Семейные ценности нетрадиционных семей. Нетрадиционная семья

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Филиал в г. Муроме

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

Психология семейных отношений

На тему:

«Модели современной семьи. Традиционные и нетрадиционные формы брака»

Выполнил: студентка IV курса

Гр. 28/ПМС - 41

Вялова Е.В.

Проверил: к.п.н.

Ильина Е.А.

Муром, 2011 г.

1.Модели современной семьи………..............................................................3

2. Традиционные и нетрадиционные формы брака……………………… 5

Список литературы…………………………………………………………..16

1. Модели современной семьи

В настоящее время существует три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются. Далее расскажу Вам о них чуть подробнее.

Патриархальная семья - наиболее часто встречающаяся модель. Ведущим в ней является родственные отношения: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей и детей. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относиться. Ее основные функции - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Социализация приобретает другой смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, в следствии этого возникает значимость взаимного превыкания супругов в психологической, бытовой, сексуальной, духовной сферах. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь.

Изменение в социальном положении женщин приводит к возникновению супружеской семьи . Женщины осваивают новые сферы деятельности - общественную, трудовую, политическую, культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание "двойного" стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, обустройство домашнего быта, рост детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с "традиционными" семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

Можно сказать, что супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна равноправность и в то же время расхождение ролей супругов. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее умение вести хозяйство, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для реализации и равноправия каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для появления детей.

Можно сказать, что во многих странах, супруги концентрируют идею семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, тем самым предавая большую значимость супружеским отношениям.

2. Традиционные и нетрадиционные формы брака

Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т. е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Меньшинство, скептически относящееся к институту брака, численно растет во всех странах цивилизованного мира. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно 18% всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться «в принципе самостоятельными и независимыми».

Жить одному - это исторически новый феномен. Произошедшая резкая перемена проявляется особенно ярко в больших городах. Все больше мужчин и женщин в «подходящем для брака» возрасте решаются жить одиноко. С точки зрения социальной инфраструктуры это становится возможным благодаря развитой сети услуг и технической помощи в больших городах. Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

□ Рост образования женщины, что порой резко меняет ее взгляды на представления о самореализации, она жаждет и ищет возможности состояться в профессиональной сфере, в сфере духовных исканий, в области серьезных увлечений - эти установки «уводят» современную городскую женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз.

□ Преобладающее число женщин в брачном возрасте (одна из причин - высокая смертность мужского населения, в том числе в результате аварий, убийств, военных действий).

□ Распространенная в некоторых слоях населения и соответствующая некоторому аспекту реальности точка зрения, что легче прожить одному. Одна из причин - экономическая: рост безработицы, задержки с выплатой зарплаты, отсутствие (или се недостаточность) государственной поддержки семье, неопределенность и нестабильность будущего, высокая криминогенность нынешней российской ситуации. Выгоды от психологического комфорта проживания в семье перекрываются издержками социально-экономического положения дел в семейной политике.

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин.

Следует добавить, что установка на одиночество, жизнь в моноварианте может и не быть пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки «добыть» партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, т. к. именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25% пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. 90% женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но необязательно с этим партнером. Проанализируем доводы «за», которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:

□ такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа («пробный брак»);

□ в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости («пробный брак»);

□ в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение (в случае ссор у партнеров исчезает аргументация типа: «Ты зачем на мне женился?» или «Ты мне жена, наконец?»), исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после печати в паспорте (длительные отношения - «несупружеская семейная жизнь»).

□ незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях («несупружеская семейная жизнь»).

Рассуждения о большей свободе и духовности в случаях незарегистрированного сожительства также не очень устойчивы и достоверны: известны и негативные, и позитивные варианты развития

Следует добавить, что кроме психологических есть еще своеобразные для России социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие.

Сознательно бездетный брак. (Специально подчеркиваем, что предметом рассмотрения является сознательно бездетный брак, т. е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей; все варианты в ситуациях, когда проблемы деторождения связаны с плохим здоровьем, бесплодием, невынашиванием, травмами и т. п., не относятся ни к каким альтернативам, а представляют собой семейную трагедию.) 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация.

Рассмотрим проблему сознательно бездетного брака в более широком контексте мотивации, планирования и регулирования деторождения*. На уровне семьи обнаруживается влияние таких факторов, как представления супругов об удовлетворенности жилищно-бытовыми и материальными условиями, характер распределения обязанностей, совместимость ролевых позиций супругов, их отношение к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания личностью стадий становления брачно-семейных отношений.

Массовый внутрисемейный контроль над рождаемостью представляет собой процесс социальной адаптации. Смысл социальной адаптации связан с балансом между численностью и плотностью населения и экологической средой обитания. Цели социальной адаптации изменчивы и разнообразны: экологические, политические, религиозные. Каким образом они достигаются? Здесь используются разные стратегии: отказ от ребенка, откладывание рождения ребенка («поживем для себя»), упорядочение жизненных событий, деление индивидуальных ресурсов, переадресовка семейных функций, упрощение родительских обязанностей.

Таким образом, законы деторождения - социальные. Потребность в детях диктуется общественным образом: формируется установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности. Потребность иметь детей социально-психологическая, моральная по своей сути. Потребность в детях в этом смысле - индивидуальное сочетание различных установок по отношению к детям вообще, обусловленных историей развития личности.

Кроме того, рождение ребенка - акт принятия родителями (отцом и матерью совместно ) всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность.

Распространен вариант, когда в семье появляется ребенок и родители сразу же перекладывают заботу о нем на бабушек и дедушек, далее на детский сад, впоследствии на школу.

Добавим, что не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.

□ поздний возраст вступления в брак;

□ среди таких женщин выше процент разведенных, т. е. переживших неудачу в предыдущем браке;

□ высокий уровень образования, как правило, это женщины высоко интеллектуального или творческого характера труда, имеющие четко выраженные и устойчивые социально-психологические (внесемейные) потребности;

□ чаще это старшие или единственные дети в семье, рождение («появление на свет») которых плохо отразилось на браке их родителей;

□ более психически здоровы;

□ более андрогенные женщины;

□ часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу (как, впрочем, и их мужья).

Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:

□ дети мешают супружеским отношениям (эмпирически установлено, что это влияние противоречивое и слабое, т. е. корень не в детях, а в характере самих супружеских отношений);

□ дети мешают социальной активности (эмпирически подтверждается, но различия в социальной активности человека, имеющего детей, и бездетного не являются значимыми ) .

Такие бездетные семьи, в подавляющем количестве женщины, испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм («без детей нельзя»). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) ничем не хуже других, если при этом сам человек сознательно сделал свой выбор, несет за него ответственность и не испытывает психологического дискомфорта и мучений.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака*:

□ строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

□ относиться с уважением к личной жизни партнера;

□ открытость общения: свободно, открыто выражать чувства («Скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики»);

□ подвижность и гибкость ролевого общения;

□ открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

□ равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

□ аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

□ доверие: сочетание «статистического» доверия с «динамическим» доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.

Возникновение открытого брака связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через отсутствие невротических срывов в браке, постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста партнеров, обновление семьи в целом. Переход к открытому общению в браке противопоставляется:

□ карательному общению;

□ подчиненному общению;

□ «холодному» общению;

□ беспредметному общению.

Но на деле это оказывается значительным упрощением существующих проблем, но не их решением.

Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8%, в 1990 г. - 14,6%, в 1991 г. - 15,1%, в 1992 г. - 16,6%, в 1993 г. - уже 18,4%*. Непременно такая связь связана с ожиданием того, что отношения в первичной паре будут прерваны и из этой связи оформится новый брак. Как правило, такие связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют, человеку становится обременительно вести двойную игру.

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами.

В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. Зародился такой обмен брачными партнерами в 70-е годы в Скандинавии. В настоящее время такие альтернативные брачно-семейные связи характерны для 2% населения США.

Исследования таких супружеских пар зафиксировало у таких партнеров меньшую связь с родителями в детстве, практически отсутствие контактов с детьми.

Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-женщина. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое соотношение того и другого определяется лишь в процессе индивидуального развития. Гомосексуальность не является единым феноменом, ее истоки и формы многообразны. Несмотря на возможное генетическое предрасположение к гомосексуальности, в целом она строится на основе индивидуального опыта и научения.

По данным некоторых исследований жизненный путь и личностные особенности гомосексуалистов имеют свою специфику (дефицит мужского влияния в детстве, плохие отношения с отцами, особое влияние матерей, обладавших пуританским характером, у которых сыновья были любимцами, и они (матери) хотели быть в центре внимания сыновей, ранние гомосексуальные контакты с братьями и сверстниками и т. д.), по данным других - никаких значимых различий в социализации лиц с гомосексуальной ориентацией не обнаруживается. Следует отметить, что в основном к участию в исследованиях привлекались мужчины.

Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности, монотония и пр.

Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Критика социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стабилизацией отношений господства, в начале 70-х годов породила попытки противопоставить ей альтернативу в виде группового брака. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллективная семья».

С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая «большая семья»), жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. По критерию стоящих перед ними задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие макробиотические способы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые представляют временную или длительную альтернативу семейному образу жизни.

Студенческие жилые сообщества обладают финансовыми преимуществами, способствуют прагматическому решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельности, жить, поддерживая сексуальные и любовные отношения. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспериментирования и одновременно солидарную групповую защиту. Социальная структура жилых сообществ отвечает притязаниям на эгалитарные, а не авторитарные отношения. В настоящее время в университетских городках ФРГ уже до 30% студентов живут коллективно. Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включает детей. Тем самым жилые сообщества представляют одну из самых крупных опытных моделей нетрадиционного воспитания семей.

В. Сатир находит преимущество такого типа семьи в том, что ребенок видит перед собой разных людей с разными характерами. Главная проблема заключается, безусловно, в том, что между всеми взрослыми должны существовать хорошие отношения, для того чтобы такое общественное воспитание дало реальные результаты.

В жилых сообществах редко одна группа остается неизменной. В этом смысле жилое сообщество больше соответствует требованиям гибкости и мобильности, предъявляемым большей частью молодыми членами (например, чтобы облегчить перемену мест работы или учебы), чем семейное хозяйство. В связи с социальными и психологическими проблемами юности и молодости жизнь с ровесниками выполняет важную ориентирующую функцию. Принадлежность к жилым сообществам может рассматриваться как этап социализации, когда результаты воспитания в малой семье частично корректируются.

Утопические представления вроде отмены парных отношений, «свободной половой жизни» и тому подобного так, как их пытаются реализовать в групповом браке, терпят крах. Одна из причин - тот самый пресловутый эгоцентризм личности: возникает ревность супругов, детей. Для большинства людей невозможно любить чужих детей как своих собственных. Разумеется, готовность к экспериментам в вопросах эротики, сексуальности, верности или разрыва отношений в жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих малой семьей.

Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей позволяет контролировать справедливое распределение работ по дому и уход за детьми. Таким образом, в тенденции устраняется разделение труда на основе половой специфики. Отдельная пара освобождается от бремени завышенных требований к самой себе.

В жилых сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в моменты отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Коллективное право пользования снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы. Совместное пользование предметами потребления ограничивает их престижный и фетишизированный характер.

Жилые сообщества до настоящего времени в большей степени способствовали формированию экологического сознания и альтернативного потребительского поведения, чем обычные семьи.

Утрата законным браком его значения, ослабление родительских и родственных семейных отношений, «разделение» самосохранительного, брачного, сексуального и репродуктивного поведения, кризис современной семьи сигнализируют о тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений. Обрисованные альтернативы семье и браку пока еще ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Традиционные формы брачно-семейных отношений представляются менее прочными, менее безальтернативными н менее само собой разумеющимися, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни большинства.

Литература

1.Антонова. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

2. Бойко В. В. Малодетная семья: Социально-психологическое исследование. М, 1980.

3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.

И в России и в Украине я наблюдаю сейчас примерно одно и то же: борьба гомосексуалистов за право заключать браки противопоставляется праву заключать традиционные гетеросексуальные браки. Гомосексуальная семья противопоставляется традиционным семейным ценностям. Но если вдуматься, то как раз гомосексуалы сегодня как никто другой ведут борьбу за семейные ценности в самом их основном виде.

Что такое семья? В самом исконном понимании — союз двух половозрелых особей, направленный на совместное выращивание потомства и ведение хозяйства, этому выращиванию способствующего. Если копнуть еще глубже — союз, существующий в рамках большого клана.

Секс здесь дело абсолютно вторичное. Его главная роль в семье — продолжение рода. Все остальные функции секса вполне могут реализовываться вне семьи или не реализовываться вообще (мы говорим про традиционное сообщество, да). Увы, так получается, что секс не всегда является гарантией последующего появления детей. Проблемы со здоровьем, репродуктивной функцией, возрастные ограничения. Бездетные семьи раньше брали сирот на воспитание или обсыпали благами и любовью племянников каких-нибудь. Со временем медицина расширила возможности решения этой проблемы, от ЭКО до суррогатного материнства. И деторождение стало еще меньше зависеть от сексуальной жизни родителей.

Важна ли половая принадлежность взрослых в семье? Тех самых взрослых, которые воспитывают ребенка? По большому счету — не важна. Большинство советских и постсоветских детей выросли в однополых семьях, состоящих из мамы и бабушки. И ничего, живут себе. И многие из них даже не стали гомосексуалистами;)

Гомосексуальный состав семьи был проблемным лишь по той причине, что не мог воспроизводить себе подобных. И именно поэтому подобные союзы не становились полноценными семьями с точки зрения общества. Сейчас же, как мы выяснили парой абзацев выше, дети появляются не только от пенетрации. Так что значение секса в семье сильно преувеличено.

Давайте теперь посмотрим по сторонам. Что мы видим? Все меньше мужчин и женщин желают заключать официальные браки. Многие вообще избегают более-менее серьезных отношений, ограничиваясь легкими, ни к чему не обязывающими связями. Все больше мужчин бросает свое потомство без копейки алиментов. Армия сторонников позиции чайлдфри — растет и продвигает свои идеи (не отказываясь при этом, замечу, от традиционного гетеросексуального секса). Статистика усыновлений — удручает. Но по-настоящему пугает статистика возвратов в детдома. Семейные ценности в обществе, как видим, процветают.

И на фоне этого существует группа людей, которые борятся за свое право заключать браки и воспитывать детей. То есть за те самые настоящие семейные ценности. И этой группой, то есть борцами за семейные ценности как раз и являются представители сексуальных меньшинств.

То есть вдумайтесь еще раз: гетеросексуальная пара, которая не женится и детей заводить не планирует — с точки зрения никакой угрозы семейным ценностям не несет. А гомосексуальная пара, которая хочет быть полноценной семьей и растить детей — это просто порушит весь институт семьи.

Хотя на самом деле разница лишь в том, как эти пары занимаются сексом. Понимаете? Разница не в подходе к семейным ценностям, а к сексуальным привычкам.

Я знаю, что для многих радикально настроенных граждан моя мысль будет слишком сложна для понимания. Но я предлагаю всем поднапрячься и попробовать вдуматься в написанное, а не разговаривать с тараканами в собственных головах.

Представьте, что вас с возлюбленным вдруг объявили вне закона, потому что вы оба любите позу 69, а она не приводит к зачатию, не одобрена церковью и вообще оральный секс — аморален. Вам не дадут усыновить детей или заберут ваших, если уже такие появились. Вам не дадут заключить брак или обхявят вашу семью недействительной. Вас объявят растлителями подрастающего поколения и пропагандой аморального поведения. Только потому что вы в своей спальне занимаетесь сексом не так, как положено. В то время как соседская семья, в которой бухают и бьют ребятишек — будет вполне легитимна и угрозы для общества представлять не будет. Потому что секс у них правильный. А то что дети вырастут психами, склонными к алкоголизму — так это мелочи. Главное, чтобы традиции чтили… И в церковь ходили по воскресеньям.

право на совместно нажитое имущество;
алименты в случае развода (в тех странах, где наравне с легализацией брака разрешено усыновление и воспитание детей);
общая на двоих фамилия;
медицинское и социальное страхование;
право быть доверенным лицом супруга в различных общественных инстанциях.
Плюсы и минусы однополых браков
Любое явление, каким бы оно ни казалось отрицательным и болезненным для общества, имеет положительные и отрицательные аспекты - легализация однополых браков, не исключение. Всегда существовали люди, их меньшее количество, которые в силу врожденных особенностей отличаются от большинства и тяга к представителям своего пола у них непреодолима и заложена генетически. Страны где легализованы однополые браки избрали такой путь. возможно из благих человеческих побуждений, чтобы преодолеть социальное неравенство. Во что это выльется в обществе - вопросов пока больше, чем ответов.
Однополые браки, плюсы (очевидны для самих супругов):
люди одного пола лучше понимают друг друга, возможен более крепкий союз, основанный на взаимопонимании;
законный брак дает право гомосексуальным и лесбийским парам распоряжаться совместным имуществом, вести хозяйство;
отсутствие дискриминации по гендерному типу, как часто бывает в гетеросексуальных семьях;
экономия на гардеробе и обмен одеждой.
Минусы однополых союзов:
Порицание гетеросексуальным обществом, иногда вытекающее во враждебность и применение насилия.
Неполноценность в воспитании детей, у которых в дальнейшем может сформироваться ложная половая самоидентификация и насмешки со стороны детей из полноценных семей, это приведет к психологической травме, формированию комплексов и невроза.
легализация однополых браков
Зачем легализуют однополые браки?
Традиционное гетеросексуальное общество на легализацию однополых браков смотрит с осуждением и страхом за будущее наций. Зачем нужны однополые браки, на этот вопрос правительство и народ каждой страны имеет свои точки зрения, но в целом причины выглядят следующим образом:
признание, что люди, относящиеся к секс-меньшинствам заслуживают такие же права на законный брак, что и все остальные;
борьба с гомофобией, предубеждениями и дискриминацией.
Однополые браки в православии
Однополые браки в Библии считаются недопустимыми и сами отношения между представителями одного пола греховными и подлежащими осуждению. Заповеди Моисея в книге Левит относят гомосексуальные акты к «мерзостным и гнусным обычаям». В современном православном христианстве, почему запрещены однополые браки? Этому есть ряд причин:
Дар Творца заключался в создании людей различного пола: мужчины и женщины.
Супружеский союз воплощает в себе изначальную волю Создателя: продолжение и приумножение человеческого рода (однополые супруги не способны к реализации божественного замысла, к зачатию).
Союз мужчины и женщины - это не только телесная различность, но и разные образы дополняющие друг друга в супружестве (в однополых браках отсутствует взаимодополнение.
Однополые браки в исламе
Однополые браки и церковь – несовместимые понятия. Только традиционный брак между мужчиной и женщиной священен и угоден Аллаху. Гомосексуальность и лесбиянство в исламе уголовно наказуемо, вплоть до смертной казни (например, сбрасыванию с высоких зданий, жестокому забиванию камнями), в таких странах, как:
Иран;
Афганистан;
Судан;
Саудовская Аравия;
Нигерия.
Во избежание распространения гомосексуализма существуют жесткие предписания:
дети (мальчики и девочки) с семилетнего возраста не должны спать в одной кровати;
мужчины не должны целовать друг друга в щеку (разрешены рукопожатия и поцелуй руки старшим);
нельзя находится в одном месте зрелым мужчинам с юношами, у которых еще отсутствует растительность на лице;
запрещаются просмотры порнофильмов и чтение литературы гомосексуальной тематики.
однополые браки
Однополые браки в мире
Где разрешены однополые браки - все больше людей, чувствующих себя отличными от гетеросексуалов, интересуются этим вопросом. Список стран, где происходит легализация однополых союзов, увеличивается с каждым годом. Супруги в таких браках имеют право на все льготы и социальные привилегии, как и в обычном, традиционном союзе. В каких странах разрешены однополые браки (топ-10):
Нидерланды (2001г.);
Норвегия (2008г.);
Швеция (2009 г.);
Мексика (2009 г.);
Аргентина (2010 г.);
Бразилия (2011 г.);
Дания (2012 г.);
Франция (2013 г.);
США (2015 г.);
Германия (2017 г.).
Однополые браки в России
Разрешены ли в России однополые браки - ответ однозначный «нет». Россия страна с многовековыми традициями и устоями, среди которых представление о семье почти не изменилось. Брачные отношения в Российской Федерации регулируются законодательством, и основаны на добровольном обоюдном согласии брачующихся мужчины и женщины. Некоторые люди с нетрадиционной ориентацией пытаются заключить брак на территории иностранного государства, и если это обычный союз, то он считается действительным, но однополый брак – не будет иметь юридической силы.
Однополые браки в США
Если вспомнить недавнее прошлое Америки, то нетрадиционные отношения подвергались гонению полицией, а про однополые браки и речи не могло быть. Гомосексуалисты, пойманные в публичных заведениях, гостиницах подвергались уголовному наказанию и унижению со стороны общества. Списки публично освещались, люди лишались репутации, работы, социального статуса и поддержки родных. Лишь к концу XX в. в социуме утвердилось так называемое «домашнее партнерство» - неофициальный брак. Легализация однополых браков в США свершилась полностью для всех 50 штатов 26 июня 2015 г.
Однополые браки в Японии
На вопрос, в каких странах легализованы однополые браки кроме США, можно смело назвать Японию, вернее столицу - Токио. Ликование японских геев не пришлось по душе консервативным политикам, до конца выступающих против такого явления, как однополые нетрадиционные браки. Япония старается не отставать от Америки и решить раз и навсегда вопрос дискриминации секс-меньшинств путем легализации таких союзов наравне с традиционными.
Однополые браки в Германии
Легализация однополых браков в Германии произойдет с октября 2017 года. На данное время разрешены однополые гражданские союзы или партнерства, разрешение на которые было получено в 2001. Население Германии в числе 83% проголосовало за свободу в выборе партнера любого пола и заключение с ним брачного союза. Интересен тот факт, что канцлер Ангела Меркель долгое время была на стороне ЛГБТ-сообществ и буквально за несколько дней до голосования по принятию закона отказалась поддержать данный законопроект, руководствуясь тем, что традиционный союз – это мужчина и женщина.
где разрешены однополые браки
Однополые браки во Франции
Страны, где разрешены однополые браки, постоянно пополняются. Франция решила этот вопрос еще в мае 2013 года. Президент Франсуа Олланд обозначил это как важнейший аспект наравне с внедрением других социальных реформ. Больше половины жителей поддержали принятие закона. Однополым супругам было дано разрешение усыновлять и воспитывать детей, в отличие от других европейских стран, где дальше легализации браков пока не пошло. Принятие закона усилило агрессивные тенденции со стороны гетеросексуалов, что привело к большему проценту насилия по отношению к гомосексуалистам.
Однополые браки - известные люди
Со стороны это смотрится капризом или средством вызвать, подогреть интерес к собственной персоне... и все-же это может быть любовь, хотя и непонятная для большинства людей традиционной ориентации. Известные однополые браки среди звездных личностей, которые, не обращая внимания на пересуды, узаконили свои отношения и живут вместе долго и счастливо:
Элтон Джон и Дэвид Ферниш. Пара вместе уже больше 17 лет. Элтон помог Дэвиду избавиться от алкогольного пристрастия и считает своего избранника кинорежиссера Дэвида самым искренним человеком на свете.
разрешены ли в россии однополые браки
Ричард Чемберлен и Мартин Рэббетт. Союз длился 34 года.Знаменитый актер, сыгравший в фильмах «Сегун» и «Поющие в терновнике» своей мужественностью вызывал трепет сердец у женщин. Ричард вынужден был долгое время скрывать свои отношения с Мартином, так как его актерской карьере пришел бы конец. Сейчас, вспоминая свою первую встречу с любимым человеком, Ричард говорит, что это самый правильный его выбор.
в каких странах разрешены однополые браки
Элен ДеДженнерис и Портия де Росси. Известная телеведущая и актриса в браке уже более 6 лет и задумываются о потомстве.
однополые браки в сша
Джоди Фостер и Александра Хедисон. В своей ориентации актриса призналась еще в 2007 году. Роман Джоди с известным фотографом Александрой Хедисон начался в 2013 году и продлился год, после чего пара узаконила свои отношения.
легализация однополых браков
Том Форд и Ричард Баркли. Этот союз знаменитого дизайнера и редактора за 23 года перенес немало испытаний, самое тяжелое из них онкологическое заболевание Ричарда.

Могут ли дети в однополых семьях быть счастливыми? Как к ним относятся окружающие? Может ли однополая семья воспитать полноценного ребенка? Влияет ли сексуальная ориентация родителей на предпочтения детей? «Бумага» задала эти вопросы взрослым, выросшим в «нетрадиционных» семьях: с двумя мамами, с двумя отцами и сыну «шведской» семьи.

«Мне говорили: „У меня ни одного папы, а у тебя целых два!“. В общем, мне повезло»


- Ваша сексуальная ориентация? - Традиционная. Я лояльно отношусь к сексуальным меньшинствам, но для себя не рассматриваю других вариантов, кроме гетеросексуальных отношений. - Расскажите, пожалуйста, о своих родителях. - Они познакомились случайно. Уже почти 20 лет вместе. - Получается, вы ребенок от предыдущих отношений? - Да. С тем родителем не общаюсь. Не тот человек, неадекватный человек. - У вас никогда не было ощущения, что не хватает мамы? - Вы скучаете по человеку, который живет через два квартала или которого вы никогда в жизни не видели? Вот и я не скучаю. Это незнакомый человек, и я не знаю о ней ничего. - Как вы называли своего второго папу? - Так и называю - папа. Папа и папа. В детстве было забавно, я всем говорила: «А у меня два папы». У меня было много знакомых, которые жили в разведенных семьях с одной мамой, и они говорили: «Ну, вот… У меня ни одного папы, а у тебя целых два!». В общем, мне повезло. На самом деле, это очень классно: я сейчас в компании с ребятами очень хорошо общий язык нахожу, может быть, лучше, чем большинство девочек. У меня нет никакого дискомфорта в общении с противоположным полом. - Вы часто встречались с негативным отношением к вашей семье? - Люди просто не всегда понимают, в чем дело. Обычно я говорю: «папа и отчим», и это всех устраивает. Не то чтобы люди негативно относятся к однополым семьям, просто они настолько незнакомы с этим, настолько далеки от этого, что порой трудно объяснить. Но объяснить можно. И тогда люди понимают, если адекватные. А с неадекватными стараюсь не общаться. - Я всегда это воспринимала как данность. Конечно, в какой-то момент я подумала, что что-то, наверное, по-другому… Но все в таких разных семьях живут: кто-то только с мамой, кто-то только с папой, кто-то вообще непонятно как. Мне кажется, никого уже ничем не удивишь особо. Меня удивляет наоборот, когда в традиционных семьях друг другу люди ставят какие-то требования, ультиматумы. Когда люди относятся друг к другу не как родственники и семья, а как какие-то потребители, которые друг от друга только тянут и ничего не отдают взамен. У нас такого нет. - Как вы оцениваете свое детство? - Мне кажется, оно было классное. Очень насыщенное - всякие поездки, походы в большой компании. Мне папы всегда костюмы шили, в школе, в детском саду… Я «снежинку» как-то танцевала. Мои родители вообще очень творческие люди, поэтому и я с детства, например, пела и на скрипке играла. - Я считаю, что вообще не все люди могут воспитать нормального человека. И я считаю, что это в принципе не тема для обсуждения. Тогда можно обычным людям запретить рожать детей - а вдруг они нормально не смогут воспитать своего ребенка? Это такой же бред. Конечно, гомосексуалы способны воспитать ребенка, если они по-человечески адекватны. Я считаю, что у ребенка в первую очередь должна быть семья. Когда меня папы в первый класс записывали, то в графу «родители» вписали двух пап. Им сказали, мол, самое главное, что родителя два, и это уже круто и здорово.

«Бывает, шутят по поводу моего молодого человека что-нибудь вроде: „А двух тещ он не боится?“»


- Ваша ориентация? - Я бисексуальна, но сейчас в гетеросексуальных отношениях. - Если честно, я не помню, сколько лет они вместе, но довольно давно. Я ребенок от предыдущих отношений матери. Я прекрасно знала своего отца, но в последние годы он не очень поддерживал с нами контакт. - Было ли у вас ощущение, что вам «не хватает» отца? - Нехватки отца не было. Скорее - ощущение, что я скучаю по одному из близких людей, родственников, потому что, в отличие от младшей сестры, я его помню не по редким звонкам и встречам, а как любящего папу. - Помните ли вы тот момент, когда впервые поняли, что ваша семья отличается от других? - Такого момента не было. Причина, возможно, в том, что я всегда видела, что моя семья отличается от других. Когда была маленькая, видела бородатого грозного байкера - своего отца, и мать, не отстающую от него по специфичности внешнего облика, и бабок у подъезда, которые всегда неодобрительно смотрели на нашу семью. А потом появилась вторая мама. И как-то вышло, что я этому не удивилась, и абсолютно никто из моего круга не сказал мне, что это плохо. А сказали бы - не поверила. - Сталкивались ли вы когда-нибудь с неудобными ситуациями, связанными с вашей семьей? - Была лишь одна такая ситуация, когда я училась на дизайнера, и в моей группе была девушка, которая позволила себе грубые и осуждающие высказывания на тему ЛГБТ-семей и детей в этих семьях. Ситуация для нее очень быстро стала неудобной, потому что мы тогда общались, и я ей сообщила, что она, по сути, нелестно высказалась обо мне и моей семье. - У вас было счастливое детство? - У нас с сестрой было прекрасное детство. Хотя бы потому, что все всегда решалось спокойно: родители никогда не орали на нас, не поднимали руку. Ярких воспоминаний много: когда первый раз меня сажали на мотоцикл, как ездили с мамами в другие города и на пляж, просто прогулки. - Как родители относятся к вашей ориентации, к вашим отношениям с партнерами? - Прекрасно. Конечно, бывает, делают шутливые пафосные лица и говорят по поводу моего молодого человека что-нибудь вроде: «А двух тещ он не боится?». - Вполне. Я живу с молодым человеком довольно давно. Мы поддерживаем друг друга и живем так, как обычно живут нормальные, здоровые пары. - Как вы считаете, способна ли нетрадиционная семья воспитать полноценного ребенка? - Да. Не надо думать, что если две женщины организовали семью, то это две ванильно-инфантильные особы. Это не так. И наоборот, если это два мужчины, то это тоже что-то подобное. Это вполне себе полноценные пары со вполне себе полноценными отношениями и видением мира. Поэтому никаких препятствий здесь я не вижу.

«Не нужно свадеб дурацких или еще чего-то, что раздражает общество, но хотя бы какое-то гражданское партнерство»


- Ваша ориентация? - Гей. - Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях. - Мама занималась конькобежным спортом. Ее тренировала бывшая чемпионка СССР. При этом она училась на следователя. Познакомилась с отцом на учебе. У них была такая маленькая компания - отец и его друг - друзья с детства, молодые лейтенанты. И тут возникла щекотливая ситуация - они настолько были «не разлей вода», что встал вопрос: чья она будет девушка? Тут у них, как я понял, началась конкуренция, но в результате они решили не терять дружбу и спросили маму, с кем она хочет остаться. И она ответила: я не могу из вас выбрать никого. И кто-то тогда сказал, мол, может, мы будем жить одной дружной семьей? И все согласились. В 22 года они познакомились, я родился, когда им было 25. Документы они, естественно, оформили с одним отцом. А от кого я? Я точно не могу сказать - в то время никакого генетического исследования не проводилось, а потом это уже потеряло всякий смысл. - А папы между собой не состояли в гомосексуальных отношениях? - Нет, конечно. Или я этого просто не знал. У нас была открытая семья, но не до такой же степени. Что у них там происходит в спальне - это меня не касается. - А как вы называли своих родителей? Это были два папы, и вы их так и звали? - Да, я звал их «папа» и «папа», и все. Вопросов ни в детском садике, ни в школе не возникало. Я всем говорил, что у меня два папы, а ребенка, как правило, никто не слушает. - Был ли у вас момент в детстве, когда вы вдруг поняли, что ваша семья чем-то отличается от других? - Наоборот даже. Когда меня друзья спрашивали: «У тебя что - два папы?», я говорил: «Да, у меня два папы», и они просто завидовали. Потом, когда стал подрастать, иногда соседи сплетничали. - Были ли какие-то яркие и неприятные моменты, связанные с непониманием окружающих? - Ну, однажды мне одноклассник сказал, что моя мама, грубо говоря, проститутка, и тогда я набил, извините, своему сверстнику морду. Все. Больше ничего особенного не было. - У вас было счастливое детство? Какие самые яркие и счастливые воспоминания, связанные с семьей? - У меня вообще не было проблем, пока я не начал жить самостоятельной жизнью, к которой я, впрочем, был подготовлен своими родителями. У меня была яркая, насыщенная жизнь. Ночные походы, поездки на рыбалку, футбол. Зимой - лыжи. С учетом того, что и отцы много зарабатывали, и мать была на службе в советское время. Мы отдыхали вместе, даже выезжали за границу. У меня не возникало негативных эмоций. И когда мне было плохо, не было таких ситуаций, когда я не мог бы обратиться к кому-то из родителей за вопросом или за советом. - Как вы считаете, нетрадиционная семья как-то повлияла на вашу ориентацию? - Нет, абсолютно. Я к осознанию того, что я гей, пришел только где-то к 17–18 годам. - Насколько вы довольны своей личной жизнью? - Я чувствую себя явно не на тридцать шесть, а максимум на двадцать. Я счастлив. У меня есть все, что я пожелаю. Мы вместе 14 лет. Нам есть, где жить, у нас большие планы. Финансовых проблем не испытываем, потому что нормально зарабатываем, много путешествуем. Если бы, конечно, не эта дурацкая ситуация в стране, мы могли бы воспользоваться услугами суррогатной матери. У нас есть на это деньги, и мы знаем, что наши отношения будут разрушены, только если мир рухнет. У нас нет сомнений в нашем будущем, но в нашей стране однополым парам нереально завести ребенка. Вдруг на меня завтра свалится кирпич или случится сердечный приступ, а мы с партнером никто друг другу юридически. У нас в стране даже элементарное партнерство оформить нельзя. Не нужно свадеб дурацких или еще чего-то, что раздражает общество, но хотя бы какое-то гражданское партнерство. - Как вы считаете, способна ли нетрадиционная семья воспитать полноценного ребенка? - Да, совершенно точно. Если моя мечта о ребенке осуществится - но я чувствую, что она осуществится только тогда, когда мы уедем за границу, - тому ребенку, который у нас будет, мы сможем дать все: и хорошее образование, и свою любовь. Потому что я его буду воспитывать в том же духе, что меня воспитывали мои родители, и учить тому, чему меня учили - открытости, доверию и любви.

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традицион­ным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир на­зывает такие семьи нетрадиционными и приводит их описание*, которое будет использовано в дальнейшем с учетом поправок на российскую действительность. Из немалого числа приведенных в литературе по проблемам семьи типологий эта, на наш взгляд, отличается неким «психологизмом», что обусловило данный выбор.

* Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

В наше время многие дети воспитываются не теми взрос­лыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной. К неполным семьям предъявляются особые требова­ния. Можно выделить три типа таких семей:

□ первый тип - это когда один родитель ушел, а остав­шийся не вступил в повторный брак;

□ второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;

□ третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаше всего семьи с одним родителем со­стоят из женщины-матери и ее детей.

Проблема состоит в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста де­тей и взрослого?

Возрастает число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) деть­ми. В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными. По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыду­щих партнеров.

В первом случае смешанная семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены. Во втором случае в ее состав входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа. В третьем случае семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семейной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и раз­вивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, когда два че­ловека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов.


Семья, берущая ребенка на воспитание, - другая форма смешанной семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры семьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены.

Обычно ребенок становится приемным в том случае, когда по какой-либо причине его собственные родители не могут о нем заботиться. Часто родители совершенно пренебрегают свои­ми обязанностями - бьют, наказывают или обижают ребенка, поэтому кто-то вынужден забрать его из их дома. Почти все при­емные дети попадают в детские дома по решению суда. Так что соглашение относительно ребенка происходит теперь не только между приемными и родными родителями, но и с участием суда.

Иногда оба родителя умирают, и ребенок остается сиротой. Родственники или опекуны, не желая отдавать его в детский дом, ищут семью, способную взять его на воспитание, что ха­рактерно для американской семейной политики. В отечествен­ной практике ребенок-сирота, как правило, сразу попадает в детский дом, усыновление ребенка осуществляется по согласо­ванию с опекунским советом. Иногда есть причины, по которым его нельзя усыновить (удочерить). В таком случае у ребенка не будет устойчивого положения в семье, которая взяла его на вос­питание.

Если родителей ребенка нет в живых, то перед приемными родителями стоит серьезная задача: отдавать себя целиком тому, кто не является родным ребенком.

Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобраз­ны и поэтому отличаются от других, тем не менее у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми други­ми семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если суп­руги привносят в нее заботу и творчество.

Все упомянутые и описанные проблемы могут быть и в обык­новенных семьях. Мужья и жены могут ревновать друг друга, дети могут чувствовать себя брошенными или ревновать родителей к сестрам и братьям. У всех может возникать чувство одиночества, обособленности от других членов семьи.

Дело в том, что вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, настолько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. По мнению В. Сатир, в этом смысле все се­мьи одинаковы.

Статьи по теме: