощанья,
    Будет краткой наша речь:
    Говорим вам: до свиданья!
    До счастливых новых встреч.

    Литература

    1. В.С. Горичева. Куклы. "Академия развития", Ярославль,1999 год.
    2. О. Узорова, Е. Нефедова. Большая книга загадок. "Планета детства", Москва, 2003 года.
    3. Праздник в семейном кругу. "Мир книги". Москва, 2001 год.

    Светлана Иевлева
    Сценарий праздника «Мои любимые игрушки» для детей младшего возраста

    Сценарий праздника

    «Мои любимые игрушки » для детей младшего возраста .

    Цель :1) Закрепление знаний детей о произведениях А . Л. Барто.

    2)Создать для детей атмосферу волшебства.

    Задачи :1. Развивать речевую активность, связанную речь детей ; побуждать детей к активному общению .

    2. Формировать интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии.

    3. Воспитывать интерес к литературным произведениям, бережное отношение к игрушкам .

    Предварительная работа : чтение и заучивание стихов А. Барто, разучивание танцев, песен.

    Ход праздника.

    Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.

    Воспитатель :В году есть много праздников , которые вы все знаете и любите .

    Назовите их, ребята.

    Дети :Новый год, День рождение, мамин праздник .

    Воспитатель :А еще День Защитника Отечества, День защиты детей и много других праздников .

    А вот праздника любимой игрушки нет : Ну : ничего, сейчас мы это исправим : объявляю сегодняшний день – Днем любимых игрушек !

    Назовите свои любимые игрушки .

    Дени :Называют свои любимые игрушки .

    Воспитатель :Ребята, оглянитесь вокруг, сколько здесь игрушек всяких : машинок, кукол, мишек мягких!

    Все игрушки ждут ребят .

    С ними поиграть хотят.

    Ребята, а вы хотите поиграть с игрушками ?

    Дети :Да!

    Воспитатель : Сегодня, ребята мы будем не только играть с игрушками , но и читать о них стихи любимой детской писательницы А. Барто, отгадывать загадки.

    Песня : «Новые игрушки »

    1. В нашей группеждут ребят

    Новые игрушки

    Вместе рядышком сидят

    Куклы и зверюшки

    Припев : Рады мы игрушкам новым ,

    С ним дружбу заведем

    Погуляем, поиграем

    И на место уберем

    2. Быстро кружится волчок,

    Скачет мячик мягкий

    Слон улегся на бочок

    Мирно спит в сторонке

    Припев : Рады мы игрушкам новым ,

    С ним дружбу заведем

    Погуляем, поиграем

    И на место уберем

    3. Мы Мишутку – малыша

    Напоим чаем

    И качаем не спеша,

    Песню напеваем

    Припев : Рады мы игрушкам новым ,

    С ним дружбу заведем

    Погуляем, поиграем

    И на место уберем

    Воспитатель : Продолжаем наш праздник . Отгадайте первую загадку.

    Она на вид одна большая,

    Но в ней сестра сидит вторая,

    А третью во второй найдешь.

    Их друг за дружкой разбирая,

    До самой маленькой дойдешь.

    Внутри их всех – малютка, крошка.

    Все вместе – сувенир ….(Матрешка)

    Воспитатель :Правильно, матрешка! А вот и она

    Ребенок :Я матрешка, я игрушка

    Утром быстро я встаю.

    Очень весело, ребята,

    Я танцую и пою.

    Воспитатель : Давайте, ребята с матрешкой поиграем.

    Игра «Музыкальная матрешка» .

    Все участники праздника встают в круг . Под музыку они передают большую матрешку. По окончании музыки, тот, у кого в руках осталась матрешка. Выполняет движения соответствующие стихам :

    У кого в руках матрешка,

    Тот поиграет с ней немножко!

    У кого в руках матрешка,

    Тот похлопает в ладошки!

    Кто матрешку в руки взял

    Тот задорно нам сплясал!

    У кого в руках матрешка,

    Тот поиграет немножко.

    У кого в руках матрешка,

    Помяукает как кошка!

    Воспитатель : Понравилась вам игра? Тогда наши девочки превратятся сейчас в матрешкек и станцуют нам.

    Танец «Матрёшки»

    Воспитатель :Следующая загадка

    Он мешать совсем не хочет

    Если бросили, подскочит

    Бросишь снова – мчитсявскачь

    Угадали? Это - … (Мяч)

    Стихотворение о мячике прочитает нам Дамир.

    Наша Таня громко плачет

    Уронила в речку мячик

    Тише Танечка не плачь,

    Не утонет в Речке мяч.

    Воспитатель : Следующая загадка не простая, следующая загадка лесная.

    Зверь забавный, сшит из плюща

    Есть и лапы, есть и уши

    Мёду зверю дай немного

    И устрой ему берлогу (Медведь)

    Стихотворение про мишку расскажет Берк.

    Уронили Мишку на пол,

    Оторвали Мишке лапу,

    Все равно его не брошу,

    Потому, что он хороший.

    Воспитатель :Эта мягкая игрушка

    Длинноухая зверюшка

    Ей морковку в лапу дайка

    Ведь игрушка эта … .(Зайка)

    Стихотворение про зайку прочитает Никита.

    Зайку бросила хозяйка,

    Под дождем остался зайка,

    Со скамейки слезть не смог,

    Весь до ниточки промок.

    Игра «Дружно в круг мы соберёмся»

    Мальчики образуют круг вокруг обруча в середине которого сидит зайчик, а девочки образуют круг вокруг обруча, в середине мишка. Под веселую музыку дети выполняют плясовые движения или гуляют по залу. Когда музыка останавливается дети образуют 2 круга. Мальчики – зайка, девочки – мишка.

    Воспитательница : Следующую загадку я припасла для наших девочек.

    Ей косички заплетаем

    И в колясках катаем

    Спать кладем и кормим в срок

    Про кого прочла стишок? …. (Кукла)

    Стихотворение про куклу прочитает Вероника.

    Я куклу Наташу катаю в коляске.

    Спать уложу, и закроются глазки.

    Как быстро ее ветерок убаюкал,

    Кататься в коляске полезно для кукол.

    Воспитатель : Продолжаем наш праздник игрушек . И следующая загадка

    Быстрее ветра я скачу,

    Цок, цок копытом стучу,

    Я громко «иго-го» кричу,

    Садись на спину прокачу ….(Лошадка)

    Ксюша нам прочитает стихотворение про лошадку.

    Я люблю свою лошадку,

    Причешу ей шёрстку гладко,

    Гребешком приглажу хвостик

    И верхом поеду в гости

    Воспитательница : Следующую загадку я прошу отгадать всех мальчиков.

    Загадка не простая, смелая, отважная, морская.

    По волнам дворец плывет

    На себе людей везет ….(Кораблик)

    Стихотворение расскажет Рома.

    Матросская шапка,

    Веревка в руке,

    Тяну я кораблик

    По быстрой реке,

    И скачут лягушки

    За мной по пятам

    И просят меня :

    Прокати, капитан!

    Воспитатель : Транспорт бывает разный. Корабли плывут по волнам.

    Машины едут по дорогам.

    Стихотворение о машине прочитает Андрей М.

    Нет, напрасно мы решили

    Прокатить кота в машине :

    Кот кататься не привык-

    Опрокинул грузовик.

    Игра» Кто быстрее».

    Дети катают котика в машинах, кто быстрее приедет к финишу.

    Воспитатель :Ребята,понравилась вам игра.

    Хорошо мы катали котика.

    А Катюша нам прочитает стихотворение про котика.

    Мяу мяу плачет котик,

    Гладит лапкой свой животик.

    Он не слушал папу с мамой,

    Он не кушал каши манной.

    И в животике кота

    Разболелась пустота.

    Женя К. «Самолёт»

    Самолёт построим сами,

    Понесёмся над лесами.

    Понесёмся над лесами.

    А потом вернёмся к маме.

    Стихотворение : «Слон» читает Макар

    Спать пора! Усни бычок,

    Лёг в коробку на бочек.

    Сонный мишка лег в кровать,

    Только слон не хочет спать.

    Головой кивает слон,

    Он слонихе шлет поклон.

    Стихотворение «Козлёнок» - прочитает Ульяна

    У меня живет козленок,

    Я сама его пасу

    Я козленка в сад зеленый

    Рано утром отнесу

    Он заблудится в саду-

    Я в траве его найду.

    А Алиса прочитает стихотворение «Бычок»

    Идёт бычок, качается,

    Вздыхает га ходу :

    Ох, доска качается,

    Сейчас я упаду!

    Воспитатель :Ребята, расскажите, как нужно играть с игрушками , чтобы они на нас не обижались и всегда были красивыми?

    Дети рассказывают.

    Воспитатель :Игрушки на пол не бросайте

    Всегда на место убирайте

    Не забывайте их нигде

    Не оставляйте их в беде

    Не предайте, не теряйте

    А если выросли, отдайте

    Маленьким детишкам

    Девочкам и мальчикам.

    Воспитатель : Вот и закончился наш праздник игрушек .

    Мы славно пели и плясали,

    Стихи здесь громко прочитали

    Загадки отгадали все

    В волшебной сказочной стране

    Страна игрушек , и Барто

    Известны нам давным – давно!

    Спасибо детям и гостям,

    Что вы пришли сегодня к нам.

    А сейчас предлагаю взять любимые игрушки и потанцевать с ними.

    Танец с игрушками .

    Цель: формировать представление о народных играх, забавах и игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, словарный запас, воспитывать взаимопомощь в игре, уважение друг к другу.

    Материал: кукла-неваляшка, матрёшка, хохломские ложки, бубенчики, бубен, погремушка, платочки для девочек, шаль, грузовик.

    Ход сценария:

    Сюрпризный момент: матрёшки приезжают на грузовике.

    Кто приехал к нам на машине? Сколько матрёшек? (много или одна?)

    Посмотрите, какие красавицы к нам приехали. Это матрёшки расписные, русские игрушки. Их зовут Матрёши. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуй, Матрёша. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). Они приехали к нам поиграть.

    На кого матрёши похожи? (на девочек)

    Что одето у неё на голове? (платочек)

    Что одето у Матрёши на туловище? (сарафан).

    Давайте поиграем с матрешками? Матрёша хочет узнать где у деток ручки, ножки, глазки, ушки, бровки, коленочки, животики (дети показывают).

    А теперь поиграем в прятки с матрёшками (даём каждому ребёнку по матрёшке). Ну-ка спрячем матрёшек за спину! Нету? А где матрёшки? Вот они! (2-3 раза).

    Ребята, давайте потанцуем с матрёшками? (танец).

    А матрёшки принесли нам потешки! Давайте поиграем?

    Хлопают ручками дети, при последних словах ручки кладут на головку.

    Ой, люли, люли,

    Прилетели гули,

    Ох, улетели,

    На голову сели.

    Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.

    Пальчик-мальчик,

    Где ты был?

    С этим братцем

    В лес ходил.

    С этим братцем

    Щи варил,

    С этим братцем

    Кашу ел.

    С этим братцем

    Песни пел!

    Как у нашей у Матрёшеньки

    Сад зелёный, дом хорошенький!

    Ванька-встанька у ворот

    Громко песенку поёт.

    Кто поёт Матрёше песенку? (Ванька-встанька).

    Загадка.

    Целый день стоят как свечки

    Эти чудо - человечки.

    Не желают куклы спать,

    Не уложишь на кровать.

    Покачаются немножко

    И опять встают на ножки.

    Подскажи - ка мне дружок:

    Как название игрушки?

    Отгадать совсем не сложно:

    Это кукла неваляшка.

    К нам пришла неваляшка яркая рубашка (какая она яркая, красивая? (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).

    Давайте покажем ей как мы умеем играть на музыкальных инструментах (раздаём бубен, ложки, погремушки).

    А теперь неваляшки посмотрят, как дети умеют прятаться.

    П/и забава «Прятки». Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

    Описание. Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем приседают на ковре, а воспитатель закрывает их платком. Воспитатель спрашивает у няни: «А где же наши дети? Тетя Галя, вы не видели их» Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: «Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?»

    Хорошо поиграли? Давайте потанцуем с неваляшкой?

    Танец «Неваляшек». Все дети встают со стульчиков, включается музыка и начинается совместный танец с воспитателями (девочки одевают платочки).

    Вот потанцевали, поиграли и пришла пора игрушкам домой. Но они оставили нам угощение, скажем «до свидания» и помашем ручкой.

    Наши работы к празднику.

    Автор : Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен», г. Аксу, Казахстан
    Описание материала: Предлагаю вам сценарий игровой конкурсной программы для детей, посвященный любимым детским игрушкам. Данный материал рекомендую использовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям начальных классов для организации досуга детей
    Цель: прививать детям интерес к истории возникновения игрушек, расширять кругозор детей; развивать сообразительность, творческие способности; воспитывать терпение, аккуратность.
    Задачи:
    - познакомить детей с историей появления на земле первых игрушек, с их ролью в жизни человека;
    - познакомить детей с приемами росписи русской матрешки;
    - развивать внимание, логическое мышление, координацию движений, ловкость и быстроту, умение действовать по сигналу;
    - воспитывать доброжелательное отношение к соперникам по конкурсным заданиям.

    Ход мероприятия.

    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас Праздник игрушки! Вы принесли к нам в клуб свои самые любимые игрушки. Мы с ними познакомимся и узнаем все их секреты.
    А вы знаете, ребята, когда на земле появились первые игрушки?
    Игрушки появились рядом с человеком очень давно. Например, на территории России древнейшие найденные игрушки относятся ко ІІ тысячелетию до н. э. Это миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки. В древности игрушки делали из того материала, который был под рукой, - из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто обращались к таким материалам, как солома, лен, пряжа.
    Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки - свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов.
    Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов и др.
    Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек. Игрушки из дерева, глины, кости и камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними дети не играют. Они стали игрушками-сувенирами. А какими же игрушками любят играть современные дети? (ответы детей)

    Ведущий: Для начала я предлагаю вам провести конкурс «Отгадай загадку».
    Упадет - подскачет, ударишь - не плачет. (мяч)
    Кинешь в речку - не тонет, бьешь о стенку - не стонет, будешь о землю кидать - станет кверху взлетать. (мяч)
    На олене, на коне хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу - еду я по чудо-кругу. Я скачу, я лечу, я в восторге хохочу! (карусель)
    Стукнешь о стенку - а я отскачу. Бросишь на землю - а я подскачу. Я из ладоней в ладони лечу - смирно лежать не хочу. (мяч)
    Он и пляшет, и поет, и гудит, как самолет; он бежит бегом, он жужжит жуком. (волчок)
    Кто, рогатый и трехногий, нас катает по дороге? Кто, имея много спиц, нам не свяжет рукавиц? (велосипед)
    Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал. (воздушный шар)
    Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
    Наряд мой пестрый, колпак мой острый, мои шутки и смех веселят всех. (Петрушка)
    Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них - сломаю, все сначала начинаю. (кубики)
    Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка по дороге той ползет, весь обоз один везет. (железная дорога)
    В пути не смолкает, вдаль увлекает, сам не шагает – шагать помогает. (барабан)
    Танцует крошка, а всего одна ножка. (Волчек, юла)
    Эту толстую игрушку не уложишь на подушку. Знать пример взяла с лошадки стоя спать, а не в кроватке. (неваляшка)
    Закружится на острой ножке, жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, захочет - ляжет на бочок. (юла)
    Что все это значит? Дочка, а не плачет, спать уложишь – будет спать день и два, и даже пять. (кукла)
    На столбике цветные сушки. Все вместе – детская игрушка. (пирамидка)
    Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (юла)
    Не обижен, а надут, его по полю ведут, а ударят - нипочем не угнаться за... (мячом)
    Дети разбиваются на творческие группы по 3-4 человека. Каждой группе выдается воздушный шарик, клей и бумага.
    Задание: необходимо надуть шарик, завязать и без помощи ножниц (бумагу рвать руками) из шарика и бумаги оформить голову какой-нибудь игрушки, например: медведя, зайчика, поросенка, пирата, девочки или мальчика.
    Оценивается оригинальность и сложность исполнения.

    Ведущий: Ребята, отгадайте такую загадку:
    В этой молодице прячутся сестрицы.
    Каждая сестрица для маленькой – темница. (матрешка)

    Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая – поменьше, в той – еще меньше и так до самой маленькой. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Вытачивали и расписывали их вручную. В Государственном музее игрушки хранится матрешка содержащая до 60 вкладышей. Современная матрешка делается просто и быстро на токарном станке, а вот расписывается по-прежнему вручную.
    Ребята, кто из вас хочет побывать в роли художников? Предлагаю вам самим расписать матрешку.
    В конкурсе принимают участие все желающие, если детей набирается больше, чем заготовлено шаблонов, то можно создать творческие группы из 2-3 детей.
    Реквизит: 6-10 одинаковых шаблонов матрешки на альбомных листах, наборы цветных карандашей или фломастеров.
    Задание: необходимо разукрасить готовый шаблон матрешки.
    Оценивается яркость, красочность, оригинальность оформления матрешки.

    Ведущий: А теперь отгадайте такую загадку:
    Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
    И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль)
    Всем известно, что самая любимая игрушка мальчишек – это машина. И следующий наш конкурс - «Лучший водитель».
    В конкурсе могут принимать участие как мальчики, так и девочки. Все участники разбиваются на пары. Проигравший в паре выбывает. Из победителей составляются новые пары и т. д., пока не останется один – самый лучший водитель.
    Реквизит: две, желательно одинаковые, грузовые машины; 20 кубиков (по 10 в каждую машину); две веревки одинаковой длины (2,5-3 метра); две палочки
    Задание: в каждой машине выстраивается пирамида из десяти кубиков, спереди к машине привязывается веревка. Необходимо по команде ведущего, наматывая веревку на палочку, довезти кубики до финишной линии. Если во время «езды» кубик упадет, нужно остановиться и положить его на машину.

    Ведущий: чтобы узнать какой будет следующий конкурс, нужно вам отгадать такую загадку:
    Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка.
    Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. (кукла)

    Правильно, вы угадали! Следующий наш конкурс будет посвящен любимицам девочек – куклам.
    В конкурсе могут принимать участие как девочки, так и мальчики.
    Реквизит: разноцветные лоскутки, ножницы по количеству участников, булавки, куклы
    Задание: за небольшой промежуток времени необходимо создать красивый наряд для своей куклы.
    Оценивается оригинальность исполнения, аккуратность.

    Ведущий: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Ой, что это? Посмотрите, наши игрушки загрустили. Наверно, они подумали, что мы про них забыли. Давайте, ребята, познакомимся с этими замечательными игрушками и узнаем, как и откуда они попали к вам в дом, и почему они стали вашими любимцами.

    Дети рассказывают интересные истории о своих любимых игрушках...

    Цели и задачи:

    • привить детям любовь и бережное отношение к игрушке;
    • познакомить с историей игрушки;
    • вспомнить об очень старых игрушках и рассказать о них детям;
    • вовлечь в творческую работу по изготовлению игрушек детей.

    Оборудование:

    • куклы русские народные,
    • филимоновские,
    • дымковские и другие,
    • картинки,
    • книги из серии “Природа славян”.

    Ход праздника

    Ученик. Как красиво и весело сегодня в зале! Как будто я попал в игрушечный магазин!

    Ученица. И мне тут тоже нравится! Как-то на душе радостно! Такими игрушками торгуют на рынках, на ярмарках, я видела.

    Ученик. Разве на рынках игрушками торгуют? Я думал, что там только картошку, морковку продают.

    Ведущий. Конечно, овощи и фрукты продают на рынке. Но бывают такие рынки, где можно увидеть много интересных и необычных игрушек. Сегодня я вам о них расскажу: откуда они появились, кто создаёт такие игрушки и кто играет с ними.

    Первый скоморох.

    Солнце яркое встаёт!
    Спешит на ярмарку народ.
    А на ярмарке товары:
    Продаются самовары,
    Продаются аилы, санки,
    И конфеты, и баранки.
    Покупают люди сушки,
    И на дивную игрушку
    Смотрят долго, не спеша:
    До чего же хороша!

    Второй скоморох.

    Свистят свистульки-утки,
    Свистит петух-проказник,
    Ой, вы гости дорогие!
    У нас игрушки расписные,
    Веселы и ярки.
    Покупайте их в подарки!

    Дети. Ой, сколько здесь всего! Глаза разбегаются! Смотри- ка, Матрёшка!

    А здесь деревянные игрушки! А вот глиняные! Это же свистульки!

    Ой, а вот игрушки из бересты! А это что? Юла!

    Ведущий. Стойте-ка, ребята. Что, у вас глаза разбегаются от такого количества игрушек? Вы теперь поняли значение выражения “глаза разбегаются”? Это когда один глаз смотрит, например, на зайца, а второй косится на коня-качалку? Нравятся ли вам игрушки? Тебе, Саша, что больше всего понравилось? А тебе, Вика? Хотите узнать про эти игрушки интересное? Откуда они появились и как их делают?

    Алый шелковый платочек,
    Яркий сарафан в цветочек.
    Упирается рука
    В деревянные бока.
    А внутри секреты есть:
    Может три, а может шесть.
    Разрумянились немножко
    Это русские …(матрёшки)

    Девочки исполняют песню “Матрёшки” (слова И. Шигаева, музыка В. Гурьева). Танцуют.

    Мы, матрёшки, мы подружки,
    Утром рано мы встаём
    Вшестером поём частушки,
    И танцуем вшестером.
    Никогда мы не скучаем:
    Шесть у нас платочков есть.
    Чашек шесть у нас для чая,
    И салфеток тоже шесть.
    И кроваток нам не нужно,
    Потому что в час ночной
    Спим мы все одна в другой.

    Ведущий. Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.

    Игра. Назовите старинные женские имена, которыми можно назвать куколок-сестёр. (Дуняша, Матрена, Маняша, Фёкла…) Сейчас Матрёшка символ России. Её очень любят разные народы, покупают и дарят знакомым и друзьям.

    Второй ученик.

    Птица-свиристелка,
    Звонкая поделка!
    Ну-ка, ну-ка, говори,
    Что там у тебя внутри?
    Верь, не верь, же, мой хороший,
    И внутри-то ничего,
    Кроме двух сухих горошин
    И дыханья твоего.

    Ведущий: Сейчас речь пойдёт об этих чудесных игрушках. Это – дымковская игрушка. Послушайте сказку.

    Жили-были сестрица Марьюшка и братик Ванечка. Как-то сидели они в лодке на берегу реки. Налетел ветер, подхватил лодку и пустил её по реке в неизвестное путешествие. Страшно Марьюшке и Ванечка, прижались они друг к другу. Марьюшка братика успокаивает: “Не бойся, Ванечка, ветра. Мы не сделали ему ничего плохого, он нас не погубит”. Ветру стало стыдно, он подогнал лодку к берегу и скрылся. А на берегу травы и деревья большие, и только далеко слышен стук топора. Пошли дети на стук топора и вышли к дровосеку. Рассказали ему про свою беду. Дровосек пожалел ребят, повёл их к себе в дом. Когда дети вошли в комнату, ахнули. Отовсюду на детей смотрели забавные зверушки. Все чистенькие, блестящие, разноцветные. Ванечка хотел взять одну из них, да не удержал. Упала игрушка и разбилась. Ванечка заплакал. Но в комнату вошла женщина с добрыми глазами. Успокоила она мальчика: “Не плачь. Меня зовут – Мастерица. Живу я в деревне Дымково. Я научу вас делать такие игрушки. Показала мастерица как из глины делать весёлых зверей, как раскрашивать их и как свистеть в свистульку – игрушку. “Чтобы оказаться дома, нужно свистнуть и злые чары сразу растают”! Марьюшка спасибо сказала, а Ванечка дунул в игрушку. Оглянуться не успели дети, как оказались дома. С тех пор в домах у русских людей всегда были свистульки-игрушки.

    О филимоновской игрушке.

    Ведущий. А вот здесь стоят игрушки тоже сделанные из глины. Но, посмотрите, какие это необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены разноцветными полосками. А почему так? Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами, кружками, наши предки верили, что она становилась не только игрушкой, а - оберегом. В минуту опасности люди считали, что нужно быстро очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и злые духи не смогут переступить черту и не смогут ничего плохого сделать человеку. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым.

    Игра. Кто свистеть умеет? Но не просто, а мелодию песни (любой) просвистеть надо в свистульку.

    Ведущий. Молодцы! Много есть игрушек на нашем празднике. Отгадайте загадки:

    Вот игра теперь для вас -
    Стихи-загадки прочту сейчас.
    Я начну, а вы кончайте -
    Хором дружно отвечайте.

    Он с бубенчиком в руке,
    В сине-красном колпаке.
    Он весёлая игрушка,
    А зовут его…(Петрушка)

    Вот упрямый человек!
    Не заставишь лечь вовек!
    Уложили…Глянь-ка!
    Встал уж.. (Ванька-встанька)

    Серый байковый зверушка,
    Косоглазый, длиноушка.
    Ты морковку ему дай-ка!
    Вот обрадуется…(зайка)

    Он и стройный, и красивый,
    У него есть хвост, и грива.
    Но скакать не может…Жалко!
    Лишь качает …(конь-качалка).

    Бочку за бочкой
    Тянут из мешочка
    Интересно всё же, кто
    Победит сейчас в …(лото).

    Красные щёчки,
    Пёстрые платочки,
    Хлопают в ладошки
    Весёлые …(матрёшки)

    Стреляет, как пушка,
    Игрушка…(хлопушка)

    На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела,
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная …(юла)

    Ведущий. А сейчас я расскажу вам еще одну историю.

    Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева “Ауку” – спеленатого младенца. Ребятишки поиграли с “Аукой” и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он “Ауку” и думает: покажу купцам, которые торгуют фигурками. Повез её. Купцу понравилось. Он купил куклу и заказал ещё несколько штук. Так появились в крестьянском быту деревянные игрушки: кони, зайцы, медведи, птицы. Иногда, игрушки делали “с движением”: плясуны, пильщики, кузнецы и др.

    У славян игрушки всегда имели глубокий смысл. Особенно – разного рода куклы. Кукла оберегала, “хранила” ребенка, дом, род. Это куклы “берегини”, “пеленашки”, “лихоманки”, “обереги” (показать куклы). Считалось, когда дети много и усердно играли в куклы, в семье были прибыль и достаток, если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода.

    А мальчики любят играть с мячом. Знаете ли вы, из чего делались мячи в давние времена?

    Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатается, его бросали в кипяток и оставляли на полчаса. Потом вынимали, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким, мягким, а прыгал, как резиновый!

    Делали для ребятишек мячи из лыка. Резали ремешки из коры липы и плели.

    Внутри их делали пустыми или набивали песком. Эти мячи были тяжелыми и не могли отскакивать от земли. Были мячи из кожи. Набивали их шерстью или конским волосом.

    Ведущий: Ребята, как вы думаете, игрушки, о которых мы сейчас говорили, для ребят какого возраста предназначались? А совсем маленьким детям игрушки нужны? Конечно, и малышам нужно играть. Делались игрушки – погремушки так:

    Дедушка из бересты плел кубик, клал в него сухой горох или камушки. Иногда такую погремушку закрепляли на палочку. В ручку ребенку вложат, он и гремит, побрякивает, радуется.

    Кур режут, горлышко (зоб) оставляют. Сушат, трут в золе. Оно делается тоненьким, очищается. Потом его надувают, бросают внутрь горох, завязывают. Погремушка готова! Горлышко у кур маленькое, погремушка получается как раз по кулачку ребенка.

    Когда резали поросенка, то оставляли мочевой пузырь. Из него не только погремушку можно было сделать, а даже воздушный шарик! Сначала пузырь чистили, потом в золе раскатывали. Он становился большой, плотный. Чтобы запаха не было, его присаливали. Только потом высушивали. После просушки пузырь мяли, и он становился мягким и светился. Можно было бросать в середину камушки, пуговицы, горошины. Получалась большая погремушка. А можно было надуть пузырь, вот и шарик воздушный! Эти шарики раскрашивали красками, что одежду красят. Вот малым детям утеха была!

    Ребята, подошла к концу наша прогулка по ярмарке. Много мы сегодня узнали об игрушках, в которые играли наши предки, когда были маленькими. Некоторые игрушки мы попробуем изготовить сами на уроках труда. А если вам стало интересно узнать еще об игрушках, я предлагаю вам посмотреть, почитать книги из серии “Природа славян”. Они на нашей выставке.

    Спасибо за внимание!

    Статьи по теме: