Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Семинар-практикум "здоровьесберегающие технологии"

Кривцова Анастасия Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Семинар практикум для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Участники семинара : воспитатели и родители .

Цель семинара : раскрыть смысл необходимости внедрения .

Задачи семинара :

1. Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

2. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

3. Установить тесную связь воспитателей и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

1. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения ;

2. Сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей ;

3. Родители овладели конкретными приёмами оздоровления .

4. Актуализированы детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.

Ход семинара:

1. Даём родителям описание видов , их актуальности, а также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

2. Проводим анкетирование.

3. Рассказываем какие закаливающие мероприятия мы проводим в группе.

4. Проводим с родителями физминутки , дыхательные гимнастики, зарядки.

6. Отвечаем на вопросы родителей .

7. Раздаем буклеты «В здоровом теле – здоровый дух » .

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь .

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей . Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников , все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников , к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий .

Здоровьесберегающие технологии - это :

Организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей ;

Качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики .

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья , дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни , заложив в нем культуру здоровья .

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья , как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью , безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы , профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы .

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы :

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников .

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ .

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра) ;

День здоровья .

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения .

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей , который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей , сам должен быть здоровым , иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья ". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками :

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик :

Гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение) ;

Мимические разминки;

Пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

Дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ;

Точечный массаж;

Упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное развитие.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает :

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка , зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка , к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители , все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье - бесценный дар !

2. Анкета :

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка ?

б) частично

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

б) отчасти

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни ?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

б) частично

3. В нашей группе мы проводим с детьми следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание в группе, приемной и в спальне;

Ежедневная утренняя зарядка;

Дыхательная гимнастика во всех видах деятельности, физминутки, пальчиковые игры;

Физкультурные занятия 3 раза в неделю;

Дневной сон без маек;

Умывание лица и рук под краном (1 мин) ;

Ежедневные прогулки (днем и вечером) ;

Босохождение после дневного сна по ребристой доске и массажным дорожкам.

Гимнастика после сна.

4. Упражнения для родителей , которые мы проводим с деться :

Утренняя гимнастика :

«Как у нашей кошки»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а котятами.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

(Дети изображают действия котят)

Хвостиком играют.

(горбят спинки и шипят)

А у них на лапках

(стоят на коленях, вытягивают руки вперед)

Острые царапки,

(шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

(Имитируют умывание)

Лапкой ушки почесать

(чешут за ушками)

И животик полизать.

(«лижут» животик)

Улеглись на бочок

(прогибают спинки)

И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки.

(разбегаются (бег в течение 30 секунд)

Пальчиковая гимнастика :

«Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

(Руки над головой «домиком» ).

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко» ).

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) .

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх) .

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены) .

Пёс ворота охранял.

(Одна рука «пёс» , мизинец отсоединить от других пальцев).

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) .

Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх) .

Физминутка :

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Дыхательная гимнастика :

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки : о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Гимнастика для глаз :

Са-са-са – прилетела к нам оса.

(Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать движение пальца вправо-влево. Голова неподвижна)

Су-су-су – мы увидели осу.

(Проследить движение пальца вверх-вниз)

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

(Описать в воздухе круг и проследить взглядом)

Са-са-са – улетай скорей оса.

(Проследить движение по кругу в другую сторону)

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай.

(Спрятать руки за спину и покачать головой.)

Ой-ой-ой – побежали мы домой. (Мигать глазами.)

Семья, где есть постоянно болеющий малыш, нуждается в особом образе жизни. И речь ни в коем случае не идет о снятии физической нагрузки или уменьшении контактов. В большинстве случаев активная социальная жизнь не только не мешает малышу адаптироваться, но, наоборот, помогает. Даже если все проблемы идут, на первый взгляд, из социума. Посудите сами, чего можно добиться, заперев кроху в четырех стенах? В лучшем случае - потери интереса к общению и неумению выстраивать отношения с людьми в будущем. А в худшем случае можно спровоцировать устойчивые фобии по поводу общения с людьми и ухудшение исходного, и без того непростого, состояния.

В борьбе со статусом ЧБД нет ничего непосильного. Главная трудность заключается в том, чтобы поверить в собственные силы, запастить терпением и начать серьезно и честно использовать советы и рекомендации, о которых речь пойдет дальше.

Рациональный режим дня

В идеале - необходимо придерживаться одному и тому же распорядку дня. Он лежит в основе здорового образа жизни , и каждый врач с удовольствием подпишется под этой рекомендацией. Для детей соблюдение режима дня еще более важно : ведь их психика более тонкая, чувствительная и легкоранимая. Сбалансированный распорядок дня оказывается для нее хорошей палочкой-выручалочкой.

Не придерживаться следующих правил :

Увеличить ночной сон на 1 - 1,5 часа, укладывая ребенка пораньше в постель;

Обязательно ввести дневной сон или отдых в постели (даже если ребенок уже не спит днем, ему нужно выделить час на «лежание» без музыки, мультиков и игрушек);

Увеличить время прогулки на свежем воздухе на 1 час или добавить прогулку перед самым сном, которая, естественно, не должна отличаться шумностью и слишком большой активностью;

Ограничить поездки в общественном транспорте;

Полностью исключить телевизор со «взрослыми» программами и ограничить мультики (до 1-2 в день) ;

Свести к минимуму время, проводимое ребенком за компьютером, игровой приставкой и т. п.

Подобные меры очень хорошо восстанавливают нервную систему.

Также деткам со статусом ЧБД полезны выезды на отдых, однако лучше исключить длительные перелеты и смену климата. В межсезонье и в холодное время года можно совершать кратковременные поездки в загородные пансионаты на выходные. Отдых на природе, свежий воздух пойдут на пользу не только нервной системе малыша и его физическому здоровью , но и здоровью родителей .

Рациональный режим питания

«Мы - то, что мы едим» .

Следите за тем, чтобы ребенок ел ежедневно крупы, молочные и кисломолочные продукты, фрукты и овощи. А вот сладостями можно пожертвовать, заменив их сухофруктами и цукатами.

Не секрет, что ребенка сложно заставить есть полезную пищу, поэтому придумывайте «обманки» , например, можно добавлять измельченные фрукты в творог и каши, а из отварных овощей делать забавные фигурки. Детская еда должна быть не только полезной, но и выглядеть привлекательно. Пожалуй, только так можно заставить ребёнка съесть то, что ему необходимо.

Родителям , чьи дети страдают пищевой аллергией, надо не только придерживаться рекомендованной диеты, но и следить, чтобы стол крохи был по возможности разнообразен. Безусловно, это требует определенных усилий и изобретательности. Однако не жалко никаких стараний, когда видишь, как драгоценное чадо уплетает за обе щеки обед.

Также необходимо с пониманием относиться к рекомендациям врачей. Порой кажется, что они перестраховываются и запрещают слишком многие продукты. Такое щепетильное отношение продиктовано серьезными последствиями употребления не подходящей ребенку еды, которая может сильно ослабить организм и спровоцировать очередное заболевание.

Общеоздоровительные мероприятия - ключ к избавлению от частых болезней

Одной из причин частых заболеваний у малышей является так называемая плохая тренированность систем терморегуляции. В результате чуть меняется погода - ребёнок реагирует на это кашлем.

Мы говорим сейчас о системе закаливания. Процесс закаливания действует сразу на нескольких уровнях, оздоравливая весь организм в целом.

Прежде всего, это контрастный душ. Достаточно легкого, но ощутимого чередования. Начинайте с перепада всего в 1-3 °С. Если ребёнок купается при температуре воды 36-37 °С, то сначала температуру можно понизить до 33 °С. Затем доведите постепенно эту разницу до 8-10 °С. Если у ребенка не возникает негативной реакции, попробуйте достичь разницы в 12 °С. Однако если ваше чадо боится, сжимается, нервничает, остановитесь на комфортной температуре.

Контрастный душ стоит применять в холодное время года днем или вечером, раз в день, в теплое - дважды в день.

Обливание - это тоже водное закаливание. С той лишь разницей, что обливание подразумевает единовременный выплеск большого количества воды.

Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что обливаться, по сути, можно любой водой. Не обязательно ледяной, как все мы привыкли думать. Специалисты по закаливанию утверждают, что смысл обливания в единовременной «встряске» центральной и вегетативной нервной системы.

Обливание обязательно происходит с головы и желательно неожиданно. При этом выливается всегда большой объем воды. Ну, как минимум, большой таз.

В момент резкого выплеска воды человек вольно или невольно восклицает : «Ух!» Это «ух!» и считается целительным. А от температуры воды оно особо не зависит. Мобилизовать и «пробудить» детский организм можно как водой температуры 36 °С, так и 23-26 °С. Ниже температуру воды опускать не стоит.

Массаж - еще один способ активизировать и закалить организм. Если говорить о профессиональном массаже, то его очень полезно проходить курсами всем деткам со статусом ЧБД несколько раз в год. Детям, у которых острые респираторные заболевания часто осложняются бронхитом, врач может назначить специальный массаж грудной клетки.

Что же касается массажа в домашних условиях, то он тоже очень эффективно укрепляет здоровье ребенка , который часто болеет. Например, легкие поглаживания, постукивания и растирания спины и груди (1-2 раза в неделю) обеспечивают постоянный дренаж дыхательных путей.

Сказка на ночь с хорошим концом

Рассказанная ребенку перед сном сказка - это очень мощное средство психологического воздействия, в результате которого малыш усваивает новую информацию. Психологическая работа происходит щадящим образом и не отвлекает кроху от дел, например от засыпания.

Оптимальная манера чтения (или рассказывания) - чуть нараспев, тихим голосом со спокойными интонациями. А вот содержание - особая статья. Оно-то и должно отрабатывать главные проблемы.

Спасибо за внимание!

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» - писал В.А. Сухомлинский.

Кодексом Республики Беларусь об образовании определено, что главной составляющей качества дошкольного образования при организации образовательного процесса является обеспечение здоровьесберегающей системы жизнедеятельности воспитанников в дошкольном учреждении.

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители, основные воспитатели ребенка, которые должны заложить первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни ребенка.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь, его окружают взрослые и дети, которых, он раньше не знал, которые, составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

В настоящее время у нас в учреждении существуют проблемы, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов обеспечения здоровьесберегающего процесса в учреждении дошкольного образования при взаимодействии с семьей:

Несоблюдение режима дня в семье;

Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе;

Несформированность потребности у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;

В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие педагогов с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.

Семья и учреждение дошкольного образования - два важных института социализации детей. Ни одна оздоровительная программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников, если в учреждении не создано единое здоровьесберегающее пространство на основе сотрудничества: «родители - дети - педагоги» . Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.

Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества - процесс достаточно сложный.

Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловлености как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.

Для достижения положительных результатов в вопросах здоровьесбережения совместная работа с семьей в нашем учреждении строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1. Д оброжелательная атмосфера в общении администрации учреждения, педагогов и родителей.

2.Единство , которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

3. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с годовым планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Предоставление родителям права выбора форм участия в мероприятиях и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.

5. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с данными положениями система работы по обеспечению здоровьесберегающего процесса во взаимодействии с семьей включает:

1.Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2.Целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

4.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;

5.Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);

6.Ознакомление с мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении по укреплению здоровья.

В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в учреждении используются разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми. В частности это:

1.Конкурсы: «Нестандартное физкультурное оборудование семьи», конкурс рисунков на тему здорового образа жизни., «Мой любимый вид спорта» . «Домашние рецепты полезного питания» . В процессе выполнения подобных заданий, дети и взрослые получают возможность совместного творчества, что обычно является мощным объединяющим фактором.

2.Совместные физкультурные досуги, праздники («Семья за здоровый образ жизни», «Папа, мама, я - спортивная семья»), Дни здоровья и др. Эти мероприятия позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.

3. Домашние задания («Играем вместе с ребенком”, “Читаем детям о здоровье” и др.)- позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.

Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей также являются:

1.Родительские собрания. На них обсуждаем вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общие собрания приглашаем медицинских работников. Предусматриваются выступления родителей.

2.Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательного процесса. У нас дни открытых дверей проводится как экскурсия по учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Показываем утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, родители наблюдают за организацией питания, закаливающих процедур и других режимных моментов в учреждении.

3.Передача опыта семейного воспитания -осуществляем через разнообразные фотовыставки («Моя дружная семейка», «Семья за здоровый образ жизни», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»), выступления, на которых родители обмениваются опытом между собой, на выставках узнают о досугах, традициях в других семьях.

4.Папки-передвижки «К вопросу о здоровье», «Здоровейка», «По Совету всему свету» и др..

5.Комплектование педагогической библиотеки по формированию основ ЗОЖ, организации физического воспитания в семье. К комплектованию библиотечного фонда привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике осуществляется через разные формы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, информация на групповом стенде, выставки новой литературы, обзор новинок на родительском собрании и т.д.

6.Выпуск газеты - где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка («Вкусно и полезно» , «Зарядка-это здорово» и др.)

7. Акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:

Акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.

Акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.

Акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.

8. Размещение информации по вопросам здоровьесбережения на сайте учреждения и др.

Основными методами сотрудничества с семьей являются:

1.Беседа с родителями. Они являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые.

2.Консультации для родителей - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

3.Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения.

4. Анкетирование- помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения и др.

При работе с родителями стараемся убедить их, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.

Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении здоровьесберегающего процесса.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Поэтому даем возможность родителям посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья воспитанников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает учреждение дошкольного образования, которое может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

И в конце хотелось бы вспомнить притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?» . Если он скажет: «не живое» , я выпущу ее. Если он скажет: «живое» , я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?» . «Все в твоих руках!» - ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни , который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Барабинского района Новосибирской области « Детский сад комбинированного вида №7 « РАДУГА»

Семинар – практикум

для родителей на тему:

«Здоровьесберегающие

технологии»

Выполнила воспитатель:

Игнатова

Татьяна Олеговна

Цель:

    Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

    Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

    Формирование навыков сотрудничества детей и родителей;

Следовать их эмоциональному сближению

Форма провидения:

Семинар – практикум на тему «Здоровьесберегающие технологии»

Оборудование :

    аудиозапись;

    карандаши;

    воздушные шары;

    перловая крупа.

Ход мероприятия :

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его,

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз!»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые и физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.

Арсенал видов физической культуры очень широк:

    Утренняя зарядка;

    Физкультминутка;

    Дыхательная гимнастика;

    Гимнастика для глаз;

    Простые приемы массажа тела;

    Подвижные игры;

    Пальчиковая гимнастика и др.

Главное, чтобы это нравилось ребенку.

В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основной успех является личный пример родителей.

Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Динамическая пауза « Деревцо»

Дует ветер нам в лицо: - Дети машут руками к себе

Закачало деревцо - Руки вверх – наклоны

Ветерок все тише, тише - Постепенно приседают

Деревцо все выше, выше…

Ветер тихо клен качает,

Вправо – влево наклоняет

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен. - Выполняют движения в соответствии с текстом

    Самомассаж «Грибной дождик»

Дождевые капли, - Хлопают правой ладонью по левой

Прыгайте в ладошке! - Также хлопают по правой ладони

Дождевые капли, - Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжке вверх

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли, - Стучат правой рукой по левому плечу сзади

Бейте по спине! - Левой рукой стучат по правому плечу

Дождь грибной,

Подрасти и мне! - Вытягивают обе руки вверх,

выпрямляя спину.

    Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга и развивает мелкую моторику.

А сейчас мы предлагаем вам изготовить тренажер для пальчиковой гимнастики.

(Родители берут подносы и заполняют воздушные шары перловой крупой).

Эти шарики берем,

Ими ручки разомнем.

Меж ладошками кладем

И ладошки разомнем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями вверх, вниз).

    Гимнастика для глаз

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Упражнения для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Посмотрите далеко,

Вытягивают руки вперед, смотрят на ладони

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам

Посмотрите высоко,

Поднимают руки вверх

Посмотрите вниз.

Опускают руки вниз.

    Пролетает самолет,

Посмотреть вверх

С ним собрался в полет,

Отвести руки, проследить взглядом

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

И внимательно гляжу.

Поморгать и прикрыть глаза.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу!

    Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто не обходимы детям, страдающие простудными заболеваниями, бронхитами. Хорошо развивает несовершенную дыхательную систему, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение «Пузырики».

Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Летят мячи».

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости. Бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни.

А сейчас, хотелось бы поблагодарить всех родителей, которые присутствовали и принимали участие.

Цель семинар (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи: занятия:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

1. Вступительное слово заведующей

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).

2. Начало программы

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе, воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна. Первую часть вы увидите на экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики вы увидите здесь, в музыкальном зале.

(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе и практический показ с детьми).

Часть 1.“Наши технологии”:

Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший воспитатель Владимирова Л.И.

Какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно сделать из различного материала расскажет воспитатель Яковлева Н.С. Приложение 1.

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель Хасанова С.В. Приложение 2.

Часть 2. “Практика”

Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования проведет воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна и музыкальный руководитель Хасанова Синария Вагизовна.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы.

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

(видеоролик “Когда тебе грустно”).

Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Протокол семинара(мастер-класс). Приложение 3.

Используемая литература

Статьи по теме: