Схема изонить пейзаж на тему зима. Картины изонитью: схемы с описанием

Удивительный вид декоративно – прикладного творчества был придуман английскими ткачами в 17 веке. Вышивка на картоне быстро и просто специальными нитками, оригинально переплетёнными и уложенными в определённый рисунок, называется изонить. Занятия нитяной графикой воспитывают художественный вкус, учат наблюдать и делать выводы, расширяют кругозор.

С помощью графической техники изонить выполняются большие декоративные картины, панно, открытки, орнаменты и т.д. Освоить нитяную графику довольно просто. Главное, внимательно изучить основы вышивки и прислушиваться к советам мастеров.

Учимся вышивке на картоне нитками: сновные схемы ниткографии

В работе есть две базовые схемы:

  • Заполнение угла.
  • Заполнение круга.

Разумеется, начинающим рукодельницам будет непросто создать по схеме масштабное полотно. Но с приобретением опыта всё получится. Не зря изучение нитяной графики включают в школьную программу, изучают на факультативах.

Необходимые материалы для занятий нитяной графикой:

Инструменты:

  • Циркуль.

Круглых основ в ниткографии очень много. Окружность – основной элемент графической техники изонить. Поэтому удобный циркуль в работе необходим.

  • Хорошо заточенный простой карандаш.

Пригодится для нанесения схемы вышивки на твёрдую основу.

  • Прозрачная линейка 15см и 30см.
  • Шило и швейная булавка для прокалывания отверстий в твёрдой основе.
  • Набор иголок разной толщины.
  • Напёрсток.

Он будет особенно полезен для начинающих обучение. После приобретения начальных навыков напёрстком можно пользоваться по желанию.

  • Острые ножницы.

Нитки не должны лохматиться при обрезании.

  • Предмет для защиты рабочей поверхности.

Ниточной графикой неудобно заниматься на весу. Иглами или шилом легко поцарапать рабочее место. Для защитных целей можно приспособить кусок линолеума, лист пенопласта или махровое полотенце.

  • Скотч или клей ПВА.

Пригодится для закрепления отрезанных нитей с изнаночной стороны работы.

  • Канцелярские зажимы.

Надёжно крепят схемы на основе до начала прокалывания отверстий для работы.

Выбираем основу для вышивки.

Плотный цветной картон – идеальная основа для занятий в технике изонить. Выбирайте однородный, окрашенный с двух сторон разным цветом, материал. Хорошая плотность не даст основе прорваться от затягиваемых ниток. И ещё у нас появится возможность накалывать отверстия на минимальном расстоянии друг от друга. Это поможет вышиваемой картине стать более ажурной и живописной.

Оригинально смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге. Но учтите, что для повышения плотности её лучше комбинировать с картоном.

Подбираем нитки для работы.

От правильно подобранных ниток зависит качество работы. В зависимости от композиции это может быть блестящий и неблестящий материал. При выполнении кручёными нитками поделка выглядит аккуратнее.

В нитяной графике чаще всего работают с мулине или ирисом. Работать с этим материалом легко. Только нужно следить, чтобы нитки не разлохмачивались.

Шерстяная нить хуже всего подходит для работы в этой технике. Работа, вышитая шерстью, выглядит тускло и несимпатично. Зато шерстяные нитки незаменимы для тренировок при освоении техники изонить. Они толстые, их сложно запутать или порвать.

Для начинающих на схемы наносят специальные обозначения.

  • Арабские цифры указывают последовательность пробивания дырочек на эскизе.
  • Римские знаки подсказывают, как на изображение нанести стежки разной длины. Протяжённость стежка указывают линиями. Стоящая рядом римская цифра называет исполнителю вышивки последовательность выполнения стежков.
  • Стрелки покажут направление движения в процессе исполнения элемента.
  • Чёрточка на внутренней части эскиза обозначает протяжённость стежка.

Эта техника отлично подходит для детей. Поняв суть на одном образце, легко освоить остальные нюансы.

Мастер-класс вышивки одуванчика в технике нитяной графики

Материалы для работы:

  • Нитки белого цвета для пушистых головок одуванчиков.
  • Нитки зелёного цвета для листиков и стебельков.
  • Цветной картон для основы. Эффектно седые одуванчики смотрятся на чёрном фоне. Голубой или жёлтый цвет картона также подойдёт.
  • Скотч или клей для закрепления концов нитей.
  • Игла, ножницы.

Порядок действий:

  • Вышиваем головку – круг.

На картоне циркулем вычерчиваем окружность, делим на 16 равных частей. Пробиваем дырочки, каждому отверстию присваиваем порядковый номер.

Сквозь отверстия продеваем нити, как это показано на схеме.

Для работы отрезайте нити средней длины. Иначе нитки будут путаться, на них образовываются ненужные узелки. Это раздражает и мешает работе.

Если неприятность произошла, осторожно тяните нитку назад, стараясь распустить узел.

Вовремя закрепляйте обрезанные кончики нитей клеем или скотчем.

  • Вышиваем листик – уголок.

На основе чертим угол, делим его на равные части. Пронумеровываем их и расшиваем нитями в указанных на схеме направлениях.

Изонить может предложить массу разнообразных тем. Для схем – основ подойдут готовые шаблоны – раскраски. Порядок действий прост:

  • Распечатать готовую картинку;
  • Поделить каждый элемент изображения на точки;
  • Пронумеровать;
  • Вышить.

Схемы картин с цифрами сложны для новичков. Лучше отшивать работу фрагментами, по одной детали.

Мастерим красивую открытку «Бабочка» в технике изонить

Выполняется простыми стежками, которые постепенно заполняют всё пространство эскиза. За счет многослойного наложения крестиков друг на друга получается красивое ажурное плетение.

Туловище и усики формируются прямыми стежками, прошитыми по прямой линии. Приятно получить такую поздравительную открытку ко дню рождения.

Изделия, созданные с помощью графической техники изонить, являются той самой «красотой, которая спасёт мир». Пусть занятия нитяной графикой приносят вам только радость и удовольствие.

Видео-уроки для вдохновения по теме статьи

Изонить – это нитяная графика. Известна она так же как вышивка по картону. Но не всегда вы можете использовать картон в качестве основы, так же прекрасно подойдет бархатная бумага или просто плотная бумага. Изонить также называют и изографикой или вышивкой по картону. Только с виду творчество кажется сложным, на самом деле это очень и очень просто. Наша статья про мастер-класс в технике изонить полезна для начинающих рукодельниц и научит Вас выполнять схемы изонити для детей.

Нитки для выполнения могут быть любые: швейные, мулине, цветные шелковые. Какие есть под рукой и какие пожелаете. Впервые эта техника была придумана английскими ткачами. Они образовывали рисунки, вбивая гвозди в деревянную дощечку. Вначале это были простые абстракции, которые в дальнейшем переросли в настоящие произведения искусства. В нашем времени техника проста и понятна для детей и взрослых. Зачастую в детских учреждениях техника изонить преподается для улучшения работы мелкой моторики, развития внимания и пространственного воображения.

Изучаем технику выполнения изонити своими руками для начинающих

Для начинающих, как правило, на схемы наносят цифры. Арабские цифры означают последовательность прокалывание действий, т.е. из 1 в 2, из 2 в 3 и т.д. Картинки уже выполненных работ с цифрами предоставлены ниже.Римские цифры говорят о том, что вы должны прошить фигуры несколькими стежками разной протяженности. Протяженность указывается линиями, а рядом с линией ставят римскую цифру, показывающую последовательность стежков. Направления стрелок покажут, в какую сторону вы должны будете двигаться в процессе выполнения элемента. Тонка черта на внутренней части элемента будет указывать протяженность стежка.

Эта техника очень нравится детям. Сделав одну фигурку, вы поймете, как делать все.

Техника заполнения круга изонитью

Схемы с цифрами для начинающих, а так же картинки уже выполненных работ предоставлены в нашем мастер-классе. Итак, начинаем. Берем основу, это может быть картон, чертим циркулем круг. Нет циркуля, можно взять то, что есть под рукой, например, обвести крышку чего – либо.

Пронумеровываем части, как часы, от 1 до 12, прокалываем с изнаночной стороны дырочки под каждым номером, и начинаем вышивать по принципу 1-4, 5-2, 3-6, 7-4, т.е. вышиваете по часовой стрелке. Доходите до вышитого фрагмента и продолжаете заполнять круг. У вас получаются треугольники. К примеру, 1-5-9, 2-6-10 и т.д.

У вас получаются пересекающиеся треугольники. А если окружность делить не на 12, а на 8 частей, то можно по отдельности вышить каждый угол и получится звезда или паутинка. Это уже получится сложная техника.

Техника выполнения угла

Рисуем угол на картоне, стороны угла нумеруем без учета вершины. Если первая сторона угла сверху - вниз у нас шла от 1 до 20, то вторая сторона пойдет в зеркальном отражении, от 20 до 1. Далее прокалываем дырочки с обратной стороны картона по точкам, которые мы пронумеровали и начинаем сшивать по тому же принципу, что и круг. 1-2, со 2-3 и т.д.

Выполняем лису: мастер-класс для совместного рукоделия с детьми

Эта схема по своей простоте и тематике прекрасно подойдет и для детей. Если вышивкой хочет заняться ребенок младших классов, схему к вышивке лучше готовить взрослому.

Для выполнения нам потребуется:

  • Плотная картонная основа зеленого цвета
  • Цветная бумага
  • Ножнички
  • Нитки светлого и оранжевого цвета
  • Иголка – булавка с цветным ушком или шило. Им удобно на картоне делать дырочки.

Приступаем. При помощи иглы сделайте на картоне дырочки с обратной стороны вышивки, в зеркальном отражении по отношению к рисунку.

Корпус лисички прошейте оранжевыми нитками, по технике «круг», лапки прошейте так же, используя цветные нити. На кончиках можно сделать светлыми нитями, оставшееся пространство – оранжевыми, как и корпус. Ушки и мордочку вышейте по технике «угол», используя цветные переходы. Глазки и носик для завершения картины вырежьте из цветной бумаги и приклейте.

Делаем одуванчики: разбираем технику со схемами и описанием

Рисуем одуванчики с картинки на бумагу, делим листики и цветочки сразу.

Переносим рисунок на обратную сторону фона черной бархатной бумаги.

Каждую часть шарика будем вышивать по технике «круг», для этого нам понадобятся белые нитки. Делим с изнаночной стороны окружность на части, каждая часть будет примерно по 0,5 см, делаем дырочки булавкой, и приступаем к вышивке.

Это один готовый шарик.

Шарики мы вышили.

При желании можно прошить края одуванчика, но тогда он не будет воздушным.

Далее вышиваем листики по уже изученной технике «угол». Для этого каждый кусочек листика (промежуток между прожилками) расчерчиваем с изнаночной стороны на углы и делим на отрезки, каждый по 0,5 см. Далее снова прокалываем и прошиваем.

Остается у нас сделать прожилки и стебельки. Их нужно вышивать более темной нитью. Стебли делим на отрезки по 1 см каждый, нумеруем по порядку, далее вышиваем по принципу выходим в 1, заходим в 3, 2-4 и т.д. Вышили стебли, одуванчики готовы.

Вышивка – самый распространенный вид рукоделия. Современное направление в вышивке - это техника изонить, вышивка на картоне нитками. Вышивка крестиком не очень подходит для детей, так как в этой технике используются сложные схемы и острая игла, что не очень безопасно. Изонить, в отличие от обычной вышивки, не прибегает к использованию иглы, поэтому пользуется большой популярностью в детских художественных кружках.

Изонить или графика из ниток, изображение нитью – создание рисунков и объемных картин при помощи нити на плоском твердом материале, бумаге, картоне, дереве, CD-дисках. Картинами, созданными при помощи такой техники, можно стильно украсить домашний интерьер.


Схемы для новичков

Существует большое количество готовых схем по работе с изонитью для начинающих. Для лучшего понимания некоторые из них сопровождаются отдельными видео.

Такие схемы можно найти в Интернете или сделать самому из обычных рисунков.




Рисунки могут быть самыми разнообразными и неповторимым, но отдельного восхищения заслуживает тонкость выполнения работы. Такая работа потребует большое количества терпения, внимания и усидчивость, но это не помеха для творчества, главное — желание и творческий подход.

Основные элементы

Для того чтобы начать работать в технике изонить, нужно изучить основные ее элементы и фигуры, а также методы заполнения негативного пространства таким образом, чтобы работа выглядела аккуратной, тонкой и органичной.

К основным мотивам техники изонить относят заполнение углов, заполнение круга, заполнение узора из одной точки.

Инструменты и материалы:

  1. Картон;
  2. Нить мулине любого цвета;
  3. Шило;
  4. Ножницы;
  5. Карандаш;
  6. Линейка;
  7. Иголка с широким ушком;
  8. Циркуль.

Приступим к детальному изучению техники.

Шаг первый. Учимся заполнять углы. Для этого берем картон и при помощи карандаша с линейкой чертим на нем прямой угол со сторонами 10 см. При помощи шила делаем отверстия в картоне через каждый сантиметр и нумеруем их, как показано на фото.

Продеваем нитку в иголку и делаем узелок на одном из концов нитки. Вводим иголку с изнаночной стороны в отверстие под номером 1 и протягиваем до отверстия номер 2, через которое выводим иглу на изнаночную сторону картона. Выводим иглу в отверстие 3, первый стежок готов.

По лицевой стороне ведем нить в отверстие номер 4, снова выводим нить на изнаночную сторону и продеваем иглу в отверстие под номером 5, делаем следующий виток по лицевой стороне к отверстию 6.

Делаем изнаночный виток через 6 к 7, лицевой от 7 к 8 отверстию, выводим нить на изнанку через 8 отверстие и продеваем нить в 9.


Продолжаем заполнять угол, следуя заданному порядку, пока всех сделанные нами отверстия не заполняться нитью. Получаем готовый графичный угол.

Для того чтобы запомнить данный принцип, можно повторить процесс заполнения углов несколько раз, после того как последовательность станет понятной, можно уже не рисовать цифры. Таким образом заполняются углы всех градусов и наклонов.

Шаг второй. Учимся заполнять круг. Чертим круг, используя циркуль, и расставляем точки по всему диаметру на одинаковом расстоянии, который будем заполнять нитью. Чем больше точек будет находиться на окружности, тем плотнее будет располагаться на рисунке нить. Уже знакомым образом нумеруем точки и приступаем к заполнению, метод заполнения остается прежним.



Шаг третий. Техника заполнения рисунка из одной точки. Рассмотрим два варианта заполнения. Рисуем на картоне две произвольных фигуры, например, сердечки. Расставляем точки и номера.

В первом случае расставляем точки поочередно, слева направо, начиная сверху с цифры 1 и двигаясь по кругу, как показано на фото.

Во втором случае расставляем точки таким образом, как расставляли их на фигуре круг.

Приступаем к заполнению фигур нитками.

Такие способы заполнения можно применять к любым фигурам.

Картина в технике изонить

В данном мастер-классе детально описываться процесс создания эффектного панно с применением техники изонить в стиле «string art».

Для работы с техникой изонить потребуется:

  1. Основа для панно;
  2. Акриловая краска;
  3. Схема для работы;
  4. Гвозди маленького размера;
  5. Кисть;
  6. Нитки мулине разных цветов;
  7. Скотч-лента;
  8. Молоток.

Приступим к созданию панно.

Шаг первый. Выбираем основу, на которой будет размещаться панно. Для основы хорошо подойдет фанерная доска, несколько слоев плотного картона или пробковая декоративная панель. В этом мастер-классе используется фанера.

Шаг второй. Красим основу для панно. Акриловой краской понравившегося оттенка красим основу в несколько слоев, главное — добиться плотного ровного покрытия. Даем основе хорошо просохнуть.

Шаг третий. Выбираем схему. Для дальнейшей работы будем использовать английское слово «dream», что в переводе означает «мечта». Чтобы буквы выглядели более эффектно, обрабатываем их в текстовом редакторе и выбираем понравившийся шрифт.

Шаг четвертый. При помощи скотча надежно закрепляем схему на окрашенной и высохшей основе. Далее берем маленькие гвоздики и аккуратно прибиваем их на одинаковом расстоянии друг от друга по всему контуру схемы, как показано на фото.

Совет: лучше подложить под низ основы небольшие обрезки доски или металлические крышки от банок, это поможет немного ее приподнять и не прибить основу с гвоздями к поверхности, на которой работаете.

Шаг пятый. После того как все гвозди прибиты, нужно удалить бумажную схему. В результате на основе будущего панно останутся только прибитые гвозди, которые полностью повторяют схему.


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………

1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗОНИТИ …………………………………………………

2. О ГАРМОНИЧНОМ СОЧЕТАНИИ ЦВЕТОВ ………………………….

3. СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ………………………………………………

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА …………………………………….

5. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ………………………………………

6. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ В ТЕХНИКЕ «ИЗОНИТЬ» ……………………

6.1. ЗАПОЛНЕНИЕ УГЛА ………………………………………………….

6.2. ЗАПОЛНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ……………………………………..

6.3. ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР …

6.4. ЗАПОЛНЕНИЕ ДУГИ …………………………………………………..

6.5. ЗАПОЛНЕНИЕ СПИРАЛИ ……………………………………………

6.6. НЕПОЛНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ОВАЛА ……………………………….

7. СХЕМЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ ……………………………………………..

8. ИЗОНИТЬ НА ДИСКАХ ……………………………………………………..

9. МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ИЗОНИТИ ……………………………………….

9.1. СОЗДАНИЕ НОВОГОДНЕГО МОТИВА «СНЕЖИНКА» …………

9.2. ИЗОНИТЬ НА ДИСКЕ …………………………………………………..

10. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.…………………………………………………

11. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..

1. ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ПРИЁМОВ ЗАПОЛНЕНИЯ …………….

2.СХЕМЫ…......................................................................................................

3. МАСТЕР-КЛАСС «ОТКРЫТКА «ВАЛЕНТИНКА» …………………

4. ИДЕИ ДЛЯ НИТКОГРАФИИ …………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

«Дети должны жить в мире красок, игры

сказки, музыки, фантазии, творчества» (В.А.Сухомлинский)

Вы приступаете к изучению нового и интересного курса «Изонить». Данное учебное пособие предлагает вам основу знаний и умений по обозначенным в нем темам, ничего не навязывая: пособие предполагает разные возможности. Из пособия вы узнаете, когда появилась ниткография и какие удивительные изделия можно изготовить самостоятельно в настоящее время. Это же пособие познакомит вас с азами простейших и в то же время базовых, технологических приемов вышивания в технике «изонить». Учебное пособие включает в себя схемы для вышивания, много идей для вышивания, мастер-классы, творческие задания и много-много другого, полезного для вашего творчества.

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника «изонить» не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд, кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать интересные, креативные, оригинальные композиции. И в этом вам поможет данное учебное пособие.

Успехов, творческих находок и достижений вам, юные мастера и мастерицы!

1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗОНИТИ

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим образом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и цветной картон, и наждачную бумагу. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, не стягивается нитью при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Работы можно выполнять не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки и многое другое, на что способна фантазия человека.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются и смотрятся совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.

В случае, когда работу выполняют на доске нитки при изготовлении картин заменяют на тонкую, лучше серебристую проволоку. Это придаёт работе и творчеству новизну. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание панно выполненных в этой технике становятся в последние годы все более популярным занятием. Освоив технику и имея желание, рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все-таки с ниток. Это облегчает последующую работу.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints». Термины даны для того, чтобы лучше было искать в сети, используя и иностранные ресурсы.

2. О ГАРМОНИЧНОМ СОЧЕТАНИИ ЦВЕТОВ

Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:

    Трёх цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;

    Двух или трёх цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов - контрастная гамма;

    Трёх цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;

    Тёплых тонов с чёрным цветом;

    Холодных тонов с белым цветом.

В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:

    красный цвет - с жёлтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым;

    зелёный цвет – со всеми оттенками жёлтого, салатным, кремовым, оранжевым, коричневым;

    фиолетовый цвет – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым;

    коричневый цвет - со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневыми, серебристо-белым.

Однако не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине, выполненной в технике «изонить». Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней доминирующий цвет – тёплый или холодный, светлый или тёмный, или используется разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче. Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета. Восприятие чёрного цвета совершенно обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

3. СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде пунктирных линий.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

4. Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым. После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

5. В интернете можно много найти схем, но в основном это открытки, рисунки, сканы. Они не очень удобные для распечатки. Можно использовать программу Corel Draw, рисовать схемы, чтобы получалось ровно, чисто и красиво.

Для построения геометрических фигур и их разделения, можно использовать программу КОМПАС.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА

Правила пользования иглой:

    хранить иглу только в игольнице и с ниткой;

    нельзя ронять иглу на пол;

    передавать друг другу только тупым концом вперед;

    нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту;

    нитку нельзя откусывать зубами.

Правила пользования ножницами:

    нельзя держать ножницы острыми концами вверх;

    передавать друг другу ножницы можно толь­ко кольцами вперед.

Правила пользования циркулем:

    Это особый инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш. Пользо­ваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

5. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Изонить – это вид работы, который привлекает простотой ис­полнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорого­стоя­щих материалов. Графический рисунок можно выполнить на кар­тоне, бархатной или наждачной бумаге, на шелке, наклеен­ном на флизелине, на пластиковых крышках от баночек из-под сметаны, сыра и т.д. В качестве фона также можно использовать фанеру, края которой обклеивают тесьмой, или пенопласт, обер­нутый бумагой, тканью.

табл.1

ШВЕЙНЫЕ НИТКИ. Швейные нитки могут быть суровые, белые и крашеные. По внешнему виду они различаются на матовые и глянцевые. Более прочными являются глянцевые. Швейные нитки выпус­кают раз­личной толщиной. Для выполнения нитяной графики лучше ис­пользовать белые или крашеные толстые швейные нитки.


НИТКИ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ. Мулине и ирис – это вышивальные нитки. Наиболее краси­вые и широко используемые – это хлопчатобумажные нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка и окраши­вают в самые различные цвета. Каждая прядь мулине состоит из шести тонких ниток, легко отделяемых друг от друга. Это свой­ство можно при­менять, соединяя пряди разного цвета. Чем больше цветов и оттен­ков ниток, тем богаче будет композици

ИГЛА. Швейные ручные иглы вы­пускают от №1 до №12. Иглы, имеющие четные номера, - корот­кие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные. Для вышивки выпускаются специальные иглы, ушко и от­вер­стие в ушке у которых значительно больше. Крупное отвер­стие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необ­ходимо при выполнении нитяной графики.

ШИЛО. Отверстия удобно прокалывать шилом, сдви­нув край основы (картона) за край стола. То­гда шило проходит сквозь картон. При этом не­обхо­димо внимательно следить за тем, чтобы не пора­нить руку, держащую картон.

НОЖНИЦЫ. Ножницы, без которых сегодня мы не можем представить своей жизни, появились впервые в Италии. Неизвестно, является ли эта страна их настоящей родиной, но до этого времени по­добного орудия не было еще нигде. Раньше, когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож, но приблизительно 3,5 тысячи лет назад один мастер со­единил ручки двух ножей пружинящим мостиком, и получились первые ножницы.

Для рукодельных работ в начальных классах наиболее под­хо­дят хозяйственные ножницы длиной от 110 до 170 мм. Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Для выполнения «изо­нити» надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.

ЦИРКУЛЬ. Это особый инструмент, с его помощью чертят окружно­сти. На одном конце у него игла, а на другом – карандаш. Поль­зо­ваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель ка­рандаша.

Чтобы начертить окружность, необходимо иголку циркуля поставить на деление 0, а карандаш на ту цифру, какого размера будет радиус окружности.

ЛИНЕЙКА. Линейка – это чертежный инструмент для вычерчивания прямых линий и измерения. Отмечать размеры нужно с деления 0. При разметке угла в нитяной графике можно пользоваться уголь­ником.

КАРАНДАШ. Слово «карандаш» произошло от тюркского кара – «чер­ный» и таш – «камень». В старину таких карандашей, как сейчас, не было. Школьники писали мелом или свинцом, художники ри­совали «серебряной» палочкой. Свинцовая палочка оставляла на бумаге серый, неясный след, поэтому 300 лет назад свинец заме­нили графитом.

Но одного графита для изготовления карандаша мало, нужны еще заготовки из дерева. Самая лучшая одежда для каран­даша получается из кедра. Чтобы сделать карандаш, кроме графита и дерева нужна еще и глина. Чем больше примешать глины, тем тверже будет писать карандаш. Все карандаши поэтому разде­ляются по твердости. Разметку выполняют мягким хорошо отточенным каранда­шом. Фломастер и шариковую ручку при разметке угла и окруж­ности использовать нельзя.

КЛЕЙ ПВА. Клей – вязкая, липкая масса, которая используется для скрепления деталей без дополнительных крепежных соедине­ний.

Клей изготавливают из самых различных материалов – это отходы мясной промышленности, растительных крахмалов, смол и химических веществ.

Скрепляющие свойства клея известны человеку с древних времен, он научился получать клей из вываренных отходов жи­вотных и рыб. Вплоть до конца XIX века такой клей считался самым распространенным липким веществом. Относительно не­давно широкое применение получила синтетическая смола, сде­ланная из неорганических химических веществ.

Начало и конец нитки (длиной примерно в 1 см) приклеи­вают к основе с изнаночной стороны клеем ПВА.

Цветной картон

Цветная бархатная бумага

6. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ В ТЕХНИКЕ «ИЗОНИТЬ»

Для освоения техники «изонить» достаточно знать два основных приёма: «заполнение угла» и «заполнение окружности» .

6.1. ЗАПОЛНЕНИЕ УГЛА

    Чертим угол.

    Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

    Делаем проколы во всех точках кроме 27.

    С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым. Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

6.2. ЗАПОЛНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

    Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;

    Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;

    1 -> 10;

    10 ->11.

6.3. ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Чтобы лучше понять технологию заполнения геометрических фигур рассмотрим заполнение фигуры «бантик» и «лесенка».

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

6.4.ЗАПОЛНЕНИЕ ДУГИ

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

6.5. ЗАПОЛНЕНИЕ СПИРАЛИ

Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

6.6. НЕПОЛНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ОВАЛА

Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.

Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “заполнения треугольникам”.

С примерами основных элементов заполнения в технике «изонить» можно ознакомиться в приложении 1.

7. СХЕМЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ

После ознакомления с основными технологическими приемами техники «изонить» целесообразно применять схемы, рисунки, орнаменты и целые композиции, которые нужно внимательно рассмотреть, попробовать отдельные элементы выполнить под руководством учителя, а затем постараться самостоятельно вышить предлагаемые изделия. Простые схемы для вышивания в технике «изонить» можно использовать на начальном этапе освоения данной техники (приложение 2).

1. 2.

3.

4. 5.

8.ИЗОНИТЬ НА ДИСКАХ

У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем, куда бы их применить. В Интернете есть много примеров их применения в технике изонить. Начинать нужно с простого рисунка, заполнения окружности, а затем составления композиции и воплощения их в жизнь. Такими дисками можно украсить новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарить друзьям и родственникам. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами.

Для выполнения работы на дисках или тарелках, вначале составляют схему рисунка или чертят сам рисунок на тетрадном листе в клеточку. Можно составить целую композицию. Затем рисунок приклеивают или прикрепляют скотчем на изнаночную сторону. Отверстия в дисках можно просверлить дрелью, или на станке сверлом 1мм, при толстой нитке - 2мм. Можно проткнуть или проколоть отверстия раскаленной иглой, шилом. Подготовленные отверстия зачистить пилочкой для ногтей.

Вы можете посмотреть и применить на практике несколько схем (приложение 2) отверстий для работ по вышивке в технике «изонить» на дисках. Простор для творчества и фантазии огромен и придумать вам свой узор не составит никакого труда.

9. МАСТЕР-КЛАССЫ

9.1. СОЗДАНИЕ НОВОГОДНЕГО МОТИВА «СНЕЖИНКА»

После изучения основных приемов заполнения в технике «изонить», вы можете самостоятельно приступить к изготовлению открытки «Валентинки» (приложение 3) и к вышивке снежинки по представленному мастер-классу по созданию новогоднего мотива.



Для этого нам потребуется:
- схема (найденная в Интернете и распечатанная);
- цветной картон (бархатная бумага);
- цветные нитки (мулине, ирис, шерсть);
- две иголки (одна для протыкания дырочек, другая для вышивания.) Желательно, чтоб иголка для вышивания была острой, если вдруг некоторые дырочки на картоне будут проколоты слабо, острой иголкой во время вышивания можно устранить этот дефект;
- прозрачный скотч;
- скрепки или зажимы, для прикрепления схемы к картону.

1. Для начала прикрепляем схему к картону, чтобы во время проколов схема была по краю совмещена с картоном.

2. Приступаем к процессу переноса схемы на картон.

3. Вот что из этого вышло.

4. Вдеваем нитку в иголку и приступаем к созданию снежинки.

5. Согласно схеме иголку вводим в отверстие с номером 1.
На обратной стороне картона ниточку закрепляем с помощью ленты (или скотча).


6. Иголку с ниткой продеваем в отверстие № 2. Далее продолжаем протыкать иголкой дырочки, согласно номерам на схеме. Далее рядом с 4 будет 5, а на другой стороне, где 2 и 3 – будет 6 и так далее.


Первый фрагмент снежинки готов.


7. Теперь нужно сделать очень простые манипуляции: окружность заполним, соединяя противоположные точки, ориентируясь на схему.


8. По понятному теперь принципу заполняем всю снежинку. Вот такая получилась снежинка!


Всем творческих успехов!

9.2. ИЗОНИТЬ НА ДИСКЕ

Используя основные приемы заполнения угла, окружности, овала, дуг, можно создать различные варианты вышивки.

Для работы нам потребуется:

Твердое основание - диск CD ; ножницы; игла, шило; нити разных цветов; линейка; циркуль.

1. На бумаге рисуем эскиз диска и наносим карандашом точки для создания необходимого рисунка.

2. Вырезаем шаблон ножницами.

3. Переносим рисунок с шаблона на диск.

4. Далее иголкой (шилом) разогретой на огне делаем точечные отверстия по уже нанесенным точкам. Можно использовать также электродрель с тонким сверлом.

5. Теперь при помощи иголки с нитью заполняем нужные углы, получая замысловатый рисунок.

Вот и готовы маленькие шедевры – украшения на ёлку:





Сделанные своими руками изделия высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря этим вещам наш дом становится непохожим на другие, наполняется уютом и теплом. Декоративные панно, различные композиции и многое другое можно выполнить именно в технике «изонить» (приложение 4).

10. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Решите кроссворд. В выделенных ячейках определите ключевое слово.

1. Основной инструмент для шитья.

2. Инструмент для прокалывания, имеет деревянную ручку и иглу.

3. Инструмент для резания, состоит из двух лезвий с кольцеобразными ручками, соединенными посредством винтика.

4. Чертежный инструмент в виде планки для вычерчивания прямых линий и измерения.

5. Толстая бумага.

6. Тонко скрученная пряжа.

2. Из основного цветового круга, выберите теплые оттенки и раскрасьте цветы. Выберите холодные оттенки и раскрасьте геометрические фигуры.

Цветовой круг

3. Отгадайте загадки.

1. Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

2. Конь стальной - хвост льняной.

3. На всем теле - только одно ухо.

4. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

5. Смотрите, мы раскрыли пасть –

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

6. Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

По листу пройдет-коснется,

Там след остается.

7. Кто я, если прямота

Главная моя черта?

8. Мой циркач, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

4. Начертите на листе формата А4 две окружности разных диаметров и разделите одну окружность на 12 равных частей, а другую – на 6 равных частей. Все полученные точки пронумеруйте в соответствии с порядком заполнения окружности.

5. По данной схеме (схему увеличить и распечатать) выполните образец вышивки в технике «изонить». Оформите готовую вышивку в виде открытки.

6. Разработайте схему на листе бумаги формата А 4 по следующему плану:

    создайте композицию из геометрических фигур;

    разделите все стороны треугольников, квадратов, трапеций и др. на равные отрезки;

    разделите окружности, овалы на равные части;

    пронумеруйте все полученные точки и покажите на вашей схеме первый стежок карандашом;

Схема готова!

11. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Табл. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия вышивкой в технике «изонить» направлено на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации человека в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Это творчество даёт возможность познакомиться с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя. Изучая творчество «изонить», вы познакомились с творчеством народных умельцев. Занятия таким творчеством продолжает формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких и друзей. Вы можете привлечь для совместной деятельности своих братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек. Чем больше людей применяют свои знания, тем интереснее получается результат.

Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ новогодней игрушки с изображением зверей. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в доме. И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками! И вы ими станете!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.

    Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.

    Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.

    Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

    Изонить(Текст ).- http :// klk . pp . ru /2007/08/14/ izonit . html .

    http://images.yandex.ru .

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ПРИЁМОВ ЗАПОЛНЕНИЯ В ИЗОНИТИ


Приложение 2

СХЕМЫ

1. Цветок (схему можно использовать для вышивания на диске)

2. Ромашки

3. Схема цветочная для открытки

4. Лошадь

5. Модель

6. Схемы узоров для вышивания на диске


7. Схемы для вышивания на диске

8. Лилия

9. Валентинка

10. Лебедь

11. Цыпленок

Приложение 3

Приложение 3

МАСТЕР-КЛАСС

ОТКРЫТКА «ВАЛЕНТИНКА»

Приближается День Святого Валентина. В этот день мы дарим друг другу валентинки с нежными словами и признаниями в любви, уважении, привязанности. Этот мастер-класс поможет вам сделать красивую открытку в подарок своим друзьям, родным и близким.
Для работы понадобятся:
- двухсторонняя цветная бумага;
- бумага с рисунком;
- нитки мулине;
- атласная лента;
- клей «Момент-кристалл»;
- скотч;
- фигурные ножницы.
1 . Из однотонной бумаги вырезаем прямоугольник желаемого размера и два сердца, края которых обрезаем фигурными ножницами.

2 . Далее берем бумагу с рисунком, вырезаем из нее прямоугольник так, чтобы он со всех сторон получился меньше основы примерно на 1,5 см - и приклеиваем к основе. Бумагу с рисунком и однотонную следует подобрать сочетающуюся между собой по цвету, так открытка будет смотреться гармонично.

3 . Теперь по периметру основы приклеиваем атласные ленты, имитируя рамочку.

4 . А сейчас вернемся к нашим сердечкам. С ними мы поработаем в технике «изонить». С обратной стороны скотчем приклеиваем кончик нитки.



5 . Выводим нить на лицевую сторону и начинаем оплетать сердечко с центра, отступив один «зубчик». Нить направляем не ровно вниз, а немного наискось.



6. Затем движемся по часовой стрелке, при этом направляем нитку вниз и перекрещиваем с предыдущим витком.

7 . Так делаем 7 - 9 витков, остальные уже не скрещиваем, а направляем все в одну точку.

8 . С другой стороны делаем все точно так же, с одним отличием – движемся против часовой стрелки.

10 . В итоге у вас получится вот такое сердечко. Конец нитки с обратной стороны закрепить скотчем. Со вторым сердечком проделываем все то же самое.

11 .Теперь сердечки приклеиваем к открытке клеем или двухсторонним скотчем. Можно приклеить на каждое по маленькому белому сердечку, всё зависит от вашей фантазии. Открытка готова!

Теперь эта открытка будет хранить в себе частичку вашей души – ведь она делалась с любовью и мыслями о дорогих и близких вам людях!

Приложение 4

ИДЕИ ДЛЯ НИТКОГРАФИИ

Цветы «Каллы» Луговые цветы Цветочная фантазия

Гроздь винограда Одуванчики Букет

Роза Клубнички Парусник

Тюльпан


Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Приём «Заполнение угла».

  1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
  3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
  4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
  5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
  6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Приём «Заполнение окружности».

  1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
  2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
  3. Сделать проколы в полученных точках.
  4. Вдеть нить в иглу.
  5. Заполнить окружность по схеме.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

Создание тоновой изонити.

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

Статьи по теме: